Вы здесь

Устав Сергиево-Посадского муниципального района

Глава 4.  УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
Статья 12. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления
 
1. На территории муниципального района действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Московской области.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района, обладают правами на участие в осуществлении местного самоуправления в соответствии с международными договорами и федеральными законами.
2. Органы местного самоуправления Сергиево-Посадского района информируют членов местного сообщества о принятых решениях через муниципальные и иные средства массовой информации. 
3. Органы местного самоуправления Сергиево-Посадского района обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по защите прав населения на местное самоуправление.
4. Члены местного сообщества имеют право обжаловать в суде решения органов и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения, по их мнению, нарушают их права и законные интересы.
5. Органы и должностные лица местного самоуправления Сергиево-Посадского района несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законами Российской Федерации и Московской области.
 
Статья 13. Районный референдум
 
1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения района проводится референдум Сергиево-Посадского района (далее – районный референдум).
2. Районный референдум – это голосование граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Сергиево-Посадского района, по наиболее важным вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления Сергиево-Посадского района.
На районный референдум не могут выноситься вопросы, определенные федеральным законом, а именно:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также  о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
- о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального района;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. Районный референдум проводится на всей территории района.
4. Решение о проведении районного референдума принимается Советом депутатов:
- по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в районном референдуме;
- по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
- по инициативе Совета депутатов и Главы района, выдвинутой ими совместно.
5. Условием назначения районного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых определяется в соответствии с действующим законодательством.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Московской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Советом депутатов  и Главой района, оформляется правовыми актами Совета депутатов и Главы района.
6. Совет депутатов обязан назначить районный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Совет депутатов документов, на основании которых назначается районный референдум. 
В случае если районный референдум не назначен Советом депутатов в установленные сроки, районный референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы района, органов государственной власти Московской области, избирательной комиссии Московской области или прокурора. В случае если районный референдум назначен судом, районный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения районного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти Московской области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения районного референдума.
7. Итоги голосования и принятое на районном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
8. Районный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение 24 месяцев со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.
9. Принятое на районном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории Сергиево-Посадского района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления Сергиево-Посадского района. В случае если для его реализации требуется издание муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления Сергиево-Посадского района, в компетенцию которого входит данный вопрос, принимает такой акт в установленные действующим законодательством сроки.
10. Решение о проведении районного референдума, а также принятое на районном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления Сергиево-Посадского района, прокурором, иными уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
11. Гарантии прав граждан на участие в районном референдуме, а также порядок подготовки и проведения районного референдума устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним законами Московской области.
 
Статья 14. Муниципальные (районные) выборы
 
1. Выборы Главы района, депутатов Совета депутатов осуществляются жителями Сергиево-Посадского района, обладающими избирательным правом, на муниципальных (районных) выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием установленных законом избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных (районных) выборов определяется действующим законодательством, а также соответствующими нормами настоящего Устава, которые определяют конкретный порядок выборов Главы района и депутатов Совета депутатов.
3. Выборы назначаются Советом депутатов, а в случаях, установленных федеральным законом, – избирательной комиссией Сергиево-Посадского района или судом.
4. Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. 
При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
5. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные действующим законодательством.
6. Финансирование проведения муниципальных выборов осуществляется из районного бюджета.
7. Не менее половины депутатских мандатов в Совете депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
8. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 15. Голосование по отзыву депутата, Главы района, голосование по вопросам изменения границ Сергиево-Посадского района, преобразования района
 
1. Голосование по отзыву депутата, Главы района проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом Московской области для проведения местного референдума с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ.
2. Основанием отзыва депутата, Главы района является нарушение им своими действиями (бездействием) или решениями действующего законодательства, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления района, принятых в пределах их компетенции, повлекшее нарушение прав и свобод физических и (или) юридических лиц, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
2.1. В случае если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в Совете депутатов замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.
3. Депутат, Глава района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном  округе.
4. Депутат, Глава района имеет право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе в рамках бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, предоставляемой в муниципальных средствах массовой информации.
5. Итоги голосования по отзыву депутата, Главы района, итоги голосования по вопросам изменения границ и преобразования Сергиево-Посадского района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Отзыв по указанному основанию не освобождает депутата, Главу района от иной ответственности за допущенные нарушения законов и нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления муниципального района в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
7. В случаях, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ, в целях получения согласия населения при изменении границ и преобразования Сергиево-Посадского района, проводится голосование по вопросам изменения границ и преобразования Сергиево-Посадского района.
8. Голосование по вопросам изменения границ Сергиево-Посадского района, преобразования района назначается Советом депутатов и проводится в соответствии  с законодательством Российской Федерации.
 
Статья 16. Собрание граждан
 
1. Для обсуждения вопросов местного значения муниципального района, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на части территории Сергиево-Посадского  района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по мере необходимости по инициативе населения, Совета депутатов, Главы района.
3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, полномочия собрания граждан, порядок опубликования (обнародования) итогов проведения собрания определяются Федеральным законом №131-ФЗ, настоящим Уставом и Положением о собраниях граждан, утверждаемым Советом депутатов.
 
Статья 17. Конференция граждан
 
1. Для обсуждения вопросов местного значения муниципального района, затрагивающих интересы всех жителей Сергиево-Посадского района, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов).
2. Итоги проведения конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
3. Порядок назначения и проведения конференций граждан, порядок избрания и полномочия делегатов, полномочия конференций граждан, порядок опубликования (обнародования) итогов проведения конференции определяются Положением о конференциях граждан, утверждаемым  Советом депутатов.
 
Статья 18. Правотворческая инициатива граждан
 
1. Под правотворческой инициативой в контексте настоящего Устава понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан Сергиево-Посадского района, обладающих избирательным правом, в порядке и на условиях, установленных в Положении о правотворческой инициативе, принимаемым Советом депутатов.
3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции Совета депутатов, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета депутатов. 
4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
 
Статья 19. Территориальное общественное самоуправление
 
   1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
   Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
   2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
   3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
   4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
   5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, входящего в состав Сергиево-Посадского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов соответствующего поселения.
   Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
   6. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Сергиево-Посадского района, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Совета депутатов соответствующего поселения.
 
Статья 20. Публичные слушания
 
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения муниципального района с участием жителей Сергиево-Посадского района могут (а в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации – должны) проводиться публичные слушания.
2. Инициаторами публичных слушаний могут быть:
- жители Сергиево-Посадского района, численностью не менее 50 человек;
- Глава района;
- Совет депутатов.
3. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
- проект Устава района или акта о внесении изменений и (или) дополнений в Устав района, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными  законами;
- проект бюджета района и отчет о его исполнении;
- вопросы о преобразовании района;
- проекты планов и программ развития Сергиево-Посадского муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, принимаемым Советом депутатов.
5. Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию.
 
Статья 21. Опрос граждан
 
1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории Сергиево-Посадского района для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. 
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители района, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
- Главы района или Совета депутатов – по вопросам местного значения;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального района для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется Положением об опросах граждан, принимаемым Советом депутатов.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом депутатов.
6. Жители Сергиево-Посадского района должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
- за счет средств местного бюджета – при проведении его по инициативе органов местного самоуправления Сергиево-Посадского района;
- за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Московской области.
8. Результаты опроса, проведенного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, подлежат официальному опубликованию в течение месяца.
 
Статья 22. Обращения граждан в органы местного самоуправления
 
1. Граждане Российской Федерации имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления муниципального района. 
2. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 
3. За нарушение должностными лицами местного самоуправления порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
 
Статья 23. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
 
1. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Московской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности и добровольности.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
3. С целью обсуждения общественно значимых проблем, анализа общественного мнения по важнейшим социальным, политическим и экономическим вопросам, выработке предложений и рекомендаций по решению наиболее важных проблем населения в районе создается Общественная палата. 
Полномочия, порядок формирования и взаимодействия Общественной палаты с органами местного самоуправления района определяется Положением об Общественной палате, принимаемым Советом депутатов.
4. С целью реализации инициатив молодежи при формировании и осуществлении социально-экономической политики в Сергиево-Посадском районе, формирования и реализации молодежной политики в Сергиево-Посадском районе создается Молодежный парламент.
Полномочия, порядок формирования и взаимодействия Молодежного парламента с органами местного самоуправления района определяется Положением о Молодежном парламенте, принимаемым Советом депутатов.
5. В Сергиево-Посадском районе может быть создан совещательный орган – Районное собрание, действующий на основании Положения, принимаемого нормативным правовым актом Совета депутатов, формируемый из представителей общественности и наделенный правом давать оценку деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
 
Статья 24. Предоставление гражданам информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
 
1. Органы и должностные лица местного самоуправления муниципального района обязаны обеспечить каждому жителю право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися осуществления местного самоуправления на территории муниципального района, если иное не предусмотрено законом.
2. Органы местного самоуправления района информируют жителей о своей работе по вопросам развития муниципального района.
3. В целях проведения обсуждения населением и использования материалов обсуждения для учета общественного мнения, подлежит обязательному опубликованию: 
- содержание проектов, планов экономического и социального развития района;
- районный бюджет, отчет о его исполнении;
- отчет об исполнении районных программ;
- планы по отчуждению объектов муниципальной собственности, имеющих особо важное значение для муниципального образования.
 
Статья 25. Отчеты должностных лиц местного самоуправления перед населением
 
Депутаты и должностные лица местного самоуправления не реже 1 раза в год обязаны отчитываться перед жителями района (избирательного округа) на собрании граждан. Информация о времени и месте проведения отчета должна быть доведена до сведения жителей не позднее чем за 1 неделю до проведения отчета.