А что, так можно было? Суд взыскал выплату по ОСАГО не по справочникам РСА. Справочник оценки осаго

А что, так можно было? Суд взыскал выплату по ОСАГО не по справочникам РСА

Спор Татарстанского УФАС с РСА о справочниках запчастей и нормо-часов для расчета выплат по ОСАГО открыл миллионам потребителей возможность перерасчета выплаты вообще без использования справочников. Пока такие случаи единичны. Но в случае массовой практики они значительно изменят уровень выплат в ОСАГО.

Предыстория

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан выдало Российскому союзу автостраховщиков (РСА) предписание, в котором обвинило союз в использовании доминирующего положения на рынке ОСАГО и занижении цен в справочниках запчастей и нормо-часов, применяемых для расчета выплат. УФАС указало, что в справочниках реальные рыночные цены на запчасти занижены в среднем на 30%, на материалы – на 25%. В марте 2019 г. Верховный суд РФ поддержал данное предписание, обязав РСА устранить нарушение (необоснованно заниженные цены в справочниках).

В Татарстанском УФАС АСН официально подтвердили, что актуализированные с учетом решения Верховного суда справочники должны применяться по страховым случаям «за период с 2016 по 2019 гг.». По данным РСА, за 2019 г. российские страховщики урегулировали 2,1 млн страховых случаев в сфере ОСАГО. В 2016 и 2017 гг. было урегулировано по 2,4 млн страховых случаев.

Вообще без справочников

АСН удалось обнаружить решение суда, который с учетом позиции Верховного суда по спору УФАС с РСА постановил взыскать со страховой компании выплату по ОСАГО, рассчитанную по рыночной стоимости ремонта без использования справочников РСА.

Минераловодский городской суд Ставропольского края в мае 2019 г. взыскал с «РЕСО-Гарантии» в пользу физлица 96 тыс. р. недоплаченной части страхового возмещения, 30 тыс. р. штрафа, 3 тыс. р. компенсации морального вреда и судебные издержки на представителя и оценщика. Спор потребителя со страховой компанией возник из-за оценки затрат на восстановительный ремонт автомобиля «КИА Церато», попавшего в ДТП на федеральной дороге «Кавказ».

В суде потребитель указал на предписание Татарстанского УФАС, поддержанное Верховным судом РФ. Он обратил внимание на то, что справочники РСА на момент судебных споров (май 2019 г.) не были сформированы «в строгом соответствии с Положением о единой методике». В связи с этим истец попросил вернуть экспертизу на доработку «с учетом износа заменяемых деталей на день ДТП, на основании Единой методики, но без использования справочника РСА».

Судья Иван Казанчев удовлетворил это ходатайство. В итоге с «РЕСО-Гарантии» взыскали недоплату, решение вступило в законную силу.

«Это революционное решение»

«Это революционное решение. При таком подходе Единая методика вообще ставится под сомнение. Нужно все пересматривать. Любое увеличение покрытия в страховании влечет за собой увеличение страхового тарифа», – заявил АСН руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, комментируя вердикт Минераловодского горсуда.

Изменение подхода к расчету размера ущерба по ОСАГО означает увеличение страхового покрытия по данному виду страхования, отмечает он: «В рамках действующего ценового коридора в ОСАГО это приведет к тому, что многие компании после изменения судебной практики поднимут цены, и заплатит конечный потребитель».

«Очень интересное дело»

Юрист Ольга Курзина считает решение Минераловодского горсуда «действительно интересным». «Наконец-то суды первой инстанции начали понимать, что методика и справочники – это не одно и то же. И суд назначил экспертизу по Единой методике, без справочников РСА, что я считаю совершенно справедливым», – говорит она. Ольга Курзина также подчеркнула, что до решения Верховного суда суды ориентировались исключительно на цены из справочников РСА – вне зависимости от того, сколько стоит запчасть. «Теперь ситуация немного меняется, но, к сожалению, таких решений очень мало», – говорит она.

Пока – единичные случаи

Мониторинга количества обратившихся с подобными исками Татарстанское УФАС не ведет. Однако примерно в 20 случаях ведомство привлекалось к подобным делам качестве третьего лица. Решения о перерасчете есть, но предоставить их в силу закона о персональных данных антимонопольный орган не вправе, указали в пресс-службе УФАС в ответ на запрос АСН.

В РСА отметили, что иски на основе предписания УФАС носят единичный характер. Суды крайне редко делают выводы, подобные Минераловодскому суду, указывают в союзе.

В «АльфаСтраховании» сообщили, что массовости подобных исков к компании нет, есть «несколько решений не в пользу страховщика, но все они обжалуются».

«Ингосстрах» с подобными претензиями не сталкивался, но следит за развитием ситуации.

В «Росгосстрахе» (компания в 2016 г. занимала около 28% рынка ОСАГО, в 2017 г. доля упала с 25% до 10%) предпочли не комментировать ситуацию.

К «РЕСО-Гарантии» были и иные подобные иски, сообщили АСН в компании, по ним были приняты «как положительные, так и отрицательные решения».

Страховщики против

Юристы «РЕСО-Гарантии» отрицательно относятся к описанной позиции суда. Применение справочника не может рассматриваться в отрыве от методики, за исключением случаев, предусмотренных самой методикой, заявил АСН заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Использование судами рыночной стоимости в обоснование расчета восстановительного ремонта транспортного средства – это прямое нарушение действующего законодательства (закона об ОСАГО и положения ЦБ о Единой методике). При определении стоимости запасных частей подлежат применению только сведения, содержащиеся в справочнике РСА, указывает директор юридического департамента «Ингосстраха» Татьяна Комарова.

Позиция «АльфаСтрахования» строится на том, что по закону об ОСАГО «мы обязаны использовать справочники РСА и Единую методику, поэтому с нашей стороны нарушений нет», – заявила АСН руководитель направления юридической поддержки департамента страховых выплат АО «АльфаСтрахование» Екатерина Кузичева.

В «АльфаСтраховании» прокомментировали и позицию УФАС о необходимости применения скорректированных в соответствии с решением Верховного суда справочников по страховым случаям «за период с 2016 по 2019 гг.». «Данные обязательства в таком объеме не могли быть зарезервированы страховыми компаниями. Пересмотр резервов под обязательства страховщиков, в разы превышающие выплаты прошлых периодов, означает для некоторых компаний банкротство, а для некоторых – снижение рентабельности до отрицательной. ОСАГО станет опять проблемной зоной для автовладельцев, снизится активность по продаже данного вида страхования, могут возникнуть проблемы с доступностью», – говорит руководитель управления методологии обязательных видов страхования Денис Макаров.

В РСА АСН заявили, что закон обратной силы не имеет, поэтому данные новых справочников «задним числом» применяться не могут. В то же время РСА в начале февраля предложил расширить действие новых справочников на ДТП, произошедшие ранее, но заявленные после 1 декабря 2019 г. – с даты актуализации справочников. «Мы пока не получили ответа от УФАС по Республике Татарстан на это предложение», – сообщили в РСА.

ФАС обнаружила нарушения в расчетах выплат по ОСАГО

Страховые компании должны произвести перерасчет «всех страховых выплат», которые пришлись на убытки по ОСАГО с 13 апреля 2016 г. по 30 ноября 2019 г. включительно, рассказал «Ведомостям» представитель Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Татарстана. Такая возможность появилась у автомобилистов благодаря предписанию службы в отношении Российского союза автостраховщиков (РСА).

Спор между татарстанским УФАС и РСА возник еще в апреле 2016 г. из-за справочников средней стоимости запчастей: их создает и обновляет сам РСА, по ним компании определяют размер компенсации в ОСАГО. Тогда служба установила, что справочники составлены с нарушениями, и предписала РСА их устранить. Расследование татарстанского УФАС выявило, что союз злоупотреблял своим положением при создании справочников, не учитывал экономического положения региона: разница стоимости запчастей в одном регионе может отличаться от цен в другом. Помимо этого справочники РСА противоречили методике ЦБ.

Читайте так же:  РЕСО-ГАРАНТИЯ - отзывы о компании. Ресо гарантия срок выплат по осаго

РСА долгое время пытался оспорить предписание в судах, но безуспешно. Конфликт был исчерпан только в конце прошлого года. 28 декабря 2019 г. татарстанское УФАС направило письмо в РСА, его получение означает исполнение союзом предписания службы, следует из протокола президиума РСА от 23 января, с которым ознакомились «Ведомости» (его подлинность подтвердил один из участников). Представитель татарстанского УФАС факт этой переписки c союзом подтвердил.

Президиум и правление РСА согласилось с предписанием УФАС и признало его, о чем уведомило и управление, рассказывает гендиректор МАКСа Надежда Мартьянова. Уведомление РСА об исполнении предписания получили и страховщики ОСАГО, говорит представитель «Энергогаранта».

В РСА не отрицают, что исполнили предписание татарстанского УФАС. Таковым представитель союза считает актуализацию справочников с 1 декабря 2019 г. Он рассказывает, что методология цен в справочниках была изменена согласно требованиям УФАС: в справочники вошли цены на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах России вместо 13, как это было ранее. В результате этого средняя стоимость запчастей в справочниках выросла в среднем на 6,5%, оценивает он, и отмечает, что о новых справочниках РСА уведомил татарстанкое УФАС. Его представитель сказал, что служба получила от РСА эти документы: сейчас они проверяются на соответствие розничным ценам, а также соблюдение методики ЦБ.

Однако для страховщиков проигрыш в споре с УФАС может стоить дополнительных выплат. Его представитель сказал «Ведомостям», что актуализированные справочники должны применяться и по старым убыткам: с 2016 по 2019 г., то есть по убыткам тех лет «надлежит произвести перерасчет всех страховых выплат». «Ведь по факту на тот момент использовались не соответствующие и не актуализированные в соответствии с методикой ЦБ справочники», – объясняет свою позицию представитель татарстанского УФАС.

Страховщики с таким утверждение татарстанского УФАС категорически не согласны. «Закон обратной силы не имеет, поэтому данные новых справочников задним числом применяться не могут», – передал «Ведомостям» президент РСА Игорь Юргенс. О невозможности перерасчета выплат за старые убытки союз написал в письме УФАС, знает Мартьянова. «Как это можно сделать задним числом, когда люди уже подписали соглашения и удовлетворены теми расчетами, которые были?» – недоумевает она.

Однако после этого спора с УФАС РСА решил пойти навстречу страхователям и впервые предложил распространить обновленные справочники на все ДТП, заявленные после 1 декабря 2019 г. , то есть с даты последней актуализации цен. Сейчас то, какие именно применяются справочники, определяется по дате ДТП, объясняет представитель союза. Так, по авариям, наступившим до 1 декабря 2019 г., применяются справочники, которые были актуальны на дату ДТП.

Если предложение РСА согласует ФАС, то по новым справочникам выплаты смогут получить и те автомобилисты, чьи аварии случились до 1 декабря 2019 г. и были заявлены после этой даты, говорит представитель РСА.

Насколько верны цены в справочниках, которые долгое время не нравились татарстанскому УФАС, страховщики оценить затруднились. «Такие расчеты не осуществлялись, – объясняет замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. – Маловероятно, что ошибка методологии расчета цен справочников привела к существенной ошибке при расчете цен».

В «РЕСО-гарантию» страхователи не обращались с требованием пересчитать размер выплат по старым убыткам, говорит Иванов. В МАКСе тоже таких обращений не было, сказала Мартьянова. «Если такие обращения поступят, они будут рассмотрены в соответствии с действующим законодательством», – рассказывает представитель «Энергогаранта», но пока таких обращений нет, подчеркивает он. Остальные крупные страховщики, опрошенные «Ведомостями», отказались от любых комментариев, а представитель ЦБ оставил запрос «Ведомостей» без ответа.

Представитель РСА не стал комментировать, ожидает ли союз массовых обращений от страхователей с требованием перерасчета выплат за старые аварии. Такой возможностью могут воспользоваться миллионы автомобилистов. Только за 11 месяцев 2019 г. страховщики урегулировали 1,9 млн страховых случаев по ОСАГО, за 2017 г. – 2,3 млн убытков, свидетельствует статистика РСА. За девять месяцев 2016 г. – 2,04 млн случаев соответственно (данные ЦБ).

Красиво уйти: страховщики оплатят утрату товарной стоимости авто

Банк России подготовил проект масштабной реформы Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей по ОСАГО. В методику оценки ущерба впервые введены коэффициенты компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля, побывшего в ДТП. Ранее страховщики всячески уклонялись от этих выплат через ОСАГО, поскольку нормативно такая обязанность нигде не была закреплена. Кроме того, для каждого субъекта Российской Федерации сформируют собственные справочники цен на запчасти и будут обновлять их раз в три месяца. Эксперты положительно оценивают нововведения, подробнее об этом в материале «Известий».

Не битая, не крашеная

Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.

«Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Сейчас автомобилисты чрезвычайно редко получают деньги за УТС по ОСАГО. Например, автомобиль, попавший в серьезное ДТП, имеет окрашенные кузовные детали, при перепродаже собственнику придется сделать скидку покупателю, поскольку машина утратила качественную заводскую окраску или же структура кузова от удара была нарушена. Разница в цене на отремонтированные автомобили может достигать несколько сотен тысяч рублей в зависимости от марки, модели и года выпуска. Как правило, страховые компании уклоняются от компенсации утраты товарной стоимости авто, хотя еще в 2015 году пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО.

Согласно проекту поправок, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена в случае устранения перекоса кузова (проема) или рамы; замены несъемных элементов кузова; ремонта съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение), в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраски наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; разборки салона, вызывавшей нарушение качества заводской сборки.

Не получится получить компенсацию УТС, если срок эксплуатации автомобиля превышает пять лет; автомобиль используется в качестве такси более двух с половиной лет. Не будет выплат за грузовики старше трех лет, автобусы перевозчиков — старше года, остальные автобусы — три года. При замене кузова также не стоит рассчитывать на компенсацию, если на момент повреждения имелась коррозия. Не будет дополнительной компенсационной выплаты и за кузовной ремонт первой категории сложности, где не потребовалось нагрева элементов для выравнивания. Детали с ржавчиной или поврежденные в других ДТП, сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски, площадью не более 0,25 дм 2 , также останутся без компенсации по УТС.

В Российском союзе автостраховщиков «Известиям» сообщили, что, по их мнению, возмещение УТС должно производиться только при выплате по ОСАГО деньгами, а при ремонте автомобиля в автосервисе страховщика новыми запчастями никакого УТС быть не должно. В РСА прогнозируют рост тарифов из-за дополнительных расходов.

Читайте так же:  Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ненецкому автономному округу. Фсс 28 заявление о возмещении

«Применение этой нормы, безусловно, увеличит количество требований потерпевших о возмещении УТС, снизит количество споров между страховщиками и потерпевшими по этой позиции, это, конечно же, в пользу потребителей страховых услуг. Однако сейчас сложно сказать, как возрастут выплаты по ОСАГО вследствие этого, какие тарифы по ОСАГО будут устанавливать страховщики, чтобы компенсировать неизбежный рост общих объемов выплат из-за увеличения выплат по УТС», — заявили в РСА.

Загляните в справочник

Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.

Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2019 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.

«Стоимостные показатели будут в большей степени приближены к реалиям отдельных регионов. Основным нововведением в части источников получения стоимостной информации стало включение в них интернет-магазинов, удовлетворяющих установленным требованиям. Порядок определения финальной стоимости, включаемой в справочники, стал более четко сформулирован, буквально пошагово, что должно сделать механизм формирования справочников более прозрачным и понятным. Кроме того, в проекте предусматривается формат регулярного общественного мониторинга справочников до их очередной актуализации, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

Сверхдоходы под угрозой

У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.

Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.

ЦБ готовит обновление Единой Методики ОСАГО

Вчера, а именно 05.06.19 Центробанк, (регулятор ОСАГО) сообщил о скором изменении положения «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), основного документа, на основании которого рассчитывается ущерб для целей ОСАГО. Уже опубликован текст проекта методики.

На официальном аккаунте в Facebook ведомства сказано следующее:

Методика определения размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства по договору ОСАГО будет скорректирована. В частности, ценовые справочники будут формироваться и утверждаться по-новому.

Проектом новой редакции методики (уже опубликован на нашем сайте) предполагается, что справочники будут формироваться отдельно для каждого региона и актуализироваться раз в три месяца. Перед каждой публикацией новой версии справочников профессиональное объединение страховщиков должно будет разместить ее на сайте и собрать замечания экспертов.

В проекте также конкретизированы источники получения информации о стоимости запасных частей, скорректирован и более четко прописан порядок определения финальной цены, которая должна попасть в справочник. Кроме того, в отдельных случаях эксперту-технику предоставляется возможность самостоятельно провести изучение формирования стоимости запчасти.

Другое важное нововведение – установление порядка определения размера утраты товарной стоимости транспортного средства в результате повреждения и последующего ремонта.

Мы рассчитываем, что эти изменения помогут повысить прозрачность формирования стоимостных справочников и исключить неоднозначные формулировки, которые ранее вызывали большое количество разногласий.

На данный момент документ не утвержден и до 18.06.19 регулятор предлагает присоединиться к обсуждению новой редакции ЕМ

Что готовит новая методика

Обновлений в новой версии ЕМ немало, в наших следующих статьях мы будем более детально рассматривать изменения проекта, а также изменения утвержденной версии. В данном материале мы обсудим то, что бросилось в глаза при первичном изучении проекта:

Актуализация справочника РСА раз в 3 месяца

7.4. Профессиональное объединение страховщиков осуществляет актуализацию Справочников один раз в три месяца. При осуществлении
актуализации Справочников профессиональное объединение страховщиков использует, в том числе результаты исследований, поступившие в соответствии с пунктом 7.7. настоящей Методики.

Речь идет о справочниках стоимости запчастей и работ, которые формирует Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Напомним, что раньше справочники актуализировались раз в 6 месяцев. Кроме сокращения времени актуализации появляется возможность независимых экспертов проверить стоимость запчастей и внести свои замечания.

Однако, с учетом количества наименований не стоит надеяться, что такая возможность будет иметь серьезное влияние на сами справочники. Как известно, справочники содержат сотни тысяч наименований и вряд ли кто-то сможет и захочет обработать такой объем данных на альтруистских началах.

Манипуляция с одноразовыми деталями

п.3.7.3 – Крепежные элементы, детали одноразового использования, применение которых необходимо при выполнении ремонта транспортного средства в расчет не включаются. Их совокупная стоимость применяется в размере 2% от общей стоимости заменяемых деталей рассчитанной с учетом износа.

Что это значит? Во-первых, возвращается понятие износа, которое фактически отменялось после введения натурального возмещения, самое забавное, что возвращается оно для одноразовых деталей. Во-вторых, те самые 2% вряд ли перекроют стоимость названных деталей во многих случаях, т.к. зачастую названные элементы обладают значительной стоимостью. А как быть с крепежом и одноразовыми деталями при ремонте (без замены)? – Прослеживается очередная попытка манипуляции и занижения ущерба.

Предлагается законно недоплачивать треть ущерба

7.7. В случае возникновения сомнения в актуальности содержащейся в Справочнике информации эксперт–техник (экспертная организация) вправе самостоятельно провести исследование в отношении конкретной запасной части (детали, узла, агрегата). При этом эксперт-техник (экспертная организация) вправе использовать полученные самостоятельно данные только при совпадении одновременно следующих условий:

исследование проведено в соответствии с настоящей Методикой;

полученная средняя стоимость запасной части (детали, узла, агрегата) отличается от содержащегося в Справочнике значения более чем на 33 %;

Пожалуй, это самый эпичный пункт. Напомним, что в старой версии ЕМ говорилось о том, что стоимость не должна отличаться более чем на 10% и этот пункт безуспешно оспаривался в судах.

Теперь регулятор решил не мелочиться и позволить РСА «отрубить» сразу треть от стоимости запчастей. Любопытно, как это планируется обосновать, если общепринятая статистическая погрешность составляет те самые 10%.

Справочник оценки осаго

Стоимость запчастей для ремонта машин по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) с 1 декабря будет рассчитываться по новым справочникам. Составитель справочников — Российский союз автостраховщиков (РСА) — обновил среднюю стоимость запчастей для натурального возмещения по ОСАГО в соответствии с предписанием антимонопольной службы Татарстана, которая еще в 2016 году выявила занижение цен в справочниках. После актуализации справочника цены на запчасти в среднем вырастут на 6,5%.

Читайте так же:  Документы на регистрации в Минюсте РФ (подборка подготовлена специалистами компании - КонсультантПлюс - ). Приказ 713 ростехнадзора

Об этом говорится в письме, которое РСА направил в управление ФАС по Республике Татарстан (УФАС) в рамках исполнения предписания. Факт направления такого письма и утверждения новых справочников РБК подтвердил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По закону страховщики оплачивают ремонт пострадавшего автомобиля или же возмещают ущерб деньгами застрахованному лицу на основании цен на запчасти из справочников РСА. Союз обновляет их каждые полгода — последний раз они были обновлены в июне. При занижении цен на автозапчасти либо застрахованное лицо получает меньше, чем нанесенный ущерб, либо автосервис недополучает средства от страховой компании.

Согласно вступившим в силу в апреле 2017 года поправкам в закон об ОСАГО, ремонт или «натуральное возмещение» — в приоритете над денежной выплатой. Клиенту предоставляется список автосервисов, при этом станция техобслуживания не должна находиться дальше 50 км от места ДТП или места проживания автовладельца. На ремонт дается не больше месяца. Если одно из условий не выполняется, то ущерб возмещается деньгами.

Существенное влияние на итоговую сумму выплат по ОСАГО оказывают расценки на ремонт автомобилей, установленные в справочниках средней стоимости запасных частей РСА, говорили в татарстанской ФАС. Однако антимонопольщики обнаружили, что цены в справочнике ниже реальных. Кроме того, в справочниках не учитывались цены на запчасти и ремонт автомобилей в некоторых регионах. Например, казанские автостраховщики производили выплаты по ценам Самары. А несоответствие цен составляло от 10 до 40%.

После того как в 2016 году УФАС Республики Татарстан вынесло РСА предписание, союз обжаловал его в суде, однако первая инстанция отказала РСА в иске. Тогда союз обратился в апелляцию — она отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила требования РСА. Кассация поддержала это решение, но Верховный суд встал на сторону татарстанского УФАС и в июле постановил в течение трех месяцев привести справочники РСА в соответствие с рыночными ценами на ремонт и запчасти в конкретном регионе.

Заниженные цены были давней проблемой по большей части для станций техобслуживания, так как по закону именно автосервис несет ответственность за надлежащий ремонт, объясняет ситуацию руководитель комитета по контролю качества страховых продуктов Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Сумма, которую им выплачивают страховщики за ремонт, рассчитывается по справочникам. При этом по закону ремонт должен производиться только новыми запчастями и с гарантией качества. «Справочники писались еще под «старый» порядок возмещения, где платили деньгами с учетом износа, и цены в нем действительно сильно занижены относительно стоимости новых», — отмечает эксперт. Во многих случаях невозможно найти даже неоригинальные запчасти по тем ценам, которые прописывались в справочниках.

При денежном возмещении ремонта на основании цен за запчасти в справочнике ранее страдали и обычные клиенты — они получали выплату, которой им в итоге не хватало на нормальный ремонт, и им приходилось доплачивать за него из собственного кармана, напоминает Крупнов.?

Как изменятся выплаты по ОСАГО?

По предварительным оценкам РСА, совокупный средний рост стоимости запасных частей после введения в действие новых справочников составит 6,5%, а значит, увеличит примерно на столько же среднюю выплату по ОСАГО, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Это не означает роста цен на запчасти для абсолютно всех машин — на какие-то запчасти цены могли не измениться, на какие-то вырасти на 10%, поясняет он. На цены повлияли и изменения курса рубля.

РСА впервые провел исследование по ценам в каждом субъекте России и городах-миллионниках в соответствии с предписанием УФАС Татарстана, говорит Уфимцев, хотя в этом не было особой необходимости — заказывать запчасти можно и через интернет, из Москвы в Хабаровск или Самару. Разница будет лишь в стоимости доставки, отмечает он.

Исследование РСА проводилось с августа по октябрь по 57 маркам транспортных средств. Были собраны 155 млн цен на оригинальные запчасти и 40 млн цен на неоригинальные запчасти. В итоге в новом справочнике РСА содержатся полмиллиарда позиций по 13 экономическим регионам на 40 млн деталей.

За десять месяцев 2019 года средняя выплата по ОСАГО оказалась равна 66,257 тыс. руб. — это на 14% меньше, чем годом ранее, следует из статистики РСА. В соответствии с ростом цен на запчасти она может вырасти в среднем на 4,3 тыс. — до 70,5 тыс. руб.

«Росгосстрах» оценивает потенциал роста средней выплаты в 2–2,3%. Сейчас средняя выплата по ОСАГО (если брать и ремонт, и денежные выплаты) в компании составляет около 57 тыс. руб., то есть вырастет она до 58,3 тыс. руб. Глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев считает, что рост цен на запчасти увеличит среднюю выплату по ОСАГО на 4%.

Предыдущие справочники в целом объективно отражали картину цен рынка запасных частей с незначительными недооценками и переоценками по некоторым позициям, считает руководитель Центра урегулирования претензий ВСК Олег Шумилин. Предстоящее повышение является прогнозируемым следствием инфляционных процессов, отмечает он, объясняя рост цен в справочнике влиянием ослабления курса рубля к иностранной валюте, так как большинство запасных частей — зарубежного производства.

Рост съела инфляция и курс

Представители автовладельцев и автосервисов сходятся в одном — новые справочники РСА существенно проблему с заниженными выплатами не решат.

Повышение цены на 6,5% — это издевательство над решением Верховного суда, так как это «повышение» уже съедено инфляцией и изменением курса, считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он предрекает, что автосервисы будут теперь экономить на ремонте. «Если раньше они могли при сломанном внутри бампере и починить его, и покрасить, то теперь будут оплачивать только покраску», — говорит он.

Что касается денежной компенсации, то застрахованные автомобилисты не почувствуют разницы вообще, считает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Основная проблема с компенсациями деньгами сейчас — это так называемая амортизация. Это означает, что выплата делается с учетом износа, а он может доходить до 50%, отмечает он, напоминая, что в ходе текущей реформы ОСАГО ЦБ предложил вообще отменить амортизацию при денежных выплатах. «Это было бы лучшим вариантом», — говорит Шкуматов.

Рост на 6,5% — непонятная и нефактурная цифра, считает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Наталья Жильцова. В РСА всегда говорят о средних ценах на сотни тысяч деталей, что не отражает реального роста. По ее словам, заложенный в справочники рост достаточно низкий по сравнению с разницей между ценами в справочниках и реальными ценами на рынке. Более конкретно комментировать повышение она готова после изучения новых справочников.

Существуют актуальные регулярно обновляемые справочники автозапчастей, которыми руководствуются страховщики в отношениях с сервисными центрами по автокаско, предлагает решение Андрей Крупнов из Общества потребителей. Учитывая, что сам по себе ремонт никак не зависит от того, по какому виду застрахован автомобиль (и даже застрахован ли он вообще), логично использовать один и тот же источник информации во всех случаях. «Это снимет вопросы об объективности оценки стоимости ремонта и позволит клиентам получать «натуральное возмещение» надлежащего качества», уверен эксперт.

admin