Административная ответственность за налоговые правонарушения Текст научной статьи по специальности — Государство и право. Административная ответственность за нарушение законодательства о ценных бумагах

административная ответственность за налоговые правонарушения Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Д. Д. Сайдулаев, И. Х. Агаева

Работа посвящена актуальной теме, связанной с административной ответственности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений . Автором рассмотрены понятие налогового правонарушения , виды и формы административной и налоговой ответственности , обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину, за совершение налоговых правонарушений и размеры штрафов за совершение налоговых правонарушений .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Д. Д. Сайдулаев, И. Х. Агаева,

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR TAX OFFENSES

The article is devoted to an urgent topic related to the administrative responsibility of taxpayers for tax offenses. The article discusses the concept of a tax offense, types and forms of administrative and tax liability, circumstances mitigating and aggravating guilt for committing tax offenses and the size of fines for committing tax offenses.

Текст научной работы на тему « административная ответственность за налоговые правонарушения»

?АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ

Д.Д. Сайдулаев, доцент И.Х. Агаева, студент

Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2019-10176

Аннотация. Работа посвящена актуальной теме, связанной с административной ответственности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Автором рассмотрены понятие налогового правонарушения, виды и формы административной и налоговой ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину, за совершение налоговых правонарушений и размеры штрафов за совершение налоговых правонарушений.

Ключевые слова: налоговое правонарушение, административная ответственность, налоговая ответственность, вина.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые правонарушения.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Налоговое правонарушение заключается как в бездействии налогоплательщика, так и в невыполнении, или ненадлежащем исполнении налогоплательщиков своих обязанностей. Налоговое правонарушение может быть совершено в форме не предоставления в указанный срок документов и прочих сведений, необходимых налоговым органам для осуществления мероприятий налогового контроля, а также неправильный учет доходов и расходов.

Налоговые органы составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления).

Кроме налоговых органов в налоговом администрировании принимают участие таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел и др.

Административная ответственность за налоговые правонарушения установлена гл. 15 Кодекса об административных пра-

вонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), содержащей составы правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Согласно нормам гл. 15 КоАП РФ, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей [1].

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция в виде штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом России в главах 16 и 18 [2].

К ответственности за совершение налогового правонарушения лицо может быть привлечено только при наличии вины в форме умысла или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допустило наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признаётся совершённым по неосторожности если лицо, его совершившее, не осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц, либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, а основанием для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, является установление факта такого правонарушения.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности по достижении 16 лет.

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ; повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Налоговая ответственность необходима для наложения на лицо совершившего налоговое правонарушение финансовую санкцию в виде штрафов и пеней.

При этом существуют обстоятельства, которые позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства:

— не установлен факт совершения налогового нарушения;

— вина налогоплательщика в совершении правонарушения не доказана;

— лицо, совершившее правонарушение не достигло 16-ти лет;

— истечение срок давности по данному налоговому правонарушению (3 года);

— нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;

— нарушитель не контролировал свои действия.

Этот перечень не является полным. Нужно отметить, что суд может самостоятельно решать, дополнительные обстоятельства которые могут носить смягчающий характер. Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций.

При совершении лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном, так и в досудебном порядке. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.

К административной ответственности привлекаются исключительно к должностным лицам. Законодательство допускает, что субъектом привлекающимся к ответственности может выступать и физическое лицо, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо.

Должностное лицо — это лицо, которое наделено определенными полномочиями управления, и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.

Зафиксируем определённые условия, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, среди них:

— при привлечении к ответственности юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;

— привлечение лица к ответственности за одно правонарушение несколько раз не допускается;

— виновное в налоговом правонарушении лицо обязано погасить всю налоговую

недоимку и выплатить все причитающие к уплате штрафы и пени;

— вина лица, совершившего налоговое правонарушение должна быть доказана в судебном порядке, если лицо его совершившее отказывается признать вину в досудебном порядке;

— в случае если вина налогоплательщика судом не доказана, применение санкций недопустимо;

— налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.

В России юридически закреплена презумпция невинности в ст. 49 Конституции России и в ст. 108 п. 6 НК РФ установлена презумпция невиновности налогоплательщика.

Судебный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

аблица 1. Административная ответственность за налоговые правонарушения

№ Вид|правонарушения Основание Кто|несет ответственность Штраф

1 Нарушение (срока постановкиЦна учетЦв на-логовом|органе ст.|15.3 КоАП Должностные Илица, кроме ¦ИП 500 -1000 руб.

2 Нарушение 1срока постановкиЦна учетЦв налоговом (органе, сопряженное 1с ведением (деятельности без »постановки на 1учет в ¦налоговом органе ст.Г5.3 КоАП Должностные ^^^^Нлица, за исключением|ИП 2000 -3000 руб.

3 Нарушение (срока представления |в н-орган ¦или орган|гос-го внебюджетного|фонда инф (об откр|или о|закр счетамв банкеяили иной ¦кредитной организации ст.|15.4 КоАП Должностные Илица, кроме (Ил 1000 -2000 руб.

4 Нарушение ^^Исроков представления (декларации в налоговый|орган ст.|15.4 КоАП Должностные Илица, кроме (ИП 300 — 500 руб.

5 Непредставлением срок!либо отказ|от представлениям налоговые|органы, таможенные (органы и органы [государственного внебюджетного Ифонда документов Иили иных (сведений, необходимых 1для осуществления (налогового контроля. |Или представление ¦таких сведений |в неполном (объеме или |в искаженномриде ч. |1 ст. 115.6 КоАП Граждане 100 — 300 руб.

6 То|же самое ч. |1 ст. 115.6 КоАП Должностные Илица, кроме 1ИП 300 — 500 руб.

7 Грубоерарушение правилредения бухучета ^представления бух|отчетности ст.15.11 |КоАП Должностные Илица, кроме ¦ИП 5000 — 10 000 |ру(5.

Источник: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

— продолжение противоправной деятельности, несмотря на требование уполномоченных лиц ее прекратить;

— повторное совершение однородного правонарушения в течении года;

— вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних лиц;

— совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору;

— совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, либо в состоянии опьянения.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установленная статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП представлена в таблице 1.

Рассмотрим их поподробнее с целью выявления особенностей и недостатков усиления или смягчения административной ответственности для граждан и должностных лиц организаций.

Приступая к анализу судебной практики, следует отметить, что повышенная ответственность должностных лиц, как субъектов административной ответственности предопределяет необходимость осуществления постоянного контроля в курируемой сфере деятельности.

На основании изменений, внесенных законом №77-ФЗ в ст. 4.5 КоАП РФ, к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете могут привлечь в течение двух лет со дня совершения деяния. При этом мера ответственности в виде дисквалификации за повторное правонарушение может быть назначена только в течение года со дня его совершения (см. ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Ранее, относя грубые нарушения требований к бухучету к категории правонарушений законодательства о налогах и сборах, должностных лиц коммерческих организаций привлекали к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ в течение года со дня совершения правонарушения

Наказание за грубое нарушение правил бухучета стало строже. Виновным с апреля 2016 г. грозит административный штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ), когда ранее он составлял от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Читайте так же:  ТОП-10 самых интересных трудовых споров. Приказ 234 от 31.07.2019 правила оказания услуг почтовой связи

Также введена ответственность за повторное нарушение требований к бухучету (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф в этом случае — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Вместо него могут применить дисквалификацию на срок от года до двух лет. Следует отметить, что нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания, и до того, как истек год с даты исполнения этого постановления.

Библиографический список 1. Кодекс об административной ответственности РФ (КоАП РФ) ст. 15.9 [Электронный ресурс]: Режим доступа // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/89a3c713f4b7983f61921d4ff74c3a1 984a3ccf5/

Кроме того, расширен перечень ситуаций, признаваемых грубым нарушением. Например, добавлен случай, когда в регистрах бухучета отражен факт хозяйственной жизни, которого не было.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения в финансовой сфере представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них в сфере формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Следовательно, подводя итог проведенному анализу статей 15.3-15.9 и 15.11 Ко-АП РФ, можно отметить следующие тенденции:

1) Наблюдается усиление административной ответственности для должностных лиц организаций (ст.15.11 КоАП РФ);

2) В связи со значительным изменением законодательства о страховых взносах, в название и диспозицию статьи 15.5 и 15.9 КоАП РФ также внесли понятие «расчета страховых взносов» и «плательщика страховых взносов», но санкции остались без изменения;

3) Несколько изменился п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ относительно нарушения сроков предоставления (сообщения) сведений в налоговые органы, но в санкцию также не вносились изменения;

4) Название ст.15.8 КоАП РФ было дополнено тем, что административная ответственность устанавливается не только в отношении нарушения сроков исполнения поручения о перечислении налога (сбора), а также и в отношении страховых взносов, пеней и штрафов, в санкцию данной статьи изменения также не вносились.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Электронный ресурс]: Режим доступа// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/47729c44dabaae4b11f8382d5a0395 8d1a11f710/

3. КайхаровМ.С. Механизм привлечения субъекта налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения / М.С. Кайхаров // Наука XXI века. 2017. №6.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR TAX OFFENSES

D.D. Saidulayev, associate professor I. Kh. Agaeva, student Chechen state university (Russia, Grozny)

Abstract. The article is devoted to an urgent topic related to the administrative responsibility of taxpayers for tax offenses. The article discusses the concept of a tax offense, types and forms of administrative and tax liability, circumstances mitigating and aggravating guilt for committing tax offenses and the size of fines for committing tax offenses.

Keywords: tax offense, administrative responsibility, tax liability, wine.

За что штрафуют должностных лиц, а за что — только организации

Федеральная налоговая служба России опубликовала и направила для исполнения в свои территориальные органы письмо от 06.09.2019 № ЕД-18-15/[email protected], в котором разъяснила порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговики напомнили, за какие правонарушения следует наказать не только саму организацию-нарушителя, но и ее должностных лиц. А также дала рекомендаци, как правильно определить виновного работника.

Штрафы для должностных лиц от ФНС

Административные правонарушения, за которые налоговики могут привлечь к ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков, предусмотрены следующими статьями (перейдя по ссылкам, можно увидеть и размеры штрафов):

  • 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • 13.25 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах»;
  • 14.24 КоАП РФ «Нарушение законодательства об организованных торгах»;
  • 14.55 КоАП РФ «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»;
  • 14.56 КоАП РФ «Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов»;
  • 14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники»;
  • 15.22 КоАП РФ «Нарушение ведения реестра владельцев ценных бумаг»
  • 15.23.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов»;
  • 15.24.1 КоАП РФ «Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства»;
  • 15.26.1 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о микрофинансовой деятельности»;
  • 15.29 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, репозитария, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов»;
  • 15.30 КоАП РФ «Манипулирование рынком»;
  • 15.37 КоАП РФ «Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности»;
  • 15.38 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательства о сельскохозяйственной кооперации»;
  • 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль»;
  • 19.7.3 КоАП РФ «Непредставление информации в Банк России».
  • В своем письме специалисты ФНС России рассказали, что в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к этой статье сказано:

    Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

    То есть, к ответственности может быть привлечен как директор организации, так и главный бухгалтер. Главное при этом, как утверждают налоговики, правильно определить должностное лицо, которое следует привлечь к ответственности за административное нарушение. В этом случае специалисты ИФНС должны, как сказано в письме:

    Принимать во внимание документы, наделяющие полномочиями по осуществлению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций должностных лиц, в том числе правом подписи налоговой и бухгалтерской отчетности.

    Когда виновник найден, его можно привлекать к административной ответственности, то есть предупреждать или штрафовать.

    Штрафы для организаций

    Организацию-налогоплательщика сотрудники ФНС России могут привлечь к ответственности за нарушение налогового законодательства, в частности предусмотренное статьями:

    • 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)»;
    • 129.1 НК РФ «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»;
    • 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)»;
    • 119 НК РФ «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)»,

    и другим статьям НК РФ. Главное — помнить, что штраф для организации не исключает административной ответственности должностного лица, и наоборот.

    В Совете Федерации состоялось 460-е заседание

    Сенаторы рассмотрели 21 вопрос.

    В ходе 460-го заседания Совета Федерации сенаторы высказались по актуальным вопросам

    Сенаторы обсудили вопросы применения контрольно-кассовой техники в малогабаритных торговых объектах, неправомерное взыскание газоснабжающими организациями денег с физических лиц при подаче сетевого бытового газа.

    Уточняется перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц

    Совет Федерации одобрил изменения в часть вторую Налогового кодекса.

    Устанавливается административная ответственность за распространение продукции СМИ, в запись о регистрации которых не внесены произошедшие изменения

    Совет Федерации одобрил изменение в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований при обращении с различными отходами

    Совет Федерации внес изменения в КоАП РФ.

    Совершенствуются положения о комплексных кадастровых работах

    СФ одобрил изменения в законы о кадастровой деятельности и о государственной регистрации недвижимости.

    Отменяется лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений

    Совет Федерации внес соответствующие изменения в законодательство.

    Иностранцы, участвующие в подготовке чемпионатов по профессиональному мастерству, смогут работать в РФ без получения разрешений

    Совет Федерации одобрил соответствующий закон.

    Совет Федерации одобрил закон, уточняющий полномочия по лицензированию образовательной деятельности

    Внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

    Глава МЧС РФ рассказал о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Евгений Зиничев выступил в рамках «Правительственного часа».

    В Совете Федерации прошла презентация Рязанской области

    Рязанская область — один из динамично развивающихся регионов, обладающих значительным промышленным, сельскохозяйственным и научным потенциалом, отметила В. Матвиенко.

    В Совете Федерации выступила ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина М. Русецкая

    Выступление в рамках «времени эксперта» было посвящено теме «Языковая политика — фактор развития человеческого потенциала и национальной безопасности».

    Уточняются положения законодательства, касающиеся профессиональных участников рынка ценных бумаг

    Совет Федерации внес изменения в законы о рынке ценных бумаг и о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка.

    Совершенствуется режим пребывания в России иностранных граждан – творческих работников

    Совет Федерации одобрил изменения в законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Усиливается уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

    Совет Федерации одобрил изменения в Уголовный кодекс РФ.

    Вводится административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях режима ЧС

    Совет Федерации одобрил изменение в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    А. Климов представил второй ежегодный доклад Временной комиссии СФ по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ

    За прошедшие два года вокруг сенаторской комиссии возникла большая группа высококвалифицированных экспертов, отметил сенатор.

    На «правительственный час» следующего заседания Совета Федерации приглашена О. Васильева

    Планируется, что Министр просвещения Российской Федерации расскажет сенаторам о ходе реализации национального проекта «Образование».

    Административная ответственность публичных акционерных обществ за нарушения требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках

    1. Введение

    Обязанность по предоставлению и раскрытию публичными акционерными обществами информации на финансовых рынках установлена главой 7 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», главой XIII Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Положениями о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П) и др. актами.

    Читайте так же:  Приказ о нормах расхода топлива. Образец приказа об утверждении норм расхода

    Действующим законодательством, а именно ст. 15.19. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязанности по предоставлению и раскрытию информации на финансовых рынках.

    Необходимо различать ответственность по ст. 15.19. КоАП РФ, и ответственность по ст. 185.1. УК РФ, регулирующей привлечение к уголовной ответственности за злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Под ст. 185.1 УК РФ попадают исключительно злостные (неоднократные, продолжительные) действия (бездействия) при уклонении от раскрытия или предоставления информации, либо действия по предоставлению заведомо неполной или ложной информации, в результате которых причинен крупный ущерб в размере от одного миллиона пятисот тысяч рублей.

    Появление ст. 15.19. КоАП РФ связанно с необходимостью обеспечения участников рынка ценных бумаг максимальным объемом достоверной информации, наличие или отсутствие которой влияет на стоимость финансовых инструментов. Тем самым законодатель поддерживает информационную открытость для целей совершения сделок с ценными бумагами, реализации прав из них и принятия необходимых решений. Именно информация в условиях сложившихся рыночных отношений существенно влияет на стоимость активов выраженных в ценных бумагах.

    Некоторые суды отмечают, что существенная угроза охраняемым ст. 15.9 КоАП РФ общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 № 07АП-9083/2015 по делу № А45-12118/2015), т.е. делают акцент на формальном составе данного правонарушения.

    Согласно ст. 15.19. КоАП РФ к таким нарушениям относят:

    — непредставление и нераскрытие информации;

    — нарушение порядка и сроков представления либо раскрытия информации;

    — предоставление либо раскрытие информации не в полном объеме;

    — предоставление либо раскрытие недостоверной информации;

    — предоставления либо раскрытие информации вводящей в заблуждение.

    Перечень должностных лиц Банка России уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 15.19 КоАП РФ содержится в Приказе Банка России от 11.08.2017 № ОД-2280 «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях»

    2. Административная ответственность,

    связанная с нарушениями обязанности по раскрытию информации, перечень и

    порядок раскрытия информации

    Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по раскрытию информации определена в виде штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Раскрытие информации на рынке ценных бумаг законодатель определяет как обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

    Условия о сроках и способе раскрытия информации содержатся положениях о раскрытии информации и зависят от характера предоставляемой информации. Раскрытие информации может осуществляться в ленте новостей и/или на сайте в сети Интернет одного из распространителей информации на рынке ценных бумаг.

    Для АО, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, установлено дополнительное требование о размещении на главной (начальной) странице эмитента в сети Интернет ссылки на страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, на которой осуществляется опубликование информации такого эмитента, либо ссылку на указанную ссылку.

    П. 2.17 Положений о раскрытии информации предусмотрено, что если последний день для предоставления либо раскрытия информации приходится на выходной или нерабочий праздничный день, АО вправе исполнить эту обязанность в ближайший рабочий день.

    Перечень информации подлежащей раскрытию ПАО является достаточно обширным. Его можно подразделить на общую информацию подлежащую размещению любым эмитентом эмиссионных ценных бумаг и специальную информацию, которую должно раскрывать именно ПАО.

    Перечень информации подлежащей раскрытию (Раздел VII Положений о раскрытии информации) и сроки, за исключением информации, обязанность по раскрытию которой возложена на отдельные категории ПАО:

    Информация, подлежащая раскрытию

    Срок для раскрытия информации

    не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала

    сообщения о существенных фактах

    на странице в сети Интернет — не позднее двух дней

    годовой отчет публичного акционерного общества

    в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

    годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности

    не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

    устав и внутренние документы публичного акционерного общества, регулирующие деятельность органов публичного акционерного общества

    устав — в течение двух дней с даты, в которую узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации

    Изменения (дополнения) в устав или устав в новой редакции не позднее двух дней с даты получения акционерным обществом документов уполномоченного государственного органа, свидетельствующих о государственной регистрации таких изменений и (или) дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и (или) дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа — не позднее двух дней с даты такого уведомления

    сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества

    в срок не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала

    решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг публичного акционерного общества

    не более двух дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг акционерного общества на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше.

    текст зарегистрированных изменений, внесенных в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (в программу облигаций, в условия выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций)

    в срок не более двух дней с даты опубликования информации о регистрации таких изменений на странице регистрирующего органа в сети Интернет или получения акционерным обществом письменного уведомления регистрирующего органа о регистрации указанных изменений посредством почтовой, факсимильной, электронной связи, вручения под роспись в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше

    уведомление о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества

    в срок не более трех дней с даты получения уведомления

    уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества

    не более трех дней с даты получения подтверждения о принятии судом соответствующего иска к производству

    о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;

    о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;

    в ленте новостей — не позднее одного дня;

    об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;

    о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;

    на странице в сети Интернет — не позднее двух дней.

    о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества;

    в ленте новостей — не позднее чем за четыре рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи;

    на странице в сети Интернет — не позднее чем за три рабочих дня до даты направления акционерным обществом в уполномоченный государственный орган заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

    о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения;

    о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного акционерного общества;

    о принятии судом к производству иска об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества.

    годовая консолидированная финансовая отчетность

    не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года;

    Промежуточная консолидированная финансовая отчетность

    не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала;

    3. Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по предоставлению информации, перечень и порядок предоставления информации

    Административная ответственность, связанная с нарушениями обязанности по предоставлению информации определена в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

    Общее понятие предоставления информации содержится в п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

    Предоставление информации ПАО регулируется 2.9 Положений о раскрытии информации, ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Указаниями Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов», Письмо Банка России от 07.07.2015 № 06-59/5740 «О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества». Некоторые разъяснения даны в информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».

    Читайте так же:  Дом покомнатно в Одессе, 3 комнаты, 2 этаж. Одесса проживание 2019

    ПАО при поступлении от управомоченного лица запроса на предоставление информации обязано предоставить такую информацию в сроки и форме установленные законодателем с учетом положений устава и законных требований заявителя.

    Предоставление информации для акционеров возможно путем ознакомления либо предоставления копий документов (абз. 2 п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»).

    Кроме акционеров право на предоставление информации имеют: лица, у которых были выкуплены акции публичного акционерного общества, лицам, реализующие права по акциям, представители РФ, субъекта РФ, муниципального образования при использовании в отношении общества специального права на участие в управлении им, т.е. «золотой акции» (п. 2 Указание Банка России от 22.09.2014 N 3388-У).

    Лица, у которых были выкуплены акции публичного акционерного общества вправе требовать предоставление информации о деятельности общества, связанной соответственно с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом, либо с определением цены выкупленных акций (абз. 2 п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144).

    Перечень документов, которые обязано ПАО предоставить акционерам, а так же специальные требования к акционерам, которые вправе получать определенную информацию содержатся в ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    Важно отметить, что если документ, требуемый управомоченным лицом, размещен ПАО в сети «Интернет» в свободном доступе, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации, то акционерное общество на основании пп. 1 п. 8 ст. 91 Закона «Об акционерных обществах» вправе отказать в доступе к документу.

    Также Постановление Правительства РФ от 15.01.2019 № 10 установлены случаи, когда ПАО освобождается от обязанности по раскрытию и (или) предоставению информации, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

    К данным случаям относятся:

    совершение сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;

    совершение сделки, заключенной с российскими юридическими лицами и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера.

    Перечень документов обязательных для предоставления ПАО акционерам:

    Предоставляемая информация

    Наличие дополнительных требований к акционеру, заявившему требование о предоставлении информации

    договор о создании общества

    по требованию любого акционера

    документ, подтверждающий государственную регистрацию общества

    решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг

    утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;

    положение о филиале или представительстве общества;

    годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;

    формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;

    документы, полученные обществом при

    приобретении более 30 процентов акций

    протоколы общих собраний акционеров

    списки аффилированных лиц общества

    заключения ревизионной комиссии общества

    проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию подлежащую раскрытию

    уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

    судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.

    информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок;

    по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества при условии указания деловой цели получения данной информации

    протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;

    отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность

    протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

    по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества

    документы бухгалтерского учета.

    гражданско-правовые договора (п. 30 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

    Предоставление указанной выше информации осуществляется в течение семи рабочих дней, при соблюдении дополнительных требований установленных законом, и уставом (предварительная оплата расходов, заключения соглашения о конфиденциальности др.).

    Если управомоченным лицом запрашиваются копии документов значительного объема (более 10 документов и (или) более 200 страниц) срок предоставления документов может быть продлен не более чем двадцать рабочих дней (п. 15 Указаний Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов»).

    Дополнительный перечень документов, которые ПАО обязано хранить и представлять по требованию акционера, определен также Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

    4. Судебная практика применения норм об административной ответственности, связанной с нарушениями ПАО обязанности по раскрытию и предоставлению информации на финансовых рынках.

    В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П суд указал на возможность судами снижения минимального размера штрафа для юридических лиц по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела. В дальнейшем эта возможность была законодательно закреплена в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

    В этом же Постановлении Конституционного Суда РФ указаны основания для снижения штрафа, к которым относится: характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания.

    Необходимо отметить, что некоторые суды при рассмотрении подобных дел применяют нормы регулирующие освобождение от административной ответственности вследствие малозначительности административного правонарушения, а именно ст. 2.9 КоАП РФ (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2019 № Ф06-31139/2019 по делу № А57-15284/2017, Постановление ФАС Центрального округа от 26.08.2010 по делу № А54-120/2010).

    Согласно п. 18. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

    Применяя данное положение суды должны учитывать характер информации, в отношении которой была нарушена обязанность по раскрытию и предоставлению. Если отсутствие данной информации не может причинить ущерб отношениям на финансовых рынках, а также причинить вред конкретным управомоченным лицам, то формальное разовое неисполнение данной обязанности, при отсутствии недобросовестности в действиях ПАО должно расцениваться судами как малозначительное правонарушение либо являться основанием для снижения штрафа, в том числе ниже предела установленного ст. 15.9 КоАП РФ.

    В тоже время есть и иная позиция судов, согласно которой наступление общественно — опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния и отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 № 02АП-10544/2015 по делу № А29-8364/2015).

    Суды должны оценивать обстоятельства, при которых ПАО нарушило обязанности по предоставлению и/или раскрытию информации: связано ли неисполнение обязанностей с корпоративным спором; намерено ли акционерное общество скрыло информацию; добросовестно ли действует управомоченное лицо; не может ли исполнение в срок требование акционера привести к приостановлению или существенному затруднению деятельности ПАО (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П, абз. 2 п. 11 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144); на какой срок была нарушена обязанность по раскрытию и предоставлению информации; были ли своевременно приняты ПАО меры по изменению (корректированию) информации, в соответствии с п. 2.4. Положений о раскрытии информации; сообщило ли ПАО об отсутствии у него требуемых документов в соответствии с п. 12 Указаний Банка России от 22.09.2014 № 3388-У.

    Если же ПАО совершает несколько действий (бездействий), входящих в объективную сторону одного состава административного правонарушения предусмотренного ст 15.9 КоАП РФ с альтернативно указанными действиями, то указанные обстоятельство не свидетельствуют о совокупности административных правонарушений, а являются основанием для квалификации данных действий как одного административного правонарушения (п. 3 «Обзора судебной практики по актуальным вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утвержден на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 23.06.2017).

    По некоторым делам суды признают незаконным и отменяют постановления о привлечении к административной ответственности из-за нарушения процедуры привлечения к административной ответственности (Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 № 304-АД16-13985 по делу № А67-4942/2015, Постановление Верховного Суда РФ от 28.10.2016 № 304-АД16-10429 по делу № А67-4940/2015), либо истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2014 № Ф07-1909/2014 по делу № А21-6646/2013).

    В результате анализа действующего законодательства, а также судебной практики применения ст. 15.19 КоАП РФ можно сделать вывод, что в настоящий момент установлены и рекомендуются достаточно жесткие санкции в отношении правонарушителей, что связано с повышенным интересом государства в привлечении инвестиций, в развитии рынка ценных бумаг и в создании более совершенного правового регулирования, обеспечивающего защиту интересов участников рынка.

    admin