Берегись пешехода. Требования пдд при дтп

Чуть было не ставшая громким и скандальным случаем история произошла в Санкт-Петербурге. В сентябре прошлого года восьмилетний мальчик на самокате выскочил на проезжую часть и попал под колеса инкассаторского броневика одного из крупнейших банков. Водитель выскочил из машины, хотя по инструкции это запрещено, чтобы помочь ребенку. Он же вызвал на место происшествия «скорую помощь».

У ребенка зафиксированы синяки, ссадины и сотрясение мозга. Автоинспекторы пришли к выводу, что ДТП произошло по вине мальчика, внезапно выехавшего на проезжую часть. Поэтому возбуждать административное дело не стали. Ведь ребенок — несовершеннолетний. А в действиях водителя состава правонарушения не нашли.

Казалось бы, на этом можно было бы и закончить. Но родители мальчика выставили иск против охранной фирмы и банка за причинение морального вреда. Каждому — по 500 тысяч рублей. Банк обиделся, обратился к независимому оценщику — для определения рыночной стоимости восстановительного ремонта инкассаторского автомобиля — и подал встречный иск отцу ребенка на 70 тысяч рублей.

Впрочем, суд, который рассматривал требования родителей мальчика, иск банка отклонил по формальным основаниям. А требования родителей удовлетворил частично, оценив моральный вред в 10 тысяч рублей.

Тогда банк подал иск в другой суд, и дело было принято к рассмотрению. Неделю назад состоялись предварительные слушания. Если бы не повышенный интерес прессы к этому делу, то еще неизвестно, чем бы процесс закончился. Но банк принял решение не продолжать судебные разбирательства по этому делу.

Напомним, в 2011 году Конституционный суд рассматривал дело гражданки Райм, очень схожее с этим. Там тоже ребенок попал под машину, получил многочисленные травмы и был признан виновным в ДТП. Одна из крупнейших страховых компаний отремонтировала машину по КАСКО и выставила регрессные требования к родителям ребенка.

Все суды подтвердили правомерность этих требований. А КС в свою очередь подтвердил законность норм Гражданского кодекса (ГК), позволяющих взыскивать с причинителя вреда ущерб в полном объеме. Согласно статье 1079 ГК владелец автомобиля обязан компенсировать причиненный им вред жизни и здоровью, независимо от того, виноват он или не виноват. Но при этом виновник ДТП не освобождается от ответственности за причиненный материальный ущерб. Возникает ответственность обеих сторон. Водитель должен возместить вред, причиненный здоровью пешехода, а тот, раз уж он виноват в аварии, обязан возместить материальный ущерб водителю.

С тех пор некоторые страховые компании этим активно пользуются, выставляя счета пешеходам, виновным в ДТП. Понятно, что это у многих вызывает недоумение. Человек пострадал, так еще и в долгу остался.

Чтобы избежать подобных ситуаций, министерство финансов даже предприняло законодательные попытки запретить регрессные требования к пешеходам. И законопроект с такой поправкой принят депутатами в первом чтении. Только вот эта поправка вносится в закон об ОСАГО. А в автогражданке регрессного требования к виновному в ДТП пешеходу возникнуть просто не может. В этой ситуации не возникает страхового случая, ведь для пешехода автогражданская ответственность не установлена.

Регресс возникает в случаях с КАСКО. А закон об ОСАГО не регулирует этот вид страховки. Эту поправку необходимо вносить в закон об организации страхового дела. Тогда бы этот пункт распространился на оба вида страхования. Остается только надеяться, что депутаты исправят эту оплошность ко второму чтению.

Как сообщили «РГ» в Российском союзе автостраховщиков, страховые компании уже давно выступают за то, чтобы избегать взыскания денег страховыми компаниями (суброгации) с пешехода, виновного в ДТП, и поддерживают поправки в законодательство. Более того, в той части, где это в их власти, они уже даже приняли изменения в регламентирующие документы. Так, 17.07.2019 Президиум РСА принял изменения в правила профдеятельности. Они состоят в том, что возникшая разница между стоимостью ремонта по КАСКО и полученной от страховщика виновника ДТП выплаты в рамках ОСАГО не должна взыскиваться с причинителя вреда. Исключением является только сумма, которая превышает лимит выплаты по ОСАГО, — 400 тысяч рублей, либо максимальный размер выплаты при Европротоколе. В этом случае страховщик, осуществивший потерпевшему выплату по КАСКО, может потребовать от причинителя вреда возместить сумму, превышающую 400 тысяч рублей (лимит по ОСАГО) либо лимит выплаты по Европротоколу.

Сергей Смирнов, юрист

— ДТП с участием пешехода всегда малоприятно для водителя. Дело в том, что прав водитель или нет, платить придется в любом случае. Так уж установлено у нас законом.

Так, к примеру, когда происходит столкновение двух автомобилей, при решении вопроса о компенсации материального ущерба будет учитываться кто виноват. Именно на виновное лицо возлагается обязанность компенсировать затраты на восстановление поврежденного автомобиля. Об этом говорится в статье 1064 ГК РФ.

В случае же с пешеходом, помимо этого, нужно применять положения, установленные статьей 1079 ГК РФ, где говорится, что владелец транспортного средства, которое является источником повышенной опасности, отвечает за причиненный вред вне зависимости наличия или отсутствия вины.

Конечно, при рассмотрении подобных дел в судах принимается во внимание наличие или отсутствие вины в действиях самого пешехода. Очень часто заявленные пострадавшим пешеходом суммы сильно снижает суд, усматривая в действиях пешехода неосторожность и невыполнение требований ПДД.

Владимир Соколов, глава Союза пешеходов России

— За автовладельцами действительно закреплено право на возмещение ущерба, и это нормально. Ненормально, когда пешеходу выставляет регрессные требования страховая компания. Ведь по КАСКО она работает со своим клиентом. Пешеход зачастую даже не в курсе, как и что там считают. В итоге он даже не может оспорить выставленную ему сумму. А суд не может установить степень вины каждого из участников ДТП и определить выплату в соответствии с этим. Особенно некрасиво все это выглядит в отношении пешеходов, которые стали виновниками по неосторожности. Они получили повреждения, а им еще и выставляют счет по оплате ремонта автомобиля. А если учесть, что автомобиль — дорогое удовольствие, то стоимость его ремонта может стать для них неподъемной. У нас есть такие пешеходы, которым пришлось признать себя ­банкротом из-за невозможности заплатить такую сумму.
Мы предложили внести изменения в Гражданский кодекс, согласно которым необходимо отделить людей, которые стали виновниками ДТП по простой неосторожности от тех, кто стал виновником по умыслу или в нетрезвом состоянии. При этом освободить первых от суброгации. Они уже пострадали. Такое решение никак не затронет страховые компании. Ведь в страховые резервы не закладывается возврат средств с виновника.

Е сли произошла авария, нужно немедленно первично обезопасить себя и других участников движения от дальнейших последствий. Для этого нужно:

  • заглушить двигатель, выключить зажигание;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки: согласно ПДД, он ставится как минимум в 15 метрах перед автомобилем в городе и в 30 метрах – за городом, но нужно учитывать конкретные условия (видимость, изгибы дороги), чтобы при необходимости установить знак на большем расстоянии;
  • убедиться в отсутствии пострадавших: если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и при наличии возможности и навыков оказать первую помощь.
  • Не будет лишним при наличии возможности найти свидетелей ДТП и записать их контактные данные.

    Основных вариантов оформления ДТП два. Первый – это так называемый европротокол: он позволяет оформить ДТП без вызова сотрудников полиции. Подробно о том, как оформить ДТП по европротоколу мы рассказывали в специальном материале, а здесь напомним ключевые условия. Так, для регистрации происшествия по упрощенной схеме нужно, чтобы:

  • в ДТП не было пострадавших;
  • в ДТП был нанесен ущерб не более чем 2 автомобилям;
  • все участники ДТП (один или оба) имели действующий полис ОСАГО;
  • участники ДТП не имели разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений;
  • нанесенный ущерб не превышал 50 тысяч рублей, а для ДТП, произошедших в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях – 400 тысяч рублей (при условии фиксации ДТП при помощи фото- или видеосъемки, а также системы ГЛОНАСС).
  • Читайте так же:  Необходимые требования для помещения газового котла. Требования к котельной снип

    Если хотя бы одно из указанных выше условий не соблюдается, нужно действовать по второму сценарию: вызывать сотрудников полиции и заполнять извещения о ДТП в их присутствии. В этом случае выплаты по ОСАГО ограничены только максимальной суммой в 400 тысяч рублей.

    Обратите внимание: инспекторы ГИБДД больше не выдают справки о ДТП, поэтому главным документом, в котором фиксируются обстоятельства аварии и полученные автомобилями повреждения, является именно извещение о ДТП, которое нужно заполнять максимально точно и подробно.

    Составляйте схему максимально точно, записывайте в обстоятельства и примечания все нюансы и детали, которые кажутся вам важными, и помните о том, что внесение изменений в извещение о ДТП после того, как в нем расписались оба участника, уже невозможно. Кроме своего экземпляра извещения о ДТП каждый из участников ДТП должен получить от инспектора копию протокола об административном правонарушении, а также копию постановления по делу об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.

    Пункт 2.6.1 ПДД уточняет порядок действий водителей при аварии, в которой нет пострадавших и разногласий относительно виновника ДТП. В таком случае водители должны подробно заснять на фото или видео место происшествия, а также полученные автомобилями повреждения, после чего убрать их с дороги, если они мешают движению:

    «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».

    За невыполнение требования об освобождении проезжей части после ДТП на водителя может быть наложен штраф в размере 1 тысяч рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП. На деле такие штрафы, конечно, не выдаются направо и налево: как правило, если у участников ДТП есть разногласия.

    Но злоупотреблять этим тоже не стоит: если причины ДТП очевидны, а поврежденные машины серьезно мешают движению, стоит подробно зафиксировать место происшествия и убрать их с дороги.

    Законодательство не запрещает водителям покинуть место ДТП, решив вопрос без официального оформления. Однако самым скользким обстоятельством здесь является оформление такого «джентльменского соглашения». Ни в коем случае нельзя покидать место ДТП, договорившись с другими участниками «на словах», а тем более передав им деньги за причиненный ущерб. Это чревато тем, что любой из участников может вернуться на место ДТП, вызвать полицию и указать в протоколе, что другой участник скрылся с место ДТП – а это, согласно части 2 статьи 12.27 КоАП, «влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток».

    Поэтому если все согласились «решить вопрос на месте», все равно нужно обязательно составить расписку в простой письменной форме, где будут указаны личные данные участников ДТП, обстоятельства, указание об отсутствии взаимных претензий, а при необходимости – суммы компенсации.

    Заполнив извещение о ДТП и получив от инспектора копии протокола и постановления об административном правонарушении автовладелец обязан обратиться в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней и передать ей заполненное извещение о ДТП. Потерпевший при этом прикладывает к извещению требование о страховой выплате.

    Содержание:

    Памятка при ДТП в 2019 году

    Добрый день, уважаемый читатель.

    Дорожно-транспортное происшествие — достаточно неприятная ситуация, от которой не застрахован ни один из водителей. Даже если Вы всегда соблюдаете требования правил дорожного движения, может найтись «умник», который своими необдуманными действиями вызовет аварию.

    На практике аккуратные водители попадают в ДТП достаточно редко. Соответственно, опыта в урегулировании происшествий у многих из них нет. Кроме того, сами правила оформления ДТП меняются довольно часто. Так что водитель может оказаться в неприятной ситуации, когда ему просто не понятно, что делать при ДТП.

    В этой статье будет рассмотрена компактная памятка, которая поможет сориентироваться при ДТП:

    Памятка при ДТП 2019 года

    В первую очередь предлагаю Вам скачать памятку:

    Памятка на случай ДТП представлена в формате pdf. Вы можете распечатать ее на листе формата А4 и положить в бардачок автомобиля.

    Другой вариант использования файла — закачать его в Ваш сотовый телефон или планшет. В случае необходимости Вы в любой момент сможете открыть памятку и прочитать ее.

    Лицевая часть памятки представляет собой перечень действий водителя при ДТП. Оборотная сторона содержит пункты правил дорожного движения, относящиеся к оформлению ДТП, а также таблицу с условиями самостоятельного оформления аварии.

    Лицевая сторона памятки

    Если произошло ДТП
    — заглушить двигатель (вынуть ключи и убрать в карман), включить стояночный тормоз (ручник), включить аварийную световую сигнализацию (аварийку).
    — выйти из автомобиля, выставить знак аварийной остановки (на расстоянии 15 м в населенном пункте, 30 м вне населенного пункта).
    — оценить последствия ДТП и понять, есть ли пострадавшие?
    Есть пострадавшие?
    НЕТ ДА
    — перекиньтесь парой слов с другим участником ДТП. Если человек неадекватный, то это сразу же проявится.

    — обсудите с другим водителем, возможно ли самостоятельное оформление ДТП. Для этого имеют значение следующие факторы: причиненный ущерб превышает 100 000 рублей или нет; регион, где произошло ДТП; есть ли у водителей разногласия; есть ли у водителей приложение РСА или установлено ли на автомобиле устройство вызова экстренных оперативных служб. Более подробная таблица приведена на оборотной стороне памятки.

    — сфотографируйте место ДТП с разных ракурсов (если необходимо, то через специальное приложение РСА). Сделайте фотографии спереди, сзади и сбоку (чтобы в кадр попали все автомобили), несколько фото места ДТП, где видно номера автомобилей, фотографии повреждений каждого из автомобилей.

    — уберите автомобили с проезжей части (необходимо отъехать на ближайшую парковку или на обочину). — оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую и полицию (телефон МЧС 112). Если не знаете, как оказывать помощь, то лучше ничего не делайте (только навредите).

    — в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию.

    — записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев (свидетелей).

    — если движение других автомобилей невозможно (последствия ДТП перекрывают всю дорогу), то нужно сфотографировать место ДТП и освободить проезжую часть. Сделайте фотографии спереди, сзади и сбоку (чтобы в кадр попали все автомобили), несколько фото места ДТП, где видно номера автомобилей, фотографии повреждений каждого из автомобилей. Возможно ли самостоятельное оформление ДТП
    (если второй водитель адекватный)?
    ДА НЕТ — можно оформить извещение о ДТП самостоятельно (только если в ДТП участвуют 2 автомобиля, имеющие полис ОСАГО, и ущерб причинен только им). Водители совместно заполняют лицевую сторону извещения, после чего забирают по одной копии и разъезжаются по своим делам. Оборотная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно в течение 5 дней и подается в свою страховую компанию.

    Кроме того, в некоторых случаях (см. оборотную сторону памятки) нужно зафиксировать информацию о ДТП с помощью приложения РСА или устройства ГЛОНАСС.
    Подробнее.

    — в любом случае Вы можете позвонить в ГИБДД для получения справочной информации по оформлению ДТП (телефон МЧС 112). — звоните в ГИБДД (если не знаете телефон, то звоните в МЧС по номеру 112 с сотового).

    — по телефону Вам предложат либо дожидаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП, либо подъехать на пост или в подразделение ГИБДД для оформления.

    Что нужно получить в результате оформления ДТП?

    1. Обратите внимание, что в 2019 году водители в большинстве случаев должны самостоятельно зафиксировать положение транспортных средств и освободить проезжую часть. Поэтому первая задача, которая стоит перед Вами сразу же после ДТП — зафиксировать на фото результаты ДТП.

    При этом рассчитывайте на то, что в страховой компании могут вообще усомниться в том, что ДТП было, а также в том, что в ДТП участвовали именно указанные транспортные средства.

    В связи с этим требуется сделать достаточное количество фотографий с разных ракурсов. Фотографии должны отражать:

  • Взаимное расположение транспортных средств (общая картина ДТП);
  • Регистрационные знаки каждого из автомобилей (чтобы доказать, что именно эти автомобили участвовали в аварии);
  • Повреждения каждого из автомобилей крупным планом;
  • Вряд ли Вам удастся совместить все перечисленное на одной фотографии. Сделайте несколько фотографий. В данном случае лучше сделать много фотографий, чем мало. Это позволит перед обращением в страховую выбрать те кадры, которые наиболее выгодны для Вас.

    Примечание. Если по условиям самостоятельного оформления ДТП требуется использование специального приложения, то все фотографии нужно сделать через это приложение.

    2. Кроме того, нужно подготовить документы для страховой компании. Если законодательство позволяет самостоятельное оформление происшествия, то это — извещение о ДТП, заполняемое водителями. Если самостоятельное оформление невозможно, то потребуется справка ГИБДД.

    3. Нужно избежать дополнительных штрафов ГИБДД за нарушение ПДД. Например, это касается того, что водители должны самостоятельно освободить проезжую часть. Данное требование было введено недавно, многие водители его игнорируют и получают заслуженные штрафы.

    4. Нужно избежать возможного наказания за оставление места ДТП. Т.е. в любом случае (даже если водители не имеют друг к другу претензий) нужно составить документ о ДТП, содержащий данные и подписи водителей. Это убережет Вас, во-первых, от претензий сотрудников ГИБДД к поврежденному автомобилю. Во-вторых, от недобросовестности второго участника ДТП, который может заявить, что Вы покинули место ДТП.

    В завершение данной статьи хочу отметить, что ДТП может произойти в самый неподходящий момент. Поэтому я рекомендую распечатать и возить в автомобиле памятку, представленную выше. Она позволит Вам решить вопрос с ДТП за минимальное время.

    Объезжая пробку: кто виноват в ДТП на обочине

    Суд вступился за водителя, которого признали виновным в ДТП с «обочечником»

    Подмосковный суд встал на сторону водителя, который при повороте не заметил несущегося по обочине нарушителя. Инспекторы посчитали ответственность обоюдной, а суд первой инстанции и вовсе решил, что автомобилист при совершении маневра был обязан пропустить «обочечника», «обладавшего преимущественным правом на дороге». Этот вердикт в итоге удалось оспорить, но эксперты настаивают — смотреть по сторонам нужно в любой ситуации.

    Московский автомобилист Николай Пазухин (фамилия изменена, — «Газета.Ru») после неоднозначного ДТП с «обочечником» смог в суде доказать свою невиновность в произошедшем. Однако для этого ему пришлось в поисках истины дойти уже до городского суда. Как ранее «Газете.Ru» рассказывал адвокат автомобилиста Павел Соколкин, ДТП произошло еще летом 2017 года на Ярославском шоссе по направлению в подмосковные Мытищи. Тогда еще 32-летний Пазухин на своем Hyundai Solaris ехал в крайней правой полосе и в определенный момент стал съезжать направо на прилегающую дорогу. Поток ехал довольно медленно из-за пробки, и автомобилист также не спешил.

    Неожиданно в него на полном ходу врезался Mitsubishi Lancer — его водитель следовал прямо, однако ехал он по обочине, со значительной скоростью опережая поток.

    «Мой клиент просто не заметил опасности, поскольку не ожидал, что по обочине может ехать автомобиль, — объяснил адвокат. — При этом Пазухин ехал медленно, поскольку на его полосе была пробка, а та машина буквально влетела в него и протащила около 20 метров, вытолкав на островок безопасности».

    В итоге у Hyundai оказалась полностью разбита правая сторона, в том числе двери и средняя стойка. Стоимость ремонта для автомобилиста оказалась весьма ощутима. В объяснениях с прибывшими на место ДТП сотрудниками ГИБДД водитель Mitsubishi Lancer сразу признался: ехал из центра Москвы в подмосковный Королев, «но из-за сильных пробок решил продолжить путь по обочине. В определенный момент Mitsubishi догнал Hyundai и после небрежного перестроения врезался в него».

    В протоколе сотрудники ГИБДД указали, что водитель Пазухин на Hyundai Solaris при повороте не убедился в безопасности своего маневра, а водитель Lancer, в свою очередь, нарушил ПДД в части расположения на дороге транспортных средств, а именно — ехал по обочине.

    Оценив обстоятельства, сотрудники ГИБДД посчитали, что ответственность автомобилистов обоюдна: так, один водитель не имел права ехать по обочине, а второй — должен был заметить помеху и пропустить «обочечника».

    С такими выводами дело и ушло в мировой суд. В итоге судья решил, что водитель Hyundai Solaris своими действиями нарушил п.8.4. ПДД России, согласно которому

    «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения».

    Ответственность за подобное нарушение предусмотрена ч.3 ст. 12.14. КоАП России «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

    Согласно таким выводам, у «обочечника» все-таки был приоритет на дороге, раз он ехал прямо.

    Также судья зачитал статью 14 Конвенции о дорожном движении 1968 года, согласно которой «водитель, намеревающийся выполнить какой-либо маневр, как, например … принять вправо или влево на проезжей части дороги, в частности, чтобы переменить полосу движения…должен начинать этот маневр только после того, как убедится, что может это сделать, не подвергая опасности тех пользователей дороги, которые следуют позади него, впереди или навстречу, и с учетом их положения, направления движения и скорости».

    Пазухин и его адвокат пытались найти понимание у судьи и убеждали его, что поскольку водитель Mitsubishi ехал по обочине, то и обязанность уступать ему дорогу не предполагалась. Но безуспешно — суд оставил ответственность обоюдной.

    Такое положение дел не устроило водителя Hyundai: в его финансовой ситуации это оказалось серьезным ударом. «То, что ответственность признана обоюдной, означает, что при выплате компенсации страховая в самом лучшем случае выплатит только 50% от причиненного ущерба. А в худшем придется доказывать, в каких именно пропорциях будет разделена эта ответственность — может быть, и 20% на 80%. И совершенно очевидно, что водителю придется больше платить за страховку из-за ДТП», — пояснял ситуацию адвокат Соколкин, который и направил жалобу в Мосгорсуд.

    В итоге 26 июня 2019 года судья Мытищинского городского суда Московской области полностью отменила предыдущее решение и встала на сторону въехавшего в обочечника Пазухина (решение имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

    Согласно тексту документа, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования ПДД. «В данной дорожной ситуации водитель автомобиля Mitsubishi двигался с нарушением требований п. 9.9. ПДД «расположение транспортных средств», горизонтальной разметки 1.2 «край проезжей части» и не имел преимущественного права движения. А у водителя Hyundai при повороте направо на прилегающую территорию отсутствовала обязанность уступить дорогу движущемуся по асфальтированной обочине транспортному средству», — говорится в решении суда.

    Адвокат Марат Аманлиев, разбирая ситуацию с «Газетой.Ru», заявил, что виноват таком случае тот, кто нарушал ПДД.

    ««Обочечник» не имеет никакого преимущества, и привлекать к ответственности водителя, который по правилам сворачивал направо, за то, что он не уступил дорогу тому, кто двигался в нарушение правил — это сюрреализм какой-то, — заявил Аманлиев.

    Водитель Porsche судится с москвичкой, которая попала под его автомобиль на «зебре»

    — По такой логике можно привлекать к ответственности водителя, который повернул направо, но по встречке ехало другое ТС, и произошло лобовое столкновение — мол, надо было смотреть».

    Между тем адвокат Александр Липатников ранее отмечал, что водитель перед совершением маневра обязан убедиться в его безопасности и не важно, есть у него преимущество на дороге или нет.

    Пошаговая инструкция – участникам ДТП

    Что нужно сделать сразу после происшествия, обязательно ли вызывать ГИБДД и как оформить извещение о ДТП самостоятельно?

    Что в первую очередь должны сделать участники дорожно-транспортного происшествия?

    Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.

    Наденьте куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в случае, если ДТП имело место вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости.

    Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. В экстренных случаях примите меры для скорейшего доставления их в медучреждения.

    Правила дорожного движения предписывают освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При этом предварительно необходимо зафиксировать, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

    Далее независимо от того, возник ли спор относительно виновника происшествия и перечня повреждений, обязательно установите свидетелей ДТП и возьмите их контактные данные. Сфотографируйте место ДТП, расположение транспортных средств, повреждения, тормозной путь, зафиксируйте иные обстоятельства, имеющие отношение к событию происшествия.

    Нужно ли вызывать ГИБДД, если у участников ДТП нет разногласий?

    ГИБДД вызывать не требуется, если:

  • причиненный ущерб оценивается в сумму меньше 100 тыс. руб.;
  • нет разногласий относительно виновника и перечня ущерба;
  • ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств;
  • участники ДТП готовы подписать извещение о дорожно-транспортном происшествии.
  • В иных случаях сотрудников ГИБДД нужно вызывать обязательно, например если есть сомнения относительно перечня повреждений или стоимости восстановительного ремонта.

    Вы также можете вызвать аварийного комиссара. Для этого позвоните в вашу страховую компанию, сообщите о ДТП, месте происшествия и попросите направить комиссара для оформления необходимых документов.

    Можно заполнить документы самостоятельно?

    Участники происшествия могут самостоятельно совместно заполнить извещение о ДТП, если ущерб составляет менее 100 тыс. руб., нет пострадавших и отсутствует спор о виновнике и ущербе. Указанная информация должна быть полной и максимально корректной. При этом заполненное участниками ДТП без вызова ГИБДД извещение о ДТП, так называемый европротокол, должно содержать следующие сведения:

    • о дате и месте ДТП;
    • о свидетелях, если они есть;
    • об ущербе (подробно опишите все повреждения);
    • о месте первоначального удара обоих ТС;
    • о страховых полисах;
    • об обстоятельствах происшествия: кто в какую сторону двигался, что послужило причиной ДТП;
    • об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно обстоятельств причинения вреда.
    • У пострадавшей стороны остается оригинал извещения о ДТП, у виновника – копия, которую также должны подписать оба участника дорожно-транспортного происшествия.

      Что нужно сделать, чтобы воспользоваться повышенной выплатой по «европротоколу»?

      В Москве, Санкт-Петербурге, на территории Московской и Ленинградской областей установлен повышенный лимит страховых выплат по «европротоколу» – 400 тыс. руб. Но на водителей, намеренных воспользоваться повышенной выплатой, возложено дополнительное обязательство: данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из следующих способов:

    • с помощью технических средств контроля, которые оперативно и автоматически получают сигналы глобальной навигационной спутниковой системы РФ, позволяющей установить факт ДТП, а также координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;
    • с использованием программного обеспечения, позволяющего вести фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, в числе таких – «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

    Невыполнение этого требования дает право страховщику осуществить страховую выплату в пределах 100 тыс. руб., а не 400 тыс.

    Надо иметь в виду, что предоставление страховщику на электронном носителе данных фото- и видеофиксации, в том числе с геометкой, не признается выполнением требования о фиксации ДТП в автоматизированной системе, в результате чего страховщик выплатит не более 100 тыс. руб. (п. 5 ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

    Могут ли возникнуть сложности с передачей данных о ДТП в автоматизированную информационную систему обязательного страхования?

    Автоматизированная информационная система обязательного страхования уже создана, и сведения о ней размещены на сайте http://aisosago.ru. Однако порядок фиксации данных о ДТП согласно указанным сложным требованиям предоставления информации, по нашему мнению, до конца не проработан. Имеют место множество пробелов и противоречий, чем пользуются страховщики, выплачивая пострадавшим компенсации в меньшем размере.

    Поэтому, если ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области и примерная стоимость восстановительного ремонта превышает 100 тыс. руб., следует все же вызвать сотрудников ГИБДД, объяснив, что зафиксировать ДТП согласно последним нововведениям у вас нет возможности.

    Что делать, если у участников ДТП есть разногласия по поводу виновника происшествия или ущерба?

    В этом случае согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО вы также можете оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. При этом обстоятельства дорожно-транспортного происшествия должны быть зафиксированы и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с использованием средств ГЛОНАСС и сопутствующих программ в порядке, указанном выше.

    Вместе с тем сегодня оформление ДТП при условии наличия разногласий фактически происходит с участием сотрудников ГИБДД независимо от суммы причиненного ущерба. В этом случае каждый из участников происшествия заполняет свой бланк извещения о ДТП самостоятельно, а прибывшие сотрудники ГИБДД оформляют необходимые административные документы, устанавливая виновного и перечень повреждений.

    Кто должен сообщить страховой о ДТП?

    Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об ОСАГО в случае оформления извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД и виновник, и пострадавший должны незамедлительно уведомить о дорожно-транспортном происшествии свою страховую по телефону. Извещение необходимо направить в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП – принести в офис страховой компании или, если такой возможность нет, направить заказным письмом с уведомлением.

    Читайте так же:  Минимальная пенсия по старости в карелии в 2019. Минимальная пенсия по старости в карелии в 2019

    admin