Брестский мирный договор. Брест-литовский мирный договор кто глава внешнеполитического ведомства

Содержание:

Брестский мирный договор

Мирный договор между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией с одной стороны и Россией с другой
ратифицирован постановлением IV Всероссийского съезда Советов от 15 марта 1918 года, аннулирован декретом ВЦИК от 13 ноября 1918 года
Опубл.: 1918. Источник: Сканы, размещённые на Викискладе •

Приложения 1 · 2 · 3 · 4 · 5 Дополнительные договоры русско-германский · русско-австро-венгерский · русско-болгарский · русско-турецкий Германско-русский добавочный договор и соглашения от 27 августа 1918 года

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Наверх

Так как Россия с одной стороны и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с другой согласились прекратить состояние войны и возможно скорее закончить мирные переговоры, то были назначены полномочными представителями:

От Российской Федеративной Советской Республики:

Григорий Яковлевич Сокольников, член Центр. Исполн. Комит. Сов. Раб., Солд. и Крестьян. Депутатов,

Лев Михайлович Карахан, член Центр. Исполн. Комитета Советов Раб., Солд. и Крестьянских Депутатов,

Георгий Васильевич Чичерин, помощник народного комиссара по иностранным делам и

Григорий Иванович Петровский, народный комиссар по внутренним делам.

От императорского Германского Правительства: статс-секретарь ведомства иностранных дел, императорский действительный тайный советник Рихард фон-Кюльман,

императорский посланник и полномочный министр, г. д-р фон-Розенберг,

королевский прусский генерал-майор Гоффман, начальник генерального штаба Верховного Главнокомандующего на Восточном фронте, и

капитан I ранга Горн,

От императорского и королевского общего Австро-Венгерского Правительства:

министр императорского и королевского Дома и иностранных дел, его императорского и королевского апостолического величества тайный советник Оттокар граф Чернин фон и цу-Худениц, чрезвычайный и полномочный посол, его императорского и королевского апостолического величества тайный советник г. Кайетан Мерей фон Капос Мере, генерал от инфантерии его императорского и королевского апостолического величества тайный советник г. Максимилиан Чичерич фон-Бачани.

От королевского Болгарского Правительства:

королевский чрезвычайный посланник и полномочный министр в Вене, Андрей Тошев, полковник генерального штаба, королевский болгарский военно-уполномоченный при его величестве германском императоре и флигель-адъютант его [4] величества короля Болгар, Петр Ганчев, королевский болгарский первый секретарь миссии, д-р Теодор Анастасов,

От императорского Оттоманского Правительства:

Его высочество Ибрагим Хакки Паша, бывший великий визирь, член Оттоманского сената, полномочный посол его величества султана в Берлине, Его превосходительство генерал от кавалерии, генерал-адъютант его величества султана и военно-уполномоченный его величества султана при его величестве германском императоре, Зеки Паша.

Уполномоченные собрались в Брест-Литовске для мирных переговоров и после предъявления своих полномочий, признанных составленными в правильной и надлежащей форме, пришли к соглашению относительно следующих постановлений.

Россия с одной стороны и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с другой объявляют, что состояние войны между ними прекращено; они решили впредь жить между собой в мире и дружбе.

Договаривающиеся стороны будут воздерживаться от всякой агитации или пропаганды против правительства или государственных и военных установлений другой стороны. Поскольку это обязательство касается России, оно распространяется и на области, занятые державами четверного союза.

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью; установленная линия обозначена на приложенной карте (приложение I), являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.

Для означенных областей из их прежней принадлежности к России не будет вытекать никаких обязательств по отношению к России.

Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением. [5]

Германия готова, как только будет заключен всеобщий мир и проведена полностью русская демобилизация, очистить территорию, лежащую восточнее указанной в абзаце 1 ст. III линии, поскольку статья VI не постановляет иного. Россия сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции.

Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией.

Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь сформированные теперешним правительством.

Кроме того, свои военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит. Военные суда государств, пребывающих и далее в состоянии войны с державами четверного союза, поскольку эти суда находятся в сфере власти России, приравниваются к русским военным судам.

Запретная зона в Ледовитом океане остается в силе до заключения всеобщего мира. В Балтийском море и в подвластных России частях Черного моря немедленно должно начаться удаление минных заграждений. Торговое судоходство в этих морских областях свободно и немедленно возобновляется. Для выработки более точных постановлений, в особенности для опубликования во всеобщее сведение безопасных путей для торговых судов, будут созданы смешанные комиссии. Пути для судоходства должны постоянно содержаться свободными от плавучих мин.

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской народной республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской красной гвардии. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений Украинской народной республики. [6]

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны и пока не будет там установлен государственный порядок. Россия немедленно освободит всех арестованных или уведенных жителей Эстляндии и Лифляндии и обеспечит безопасное возвращение всех уведенных эстляндцев и лифляндцев.

Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии, а финские порты от русского флота и русских военно-морских сил. Пока лед делает невозможным перевод военных судов в русские порты, на них должны быть оставлены лишь незначительные команды. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений Финляндии.

Воздвигнутые на Аландских островах укрепления должны быть снесены при первой возможности. Что касается запрещения впредь воздвигать на этих островах укрепления, а также вообще их положения в отношении военном и техники мореплавания, то относительно них должно быть заключено особое соглашение между Германией, Финляндией, Россией и Швецией; стороны согласны, что к этому соглашению по желанию Германии могут быть привлечены и другие государства, прилегающие к Балтийскому морю.

Исходя из факта, что Персия и Афганистан являются свободными и независимыми государствами, договаривающиеся стороны обязуются уважать политическую и экономическую независимость и территориальную неприкосновенность Персии и Афганистана.

Военнопленные обеих сторон будут отпущены на родину. Урегулирование связанных с этим вопросов будет предметом особых договоров, предусмотренных в ст. XII. [7]

Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков, т. е. тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в зоне военных действий военными мероприятиями, в том числе и всеми произведенными во вражеской стране реквизициями.

Дипломатические и консульские сношения между договаривающимися сторонами возобновятся немедленно после ратификации мирного договора. Относительно допущения консулов обе стороны оставляют за собой право вступить в особые соглашения.

Экономические отношения между Россией и державами четверного союза определяются постановлениями, содержащимися в приложениях 2-5, причем приложение 2-ое определяет отношения между Россией и Германией, приложение 3-е — между Россией и Австро-Венгрией, приложение 4-е — между Россией и Болгарией, приложение 5-ое — между Россией и Турцией.

Восстановление публично-правовых и частно-правовых отношений, обмен военнопленными и гражданскими пленными, вопрос об амнистии, а также и вопрос об отношении к торговыми судам, попавшим во власть противника, является предметом отдельных договоров с Россией, которые составляют существенную часть настоящего мирного договора, и поскольку это возможно, вступают в силу одновременно с ним.

При толковании настоящего договора аутентичными текстами являются для отношений между Россией и Германией — русский и немецкий, между Россией и Австро-Венгрией — русский, немецкий и венгерский, между Россией и Болгарией — русский и болгарский, между Россией и Турцией — русский и турецкий. [8]

Настоящий мирный договор будет ратификован. Обмен ратификационными грамотами должен возможно скорее состояться в Берлине. Русское правительство принимает на себя обязательство произвести обмен ратификационными грамотами по желанию одной из держав четверного союза в течение двухнедельного срока.

Мирный договор вступает в силу с момента его ратификации, поскольку иное не следует из его статей, приложений к нему или дополнительных договоров.

В удостоверение сего уполномоченные собственноручно подписали настоящий договор.

Версальский мир без России

В этот день 100 лет назад – 8 мая 1919 года – на Парижской мирной конференции, созванной странами-победительницами в Первой мировой войне, державы Антанты выдвинули перед Германией ряд безоговорочных условий, на основании которых должен был быть подписан полномасштабный мирный договор. Забегая вперед, скажем, что так и произошло. В конце июня будет подписан Версальский мирный договор, который станет основой послевоенного мироустройства. Впрочем, не очень прочного – в первую очередь, из-за того, что ни в ходе Парижской конференции, длившейся несколько месяцев, ни при подписании Версальского мира не были учтены или даже сформулированы вопросы, связанные с Россией. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

Случился редкий исторический прецедент, когда страна, воевавшая на стороне победителей, оказалась в итоге, фактически, в стане побежденных. Как известно, большевики, после прихода к власти, заключили с Германией сепаратный договор (Брестский мир). Война между тем продолжалась; только Россия, совершив в глазах большевиков революционный выход из нее, оказалась спустя полгода в ситуации, скажем так, «потерянной стороны конфликта». Антанта сочла большевистскую Россию предательницей интересов союзников. Но в начале 19 года Западу казалось, что положение большевиков – крайне непрочное, что они долго у власти не удержатся, поэтому никаких решений и даже подходов к возможному решению коллизии выработано не было, кроме предложения всем воюющим сторонам в России собраться на особую мирную конференцию.

Большевики, кстати, с этим предложением согласились, а вот Деникин, Колчак и другие антисоветские правительства, существовавшие в тот момент, гордо и решительно отказались сесть за стол переговоров с красными. Если учесть, что в остальном в стане белых такой сплоченности не наблюдалось, то вопрос о представительстве России на международной арене повис в воздухе. В этой ситуации русские политики, оказавшиеся в эмиграции, решили объединиться и создать Русское политическое совещание. Был даже назначен министр иностранных дел – им стал бывший глава внешнеполитического ведомства Российской империи Сергей Сазонов. Однако желающих поучаствовать в таком эфемерном кабинете министров оказалось много – почти все, кто успел побывать у власти и потерять ее, начиная с графа Коковцова, Извольского, князя Львова и заканчивая эсером Авксентьевым, который был свергнут Колчаком. То есть и царские министры, и кадеты, и эсеры. Такой «коктейль» вызывал удивление не то что у союзников. а у самих его организаторов. Кадет Василий Маклаков, бывший министр Временного правительства, откровенно признавал: «Дело не должно идти о нашем участии в Парижской конференции, ибо кто бы ни представлял Россию, он юридической почвы под собой иметь не может, и его согласие или протест ничего не стоят».

Так, Россия оказалась вне обсуждения условий, выдвинутых Германии, с которой она 3 с половиной года вела кровопролитную войну. А условия эти, выдвинутые, как мы уже сказали, в тот день ровно 100 лет назад, предполагали: юридическую ответственность Германии за развязывание войны, аннексию ее территорий – Эльзас-Лотарингия отходила Франции, округ Эйпен-Мальмеди – Бельгии, Познань с воеводством, часть Померании и Западной Пруссии – Польше, Мемельская область (Клайпеда) передавалась в управление державам-победительницам, в 1923-м войдет в состав Литвы. Демилитаризация Рейнской области, выплата контрибуций. И, в довершении всего, Германия лишалась всех своих довольно обширных колониальных владений.

«Какая свобода Дона, если Россия будет вновь закабалена. »: воззвание Филиппа Миронова к казакам

В этот день 100 лет назад – 31 мая 1919 года – командир 2-й Конной армии красных, донской казак Филипп Миронов обратился к землякам с воззванием: «Казаки не представляют собой какой-либо особой народности, а есть плоть от плоти и кость от кости – отпрыск русского же народа, злою мачехою-судьбою когда-то выброшенный на берега Дона. Казаки, братья мои, какая может быть особая свобода Дона, если Россия будет закабалена вновь помещиками и генералами. »

Как «единонеделимцы» председателя Кубанской Рады убили

В этот день 100 лет назад – 13 июня 1919 года – в Ростове-на-Дону в центральной гостинице города «Палас-Отель» был убит Николай Рябовол, председатель Кубанской Законодательной Рады. Политический характер убийства был очевиден. Ростов контролировался тогда властями Донской республики, во многом находившихся под влиянием Добровольческой армии Деникина.

Нестор Махно: заранее объявленный предатель

В этот день 100 лет назад – 4 июня 1919 года – председатель Реввоенсовета Лев Троцкий подписал приказ о разрыве отношений с Махно. В черновике этого документа стояла подпись только одного Троцкого. Но на машинописной копии рукой Троцкого уже были добавлены в качестве подписантов Главнокомандующий Вацетис, член Реввоенсовета Аралов и харьковский окружной военком Кошкарев – деталь, свидетельствующая, что всесильный Троцкий в решении возникшей проблемы предпочел разделить ответственность.

Семён Пригоровский: цена правды

В этот день 100 лет назад – 26 июня 1919 года – Следственная комиссия Московского ревтрибунала передала на рассмотрение суда дело Семёна Пригоровского, инструктора советских пехотных курсов. Военсппеца обвиняли в контрреволюционной агитации.

Инструкция по сбору оружия у населения: как большевики планировали изымать «стволы» у граждан

В этот день 100 лет назад – 25 июня 1919 года – на очередном заседании Политбюро ЦК РКП(б) в присутствии Ленина, Троцкого обсуждалась инструкция по сбору оружия у населения.

“Трудно ли было взять Харьков?”. – “Нет, одно удовольствие, красные быстро сдали город”

В этот день 100 лет назад – 24 июня 1919 года – части добровольческой армии Деникина взяли Харьков. Жительница города Ирина Кнорринг, 13-летняя девочка-подросток, талантливая, развитая не по годам, записала в своем дневнике: «Все улицы были запружены народом. Всюду объятия, поздравления и поцелуи».

Религия – опиум для народа: как большевики разыгрывали антиклерикальную карту

В этот день 100 лет назад – 21 июня 1919 года – святейший патриарх Тихон (в миру Василий Беллавин) обратился к пастве с посланием, в котором призвал верующих воздержаться от актов мести по отношению к участникам антирелигиозной кампании: «Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию, даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик».

«Спешите на зов освободителей»: как в Белой армии боролись с перебежчиками

Министр иностранных дел колчаковского правительства в Омске Иван Сукин направил шифрованную телеграмму на имя генерала Деникина. В ней он предлагал «определить точку зрения всех освободительных армий на офицеров старой российской армии, которые по тем или иным причинам служат ныне в рядах армии Красной». Около 30 000 бывших офицеров и генералов старой русской армии служили тогда в РККА.

«Виселица работала вовсю. Крестьян обирали до ниточки»: «демократия» генерала Родзянко

В этот день 100 лет назад – 19 июня 1919 года – командир отдельного Северного корпуса белых генерал Александр Родзянко издал необычный приказ. Он не имел отношения к боевым действиям, а касался сугубо социально-политических проблем – приказ «О временном праве пользования землей».

Глава МИД России Сергей Лавров о главных дипломатических итогах года

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел в среду, 16 января, большую пресс-конференцию. Главной темой общения главы МИД с журналистами стали итоги деятельности российской дипломатии в 2019 году.

Кроме того, традиционно Лавров ответил на множество вопросов международной повестки: об отношениях России и США, НАТО, Евросоюзе, ситуации на юго-востоке Украины, на Ближнем Востоке и в других регионах. Затронул министр иностранных дел и тему современных угроз.

Сергей Лавров пообещал продолжить разговор с журналистами на приеме в 17 часов и завершил пресс-конференцию

Говоря об отношениях Москвы и Баку, нельзя использовать термин «прорывные»

Лавров заявил о подготовке нового трехстороннего саммита Россия — Иран — Азербайджан.

Треугольник Россия — Китай — США не надо рассматривать с точки зрения менталитета «или — или»

«Мы дружим не против кого-то, а потому что у нас есть общие интересы», — заявил Лавров.

Лавров ответил на вопрос Sputnik о военных кораблях США в Арктике

«США — арктическая держава и могут, как и все остальные, пользоваться морскими путями в этом регионе», — сказал он, напомнив о существовании правил использования Северного морского пути, за безопасность которого отвечает Россия.

Ранее глава ВМС США Ричард Спенсер заявил, что Вашингтон летом отправит в Арктику военные корабли для проверки их работы в высоких широтах.

Глава МИД заявил, что Россия исходит из того, что все будут уважать нормы РФ по использованию северного морского пути, «потому что по-иному быть не может».

Лавров призвал Европу отказаться от логики «или с ЕС, или с РФ»

Лавров об исходе Brexit: это внутреннее дело Великобритании

Вне зависимости от итогов Brexit Москва настроена работать как с ЕС, так и с Великобританией, сказал он.

«Brexit — это дело Великобритании, дело ее граждан, подданных, дело парламента Великобритании. Нам, естественно, небезразлично, как это отразится на ЕС, потому что ЕС, если брать структурно, как организацию, наш крупнейший партнер. Нам, конечно, небезразлично, как происходящее в Евросоюзе — не только в связи с Brexit, там много происходит процессов, которые будут влиять на функционирование ЕС, — и нам очень важно понимать, как это затронет наши отношения, прежде всего торгово-экономические», — сказал министр.

Brexit: удержится ли Тереза Мэй на посту премьер-министра?

Работа по созданию европейского финансового механизма по торговле с Тегераном идет туго

Как отметил министр, Евросоюз обещал давно создать так называемый специальный платежный механизм, который не будет зависеть от США, от системы совершения платежей SWIFT.

«Евросоюз нам каждый раз обещает, что вот-вот эта работа будет завершена. Но мы видим, что у них пока работа идет туго и время бежит гораздо быстрее», — сказал Лавров.

Белорусский банк отключили от SWIFT из-за санкций США против Ирана

Лавров рассказал, что делать Исландии, которая потеряла рыбный рынок, введя санкции против РФ

«Когда были введены санкции, мы были вынуждены ответить», — сказал он.

Решение простое: надо отказаться от этого способа ведения международных дел, попыток диктата и недобросовестной конкуренции. И первыми должны сделать это те, кто создал проблему.

Лавров пообещал «очень быстро» ответить взаимностью тем странам, которые это сделают первыми. В том числе и Исландии.

«Если уж были сделаны вещи, которые сейчас все или большинство признают ошибочными, надо эти вещи устранять. Мы ответим взаимностью, не сомневайтесь, это будет очень быстро», — сказал он исландскому журналисту, который пожаловался на потерю страной рыбного рынка.

Переписывать историю — не дело политиков, пусть этим занимаются историки

Лавров высказался о войне с памятниками в Польше.

Война с памятниками в Польше: победителей не будет

У нас добрые отношения с партнерами по СНГ и ЕАЭС — Лавров

Глава МИД РФ не наблюдает конструктивности в работе контактной группы в Минске

Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается в том числе в ходе встреч в Минске контактной группы, которая с сентября 2014 года приняла уже три документа, регламентирующих шаги по деэскалации конфликта. Однако и после соглашений о перемирии между сторонами конфликта продолжаются перестрелки.

«Лучше все-таки, чтоб германские и французские наши коллеги, которые подписывали в Нормандском формате поддержку Минских договоренностей, да и все остальные члены международного сообщества, включая США, все-таки добились начала прямого диалога, прямых переговоров по выполнению минского комплекса мер», — сказал министр.

Я не единственный, кто хотел бы видеть в Киеве адекватных политиков — Лавров

Он озвучил и свои критерии адекватности: «выполняй свою собственную Конституцию и те международные конвенции, подписанные твоим государством».

Лавров получил приглашение на Ближневосточный саммит в Польше

«Приглашение, действительно, мы получили. Получили описание повестки дня, которая заключается, прежде всего, в обсуждении конфликтов в Сирии, Йемене и проблемы с иранской ракетной программой на этот раз и действий Ирана в регионе», — сказал Лавров.

По его словам, программа организованного США в Польше саммита по Ближнему Востоку направлена на обсуждение сдерживания Ирана в регионе. Но в повестке предлагаемой встречи в Польше отсутствует очевидная ключевая проблема Ближнего Востока — арабо-израильское урегулирование. И Москва сомневается в том, что этот саммит будет способствовать урегулированию проблем в регионе.

«При всем моем уважении к Польше, итоговый документ на саммите напишут США», — отметил глава МИД.

Из этих соображений исходя, есть большие сомнения в том, что такое мероприятие может помочь конструктивно решать проблемы Ближневосточного региона, подчеркнул Лавров.

Лавров заявил об амбициозных планах в отношениях с Китаем

Россия не может согласиться с вступлением в НАТО Боснии и Герцеговины

Лавров заявил об «одержимости» США, которые стараются поскорее загнать все балканские страны в НАТО.

Россия всегда выступала за диалог между Грецией и Македонией

Москва, по словам Лаврова, не выступает против нового названия Македонии, а ставит вопрос о легитимности происходящего процесса.

«Мы не выступаем против названия, которое в итоге появилось и было объявлено. Мы задаем вопросы о том, насколько легитимен этот процесс и насколько он действительно обусловлен стремлением найти консенсус между Грецией и Скопье, либо он обусловлен стремлением США загнать все балканские страны в НАТО поскорее и прекратить какое-либо влияние России в этом регионе», — заявил Лавров.

Депутаты парламента Македонии проголосовали за переименование страны

Ситуация вокруг Македонии развивается в общем русле стремления загнать все балканские страны в НАТО, считает он.

Мухин: Македония нужна НАТО для контроля Европы, на очереди — Украина

Россия выступает за сохранение территориальной целостности всех государств Ближневосточного региона

«Вопросы, которые возникают в связи с курдским населением и в Сирии, и в Ираке, и где бы то ни было еще — это не единственные две страны, где курды проживают — должны решаться в соответствии с национальным законодательством соответствующих стран, и права национальных меньшинств, каковыми являются курды, должны обеспечиваться через диалог между ними, между их представителями и центральными правительствами», — заявил Лавров.

И так эти страны за последние годы подвергались и продолжают подвергаться тяжелым испытаниям в связи с агрессией, которая была устроена против Ирака, потом против Ливии, теперь против Сирии, по его словам, важно здесь избежать перекройки границ.

Кто такие курды: расселение, религия и борьба за независимость

Сирийские проблемы решаются медленнее, чем хотелось бы

«Сирийское урегулирование продвигается, конечно, медленнее, чем хотелось бы, с проблемами, которые на каком-то этапе было трудно предвидеть, но тем не менее прогресс налицо», — сказал Лавров.

Он убежден в том, что надо довести до конца борьбу с терроризмом.

Сейчас главный очаг терроризма, по его словам, — это идлибская зона, где подмяла под себя практически всех боевиков запрещенная в РФ Джебхат-ан-Нусра. Выполнение соглашений по Идлибу станет главной темой встречи Путина и Эрдогана, анонсировал глава МИД РФ.

Глава МИД рассказал об условиях содержания задержанного в РФ Уилана

По словам Лаврова, брат задержанного за шпионаж Уилана находится в России, он ознакомлен с подробностями дела, у него нет претензий к содержанию родственника.

«Уилана также посещал посол США Джон Хантсман. Собирается посещать его посол или дипломат из Ирландии. Если я не ошибаюсь, это будет чуть ли не сегодня», — сказал он.

Американская миссия направила новый запрос на посещение задержанного, он будет удовлетворен, пообещал глава МИД.

«Прискорбно, что уже звучат голоса, в том числе из Канады, о возможных санкциях против России из-за ситуации вокруг Уилана», — сказал он.

Если в Москву поступит просьба от Лондона о консульском доступе к задержанному по обвинению в шпионаже Полу Уилану, Россия не будет действовать так же, как Великобритания поступила по отношению к РФ в случае с Сергеем и Юлией Скрипаль, заявил Лавров.

«Мы будем действовать в соответствии с дипломатическими приличиями», — отметил он.

Лавров по просьбе немецкого ТВ прокомментировал резкие заявления президента Беларуси Лукашенко

«Что касается Союзного государства, я удивляюсь той шумихе, что раздута в СМИ», — сказал он.

Договор о создании Союзного государства открытый, имеется в доступе, с ним можно было ознакомиться и когда он был подписан, и сейчас можно освежить в памяти, посоветовал глава МИД.

Лукашенко: Россия может потерять союзника на западном направлении

Замедление в процессе строительства Союзного государства, по словам министра иностранных дел, это рабочие моменты, здесь не стоит искать геополитического подтекста.

«Мы ничего не выдумываем. Мы просим наших белорусских коллег, учитывая их заинтересованность в целом ряде вопросов, которые связаны с определением экономической, денежной, кредитной, налоговой политики, посмотреть, как мы можем сблизиться в вопросах, решение которых предполагалось еще 20 лет назад в союзном договоре и которые напрямую касаются тех вещей, которые Беларусь хочет решить, в том числе по итогам так называемого налогового маневра и по ряду других вопросов», — сказал он.

Лавров удивился шумихе вокруг вопроса интеграции Беларуси и России

Признание итогов Второй мировой войны в переговорах с Японией — это не предварительное условие и не ультиматум

Говоря о мирном договоре с Японией, Лавров подчеркнул, что Москва ничего не требует от Токио, а призывает привести их действия в соответствие с уставом ООН.

«Япония при поддержке Советского Союза в 1956 году стала членом ООН, подписала и ратифицировала устав ООН, в котором есть статья 27, гласящая, что все результаты Второй мировой войны незыблемы», — напомнил он.

Трудно комментировать то, что происходит в США с освещением деятельности Трампа

«Обвинения в адрес Трампа, что он является «агентом Кремля», это понижение стандартов журналистики», — констатировал Лавров.

«Я считаю, что для американской прессы это такое понижение стандартов журналистики и такое, собственно, неблагодарное дело. Не могу поверить, что журналисты в США искренне профессионально занимаются этими проблемами», — сказал он.

Он напомнил, что полномочия президента Трампа закреплены Конституцией США, и не наше дело их комментировать.

«Я не буду комментировать те действия, которые предпринимает администрация в соответствии с полномочиями, которые есть у президента и у администрации», — подчеркнул министр.

США не захотели услышать доводы Москвы на переговорах по ДРСМД

«РФ готова по-прежнему работать над спасением договора о РСМД, надеемся, что Европа также приложит для этого усилия, не будет поддаваться США», — заявил Лавров.

Он с сожалением отметил, что «конструктивные предложения российской стороны, которые позволяли, заверяю вас в этом, позволяли США на экспертном уровне воочию убедиться, что из себя представляет на самом деле та самая ракета 9М729, которую они подозревают в нарушении параметров, установленных договором», были не услышаны американской стороной.

Путин: мы готовы к диалогу по ДРСМД

«Мы по-прежнему готовы работать по спасению Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Надеюсь, что те европейские страны, которые в этом заинтересованы, может быть, больше, чем кто-либо другой, также приложат усилия, чтобы не плестись в хвосте американской позиции, не принимать послушно заявления в НАТО, возлагающие всю вину на РФ и игнорирующие факты, которые мы представляем и готовы дополнительно представить, а все-таки будут стараться воздействовать на Вашингтон, чтобы он занял более ответственную позицию», — сказал Лавров на ежегодной пресс-конференции.

Глава МИД назвал «абсурдными» обвинения, предъявляемые Кириллу Вышинскому украинскими властями

«Не думаю, что идея обмена задержанного на Украине журналиста Вышинского будет способствовать возвращению Киева к конструктивному диалогу», — заявил он, отвечая на первый вопрос, заданный в ходе пресс-конференции.

Суд снова оставил Вышинского под арестом

Лавров пообещал, что будет делать все, чтобы восторжествовало право и чтобы журналист был освобожден и вернулся к своим профессиональным обязанностям.

Это не единственная проблема с журналистами на Украине. Практически все представленные здесь СМИ Российской Федерации имеют либо полный запрет на свою работу на Украине, либо максимально ограничены в своих действиях.

Лавров пообещал делать все, чтобы Вышинский был освобожден

РФ будет реагировать на военную активность НАТО вблизи своих границ

«По-прежнему заинтересованы в восстановлении нормальных отношений с Соединенными Штатами и Евросоюзом на принципах равноправия и взаимного учета интересов. Разумеется, будем и впредь должным образом реагировать на повышенную военную активность НАТО и приближение военной инфраструктуры альянса к российским границам», — сказал глава МИД РФ.

Вооруженные силы и объекты НАТО в странах Европы

США должны предпринять конструктивные шаги в ответ на конструктивные действия Пхеньяна

«Мы поддерживали и положительные тенденции на Корейском полуострове, исходя из логики российско-китайской дорожной карты урегулирования. Безусловно, это предполагает необходимость встречных шагов в ответ на конструктивные действия Пхеньяна», — сказал Лавров.

Глава МИД поздравил журналистов с профессиональным праздником

«Мы высоко ценим вашу работу, стремление продвигать в глобальном информационном пространстве высокие профессиональные стандарты, ценности честной и непредвзятой журналистики. Готовы к продолжению тесного, конструктивного взаимодействия в самых разных форматах. Заверяю вас, мы, безусловно, продолжим уделять повышенное внимание вопросам обеспечения свободной и беспрепятственной деятельности журналистов, добиваться эффективного соблюдения всеми государствами существующих международных гарантий», — сказал он.

Лавров назвал перспективные направления работы МИД в 2019 году

«В наступившем году намерены наращивать усилия на всех ключевых направлениях. Среди приоритетов – продвижение задачи создания подлинно универсальной антитеррористической коалиции под эгидой ООН, мобилизация международного сообщества на более эффективную борьбу с наркотрафиком и другими видами организованной преступности. Будем способствовать закреплению позитивных тенденций в Сирии и вокруг Корейского полуострова, преодолению других кризисов и конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке и Севере Африки, а также на Украине, где по-прежнему не существует какой-либо альтернативы полному и последовательному выполнению Минских договоренностей.», — заявил он.

Министр также подчеркнул, что в России по-прежнему заинтересованы в восстановлении нормальных отношений с США и ЕС на принципах равноправия и взаимного учета интересов.

«Разумеется, будем и впредь должным образом реагировать на повышенную военную активность НАТО и приближение военной инфраструктуры Альянса к российским границам», отметил он.

Суровый урок Первой мировой

Для России это была справедливая война, что придавало уверенности ее дипломатам

Об авторе: Владимир Иванович Винокуров – профессор Дипломатической академии МИД России, вице-президент Лиги военных дипломатов, доктор исторических наук.

Долгое время о русских героях Первой мировой войны говорить было не принято, но сегодня ситуация изменилась кардинально. Фото агентства «Москва»

Первая мировая война – одно из крупнейших, переломных событий, изменивших облик Европы и всего мира. Эта гигантская, невиданная до той поры катастрофа обернулась утратой миллионов жизней, падением могущественных империй, становлением новых национальных государств, коренными переменами в мировом порядке и системе международных отношений. Война, по сути, определила дальнейший ход развития человеческой цивилизации, а для России она стала великим подвигом и вместе с тем – огромной трагедией, ввергнувшей страну в хаос революции и кровопролитной борьбы за власть. Была прервана эволюционная трансформация российского общества, подготовленная реформами второй половины XIX века – начала XX века.

Россия оказалась в уникальной ситуации, проиграв войну проигравшей Германии. Это явилось результатом стечения целого ряда обстоятельств, но главным из них стал курс Временного правительства, нацеленный на подрыв боеспособности страны и ее поражение. После Февральской революции Россия утратила возможность ведения войны с центральными державами. Как показали военные операции лета 1917 года, русская армия была дезорганизована, разложилась и не могла проводить наступательные операции. Дальнейшая деградация России привела к тому, что армия утратила возможность даже обороняться. Русская государственность была разрушена, началась смута, вызванная коренными противоречиями, накопившимися за столетия правления дома Романовых.

Сегодня можно сказать, что России не хватило буквально какого-то года, может быть, полутора лет для того, чтобы достойно завершить эту войну в составе Антанты. Тем не менее, хотя Россия до конца и не выполнила свой союзнический долг, это надо признать, но свой весомый вклад в победу коалиции, безусловно, внесла.

В свое время не кто иной, как Уинстон Черчилль счел своим долгом напомнить западной аудитории о вкладе России в победу Антанты. В начале 1930-х годов под названием «Неизвестная война: Восточный фронт» вышли собранные в одну книгу фрагменты 5-го и 6-го томов его большого сочинения, посвященного Первой мировой войне. В этом названии он метко охарактеризовал степень знания (точнее, незнания) англоязычной публикой результатов участия в этой войне России. Впрочем, оно до сих пор продолжает совершенно точно отражать неосведомленность общества – не только западного, но и российского – о месте нашей страны в той войне, которая, заметим, вызвала в государстве небывалый патриотический подъем и была воспринята как Вторая Отечественная. Но, к сожалению, в советское время мало упоминалось о доблести наших солдат и офицеров, о массовом героизме (погибло более миллиона, было ранено около 4 млн русских солдат и офицеров). За все годы советской власти не было установлено ни одного достойного общенационального памятника героям и жертвам Первой мировой войны.

Сегодня Первая мировая война в нашей стране вызывает смешанные чувства. Как получилось так, что Российская империя оказалась втянутой в эту «чужую» войну? Была ли она готова к ней и нужна ли была эта война России?

ПОПЫТКИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЙНЫ

Отвечая на эти сложные вопросы, следует подчеркнуть, что еще в 1912 году в военное ведомство Российской империи поступила тревожная записка, которую отправил известный российский геополитик и военный дипломат А.Е. Вандам (Едрихин). Будучи настоящим русским патриотом, Алексей Ефимович изо всех сил предостерегал Россию от возможной войны с Германией в союзе с Британией и Францией. В своей записке военному министру он убеждал, что России нельзя ввязываться в эту войну, что это война несправедливая, что это война между британским и германским милитаризмом, что Франция решает свои задачи, а у России целей в этой войне, по сути, нет.

За неприсоединение к двум противостоящим в Европе блокам государств выступал поначалу и министр иностранных дел Александр Извольский – убежденный сторонник европейской ориентации России. Внешнеполитическая программа Извольского определялась необходимостью обеспечить стране длительную мирную передышку, продолжительность которой он определял в 10 лет. Основой европейского равновесия он считал союз России с Францией. В формировавшейся политике соглашений и внешнеполитического лавирования между двумя блоками держав Извольский придерживался пассивной политики «равноудаленности» России от Берлина и Лондона. С помощью активной дипломатии, опираясь на поддержку тех и других, он видел возможность быстрее восстановить внешнюю безопасность и великодержавные позиции империи и по возможности перейти к решению стоявших на очереди внешнеполитических задач. После образования англо-французской Антанты русской дипломатии приходилось балансировать между своей союзницей и недавним непримиримым врагом – Англией. Россия нуждалась в поддержке Англии для стабилизации положения на Дальнем Востоке: еще будучи посланником в Японии, Извольский пришел к убеждению, что ключ к взаимопониманию между Петербургом и Токио лежит в Лондоне. Курс на соглашение с Англией означал поворот во внешней политике страны. Однако влиятельные консервативные круги в России настаивали на необходимости в условиях революционного кризиса сохранить и укрепить узы с монархическими правительствами Германии и Австро-Венгрии. Извольский должен был считаться с этими взглядами.

Сменивший его министр иностранных дел Сергей Сазонов отошел от принципа балансирования между Германией и Англией и сделал ставку на Антанту при общем курсе на оттягивание большой европейской войны, что резко изменило позицию России по обозначенной проблеме. В этом контексте характерным является согласие Англии и Франции на передачу России Черноморских проливов после войны в случае сохранения Сазонова на посту министра иностранных дел.

В России внимательно следили за созданием так называемого Тройственного согласия, или Антанты (окончательно сформирована в 1907 году), в противовес Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии и происходящими в связи с этим в Европе событиями. Упрочение Антанты становилось еще одним серьезным фактором, который следовало учитывать при оценке позиции России по отношению к назревающей мировой войне. Но главное, что определило присоединение России к Антанте – это ситуация на Балканах, где в 1912 году при активном участии России сформировался военно-политический союз балканских государств – Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, – направленный в первую очередь против Турции, но в перспективе и против Германии и Австро-Венгрии.

Россия не хотела новой войны и всеми силами пыталась ее предотвратить (равно как и Балканские войны 1912–1913 годов). Министр иностранных дел Сазонов и сам Николай II вплоть до последних дней июля 1914 года предпринимали усилия, направленные на дипломатическое урегулирование конфликта.

Рейхсканцлер Германской империи, министр-президент Пруссии Теобальд фон Бетман-Гольвег полагает, что, присоединившись к Антанте, Великобритания поддержала Францию и Россию в их воинственных планах. Абсолютно не обоснованным считает такое утверждение бывший посол Великобритании в России Джордж Бьюкенен. «Россия – а я имел дело лишь с ней – не хотела войны, и во время затянувшегося Балканского кризиса 1912–1913 годов сохранение мира было основным принципом ее политики», – подчеркивает в книге «Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918» британский дипломат.

Барон Вильгельм фон Шён, посол Германии в России в 1905–1907 годы, в воспоминаниях «Мемуары посла. Вклад в политическую историю современности» заходит гораздо дальше. Он говорит, что причиной Первой мировой войны было желание России избежать осложнений внутри страны. Россия решилась на мобилизацию, считает он, только потому, что рассчитывала на поддержку Великобритании.

По мнению главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, президента Российской ассоциации историков Первой мировой войны, доктора исторических наук, профессора Евгения Сергеева, император Николай II до конца колебался – начинать войну или нет, предлагая разрешить все спорные вопросы на мирной конференции в Гааге путем международного арбитража. Такие предложения с его стороны были сделаны Вильгельму II, германскому императору, но он отверг их. И поэтому говорить о том, что вина за начало войны лежит на России, – неверно.

К сожалению, Германия проигнорировала российские инициативы. Дело в том, что германская разведка и правящие круги были прекрасно осведомлены: Россия к войне не готова. Да и союзники России (Франция и Великобритания) не совсем были готовы к ней, особенно Великобритания в части, касающейся сухопутных войск. Россия в 1912 году начала выполнять большую программу перевооружения армии, и закончиться она должна была только к 1918–1919 годам. А Германия фактически завершила подготовку к лету 1914 года. Иными словами, «окно возможностей» было достаточно узким для Берлина, и если начинать войну, то начинать ее надо было именно в 1914 году.

Расчеты германского руководства достаточно ясно изложил в июле 1914 года статс-секретарь ведомства иностранных дел Голиб фон Ягов. «В основном, – писал он послу в Лондон, – Россия сейчас к войне не готова. Франция и Англия также не захотят сейчас войны. Через несколько лет, по всем компетентным предположениям, Россия уже будет боеспособна. Тогда она задавит нас количеством своих солдат; ее Балтийский флот и стратегические железные дороги уже будут построены. Наша же группа, между тем, все более слабеет». Этими последними словами Ягов намекал на прогрессировавшее разложение Австро-Венгрии. «В России, – продолжал он, – это хорошо знают и поэтому безусловно хотят еще на несколько лет покоя. Я охотно верю вашему кузену Бенкендорфу, что Россия сейчас не хочет войны с нами». Вряд ли кто другой доказал более убедительно, что именно Германия развязала войну в августе 1914 года, чем это сделал статс-секретарь МИД Германии.

28 июля 1914 года Австрия объявила войну Сербии. Россия приняла решение поддержать Сербию, и 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, за которой 3 августа последовала Франция. При этом война с Францией по замыслу германского командования являлась приоритетной задачей, поскольку, как полагало правительство Германии, после поражения Франции легко было бы взять верх над Россией.

На долю России выпала наиболее тяжелая роль. Российские вооруженные силы не были должным образом реорганизованы и подготовлены к войне, однако с самой лучшей стороны проявили себя в боевых действиях. Ими были выиграны 22 сражения из 55, в которых они участвовали – Галицийская битва, Варшавско-Ивангородская операция, Мазурское и Праснышское сражения, Брусиловский прорыв и др.

Россия была верна союзническому долгу и не раз приходила на выручку партнерам по Антанте. В августе 1914 года Франция, оказавшаяся на грани поражения, обратилась к русскому правительству с просьбой как можно скорее начать наступление в Восточной Пруссии, чтобы ослабить германское давление на западном фронте. Российское командование не успело в полной мере подготовиться к проведению запланированной операции, но, не колеблясь, пришло на помощь союзнику. Платить за это пришлось дорогой ценой – разгромом армии генерала Александра Самсонова. Однако немцы были вынуждены перебросить с Запада на русский фронт два корпуса, и Франция была спасена. Красноречиво признание маршала Фердинанда Фоша: «Если Франция не была стерта с лица земли и Париж не был взят в первые же несколько месяцев, то это только благодаря жертвенному наступлению русских». И в дальнейшем стойкость русской армии сыграла существенную роль в том, что державы «Сердечного согласия» смогли выдержать натиск вражеских сил.

По просьбе французов, на Западный фронт в 1916 году были направлены четыре русские бригады (около 40 тыс. солдат и офицеров), которые принимали участие в боевых действиях на самых трудных участках и проявили исключительные отвагу и мужество.

Однако Россия со стороны союзников практически не имела помощи. Силы России, ослабленной не только военными потерями, но и внутриполитической нестабильностью, были на пределе. Тем не менее в своей резолюции на докладной записке С.Д. Сазонова 7 сентября 1914 года Николай II написал: «Несмотря ни на какие препятствия и потери, Россия будет бороться с противником до конца».

Еще в 1915 году с германской стороны предпринимались попытки сепаратных переговоров с Россией. В феврале 1917 года предполагалась встреча русских и австро-венгерских представителей, но помешала революция, произошедшая в России. Временное правительство, пришедшее на смену монархии, вопреки надеждам подавляющего большинства населения России продолжило войну, доставшуюся в наследство от предшественников. После Октябрьской революции, в результате которой к власти пришли большевики, Россия взяла курс на выход из войны и разрыв с Антантой.

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В СДЕРЖИВАНИИ АГРЕССОРА

Как подчеркивается в документах Архива внешней политики Российской империи (АВП РИ), внешняя политика и дипломатия России сыграли активную роль в Первой мировой войне, способствуя повышению значения России как одного из важнейших международных политических, экономических и культурных центров. Впервые наши дипломаты столкнулись с задачами, столь масштабными, от решения которых зависело само существование государства, потребовавших выхода на новый, более высокий уровень политической работы, налаживания интенсивных межгосударственных контактов в двустороннем и многостороннем форматах.

Русские дипломаты активно содействовали укреплению союзнической коалиции, добивались международной изоляции Германии, разрабатывали программу послевоенного сотрудничества. Их достижением стали Босфорские соглашения 1915 года, хотя реализовать их так и не удалось.

Реальность военного времени потребовала от МИД России осуществления информационно-пропагандистских функций, использование внешних рычагов для снабжения армии, заботы о военнопленных и т.д. Все больше заявляли о себе публичная и экономическая дипломатия. Происходила оптимизация структуры внешнеполитического ведомства, в рамках которого были созданы Отдел военнопленных, Особый политический отдел, Правовой и Экономический департаменты.

В контактах с союзниками наши дипломаты не допускали ущемления национальных интересов, показали себя опытными и искусными переговорщиками. Русские дипломаты проявляли личное мужество в чрезвычайных ситуациях (например, в посольстве в Сербии во время наступления войск противника). Многие были мобилизованы в действующую армию и пали на полях сражений.

В свое время в связи со 100-летней годовщиной начала Первой мировой войны Еврокомиссия приняла решение не проводить в 2014 году памятные мероприятия. Сделано это было по соображениям политкорректности в целях недопущения рецидивов национализма в странах – участницах ЕС из-за разной трактовки конфликта воевавшими государствами. Но через четыре года и сто лет после окончания Первой мировой войны, 11 ноября 2019 года, такие мероприятия в Париже пройдут в формате мемориальной церемонии у Триумфальной арки и Форума мира. На международную церемонию, которая включит отдание почестей погибшим за Францию, возложение цветов и зажжение огня на могиле Неизвестного солдата, приглашены более 120 высоких иностранных гостей, в том числе президент Российской Федерации Владимир Путин.

А сто лет назад Россию на торжество 11 ноября 1918 года не пригласили. Вот что вспоминает по этому поводу бывший российский военный атташе во Франции Алексей Игнатьев: «Утро достопамятного дня 11 ноября 1918 года выпало серое, сырое, неприветливое. Мы уже знали из газет, что ровно в 11 часов утра наступит торжественная минута: на фронтах всех армий прозвучит долгожданный сигнал «Отбой!» – сигнал, знаменующий конец испытаний и страданий четырех лет войны. И все же больно еще было чувствовать, что для меня как представителя той армии, которая принесла столько жертв для разгрома вильгельмовской Германии, нет места на этом торжестве».

Можно понять нашего выдающегося дипломата. Первая мировая война была испытанием России на зрелость. И Россия, увы, к сожалению, этого испытания не выдержала, хотя продемонстрировала невероятные достоинство и героизм. Если история чему-то учит, то эта ее страница должна научить нас очень многому.

Версальский мирный договор открыл дорогу
к новой мировой войне. Уильям Орпен.
Подписание мира в Зеркальном зале Версальского
дворца 28 июня 1919 года.
Имперский военный музей. Лондон

УРОКИ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬ

Так какие уроки и выводы мы должны сделать для себя спустя 100 лет после завершения Первой мировой войны?

Первый урок. Эта война является наиболее ярким и наглядным примером злоупотребления политической власти. Многие чиновники были лишены прозорливости, которая помешала им избежать столь масштабной катастрофы для человечества.

В своей книге «Кайзер Вильгельм II» известный австралийский историк, профессор Кембриджского университета Кристофер Кларк утверждает, что истинной причиной столь разрушительного конфликта, а не просто поводом к нему стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда. О случайности и бессмысленности Первой мировой войны, по его мнению, говорят и многие другие события. Она, по его твердому убеждению, была невольным самоубийственным актом, а вовсе не битвой за цивилизацию.

Первая мировая война вскрыла также серьезные пороки российской власти, которая правила страной на тот момент. И эти пороки соединились с беспринципной политикой так называемых «партнеров» Российской империи, которые сотрудничали с Россией, но работали против нее. В итоге наша страна понесла самые большие потери – человеческие и материальные. Англия же добилась тех целей, которые ставила перед собой в войне. Им не нужна была сильная Россия.

Второй урок – верность своему союзническому долгу. Россия к 1914 году находилась в союзных отношениях не с Германией и Австро-Венгрией, а с Францией, а потом и с Великобританией, и сама логика развития кризиса, связанного с убийством наследника австро-венгерского престола, подвела Россию к этой войне.

Союзнический долг – с одной стороны, с другой стороны – боязнь потерять престиж и влияние в Балканских странах. Ведь если бы Россия не поддержала Сербию, это было бы катастрофично для ее престижа. Сказалось, конечно же, и давление определенных сил, настроенных на войну, в том числе связанных и с некоторыми сербскими кругами при дворе, с черногорскими кругами. Известные «черногорки», то есть супруги великих князей при дворе, тоже влияли на процесс принятия решения, полагает профессор Е. Сергеев.

Можно говорить и о том, что Россия была должна значительные суммы денег, полученных в качестве кредитов из французских, бельгийских и английских источников. Деньги были получены именно на программу перевооружения. Но вопрос престижа, который для Николая II был очень важен, все-таки нужно поставить на первый план. Нужно отдать императору должное – он всегда выступал за поддержание престижа России, хотя, может быть, не всегда правильно это понимал.

Одним из очень весомых факторов, может быть, нерешающим – еще раз подчеркивает отечественный историк, – была необходимость России поддержать престиж великой державы и не оказаться ненадежным союзником в самом начале войны. Вот это, по его мнению, главный мотив.

Третий урок. Принимая участие в Первой мировой войне, Россия защищала себя. Ведь именно Германия объявила России войну 1 августа 1914 года. Первая мировая война стала для России Второй Отечественной, а на Парижской мирной конференции, которая проходила с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года, союзные державы помимо прочих требований поставили перед Германией условие согласиться со статьей о «военном преступлении» и признать свою ответственность за развязывание войны.

Самое ужасное, считает Е. Сергеев, – то, что Россия вступила в Первую мировую войну, не имея никакой цели, а для того, чтобы помочь союзнице Франции. Это лишь потом, в марте 1915 года, договорились, что Проливы якобы будут контролироваться Россией в случае победы. Во имя чего, почему Россия в 1914 году пошла на распятие, не имея никакой рациональной цели? Это рядовым русской армии, половина которой не умела читать, понять было трудно…

Чего Россия добивалась в Европе? Российские министры иностранных дел А. Извольский и С. Сазонов не сомневались в необходимости поддерживать Францию и всех тех, кто выступит против Германии. Вот слова Сазонова: «Россия в случае победы Германии теряла прибалтийские приобретения Петра Великого, открывшие ему доступ с севера в западноевропейские страны и необходимые для защиты ее столицы, а на юге лишалась своих черноморских владений до Крыма включительно, предназначенных для целей германской колонизации, и оставалась, таким образом, после окончательного восстановления владычества Германии и Австро-Венгрии на Босфоре и на Балканах отрезанной от моря в размерах Московского государства, каким оно было в XVII веке. Страх перед могуществом Германии – это, на взгляд Е. Сергеева, единственная логика, которую мы можем понять и разделить в какой-то мере. Но ведь мы знаем о множестве иных способов решить проблему. Мы знаем об отношениях между Германией и Россией в период Бисмарка, в первую половину ХIХ века. Помним, как мы вместе разбили Наполеона.

Четвертый урок. Во всей этой политико-дипломатической мозаике нужно также помнить о том, что для России Первая мировая война вовсе не закончилась подписанием Версальского мирного договора и Брестского мира. Она продолжилась и после. Зимой 1918/19 года советские войска вновь выходили на западные границы бывшей Российской империи. Да и войну с Польшей в 1920 году тоже есть все основания рассматривать как продолжение Второй Отечественной.

Пятый урок. По итогам Первой мировой войны Германию наказали как проигравшую страну, но сделали это в такой форме, которая вызвала в стране объединение всех сил против Версальского мира. Германию унизили как нацию и как государство. И на почве этого унижения возникла идея реванша, что даже в рамках демократической Веймарской республики привело Германию к нацизму, который вовсю эксплуатировал эту идею. Хотя надо признать, что тогда практически весь политический спектр в Германии – слева направо – объединялся в идее ревизии и отмены Версальского мира. И поэтому один из важнейших уроков Первой мировой войны в том, что государства-победители должны быть осмотрительны в вопросе выдвижения условий мира.

Шестой урок. По итогам Первой мировой войны на политической карте Европы появились новые национальные государства: Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Польша, Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия и др. Это стало результатом реализации принципа права нации на самоопределение. Но одновременно эти права вступили в противоречие с идеей целостности прежних государств и империй: Османской, Российской, Австро-Венгерской и Германской. Однако тем не менее сама идея этого права и опыт его применения показывают, что многонациональные государства должны быть очень аккуратны и деликатны в национальном вопросе и открыты для понимания, что все национальности должны иметь гарантированные права. Иначе маленькое недовольство вырастает в острые проблемы для страны.

Седьмой урок. Анализ итогов Первой мировой войны заставляет задуматься над тем, что две крупнейшие державы Европы, Германия и Россия, должны мирно жить и сотрудничать ради сохранения мира в Европе. Стабильность баланса сил в Европе в большой мере зависит от отношений между этими странами.

Восьмой, заключительный урок: лучше плохой мир, чем хорошая война.

Современное состояние международных отношений, характеризующееся нарастанием напряженности во взаимоотношениях между ведущими в военном плане державами, большим количеством кровопролитных локальных конфликтов, во многом напоминает события 100-летней давности, что позволяет проведение закономерной аналогии с Первой мировой войной.

Формальной причиной начала Первой мировой войны послужило убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Сейчас нет ни Австро-Венгерской империи, ни эрцгерцогов, но современным эквивалентом сараевского убийства вполне могут стать события на Ближнем Востоке. Как и 100 лет назад, неспокойный Ближний Восток может превратиться в «балканскую бочку с порохом», которая может взорваться в любой момент, втянув в конфликт США, Турцию, Россию и Иран. А у каждой из этих стран в регионе имеются свои интересы и союзники, которых нужно защищать.

Некоторые наблюдатели отмечают, что в 1914 году Германия была на подъеме и бросала вызов главной державе того времени – Великобритании. Сегодняшняя параллель – соперничество Соединенных Штатов и Китая.

В начале XX века зловещую роль, по суждению других, играла убежденность элит и общества в том, что войны не надо бояться и избегать, что, напротив, она может помочь решить накопившиеся проблемы политического, экономического, социального и духовного порядка. Подобные настроения, увы, усиливаются и даже складываются в пугающую картину и в наши дни. Напрашиваются параллели между современностью и ситуацией начала ХХ века, когда любая провокация могла стать (и стала!) искрой, способной вызвать пожар глобальной войны.

Французский маршал Фош, увидев подписанный Версальский мирный договор, воскликнул: «Это не мир. Это перемирие на двадцать лет». Эти слова стали пророческими. Ровно через 20 лет, в 1939 году, Германия развязала Вторую мировую войну.

Эти слова, а главное последствия, заставляют задуматься о механизмах возникновения большого конфликта. И также о том, что при возникновении кризисных ситуаций – и это касается в том числе современной политики – надо быть исключительно осмотрительным. Надо просчитывать, и не на один, а на много шагов вперед, к чему это может привести.

Сегодня мы обращаемся к истории Первой мировой войны не для того, чтобы выявлять ее виновников, делить ее участников на победителей и побежденных. Главный урок заключается в том, что будущее европейского и мирового сообщества заключается в единстве и сотрудничестве, в органичном сочетании национальных, региональных и глобальных интересов, а не в попытках силой, в ущерб другой стороне, обеспечить свою безопасность. Устойчивая безопасность может быть только равной и неделимой. Этот принцип заложен в Концепции внешней политики РФ, ставящей во главу угла установление справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права.

Значение итогов и уроков Первой мировой войны в деле обеспечения прочного мира и всеобщей безопасности не только остается первостепенным, но и по имеющимся признакам, несомненно, растет. Первая мировая война – это суровый урок нашему отечеству, и об этом нужно помнить всегда.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Читайте так же:  Руководство по проектированию оснований и фундаментов зданий и сооружений. Пособие к снип основание зданий и сооружений

admin