Что нужно чтобы стать стюардессой: плюсы и минусы работы бортпроводника. Какие требования для стюардесс

Что нужно чтобы стать стюардессой: плюсы и минусы работы бортпроводника

Профессия стюардессы считается престижной и высокооплачиваемой. Многих девушек и юношей привлекает работа бортпроводниками в первую очередь из-за возможности много путешествовать.

Но для большинства вопрос о том, как стать стюардессой остается открытым. Обучение и трудоустройство не такое сложное, как многим кажется. Специально учиться для этого в вузе не придется, достаточно будет пройти профильные курсы.

У каждой авиакомпании свои требования к кандидатам на должность стюардесс и стюардов. При этом можно выделить основные критерии, по которым авиаперевозчики отбирают сотрудников:

  • образование;
  • знание иностранных языков;
  • состояние здоровья;
  • возраст;
  • рост;
  • размер одежды;
  • внешность;
  • гражданство;
  • наличие судимостей;
  • воинская обязанность.
  • На должность бортпроводника могут претендовать лица со средним образованием, то есть достаточно окончить 11 классов. Но у кандидатов с высшим образованием больше шансов.

    Для работы на внутренних рейсах достаточно знания базового английского. Чтобы обслуживать пассажиров на международных маршрутах потребуется знать язык в совершенстве. Требования предъявляются как к устной так и письменной речи. Но еще лучше, если кандидат знает несколько иностранных языков.

    Работа бортпроводником предполагает отсутствие проблем со здоровьем. Регулярные перелеты, частая смена часовых и климатических поясов требуют выносливости, высокой степени адаптации.

    Состояние здоровья оценивает специальная комиссия — врачебно-летная экспертная комиссия. С особым вниманием подходят к проверке зрения, а также сердечно-сосудистой и нервной систем.

    Проводится и психологическое тестирование. Это нужно для оценки стрессоустойчивости, дисциплинированности, коммуникабельности и организаторских способностей.

    Стать бортпроводниками могут молодые люди от 18 лет. Большинство авиакомпаний для людей без опыта работы ставит возрастную планку в 26 лет. А тем, у кого есть опыт в этой профессии — возраст должен быть не старше 35 лет.

    В описаниях вакансий стюардесс и стюардов указывают такие пределы роста:

  • для женщин — 160-175 см;
  • для мужчин — 170-185 см.
  • Это связано с тем, что бортпроводник должен легко дотягиваться до верхних полок с ручной кладью. Обычно они располагаются на высоте 212 см от пола. Рост ниже среднего вызовет ограничения в этом плане. А слишком высокой стюардессе придется все время нагибаться.

    Телосложение и девушек и молодых людей должно быть средним. Размеры одежды:

  • для женщин — от 42 до 46;
  • для мужчин — 46 до 54.
  • Авиакомпании по ряду причин не заказывают униформу plus-size:

  • Бортпроводник должен проходить между рядов кресел в салоне не задевая пассажиров.
  • Лишний вес может помешать выполнению экстренных действий при эвакуации.
  • Также это связано со свободным входом и выходом пассажиров из лайнера.
  • Авиаперевозчики выдвигают требования не только к размерам одежды будущих бортпроводников, но и к другим параметрам внешнего вида. На лице и видимых участках тела не должно быть шрамов, рубцов, родимых пятен или других эстетических дефектов.

    Татуировки и пирсинг у будущих сотрудников отдельные авиаперевозчики вообще не допускают. Некоторые компании более лояльны — требования распространяются, только на открытые части тела, которые видны из-под униформы.

    Российские авиакомпании берут на работу только граждан РФ. Иногда исключение делают для жителей Беларуси.

    Требования к безопасности в авиации высокие, поэтому при приеме на работу кандидата тщательно проверяют на наличие судимостей, которые недопустимы.

    Воинская обязанность

    Юноши, которые не прошли службу в армии не смогут устроиться на борт. А негодные к военной службе молодые люди вряд ли пройдут медицинскую комиссию

    Самая крупная авиакомпания в России — Аэрофлот. Ее маршрутная сеть насчитывает несколько десятков международных и внутренних рейсов. Статус надежного перевозчика и социальная программа для сотрудников привлекает многих.

    Требования компании к кандидатам на должность бортпроводника следующие:

  • Образование не ниже полного среднего.
  • Знание английского языка. Для части направлений необходимо владеть языком страны, в которую совершаются полеты.
  • Наличие военного билета для мужчин.
  • Возраст от 18 до 35 лет.
  • Чтобы работать в бизнес-авиации потребуется высшее образование, отличное владение английским и возраст от 23 до 40 лет.

    Для трудоустройства нужно заполнить анкету и приложить фотографии. Сделать это можно онлайн на сайте выбранной авиакомпании. Если кандидатура будет одобрена — на электронную почту придет оповещение и можно будет участвовать в дальнейшем конкурсе.

    Сначала все проходят собеседование, а при его успешном прохождении кандидат направляется на медицинскую комиссию.

    Включает в себя беседу с членами приемной комиссии, тестирование по психологии и экзамен по английскому или другому языку. Кандидату нужно будет рассказать о себе. Плюсом будут спортивные достижения, медицинское образование или курсы личностного роста и управления гневом.

    Часто приходится отвечать на стандартные вопросы:

    • почему именно эта должность и что в ней больше всего привлекает;
    • почему именно эта компания;
    • что нравится в работе с людьми и сфере обслуживания.
    • Оцениваться будут не только образование и внешний вид, но и манера подать себя, тембр голоса, общий уровень культуры. Предпочтение отдается вежливым, уверенным в себе кандидатам.

      После удачной беседы нужно будет пройти психологические тесты на степень адаптации к критическим ситуациям, стрессоустойчивость, коммуникабельность.

      К экзамену по иностранному допускаются кандидаты, прошедшие первые два этапа. Для подтверждения уровня владения языком нужно пройти грамматические тесты, аудирование, а завершит испытание беседа.

      К медосмотру нужно подготовить справки от нарколога, из туберкулезного, психиатрического и кожно-венерологического диспансеров. Придется также сдать анализы.

      Заранее потребуется пройти обследование у хирурга, лора, окулиста, невролога. Также членам медицинской комиссии предоставляются результаты флюорографии, ЭЭГ, ЭКГ.

      Только рассмотрев весь пакет документов, ВЛЭК решает пригоден ли человек к работе бортпроводником.

      Успешно прошедший собеседование и медкомиссию кандидат оправляется на специальные курсы. В основном авиакомпании проводят их в Москве. Проживание во время обучения и расходы на дорогу авиакомпанией не оплачиваются.

      Курсы проходят в течение 90 дней с занятиями 6 раз в неделю по 8 часов. Там преподают правила поведения в экстренных ситуациях, устройство самолетов, нормативную документацию, связанную с авиаперевозками. Студентов тренируют на макетах авиалайнеров.

      Завершающий этап перед работой — практика. Стажировка проходит на рейсах авиакомпании общей продолжительностью в 30 часов.

      Курсы бортпроводников

      Чтобы стать стюардессой можно пройти обучение в профильной школе. Это могут быть как отдельные частные школы, так и при авиакомпаниях. Обучаясь у конкретного перевозчика необходимо будет отработать в компании в течение 3 лет. В среднем курсы длятся 2-4 месяца.

      Обучение можно пройти в следующих школах:

    • Учебно-тренировочный центр аэропорта Внуково. Там периодически проводятся курсы первичного обучения.
    • Авиашкола Аэрофлота. Цена обучения с учетом практики составляет 65 тыс. рублей. Курс длится 50 дней.
    • Школа бортпроводников в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Краснодаре. Обучение длится 2,5 месяца, а стоимость курса вместе с практикой составляет 65 тыс. рублей.
    • Школа стюардесс «Скай-Джет». Курс по основам работы бортпроводника продолжительностью в 2,5 недели стоит 30 тыс. рублей. Обучение стюардесс и стюардов для бизнес-авиации длится 30 дней по цене 70 тыс. рублей.
    • Авиационно-транспортный колледж в Санкт-Петербурге по специальности «Сервис на транспорте».
    • Обучение в школе бортпроводников можно разделить на следующие блоки:

    • Правила поведения в экстремальной ситуации — эвакуация пассажиров, экстренная посадка.
    • Медицинская помощь.
    • Экспресс-курс английского языка.

    Будущих работников учат пользоваться спасательным оборудованием. Также обязательно изучается устройство авиалайнеров.

    В конце все студенты проходят практику. На тренажерах, которые имитируют салон самолета будущие бортпроводники отрабатывают навыки поведения в критических ситуациях.

    Главное в работе стюардессы — контроль за безопасностью пассажиров во время полета. Кроме этого:

  • встреча и размещение клиентов;
  • предполетный инструктаж;
  • оказание экстренной медицинской помощи при необходимости;
  • контроль поведения пассажиров;
  • осмотр салона для выявления посторонних или запрещенных предметов;
  • раздача еды и напитков.
  • Также бортпроводники следят за климатическими показателями в салоне, проверяют комплект средств спасения.

    Плюсы и минусы профессии

    В работе стюардессой есть и достоинства, и недостатки. К первым относят:

  • Ранний уход на пенсию — в среднем это в возрасте 45 лет. Но при этом летный стаж должен составлять 10 лет, а общий — не меньше 20 лет.
  • Скидки на авиабилеты.
  • Возможность посмотреть мир.
  • Высокая зарплата и привлекательный социальный пакет.
  • Возможность улучшить знание иностранных языков.
  • Бесплатное питание.
  • Недостатком этой профессии считают ненормированный рабочий день, повышенный уровень стресса. А из-за частых перелетов развиваются профессиональные заболевания — варикоз, проблемы с позвоночником. Также возможны трудности при беременности.

    Большинство российских авиаперевозчиков регулярно пополняют штат бортпроводников — отборы проходят несколько раз в год. Если кандидат подходит под все требования, то устроиться работать стюардессой или стюардом вполне возможно.

    Как я пыталась стать бортпроводником авиакомпании «Победа»

    Корреспондент «Города 812» приняла участие в конкурсе авиакомпании «Победа» (лоукостер группы «Аэрофлот») на обучение бортпроводников воздушного судна Боинг-747. Собеседование с кандидатами в стюардессы длилось несколько часов. О чем не рассказывают пассажирам, но говорят будущим бортпроводникам? – узнала корреспондент «Города 812».

    Блондинка и брюнетка

    «Победа» ищет бортпроводников регулярно: набор проводят и в Москве, и в Петербурге. «Если Вы активны, амбициозны, энергичны, Вам нравится общаться и помогать людям, Вы хотите увидеть весь мир и посетить много стран, Вы хотите начать свою карьеру в авиации, то мы ждем именно Вас!» – такое рекламное объявление я увидела на сайте «Победы». Требования к кандидатам оказались минимальными: рост от 165 см (технические требования самолета Boeing 737NG/MAX) и отсутствие татуировок на видимых частях тела. Среди желательных, но необязательных требований: образование среднее специальное и выше, знание английского, коммуникабельность, стрессоустойчивость, грамотная речь. Неужели так легко стать стюардессой? – решила я проверить на собственном опыте.

    Под все нехитрые требования «Победы» я подходила, поэтому 22 августа к 9.30 утра приехала на собеседование в гостиницу Park Inn в аэропорт «Пулково». Ожидала увидеть там очередь из желающих, но оказалось, что собеседование проходит не по очереди с каждым, а сразу для всех. В актовом зале.

    Читайте так же:  Изменение работы лицензий «1С: Предприятия 8. Лицензия на сервер 1с программная

    В зале уже сидели человек восемьдесят, в основном – девушки от 20 до 35 лет, но были и юноши, и люди постарше. К моему удивлению, большинство девушек были одеты одинаково: белые блузки, черные юбки, волосы – в кичку. Туфли на шпильках они приносили с собой и переобувались, шурша пакетиками за креслами. Наверное, они старались сразу быть похожими на стюардесс.

    Большинство претендентов оделись одинаково: белые блузки, черные юбки, туфли с собой.

    Наконец в зале появились представители «Победы». Блондинка Инна и брюнетка Виктория. Как потом выяснилось, блондинка – директор по персоналу авиакомпании «Победа», брюнетка – руководитель отделения в Санкт-Петербурге. Обе выглядели мрачными и как будто уставшими.

    – Ребят, мы начнем минут через 20–25. Я пойду за компьютером, а вы можете пока где-нибудь выпить кофе.

    Наконец собеседование началось. Блондинка еще раз озвучила требования к кандидатам: объяснила, кого точно не возьмут, и предложила им сразу покинуть зал.

    – Мы проверим ваш рост. Даже если он 164,5 см и вы говорите: «Я подтянусь на цыпочках», – не возьмем. Если есть татуировки на руках, шее, лице, на ногах ниже колена у девушек и вы обещаете: «Я сведу», – не принимается. Если есть шрамы на видимых частях тела – это тоже противопоказание. Мужчины могут быть только гладко выбритыми. Если у мужчин нет военного билета – вы не сможете пройти медкомиссию. У всех должен быть в наличии действующий загранпаспорт. Мы принимаем только граждан России, максимум Белоруссии, – рассказала блондинка.

    По ее словам, также важно, чтобы будущий бортпроводник жил не дальше чем в часе езды от «Пулкова».

    – Если вы живете где-нибудь во Всеволожске, то нужно переехать ближе к аэропорту или расстаться, – заявила она.

    Девушки должны быть готовы изменить свою внешность: цвет маникюра – только бежевый, никаких накладных ногтей и ресниц, макияж на работу – яркий. Последнее требование вызвано безопасностью: лицо бортпроводницы должно быть хорошо видно даже при тусклом освещении в салоне. По поводу ресниц и ногтей – другие резоны.

    – У вас не будет времени их поправлять. Это сейчас ваши накладные ресницы смотрятся как натуральные. Потом они начинают отклеиваться и торчать в разные стороны! Когда отрастает бежевый маникюр, это не так заметно, как с красным лаком. Мы не можем уследить за всеми, поэтому приняли решение – только бежевый, – объяснили в «Победе».

    Придется все вернуть

    Тем, кто пройдет отбор, обещают трехмесячное обучение и стипендию 20 тысяч рублей. Дальше – трудоустройство и заоблачные зарплаты: от 70 тысяч и выше. А также – карьерный рост, соцпакет, отпуск 70 дней и почти бесплатные авиабилеты в любую точку мира. Например, слетать в США и обратно – за 11–12 тысяч рублей.

    Но есть несколько «но». Во-первых, обучение бортпроводников проводится только в Москве. Снимать жилье и питаться на период обучения придется за свой счет, и, по московским ценам, стипендии на это не хватит.

    Во-вторых, перед началом учебы нужно за свой счет пройти ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию). По словам представителей «Победы», за ВЛЭК придется заплатить порядка 15 тысяч рублей. Но был случай, когда петербургская ВЛЭК раскрутила будущего бортпроводника на 55 тысяч – за счет дополнительных анализов.

    В-третьих, после завершения учебы нужно сдать экзамены. Если не сдал – «Победа» потребует вернуть деньги за обучение.

    Если по каким-то причинам бросить учебу или прогулять хотя бы одно занятие – «Победа» также взыщет потраченную на ваше обучение сумму.

    – Сумма небольшая – примерно 80–90 тысяч рублей, – пояснила блондинка Инна.

    После успешной сдачи экзамена бортпроводник обязан отработать в «Победе» два года. В противном случае уже понятно что: придется вернуть деньги за обучение.

    Не похоже было, чтобы эти строгие требования кого-нибудь из кандидатов в бортпроводники напугали. Мои соседки готовы были заплатить за всё.

    Оклад – 8 тысяч в месяц

    Оклад у бортпроводников смешной – 8000 руб. в месяц. Но зарплата высокая по петербургским меркам. Она складывается из «налета», доплат и премий. За час полета («налета») стюардессе в «Победе» платят 525–555 рублей, плюс надбавки: например, за ночную смену – 20%; за вредность – 24%; еще – за качество. «Качество» определяется рейтингом, который зависит, допустим, от того, есть ли на бортпроводника жалобы/благодарности от пассажиров. В итоге заработок получается более 70 тысяч в месяц у бортпроводника, и свыше 90 тысяч рублей в месяц у старшего бортпроводника. К этой сумме еще добавляется денежная компенсация за питание. По закону авиакомпания должна кормить экипаж. Но «Победа» не кормит, а платит.

    – Хотите – тратьте их на фрукты и йогурты, хотите – на бутерброды с колбасой, хотите – не ешьте, – пояснили в компании.

    Чтобы получать такую зарплату, трудиться придется много. Условия и график в «Победе», на мой взгляд, жесткие (хотя обещают гибкие). Бортпроводники летают примерно по 85–87 часов в месяц, это почти предел: по закону нельзя более 90 часов. Если пересчитать на обычные «земные» трудодни (20–22 в месяц), выходит, что они работают почти по 4 часа в день, плюс дорога до аэропорта, плюс досмотр, подготовка. Плюс обязанностей у бортпроводников в «Победе» больше, чем в других авиакомпаниях.

    – У «Победы» быстрый оборот воздушного судна. Наши самолеты всё время в небе. Когда они на земле, мы платим за обслуживание и теряем деньги. Поэтому ваша задача – максимально быстро пригласить пассажиров на посадку, обслужить, проводить. Наши бортпроводники выполняют дополнительные функции: первичная уборка воздушного судна и озвучивание рекламных сообщений, если они есть, – сообщила блондинка.

    – Бортпроводник – тяжелая работа. За сутки у вас может быть 4 взлета и 4 посадки. Замечали когда-нибудь, как пустая бутылка раздувается при взлете и сжимается при посадке? То же самое происходит с сосудами и с органами. Отсюда отеки ног и прочее. Пассажиры забирают твою энергию, когда ты работаешь на отдачу. Это большая эмоциональная нагрузка, – устало сообщила брюнетка.

    Затем собравшимся показали большую фотографию: лысоватый мужчина улыбается в окружении бортпроводников.

    – Узнаете, кто это? – с интонациями учителя начальных классов спросила брюнетка. Зал испуганно замолчал. – А это наш генеральный директор! Андрей Юрьевич Калмыков! Он действующий бортпроводник, и если ему нужно отправиться в командировку, он летает в составе экипажа. Возможно, когда-нибудь и с вами полетит, – пообещала брюнетка.

    А я подумала: «Вот что такое – настоящий лоукостер: не только на пассажирах экономят, но и на директоре!» И ошиблась. Оказывается, директор летает, чтобы лично проконтролировать, как работает низовое звено авиакомпании. А вовсе не из экономии.

    Обе представительницы «Победы» во время собеседования, больше похожего на лекцию, постоянно хмурили брови и почти не улыбались. Если в зале кто-нибудь шептался, строго делали замечания. Как в школе.

    – Девочки, вам не интересно, да?! – грозно зыркала брюнетка, заслышав хихиканье с задних рядов.

    Наземное «Пулково» хочет в небо

    Первая часть собеседования, включавшая презентацию и общие вопросы, длилась полтора часа. Затем объявили перерыв, и далее – практическая часть. После перерыва зал опустел примерно наполовину.

    Собравшихся попросили разбиться на группы по шесть человек и дали задание: познакомиться со всеми членами группы и подготовить краткую презентацию об одном из них.

    Моя группа состояла из девушек от 20 до 32 лет. Оказалось, что половина из них работают в аэропорту «Пулково» в наземных службах. Лариса и Катя – в службе регистрации, Ксюша – в службе досмотра. У всех девушек высшее образование, а у Ларисы и Кати – даже по два. Вторая Катя из нашей группы – официантка, третья Катя (так случайно получилось, что в группе много Кать) работает в РЖД.

    Ксюша из службы досмотра «Пулкова» призналась, что идет в стюардессы «от безысходности». Она закончила Академию гражданской авиации, трудоустроилась, но больше не может жить на зарплату 25 тысяч рублей.

    Катя из РЖД пожаловалась, что ее не ценят на работе.

    – Я занимаюсь обеспечением безопасности, на мне очень большая ответственность. Но работников РЖД не очень ценят, – объяснила она, почему хочет сменить железную дорогу на авиацию.

    Остальные девушки из моей группы туманно сообщили, что «мечтают летать».

    В остальных группах также оказалось много сотрудников «Пулкова». У многих претендентов было два высших образования. Среди них – инженеры, работники Сбербанка, преподаватели английского, бизнесмены, филологи.

    Представители «Победы» предложили всем, кто хочет, выступить с презентацией по-английски. Это, сказали, будет плюсом к оценке кандидата. Поэтому практически все использовали иностранный язык.

    Однако на простой вопрос брюнетки Виктории: «Can you speak without letter?», обращенный к девушке, читавший речь по бумажке, девушка с бумажкой ответить не смогла. Только хлопала ресницами.

    Также срезались на простых вопросах и большинство остальных англоговорящих кандидатов. «Что вы делали вчера?», «Что будете делать завтра?», «Представьте, что вам нужно описать новую коллекцию одежды в магазине». Даже преподаватель английского спотыкалась в ответах по-английски.

    Я говорила по-русски, и мне не задали ни одного вопроса.

    «Сведешь татушку – приходи»

    Многие из пришедших уже бывали на похожих собеседованиях – в этой или в других авиакомпаниях. Моя соседка Настя рассказала, что успешно прошла собеседование в «Аэрофлот», но ее не допустили к обучению из-за татуировки на лодыжке.

    – Поставили в резерв, сказали: «Сведешь татушку – приходи». Но у них до осени нет групп, поэтому я сюда пока пришла, – сказала она.

    По словам Насти, на собеседовании в «Аэрофлоте» ей задавали другие вопросы: кем работают родители? Полная ли семья? Откуда приехала? Коренная ли она петербурженка?

    Читайте так же:  Кого в Сургуте чаще всего ловят за взятки. Прокурор берет взятки

    – Приезжих из глубинки «Аэрофлот» охотнее берет. Потому что провинциалы за место крепче держатся, – уверена Настя.

    Она рассказала, что недавно бортпроводником в «Аэрофлот» устроился ее друг. Прошел первичное обучение и уже летает.

    – В «Аэрофлоте» зарплата лучше и сотрудников там «облизывают». Например, если у тебя родился ребенок – выпишут матпомощь и даже за садик ребенка потом могут платить. Но дружбы между сотрудниками нет. Друг рассказывал, что могут вызвать какого-то сотрудника и спросить, что он думает о другом сотруднике. И если сказать, что твой коллега плохо отзывался об «Аэрофлоте», то коллегу могут уволить! – рассказывала Настя.

    Собеседование в «Победе» длилось чуть больше трех часов. В конце блондинка и брюнетка попросили всех выйти на семь минут, а затем зачитали фамилии тех, с кем они хотели бы познакомиться поближе. Остальных попросили разойтись.

    Так меня не взяли в стюардессы. Представители авиакомпании не стали объяснять, почему из полного зала желающих они выбрали только четверых. Сказали, что существуют некие «внутренние критерии», о которых посторонним знать не положено.

    На околоавиационных форумах пишут, что внешность и возраст – одни из главных критериев при наборе бортпроводников. Особенно для девушек: возраст должен быть до 25 лет, размер одежды – до 46-го. Лично мне показалось, что еще имеет значение выражение лица. Взяли тех, кто выглядит кротко. Такие кроткие никогда не нахамят, не вступят в профсоюз, не пойдут митинговать.

    По моему личному опыту, стюардессы в «Победе» довольно милые. Значит, правильно их выбирают.

    Елена Роткевич

    На что бортпроводники жалуются друг другу на форумах

    – Наши инструкторы рассказывали, что постоянно паксы (так на сленге называют пассажиров. – Ред.) вызывают в туалет и удивляются: «Ой, а это вы? А я думал, это кнопка смыва!» Там человечек со стаканчиком нарисован, а они думают, что это человек с ведром нарисован – т.е. смыв, вот такая логика!

    – Бесит, когда на вопрос «что будете пить? чай, кофе…» отвечают кивком головы.

    – Предлагаю напитки: «Сок – яблочный, томатный, апельсиновый». Пассажир: «Мне персиковый».

    – Рейс Хабаровск – Охотск. Перед началом рейса демонстрируем спасательные жилеты. Подрывается с места молодой человек и на весь салон орет: «Девушка, а за каким хреном вы нам это показываете? Мы че, еще и плавать будем?»

    – Боинг-737, передняя кухня. Вместо туалета женщина ломится в кабину пилотов. Бортпроводник: «Женщина, там пилоты!» – «Ничего, я подожду».

    – Рейс Спб – Москва. Пасс. из «бизнеса» берет поднос с закусками, сосредоточенно изучает: «Девушка, знаете, я еще не очень голодный. Заверните мне, пожалуйста, с собой… Дома поужинаю».

    Кстати. «Победа» вводит новый сбор

    Авиакомпания «Победа» объявила о введении платы за регистрацию на рейсы в зарубежных аэропортах. Плата начнет взиматься с конца октября и составит € 25 с человека. Онлайн-регистрация останется бесплатной.

    Профессия стюардесса (бортпроводник)

    Профессия стюардессы была воспета неоднократно. На постсоветском пространстве наиболее популярна песня Владимира Преснякова «Стюардесса по имени Жанна». А легко ли быть стюардессой?

    Молодым девушкам со стороны профессия стюардессы видится весьма привлекательной. Казалось бы, носи напитки и закуски, ходи в красивой форме и получай кучу денег — райская работенка. Так ли это?

    Когда именно появилась профессия «стюардесса», точно неизвестно: долгое время эти обязанности исполняли мужчины. Но в большинстве справочных изданий первой в мире стюардессой называют американку Элен Черч. Она обратилась к руководству Boeing Air Transport с просьбой привлечь к работе в пассажирских авиаперевозках женщин с медицинским образованием. Руководство компании одобрило эту идею. И 15.05.1930 на рейсе Сан-Франциско – Чикаго в качестве обслуживающего персонала присутствовало восемь медсестер. В то время стюардесс называли «небесные девушки» (Sky Girls). В их обязанности входило не только оказание медпомощи, но и компостирование билетов, а также уборка в туалете, салоне и кабине пилотов, приветливое обращение с пассажирами, взвешивание пассажиров и их багажа, раздача пассажирам шлепанцев, жевательной резинки, одеял, чистка их обуви. Кроме того, первые стюардессы участвовали в погрузке и выгрузке багажа, а на промежуточных посадках носили ведра с топливом для заправки самолета. По прибытию авиалайнера в точку назначения стюардессы должны были помогать закатывать его в ангар.

    Первые стюардессы работали 100 часов в месяц, получая за это 125 долларов. Нововведенная профессия оказалась настолько полезной, что ее стали внедрять и другие авиакомпании. Требования к претенденткам были весьма лояльны: наличие диплома медсестры, отсутствие официального брака, рост не более 160 см, вес – 52 кг и меньше, возраст – до 25 лет.

    В наши дни стюарды и стюардессы (также их называют бортпроводниками) – специалисты рядового состава на воздушных и водных судах, выполняющие функции обслуживающего персонала, но в первую очередь ответственные за безопасность пассажиров, оказание медпомощи. В целом те же обязанности, что и 80 лет назад, правда, в значительной степени подкорректированные: топливо стюардессы уже не таскают, выгрузкой багажа не занимаются и самолет в ангар не заталкивают. Сегодня экономическое и технологическое развитие авиапассажирских перевозок позволяет избавить стюардесс от тяжелого физического труда. Проще говоря, они стали просто миловидными, услужливыми официантками-медсестрами, хорошо владеющими несколькими языками. Ну и конечно же, стюардессы обязаны скрупулезно контролировать безопасность пассажиров: застегнуты ли ремни, в порядке ли кислородные маски, крепления кресел, спасательные жилеты и так далее. Как и в любой профессии, в этой есть свои плюсы и минусы.

  • Возможность, что называется, увидеть мир. Стюардессы посещают множество стран и городов, не просто бесплатно, а еще и деньги на этом зарабатывают.
  • Хорошая заработная плата, полный соцпакет, соцгарантии, льготы, путевки на отдых, до 70 дней отпуска в году в зависимости от налета часов.
  • Выход на пенсию в 45 лет.
  • Интересная, насыщенная событиями, динамичная жизнь.
  • Часто экипажу не позволяют покидать территорию аэропорта между рейсами.
  • Физические нагрузки: почти все рабочее время стюардесса проводит на ногах.
  • Постоянные смены климата и часовых поясов, а это серьезная нагрузка на психику.
  • Недосыпание.
  • Постоянные перегрузки, из-за которых развиваются хронические заболевания: варикоз, хроническая усталость, заболевания позвоночника.
  • Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

    Для того чтобы работать стюардессой, совсем не обязательно получать высшее образование. Можно ограничиться двух-четырехмесячным обучением на курсах за свой счет или бесплатно при какой-нибудь авиакомпании. В этом случае обязательна отработка в течение двух лет в компании-учредителе курсов. Можно обучиться этой профессии в колледже или училище по направлению «Сервис на транспорте». Вот несколько примеров учебных заведений, в которых можно освоить профессию стюардессы:

  • Авиационно-транспортный колледж Санкт-Петербургского государственного Университета гражданской авиации;
  • Школа бортпроводников (Москва);
  • Джет-сервис (Москва);
  • Учебно-тренировочный центр № 21 (ОАО Аэропорт Внуково);
  • Авиашкола Аэрофлота.
  • Профессиональные обязанности

    Главная обязанность бортпроводников – это не обслуживание пассажиров, как мы привыкли думать, а обеспечение их безопасности. Этому подчинены все функции стюардесс:

    1. Встреча пассажиров, оказание им помощи в комфортном размещении на борту самолета.
    2. Предполетная подготовка.
    3. Оказание первой медицинской помощи.
    4. Проверка работы внутренней связи.
    5. Контроль поведения пассажиров, пресечение и предупреждение нарушений правопорядка и морально-этических норм.
    6. Осмотр салона на предмет присутствия посторонних предметов.
    7. Контроль салона авиатранспортного средства на предмет соответствия санитарным нормам.
    8. Контроль показателей температуры воздуха, атмосферного давления и влажности в салоне.
    9. Помощь больным пассажирам.
    10. Проверка комплектности спасательных средств.
    11. Раздача еды и напитков.
    12. Приемка и размещение кухонно-буфетного инвентаря.

    Стюардессы проходят строгий конкурсный отбор. К внешности предъявляются требования модельного агентства:

  • рост от 165 до 175 см,
  • привлекательная внешность,
  • возраст от 18 до 30 лет,
  • размер одежды — 42-46,
  • отсутствие шрамов, родимых пятен и татуировок.
  • Помимо этого, стюардесса должна обладать четкой дикцией, мягким тембром, хорошим зрением, быстротой реакции.

    Необходимые качества характера:

  • коммуникабельность;
  • сдержанность;
  • терпение;
  • дипломатичность;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • стрессоустойчивость.
  • Уровень зарплаты существенно различается в зависимости от стажа работы. Стюардессы-новички получают не более 20000 рублей в месяц. По прохождении испытательного срока и после набора часов, проведенных в полете, стюардессы получают надбавки и бонусы. Средняя зарплата уже после полугодия стажа доходит до 60000 рублей. Стюардессы первого класса могут получать и более 100000 рублей. Средняя оплата за час полета стюардессы – 4000 рублей.

    Как построить карьеру

    Иерархия в этой профессии такова: начав с бортпроводника III класса, последовательно через II и I классы можно стать сначала инструктором, а затем — начальником службы. Большинство стюардесс достигают максимально I класса.

    Перспективы профессии

    Гражданская авиация – отрасль с высокой степенью автоматизации. Но как бы далеко она ни зашла, вряд ли затронет работу стюардессы: никакой робот не сможет успокоить пассажиров так, как один вид милой, улыбающейся девушки. А постоянное увеличение количества рейсов и жесткие требования к возрасту и здоровью бортпроводников требуют регулярного притока новых кадров.

    Какие требования для стюардесс

    Несмотря на романтический ореол, работа бортпроводницы требует серьезного подхода, быстрой реакции и стрессоустойчивости, без которых будет сложно успокоить недовольных обслуживанием или просто взволнованных перелетом пассажиров. Впечатлительная и нервная девушка вряд ли сможет поддерживать правильный психологический климат в салоне на протяжении полета. А ведь главная задача стюардессы – создать пассажирам максимально комфортные условия и обеспечить их безопасность.

    Если ты готова взвалить на свои хрупкие плечи эти хлопоты, то первым делом тебе нужно позвонить в понравившуюся авиакомпанию и узнать, где и когда можно записаться на курсы стюардесс. Авиакомпанию постарайся выбрать как можно более известную, поскольку далеко не все могут позволить себе подготовку кадров за свой счет. А в перспективе престиж авиакомпании будет положительно сказываться на твоей заработной плате.

    Школы стюардесс есть по всей России, самая крупная работает при московском Шереметьево. Чтобы поступить, нужно пройти конкурсный отбор, первый этап которого – собеседование. Важным критерием является внешность. От стюардесс не требуют ослепительной красоты – достаточно иметь приятное и миловидное лицо. А вот рост, вес и возраст кандидатки должны соответствовать куда более строгим условиям. Необходимо быть не моложе 18 и не старше 30 лет (хотя иногда работодатель устанавливает более низкую возрастную планку – 25 лет), иметь вес от 54 до 65 кг. Девушки с низким весом считаются слишком «легкими» для полета, а барышни тяжелее 65 кг, а также те, чей размер одежды превышает 46-й, считаются склонными к полноте и к обучению не допускаются. Считается, что полнота может быть признаком каких-либо проблем со здоровьем, которые недопустимы для бортпроводника. Кроме того, это вызвано требованиями экономии места, ведь просторными проходы в салоне и кухню в самолете назвать сложно.

    Читайте так же:  Документы на регистрации в Минюсте РФ (подборка подготовлена специалистами компании - КонсультантПлюс - ). Приказ минсельхоза рф 750

    Рост абитуриенток должен быть 164–175 см, поскольку стюардесса должна без проблем дотягиваться до верхней полки. На лице и других видимых участках тела не должно быть татуировок, крупных родинок, шрамов и других физических дефектов. Никакого пирсинга, экстремального цвета волос и перманентного макияжа. Все чаще авиакомпании подбирают стюардесс по определенному типу внешности, в том числе и цвету волос.

    На собеседовании не забудь как можно более полно рассказать о своем образовании. Солидные работодатели предпочитают девушек с высшим профессиональным образованием, особенно медицинским, психологическим или управленческим. Знание иностранного языка на разговорном уровне (а лучше двух) тоже играет значительную роль. Желательно предварительно окончить курсы, выдающие диплом государственного образца, но аттестата средней школы с углубленным изучением английского будет достаточно. Чтобы проверить твое знание языка, тебе предложат сделать перевод и пройти грамматический тест.

    Следующий этап – медицинская комиссия. Именно на нем отсеивается более двух третей конкурсанток. Отменное здоровье для стюардессы не прихоть, а необходимость. Резкие перепады давления, высота, быстрая смена часовых поясов и климатических зон не должны провоцировать рецидив или обострение каких-либо заболеваний. Тебе придется пройти множество осмотров и сдать анализы. Проверять будут не только слух, зрение и состояние других жизненно важных органов. Предстоит сложное испытание на устойчивость к турбулентности и умение крепко держаться на ногах. В частности, тебя посадят в специальное вращающееся кресло, будут раскручивать в течение нескольких минут, а потом предложат пройти по прямой линии и не оступиться. Если ты успешно пройдешь медкомиссию, тебе выдадут справку ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии), которая действует в течение года. Эта справка будет твоим медицинским допуском к полетам.

    Заключительный этап конкурсного отбора – общение с психологом. Он проведет тестирование и предложит сыграть в ролевую игру под названием «экипаж космического корабля», в частности, разыграет возможные критические ситуации на борту. Это делается с целью выяснения эмоциональной пригодности, стрессоустойчивости и составления психологической характеристики личности будущего сотрудника.

    Теперь, когда большинство трудностей позади, поздравляем – тебя приняли! Учеба будет длиться примерно два-три месяца. Если школа находится в другом городе, то авиакомпания возьмет расходы по проживанию на себя. По прибытии в школу будут сформированы учебные группы по 10–15 человек в каждой. Стандартный курс обучения включает изучение типов самолетов, оказание медицинской помощи, обеспечение безопасности полетов, страноведение (куда входит изучение культуры, обычаев и политики иностранных государств). Будут проводиться практические занятия по правильному поведению в чрезвычайных ситуациях – на них ты научишься грамотно проводить посадку на воду («водным объектом» будет служить бассейн), эксплуатировать надувные лодки и трап при экстренном приземлении. Тебе расскажут, как за 30 секунд обеспечить всех пассажиров спасательными жилетами, а за 90 – эвакуировать всех из салона при пожаре. Относительно недавно в подобных учебных заведениях начали обучать навыкам дефиле и правильно накладывать макияж.

    Перед выпуском тебя ждет экзамен на знание пройденного материала. Насколько успешно ты училась, будут определять с помощью теста, результаты которого, как и в обычной школе, оцениваются по пятибалльной шкале. Для получения свидетельства о прохождении курсов нужно сдать его на «четыре» или «пять» и отлетать 30 учебных часов под руководством опытного инструктора. К свидетельству прилагается сертификат, удостоверяющий квалификацию бортпроводника третьего класса. После этого авиакомпания предложит тебе пополнить стройные ряды «небесных ласточек» – подписать трудовой договор и получить допуск к полетам.

    Подписав контракт, ты станешь лицом авиакомпании – обаятельной «небесной» девушкой, которая сегодня видит Эйфелеву башню, а завтра гуляет по узким улочкам Венеции. Тебя ждут полеты не только во сне, но и наяву, а также возможность увидеть весь мир своими глазами.

    «Мой офис — небо». Как стать стюардессой или бортпроводником

    19 янв, 13:00 Лонгрид 549

    Овладеть одной из самых романтичных профессий современности можно достаточно быстро. А еще это относительно просто, но нужно на старте обладать необходимыми для стюардесс и бортпроводников данными.

    Фото : РИА Новости / Рамиль Ситдиков

    Обворожительные девушки на борту и статные мужчины — это лицо авиакомпании. Помимо крепкого здоровья — стюардессам и бортпроводникам приходится выдерживать перепады давления, смену часовых поясов и климата — кандидатам необходимо обладать еще и привлекательной внешностью. Так компании не нанимают стюардесс, ниже 160 сантиметров. Вот такие требования к кандидатам на должность «Бортпроводник» публикует один из учебных центров для авиакомпаний:

    — рост: у девушек он должен быть 160 — 175 см; у мужчин — 175 — 185 см;
    — внешность кандидата должна быть приятная, улыбка — располагающая;
    — пирсинг и татуировки не должны быть на видных местах;

    Фото: vk.com/ @elsilivl

    В плане здоровья требования намного жестче — отсутствием аэрофобии и гипертонии не обойтись. Все «небесные новобранцы» в обязательном порядке должны пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК). Список исследований примерно такой же, как и для получения санкнижки.

    Но если настроиться на получение новой профессии, все преграды можно с легкостью преодолеть. 19-летняя петербурженка Елизавета Карпова ушла из продаж, чтобы покорить небо. Девушка обучилась в школе бортпроводников, а после переехала в Москву, где и получила должность в авиакомпании.

    — Два с половиной месяца моей жизни перевернули ее в общем-то с ног на голову. Теоретическая часть нашего обучения проходила в Санкт-Петербурге. Все началось с английского языка.

    Группа у нас была небольшая, всего 12 человек. Почти все сдали теоретические экзамены на 4 и 5. Преподаватели очень компетентны и дают материал в полном объеме. Из предметов больше всего понравился сервис, английский и конструкция! После завершения теоретической части у нас был небольшой перерыв и затем практическая часть занятий в Москве.

    Вот по личному опыту могу сказать, что все встает на свои места только после практики. Как бы хорошо вы не знали теорию: что, куда и зачем, становится понятно только тогда, когда попробуешь это сделать. Практика понравилась всем без исключения в нашей группе. Мы съезжали с трапов, тушили пожары, учились забираться в плот на воде, закрывать-открывать двери и кричать команды во весь голос.

    Во время обучения, которое в различных центрах и спецшколах длится от 2,5 месяцев до полугода, будущих стюардов ждет около 15 дисциплин. В обязательном порядке изучение английского языка и психологии — бортпроводник обязан найти подход к любому пассажиру.

    Аварийно-спасательная подготовка (АСП), отработка взлета, посадки, внештатных ситуаций проводится на тренажерах воздушных судов, которые в точности имитируют ощущения на борту в воздухе, при посадке и даже крушении. Отрабатываются в том числе и ситуации с захватом самолета террористами. Вместе со старшим преподавателем-инструктором бортпроводники учатся действовать сообща. Несмотря на белоснежные улыбки, эти красавицы следят за безопасностью каждую секунду.

    Старший преподаватель-инструктор по АСП Александр Бабайцев подчеркивает, что работа стюардов и стюардесс заключается не только в наливании чая.

    — У некоторых складывается впечатление, что бортпроводники — это обслуживающий персонал. На самом деле главная их задача — обеспечить безопасность полета, предупредить и, при необходимости, устранить внештатную ситуацию. На тренажере Airbus А320 мы отрабатываем каждое действие, каждую команду. Моделируем различные условия и действуем по инструкции.

    После получения сертификата начинается поиск работы. При этом рабочее место уже может вас ждать. Например, многие авиакомпании оставляют школам заявки на определенное количество персонала. Получается, что поступая на обучение вы уже точно знаете, где будете работать. Но за вами, разумеется, остается право выбрать другую авиакомпанию — тогда ваше резюме будут тщательно рассматривать. Елизавета Карпова вспоминает, что работу нашла довольно быстро.

    — Для трудоустройства в авиакомпанию необходимо уметь рассказать грамотно о себе как на русском, так и на английском языке. Для ребят, которые закончили школу бортпроводников, вопросы были рабочего характера: как потушить пожар в печке, как использовать кислородный баллон, как попасть в кабину пилотов и так далее. Тем, кто не обучался в школе, нужно было себя презентовать так, чтобы с вами хотелось работать. Рассказать про хобби, увлечения, опыт…

    Тут-то и сыграет роль улыбка. Кстати, первая стюардесса-девушка Эллен Черч совершила свой первый рейс из Сан-Франциско в Шайенн 15 мая 1930 года. До нее бортпроводниками были исключительно мужчины, вторые пилоты в большинстве случаев. Дополнительные обязанности с них сняли лишь в 1928 году из соображений безопасности. Тогда же стали нанимать специально обученных людей, которые должны были не только накормить пассажиров, но и в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь.

    Фото: wikipedia.org

    У Эллен Черч как раз было образование медсестры, ее наняла авиакомпания «Boeing Air Transit» (ныне United Airlines). Менеджеры решили, что молодые красивые женщины на борту, которые не боятся постоянно летать, будут успокаивающе действовать на пассажиров и их родственников на земле. Плюс медсестры могли бы оказать помощь тем, кого укачивало в трясущихся самолетах — в те времена они все были такими.

    Эллен Черч в дальнейшем предложили набрать группу из семи медсестер. Согласно требованиям авиакомпании, им всем должно было быть не больше 25 лет и каждая должна была быть не тяжелее 52 килограммов. Девушки получали приличную по тем временам зарплату — 125 долларов в месяц. В итоге понадобилось почти сто лет, чтобы образ стюардессы как красивой молодой женщины прочно закрепился и стал визитной карточкой пассажирских авиаперевозок.

    admin