Что значит введение военного положения на Украине: комендантский час, закрытие границ и никаких выборов. Украина ввела военный налог

Что значит введение военного положения на Украине: комендантский час, закрытие границ и никаких выборов

Масштабная украинская провокация в Черном и Азовском морях стала поводом для Порошенко и Совета национальной безопасности и обороны Украины ( СНБО ) объявить о введении военного положения в стране. Это решение в понедельник должна была подтвердить Верховная рада (на момент подписания номера заседание продолжалось).

Глава Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко объяснил «Комсомолке», почему введение военного положения в первую очередь направлено против простых украинцев, а не мифической «российской агрессии».

1. Президентские выборы будут перенесены

Введение военного положения автоматически отодвигает дату президентских выборов на Украине — они были намечены на 31 марта 2019 года. Важное уточнение: сейчас рейтинги у Порошенко крайне низкие (5 — 7%) и шансов переизбраться честно у него практически нет.

— Избирательная кампания должна была официально стартовать 31 декабря 2019 года — за 3 месяца до выборов, — комментирует Ищенко. — С учетом того, что военное положение предложено ввести на 2 месяца, то в намеченные сроки президентская кампания уже никак не уложится. Теоретически выборы могут быть назначены на 1 мая, но уже звучат голоса, что надо совместить их с парламентскими — 27 октября 2019 года. К тому же ничто не мешает Порошенко продлить военное положение еще на 2 месяца, потом еще на 2 и так далее. И таким образом продлить свое пребывание у власти. Для этого даже не нужно никаких новых провокаций, а просто сказать: « Крым не вернули, Донбасс в огне, давайте оставим военное положение».

Понятное дело, что за период военного положения Порошенко не просто получает уникальное преимущество перед другими кандидатами как «военный диктатор», он их может физически зачистить — изъять их имущество, запретить митинги и даже посадить.

2. Протесты населения будут подавляться, а неугодные СМИ — закрывать

Важнейшая причина введения военного положения — это возможности нового майдана на Украине. Протестов по разным поводам все больше, а военное положение прямо запрещает проведение уличных акций.

— Протесты на Украине начались без всякой связи с Россией , — напоминает Ищенко. — В последние дни, например, дороги и границы перекрывали так называемые евробляхеры (владельцы автомобилей с еврономерами, которым грозят дополнительные налоги. — Ред.). А это до 2 миллионов граждан. До этого протесты были из-за отсутствия отопления в городах. И число таких «точек напряжения» растет. Формально Порошенко получил возможность душить в зародыше все эти митинги, но хватит ли у него сил и возможностей? Полиция, армия, нацгвардия состоят тоже не из олигархов. Смогут и захотят ли они подавлять массовые народные выступления — большой вопрос.

Еще одним следствием военного положения станет жесткий контроль за СМИ, вплоть до закрытия неугодных газет и телеканалов. Все это ставит целью лишить голоса любых конкурентов в борьбе за власть.

3. Введут комендантский час, у граждан могут изымать имущество

Военное положение ограничивает многие свободы граждан. Государство имеет право ввести комендантский час, изымать для своих нужд имущество — например, брать под расписку автомобили для нужд армии или временно заселять в их квартиры военных. Кроме того, может быть введена трудовая повинность для граждан и принудительная мобилизация.

— Здесь надо понимать, что направлено это не против российских граждан, а против самих украинцев, — сказал эксперт « КП ». — Российское имущество могли изымать и до того, и уже делали это. Если кто-то из российских собственников за пять лет еще не избавился от своих активов на Украине, то все вопросы только к нему. А вот права конфисковать имущество собственных граждан на Украине вводят впервые.

4. Границы могут закрыть

Особый режим передвижения граждан во время военного положения может означать полное закрытие границы с Россией и запрет на выезд из страны.

— Ключевой вопрос — будут ли закрывать границу только с Россией, — считает Ищенко. — Потому что, если будет надо кормить семью, гастарбайтеры поедут на заработки в Россию и через Белоруссию , и даже самолетом через Польшу . Если же полностью закрыть все границы, то встанет вопрос: что делать с этим десятком миллионов человек, которые получают деньги за рубежом, посылают их своим семьям и составляют большую долю украинской экономики? Такое решение грозит острейшим социальным взрывом. При всей тупости и безбашенности украинской власти я не думаю, что они на это пойдут.

Что касается российских граждан, то здесь военное положение мало что изменит. Их и раньше могли депортировать и не впускать в страну. Ну еще подкрутят гайки. Но прежде всего военное положение повлияет на самих украинцев, а не на иностранцев.

5.Украина может остаться без кредита МВФ

Украина ждет кредит в $1,5 млрд. от Международного валютного фонда. Но военное положение может затормозить этот транш, хотя в МВФ уже заявили, что юридических препятствий для сотрудничества с Киевом не появилось.

— Украина уже целый год ждет нового кредита от МВФ, — комментирует эксперт. — В уставе международной организации действительно не прописан запрет на помощь воюющей стране. Так, в свое время продолжалась поддержка Хорватии , которая вела боевые действия. Но дело в другом. В МВФ не горят желанием выделять деньги, потому что понимают, что они уйдут в черную дыру, их никогда не вернут. Поэтому их не выделяли до введения военного положения, хотя все формальные условия Украина выполнила, и могут не дать сейчас.

6. Транзит газа под угрозой?

Впереди холодная зима, и ряд экспертов выражают тревогу, что стремительно нищающая Украина может запросто начать воровать газ из транзитной трубы, идущей на Европу . А военное положение даст лишний повод для этого.

— Любая провокация хороша до тех пор, пока ничем не грозит, — отвечает Ищенко. — Доставка газа европейским потребителям — это проблема не только России, но и самого Евросоюза . Могу предположить, что газ европейцам важнее, чем блаженной памяти Украина. Так что срыв поставок топлива может угрожать самой идее украинской независимости.

Еще больше материалов по теме: «Украинский кризис»

Военное положение ввели не на всей территории Украины

Президент Украины Порошенко решил ввести военное положение сроком на 30 дней не на всей территории Украины, а только в тех областях, которым «угрожает агрессия». Об этом он объявил, выступая в Раде вечером в понедельник перед голосованием по указу о введении военного положения.

Это Винницкая, Луганская, Донецкая, Одесская, Сумская, Харьковская, Черниговская, Херсонская области и «внутренние воды акватории Азовского моря», сказал Порошенко. «Указ о введении военного положения предполагает, что такое положение будет действовать исключительно в областях Украины, расположенных вдоль российской границы, приднестровского участка украино-молдавской границы, вдоль побережий Черного и Азовского морей. Именно там, где может быть нанесен удар», – отметил президент Украины.

Президент Украины подчеркнул, что военное положение в отдельных областях Украины будет применяться только в случае наземной операции со стороны России. «Я хочу отдельно заявить, что оно (военное положение) будет применено только в случае наземной российской военной агрессии, – сказал Порошенко в Раде. – Как только российский солдат пересечет украинскую границу, я не буду терять ни секунды для того, чтобы обеспечить защиту украинской земли».

После этого Верховная рада поддержала предложение Порошенко о введении военного положения в отдельных областях 276 голосами «за» при 30 голосах «против».

Сразу вслед за этим Рада приняла решение назначить президентские выборы на Украине на 31 марта 2019 г. 298 голосами «за» без голосов «против».

Читайте так же:  Как пользоваться приложением «Мой налог». Налог 47 ру задолженность по инн

Как до того объявил Порошенко в телеобращении во время экстренного заседания Верховной рады, военное положение «в ответ на эскалацию Россией ситуации в Азовском море» вводится сроком на 30 дней с 28 ноября. Первоначально Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) предлагал ввести военное положение на максимально возможные по закону 60 дней, но Порошенко снизил срок до 30 дней с учетом намеченных на 31 марта выборов президента: «Чтобы военное положение ни одним днем не накладывалось на начало избирательной кампании».

В соответствии с конституцией Украины перед введением в действие военного положения президентский указ обязана рассмотреть Верховная рада.

В вынесенном на заседание парламента законе об утверждении указа Порошенко говорится, что в период действия военного положения «частичная мобилизация объявляется президентом Украины в сроки и в объемах, соответствующих угрозам национальной безопасности и обороне Украины». В тексте самого указа, поступившем в Верховную раду, содержатся положения об ограничении конституционных прав и свобод, включая отмену выборов, комендантский час, контроль за СМИ, изъятие имущества частных лиц и учреждений и прочие меры.

Ранее в понедельник Порошенко подписал указ о введении в действие решения СНБО «О чрезвычайных мерах по обеспечению государственного суверенитета и независимости Украины и введении военного положения на Украине» в связи с «очередным актом вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации» против ВМС Украины в районе Керченского пролива .

Военное положение на Украине не вводилось ни разу с момента получения страной независимости в 1991 г. Детали режима военного положения прописаны в законе Украины «О правовом режиме военного положения», принятом в 2015 г.

По этому закону во время военного положения не могут проводиться выборы всех уровней, но могут запрещаться мирные сходы, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия. Если полномочия действующего президента Украины заканчиваются во время военного положения, «его полномочия продолжаются до вступления на пост новоизбранного президента Украины, избранного после отмены военного положения».

Согласно п. 2 ст. 17 закона «О выборах президента Украины» Верховная рада должна была назначить выборы не позднее чем за 100 дней до дня голосования, а выборный процесс начинается за 90 дней до дня голосования. В соответствии с конституцией Украины и с учетом даты предыдущих выборов президентские выборы на Украине должны пройти 31 марта 2019 г. Таким образом, в случае окончания действия военного положения 25 января с этой даты по 31 марта прошло бы лишь 65 дней. Это и ставило вопрос о переносе выборов.

Кроме того, во время военного положения может вводиться комендантский час, контроль за СМИ, «подрывающими территориальную целостность», изыматься для временного использования любое имущество частных лиц и учреждений и прочие меры.

Российские пограничники 25 ноября задержали украинские бронекатера «Бердянск» и «Никополь», а также рейдовый буксир «Яны Капу», которые без уведомления российской стороны пытались попасть через Керченский пролив из Черного моря (из порта Одессы) в Азовское (в порт Мариуполя). Для задержания было применено оружие, а российский пограничный корабль «Дон» протаранил украинский буксир. ФСБ заявила, что корабли незаконно вошли в российские воды, опасно маневрировали и игнорировали требования остановиться. ВМС Украины настаивают, что своевременно предупредили Россию о предстоящем переходе кораблей через пролив. Действия российских пограничников Киев назвал «откровенно агрессивными».

Ряд зарубежных государств осудили действия России. Порошенко и президент Польши Анджей Дуда в понедельник призвали Евросоюз усилить санкционное давление на Россию. Генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал Россию немедленно освободить украинские корабли и моряков.

Срок военного положения на Украине сокращен до 30 дней

Президент Украины Петр Порошенко в понедельник ввел в стране с 28 ноября военное положение. Сделать это ему рекомендовал Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) в ночь на понедельник, менее чем через два часа после того, как управление ФСБ по Крыму сообщило, что в Керченском проливе задержаны два украинских катера и буксир. Речь не идет об объявлении войны России, заверил Порошенко: военное положение нужно для защиты Украины. Не будет и официального разрыва дипломатических отношений с Россией, сообщил министр иностранных дел Украины Павел Климкин: их и так фактически не существует.

СНБО предлагал ввести военное положение на максимальные по закону 60 дней. Но Порошенко выступил с видеообращением и заявил, что снизил срок до 30 дней – с учетом намеченных на 31 марта выборов президента: «Чтобы военное положение ни одним днем не накладывалось на начало избирательной кампании». Тем не менее обсуждение в Раде, которая по конституции должна утверждать военное положение, затянулось и к моменту подписания этого номера в печать не завершилось.

По украинскому закону «О правовом режиме военного положения», пока оно действует, не могут проводиться никакие выборы, а полномочия президента Украины продолжаются, пока оно не кончится, не пройдут выборы и не вступит в должность новый президент. По закону о выборах президента избирательная кампания стартует за 90 дней до голосования: если бы военное положение продлилось 60 дней (до 25 января), выборы пришлось бы отложить.

Абордаж малых артиллерийских катеров ВМС Украины «Никополь» и «Бердянск» и сопровождавшего их буксира «Яны Капу» (крымско-татарское название крымского Красноперекопска) произошел поздно вечером в воскресенье, после того как пограничные корабли ФСБ открыли огонь по одному из катеров. Задержано 24 члена украинских экипажей, трое из них ранено. По словам представителя УФСБ по Крыму, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 322 Уголовного кодекса России о незаконном пересечении границы. Человек, близкий к российским спецслужбам, говорит, что дело возбуждено всерьез и будет расследовано, но не исключает и обмена украинских моряков на нужных России людей.

Корабли ФСБ утром в воскресенье теснили шедшие из Одессы в Мариуполь катера к югу от Керченского полуострова, гонки продолжились в южной части Керченского пролива и закончились задержанием.

По словам человека, близкого к Минобороны, российская сторона не отрицает права прохода украинских кораблей в Азовское море и была готова, как уже было 23 сентября, пропустить украинские корабли, если бы они в должном порядке подали заявку за 48 часов, взяли на борт российского лоцмана и не нарушали территориальных вод. Разрешение портовых властей нужно было для прохода через Керченский пролив еще в те времена, когда Крым принадлежал Украине, поясняет собеседник. ВМС Украины в своем Facebook утверждали, что российскую сторону они уведомили (точное время не сообщалось), но ответа не получили.

Президент Порошенко утром в понедельник потребовал от Москвы вернуть задержанные катера и их экипажи и призвал Запад ввести новые санкции против России, а министр Климкин назвал задержанных военнопленными с юридической точки зрения.

Действия России осудили госдеп США, МИД Канады, президент Литвы, представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал действия украинских кораблей опасной провокацией и пообещал, что Россия будет и впредь пресекать посягательства на ее территориальные воды. Контактов с Порошенко у Владимира Путина после инцидента не было, сообщил Песков. И Россия, и Украина потребовали созвать срочное заседание Совета Безопасности ООН.

По словам человека, близкого к Минобороны России, украинские катера разработаны для патрулирования на реках, имеют ограниченную мореходность и украинское командование фактически выписало экипажам билет в один конец. Два катера того же типа, как и те, что вышли в воскресенье из Мариуполя на помощь «Никополю» и «Бердянску», но ретировались после инцидента, в сентябре были доставлены в Мариуполь по суше на трейлерах, напоминает он.

Ольга Бенедская из адвокатской коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» говорит, что по букве российско-украинского договора 2003 г. воды Керченского пролива находятся в совместном пользовании двух стран и украинские корабли, как и российские, имеют право беспрепятственного прохода. С точки зрения международного права изменение статуса Крыма в 2014 г. не повлияло на статус Азовского моря и Керченского пролива. Но между Россией и Украиной существуют территориальные разногласия, продолжает она, угрозы порой формулируются открыто, так что российская сторона вправе принимать пропорциональные меры для обеспечения безопасности.

Читайте так же:  Договор с портом. Договор с портом

По российской интерпретации договора с Украиной Керченский пролив после присоединения Крыма стал территориальными водами России, объясняет эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов, поэтому действия береговой охраны, арестовавшей украинские катера и буксир, полностью правомерны.

Руководитель украинского центра «Пента» Владимир Фесенко считает инцидент «прямым следствием нагнетания военно-политического напряжения в акватории Азовского моря и Керченского пролива, которое происходит с весны этого года по инициативе России». По его мнению, большинство политических сил Украины уже поддержали предложение о введении военного положения, хоть и с разными оговорками: «Дальше все зависит от того, какой будет ситуация, – если вернутся три корабля, военнослужащие и не будет новых конфликтов, то военное положение не будет продлено и выборы пройдут в срок».

Инцидент в Керченском проливе может повысить рейтинги Порошенко, только если в украинских СМИ будет организована реакция в его поддержку, но и это не гарантировано, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

Чеснаков, бывший сотрудник администрации президента, близок к помощнику Путина Владиславу Суркову, который курирует в администрации вопросы отношений с Украиной.

Комментировать лавирования президента Украины означает интерпретировать действия человека, который сам не до конца представляет, чего хочет и что ему выгодно, продолжает Чеснаков: «Порошенко утром говорил, что вводит военное положение на два месяца, к вечеру изменил позицию и сказал о месяце. Он может опять выступить с новым видеообращением, и к утру ситуация может поменяться». Срок в указе был сокращен до 30 дней, потому что «почти все против военного положения», считает Чеснаков: «Может, надавили фракции в Раде или [канцлер Германии Ангела] Меркель. Теперь он хочет как-то сохранить лицо».

По мнению президента консалтингового агентства МГИМО «Евразийские стратегии» Андрея Сушенцова, если Порошенко изначально ставил цель спровоцировать кризис и объявить военное положение, то задачей был не перенос выборов, а создание особого медийного режима на предвыборный период. Военные же действия против России маловероятны, считает эксперт.

Во время подобных событий всегда вырастала поддержка власти, напоминает гендиректор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто: «Но сейчас трудно сказать, [произойдет ли это,] потому что у украинской власти очень низкий рейтинг».

Военное положение в Украине: что нужно знать

Верховная Рада Украины ввела военное положение в нескольких областях страны на 30 дней. За такое решение проголосовали 276 народных депутатов после нападения российских сил на украинскую корабельную группу около Керченского пролива. Принять такое решение ранее рекомендовал президенту Украины Петру Порошенко Совет национальной безопасности и обороны. Военное положение ввели в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Херсонской областях и внутренних водах Азово-Керченской акватории. Что изменится для простых украинцев? Выяснить это попыталось Радіо Свобода.

Пятая статья закона о порядке введения военного положения предусматривает такой порядок его введения: решение СНБО ? указ президента ? одобрение указа Верховной Радой ? немедленное обнародование принятого указа ? введение военного положения в соответствии с типовым планом, который определяет Кабмин.

Военное положение должно усилить обороноспособность Украины и помочь остановить агрессора. Но главная его суть и главная тема дискуссий вокруг него ? ряд ограничений деятельности местной власти, предприятий и простых граждан.

Возможные ограничения, которые предусматривает военное положение

1. Если в каких-то населенных пунктах местные органы власти не работают или работают не в пользу государства ? вместо них вводят военные администрации, получающие всю полноту власти. Например, такое может происходить, если местный совет не созовет сессию после объявления военного положения в установленный законом срок. Военные администрации (а пока их нет ? военное командование) имеют право в определенных ситуациях ограничивать права и свободы человека ? если это отвечает потребностям национальной безопасности.

2. Усиленная охрана стратегических объектов и объектов жизнеобеспечения граждан. Это могут быть не только военные части и электростанции (в частности, АЭС), но и порты, водозаборы, котельные, склады продовольствия и так далее.

3. Трудовая повинность: гражданских лиц, в частности работников предприятий, могут привлекать на различные работы для усиления обороны, для которых не требуется военная квалификация. Также трудовая повинность может касаться систем жизнеобеспечения населения и «обеспечения функционирования национальной экономики». Зарплата и рабочее место при этом сохраняются за работником.

4. Ограничение передвижения в определенных районах, ограничение въезда в страну или выезда из нее граждан Украины или иностранцев. В определенных районах ? запрет пребывания и запрет проживания. Может быть введен «комендантский час».

5. Военные и силовики получают большие полномочия для проверки документов, досмотра вещей, жилища и других помещений, кроме случаев, в которых это запрещено Конституцией Украины.

6. Военные администрации могут запрещать протесты, митинги и другие массовые акции.

7. Государство получит право изымать имущество граждан и предприятий на военные нужды. Это одна из причин, почему банки и международные организации прекращают предоставление кредитов стране, находящейся в состоянии войны, а инвестиционная привлекательность государства падает до минимума. Эти международные ограничения действуют и в случае фактических боевых действий без военного положения: из-за этого МВФ даже менял свои правила, чтобы продолжить оказание финансовой помощи Украине после 2014 года. Впрочем, есть и исключения: Израиль, находящийся в состоянии фактической войны, продолжает получать инвестиции и демонстрирует экономический рост.

7. Государство получает право запрещать деятельность политических партий и общественных объединений, работающих «на ликвидацию независимости Украины» или на силовую смену власти. А также ? влиять на СМИ, особенно если они распространяют подобные тезисы. Особое внимание власти должны уделить противодействию разжиганию розни (в частности на этнической и религиозной почве), а также противодействию посягательствам на права человека и их здоровье.

8. Могут запретить оборот оружия и взрывчатых веществ, ограничить продажу алкоголя и сильнодействующих препаратов.

9. Военнообязанным ? запретят менять место жительства, а прохождение альтернативной (невоенной) службы ? ограничат.

10. Граждан обяжут при необходимости селить у себя военных.

11. Военные администрации должны позаботиться о защите населения: поддерживать бомбоубежища в рабочем состоянии, обеспечивать продуктами при необходимости, а также организовать эвакуацию: как населения, так и мест лишения свободы.

12. Граждан страны, совершившей нападение на Украину, во время военного положения будут интернировать (принудительно поселять в определенных местах).

В общем, действующий закон «О правовом режиме военного положения» предусматривает 24 варианта таких ограничений и запретов. Однако не все они будут действовать одновременно.

В законе говорится, что военное положение может объявляться на отдельных территориях, а не во всей стране, а также указ президента и план правительства по введению военного положения определяют, о каких именно ограничениях будет идти речь.

Однако в этой ситуации: что именно ждет Украину и украинцев? Радіо Свобода собрало различные точки зрения на этот счет.

Военное положение ? это «режим благоприятствования» для армии и силовиков

Фактически в Украине увеличатся полномочия армии и силовых структур, ускорится реализация ряда проектов по безопасности, возможно также ограничение работы пророссийских организаций и прекращение транспортного сообщения с Россией, предполагает политолог Кирилл Сазонов.

«Закон о военном положении достаточно широк, он включает большой спектр механизмов, и их не обязательно вводить все. Могут прибегнуть и к трудовой повинности, и конфискации транспорта, а может и ничего такого серьезного для населения не быть. Скорее всего, мы на 60 дней (военное положение в отдельных областях Украины ввели на 30 дней ? КР) переносим все избирательные процессы, правоохранители работают в усиленном режиме, армия получает чуть больше полномочий. Это то, что очевидно. А так ? могут быть определенные ограничения на работу СМИ, на массовые акции и на деятельность организаций, работающих против территориальной целостности Украины», ? говорит политолог.

При этом Кирилл Сазонов считает маловероятным запрет пророссийских партий или отмену выборов на ближайшее время, поскольку это будет негативом в глазах Запада (Верховная Рада назначила президентские выборы в Украине на 31 марта 2019 года ? КР).

В то же время он не исключает, что военное положение используют для остановки транспортного сообщения с Россией, для введения с ней визового режима и для ускорения проекта «Европейский вал» на восточной границе.

Читайте так же:  Льготы на земельный налог: освобождаются ли пенсионеры, инвалиды и ветераны от налога на землю. Льготы инвалидам войны по земельному налогу

Подобное мнение высказывает и ряд провластных депутатов, в том числе и Александр Бригинец.

Порошенко ввел военное положение

Инцидент в Керченском проливе, в ходе которого российские пограничники задержали три украинских судна, вызвал жесткую реакцию официального Киева. Президент Украины Петр Порошенко созвал срочное совещание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), по результатам которого подписал указ о введении в стране военного положения сроком на 60 суток.

Вечером 26 ноября депутаты Верховной Рады поддержали ограниченное военное положение, действующее 30 дней на территории 10 областей Украины, граничащих с Россией. При этом в «Правительственном курьере», официальном печатном органе Кабинета министров, закон о военном положении опубликован в изначальной редакции, то есть, со сроком действия в 60 дней.

Вскоре после заявлений Порошенко в полную боевую готовность были приведены украинские Вооруженные силы (ВСУ) и Служба безопасности (СБУ). Министерство иностранных дел страны потребовало от России вернуть моряков и компенсировать все понесенные убытки.

В ночь на понедельник обострилась ситуация в Донбассе, где ВСУ начали массированный артиллерийский обстрел территории Донецкой народной республики (ДНР). А в Киеве радикалы напали на посольство России. Они жгли покрышки, забрасывали посольство дымовыми шашками и сожгли автомобиль с дипломатическими номерами.

25 ноября в Керченском проливе произошел инцидент между кораблями Военно-морского флота Украины и пограничной службы ФСБ России. Два украинских катера и буксир вошли в территориальные воды России в районе Крыма и двинулись в сторону Крымского моста. Корабли опасно маневрировали и не подчинялись требованиям российских пограничников.

Поскольку украинские политики, чиновники и военные неоднократно заявляли о готовности провести диверсию против Крымского моста, действия украинских моряков вынудили российскую сторону к ответным мерам. В результате российские пограничники задержали украинские корабли. Во время абордажа легкие ранения получили три украинских моряка, но их жизням ничто не угрожает. В настоящее время задержанные корабли и моряки находятся в Керчи.

Несмотря на то что с весны 2014 года на востоке Украины идут боевые действия, в которых руководство страны обвиняет Россию, Петр Порошенко последовательно выступал против введения военного положения. Украинское оппозиционное издание «Страна.ua» подобрало список аргументов президента.

Летом 2014 года Порошенко говорил, что объявление военного положения сделает невозможными поставки западного оружия и сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ), предоставляющим стране кредиты. Стоит отметить , что уже сегодня в МВФ заявили, что, несмотря на военное положение, продолжат финансовое сотрудничество с Украиной.

Также Порошенко апеллировал к необходимости создания в стране системы сдержек и противовесов и говорил о защите демократических ценностей, очевидно несовместимых с введением военного положения. В то же время в августе этого года во время празднования Дня независимости президент выступал резко против военного положения, поскольку это бы «существенно ограничило политические права и свободы украинских граждан». Интересно, что против введения военного положения выступали и ближайшие соратники украинского президента: например, генеральный прокурор Юрий Луценко летом этого года называл такое решение, в случае отсутствия должных условий, неконституционным, направленным сугубо на сохранение кресел политиков.

Перечень условий и ограничений, накладываемых военным положением, определяет соответствующий закон, доступный на сайте Рады. Конкретные условия военного положения, срок и территория его действия, а также конкретные права и свободы, действие которых будет ограничено, устанавливаются указом президента. На момент публикации материала текст указа отсутствует в публичном доступе.

Известно, что военное положение может устанавливаться на любой срок, а также продлеваться неограниченное количество раз. Поэтому оно вполне может продлиться до конца января 2019 года, когда официально должна начаться президентская избирательная кампания на Украине.

Что касается ограничений прав и свобод, то теперь украинцев могут привлекать к принудительным работам, отбирать у них имущество, вводить комендантский час, проводить обыски, ограничивать свободу передвижения, вносить изменения в работу предприятий.

Основная опасность от введения военного положения грозит оппозиции. Государство получает право запрещать деятельность политических партий и общественных организаций, если считается, что их деятельность угрожает Украине. Под этим же предлогом разрешается закрывать неугодные СМИ, вводить цензуру и ограничивать доступ в интернет. Во время действия военного положения нельзя прекращать полномочия президента и других органов власти, запрещено проводить выборы, референдумы, митинги и демонстрации.

Украина может ограничить или вовсе запретить въезд на свою территорию граждан России. Тех, кто уже находится в стране, могут интернировать.

Власть отказывалась вводить военное положение после присоединения Крыма к России, начала боевых действий в Донбассе и двух разгромных поражений украинской армии под Иловайском и Дебальцево в 2014 и 2015 годах, но в конце 2019 года объявила военное положение из-за не самого значительного инцидента в Керченском проливе. Все это, равно как и сам характер происшествия, который собеседники «Ленты.ру» из украинской оппозиции называют искусственным, указывает на то, что для украинской власти происшествие 25 ноября стало лишь формальным поводом для введения военного положения.

Эксперты Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) в своем Telegram-канале отмечают, что предвыборный лозунг президента «Армия, язык, вера» не дал ожидаемых результатов. Военные успехи отсутствуют, зато неудач (даже не считая Керченского инцидента) в избытке. История с предоставлением автокефалии Украине затянулась, что также негативно сказывается на рейтинге Порошенко.

По данным соцопроса, проведенного Центром социальных исследований «София», Порошенко имеет в два раза меньший уровень поддержки, чем лидер президентской гонки Юлия Тимошенко. За нее готовы проголосовать 16 процентов, за главу «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрия Бойко — 14 процентов, а действующего президента поддерживают всего 8 процентов украинцев. В данный момент Порошенко не только не имеет шансов переизбраться на второй срок, для него невозможен даже выход на второй тур выборов.

Военное положение дает Порошенко дополнительный бонус: выиграть время и получить возможность давления на конкурентов. Президентские выборы отодвинуты из-за военного положения минимум на два месяца. Реально же из-за продления его действия или «политической целесообразности» президентские выборы могут состояться одновременно с парламентскими осенью 2019 года.

За это время Порошенко, по сути, может начать заново избирательную кампанию, ведь, в отличие от прочих претендентов, он даже не запускал работу штабов. При этом наиболее серьезные конкуренты президента — Тимошенко и Бойко — вынуждены растягивать свою избирательную кампанию не на четыре месяца, как планировали ранее, а на неопределенно долгий срок, что трудно и с точки зрения формирования смыслов для избирателей, так и с точки зрения финансовых ресурсов, которых у оппозиции явно меньше, чем у Порошенко.

Осенью этого года на Украине значительно усилилось давление на оппозицию. Во время выступления в парламенте с ежегодным посланием Порошенко предупредил об опасности «пророссийского реванша» и анонсировал разработку закона о «кремлевских агентах», ограничивающий работу оппозиционных СМИ. Военное положение даст Порошенко дополнительные рычаги влияния. В данный момент именно оппозиция преобладает в информационном поле и превосходит президента по уровню поддержки гражданами. Опрошенные «Лентой.ру» эксперты полагают, что военное положение будет использовано Порошенко для давления на оппозицию — вплоть до зачистки политического поля от «пророссийских политиков».

Введение военного положения ожидаемо приведет к ответным мерам России, которая заинтересована в стабильном развитии ситуации и демократическом отстранении «партии войны» от власти в результате выборов на Украине. Если военное положение все же введут, источник «Ленты.ру» в российском МИД допустил применение новых санкций против украинских политиков и предпринимателей. По словам источника, речь идет о расширении санкционного списка как за счет новых лиц и предприятий, так и за счет ужесточения санкций против тех, кто в списке уже находится. В первую очередь новые ограничения коснутся главных спонсоров Порошенко из числа олигархов.

admin