Договор государственного займа. Договор государственного займа

Содержание:

Договор государственного займа

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заключается договор займа в иностранной валюте между физическими лицами.
Заем планируется предоставлять путем перечисления денежных средств в иностранной валюте со счета заимодавца, открытого в банке на территории РФ, на счет заемщика, также открытый в банке на территории РФ, а его возврат осуществлять в том же порядке. Заимодавец большую часть года проживает на территории иностранного государства.
В чем особенности заключения договора займа в иностранной валюте между физическими лицами?

Прежде всего отметим, что по договору займа, обеими сторонами в котором выступают физические лица, одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг (п. 1 ст. 807 ГК РФ). При этом указанная норма подчеркивает, что такой договор считается заключенным только после передачи гражданином-заимодавцем денежных средств заемщику или указанному им лицу.
Из п. 2 ст. 807 ГК РФ следует, что иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил ст.ст. 140, 141 и 317 ГК РФ.
В свою очередь, по общему правилу, установленному п. 1 ст. 317 ГК РФ, денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Данная норма основывается на положениях ст. 140 ГК РФ, согласно которым законным платежным средством на территории РФ является российский рубль, а использование иностранной валюты для расчетов на территории РФ допускается только в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.
Согласно же положениям валютного законодательства расчеты с использованием иностранной валюты между резидентами, каковыми согласно пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) являются в том числе все граждане РФ, независимо от продолжительности времени их нахождения на территории РФ, запрещены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).
Анализ перечня таких случаев показывает, что расчеты между гражданами-резидентами в иностранной валюте с использованием банковских счетов допускаются лишь в том случае, когда счет отправителя или получателя средств открыт в банке на территории иностранного государства (п. 12 и п. 13 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ), а также когда перевод осуществляется со счета резидента в уполномоченном российском банке на счет другого резидента, открытый в уполномоченном российском банке, при условии, что резидент-получатель является супругом или близким родственником резидента-отправителя (п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Прямые наличные расчеты в иностранной валюте между гражданами-резидентами на территории РФ также разрешены только в случае дарения валюты супругу и близким родственникам (п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).
Следовательно, в рассматриваемом случае заключение договора займа, предметом которого будет иностранная валюта, невозможно.
Вместе с тем необходимо помнить, что согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Таким образом, в рассматриваемом случае физические лица вправе заключить договор займа, указав, что его предметом является денежная сумма в рублях, эквивалентная определенной денежной сумме в иностранной валюте. При этом стороны такого договора вправе своим соглашением установить, по какому курсу соответствующей иностранной валюты будет определяться размер сумм в рублях, подлежащих предоставлению по договору займа и последующему возврату заимодавцу заемщиком.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

17 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Гражданский кодекс РФ/Глава 42

< Глава 41 Гражданский кодекс Российской Федерации — Глава 42 Глава 43 >

Глава 42. Заём и кредит Править

Статья 807. Договор займа Править

1. По договору займа одна сторона (займодавец) передаёт или обязуется передать в собственность другой стороне (заёмщику) деньги, вещи, определённые родовыми признаками, или ценные бумаги, а заёмщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Если займодавцем в договоре займа является гражданин, договор считается заключённым с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заёмщику или указанному им лицу.

2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.

3. Если займодавец в силу договора займа обязался предоставить заём, он вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заём не будет возвращён в срок.

Заёмщик по договору займа, в силу которого займодавец обязался предоставить заём, вправе отказаться от получения займа полностью или частично, уведомив об этом займодавца до установленного договором срока передачи предмета займа, а если такой срок не установлен, в любое время до момента получения займа, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором займа, заёмщиком по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

4. Договор займа может быть заключён путём размещения облигаций. Если договор займа заключён путём размещения облигаций, в облигации или в закрепляющем права по облигации документе указывается право её держателя на получение в предусмотренный ею срок от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

5. Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заёмщиком третьему лицу, считаются переданными заёмщику.

6. Заёмщик — юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путём публичной оферты либо путём предложения делать оферту, направленного неопределённому кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан. Правило настоящего пункта не применяется к выпуску облигаций.

7. Особенности предоставления займа под проценты заёмщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.

Статья 808. Форма договора займа Править

1. Договор займа между гражданами должен быть заключён в письменной форме, если его сумма превышает десять тысяч рублей, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.

2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заёмщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определённой денежной суммы или определённого количества вещей.

Статья 809. Проценты по договору займа Править

1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заёмщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определённых договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

2. Размер процентов за пользование займом может быть установлен в договоре с применением ставки в процентах годовых в виде фиксированной величины, с применением ставки в процентах годовых, величина которой может изменяться в зависимости от предусмотренных договором условий, в том числе в зависимости от изменения переменной величины, либо иным путём, позволяющим определить надлежащий размер процентов на момент их уплаты.

3. При отсутствии иного соглашения проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа включительно.

4. Договор займа предполагается беспроцентным, если в нём прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда:

договор заключён между гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;

по договору заёмщику передаются не деньги, а другие вещи, определённые родовыми признаками.

5. Размер процентов за пользование займом по договору займа, заключённому между гражданами или между юридическим лицом, не осуществляющим профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, и заёмщиком-гражданином, в два и более раза превышающий обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющийся чрезмерно обременительным для должника (ростовщические проценты), может быть уменьшен судом до размера процентов, обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах.

6. В случае возврата досрочно займа, предоставленного под проценты в соответствии с пунктом 2 статьи 810 настоящего Кодекса, займодавец имеет право на получение с заёмщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или её части.

Читайте так же:  О расходах на оплату труда, признанных ТФОМС необоснованными. Приказ мз ссср 418 от 13.07.1989
Статья 810. Обязанность заёмщика возвратить сумму займа Править

1. Заёмщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определён моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заёмщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

2. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заёмщиком досрочно полностью или частично.

Сумма займа, предоставленного под проценты заёмщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заёмщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заёмщика возвратить денежные средства досрочно.

Сумма займа, предоставленного под проценты в иных случаях, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца, в том числе согласия, выраженного в договоре займа.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заём считается возвращённым в момент передачи его займодавцу, в том числе в момент поступления соответствующей суммы денежных средств в банк, в котором открыт банковский счёт займодавца.

Статья 811. Последствия нарушения заёмщиком договора займа Править

1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заёмщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 настоящего Кодекса, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня её возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 809 настоящего Кодекса.

2. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заёмщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с процентами за пользование займом, причитающимися на момент его возврата.

Статья 812. Оспаривание займа по безденежности Править

1. Заёмщик вправе доказывать, что предмет договора займа в действительности не поступил в его распоряжение или поступил не полностью (оспаривание займа по безденежности).

2. Если договор займа должен быть совершён в письменной форме (статья 808), оспаривание займа по безденежности путём свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключён под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжёлых обстоятельств, а также представителем заёмщика в ущерб его интересам.

3. В случае оспаривания займа по безденежности размер обязательств заёмщика определяется исходя из переданных ему или указанному им третьему лицу сумм денежных средств или иного имущества.

Статья 813. Последствия утраты обеспечения обязательств заёмщика Править

При невыполнении заёмщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заёмщика досрочного возврата займа и уплаты причитающихся на момент возврата процентов за пользование займом, если иное не предусмотрено договором займа. Причитающиеся за пользование займом проценты уплачиваются заёмщиком по правилам пункта 2 статьи 811 настоящего Кодекса.

Статья 814. Целевой заём Править

1. Если договор займа заключён с условием использования заёмщиком полученных средств на определённые цели (целевой заём), заёмщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием займа.

2. В случае невыполнения заёмщиком условия договора займа о целевом использовании займа, а также при нарушении обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, займодавец вправе отказаться от дальнейшего исполнения договора займа, потребовать от заёмщика досрочного возврата предоставленного займа и уплаты причитающихся на момент возврата процентов за пользование займом, если иное не предусмотрено договором.

Причитающиеся за пользование займом проценты уплачиваются заёмщиком по правилам пункта 2 статьи 811 настоящего Кодекса.

Статьи 815 — 816. Утратили силу. Править
Статья 817. Договор государственного займа Править

1. По договору государственного займа заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.

2. Государственные займы являются добровольными.

3. Договор государственного займа заключается путём приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заёмщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Договор государственного займа может быть заключён также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

Статья 818. Новация долга в заёмное обязательство Править

1. По соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды или иного основания, может быть заменён заёмным обязательством.

2. Замена долга заёмным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации (статья 414) и совершается в форме, предусмотренной для заключения договора займа (статья 808).

Статья 819. Кредитный договор Править

1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В случае предоставления кредита гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе кредита, обязательства заёмщика по которому обеспечены ипотекой), ограничения, случаи и особенности взимания иных платежей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяются законом о потребительском кредите (займе).

1.1. Если кредит используется должником полностью или частично для исполнения обязательств по ранее предоставленному тем же кредитором кредиту и в соответствии с договором кредит используется без зачисления на банковский счёт должника для исполнения ранее предоставленного кредита, такой кредит считается предоставленным с момента получения должником от кредитора в порядке, предусмотренном договором, сведений о погашении ранее предоставленного кредита.

2. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.

Статья 820. Форма кредитного договора Править

Кредитный договор должен быть заключён в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечёт недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

Статья 821. Отказ от предоставления или получения кредита Править

1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заёмщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заёмщику сумма не будет возвращена в срок.

2. Заёмщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

3. В случае нарушения заёмщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заёмщика по договору.

Статья 821.1. Требование кредитора о досрочном возврате кредита Править

Кредитор вправе требовать досрочного возврата кредита в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, а при предоставлении кредита юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю также в случаях, предусмотренных кредитным договором.

§ 3. Товарный и коммерческий кредит Править

Статья 822. Товарный кредит Править

Сторонами может быть заключён договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определённые родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (статьи 465 — 485), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Статья 823. Коммерческий кредит Править

1. Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

2. К коммерческому кредиту соответственно применяются правила настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.

О ФОРМАХ ДОГОВОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Працюк Нина Ивановна, Шаханина Светлана Владимировна

Анализируются предусмотренные в бюджетном законодательстве формы, в которых может заключаться гражданско-правовой договор государственного займа. Рассматривая виды государственных и муниципальных заимствований, анализируя отношения, возникающие в процессе привлечения заемных средств, и их соответствие юридической природе, предмету и квалифицирующим признакам договора государственного займа, авторы приходят к следующим выводам. Актом бюджетного законодательства, предусматривающим формы, в которых может заключаться договор государственного займа, является Бюджетный кодекс РФ . К иным, не предусмотренным в ст. 817 ГК РФ, формам, в которых может заключаться договор государственного займа, относится договор о предоставлении бюджетного кредита, урегулированный в БК РФ. В работе представлена позиция, в соответствии с которой к иным, не предусмотренным в ст. 817 ГК РФ, формам, в которых может заключаться договор государственного займа, договор о предоставлении кредитными организациями кредита публично-правовыми образованиям , урегулированный в БК РФ, не относится. Препятствует этому установленная в ст. 819 ГК РФ обязанность банка выдавать кредиты в форме кредитного договора.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Працюк Нина Ивановна, Шаханина Светлана Владимировна,

About the Forms of Agreement of a State Loan Prov >This article is devoted to the forms of making a civil law contract of the state loan, provided in the Budget legislation. Taking into consideration the types of state and municipal borrowings, analyzing the relations arising in the process of borrowing, and their compliance with the legal nature, subject and qualifying features of the state loan agreement, the authors come to the following conclusions. The budget code of the Russian Federation is the act of the budget legislation ensuring forms in which the agreement of the state loan can be made. To another form, which is not provided with Article 817 of the Civil Code, belongs the agreement on granting the budget credit. The paper presents a position according to which, to other forms not provided with the Article 817 of the Russian Federation, in which a state loan agreement may be made, the contract on granting a credit to public legal entities regulated by the credit organizations does not apply. It is prevented by the obligation of the bank to issue loans in the form of a loan agreement established in Article 819 of Civil Code.

Текст научной работы на тему «О ФОРМАХ ДОГОВОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА В БЮДЖЕТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

?УДК 347.73 ББК 67.402.2

О формах договора государственного займа в бюджетном законодательстве Российской Федерации

Н.И. Працюк, С.В. Шаханина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

About the Forms of Agreement of a State Loan Provided by Budget Legislation

N.I. Pratsyuk, S.V. Shakhanina Altai State University (Barnaul, Russia)

Анализируются предусмотренные в бюджетном законодательстве формы, в которых может заключаться гражданско-правовой договор государственного займа. Рассматривая виды государственных и муниципальных заимствований, анализируя отношения, возникающие в процессе привлечения заемных средств, и их соответствие юридической природе, предмету и квалифицирующим признакам договора государственного займа, авторы приходят к следующим выводам. Актом бюджетного законодательства, предусматривающим формы, в которых может заключаться договор государственного займа, является Бюджетный кодекс РФ. К иным, не предусмотренным в ст. 817 ГК РФ, формам, в которых может заключаться договор государственного займа, относится договор о предоставлении бюджетного кредита, урегулированный в БК РФ. В работе представлена позиция, в соответствии с которой к иным, не предусмотренным в ст. 817 ГК РФ, формам, в которых может заключаться договор государственного займа, договор о предоставлении кредитными организациями кредита публично-правовыми образованиям, урегулированный в БК РФ, не относится. Препятствует этому установленная в ст. 819 ГК РФ обязанность банка выдавать кредиты в форме кредитного договора.

Читайте так же:  О выплате денежной компенсации взамен выдачи молока. Приказ минздрава 45 н

Ключевые слова: государственные облигации, иные формы заключения договора государственного займа; публично-правовые образования; государственные (муниципальные) заимствования; Бюджетный кодекс РФ.

This article is devoted to the forms of making a civil law contract of the state loan, provided in the Budget legislation. Taking into consideration the types of state and municipal borrowings, analyzing the relations arising in the process of borrowing, and their compliance with the legal nature, subject and qualifying features of the state loan agreement, the authors come to the following conclusions. The budget code of the Russian Federation is the act of the budget legislation ensuring forms in which the agreement of the state loan can be made. To another form, which is not provided with Article 817 of the Civil Code, belongs the agreement on granting the budget credit. The paper presents a position according to which, to other forms not provided with the Article 817 of the Russian Federation, in which a state loan agreement may be made, the contract on granting a credit to public legal entities regulated by the credit organizations does not apply. It is prevented by the obligation of the bank to issue loans in the form of a loan agreement established in Article 819 of Civil Code.

Key words: government bonds, other forms of a state loan agreement; public law entities; state (municipal) borrowings; Budget code of the Russian Federation.

С 1 июня 2019 г. вступил в силу новый абзац 2 в п. 2 ст. 817 ГК РФ, позволяющий публично-правовым образованиям заключать договор государствен-

ного займа в формах, предусмотренных бюджетным законодательством, отличных от той, что предусмотрена в ст. 817 ГК РФ. Бланкетный способ изло-

жения приведенной нормы не позволяет конкретизировать ни иные формы, ни акт бюджетного законодательства, их закрепляющий и регулирующий. В связи с этим возникает необходимость выявления иных форм, опосредующих отношения государственного займа и источников их нормативного закрепления.

Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы познания (анализа, синтеза) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-логический).

Учитывая нормативную новизну исследуемого положения для ГК РФ, невозможно назвать авторов, которые выбрали предметом своего научного познания особенности «иных форм договора государственного займа». Тем не менее опосредованно указанные особенности исследовались в т.ч. В.В. Витрянским, С.П. Гришаевым, А.В. Богдановой, Г.Р. Гафаровой, И.В. Рукавишниковой и др.

Договор государственного займа является одним из договоров, специально предназначенных для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 817 ГК РФ). В договоре государственного займа заемщиком выступает РФ и ее субъекты. Учитывая, что правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием, на стороне заемщика в нем могут участвовать всякие публично-правовые образования: и государственные, и муниципальные. На стороне займодавца в договоре могут участвовать лица. Особенность субъектного состава, а также порядок заключения — путем приобретения займо-давцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение, — позволяют отграничивать договор государственного (муниципального), далее государственного) от иных видов договоров займа.

В литературе отмечается, что помимо указанных признаков договор государственного займа отличается от договоров займа, заключаемых также посредством размещения облигаций, значительными особенностями правового регулирования иными, в т.ч. публичными актами. Например, исполнение обязательств публично-правовых образований по указанным ценным бумагам осуществляется в соответствии с законом (решением) о бюджете и в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг [1, с. 157]. Эта особенность позволяет выделять договор государственного займа в качестве отдельного вида договора займа.

В свою очередь, наличие особенностей в правовом регулировании заемных отношений с участием публично-правовых образований обусловлено их особым характером как субъектов гражданского права, для которых, в отличие от лиц, участие в гражданско-правовых отношениях всегда сопряжено с публичным интересом и наличием полномочий, для реализации которых публично-правовые образования вступают в гражданские отношения. Например, наличие среди бюджетных полномочий РФ осуществления государственных заимствований (ст. 7 БК РФ), а также публичный интерес, отразившийся в целях заимствований, осуществляемых для финансирования дефицитов бюджетов и для погашения долговых обязательств (ст. 103 БК РФ), свидетельствуют о наличии у публично-правовых образований необходимой для заключения договора государственного займа гражданской правоспособности.

Особый характер публично-правовых образований проявляется, в т.ч. в наличии у них особо правового режима казны и ее части — бюджетных средств, особенности осуществления заимствования которых регулирует БК РФ.

При этом БК РФ государственные заимствования разделяет на внутренние и внешние, исходя из валюты заимствования и кредитора публично-правового образования; муниципальные заимствования могут быть только внутренними. В юридической литературе общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления внешних заимствований, признаются публично-правовыми, находящимися в сфере регулирования международного права [2, с. 55]. Соответственно опосредующие их договоры не могут рассматриваться в качестве иных форм договора государственного займа. Часть этих отношений, находящаяся в сфере международного частного права, будет регулироваться коллизионными нормами либо нормами международного договора.

В соответствии с БК РФ внутренние заимствования подразделяются на займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства.

Аналогично внутренние долговые обязательств публично-правовых образований могут существовать в виде выраженных в валюте РФ (за одним изъятием, установленным для субъектов РФ) обязательств по:

ценным бумагам публично-правовых образований;

бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;

кредитам, полученным публично-правовым образованием от кредитных организаций;

а также по гарантиям публично-правового образования.

В случае существования долговых обязательств по государственным ценным бумагам основанием их возникновения является договор государственного займа, порядок заключения которого урегулирован в ст. 317 ГК РФ. Форма, предусмотренная в ГК РФ и БК РФ для заключения договора государственного займа путем приобретения государственных ценных бумаг, совпадает. Аналогично оценивают взаимосвязь ст. 817 ГК РФ и заимствований в виде государственного займа представители финансового права [3, с. 62-63; 4, с. 17].

Не относятся к иным формам договора государственного займа гарантии публично-правового образования, поскольку, будучи видом долговых обязательств публично-правовых образований, они не являются видом заимствований. Несмотря на то что в финансовом праве гарантии рассматривают как вид публичного кредита [5, с. 104; 6, с. 78; 7, с. 26], сущность отношений, возникающих в связи с выдачей публично-правовыми образованиями гарантий, иная, чем отношения займа (кредита), в них публично-правовые образования выступают в качестве гаранта, а не заемщика. Еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 указывалось, что государственная гарантия представляет собой не поименованный в гл. 23 ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, в силу чего к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных гарантий, помимо норм БК РФ применяются положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств и договоре поручительства в связи со сходством данных правоотношений.

Следующая форма заимствований — бюджетный кредит может быть предоставлен публично-правовому образованию или организации на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами о бюджете, с учетом положений, установленных БК РФ. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или законами о бюджете, и возвратности. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке, установленном условиями предоставления кредита или договором (ст. 93.2 БК РФ). В финансово-правовой литературе утверждалось, что такой договор должен именоваться «договором бюджетного займа» [8, с. 3], является разновидностью договора займа (ст. 817 ГК РФ) [9, с. 3].

Можно согласиться с тем, что при предоставлении бюджетного кредита юридическому лицу соответствующий договор является разновидностью договора займа, но государственного ли (ст. 817 ГК РФ)? Традиционно договор государственного займа — это правовая форма осуществления, а не предоставления займов, публично-правовое образование участвует в нем на стороне заемщика. В договоре о предоставлении бюджетного кредита юридическому лицу публично-правовое образование, в отличие от договора займа, участвует на стороне займодав-ца, а не заемщика. Препятствует ли это толкованию договора о предоставлении бюджетного кредита юридическому лицу как иной формы, в которой может заключаться договор государственного займа? Полагаем, что нет. Однако в этом случае общим отличительным критерием для всех форм договора государственного займа будет являться лишь один — особенности правого регулирования заемных отношений с участием публично-правовых образований нормами иных, в т.ч. публичных актов, прежде всего БК РФ.

Договор о предоставлении бюджетного кредита одним публично-правовым образованием другому с договором государственного займа объединяет общий предмет — передача в качестве заемных денежных средств, условия возмездности (если иное не установлено законом) и возвратности займа, правовое регулирование каждой из указанных форм нормами бюджетного законодательства. В частности в силу ст. 93.2. БК РФ к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство РФ, если иное не предусмотрено БК РФ.

В отличие от договора государственного займа договор о предоставлении бюджетного кредита между публично-правовыми образованиями может быть безвозмездным; публично-правовое образование участвует в договоре не только на стороне заемщика, но и на стороне займодавца; лица-займодав-цы в договоре государственного займа не относятся к участникам бюджетного процесса; порядок заключения договора иной; письменная форма договора не подтверждается ценной бумагой.

Указанные отличия не препятствуют признанию договора о предоставлении бюджетного кредита иной формой заключения договора государственного займа. Договор о предоставлении кредита опосредует отношения займа, в т.ч. когда заем безвозмезден, поскольку общегражданский заем может быть безвозмездным в случаях, предусмотренных договором и законом. Участие в договоре государственного займа в качестве займодавца лиц обусловлено спецификой заключения договора (приобретение облигаций), иная форма заключения договора — предо-

ставление бюджетного кредита обусловила участие в договоре в качестве займодавцев публично-правовых образований, в качестве должника в каждой из указанных форм договора государственного займа участвует публично-правовое образование. Иной статус займодавца в договоре о предоставлении кредита — не лицо, возлагая на займодавца обязанности соблюдать требования БК РФ, например не заключать договор в отсутствие утвержденных бюджетных ассигнований для их предоставления в форме бюджетного кредита, не меняет заемный характер имущественных отношений, возникающих между публично-правовыми образованиями (ст. 93.2 БК РФ). Прямое указание ст. 93.2 БК РФ на то, что бюджетный кредит может быть предоставлен на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, также свидетельствует о том, что соответствующий договор является иной формой, в которой может заключаться договор государственного займа.

Таким образом, договор о предоставлении бюджетного кредита является заключаемым в иной форме, предусмотренной БК РФ, договором государственного займа.

Следующий вид заимствования — кредиты, привлекаемые публично-правовым образованием от кредитных организаций. В отличие от заимствований, осуществляемых путем выпуска облигаций и именуемых займом, вид заимствования, привлекаемый от кредитных организаций, именуется в бюджетном законодательстве кредитом.

Читайте так же:  КБК по УСН. Кбк налог на доходы уменьшенные на величину расходов

В соответствии с БК РФ бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств публично-правовых образований. К основаниям возникновения расходных обязательств относятся в т.ч. договоры, заключаемые публично-правовым образованием при осуществлении полномочий по предметам ведения (ст. 84-85 БК РФ). Предметы ведения для всех публично-правовых образований включают осуществление заимствований.

Основанием возникновения расходных обязательств при осуществлении заимствований в виде кредита, привлекаемого от кредитных организаций, является договор, наименование которого БК РФ не содержит. Судебная практика и практика привлечения заемных средств на основании такого договора свидетельствует о том, что их называют кредитными.

ГК РФ разграничивает обязательственные отношения займа и кредита, устанавливая в качестве разновидности общегражданского договора займа кредитный договор (ст. 819 ГК РФ), одним из отличительных признаков которого является его субъ-

ектный состав, на стороне кредитора в нем всегда выступает банк, а заемщика — лица.

Публично-правовые образования лицами не являются, однако равные начала их участия в гражданско-правовых отношениях с лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ) вкупе с наличием прямо закрепленной в БК РФ правоспособности в части привлечения кредитных средств у кредитных организаций позволяют публично-правовым образованиям выступать на стороне заемщика в кредитном договоре с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством.

С другой стороны, договор государственного займа является правовой формой, специально предназначенной для осуществления денежных займов публично-правовыми образованиями на условиях возмездности и возвратности у любых лиц, обладающих необходимой сделкоспособностью. К последним относятся и кредитные организации.

С 1 июня 2019 г. в связи с исследуемой новеллой договора государственного займа, а также договора займа, позволяющей компаниям заключать договоры займа как консенсуальные, разница в природе кредитных и заемных отношений сохранилась лишь с точки зрения возможности договора займа быть безвозмездным по усмотрению сторон. Несмотря на единство природы заемных и кредитных отношений, препятствием для участия в договоре государственного займа на стороне займодавца банка является установленная в ст. 819 ГК РФ обязанность кредитной организации выдавать кредиты в форме кредитного договора. С учетом правил п. 2 ст. 819 ГК РФ и абз. 2 п.2 ст. 817 ГК РФ кредитный договор с участием публично-правового образования может заключаться в иных формах, предусмотренных в БК РФ, частности, в форме государственного (муниципального) контракта на оказание услуг по предоставлению кредита (ст. 72 БК РФ).

В юридической литературе до появления исследуемой новеллы обращалось внимание на то, что помимо выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг государственный долг может существовать в иных формах [10, с. 452]. Новое правило ст. 817 ГК РФ привело правовое регулирование договора государственного займа в соответствие с имеющимися нормативно закрепленными в БК РФ возможностями.

Таким образом, актом бюджетного законодательства, предусматривающим формы, в которых может заключаться договор государственного займа, является Бюджетный кодекс РФ. К формам, в которых может заключаться договор государственного займа, относится договор о предоставлении бюджетного кредита между публично-правовыми образованиями, а также публично правовым образованием юридическому лицу.

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований : в 5 т. — Кн. 5. — Т. 1. — М., 2006.

2. Богданова А.В. К вопросу о месте государственного кредита в системе российского права // Реформы и право. — 2014. — № 1.

3. Богданова А.В. Государственный кредит: публично-правовые отношения, оформленные гражданско-правовым договором // Право и экономика. — 2012. — № 12.

4. Цареградская Ю.К. Государственный долг России в системе финансового права: особенности правового регулирования : моногр. — М., 2016.

5. Региональное финансовое право : моногр. / Н.М. Артемов, А.В. Богданова, Н.В. Васильева и др.; отв. ред. И.Б. Лагутин. — М., 2017.

6. Гончарова Е.Б., Попова Я.В. Государственные и муниципальные финансы. — Ч. II : учеб. пособ. — 2015.

7. Карпов С.С. Финансово-правовые основы государственного кредита в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. — М., 2011.

8. Рукавишникова И.В. Особенности бюджетного кредитования субъектов Российской Федерации // Финансовое право. — 2016. — № 6.

9. Гафарова Г.Р. О гражданско-правовых средствах в финансовом праве // Финансовое право. — 2010. — № 11.

Система государственных займов

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение.

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.

Какими бывают государственные займы

Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:

  • Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
  • Внутренние — целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.
  • Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.

    Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика. Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы. Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.

    Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг

    Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:

  • обеспечение производится созданием ценных бумаг;
  • предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.
  • Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.

    Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.

    Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.

    Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант. В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений. Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.

    Другие виды госзаймов

    Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:

  • Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
  • Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.
  • Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности. Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны. Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.

    Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.

    Влияние выплат на госзаймы

    Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.

    Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению. Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование. Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.

    Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.

    Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.

    Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:

  • Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
  • Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
  • Оплата с уменьшающимися суммами.
  • Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.

    В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур. Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования. Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.

    Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:

  • Минимальная цена кредитования;
  • Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.
  • Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:

  • В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
  • Страна должна вызывать доверие;
  • Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
  • Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.
  • При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:

  • Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
  • Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
  • Снижение затрат страны;
  • Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.
  • Как происходит контроль госдолга

    Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.

    Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:

    • Кредитные отчисления;
    • Оплата внешних и внутренних кредитов;
    • Смена условий кредитования;
    • Обеспечение гаранта;
    • Создание условий организации и создания нового заимствования.
    • Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.

      Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:

    • Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
    • Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.
    • Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте. Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны. При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.

    admin