Федеральный закон о телефонной связи. Федеральный закон о телефонной связи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В адрес организации поступил запрос от оператора связи о предоставлении персональных данных работников, использующих телефонные аппараты только в рабочее время на рабочих местах. С оператором заключен договор от имени юридического лица, представлены документы, подтверждающие право подписи руководителя и другие, необходимые для заключения договора. Может ли оператор требовать персональные данные работников (и на каком основании)? Или это касается только физических лиц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Юридические лица обязаны предоставлять операторам связи персональные данные работников, которые пользуются корпоративной связью, в сроки и в объеме, предусмотренными Правилами оказания услуг телефонной связи. В противном случае оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, а при неустранении такого нарушения в установленный срок в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ст. 88 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ).
По общему правилу, сформулированному в п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных. Однако при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъекта персональных данных не требуется. Так, обработка персональных данных без согласия субъекта допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). На наш взгляд, употребление законодателем в приведенной норме сочетания «законодательство РФ» означает, что соответствующие полномочия и обязанности могут быть установлены не только федеральными законами, но и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Следовательно, если обязанность передавать в распоряжение третьего лица персональные данные работников предписана действующим законодательством РФ, то согласия работников на такую обработку конфиденциальной информации не требуется.
Как следует из п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон N 126-ФЗ), взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи регулируются правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 утверждены Правила оказания услуг телефонной связи (далее — Правила N 1342), которыми на абонента возложена обязанность ежеквартально представлять оператору связи заверенный надлежащим образом список лиц, использующих оборудование абонента — юридического лица, содержащий фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность этих лиц, а в случае изменения фактических пользователей оборудования юридического лица — представлять сведения о новых пользователях не позднее 15 дней со дня, когда об этом стало известно (пп. «г» п. 25 Правил N 1342).
При поступлении запроса от оператора связи с требованием подтвердить соответствие персональных данных фактического пользователя сведениям, заявленным в договоре, абонент должен осуществить подтверждение персональных данных путем представления оператору связи документа, удостоверяющего личность, или одним из следующих предоставляемых оператором связи способов:
— путем направления оператору связи электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо при осуществлении доступа к системе самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи и о расчетах с оператором связи, а также к иной информации (личный кабинет), с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
— с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» при наличии подтвержденной учетной записи в системе (пп. «е» п. 25 Правил N 1342).
Таким образом, юридические лица обязаны предоставлять операторам связи персональные данные работников, которые пользуются корпоративной связью, в сроки и в объеме, предусмотренными Правилами оказания соответствующих услуг связи. При этом согласия работников на такую передачу их персональных данных не требуется.
В случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом N 126-ФЗ, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения. При неустранении такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи (п. 3 ст. 44 Закона N 126-ФЗ).

К сведению:
Дело в том, что согласно п.п. 12, 14 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (далее — Правила N 538), операторы связи обязаны своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи: наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, — для абонента — юридического лица. Перечисленная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в п. 3 Правил N 538, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения оператора связи к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 N 09АП-9477/16, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2016 по делу N А65-5830/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Являются ли запросы приставов операторам мобильной связи незаконными?

Верховный суд решил, что запросы приставов операторам мобильной связи о детализации звонков абонентов являются незаконными

В 2016 году был принят Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», на основании которого полномочия по контролю за коллекторским рынком передан Федеральной службе судебных приставов. Приставам разрешили проверять взыскателей проблемных долгов и выписывать административные протоколы за нарушения новых правил общения с должниками. Но новый закон детально урегулировал не все полномочия этого госоргана, в частности, право запрашивать у операторов мобильной связи сведения об абонентах.

Гражданин-должник пожаловался в УФССП по Ростовской области на угрозы, которые он получает по телефону из-за микрокредитного долга. Номер, с которого поступали звонки, обслуживал оператор мобильной связи АО «Компания ТрансТелеКом». На обращение отреагировал исполняющий обязанности заместителя руководителя УФССП по Ростовской области Максим Тарасов. Он запросил у оператора связи детализацию звонков и СМС-сообщений, которые отправляли коллекторы должнику, чтобы выяснить, как часто коллекторы беспокоили должника. Но оператор связи отказался отвечать на запрос пристава и обжаловал его действия в судебном порядке. Дело дошло до Верховного суда.

Как следует из материалов дела и принятых по делу судебных актов, в целях проверки доводов жалобы физического лица на действия организации, осуществляющей взыскание кредитной задолженности, заместителем руководителя управления в адрес заявителя, осуществляющего услуги связи, направлен запрос от 19.05.2017 №61919/17/20483-МТ о предоставлении информации об абоненте, с телефонного номера которого физическому лицу поступали телефонные звонки, в том числе о наименовании организации, адресе регистрации и местонахождении; о предоставлении заверенных копий договора оказания услуг телефонной связи, заключенных между обществом и организацией, у которой находится в пользовании спорный абонентский номер телефона; о предоставлении данных о подтверждении всех случаев осуществления переговоров в телефонном режиме с обратившимся в управление лицом с указанием даты, времени и длительности переговоров, а также об отправлении и получении обратившимся в управление лицом смс-сообщений с указанием даты и времени их отправки.

Обществом отказано в предоставлении указанной информации и направлено заявление в суд о признании незаконными действий заместителя руководителя управления.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 9, 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), статей 7, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Федеральный закон № 230-ФЗ), статей 12, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», статьи 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), статьи 11 Федерального закона от 26.10.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, Административным регламентом исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2016 № 332, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания указанных действий незаконными и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Читайте так же:  Апелляционная жалоба в Московский городской суд на решение районного суда по гражданскому делу: сроки подачи, образец размер и реквизиты госпошлины за апелляционную жалобу. Пошлина в мосгорсуд

Суды апелляционной инстанции и округа согласились с выводами суда первой инстанции.

Судебные инстанции исходили из того, что направление запроса о предоставлении информации осуществлено должностным лицом управления в рамках исполнения своих обязанностей по рассмотрению заявления физического лица о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении иной организацией деятельности по возврату просроченной задолженности. Иное понимание закона не предоставляет контролирующему органу возможности обеспечить надлежащий контроль за соблюдением действующего законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц, в том числе в рамках Федерального закона № 230-ФЗ и Федерального закона № 59-ФЗ.

АО «Компания ТрансТелеКом», проявив завидную настойчивость, обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд.

Определением судьи Антоновой М.К. от 29.08.2019 года № 308-КГ18-8447 дело было передано на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, доводы заявителя были признаны заслуживающими внимания. Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, общество приводит следующее обоснование своей позиции по данному спору.

В соответствии со статьей 53 Закона о связи к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Согласно частям 1, 2 статьи 63 Закона о связи на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, а операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. В силу подпункта 1.1 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Более того, частью 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02.10.2003 № 345-О, информацией, составляющей охраняемую Конституцией и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи (детализация переговоров), а для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения.

Таким образом, ограничение конституционного права на тайну связи допускается только на основании судебного акта и исключительно при осуществлении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, своих функций. Федеральная служба судебных приставов, равно как и судебные приставы-исполнители, не относятся к числу таких органов (должностных лиц).

Кроме того, в жалобе общество указывает, что понятия «персональные данные» и «сведения об абоненте» не являются тождественными, носят различный правовой характер и регулируются разными нормативно-правовыми актам.

В силу Федерального закона от 27 07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные могут принадлежать только физическому лицу, поскольку данный закон не допускает наличие персональных данных у юридического лица. В то же время сведения об абоненте, включающие в себя информацию о соединениях одного абонента с другим, включают в себя также информацию о юридическом лице.

По мнению заявителя жалобы, суды расширительно истолковали понятие «персональные данные», включив в него также информацию, составляющую тайну связи.

Учитывая, что тайна связи имеет совершенно иной правовой статус, чем персональные данные, то наличие у судебных приставов права запрашивать сведения, составляющие персональные данные, не предполагает наличие права на получение от операторов связи сведений, составляющих тайну связи абонентов, охраняемых Конституцией Российской Федерации.

Также в обоснование своей позиции по делу общество ссылается на судебную практику.

7 ноября 2019 года Определением № 308-КГ18-8447 судебная коллегия отменила судебных акты трех нижестоящих судов и удовлетворила требование АО «Компания ТрансТелеКом», признав незаконными действия исполняющего обязанности заместителя руководителя УФССП России по Ростовской области Тарасова М.М., выразившиеся в направлении в адрес заявителя АО «Компания ТрансТелеКом» запроса об истребовании информации.

Таким образом, приставам нельзя направлять запросы операторам мобильной связи с требованием предоставить детализацию телефонных переговоров организаций-абонентов.

О предоставлении УК, ТСЖ данных о работниках операторам связи

Автор: Каравайкина Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Какие сведения УК, ТСЖ, пользующиеся услугами мобильной связи, должны предоставлять с 01.06.2019 операторам связи? Чем чревато неисполнение данной обязанности?

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. (Пользователь услуг связи – это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи.) Правила оказания услуг телефонной связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.

На основании абз. 6 указанного пункта, введенного с 01.06.2019 Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ, услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту – юридическому лицу (ИП) и пользователю услуг связи такого абонента при условии подачи абонентом оператору связи достоверных сведений, в том числе о пользователях. Абонентом является лицо (например, УК или ТСЖ), заключившее договор на оказание услуг мобильной связи, пользователем услуг связи абонента – физическое лицо, пользующееся услугами сотовой связи по договору абонента, допустим, сим-картой, предоставленной УК или ТСЖ (это может быть работник организации, председатель ТСЖ, иное лицо).

Данные изменения, как указал Роскомнадзор, разработаны в целях более эффективного противодействия незаконной реализации сим-карт.

Порядок исполнения обязанности по предоставлению сведений

В абзаце 6 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ закреплено, что абонент – юридическое лицо (ИП) предоставляет оператору связи сведения о пользователях услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. На этапе заключения договора на оказание услуг сотовой связи указанные сведения УК, ТСЖ подавать не нужно. Согласно п. 19 Правил оказания услуг телефонной связи лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица, направляет оператору связи документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов юридического лица при заключении договора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или его нотариально удостоверенную копию.

В договоре, заключаемом в письменной форме с юридическим лицом, должны быть указаны следующие сведения и условия:

дата и место заключения договора;

наименование (фирменное наименование) оператора связи;

реквизиты расчетного счета оператора связи;

сведения об абоненте – наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), основной государственный регистрационный номер, ИНН;

адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи;

срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.

Кроме того, в договоре фиксируются такие существенные условия, как:

абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации);

оказываемые услуги телефонной связи;

система оплаты услуг телефонной связи;

порядок, сроки и форма расчетов.

Как видим, данные о пользователях услуг связи абонента не числятся среди сведений, подлежащих обязательному указанию в договоре на оказание услуг связи.

Информация о том, каким образом обязанность по передаче сведений о пользователях должна быть исполнена абонентом, изложена в пп. «г» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи.

Итак, абонент обязан ежеквартально подавать оператору связи заверенный надлежащим образом список лиц, использующих оборудование абонента – юридического лица, содержащий фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты документов, удостоверяющих личности этих лиц. Сведения о новых пользователях (в случае изменения фактических пользователей оборудования юридического лица) должны быть предоставлены оператору связи не позднее 15 дней со дня, когда об этом стало известно.

На основании подготовленного Минкомсвязью проекта о внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи сведения, скорее всего, нужно будет предоставлять оператору связи в течение месяца со дня заключения договора об оказании услуг (при передаче сим-карты новому пользователю – в течение 15 дней).

Или старая обязанность?

Обратим внимание, что обязанность абонента, озвученная в пп. «г» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи, существует с момента начала действия этих правил – с 15.01.2015. Однако УК, ТСЖ, не выполнявшие обязанность по предоставлению сведений о пользователях услуг связи до 01.06.2019, действовали правильно, если у них не было согласия пользователей на передачу персональных данных. Персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Статьей 7 этого закона предусмотрено следующее.

К сведению: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, передача персональных данных физических лиц – пользователей услуг связи абонента в отсутствие на то их согласия находилась под запретом. Ограничение снято. На основании абз. 7 п. 1 ст. 53 Федерального закона № 126-ФЗ, введенного Федеральным законом № 245-ФЗ, не нужно получать согласие пользователя услуг связи абонента – юридического лица (ИП) для передачи его персональных данных оператору связи.

Предоставленные сведения недостоверны

Обновленным п. 6 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ на операторов связи возложена обязанность осуществлять проверку достоверности сведений не только об абоненте, но и о пользователях услуг связи абонента – юридического лица (ИП). Проверка проводится путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность пользователя услуг связи. Для этого оператору связи обеспечен доступ к Единой системе идентификации и аутентификации (Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», ЕСИА), Единому порталу государственных и муниципальных услуг, другим информационным системам государственных органов. Срок, в течение которого оператор связи проверяет достоверность полученных сведений о пользователях услуг связи, не установлен. Проектом изменений на это отводятся 30 дней с момента получения данных от абонентов.

Если в результате проверки достоверность предоставленных сведений о пользователях услуг связи абонента не подтверждается, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном Правилами оказания услуг телефонной связи.

Сведения о пользователях не предоставлены

Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ оператору связи предоставлено право приостанавливать оказание услуг связи в случае нарушения пользователем услуг связи требований, установленных указанным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи до устранения нарушения. В Правилах оказания услуг телефонной связи данная норма, по сути, продублирована: оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом № 126-ФЗ, настоящими правилами и договором (п. 44). Из закона также следует, что оператор связи должен уведомить в письменной форме пользователя услуг связи о планируемом приостановлении оказания услуг связи. В свою очередь, если пользователь не устранит нарушение в течение шести месяцев со дня получения уведомления, оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Читайте так же:  Документы устанавливающие требования к подтверждению соответствия. Документы устанавливающие требования к подтверждению соответствия

Таким образом, если УК, ТСЖ (абоненты) не предоставят оператору связи данные о пользователях услуг связи, оператор может приостановить оказание услуг. В будущем ситуация может измениться, поскольку согласно проекту изменений приостановление оказания услуг телефонной связи в случае неисполнения абонентом обязанности по предоставлению сведений о пользователях – это уже обязанность оператора связи.

Также нужно учитывать, что при неисполнении обязанности абонентом – юридическим лицом по передаче оператору связи данных о пользователях оплата услуг подвижной радиотелефонной связи осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов такого абонента. То есть наличные расчеты недопустимы. Это следует из п. 6 ст. 54 Федерального закона № 126-ФЗ, действие которого распространяется также на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона № 245-ФЗ, то есть до 01.06.2019.

Если УК или ТСЖ заключают (имеют заключенный) с оператором связи договор на оказание услуг мобильной связи, они должны предоставить ему сведения о пользователях услуг связи – физических лицах, использующих услуги связи по договору абонента – УК или ТСЖ. Данная обязанность является безусловной с 01.06.2019. Если ее проигнорировать, оператор связи может приостановить оказание услуг связи, при этом сами услуги связи должны оплачиваться только в безналичной форме. Услуги связи также не будут оказываться, если оператор связи после проверки предоставленных сведений о пользователях услуг связи абонента обнаружит их недостоверность.

Отметим еще один важный момент. Государственная Дума в первом чтении 15.09.2017 приняла проект федерального закона № 181342-7, на основании которого в КоАП РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление абонентом – юридическим лицом или ИП сведений о пользователях услуг связи оператору связи. Так, за непредоставление или несвоевременное предоставление данных юридическое лицо предложено штрафовать на сумму от 50 000 до 70 000 руб., при повторном нарушении – от 100 000 до 200 000 руб.

Федеральный закон о телефонной связи

Нормативные правовые акты в сфере связи

Федеральные законы

Федеральный закон от 02.03.2016 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «О связи» и статью 37 Федерального закона «О почтовой связи»
Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»
Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»
Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», утвердившее «Правила оказания услуг телефонной связи»
Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания»
Постановление Правительства РФ от 13.12.2006 г. № 760 «Об утверждении Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания»
Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 480 «О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи»
Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»
Постановление Правительства РФ от 19.10.2005 г. № 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования»
Постановление Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность»
Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания»
Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»

Постановление Правительства РФ от 13.04.2005 г. № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи»
Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 г. № 161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия»
Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»
Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 г. № 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»
Постановление Правительства РФ от 12.10.2004 г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
Постановление Правительства РФ от 09.11.2004 г. № 610 «Об утверждении положения о строительстве и эксплуатации линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальных водах
Постановление Правительства РФ от 13.07.2004 г. № 350 «Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации»

Приказы Роскомнадзора и Минкомсвязи России

Приказ № 55 от 19.05.2005 г. «Об утверждении Положения о ведении реестра операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования»
Приказ № 98 от 08.08.2005 г. «Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования»
Приказ № 374 от 20.07.2017 г. «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования»
Приказ № 32 от 22.03.2005 г. «Об утверждении требований к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи»
Приказ № 75 от 14.06.2006 г. «Об утверждении Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи»
Приказ № 357 от 27.12.2011 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи »
Приказ № 452 от 12.11.2015 г. «О внесении изменений в Перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.01.2015 № 2»
Приказ № 135 от 04.04.2016 г. «Об утверждении Требований к эксплуатации сетей связи и управлению сетями связи в части использования операторами связи услуг сторонних организаций»
Приказ № 249 от 14.12.2017 г. «Об утверждении требований к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, а также требований к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам»

Несмотря на скучное название текста, материал я бы не назвал скучным и определенной категории пользователей мобильной связи он должен быть интересен. Речь идёт об особенностях вывода денег с балансов телефонных номеров. Сталкиваются с проблемами далеко не все, но для столкнувшихся эта проблема зачастую становится практически неразрешимой. Кто виноват и что делать?

Если уже столкнулись, то зачастую пить боржоми уже поздно. В лучшем случае процесс растянется на долгие месяцы, но тут всё зависит от масштабов ваших финансовых операций. В любом случае желательно знать о такой возможности заранее и, по-возможности, учитывать этот риск при ведении своего «бизнеса». Также некоторый ликбез может быть полезен тем, кто собирается снять большую сумму наличных денег со своего банковского счёта. Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует все денежные операции, а отнюдь не только ваши финансовые взаимоотношения с оператором связи.

Кому и зачем это нужно

Большинство «типичных» пользователей мобильной связью, скорее всего, искренне считают, что выводить деньги с баланса никому не нужно, зачем? Другое дело пополнять баланс, помимо трат по прямому назначению (оплата услуг связи) здесь и мобильная коммерция, и оплата товаров/услуг и чего только ещё ни напридумывали. Вплоть до оплаты счетов за электроэнергию. Удобно всем, выгодно операторам (берут свою комиссию), зачастую проще, чем платить с банковской карты. Проще потому, что подразумевается наличие ФИО и паспортных данных платящего у оператора, то есть один этап и верификации плательщика уже как бы пройден автоматически. Написал «как бы» потому, что анонимные симкарты всё ещё в ходу, но сейчас все ведомства этим вопросом активно занимаются. Но мы сейчас говорим о выводе денег с баланса.

На самом деле, ситуаций с необходимостью вывести деньги с баланса довольно много. Читал, что до появления серьёзных ограничений пополнение баланса с последующим снятием денег было одним из популярных способов дать взятку сравнительно безопасным образом, какой бы то ни было прямой контакт, не говоря уже о личной встрече, отсутствует. Даже сейчас нередки случаи попыток использовать баланс симкарты в качестве удобного и бесплатного транзитного звена. Банковский % за перевод «кусается», особенно за перевод трансграничный, даже если деньги отправляются и получаются в той же валюте. На этом фоне очень заманчиво выглядит пополнение баланса через интернет с последующим снятием денег в другой стране. Увы, тут-то и срабатывают ограничения Закона 115-ФЗ. Подлянка ещё и в том, что класть на баланс можно практически любую сумму, ограничений нет. А вот прийти и сразу снять солидную сумму — индийская хижина фигвам. Немного легче, если вы пополняли баланс своей симкарты со своей же карты банковской. Такое тоже бывает, например, если человек не хочет везти с собой слишком большую сумму. По большому счёту, оператору неинтересны ваши мотивы и взаимоотношения с законами. Но ограничение 15 000 руб. (разово) по Закону 115-ФЗ всё равно работает. И ещё включается ограничения на максимальную сумму для снятия в месяц. У разных операторов суммы разные, в МТС до 45 000 руб., в Tele2 было чуть ли не под миллион в месяц и до 750 000 руб. единовременно.

Снимать или выводить деньги с баланса небольшими порциями можно и снять в итоге получается много, никто особо не почешется. Но если вы хоть раз попадали под блокировку операции по Закону 115-ФЗ — всё, вы приехали. Дальше все снятия под контролем, суммируются и при превышении лимита блокируются. Ничего личного, оператор просто не хочет неприятностей на свою голову.

Читайте так же:  Приказ мвд рф о ведомственных знаках отличия. 575 приказ мвд рф приложение

Всё ещё популярно заблуждение, что для получения наличными всех денег с баланса достаточно расторгнуть контракт, это не так. Происхождение этой легенды мне неизвестно, скорее всего, что-то когда-то действительно было и все деньги таки отдавали при расторжении контракта. В те далёкие времена меня эта тема не интересовала. Сейчас ровно те же ограничения Закона 115-ФЗ всё равно работают при расторжении контракта тоже. Известны случаи, когда вполне себе законопослушные граждане оказывались с большими суммами на балансах телефонов, в том числе из-за банальных ошибок: хотели перевести приличную сумму денег на кошелёк, а перевели на номер телефона. И люди страдают, годами ругаясь и снимая каждый месяц только жалкие 45 000 руб.

Наконец, и самая многочисленная когорта тех, что зарабатывает на троянских программах, контенте и прочих балансирующих на грани легальности и за этой гранью инструментах. Им нужно собирать свои «зарплаты» на номера телефонов и то, что они шарахаются как черт от ладана от ограничений на снятие в 45 000 руб./месяц какбэ намекает на масштабы их доходов от такой деятельности. Нет, я не завидую, каждому своё, а кому-то и чужое, я просто констатирую факты.

Полезное «Методическое пособие»

На banki.ru есть весьма живенькая тусовка тех, кто «зарабатывает» в интернете «доением лохов» и регулярно сталкивается с теми или иными ограничениями по выводу денег с балансов телефонов. Общаются, делятся опытом и т. п. Это свой отдельный мир и немножко окунуться в него желающие могут, например, здесь. Вот в этой тусовке «отличился» (в хорошем смысле слова) Tele2. Одному из заблокированных «честных страдальцев» в email написал развёрнутый ответ о причинах блокировки операций по выводу денег. Собственно, блокируют все операторы, но в объяснениях своих действий они всегда просто ссылаются на Закон 115-ФЗ, а там понимай как хочешь, ничего конкретизировать мы тебе не обязаны. В Tele2, похоже, подошли к делу ответственно и составили своего рода методическое пособие. Предлагаю вам почитать и насладиться подробным объяснением.

«Между Вами и ООО «Т2 Мобайл» (далее — Tele2) заключен Договор об оказании услуг связи (далее – Договор), в рамках которого Tele2 предоставляет Вам услуги подвижной радиотелефонной связи, а также иные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности.

На территории Российской Федерации оказание услуг связи осуществляется в соответствии с ФЗ от 07.07.2003 года №126-ФЗ «О связи», Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 года №1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», а также договором об оказании услуг связи, в которых подробно изложены права и обязанности Оператора и Абонента.

Вы обратились в Tele2 с заявлением о предоставлении Вам доступа к сервису «мобильная коммерция».

Обращаем Ваше внимание на то, что помимо исполнения отраслевого федерального законодательства, оператор связи, оказывающий дополнительные или сопутствующие услугам связи услуги, обязан соблюдать законы и подзаконные акты, регулирующие правоотношения в конкретной области.

Федеральным законом 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон 115-ФЗ) предусмотрено, что операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами. Таким образом, деятельность Tele2, направленная на совершение операций с денежными средствами регулируется положениями Федерального закона 115-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ до того, как принять клиента на обслуживание и выполнить его поручение на осуществление финансовой операции Тele2 обязано идентифицировать клиента установив определенный Федеральным законом 115-ФЗ объем сведений, а также убедиться в том, что совершаемые клиентом финансовые операции не носят запутанного или необычного характера, имеют очевидный экономический смысл, а их неоднократное совершение не дает оснований полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ.».

Очень мне нравится формулировка «. не носят запутанного или необычного характера, имеют очевидный экономический смысл». Любимый довод сборщиков таких денег — «Имею право! Захотелось мне — положил на баланс десяток-другой тысяч, а через день мне перехотелось и я эти деньги решил снять. У нас что и где, свободная страна, или беспредел беззакония творится. ».

Увы, такой вот «беспредел» под названием Закон 115-ФЗ. Захотеться вам могло, и резко перехотеться тоже могло, закон не против. Но придётся подтверждать банковскими выписками происхождение поступлений денег на баланс. Если транзакции были с принадлежащих вам карт-счетов, то ладно, а если с чужих — изволь объяснить странные «хотелки» других людей.

«Кроме того, пополнения на крупные суммы номеров телефонов, оформленных на Ваше имя, с последующим возвратом аванса, в том числе выводом денежных средств через сервис мобильной коммерции могут привести к возникновению у работников оператора связи сомнений в том, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

С целью не допустить появления у работников Тele2 подобного рода сомнений, а также руководствуясь пп. 1.1) п. 1. и п. 14 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ просим Вас в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения настоящего запроса предоставить следующую документально подтвержденную информацию и пояснения:

1. о целях установления деловых отношений с нашей компанией;

2. об источниках происхождения денежных средств (например, заверенная банковская выписка), поступивших на номер телефона, зарегистрированный на Ваше имя;

3. об экономическом смысле совершаемых операций по пополнению лицевого счета и последующего перевода денежных средств.

Указанные документы и пояснения вместе с данным письмом Вы можете предоставить в офис обслуживания Tele2 или направить почтой по адресу: ООО «Т2 Мобайл», 108811, г. Москва, п. Московский, а/я 1662.

С целью организации более удобного, быстрого и эффективного для Вас способа общения с работниками Tele2 Вы можете предварительно предоставить сканированные копии документов на электронную почту [email protected]

С учетом того, что Федеральный закон 115-ФЗ не регламентирует срок, в течение которого мероприятия, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны быть завершены, денежные средства могут быть Вам возвращены и сервис мобильной коммерции предоставлен только после получения от Вас полного объема, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ сведений и пояснений.».

Заметьте, формально никто вам не отказывает в получении положенных на баланс телефонного номера денег. Но происхождение этих денег придётся объяснить и службу безопасности оператора эти объяснения должны устроить. Опять-таки ничего личного и вряд ли ситуация «вор у вора дубинку украл», оператору действительно ни к чему неприятности и ему проще переложить на вас бремя доказательства легального происхождения денег. Если вы общались с налоговой инспекцией, то «презумпция виновности» вас вряд ли удивит.

«Также обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ оператор связи, как организация, осуществляющая операции с денежными средствами, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Ещё раз напоминают о том, что Закон 115-ФЗ абсолютно не препятствует совершению «операций по зачислению денежных средств». Клади, родненький, денег сколько хочешь и ни в чём себе не отказывай! А вот сняяять потом эти деньги. Извини, тут уже начинает действовать закон. Который, кстати, нас не обязывает тебя предупреждать в тот момент, когда ты (или не ты, неважно) эти деньги кладёшь на счёт.

«При этом в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с п. 12. ст.7 Федерального закона 115-ФЗ отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 ст. 7 не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности оператора связи за нарушение условий соответствующих договоров с клиентами.».

Может оказаться неприятно и даже привести к далеко идущим последствиям. Отчитываться перед вами в своих «сомнениях» по поводу происхождения денег оператор не обязан и подавать на него в суд бесполезно. Более того, всё ровно наоборот: в течение трёх рабочих дней после возникновения сомнений оператор обязан доложить в «компетентные органы» о попытке совершить вами подозрительную транзакцию.

«Обращаем Ваше внимание на то, что аналогичные требования Федерального закона 115-ФЗ могут быть применены и в отношении других телефонных номеров, оформленных на Ваше имя.».

И, наконец, в качестве «вишенки на торте». Единожды «влетев» на нарушение Закона 115-ФЗ, вы рискуете не только деньгами на номере-приёмнике, но и деньгами на всех остальных зарегистрированных на вас телефонных номерах. Как это реализуется на практике и реализуется ли вообще я не знаю, но предупреждают. И такие предупреждения следует как минимум иметь в виду. Вот такие «пироги с котятами».

Тиньков-журнал на днях опубликовал прелюбопытнейший текст о статистике воровства денег с банковских карт. Почитать можно здесь и, наверное, при случае разберем некоторые абзацы. А пока «в тему» сегодняшнего материала информация о пере-квалификации мошенничеств с банковскими картами. Как пишут, все дело в том, что в апреле 2019 года в статью 158 УК РФ «Кража» добавили еще одно преступление — кражу с банковского счета. С такой формулировкой теперь возбуждают уголовные дела как раз против тех, кто ворует деньги с банковских карт. Раньше это считалось «мошенничеством с использованием электронных средств платежа» и наказание было меньше. В итоге с апреля 2019 года число краж сильно выросло, а мошенничеств — немного уменьшилось. Вот так, живёшь себе спокойно и почти законопослушно «разводишь лохов», а тут вдруг — «Хрясь!» — и загремел по статье «Кража», сурпрайз!

admin