Фз лицензия опо. Фз лицензия опо

Дата публикации 26.04.2019

Лицензирование деятельности

Перед тем как начать осуществлять некоторые виды деятельности, необходимо получить лицензию.

И так, лицензия нужна, если осуществляется (ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с их помощью, выполнение работ и оказание услуг в данной области. Исключения составляют случаи, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, защищенных информационных и телекоммуникационных систем осуществляется для собственных нужд;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации. Исключения составляют случаи, когда такая деятельность осуществляется для собственных нужд;
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт, продажа и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов, пиротехнических изделий IV и V классов и их применение;
  • деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники. Исключение составлют случаи, когда такое обслуживание осуществляется для своих нужд;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров или опасных грузов;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров или грузов. Кроме случаев, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд;
  • деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Не требуется лицензия для перевозок автобусами пожарной охраны, скорой помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и тд. Также не нужна лицензия, если не происходит перевозка автобусом по дорогам общего пользования;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров или опасных грузов;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Кроме случаев, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная охранная деятельность;
  • частная детективная (сыскная) деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • оказание услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ;
  • оказание услуг связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей. Исключение составляют случаи, когда такая деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов;
  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). За исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности;
  • образовательная деятельность. Кроме случаев, когда такая деятельность, осуществляется частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»;
  • геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил РФ в целях обеспечения обороны РФ, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы РФ, установление, изменение границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований;
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Кроме случаев, когда указанная деятельность осуществляется в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • медицинская деятельность. Исключением являются случаи, когда такая деятельность осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»;
  • фармацевтическая деятельность;
  • деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
  • деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
  • деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах. После 01.01.2022 осуществление такой деятельности без лицензии не допускается (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.12.2019 № 498-ФЗ);
  • космическая деятельность.
  • Обратите внимание, что на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается отдельная лицензия (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Если лицензия выдана федеральным органом, то она действует на всей территории РФ и территориях, находящихся под ее юрисдикцией (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Если же ее выдал уполномоченный орган субъекта РФ, то осуществлять лицензируемый вид деятельности в ином субъекте можно только после уведомления лицензирующего органа этого субъекта (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

    Отдельные вопросы, касающиеся лицензирования, рассмотрены в следующих рубриках:

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Необходима ли лицензия МЧС России на выполнение работ по разработке проектной документации на устройство пожарной сигнализации, эвакуационных выходов, системы дымоудаления и т.д.?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    На указанные виды работ лицензия не требуется.

    Обоснование позиции:
    В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности — в случаях, предусмотренных законом, — юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующему виду работ.
    Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), закреплен статьей 12 этого Закона. Кроме того, лицензирование указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 99-ФЗ видов деятельности осуществляется в порядке, установленном специальными законами (атомная энергетика, банковская деятельность и т.п.).
    Исходя из нормы ч. 3 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, требование о получении лицензии может применяться только к видам деятельности, включенным в этот перечень, а также к видам деятельности, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона N 99-ФЗ, не имеющим отношения к рассматриваемой ситуации.
    Между тем ст. 12 Закона N 99-ФЗ предусматривает следующие виды деятельности, осуществление которых связано с обеспечением пожарной безопасности:
    — эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (п. 12 указанной статьи);
    — деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (п. 14 указанной статьи);
    — деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 15 указанной статьи).
    Частью 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
    Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — Положение). Перечень работ и услуг, составляющих указанную деятельность (далее — Перечень), содержится в приложении к названному Положению. Как видно из содержания упомянутого Перечня, он включает в себя работы и услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту различных систем и их элементов, а также работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
    Работы, связанные с разработкой проектной документации на устройство пожарной сигнализации, эвакуационных выходов и систем дымоудаления, ни в Перечне, ни в Положении о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (утверждено постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 69), ни в Перечне выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности (приложение к Положению_, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492) не упоминаются.
    Таким образом, деятельность по проектированию обозначенных в вопросе систем и оборудования получения лицензии не требует. Данный вывод согласуется и с позицией Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, выраженной в решении от 14 ноября 2017 г. N 04-30/115-2017.

    Читайте так же:  Срок ответа на заявление жкх. Срок ответа на заявление жкх

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Габбасов Руслан

    Ответ прошел контроль качества

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Переоформление лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности: необходимость корректировки должна определяться актом, вносящим изменения

    DragonImages / Depositphotos.com

    С 30 июля текущего года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ). Теперь законом предусматривается, что в случае если нормативным правовым актом РФ изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим НПА (ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ). Поправки были внесены Федеральным законом от 29 июля 2019 г. № 249-ФЗ (далее – Закон № 249-ФЗ), которым устанавливается также, что публичные депозитные счета, владельцем которых является служба судебных приставов, подлежат открытию не позднее 1 января 2020 года.

    Подробнее остановимся на рассмотрении ключевых нововведений и некоторых оставшихся неразрешенными проблем законодательного регулирования в сфере лицензирования.

    Устранение административных барьеров для лицензиатов

    Проект закона о внесении изменений в законодательство о лицензировании был внесен в Госдуму еще 22 октября 2014 года, а в первом чтении он был принят 17 марта 2015 года. 11 и 18 июля 2019 года состоялись второе и третье чтения соответственно. Для окончательного принятия поправок законодателям понадобилось более 3 лет.

    Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят закон, изменения направлены на уточнение установленного порядка лицензирования, устранение разночтений и снятие излишних административных барьеров при прохождении процедуры переоформления лицензий. Ранее основная проблема заключалась в том, что при формальном изменении перечня работ или услуг, включенных в тот или иной вид лицензируемой деятельности, предпринимателям (лицензиатам) все равно грозила проверка уполномоченными органами соблюдения всех лицензионных требований и условий по всем адресам мест осуществления деятельности. То есть процедура была аналогичной процедуре получения новой лицензии. Соответственно, к лицензиату предъявлялись требования, как к соискателю лицензии – например, о предоставлении расширенного пакета документов, предусматривающего, в том числе реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, что могло повлечь для лицензиата непредвиденные затраты на проведение экспертизы промышленной безопасности заполненных по устаревшей форме документов на эксплуатируемые объекты. При этом важно понимать, что за невыполнение в частности указанных требований предусмотрена административная ответственность (ст. 9.1 КоАП).

    Таким образом, предприниматели оказывались в неблагоприятном положении, при том, что фактически не совершали правонарушений. Такого рода административные барьеры мешали нормальному ведению их хозяйственной деятельности – то есть реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, в том числе и лицензируемой, которое закреплено в основном законе государства (ст. 34 Конституции РФ).

    Теперь, после внесения изменений в ст. 12, ст. 18 и ст. 22 Закона № 99-ФЗ, лицензиаты должны будут переоформлять лицензии при изменении наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечня соответствующих работ, услуг федеральным законом или подзаконным актом, если такая необходимость будет ими установлена.

    Порядок переоформления лицензий

    Переоформление лицензии согласно ч.1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ требуется в следующих случаях:

    • реорганизация юридического лица в форме преобразования;
    • изменение наименования юридического лица или адреса его места нахождения;
    • изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества ИП;
    • изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП;
    • изменение адресов мест осуществления юрлицом или ИП лицензируемого вида деятельности;
    • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
    • изменение в соответствии с НПА наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим актом, – что является нововведением.
    • Ранее, до внесения рассматриваемых поправок в закон, такое основание переоформления лицензий, как изменение наименования вида лицензируемой деятельности и (или) перечней включаемых в нее работ, услуг, было закреплено ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ. Однако порядок переоформления лицензий в этой норме предусмотрен не был.

      Теперь ч. 6.1 ст. 22 Закона № 99-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой подлежат переоформлению лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, которые действовали до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ – то есть до 3 ноября 2011 года. Сейчас аналогичное основание переоформления для лицензий, не подпадающих в категории лицензий, которые упоминаются в заключительных положениях закона, а именно в его ст. 22, обоснованно перенесено в главу, посвященную организации и осуществлению лицензирования. Предполагается, что действие рассматриваемого нововведения будет распространяться на будущее время – то есть на правоотношения, возникающие после 30 июля 2019 года. При этом порядок переоформления по указанному основанию теперь определен – оно должно осуществляться согласно ст. 18 Закона № 99-ФЗ при условии, что сама необходимость переоформления лицензии установлена НПА, вносящим изменения в наименование вида лицензируемой деятельности и (или) соответствующий перечень работ, услуг.

      Порядок переоформления лицензий определен ст. 18 Закона № 99-ФЗ .Так, для переоформления лицензии лицензиату, его правопреемнику или иному уполномоченному лицу нужно обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату госпошлины за переоформление, и предоставить оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа (ч. 3 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

      Важно отметить, что лицензиат имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности до переоформления лицензии, но за некоторыми исключениями. Так, лицензиат не вправе осуществлять соответствующий вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, по истечении 15 рабочих дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ при реорганизации юрлица в форме преобразования, а также он не вправе выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не указанные в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона № 99-ФЗ).

      Несмотря на то, что ч. 11-15 ст. 18 Закона № 99-ФЗ детально определяются порядок подачи в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, а также порядок их приема, некоторые вопросы переоформления лицензий конкретизируются постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами. Среди таких документов можно назвать, например, Постановление Правительства РФ от 14 октября 2015 г. № 1102 «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения», Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 6 июня 2008 г. № 263н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензировании фармацевтической деятельности» и многие другие.

      Напомним, что основания для отказа в переоформлении лицензии совпадают с основаниями отказа в первичном ее предоставлении и являются следующими:

    • наличие в заявлении о переоформлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
    • установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям;
    • представление заявления о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу закона или договора) и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении заявителя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности (ч. 19 ст. 18 и ч. 7 ст. 14 Закона № 99-ФЗ).
    • Некоторые неразрешенные проблемы лицензионного переоформления

      Несмотря на внесение в нормы о порядке и об основаниях переоформления лицензий изменений Законом № 249-ФЗ, который должен существенно упростить для лицензиатов механизм корректировки лицензий при изменении наименования лицензируемого вида деятельности, некоторые проблемы законодательного регулирования в этой области все же остались неразрешенными.

      Так, ч. 6.1. ст. 22 Закона 99-ФЗ до сих пор не содержит конкретного указания на применяемый порядок переоформления лицензий, которые действовали до 3 ноября 2011 года. Между тем, в заключении Правительства РФ на тогда еще проект Закона № 249-ФЗ от 2 марта 2015 года была дана четкая рекомендация по доработке проекта в части внесения изменений в указанную норму. В частности рекомендовалось слова в ч. 6.1 ст. 22 «подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей» заменить словами «подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона».

      Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что содержание ч. 6.1 ст. 22 по существу аналогично содержанию ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ. Поправки в закон эту ситуацию не изменили. Более того, если ранее речь в ч. 6.1 ст. 22 указанного закона шла обо всех лицензиях (о чем теперь говорится в ч. 1 ст. 18 и ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ), то теперь речь в ней идет только о лицензиях, действовавших до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ. При этом в ч. 4 рассматриваемой статьи говорится о лицензиях, предоставленных до этого же момента. Таким образом, содержание норм стало еще более сходным.

      Представляется, что под «предоставленными лицензиями» в контексте рассматриваемых норм можно понимать те, которые были выданы до 3 ноября 2011 года, но при этом срок действия которых мог истечь, в то время как под «действовавшими» – те, которые были выданы до указанной даты и срок действия которых до этого момента не истек. К такому пониманию норм закона приводит их буквальное толкование.

      В ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ содержится, в отличие от ч. 6.1 этой статьи, указание на то, что предоставленные до вступления в силу упомянутого закона лицензии, которые были переоформлены, действуют бессрочно. Получается, что в отношении действовавших до 3 ноября 2011 года лицензий – то есть тех, которые были также, как и «предоставленные», выданы до вступления закона в силу, но срок их действия до этого момента в отличие от последних не истек, правило о переоформлении с бессрочным действием не должно применяться. При этом основания переоформления и его порядок по этим нормам – одинаковые. Такое нормативное регулирование чревато неоднозначным восприятием и как следствие затруднениями при правоприменении. Обозначенное буквальное прочтение норм закона вступает в некоторое противоречие со здравым смыслом и может поставить лицензиатов – обладателей выданных и действовавших до вступления в силу Закона № 99-ФЗ лицензий в неравное положение с юрлицами или ИП, чьи лицензии были выданы до этого времени, но их срок действия успел истечь. При этом важно понимать, что обозначенная терминологическая разница законодателем не поясняется, но, если предположить ее отсутствие, то существование двух таких норм полностью становится неоправданным, поскольку то же буквальное (или грамматическое) толкование закона приводит к выводу о том, что в понятие «предоставленных лицензий» могут включаться в принципе, как те лицензии, срок действия которых истек, так и те, которые продолжали действовать до вступления Закона № 99-ФЗ в силу (то есть «действовавшие лицензии»).

      Таким образом, очевидно, что Закон № 249-ФЗ не устранил в полной мере все проблемы законодательного регулирования переоформления лицензий, несмотря на то, что его целью являлось среди прочего устранение возможных разночтений. На практике лицензиаты не всегда могут понять необходимо ли им переоформлять лицензию, могут ли они переоформить ее на бессрочную и в каком порядке нужно производить корректировку. Вопрос о необходимости переоформления требует, как правило, ознакомления с конкретной ситуацией.

      Лицензирование отдельных видов деятельности: изменения 2019 года

      Изменения, внесенные в закон о лицензировании отдельных видов деятельности в 2019 году, расширили перечень подлежащих лицензированию сфер бизнеса. В 99-ФЗ произошли и другие важные изменения. Подробности читайте в нашей статье.

      Для чего выдается лицензия

      Лицензия – свидетельство, подтверждающее право предпринимателя продавать товар, проводить работы или оказывать услугу. То есть документ подтверждает, что деятельность компании или индивидуального предпринимателя абсолютно легальна и безопасна для потребителя. Лицензируют не все, а лишь отдельные виды деятельности, перечисленные в соответствующем законе.

      Важно! Разрешение выдается на каждый вид деятельности, закрепленный в ст.12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года

      В обновленной редакции закона, которая начала действовать в 2019 году, список категорий дополнился. Теперь необходимо получать лицензию на 52 вида деятельности вместо 51 (изменения внесли в статья 12 закона №99).

      Начинающим коммерсантам, планирующим регистрацию бизнеса, необходимо посмотреть, какие сферы подпадают под юрисдикцию закона о лицензировании. А затем выбрать их из списка кодов ОКВЭД. При выборе сферы по лицензируемым видам деятельности нужно быть осторожным: названия один видов совпадают в классификаторе и 99-ФЗ, других – не совпадают.

      Полезные документы для скачивания

      ИП нужно помнить, что некоторыми видами бизнеса имеют право заниматься только организации. Это такие сферы, как, страхование, производство алкоголя, микрофинансирование, ломбарды, кредитование, управление МКД и другие. Если вы решили зарегистрировать ИП, внимательно познакомьтесь с требованиями на получение лицензии.

      Важно! Вид предпринимательства, указанный в заявлении о регистрации должен совпадать с кодом ОКВЭД-2

      99-ФЗ – основной нормативный акт, который регулирует сферу лицензирования, но не единственный. К примеру закон № 39-ФЗ устанавливает «правила игры» для профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

      Порядок и сроки получения лицензии

      Соискатель (юрлицо или ИП) предоставляет заявление установленного образца. В нем указываются следующие данные:

      1. Название и организационная форма юрлица, адрес;
      2. Местоположение , где планируется предоставлять услуги/работы;
      3. ИНН;
      4. Вид работ/услуг;
      5. квитанцию об оплате пошлины;
      6. список свидетельств и сертификатов, а также других деловых бумаг.

      Размер госпошлины – 7500 рублей, кроме некоторых видов лицензируемой деятельности. Для розничной продажи алкоголя она будет равняться 65 тысячам рублей за год, на его производство и поставку – от 800 тысяч до 9,5 миллиона, для банковских операций – 0,1 процента уставного капитала компании (максимум 500 тыс. руб.), управление многоквартирными домами – 30 тысяч. Заявление подается лично либо через сайт лицензирующего органа (уполномоченного органа власти). Это может быть Росздравнадзор, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование и другие.

      Принять к рассмотрению заявление о получении лицензии должны в трехдневный срок, еще пять рабочих дней дается на выдачу разрешения либо оформление отказа. При положительном решении оформляется приказ о выдаче лицензии и сам разрешительный документ.

      Действие лицензии бессрочно. Однако в дополненной версии 99-ФЗ указывается на необходимость ее продления, если другими законодательными актами ограничен период ее использования.

      Переоформление и приостановление лицензии

      Закон о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривает возможность переоформления разрешения. Это потребуется в следующих случаях:

    • если изменяются сведения по юрлицу в случае его реорганизации (адресные данные, обозначение, местонахождение и т.д.);
    • при смене ИП личных данных, места проживания, паспорта;
    • при изменении сферы деятельности, перечня услуг, работ.
    Читайте так же:  Что делать и куда жаловаться, если не выплатили пособие на ребенка. Куда обратится если не выплачивают детское пособие

    Переоформление лицензиатом проходит по упрощенной процедуре. Необходимо направить соответствующее обращение в орган, выдавший лицензию. Госпошлину в этом случае придется оплатить повторно. Заявление о переоформлении лицензии необходимо предоставить не позже 15 дней со дня внесения изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

    Если ИП решил сменить сферу деятельности следует заполнить бланк по форме Р24001 с новыми кодами ОКВЭД в течение трех дней и передать в ИФНС. Если этого не сделать, грозит штраф 5000 рублей. Если лицензия приостановлена из-за нарушения лицензионных требований, срок ее действия не продлевается.

    Задачи лицензирования отдельных видов деятельности

    Задача лицензирования — оградить потребителя от возможного причинения вреда со стороны предпринимателей при исполнении заявленных работ или услуг. Это связано с тем, что сферы вроде медицины, фармацевтики, утилизация отходов и т.п. предполагают наличие специальных знаний, особой квалификации.

    Поэтому 99-ФЗ установлены следующие лицензионные требования:

  • квалифицированный персонал с обязательной сертификацией;
  • специально оборудованные помещения и профессиональное оборудование для ведения выбранного вида деятельности;
  • контроль за качеством товаров, работ, услуг.
  • Изменения в законе о лицензировании, произошедшие в 2019 году

    Изменения связаны с желанием упростить порядок лицензирования и снизить стоимость. Самые важные правки в 99-ФЗ, которые начали действовать в этом году:

  • Изменен процесс получения разрешения. Установлено, что срок действия лицензии продлевается в конкретных случаях, установленных в законодательных актах РФ. В остальных ситуациях, разрешение выдается бессрочно.
  • Исключен пункт, по которому действие разрешительных документов приостанавливалось после вынесения административного решения о приостановке деятельности предпринимателей.
  • Уточнено определение «лицензируемый вид деятельности».
  • Органам исполнительной власти разрешено выдавать лицензии только в исключительных случаях.
  • В законе закрепили запрет на любые сборы при выдаче лицензий или дубликатов, кроме государственной пошлины.
  • Разрешено направлять заявление на выдачу лицензии в электронном виде.
  • Утвержден типовой бланк лицензии.
  • Введен обязательный ежегодный мониторинг результативности работы лицензионных органов.
  • Изменен порядок выдачи лицензий организациям медицинской направленности. С особой строгостью проверяют соответствие помещений, зданий, оборудования санитарно-эпидемиологическому протоколу.
  • С этого года разрешение на осуществление функций по управлению многоквартирными домами выдается только на 5 лет (раньше давали бессрочно).
  • Читайте так же:  Долги бизнес-класса. Судебные приставы 54

    Ответственность за нарушения законодательства о лицензировании

    Ответственность за работу без лицензии установлена Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), Гражданским (ГК) и Уголовным кодексами (УК) России. Штрафы начинаются от 20-25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискации товаров или без таковой.

    Юрлиц наказывают строже, чем ИП. Для них размер штрафных санкции начинается от 400 МРОТ. Впрочем, по статистике, большая часть административных дел о привлечении к ответственности за отсутствие лицензии, прекращается за истечение срока давности нарушения (двух месяцев с момента обнаружения).

    ГК и УК менее лояльны к предпринимателям, нарушающим закон. Согласно ст. 61 ГК РФ, ведение работ или оказание услуг без разрешения считается основанием для подачи иска о принудительном закрытии юрлица. Кроме того, сделки с такой организацией могут признать недействительными. Уголовным кодексом РФ предусмотрены штрафы и арест на срок до шести месяцев (ст. 169 УК).

    Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

    Как получить лицензию на образовательную деятельность в Подмосковье

    Одним из видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, является обучение. Чтобы на законных основаниях вести образовательную деятельность, требуется выдача соответствующей лицензии. О том, как получить лицензию на образовательную деятельность в Московской области, читайте в материале портала mosreg.ru.

    Кто может получить услугу

    Источник: ©, pixabay.com

    Образовательная лицензия требуется как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям для ведения обучения в образовательных учреждениях, научных и других организациях в Подмосковье.

    Услугу могут получить индивидуальные предприниматели, реализующие основные образовательные программы на территории Московской области (кроме ИП, осуществляющих образовательную деятельность независимо, например, репетиторов), а также юридические лица, которые ведут образовательную деятельность на территории Подмосковья.

    Лицензия имеет приложение, в котором указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения филиала.

    Порядок оказания услуги

    Источник: ©, pixabay.com

    Лицензирование образовательной деятельности регламентируется федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

    Для получения услуги необходимо:

    — лично обратиться с заявлением и комплектом документов в Министерство образования Московской области лично;

    — также можно подать заявление и пакет документов с помощью почтового отправления;

    — или в электронном виде на портале ЕПГУ, РПГУ.

    Прием документов через МФЦ не предусмотрен.

    Заявитель может загрузить в личный кабинет на порталах исправленное заявление и (или) документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в уведомлении об устранении нарушений, которое направляется в личный кабинет заявителя.

    Также необходимо оплатить госпошлину в размере 7500 pублей.

    Услуга предоставляется в течение 45 рабочих дней. Поданное заявление должно быть зарегистрировано в течение 1 рабочего дня.

    При положительном решении заявитель получит лицензию с приложением.

    Необходимые документы

    Источник: ©, pixabay.com

    Оформление образовательной лицензии предполагает сбор большого пакета документов. Для того, чтобы получить услугу, необходимо подготовить следующие документы:

    — заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (оригинал) – шаблон можно скачать на сайте госуслуг;

    — учредительные документы организации (можно предоставить заверенную копию);

    — положение о филиале (можно предоставить нотариально заверенную копию);

    — положение о структурном подразделении;

    — реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;

    — справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам (оригинал) – шаблон можно скачать на сайте ;

    — документы, подтверждающие наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся;

    — р еквизиты выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещений для осуществления образовательной деятельности (оригинал);

    — реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (оригинал);

    — справка о наличии у профессиональной образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (оригинал);

    — справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (оригинал);

    — договор подготовки по программам медицинского образования (нотариально заверенная копия);

    — сведения о гражданах – учредителях организаций по подготовке частных детективов и охранников (рабочий документ);

    — программы подготовки водителей, согласованные с ГИБДД;

    — представление религиозных организаций – учредителей образовательных организаций;

    — опись документов, предоставленных для оформления лицензии – шаблон можно скачать на сайте

    — документ об уплате госпошлины;

    — заявление о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности ИП (оригинал) – шаблон можно скачать на сайте;

    — справка о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

    — реквизиты заключения ГИБДД МВД РФ о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям;

    — сведения о квалификации педагогических работников, которые участвуют в преподавании дисциплин, обеспечивающих религиозное образование;

    — реквизиты выданной лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

    Основания для отказа

    Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

    Отказать в предоставлении услуги могут по следующим причинам:

    — несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

    — наличие в документах недостоверной или искаженной информации;

    — для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель не вправе реализовывать;

    — наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования.

    Основание для приостановления лицензии:

    — не представлены заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и в полном объеме прилагаемые к нему документы в 30-дневный срок со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

    Порядок обжалования

    Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

    Заявитель может обратиться с жалобой на нарушение порядка предоставления услуги в Министерство образования Московской области, а также в Мингосуправления Московской области.

    Подать жалобу можно в письменной форме лично, направить по почте или в электронной форме через Портал государственных услуг, официальный сайт Правительства Московской области или сайт Министерства образования Московской области. При обращении в орган власти, предоставляющий услугу, можно также подать жалобу через МФЦ. Заявитель может также представить документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

    Срок рассмотрения жалобы, поданной в Министерство образования – 15 рабочих дней; в Мингосуправления Московской области – не более 30 дней.

    Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

    admin