ГОСТ 14921-2019 Газы углеводородные сжиженные. Требования к пробоотборникам

ГОСТ 14921-2019 Газы углеводородные сжиженные. Методы отбора проб

Текст ГОСТ 14921-2019 Газы углеводородные сжиженные. Методы отбора проб

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC,

ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Институт стандартизации Молдовы

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2019 г. No 701-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 14921—2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2019 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 14921—78

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (vww.gost.fu)

© Стандартинформ. оформление. 2019

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 2

4 Общие требования. 2

6 Подготовка пробоотборников к отбору проб. 5

7 Методы отбора проб. 6

Приложение А (рекомендуемое) Примеры продувки пробоотборной линии, пробоотборника

и отбора проб СУГ. 8

ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ

Методы отбора проб Liquefied hydrocarbon gases. Methods of sampling

Дата введения — 2019—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сжиженные углеводородные газы (СУГ). находящиеся под избыточным давлением собственных паров, и устанавливает методы их отбора для испытания на соответствие качества продукции в герметичные пробоотборники путем продувки их сжиженным углеводородным газом из стационарных емкостей (цилиндрических, шаровых), железнодорожных и автомобильных цистерн, из трубопроводов для перекачки СУГ, баллонов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004—91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005—88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007—76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009—63 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 12.4.011—89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.103—63 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.253—2013 (EN 166:2002) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования

ГОСТ 1510—64 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ ISO 4257—2013 Газы углеводородные сжиженные. Метод отбора проб

ГОСТ 5632—2014 Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 9293—74 (ИСО 2435—73) Азот газообразный и жидкий. Технические условия

ГОСТ 9433—80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия

ГОСТ 14162—79 Трубки стальные малых размеров (капиллярные). Технические условия

ГОСТ 17433—80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному укаэа-

гелю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочньм стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 сжиженные углеводородные газы; СУГ: Смесь углеводородов (пропана, пропилена, бута-нов. бутиленов и бутадиенов с присутствием метана, этана, этилена и/или пентанов и пентенов). преобразованная в жидкое состояние.

3.2 отбор пробы; Процесс взятия пробы СУГ для последующих испытаний на соответствие качества СУГ установленным требованиям.

3.3 точка отбора: Точка в трубопроводе, аппарате или емкости, где может быть отобрана представительная проба СУГ.

3.4 представительная проба: Отобранная часть СУГ. содержащая компоненты в том же соотношении. в котором они присутствуют в общем объеме продукта, и имеющая те же физико-химические свойства.

3.5 пробоотборная система: Совокупность приспособлений, предназначенных для передачи представительной пробы СУГ из точки отбора в средство измерения или пробоотборник.

3.6 пробоотборное устройство: Приспособление, используемое для передачи представительной пробы СУГ из точки отбора пробы в пробоотборную линию, пробоотборник или в средство измерения.

3.7 пробоотборная линия: Приспособление, предназначенное для передачи пробы СУГ от пробоотборного устройства в средство измерения или пробоотборник.

3.6 пробоотборник: Емкость (контейнер, баллон, сосуд) для отбора, транспортирования и хранения представительной пробы СУГ.

3.9 поршневой пробоотборник постоянного давления (переменного объема): Пробоотборник. снабженный подвижным поршнем, отделяющий пробу СУГ от компенсирующего газа.

4.1 Пробы СУГ отбирают в количествах, необходимых для выполнения испытаний, в соответствии с требованиями документов, утвержденных в установленном порядке.

4.2 Требования к обеспечению безопасности выполняемых работ

4.2.1 При отборе проб СУГ. продувке и сбросе части пробы необходимо выполнять все требования безопасности при работе с горючими, взрывоопасными и токсичными веществами в соответствии с ГОСТ 12.1.004. ГОСТ 12.4.009 и общими требованиями охраны окружающей среды.

4.2.2 Компоненты СУГ по токсикологической характеристике относят согласно ГОСТ 12.1.005 к веществам класса опасности IV. При работе с веществами этого класса необходимо соблюдать в соответствии с ГОСТ 12.1.007 общие требования безопасности, установленные для вредных веществ, требования санитарного ограничения их содержания в воздухе рабочей зоны и его периодического контроля.

4.3 Требования к пробоотборным системам

4.3.1 Отбор проб СУГ проводят в специальных пробоотборных узлах (точках отбора), обеспечивающих представительный отбор пробы СУГ.

4.3.2 Пробоотборная линия должна быть по возможности короткой, изготовлена из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т или 08Х18Н12Т по ГОСТ 14162. или любой другой, аналогичной им по свойствам. и оборудована пробоотборными устройствами для герметичного подсоединения к точке отбора и к пробоотборнику. При этом пробоотборник должен быть в вертикальном положении. СУГ должен проходить через пробоотборник снизу вверх.

Примечание — Отбор проб е поршневой пробоотборник постоянного давления допускается проводить при его вертикальном или горизонтальном положении.

4.3.3 При продувке пробоотборной системы и создании газовой подушки над уровнем СУГ в пробоотборнике необходимо предусмотреть способы безопасного отвода СУГ.

4.3.4 Оборудование при отборе должно быть заземлено, так как слив СУГ может вызвать образование статического электричества.

4.3.5 Пробы отбирают только из жидкой фазы. Чтобы избежать двухфазного состояния при отборе проб на потоке из трубопровода, давление в пробоотборной линии должно быть выше давления насыщенных паров.

1 Допускается в качестве пробоотборной линии использовать специальный металлический гибкий рукав высокого давления.

2 Для защиты входного вентиля пробоотборника от засорения механическими примесями при отборе проб СУГ допускается использовать фильтры, предусмотренные производителем пробоотборника.

4.4 Требования к пробоотборникам

4.4.1 Для отбора проб СУГ применяют пробоотборники, изготовленные из стали марки 12X16Н ЮТ по ГОСТ 5632 или других коррозионно-стойких материалов, рассчитанные на рабочее давление не менее 4.9 МПа (50 кгс/см 2 ). которое указывают на корпусе пробоотборника.

4.4.2 При наличии сливной трубки для сброса части пробы СУГ на пробоотборнике должно быть четкое обозначение места ее расположения.

4.4.3 Пробоотборники должны быть чистыми и герметичными. После использования пробоотборники полностью освобождают от продукта, продувают сжатым азотом по ГОСТ 9293 или воздухом по ГОСТ 17433 и помещают в закрытое вентилируемое помещение, защищенное от пыли и атмосферных осадков. При необходимости пробоотборники ПГО и ПУ обрабатывают водяным паром перед продувкой азотом или летучим растворителем.

4.4.4 Поршневой пробоотборник постоянного давления должен быть оснащен предохранительным устройством, предотвращающим разрыв пробоотборника в результате повышения давления выше допустимого.

4.4.5 При необходимости поршневой пробоотборник постоянного давления после использования промывают растворителем и продувают сжатым азотом по ГОСТ 9293 или воздухом по ГОСТ 17433.

1 Герметичность пробоотборников проверяют заполнением их сжатым азотом по ГОСТ 9293 или воздухом по ГОСТ 17433 до давления 3.5 МПа игы после отбора пробы СУГ погружением заполненного пробоотборника в воду, или с использованием мыгъного раствора.

2 Рекомендуется оборудовать вокруг каждого вентиля пробоотборника рамное приспособление в виде бортика для защиты вентиля от случайного повреждения при отборе проб, транспортировании и хранении.

4.5 Безопасность при транспортировании и хранении

4.5.1 При транспортировании и хранении на штуцеры пробоотборников следует устанавливать заглушки.

4.5.2 Для защиты целостности пробоотборника при транспортировании его помещают в упаковочную тару по ГОСТ 1510. Для предотвращения случайного открытия или повреждения вентиля рекомендуется использовать защитные колпачки.

4.5.3 При транспортировании пробоотборники с пробой СУГ необходимо оберегать от резких ударов. в максимально короткие сроки после отбора помещать в прохладное место и хранить охлажденными до завершения испытаний в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, или в вытяжном шкафу.

4.5.4 Пробоотборники не должны быть полностью заполнены пробой СУГ. Незаполненное пространство необходимо для возможного расширения жидкости при любых условиях хранения и транспортирования.

4.5.5 Перед выполнением измерений с пробоотборников снимают заглушки. Для предотвращения выброса части пробы в помещение лаборатории перед измерением заглушки с заполненных пробоотборников снимают в вытяжном шкафу.

4.5.6 Пустые чистые пробоотборники ПУ хранят с открытыми запирающими втулками и закрытыми заглушками с целью сохранения свойств уплотнительных колец.

4.6 Требования к персоналу

4.6.1 К отбору проб СУГ допускают работников, изумивших меры безопасности при работе с горю ними, взрывоопасными и токсичными газами.

4.6.2 Во время отбора проб СУГ оператор и лаборант химического анализа должны иметь сред ства индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103. ГОСТ 12.4.253.

Примечание — Настоящий стандарт не содержит указаний по всем проблемам безопасности, возника ющим при отборе проб сжиженных углеводородных газов. Погъзователь должен предусмотреть меры по обеспе меняю безопасности и здоровья работников и определить соответствующие ограничения.

5.1 Пробоотборники типов ПУ и ПГО

Принципиальные схемы пробоотборников типов ПУ и ПГО приведены на рисунках 1 и 2 соответ ственно.

Т — корпус. 2 — штифт. 3 — винт. 4 — уплотнительное кольцо: 5 — запиравшая втулка; в — заглушка; 7 — резиновая прокладка. 8 — штуцер

Рисунок 1 — Принципиальная схема пробоотборника типа ПУ

Т. Т2 — заглушки; 2,4 — прокладки, 3, 8 — впускной и выпускной вентили. S — нижнее днище; в — корпус: 7 — верхнее днище. 9 — сливная трубке: J0 — патрубок: 11 — резиновая мембрана: 13 — штуцер

Рисунок 2 — Принципиальная схема пробоотборника типа ПГО

5.2 Принцип работы уплотнительного кольца пробоотборников типа ПУ

При повороте запирающей втулки 5 (см. рисунок 1) по часовой стрелке происходит сначала уплот-нение торцевых поверхностей штуцера корпуса и втулки, а затем, при дальнейшей деформации кольца. отверстие в кем перекрывается. Запирающая втулка 5 имеет шесть равнорасположенных по окружности резьбовых отверстий для установки винта 3. Винт 3 ограничивает ход вращательного движения запирающей втулки 5 за счет упора в штифт 2 на корпусе пробоотборника в момент перекрытия проходного отверстия в уплотнительном кольце 4.

Винт 3 может быть ввернут в любое из шести резьбовых отверстий запирающей втулки таким образом, чтобы в момент перекрытия проходного отверстия в уплотнительном кольце 4 винт упирался в штифт 2 с одной стороны. При повороте запирающей втулки на один оборот против часовой стрелки должно открываться проходное отверстие в уплотнительном кольце, винт 3 при этом упирается в штифт с другой стороны.

Таким образом, происходит открытие и закрытие пробоотборника и фиксация запирающих втулок. Для надежной герметизации штуцеров пробоотборник снабжен заглушкой 6.

5.3 Поршневой пробоотборник постоянного давления

Пробоотборники поршневого типа постоянного давления*, принципиальная схема которых показана на рисунке 3. рекомендованы для отбора проб СУГ с низкой температурой кипения (метан, этан, этилен).

Пробоотборник представляет собой цилиндр с движущимся поршнем, отделяющим пробу СУГ от компенсирующего (буферного) газа. При этом давление по обе стороны поршня одинаковое.

Линии подачи СУГ и компенсирующего газа оборудуют вентилями. Пробоотборник снабжают магнитным индикатором и градуировочной шкалой, позволяющими определить объем СУГ. штоком поршня. перемешивающим устройством и продувочным вентилем для повышения качества и безопасности пробоотбора.

1.3— отверстия для подсоединения мемом втрое. 2 — рабочая камера с образцом СУГ: 4 — отверстие для подачи компенсирующего (буферного) таза; 5 — камера компенсирующею (буферного) газа; в — поршень. 7 — отверстие для выпускного «лапана б — отверстие для подачи СУГ при отборе или взятии на измерение

Рисунок 3 — Принципиальная схема поршневого пробоотборника

6 Подготовка пробоотборников к отбору проб

6.1 Пробоотборники подлежат осмотру перед каждым отбором пробы. Поверхность пробоотборника не должна иметь вмятин, трещин и других дефектов, негативно влияющих на качество и безопасность при проведении отбора, транспортировании и хранении проб СУГ.

6.2 Проверяют наличие уплотнительных колец и прокладок в запирающих втулках и заглушках.

6.3 При каждой смене резинового уплотнительного кольца в пробоотборнике ПУ проверяют состояние резьбы запирающей втулки и штуцера корпуса пробоотборника. Резьба на всех втулках и штуцерах должна быть цельной и чистой, смазанной смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433 или аналогичного типа.

6.4 Винт 3 пробоотборника ПУ (см. рисунок 1) должен быть ввернут в запирающую втулку таким образом, чтобы при ее повороте по часовой стрелке на один оборот в момент упора в штифт было обеспечено полное перекрытие проходного отверстия в уплотнительном кольце, и. наоборот, при по» вороте на один оборот до упора против часовой стрелки полностью открывалось проходное отверстие уплотнительного кольца.

Читайте так же:  Иски против Порошенко: в чем подозревают президента и что ему грозит. Иск проти

6.5 Проверяют наличие дополнительных прокладок в местах соединения пробоотборника с про» боотборной линией и пробоотборной линии с пробоотборным устройством. Утечка в соединениях при отборе проб недопустима.

6.6 При подготовке поршневого пробоотборника постоянного давления к отбору пробы в камере компенсирующего газа создают избыточное давление газа, превышающее давление в линии отбора пробы не менее чем на 0.2 МПа. При этом поршень (см. рисунок 3) должен находиться в крайнем левом положении.

Примечание — Подготовку поршневого пробоотборника постоянного давления и техническое обслуживание осуществляют в соответствии с руководством по эксплуатации.

7 Методы отбора проб

7.1 Предварительная продувка пробоотборной системы

7.1.1 Перед отбором пробы СУГ продувают пробоотборную систему отбираемым продуктом. Через пробоотборное устройство герметично подсоединяют пробоотборную линию к источнику СУГ. От» крывают запорную арматуру источника СУГ и продувают пробоотборную линию. Продувку заканчивают после появления ровной струи жидкости.

7.1.2 Закрывают запорную арматуру источника СУГ.

7.1.3 Снимают заглушки со штуцеров пробоотборника.

7.2 Отбор проб в пробоотборник типа ПУ

7.2.1 Подсоединяют пробоотборник вертикально к пробоотборной линии или непосредственно к пробоотборному устройству любым штуцером, открывают запорную арматуру источника СУГ. Затем от» крывают на один оборот выпускную и впускную запирающие втулки. Направление потока СУГ при этом должно быть снизу вверх. Продувают пробоотборник до появления ровной струи жидкости, закрывают последовательно выпускную, впускную запирающие втулки и запорную арматуру источника СУГ.

7.2.2 Отсоединяют пробоотборник и для создания газовой подушки открывают на один оборот поочередно запирающие втулки на 4—5 с для создания в корпусе газовой подушки и вновь их закрывают. При этом пробоотборник удерживают вертикально, открываемая втулка должна находиться внизу.

1 При наличии сливной трубки е пробоотборнике ПУ его продувку, отбор проб и создание газовой подушки проводят по 7.3.2 или приложению А.

2 Допускается создавать газовую подушку по 7.4.

7.2.3 Закрывают оба штуцера запирающих втулок заглушками.

7.3 Отбор проб е пробоотборник типа ПГО

7.3.1 Подсоединяют пробоотборник к пробоотборной линии или непосредственно к пробоотборному устройству вертикально выпускным вентилем вверх, открывают выпускной и впускной вентили пробоотборника, затем открывают запорную арматуру источника СУГ. Продувают пробоотборник до появления из пробоотборника ровной струи жидкости, закрывают выпускной, затем впускной вентили и запорную арматуру источника СУГ.

7.3.2 Отсоединяют пробоотборник и для создания газовой подушки удаляют от 15 % до 20 % жидкой пробы, выпуская пробу СУГ до появления газа. При этом пробоотборник удерживают вертикально, выпускной вентиль со сливной трубкой должен находиться сверху. Если жидкость не выходит, пробу бракуют и заново заполняют пробоотборник.

Примечание — Допускается создание газовой подушки по 7.4.

7.3.3 Закрывают оба штуцера заглушками.

7.3.4 Пробу бракуют, если обнаружена утечка или если один из вентилей пробоотборника открывался в период между отбором пробы и проведением процедуры создания газовой подушки над уровнем СУГ.

7.4 Создание газовой подушки над уровнем СУГ по массе для пробоотборников без сливной трубки

Взвешивают заполненный пробоотборник и вычитают массу пробоотборника. Рассчитывают массу СУГ. которую следует выпустить, чтобы получить требуемое пространство над уровнем СУГ в пробоотборнике. Переворачивают пробоотборник, чтобы выпускной вентиль или открываемая втулка были внизу, слегка их открывают и сливают рассчитанную массу СУГ. Закрывают выпускной вентиль или запирающую втулку и снова взвешивают пробоотборник. При необходимости операцию повторяют.

Если пробоотборник нельзя взвесить сразу, то сливают небольшое количество пробы СУГ из жидкой фазы, чтобы предотвратить образование избыточного давления, причиной которого может быть расширение пробы при повышении температуры и транспортировании.

7.5 Отбор проб в поршневой пробоотборник постоянного давления

7.5.1 Образец СУГ из источника отбирают через отверстие в (см. рисунок 3). Подсоединяют пробоотборник к пробоотборной линии или непосредственно к пробоотборному устройству. Для заполнения рабочей камеры открывают запорную арматуру источника СУГ, входной вентиль камеры 2. Осторожно открывают вентиль подачи компенсирующего газа камеры 5. медленно выпускают компенсирующий газ из камеры. По мере приближения давления в камере компенсирующего газа к давлению отбираемой пробы СУГ начнется постепенное поступление пробы в рабочую камеру пробоотборника. Степень заполнения пробоотборника пробой, которая контролируется ло магнитному индикатору, не должна превышать 80 % общего объема пробоотборника. После заполнения рабочей камеры 2 до необходимого объема последовательно перекрывают вентили камер 5 и 2 на пробоотборнике и источнике СУГ. отсоединяют пробоотборник.

7.5.2 В случае непреднамеренного перезаполнения поршневого пробоотборника постоянного давления (свыше 80 % общего объема) выпускают часть пробы перед его транспортированием. Для слива части СУГ пробоотборник располагают вертикально, при этом рабочая камера с образцом СУГ должна быть внизу, осторожно сливают часть пробы СУГ через отверстие 8 до необходимого уровня.

Примечание — При использовании поршневого пробоотборника постоянного давления без индикатора уровня заполнения допускается проводить отбор проб СУГ по массе пробоотборника до и после его заполнения.

7.6 Отбор проб СУГ из стационарных емкостей

Перед отбором пробы из стационарной емкости СУГ отстаивают и удаляют отстоявшуюся веду и загрязнения. Отбирают пробу с середины высоты налива емкости.

Из стационарной емкости пробу отбирает изготовитель. Результаты испытаний распространяются на все цистерны, заполняемые из этой емкости.

7.7 Отбор проб из железнодорожных цистерн

Пробы сжиженных газов из железнодорожных цистерн отбирают с использованием контрольного вентиля опорожнения цистерн, находящегося на уровне низа сливно-наливных труб.

Пробы отбирают из первой и каждой четвертой цистерн железнодорожного маршрута, но не менее чем из двух цистерн, если в маршруте семь или менее цистерн.

7.8 Отбор проб из автомобильных цистерн

Пробы СУГ отбирают из каждого транспортного средства при отгрузке в автомобильные цистерны.

Пробы из автомобильных цистерн отбирают из жидкой фазы. Схему отбора проб определяют в зависимости от конструктивных особенностей конкретной автоцистерны. Выбранная схема отбора должна обеспечить представительный отбор СУГ.

7.9 Отбор проб из трубопроводов

Пробу СУГ. перекачиваемого по трубопроводу, отбирают из вертикального участка трубопровода.

7.10 Отбор проб из баллонов

Пробу в жидкой фазе отбирают из баллонов, находящихся в горизонтальном положении.

Пробу СУГ отбирают от 1 % баллонов, но не менее чем из трех, если в партии менее 300 баллонов.

Приложение А (рекомендуемое)

Примеры продувки пробоотборной линии, пробоотборника и отбора проб СУГ

А.1 Продувка пробоотборной линии

Пробоотборная система дополнительно к вентилю 1 на источнике СУГ и двум вентилям на пробоотборнике 3. 4 должна быть оснащена вентилем сброса давления 2, через который СУГ отводится в безопасное место, и предохранительным клапаном сброса давления 5 (см. рисунок АЛ).

I — вемгиль источника СУГ: 2 — вентиль сбросе давления: 3 — впускной вентиль пробоотборника, 4 — выпускной вентиль пробоотборника. S — предохранительный клапан сброса давления, б — пробоотборная линия. 7 — пробоотборник, в— сливная трубка

Рисунок А.1 — Типовая схема пробоотборной системы

Пробоотборную линию б через лробоотборное устройство присоединяют к источнику СУГ и впускному вентилю 3 пробоотборника. Закрывают вентиль сбросе давления 2, выпускной вентиль 4 и впускной вентиль 3. Открывают вентиль 1 на источнике СУГ и продувают пробоотборную линию, открыв вентиль сброса давления 2. После продувки закрывают вентиль источника СУГ 1 и вентиль сброса давления 2.

А.2 Продувка пробоотборника

Устанавливают пробоотборник в вертикальное положение таким образом, чтобы выпускной вентиль 4. оснащенный сливной трубкой для создания газовой подушки 8. был сверху (см. рисунок А.1). Закрывают вентиль сброса давления 2. впускной вентитъ 3 и выпускной вентиль 4. Открывают вентиль источника СУГ 1, впускной вентиль 3 и заполняют пробоотборник пробой, медленно отхрывая выпускной вентиль 4. Закрывают вентиль источника СУГ 1. и испарившуюся часть пробы выпускают через выпускной вентиль 4. Закрывают выпускной еектитъ 4. сливают остаток жидкой пробы, открыв вентиль сброса 2. Повторяют операцию продувки не менее грех раз.

Устанавливают пробоотборник в вертикальное положение таким образом, чтобы выпускной вентиль 4. оснащенный сливной трубкой для создания тазовой подушки 8. был внизу (см. рисунок А.2). Закрывают вентиль сброса давления 2. впускной венгиль 3 и выпускной вентиль 4 Открывают вентиль источника СУГ 1. выпускной вентиль 4 и заполняют гфобоотборник пробой, медленно открывая впускной вентиль 3. Закрывают вентитъ источника СУГ 1. впускной вентиль 3 и выпускной вентиль 4. Сливают остаток жидкой пробы из пинии, открыв вентиль сброса давления 2. Затем отсоединяют пробоотборник от пробоотборной линии, переворачивают его выпускным вентилем 4 вверх и выпускают СУГ из пробоотборника, открывая вентили 3 и 4. Затем устанавливают пробоотборник в вертикальное лоложвте таким образом, чтобы выпускной вентиль 4. оснащенный сливной трубкой для создания тазовой подушки, был внизу, и повторяют операцию продувки не менее грех раз.

1 —• вентиль источника СУГ: 2 — вентиль сброса давления: 3 — впускной вентиль пробоотборника: 4 — выпускной вентиль пробоотборника: 5 — предохранительный клапан сброса давления, в — пробоотбормая линия: 7 — пробоотборник: 8 — слиеная трубка

Рисунок А.2 — Альтернативная схема продувки пробоотборника

1 Повторение продувки пробоотборной системы в достаточной степени разбавляет оставшийся от предыдущих операций материал, обеспечивая отбор представительной пробы.

2 Альтернативный способ продувки пробоотборника по A J.2 рекомендован для пробоотборников, загрязненных неизвестным продуктом или продуктом, который может повлиять на результаты измерений.

3 Допускается использовать контейнеры по ГОСТ ISO 4257.

Устанавливают пробоотборник в вертикальное положение таким образом, чтобы закрытый выпускной вентиль 4 был сверху (см. рисунок А.1). закрывают венгиль сброса давления 2 и впускной вентиль 3. Затем открывают венгиль источника СУГ 1, впускной венгиль 3 и заполняют пробоотборник пробой. Закрывают впускной вентиль 3 и вентиль источника СУГ 1. Открывают венгиль сбросе давления 2. После полного сброса давления в пробоотборной линии от нее отсоединяют пробоотборник с пробой.

Стандартная практика использования цилиндра с плавающим поршнем для отбора проб сжиженных углеводородных газов

(Standard practice Гог obtaining LPG samples using a Boating piston cylinder)

Ключевые слоев: топливные сжиженные углеводородные газы, методы отбора проб

Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор ИА. Королева Компьютерная верстка А. Н. Золотаревой

Сдано в набор 08.10.2016. Подписано а печать 2S. 10.2019. Формат 60*84bg. Гарнитура Ариал. Усп. печ. п. 1.86. Уч.-иад. л. 1.68.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной раэработчиком стандарта

Вологодский Машиностроительный Завод

Набор закрытого отбора проб нефти и нефтепродуктов КЗП 10

Предназначен для закрытого отбора проб нефти и нефтепродуктов, соответствует требованиям сертификата взрывозащиты ТР ТС 012/2011 с катушкой закрытого типа.

Набор КЗП 10:

Материал изготовления – нержавеющая сталь

— Полностью герметичная конструкция. Протестировано на внутреннее давление 50 МBar;

— Корпус катушки с 30 метрами перфорированной стальной ленты с максимальной рабочей нагрузкой 4,0 кг;

— Механический счетчик, приводимый в действие перфорированной лентой, обеспечивает точную индикацию глубины погружения пробоотборника;

— Имеется встроенное устройство очистки ленты, для минимизации количества налипшей на ленту жидкости при наматывании ее на катушку;

— Для обеспечения быстрой смены пробоотборников при сохранении электрической непрерывности системы установлен быстросъемный крюк;

— Поворотное соединение внутри крюка предотвращает нежелательное перекручивание ленты во время смены пробоотборников;

— Внутренний замок хода катушки предотвращает случайное повреждение ленты в ходе разматывания;

— Система прямого слива позволяет напрямую перенести образец из пробоотборника в бутыль для сбора

пробы, без опасности протечки на палубу и без опасности внесения загрязнений;

Назначение:

Набор специально разработан для использования с 4-х дюймовыми клапанами контроля паров на нефтяных танкерах и береговых резервуарах. Он позволяет проводить простой, быстрый, безопасный и точный отбор образцов в закрытых условиях. Закрытая конструкция обеспечивает отсутствие утечки паров и газов во время отбора пробы. Таким образом, оператор и окружающая среда оказываются защищенными от потенциально опасных эффектов утечки газа или пара.

Набор содержит два основных компонента:

— Корпус катушки, содержащий катушку с лентой, перфорированная лента и специальный крюк, к которому можно прицепить различные пробоотборники.

— Основную трубку, для безопасного крепления на клапане контроля пара. Корпус катушки установлен на трубке. В трубку помещаются различные пробоотборники.

Оба компонента во время отбора пробы герметично закрываются. Корпус катушки можно поднимать вертикально на его силовой стойке. Это позволяет получить доступ к пробоотборнику, не снимая основную трубку с позиции на клапане контроля пара. Силовая стойка обладает встроенным автоматическим стопорным механизмом, который обеспечивает открытую позицию корпуса катушки при смене пробоотборников или бутылей.

Преимущества стационарной системы отбора проб марки КЗП-10

Исключено стекание нефти из корпуса прибора по трубке устройства слива, в связи с полностью герметичной конструкцией: установкой герметизирующей резиновой манжеты и специального затвора плавающего типа.

Минимальное время используется на слив пробы. На корпусе прибора установлено два смотровых окошка друг напротив друга. (Что обеспечивает безопасное естественное освещение внутри трубы прибора для визуального контроля). Они выполнены по уровню нижней части пробоотборника. Во время слива данная конструкция обеспечивает беспроблемный подвод патрубка слива к сливному клапану пробоотборника.

Для обеспечения считывания счетчика рулетки в холодное время года, установлена защитная пластина, исключающая попадания снега/воды внутрь корпуса счетчика

Имеется надежная быстроразборная резьбовая фиксация крюка к тросу, предотвращающая падение пробоотборника в резервуар.

При установке/замене пробоотборника высота подъема корпуса рулетки позволяет произвести поворот пробоотборника за трубу прибора, исключено падение пробоотборника через трубу прибора в резервуар.

При назначении базовой высоты резервуара, установлена риска на внешней стороне корпуса трубы прибора – 150 мм от верхнего среза трубы.

Конструкцией всех узлов обеспечена полная герметичность. Установка газового клапана не требуется. Испытано на давление 6 кПА (при максимально рабочем избыточном 2 кПа согласно п. 8.4.11 РД-23.020.00-КТН-053-17 от 14.04.2017). Тем самым исключена потеря нефти от испарения.

На корпусе прибора установлено два смотровых окошка на уровне нижней части пробоотборника в закрытом состоянии. Тем самым обеспечивается визуальный контроль закрытия верхнего клапана пробоотборника после отбора пробы и исключается попадание в корпус прибора атмосферных воздействий, а также сохраняется безопасность проведения работ.

Читайте так же:  Александр РЫБАК: «Я петь начал, чтобы девушки обращали на меня внимание». Гражданство александра рыбака

Промывка деталей прибора после отбора пробы обеспечивается ручным способом через верхнее отверстие корпуса катушки. Разборка катушки не требуется.

Для замера газового пространства резервуара, предусмотрена направляющая планка в верхней части трубы прибора.

В приборе учтена высота сертифицированного 5 л. пробоотборника (35,5 см)

Конструкцией всех узлов обеспечена полная герметичность. Испытано на давление 6 кПА (при максимально рабочем избыточном 2 кПа согласно п. 8.4.11 РД-23.020.00-КТН-053-17 от 14.04.2017). Тем самым исключено испарение паров нефти в атмосферу.

Ответный фланец выполнен согласно ОТТ-23.020.00-КНТ-208-12 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Обор-е резервуарное. Люк замерный. Общ. тех. требования»

Исключено неконтролируемое закрытие верхнего клапана пробоотборника, в связи с установкой на корпусе прибора двух смотровых окошек друг напротив друга. (Что обеспечивает безопасное естественное освещение внутри трубы прибора для визуального контроля). Они выполнены на уровне нижней части сливного клапана пробоотборника.

Устройство для фиксации положения пробоотборника при сливе пробы, на вертикальной части трубы прибора, расположено открытой частью вниз. Что исключает подмерзание при попадании воды и таяния снега

Соответствие показания счетчика рулетки с глубиной погружения. Правильно подобрана масса пробоотборника.

Конструкцией всех узлов обеспечена полная герметичность. Испытано на давление 6 кПА (при максимально рабочем избыточном 2 кПа согласно п. 8.4.11 РД-23.020.00-КТН-053-17 от 14.04.2017). Тем самым исключено вдыхание газов персоналом.

При низких температурах (ниже минус 30?С) отсоединять/присоединять пробоотборник к крюку измерительной ленты можно в перчатках. Для этого выполнено рельефное исполнение гайки крепления пробоотборника, что исключает возможность обморожения пальцев отбирающего пробу.

Специальная конструкция пробоотборника позволяет брать пробы высоковязкой нефти.

Страна производства Россия. Завод изготовитель в г. Вологда.

Презентация: Тема № 6 Организация контроля качества ГСМ в гражданской авиации Занятие № 5.

Первый слайд презентации

Тема № 6 Организация контроля качества ГСМ в гражданской авиации Занятие № 5. Отбор проб авиаГСМ для исследования Меню Разделы текущей лекции Дисциплина «Применение горючего на авиационной технике и при проведении авиационных работ» Открыть учебник

Учебные вопросы: 1. Классификация проб и пробоотборников. 2. Порядок отбора проб. 3. Порядок оформления проб. 4. Порядок отбора проб авиаГСМ в случаях авиационных происшествий и инцидентов с ВС

ЛИТЕРАТУРА 1. Применение горючего на авиационной технике и при проведении авиационных работ. Смазочные масла, пластичные смазки, специальные жидкости. Учебное пособие / составители М.А. Егоров, А.В. Калякин, Р.Р. Файзуллин – Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2015. — 178 с. 2. Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации (Приказ ДВТ от 17.10.1992 № ДВ-126). 3. ГОСТ 2517–2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» 4. ГОСТ Р 52659-2006, ГОСТ 31873-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб»

1. Классификация проб и пробоотборников.

В зависимости от способа отбора и назначения пробы авиаГСМ подразделяются на: Точечная проба — проба, отобранная в один прием. Она характеризует качество авиаГСМ в одном тарном месте (бочке, бидоне, бутыли) или на определенном заданном уровне в резервуаре или транспортном средстве. Объединенная проба — проба, составленная из нескольких точечных проб, отобранных в соответствующем порядке и объединенных в указанном соотношении. Контрольная (арбитражная) проба — часть точечной или объединенной пробы, которая используется для выполнения анализа, а также хранится на случай арбитражных испытаний.

Донная проба — точечная проба, отобранная из нижней части емкости, отстойника средства заправки, фильтра, фильтра-сепаратора или нижнего крана слива отстоя (сифона) резервуара или трубопровода. Донная проба в объединенную пробу не включается, а анализируется отдельно. Капитанская проба – это часть объединенной пробы, хранящаяся у капитана судна, транспортирующего авиационные топлива.

Для отбора проб применяют стационарные и переносные пробоотборники. К стационарным относятся пробоотборники, выпускаемые промышленностью в соответствии с ГОСТ 13196 «Пробоотборники стационарные для резервуаров с нефтью и нефтепродуктами. Типы и основные параметры. Общие технические условия». Эти пробоотборники устанавливают на вертикальные и цилиндрические резервуары. В качестве переносных пробоотборников используются, как правило, металлические сосуды различных типов с крышкой, которая может быть легко открыта на любом желаемом уровне. Для крепления переносного пробоотборника используют гибкие, не дающие искр, металлические тросики или шнуры из хлопчатобумажного материала. Применение шнуров из синтетических нитей категорически запрещается. Масса переносного пробоотборника должна быть достаточной, чтобы обеспечить его погружение в авиаГСМ.

Виды стационарных пробоотборников Стационарный пробоотборник с перфорированной заборной трубкой 1 — перфорированная трубка; 2 — опорная стойка; 3 — кран Стационарный пробоотборник для отбора точечных проб с трех уровней 1 — кран; 2 — пробозаборные трубки; 3 — несущий рычаг; 4 — поплавок

Пробоотборник ПЭ-1610 Описание Пробоотборник представляет собой цилиндрический сосуд с поворотной крышкой, к которой прикрепляется латунная цепь. Крышка пробоотборника крепится на оси и может свободно поворачиваться относительно нее. Места крепления цепи расположены по разным сторонам оси. При натяжении одной ветви цепи крышка закрывается, при натяжении другой – открывается. Крышка притерта к корпусу пробоотборника и в закрытом положении не допускает попадания в него нефтепродукта. Объем отбираемой пробы – 0,7 л. Габариты: высота – 250 мм, диаметр – 72 мм. Масса – 2,0 кг. Пробоотборники изготовлены из латуни ЛС59–1.

Донные пробоотборники серии ППН Описание Донный пробоотборник представляет собой цилиндрический сосуд из нержавеющей стали, стойкой к коррозийному воздействию хими-ческих веществ, не дающей искры. В верхней части корпуса находится крышка с воздушным штуцером, закрытым фторопластовой пробкой. Через пробку продет шток, за который крепится металлический трос. Для предотвращения потери пробоотборника на штоке имеется ограничитель, а на тросе предохранительное кольцо. Объем отбираемой пробы – от 0,15 дм 3. Габариты: высота – от 150 мм, диаметр – от 50 мм. Масса – от 0,95 кг.

Каркас с бутылкой для отбора проб Простейшим переносным пробоотборником является бутылка в металлическом каркасе. Описание Каркас для отбора проб представляет собой металлический или пластмассовый держатель или каркас, сконструированный таким образом, чтобы он мог удерживать соответствующую бутылку (контейнер для отбора проб). В собранном виде он должен быть утяжелен, чтобы он легко тонул и должны иметься приспособления, позволяющие выполнить заполнение бутылки на любом желаемом уровне. От пробоотборного каркаса можно отка-заться, если предназначенная для отбора пробы бутыль надежно прикреплена к утяжеленному шнуру. Пробка в этом случае привязывается таким образом, чтобы она располагалась на расстоянии приблизительно 150 мм от горлышка бутылки.

Пробоотборник ПН-1 Некоторые виды переносных пробоотборников позволяют проводить не только отбор проб, но и замер плотности и температуры нефтепродукта непосредственно на месте пробоотбора. Описание Предназначен для взятия проб нефти, нефтепродуктов, аналогичных жидкостей из резервуаров, емкостей, цистерн с заданной глубины до 10 м, а также определения температуры и плотности пробы с помощью ареометра непосредственно на месте пробоотбора. Объем отбираемой пробы – 1,0 дм 3. Габариты: (высота, диаметр) – 550 мм, 60 мм; масса – 2,5 кг. Материал изготовления пробоотборника – латунь ЛС 59-1.

Пробоотборная трубка СТ-100 Для отбора проб из мелкой тары (бочки, бидоны, канистры и т.п.) применяются пробоотборные трубки, а также могут использоваться стеклянные (с оплавленными концами), металлические (не дающие искры), пластмассовые трубки диаметром 10–15 мм.

Пластичные смазки отбираются с помощью различного вида щупов – винтового, поршневого и с продольным вырезом и без выреза. Винтообразный щуп Щуп с продольным вырезом Поршневой щуп Щуп прямой без выреза

Пробоотборники для отбора проб из трубопровода Схема расположения пробозаборного устройства в виде одной трубки Схема расположения трубок пробозаборного устройства по сечению трубопровода 1 — вентиль; 2 — пробозаборная трубка; 3 — трубопровод Пробозаборное устройство щелевого типа с одним отверстием 1 — отверстие; 2 — трубка; 3 — стабилизатор; 4 — крышка; 5 — штуцер; 6 — трубопровод; 7 — монтажный патрубок Пробозаборное устройство щелевого типа с пятью отверстиями 1 1 — 1 5 — отверстия; 2 — трубка; 3 — стабилизатор; 4 — крышка; 5 — штуцер; 6 — трубопровод; 7 — монтажный патрубок

2. Порядок отбора проб

Порядок отбора проб авиаГСМ строго регламентирован в целях получения идентичности проб авиаГСМ в средствах хранения или транспортирования, из которых эти пробы отобраны. Отбираемые пробы авиаГСМ должны быть представительными. Представительность проб достигается: — отбором заданного количества авиаГСМ из определенной части его объема установленным способом в местах и с периодичностью, оговоренных Руководством № ДВ-126; — отбором проб в специально подготовленную тару; — достоверностью и необходимым объемом прилагаемой к пробе документации; — соблюдением правил укупорки и доставки к месту исследований, хранения до и после исследования. Ответственность за обеспечение представительности проб авиаГСМ в авиапредприятиях возлагается на лиц, участвующих в отборе проб.

Требования к переносным пробоотборникам 1.Пробоотборник осматривают перед каждым отбором пробы. На нем не должно быть трещин, а пробки, крышки, прокладки не должны иметь дефектов, нарушающих его герметичность. 2.Инвентарь для отбора и хранения проб авиаГСМ перед отбором проб должен быть чистым и сухим. Во избежание загрязнения переносные пробоотборники переносят в чехлах, футлярах или другой упаковке. 3.После применения средства для отбора и хранения проб жидких нефтепродуктов следует обработать моющим веществом или сполоснуть неэтилированным бензином; средства для отбора и хранения проб мазеобразных нефтепродуктов после промывки растворителем следует тщательно промыть горячей водой. Промытый инвентарь необходимо высушить и хранить в закрытом месте, защищенном от пыли и атмосферных осадков.

Отбор проб авиаГСМ должен производиться в тару (посуду), подготовленную лабораторией ГСМ авиапредприятия, о чем делается отметка в акте отбора проб. Перед отбором пробы из резервуара авиаГСМ отстаивают не менее 30 мин. для топлив с антистатической присадкой и не менее 2 ч для топлив без присадки. Проб с нескольких уровней отбирают переносным пробоотборником последовательно сверху вниз. Отбор проб переносным пробоотборником из вертикальных и горизонтальных резервуаров или танков наливного судна производят следующим образом: 1) замеряют уровень налива авиаГСМ; 2) определяют уровни отбора точечных проб; 3) опускают пробоотборник до заданного уровня и, открыв крышку или пробку, заполняют его; 4) составляют объединенную пробу, путем смешения точечных проб, отобранных с различных уровней, в заданном соотношении.

Отбор проб из вертикальных резервуаров 1. Для характеристики качества авиаГСМ в вертикальных резервуарах при отборе проб объединенную пробу составляют смешением точечных проб, отобранных с трех уровней, в соотношении 1:3:1 : верхнего — на 250 мм ниже поверхности авиаГСМ; среднего — с середины высоты столба авиаГСМ; нижнего — на 250 мм выше днища резервуара. 2. При высоте столба авиаГСМ в вертикальном резервуаре, не превышающей 2000 мм, объединенная проба составляется смешением равных объемов точечных проб, отобранных с двух уровней: верхнего — на 250 мм ниже поверхности авиаГСМ; нижнего — на 250 мм выше днища резервуара. 3. При высоте столба авиаГСМ менее 1000 мм отбирают одну точечную пробу с нижнего уровня — на 250 мм выше днища резервуара.

Отбор проб из горизонтальных резервуаров 1. Для характеристики качества авиаГСМ в резервуаре диаметром более 2500 мм объединенную пробу составляют смешением точечных проб, отобранных с трех уровней, в соотношении 1:6:1: верхнего — на 200 мм ниже поверхности авиаГСМ; среднего — с середины высоты столба авиаГСМ; нижнего — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара. 2. Из резервуара диаметром менее 2500 мм независимо от степени заполнения, а также из резервуара диаметром более 2500 мм, но заполненного до высоты половины диаметра и менее объединенная проба составляется смешением точечных проб, отобранных с двух уровней, в соотношении 3:1: среднего — с середины высоты столба авиаГСМ; нижнего — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара.

Отбор проб из горизонтальных резервуаров 3. При высоте столба авиаГСМ менее 500 мм отбирают одну точечную пробу с нижнего уровня — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара. Для характеристики качества авиаГСМ одной партии при хранении в группе резервуаров составляют объединенную пробу из объединенных проб, отобранных не менее чем из 4 резервуаров пропорционально объему залитого авиаГСМ.

Отбор проб из наливных судов 1. Точечные пробы из танка наливного судна с высотой уровня авиаГСМ более 3000 мм отбирают переносным пробоотборником с трех уровней: верхнего – на 250 мм ниже поверхности авиаГСМ; среднего – с средины высоты столба авиаГСМ; нижнего – на 250 мм выше днища танка. Объединенную пробу составляют смешением точечных проб в соотношении 1:3:1. 2. Точечные пробы из танка наливного судна с высотой уровня авиаГСМ 3000 мм и менее отбирают с двух уровней: среднего – с середины высоты столба авиаГСМ; нижнего – на 250 мм выше днища танка. Объединенную пробу составляют смешением точечных проб в соотношении 3:1.

Отбор проб из наливных судов Если судно загружено авиаГСМ одной марки объединенную пробу составляют смешением объединенных проб каждого танка вместимостью 1000 м 3 и более и не менее 25% от числа всех танков вместимостью менее 1000 м 3, включая танки, которые загружаются в начале и в конце налива. Объединенную пробу для судна составляют смешением объединенных проб из отдельных танков пропорционально объему продукта из этих танков. Если наливное судно загружено нефтепродуктами различных марок, объединенные пробы составляют по каждой группе танков с нефтепродуктом отдельной марки аналогично составлению объединенной пробы для судна.

Если судно загружается последовательно по одному трубопроводу нефтепродуктами различных марок, дополнительно отбирают в пунктах налива точечные пробы и составляют отдельно объединенную пробу для танка, с которого начинается налив нефтепродукта каждой марки. Объединенную пробу остатка авиаГСМ для судна или группы танков составляют из точечных проб, отобранных с середины высоты остатка от 25% всех танков, смешиванием пропорционально объему авиаГСМ в каждом из этих танков.

Отбор проб из железнодорожных и автомобильных цистерн Для характеристики качества авиаГСМ в железнодорожной или автомобильной цистерне (АТЗ) отбирают одну точечную пробу авиаГСМ с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей. Точечные пробы для нескольких цистерн с авиаГСМ одной марки отбирают пробоотборниками из каждой четвертой цистерны, но не менее чем из двух цистерн. Точечные пробы авиаГСМ, предназначенного для экспорта, длительного хранения или Министерства обороны, отбирают из каждой цистерны. Объединенную пробу для цистерн, отправляемых в один пункт назначения, составляют смешением точечных проб пропорционально объему продукта в цистернах.

Читайте так же:  Адвокат по наркотикам. Сколько стоит адвокат удо

Отбор проб из ПМТ Для характеристики качества авиаГСМ, перекачиваемого по ПМТ точечные пробы отбираются через каждые 500 м 3, но не менее трех проб, отобранных через равные объемы перекачиваемого авиаГСМ или равные интервалы времени перекачки. Объединенную пробу составляют из равных объемов точечных проб. При отборе пробы из ПМТ необходимо обеспечить постоянную циркуляцию перекачиваемого авиаГСМ через пробозаборное устройство по обводной линии. Пробу отбирают с обводной линии без прекращения циркуляции. При отсутствии циркуляции допускается отбирать пробу после слива авиаГСМ в тару в объеме, равном трехкратному объему пробоотборной системы.

Для характеристики качества авиаГСМ одной партии в таре объединенную пробу составляют из равных объемов точечных проб, отобранных в соответствии с таблицей: Количество тары, n Количество точечных проб, m Количество тары, n Количество точечных проб, m От 1 до 3 включительно 4 до 64 65 до 125 126 до 216 217 до 343 344 до 512 513 до 729 730 до 1000 1001 до 1331 1332 до 1728 Все 4 5 6 7 8 9 10 11 12 От 1729 до 2197 включительно 2198 до 2744 2745 до 3375 3376 до 4096 4097 до 4913 4914 до 5832 5833 до 6859 6860 до 8000 свыше 8000 13 14 15 16 17 18 19 20 m * = * Число m округляют до целых чисел.

Отбор проб из тары Отбор проб следует производить в месте, защищенном от пыли и атмосферных осадков. Перед отбором пробы содержимое бочки необходимо перемешать перекатыванием в течение 5 мин. Содержимое бидона, банки, бутылки перемешивают тщательным встряхиванием в течение 5 мин. Поверхность вокруг пробок, крышек и дна перед открыванием очищают. Для отбора пробы пробоотборной трубкой следует опустить ее до дна тары, затем закрыть верхнее отверстие пальцем и извлечь трубку из тары. Открывая закрытый конец трубки, пробу сливают в сосуд для составления объединенной пробы, и тщательно перемешивают.

Отбор проб пластичных смазок Пробу пластичных смазок отбирают различными щупами. На месте погружения щупа предварительно удаляется верхний слой смазки толщиной 25 мм. Слой смазки толщиной 5 мм в верхней части щупа не включают в пробу. Объединенную пробу составляют смешением точечных проб без их расплавления. Отбор проб через сливное устройство При отборе проб авиаГСМ через сливное устройство (отстойники емкости ТЗ, МЗ, сифоны, нижние краны резервуаров, отстойники средств очистки и водоотделения и т.п.) предварительно производится слив отстоя при полностью открытом сливном кране до появления однородного продукта, но не менее 0,5 куб. дм.

Объемы проб Объемы проб, предназначенных для лабораторных анализов должны составлять для авиакеросинов и авиабензинов не менее 1,5 куб. дм (согласно ГОСТ 10227 – 2 куб. дм), а для остальных видов авиаГСМ — не менее 0,7 куб. дм. Для проверки уровня чистоты топлива объем отбираемой пробы должен составлять 0,5…0,8 куб. дм.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Пробу авиаГСМ пробоотборщик отбирает в присутствии наблюдающего (дублера). При отборе проб пробоотборщик должен стоять спиной к ветру в целях предотвращения вдыхания паров авиаГСМ. Отбор проб в колодцах, приямках и других углублениях пробоотборщик должен выполнять в шланговом самовсасывающем противогазе. В местах отбора проб должны быть установлены светильники во взрывозащищенном исполнении. При отборе проб в неосвещенных местах следует пользоваться переносными светильниками во взрывозащищенном исполнении. Переносные светильники включают и выключают за земляным валом или ограждением резервуарного парка.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Отбор проб проводят в специальной одежде и обуви, изготовленных из материалов, не накапливающих статическое электричество, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.124. Перед отбором проб тросик или проводник должен заземляться с элементами резервуара или транспортного средства. Запрещается отбирать пробы авиаГСМ на открытом воздухе во время грозы.

3. Порядок оформления проб

Перед упаковкой пробу авиаГСМ перемешивают. Пробу жидкого нефтепродукта разливают в чистые сухие стек­лянные бутылки, заполняя их не более чем на 90% вместимости. Бутылки с пробами герметично закупоривают пробками или винтовыми крышками. Рекомендации для упаковки арбитражных проб. Горловину закупоренной бутылки или банки (для хранения арбитражных проб и проб, подготавливаемых к транспортированию) обертывают полиэтиленовой пленкой или другим плотным материалом, обвязывают бечевкой, концы которой продевают в отверстие в этикетке. Концы бечевки пломбируют.

Допускается приклеивать этикетку к бутылке. На этикетке должны быть указаны: — номер пробы по журналу учета отбора проб или журналу регистрации проб; — наименование, марка продукта; — номер резервуара, от какого количества отобрана проба, номер партии тары, цистерн, наименование судна, номер танка, из которого отбиралась проба; — дата отбора пробы; — наименование ГОСТ (ТУ) на продукт; — фамилии и подписи лиц, отобравших и опечатавших пробу. Отбор проб оформляется актом (Приложение №10) и регистрируется в журнале.

Журнал регистрации отобранных проб Дата отбора пробы Номер пробы № Наименование продукта Откуда отобрана проба От какого количества продукта Объем пробы л Вид анализа Ф.И.О. подпись исполнителя 1 2 3 4 5 6 7 8

УТВЕРЖДЕНО Руководитель службы ГСМ ______________________ (авиапредприятие) _______________________ (подпись) «__» __________ 20__ г. АКТ на отбор пробы авиаГСМ «__» _________ 20__ г. Комиссия в составе ____________________________________________________ (должности и фамилии лиц, участвующих ___________________________________________________________________________ в отборе проб авиаГСМ) __________________________________________________________________________ на основании ______________________________________________________________ (распоряжения, РО, НТД) произвела отбор проб авиаГСМ: Пробы отобраны в посуду, подготовленную лабораторией ГСМ авиапредприятия _______________, и опечатаны печатью ______________________ Пробы отобраны для производства анализа в _____________________________ (наименование лаборатории ___________________________________________________________________________ авиапредприятия, ГосНИИГА, вид контроля, перечень показателей) Председатель комиссии ________________________ Члены комиссии ________________________ ________________________ Номер пробы Наименование авиаГСМ Откуда отобрана проба Откакого количества авиаГСМ Объем пробы Вид анализа

Пробы хранят до полного израсходования авиаГСМ. Пробы авиаГСМ хранят в помещении, отвечающем противопожарным требованиям, предъявляемым к кладовым легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пробы нефтепродуктов, предназначенные для перевозки, относятся к опасным грузам по ГОСТ 19433-88, к третьему классу «Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)». Специальные жидкости, кроме того, относятся к шестому классу опасных грузов «Ядовитые вещества (ЯВ)». Тара с пробами авиаГСМ (вместимость стеклянной тары не должна превышать 1 литра) упаковывается в прочные деревянные (пластмассовые, металлические) ящики с крышками и гнездами на всю высоту тары с заполнением свободного пространства негорючими мягкими прокладочными и впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылок и банок на 50 мм. При необходимости авиаГСМ могут быть перевезены в металлических или пластмассовых банках, бидонах и канистрах, которые дополнительно упаковываются в деревянные ящики или обрешетки. Масса брутто одного места с пробами не должна превышать 50 кг.

Всю ответственность за правильность внутренней упаковки и последствия, связанные с перевозкой проб вне соответствующей упаковки, несет отправитель. На упаковки с пробами наносятся знаки опасности. Ручной кладью разрешается перевозить только одно место с пробами авиаГСМ. Пассажир, перевозящий пробу ручной кладью, должен иметь командировочное предписание с указанием цели командировки и полного наименования перевозимых проб. Упаковки с пробами при перевозке их ручной кладью запрещается ставить на верхние полки, места для сидения пассажиров и иные места, где они могут создать неудобства пассажирам. Лицо, перевозящее пробы ручной кладью, несет ответственность за надежную ее укладку, за сохранность клади, безопасность пассажиров и за убытки, возникшие при перевозке по его вине.

4. Порядок отбора проб авиаГСМ в случаях авиационных происшествий и инцидентов с ВС

Пробы авиаГСМ, направляемые на анализ, должны характеризовать все этапы их прохождения в авиапредприятии. Место отбора проб авиаГСМ, а также головная организация — исполнитель исследований определяются комиссией, назначенной для расследования данного авиационного происшествия или инцидента. В случае, если комиссия по расследованию не назначалась, эти вопросы решаются руководителем авиапредприятия. В работе комиссии при определении мест отбора проб авиаГСМ и в самом отборе обязательно участие специалиста ТЗК (инженера). Отбор проб авиаГСМ из систем ВС производится специалистом ИАС в присутствии специалиста ТЗК, а из наземных систем авиатопливообеспечения – специалистом ТЗК.

Целью анализов проб и образцов, отобранных из систем ВС, является идентификация марки авиаГСМ, определение уровня чистоты и соотнесение качества авиаГСМ, находящихся в системах, с установленными для конкретных видов авиаГСМ нормативами и качеством заправляемых авиаГСМ для определения полноты выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию систем ВС. Целью анализа проб авиаГСМ, отобранных из средств заправки, является идентификация марки продукта, установление соответствия их качества требованиям НТД на продукт и полноты выполнения технологии подготовки авиаГСМ к выдаче на заправку ВС. Из топливной, гидравлической и масляной систем ВС пробы авиаГСМ и спец-жидкостей отбираются через сливные краны (клапаны) баков и агрегатов в соответствии с технической документацией по их обслуживанию. При установлении причин АП или инцидентов с ВС из наземных средств заправки, использовавшихся для заправки этих ВС, также рекомендуется отбирать пробы для оценки полноты и уровня подготовки продуктов к заправке ВС: — авиатоплива из ННЗ или РП средств заправки в установившемся потоке; — авиамасла из бойлера или раздаточного крана МЗ; — рабочих жидкостей для гидросистем из раздаточной линии заправочного агрегата; — ПВК жидкости из расходного бачка или резервуара хранения.

Отбор проб авиаГСМ, осадков и отложений Особенности отбора проб из систем ВС и, при необходимости, из средств заправки и хранения в связи с расследованием причин АП или инцидентов с ВС: — во всех случаях пробы авиаГСМ должны быть отобраны в тару, подготовленную лабораторией ГСМ авиапредприятия, о чем имеется запись в форме бланка акта отбора проб; — пробы отбираются после слива отстоя для удаления загрязнений (мехпримесей и воды) из места отбора проб; — объем отбираемых проб авиаГСМ должен соответствовать требованиям НД. При технической невозможности отбора проб в этих количествах в акте должны быть указаны причины, не позволившие их выполнить, фактические количества отобранных проб и особенность конкретной технологии отбора пробы; — если остаток авиаГСМ в агрегате составляет не более 0,5 л, то он сливается полностью, о чем делается отметка в акте отбора; — при съеме фильтроэлементов ВС авиаГСМ из блока фильтров сливаются полностью и используются для исследования природы накопившихся в них загрязнений; — для определения наличия и природы загрязнений в авиаГСМ, находящихся в системах ВС, отбирается точечная проба без предварительного слива отстоя в количестве 0,5 куб. дм;

— при составлении объединенной пробы для исследования качества авиаГСМ из баков систем ВС отбираются не точечные пробы, а производится слив авиаГСМ в количествах, установленных Руководством, в общую тару или, при ее отсутствии, в мелкую тару (отдельные бутылки), на этикетках которых делаются отметки 1, 2, 3 порции; — в экстремальных ситуациях до прибытия квалифицированного персонала на место происшествия при наличии течи из систем авиаГСМ должен быть обеспечен сбор вытекающих продуктов в тех количествах, в которых это возможно. При этом, по возможности, первой порцией авиаГСМ следует ополоснуть тару, в которую будет отбираться продукт. Отбор проб от собранного продукта и формирование набора проб производится в установленном порядке комиссией по расследованию; — фильтры из топливных, масляных и гидравлических систем, на которых обнаружены осадки и отложения, до проведения исследований не подвергаются проверке, промывке, а направляются на исследование. Для защиты от последующего дополнительного загрязнения, во избежание испарения легколетучих компонентов загрязнений фильтроэлементы упаковываются в герметичную тару (полиэтиленовые мешки), которая должна быть опечатана; — при отборе проб смазки следует избегать термического и механического воздействия во избежание изменения ее свойств;

— отбор проб осадков, отложений, смазки с поверхности деталей агрегатов должен производиться любым инструментом (желательно из пластмассы, твердых сортов древесины), который не нарушает целостность поверхности детали и не взаимодействует с компонентами отложений и авиаГСМ. Если есть возможность (т.е. деталь малогабаритная), то следует деталь с отложениями направить на исследование, защитив ее полиэтиленовой пленкой от попадания загрязнений из окружающей среды. Упаковка должна быть перевязана и опечатана. Оформление документации на пробы авиаГСМ Отбор проб оформляется «Актом отбора проб», который находится в делах комиссии по расследованию. В акте в свободной форме описывается технология отбора проб, в которой необходимо указать: объем отстоя, который сливался, перед отбором пробы из этого узла; точно указывается точка отбора пробы и состояние оборудования в ней; состояние окружающей среды: температура воздуха, влажность, наличие и вид осадков; кем подготавливалась тара; какие точечные пробы отбирались для составления объединенной пробы; производился отбор проб по ГОСТ 2517 или нет. Копия акта на отбор проб направляется в организацию, проводящую исследование.

Последний слайд презентации

На таре (бутылках) с пробами авиаГСМ наклеиваются этикетки с указанием : — наименования авиаГСМ, его вида (марки); — типа и номера ВС, номера двигателя или агрегата, из которого отобрана проба авиаГСМ; — даты отбора пробы, фамилии и подписи лиц, отбиравших пробы. Пробы авиаГСМ, а также фильтры и другие детали направляются на исследование с сопроводительным письмом и техническим актом комиссии по расследованию. В этих документах указываются цель и рекомендательный объем анализов (испытаний), подробная характеристика объекта, наработки агрегатов, последние регламентные работы и сроки их проведения. В сопроводительной технической документации при необходимости указываются также: аэропорты последних 5 — 7 заправок, марки топлива и масла, наработка авиаГСМ, марка и процентное содержание ПВК жидкости в авиакеросине, а также прикладываются копии документации на качество авиаГСМ, выдаваемых на заправку. Отмечаются особые условия отбора проб авиаГСМ: негерметичность баков, агрегатов, атмосферные условия (дождь, снег, пыль и т.д.), применение промежуточных емкостей (приспособлений) для отбора проб, их состояние и др.

admin