Характеристика на опекаемого ребенка. Характеристика для опеки из школы

  • Характер несовершеннолетнего, а именно наиболее яркие его проявления.
  • Общий внешний вид.
  • Составление характеристики – это ответственный процесс. Зачастую этот бланк воспринимается как формальность и к его написанию подходят шаблонно. Между тем стоит понимать, что от того, насколько полно и правдиво будет раскрыта личность несовершеннолетнего, зависит многое. Иногда именно педагог становится тем лицом, которое играет огромную роль в жизни школьника.

  • Социального педагога, работающего в школе.
  • Школьного психолога.
  • Только коллективная работа дает возможность всесторонне раскрыть личность и характер ученика для представителей органов опеки.

  • Как он относится к обучению.
  • Отличительные черты поведения и характера.
  • Отношения к опекунам и другим членам их семьи, а также то, как взрослые участвуют в его жизни.
  • Первоначально в характеристике надо дать наиболее подробную информацию о самом школьнике. Для этого необходимо поэтапно прописать следующее:

  • Дата рождения.
  • Место проживания на данный момент.
  • Данные опекунов, которые заботятся о несовершеннолетнем.
  • Трудоспособность – высокая или низкая. Как проявляется в течение учебного дня – сохраняется, увеличивается, уменьшается.
  • Умение видеть главное при изучении материалов – сразу же понимает, где основное ядро, а что является второстепенным либо не имеет таких навыков.
  • Как опекунская семья относится к подопечному.
  • Отзывы самого школьника об опекунах и приемных братьях, сестрах и иных родственниках. Дети часто делятся радостями и горестями как непосредственно с учителями, так и со сверстниками.
  • Общение с опекунами по телефону или при личном посещении семьи, в обязанности педагога может входить и необходимость посещения детей на дому. Обычно это делается один раз в год, но могут возникать и дополнительные ситуации, требующие такой меры.
  • Следует оценивать и внешний вид ребенка, что также может многое рассказать о семье. Например, грязный и запущенный вид явно говорит о том, что опекуны не уделяют достаточно внимания подопечному и не ухаживают за ним должным образом. Наличие же ссади и синяков и вовсе сигнализирует о жестоком обращении.

  • Ниже также по центру «ученика класса …».
  • Далее начиная с левого края листа, идет изложение информации сплошным текстом, с разделением на абзацы по тематическим блокам.

  • ФИО классного руководителя, его должность и подпись.
  • Дата составления.
  • Бумага пишется в единичном экземпляре, если не было указаний о необходимости изготовить несколько для предоставления в разные инстанции. Образец характеристики на ребенка в органы опеки прилагается к статье.

    Характеристики могу запрашиваться в школе ежегодно в рамках проведения отчетных мероприятий. Не запрещено по необходимости прибегать и к более частой оценке педагогов.

    Образцы и правила составления характеристики на опекаемого ученика

    Подопечные несовершеннолетние дети являются льготной категорией, которой уделяется особое внимание в течение периода детства и юношества до 18 лет. Курирует семьи, воспитывающие этих детей, орган опеки. Он постоянно на связи с опекунами и всеми ведомствами, где они реализуют себя либо состоят на учете: со школами, детскими садами, больницами, администрацией, комиссией по делам несовершеннолетних, полицией, другими организациями. Данным учреждением производится сбор информации, в первую очередь из школ, в виде характеристик на опекаемых детей.

    Оформление характеристики ребенка для органов опеки основывается на принципах указания исчерпывающей и полной информации о личности несовершеннолетнего, его успеваемости, дополнительной занятости, влияния социального окружения.

    Характеристика может состоять из нескольких блоков информации. При постановке вопроса о том, что в ней указать, необходимо руководствоваться одним правилом – понимать, какую значимость документ несет для контролирующего ведомства. Существует два вида ситуаций, когда данные органы просят предоставить сведения:

  • их настораживает и беспокоит обстановка в семье, процесс воспитания, обучения, имеются вопросы к законному представителю по содержанию и охране здоровья детей. В этом случае должностные лица школы могут иметь информацию об отношениях между членами семьи, конфликтах дома, что может сказываться на успеваемости и поведении в образовательном учреждении (обычно опека делает запрос самостоятельно);
  • Если специалисту предлагается написать характеристику опекаемого ребенка в первой ситуации, ему необходимо указывать те сведения, которые интересуют орган опеки. Это может быть описание его успеваемости, поведения, личностного развития, особенности отношений с законными представителями.

    Во второй ситуации составитель письма указывает следующую информацию:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения учащегося;
  • какие оценки у ребенка наблюдаются по четвертям или триместрам;
  • насколько качественно опекун исполняет свои обязанности, как взаимодействует с учителями, имеются ли к нему нарекания;
  • подпись составителя.
  • ВАЖНО! Характеристика ученика заверяется подписью директора, что говорит об утверждении документа вышестоящим руководством, его достоверности.

    Механизм оценки развития качеств личности

  • социальный педагог, осуществляющий взаимодействие с управлением по опеке и сбор информации о ребенке по запросу ведомства.
  • работоспособность (при высокой школьник может активно участвовать в занятиях на всех уроках, при средней наблюдается утомляемость, в случае слабой работоспособности он страдает от раздражительности, сонливости, вялости);
  • умение выделить главное в изученном материале;
  • насколько он самостоятельно мыслит;
  • насколько сознательно ребёнок подходит к мероприятиям по обучению.
  • Читайте так же:  Автострахование по акции, полис со скидкой. Как рассчитать скидку в осаго

    Образцы характеристик опекаемых учеников

    Характеристика для опеки и попечительства составляется на основе реальных данных об ученике, наблюдениях учителей и классных руководителей, она отражает ситуацию воспитания, обучения, занятости несовершеннолетнего. Информация, которую будет указывать составитель, зависит также от возраста ребёнка, его успехов в учебе, наличия заболеваний, препятствующих успеваемости, девиантного поведения.

    Характеристику на опекаемых учеников начальной школы пишут с учетом возрастных особенностей детей. В этот период у них формируются навыки письма, счета, чтения, других основ, которыми они будут пользоваться в будущем. В связи с этим в ней отражается:

  • насколько учащийся работоспособен;
  • легко ли ребенок воспринимает информацию, как справляется с выполнением домашнего задания;
  • состоит ли на учете в КДНиЗП, отделе участковых уполномоченных;
  • как исполняет свои обязанности опекун, каковы отношения в семье.
  • посещает ли дополнительные факультативы, участвует ли в школьных мероприятиях по собственному желанию;
  • имеет ли увлечения, какие секции и кружки посещает;
  • Преуспевающего ученика

  • перечислить заслуги – участие в мероприятиях за честь школы, района, города, области или края;
  • оценки по предметам;
  • Если ребенок имеет особые заслуги в школе, его законный представитель также может рассчитывать на благодарность от надзорного ведомства за добросовестное воспитание.

    Ситуация с отстающими учащимися сложнее, чем с преуспевающими, так как она сигнализирует о наличии проблем в семье, социуме, школе. Преподавателю следует детально проанализировать все обстоятельства, приводящие к таким последствиям, и отразить в документе:

  • имеется ли педагогическая запущенность или отставание в развитии;
  • какова его успеваемость с указанием оценок;
  • В этой ситуации основная цель – помочь ребенку в его сложном положении, защитить права и интересы.

    С трудными детьми организация учебного процесса является сложной в силу их индивидуальных особенностей – психотравм, неблагоприятных условий проживания, вредных привычек, привитых родителями до установления опеки. Они обычно проявляются в поведении: подросток начинает курить, употреблять алкоголь, уходить из дома, не контролирует эмоции. С учетом этих критериев в характеристике на ребенка в опеку указывается:

  • оценки и неаттестации, пропуски занятий;
  • какая работа проводилась специалистами школы с ребенком по урегулированию состояния;
  • как себя зарекомендовал ученик за весь период обучения;
  • личностные качества, сформированные за время учебы;
  • имелась ли дополнительная занятость (музыкальная школа, секции);
  • наклонности, выявленные в результате профессиональной ориентации;
  • На опекунов возлагается множество обязанностей по уходу за подопечным, его всестороннему развитию и отстаиванию его прав и интересов. Большинство из пунктов не имеет материального измерения, но контроль их выполнения обязателен. Органы опеки и попечительства для получения полной информации о том, как опекуны воспитывают детей, и имеется ли положительная динамика в их развитии, запрашивают характеристики от педагогов. Именно школа может дать беспристрастную оценку происходящего, что позволит опекунскому отделу сделать соответствующие выводы и принять решение о возможности дальнейшей опеки или изъятия ребенка из семьи.

    Классный руководитель ребенка постоянно наблюдает за ним, отмечает его способности и неудачи, отслеживает поведенческие реакции и степень общительности, замечает какой характер у каждого из учеников и учениц, что их радует и расстраивает. Хороший педагог всегда работает в связке с родителями, а когда речь идет об опекунских семьях, то оказывает постоянное содействие органам опеки и попечительства. Одна из сторон такого сотрудничества выражается предоставлением характеристик на детей.

    Назначение документа

  • Общие данные ребенка.
  • Есть ли какие-то проблемы со здоровьем.
  • Отношения с опекунами.
  • Усваиваемость учебной программы.
  • При написании не обойтись также без мнения:

  • Полные фамилия, имя, отчество.
  • Кроме общих сведений, здесь же можно указать медицинские диагнозы, если таковые существуют. Речь идет, безусловно, не об общих заболеваниях, а о тех, что непосредственно влияют на обучение. Если несовершеннолетний учится в специализированном классе, необходимо это уточнить и разъяснить, какие предпосылки были для его оформления сюда.

    Далее потребуется указать:

    Читайте так же:  Как развестись, если муж сидит в тюрьме. Загс мещанский развод
  • Номер класса, где обучается школьник.
  • Если ребенок менял образовательное учреждение, то следует обязательно уточнить, по какой причине это произошло. Нелишним будет указать дату смены школы и номер предыдущего учебного заведения.

    Так как главной функцией школы является все-таки образование детей, то и начать характеризовать несовершеннолетнего стоит с этого пункта. Отношение к учебе описывается по следующим критериям:

  • Общее отношение к процессу – с удовольствием ходит на занятия, проявляет негативные реакции при посещении школы.
  • Скорость выполнения заданий – самостоятельно быстро и четко выполняет их или требует много времени на то, чтобы подготовить ответ.
  • При оформлении характеристики следует уделить внимание не столько форме, сколько содержанию. Но некоторые нюансы и рекомендации все же следует учесть. Информация излагается стандартно на листе А4. Она включает в себя несколько блоков:

  • Название документа – пишется по центру листа. Сначала проставляется слово «Характеристика».
  • В конце документа подписывается:

  • ФИО директора, его должность и подпись.
  • Представление в орган опеки

    Что должно быть указано в характеристике

  • происходит сбор контрольных сведений из школ 2 раза в год после прохождения полугодия с целью выявить факты неблагополучия, провести сверку по контролю успеваемости, затем, отдельно поработать с семьями, где дети не аттестованы по предметам, чтобы улучшить их положение (эти данные направляются без запроса каждые полгода в автоматическом режиме).
  • фамилия, имя, отчество опекуна или попечителя;
  • отношение к учебе;
  • дополнительная занятость в свободное время в школе или за ее пределами (кружки, секции);
  • взаимоотношения ребенка в семье (если эти данные есть);
  • В каждом образовательном учреждении совместную работу по развитию, воспитанию подопечного ведут несколько специалистов:

  • классный руководитель, который тесно общается с ребенком, постоянно находится на связи с опекуном или попечителем;
  • психолог, диагностирующий внутреннее состояние личности несовершеннолетнего;
  • Именно психолог отвечает за развитие качеств личности подопечного. В характеристике ребенка для органов опеки он может дать описание уровня его развития, который измеряется следующими показателями:

  • умение работать на занятиях в необходимом темпе;
  • проявление самоконтроля в учебном процессе;
  • По этим критериям психолог оценивает уровень развития несовершеннолетнего, что может пригодиться при определении образовательного маршрута совместно с органом опеки, если ребенок по объективным причинам не успевает согласно программам.

  • с желанием ли он выполняет задания учителя;
  • имеются ли отклонения в поведении, нуждающиеся в коррекции;
  • описывается уровень самостоятельности;
  • взаимоотношения ребёнка в коллективе, имеет ли он друзей;
  • в каком состоянии его одежда, обувь, канцелярские принадлежности;
  • В характеристике ученика или ученицы начальной школы после описания ситуации требуется подпись автора и директора с печатью школы.

    Средней и старшей школы

    Для опеки информация из школы является практически основным документом, свидетельствующим об уровне образования подопечного в любом возрасте – начальном, среднем и старшем звене. В двух последних случаях дети могут терять мотивацию к обучению, оно для них становится на второй план, а на первом остается освоение определенных ролей в коллективе, отношения со сверстниками. С учетом этих особенностей в документе следует отразить:

  • насколько к данному возрасту развиты полученные навыки и знания;
  • имеются ли пропуски занятий и неудовлетворительные оценки, стремится ли ребенок их исправить;
  • отношения с преподавателями;
  • позиция в коллективе;
  • отношения с законным представителем и социальным окружением.
  • ВАЖНО! При наличии у подопечного каких-либо проблем тревожный сигнал сразу же должен поступать в контролирующее ведомство, так как его специалисты уполномочены оказывать семье содействие в решении проблем.

    Ребенок, находящийся под опекой, преуспевающий в обучении, должен быть поощрен за свои труды, ответственность и дисциплинированность. Таких детей специалисты по опеке выделяют и при наличии возможности содействуют в реализации их дальнейших планов. В интересах государства, чтобы у ребенка с тяжелой судьбой имелась надежда на достойное будущее. При таких обстоятельствах, в документе следует указать:

  • какой потенциал у несовершеннолетнего;
  • проинформировать об отношениях с одноклассниками;
  • имеются ли особенности личностного развития;
  • как организована дополнительная занятость;
  • уровень взаимоотношений с опекуном и членами семьи.
  • Отстающего в обучении

  • что сыграло негативную роль в жизни ребенка (смерть родителей, их плохое отношение к нему, насколько хорошо ему с опекуном, где он ранее воспитывался);
  • отношения со сверстниками;
  • определение причин неуспеваемости (отсутствие мотивации, не усваивание материала, сложности в восприятии, понимании, мышлении);
  • уровень благополучия семьи;
  • рекомендации для выполнения (требуется ли работать над дальнейшим образовательным маршрутом, обращение к психиатру, неврологу, другим специалистам).
  • имеется ли снижение мотивации к образованию;
  • позиции и жизненные убеждения;
  • выполняет ли домашнее задание, если нет, то по какой причине;
  • насколько критична ситуация, требуется ли дополнительная помощь ведомств;
  • семейные проблемы, комфортно ли подопечному в этой семье, обстановка и микроклимат.
  • Читайте так же:  Как не платить алименты. Как подать на алименты на родителей мужа

    Учреждение по опеке при наличии таких обстоятельств включаются в работу с подростком, старается вместе с педагогами улучшить ситуацию.

    Описание ситуации с образовательным процессом для выпускника необходимо не только для опекунского совета, но и для его поступления в профессиональные учреждения. В этом случае классный руководитель описывает:

    • динамику его успеваемости от начальной школы до выпускного класса;
    • отношения со сверстниками в классе, какую позицию занимает среди одноклассников;
    • цели и задачи, которые ставит для себя в будущем ученик;
    • отношения с попечителем.
    • При поступлении в ВУЗ и СУЗ отдел по за защите прав детей, которые остались без родителей, может составить рекомендательное письмо, где будут описаны лучшие стороны кандидата на получение профессии.

      Характеристика на опекаемого ребенка

      Школьная характеристика

      Школа воспринимается многими исключительно как учебное заведение, но на самом деле она несет не только образовательную функцию. Посещение школы – это важный этап социализации личности подрастающих детей. Именно здесь они приобретают друзей, наставников, на которых хотят ориентироваться; получают положительный и негативный опыт, который впоследствии формирует их взгляды на жизнь. В школе ребенок проводит огромное количество часов, на протяжении которых он находится под постоянным присмотром педагогов и людей смежных профессий, которые трудятся в учебном заведении. Зачастую там дети ведут себя по-иному, нежели дома в привычной атмосфере, рядом с семьей. И именно там могут быть выявлены проблемы несовершеннолетнего, которые не замечены родителями или замалчиваются ими.

      Характеристика – это документ, который дает всестороннюю оценку запрашиваемого лица. Характеристика на школьника позволяет взглянуть на ребенка глазами учителей и оценить общий уровень его психологического, физического и умственного развития. Он должен раскрывать следующие вопросы:

    • Имеются ли у школьника проблемы с общением или замечены определенные отклонения.
    • В характеристике важно не только раскрыть, как ребенок ведет себя сейчас, но и определить, есть ли динамика по сравнению с предыдущим периодом. Учитель должен дать оценку имеющимся улучшениям в поведении или общении или, наоборот, заострить внимание на ухудшении определенных показателей.

      Охарактеризовать ребенка может только тот педагог, который по долгу службы является его классным руководителем. Именно он обязан уделять наиболее пристальное внимание не только успеваемости ребенка, но и его самочувствию, изменению в поведении, чертам характера. Первые классы учитель ведет все предметы у детей и находится с ними постоянно вместе, поэтому имеет более полное представление о них. Впоследствии количество педагогов увеличивается, поэтому при составлении характеристики классный руководитель может и должен обращаться к иным учителям для получения более полной информации.

      Школьная характеристика не является строго регламентируемым документом. Она может состоять из пары коротких предложений или растянутся на несколько страниц. В ней могут освещаться лишь общие моменты или быть раскрыта каждая сторона личности несовершеннолетнего. На самом деле все зависит лишь от того, насколько добросовестно учитель подошел к вопросу. Но есть и некоторые уже наработанные рекомендации, которых стоит придерживаться при ее написании. Характеристику можно составить по следующему плану:

    • Информация о ребенке.
    • Принимает ли ребенок участие во внеклассных мероприятиях, насколько охотно берет на себя ответственность за исполнение различных поручений.
      1. Наличие самостоятельного мышления – умеет анализировать полученные знания, решает вопросы по ранее изученным аналогичным примерам, просит помощи у одноклассников или учителей.
      2. Самоконтроль – умеет ли сам себя ограничивать и заставлять делать не слишком приятную работу при необходимости или требует постоянных напоминаний и жесткого контроля взрослого.
      3. Восприятие новых материалов – успевает за существующей программой изучения или требует дополнительных занятий.
      4. Взаимоотношения в семье

        Отдельное внимание заслуживает отношение, сложившееся в семье. Здесь стоит описать две стороны:

      5. Как несовершеннолетний относится к опекунам и иным членам их семьи.
      6. Педагоги делают соответствующие выводы по многим критериям:

      7. Появление опекунов в школе, на собраниях, внешкольных мероприятиях или по иным причинам. Важно, кто приходит из взрослых, как себя ведет, как относится к опекаемому.
      8. На следующей строчке «средней школы № …».
      9. И в завершении фамилия и имя ученика.
    • Печать учебного заведения.
    • Готовый документ передается в органы опеки и попечительства. Он не рассматривается как отдельный вид отчетности о воспитательной работе, проведенной над подопечным. Чаще всего характеристика – это лишь одно из звеньев для вынесения решения о надлежащем исполнении обязанностей опекунами.

    admin