Экспертиза заключенных договоров аудируемого лица. Экспертиза договора контрагентов

Экспертиза заключенных договоров аудируемого лица

Экспертиза хозяйственных договоров является системным элементом аудиторской проверки, поскольку позволяет установить соответствие хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства, оценить процесс формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности и в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Экспертиза заключенных договоров проводится на этапах как предварительного знакомства с аудируемым лицом (клиентом), так и сбора аудиторских доказательств в отношении каждой статьи (показателя) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При аудиторской экспертизе хозяйственных договоров целесообразно привлечь к процессу проверки эксперта, обладающего высокой квалификацией в области гражданского, предпринимательского права и смежных правовых отраслей.

Проведению собственно аудиторской экспертизы договоров предшествует подготовительная работа, которая включает следующие этапы:

  • 1) анализ количественного и качественного состава поставщиков, покупателей и других контрагентов (являются они местными, иногородними, российскими, иностранными, а также другие параметры, характеризующие их субъектный состав), т.е. анализ параметров, оказывающих существенное влияние на характер сотрудничества с аудируемым лицом;
  • 2) общую оценку договоров, их классификацию. Па данном этапе определяются виды договоров (купли-продажи, аренды, комиссии, подряда, возмездного оказания услуг и др.), используемых аудируемым лицом в хозяйственной деятельности;
  • 3) группировку хозяйственных договоров для целей выборочно-сплошного наблюдения аудиторских процедур по существу на основе своего профессионального суждения и понимания особенностей бизнеса аудируемого лица;
  • А) анализ договорной работы (на этапе заключения и исполнения договоров). На этом этане проводится устный опрос (тестирование) руководства клиента для выяснения условий подготовительной работы перед заключением договора. В частности, уточняется, имеется ли юридическое досье на контрагентов, в каком объеме оно ведется, каков характер сотрудничества с контрагентами, проводится ли их текущий правовой мониторинг и т.д. Данный этап может быть совмещен с проведением собственно юридической экспертизы договоров с учетом особенностей документооборота и организации работы договорного отдела аудируемого лица.
  • Если аудируемое лицо относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», необходимо также провести проверку следующих обстоятельств:

  • • имеются ли у аудируемого лица Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • • соответствуют ли данные правила установленным законодательством требованиям:
    • — обеспечение конфиденциальности информации;
    • — квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;
    • — порядок приостановления операций с денежными средствами в соответствии с указанным федеральным законом;
    • — порядок фиксирования операций, подлежащих обязательному контролю;
    • — порядок выявления сделок, имеющих признаки сделок, осуществляемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
    • — порядок разработки и реализации программ идентификации и изучения участников операций, осуществляемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
    • — порядок выявления операций, подлежащих обязательному контролю и иных операций, связанных с легализаций доходов, полученных преступным путем;
    • — порядок документального оформления операций;
    • • назначен ли аудируемым лицом работник, ответственный за соблюдение Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    • • обладает ли назначенный работник соответствующими квалификационными требованиями, установленными правилами:
      • — образование;
      • — опыт работы;
      • — отсутствие судимости за преступления в сфере экономики;
      • • применяется ли аудируемым лицом анкетирование для идентификации и изучения клиентов;
      • • осуществляется ли аудируемым лицом обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов;
      • • соответствует ли фактический документооборот об операциях, подлежащих обязательному контролю, документообороту, зафиксированному в правилах;
      • • проводятся ли систематические проверки внутреннего контроля, составляются ли отчеты по результатам проведения проверок;
      • • своевременно и в полном ли объеме передаются сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу;
      • • проводилось ли обучение работников аудируемого лица Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
      • В дальнейшем, при проведении собственно правовой экспертизы, любой договор, охватываемый аудиторской выборкой, должен быть проанализирован с точки зрения соблюдения его формы, установления сторон и их полномочий, определения существенных и иных условий договора. Таким образом, в процессе экспертизы договоров аудируемого лица следует:

        • • установить стороны договора и определить, порождает ли данный договор права и обязанности для аудируемого лица;
        • • проверить договор на соответствие установленной форме;
        • • проанализировать существенные и иные условия договора;
        • • сформулировать профессиональное суждение о том, является ли анализируемый договор заключенным и действительным;
        • • выяснить существо обязательства, порождаемого договором, его деловую цель;
        • • оценить порядок исполнения такого обязательства;
        • • проверить договор на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений; легализации (отмывания) денежных средств, иного имущества, полученного преступным путем, а также финансирования терроризма;
        • • проследить отражение обязательства в бухгалтерском и налоговом учете.
        • План и программа аудиторской экспертизы договоров аудируемого

          лица должны учитывать названные направления проверки. Образцы таких плана и программы приведены в табл. 1.3 и 1.4.

          В ходе аудиторской экспертизы договоров необходимо учитывать еле- дующие особенности.

        • 1. При установлении сторон договора аудитор должен выяснить, в частности:
          • а) их гражданско-правовой статус; организация, гражданин, индивидуальный предприниматель;
          • б) право- и дееспособность: организация с полной либо с ограниченной правоспособностью; гражданин полностью либо частично дееспособный, недееспособный;
          • в) наличие иностранного элемента (иностранная организация либо ее филиал; иностранный гражданин; лицо без гражданства);
          • г) налоговый статус: резидент либо нерезидент; взаимозависимое либо невзаимозависимое лицо; применяемый налоговый режим (общий либо специальный), участник консолидированной группы налогоплательщиков;
          • д) с точки зрения порядка заключения договора: общий либо специальный статус (договор заключается с использованием контрактной системы; только путем заключения договора присоединения и др.);
          • е) с точки зрения антимонопольного законодательства: общий статус; субъект естественной монополии; лицо, занимающее доминирующее положение;
          • ж) по требованиям к наличию специальных разрешений к осуществлению вида деятельности: общий режим; требуется наличие лицензии, членства в саморегулируемой организации, иного специального разрешения.
          • Общий план экспертизы договоров

            Семенов М. И., Егоров С. С.

            Проверяемая организация Аудируемый период Трудоемкость, чел/ч Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы

            Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности

            Планируемые виды работ

            Анализ количественного и качественного состава поставщиков, покупателей и других контрагентов

            Анализ соблюдения при договорной работе положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

            Аудиторская экспертиза договоров

            ГГроверяемая организация Аудируемый период Трудоемкость, чел/ч Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности

            Макаров С. А., Семенов М. И., Егоров С. С. 4%

            Перечень аудиторских процедур

            Общие процедуры при экспертизе договоров

            Устав, бизнес- план, снабженческая, сбытовая и маркетинговая политики, заключенные договоры, переписка с контрагентами, протоколы переговоров, приказы, положения

            Общая оценка договоров, их классификация

            Группировка хозяйственных договоров

            Анализ договорной работы

            Анализ заключенных договоров по форме

            Заключенные договоры, дополнительные соглашения и приложения к ним, конкурсная и исполнительная документация, устав, положения об органах управления, приказы руководства, доверенности, лицензии, иная

            Установление сторон и выгодоприобретателей договоров

            Проверка правового статуса сторон договоров

            Проверка характера прав и обязанностей, порождаемых договорами для аудируемого лица

            Проверка договоров на соответствие установленной форме

            Проверка действительности приложений, дополнительных соглашений к договорам

            Рабочие документы аудитора

            Анализ существенных условий договоров аудируемого лица

            Проверка договоров на предмет заключенности и действительности

            Проверка договоров по существу

            Макаров С. А., Семенов М. И., Егоров С. С.

            Заключенные договоры, дополнительные соглашения и приложения к ним, исполнительная документация (акты, накладные и т.п.), переписка с контрагентами, материалы претензионной работы, в том числе судебные решения

            Анализ существа обязательств аудируемого лица

            Установление деловой цели заключенных договоров

            Проверка порядка исполнения договоров

            Проверка договоров на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений

            Проверка договоров на предмет наличия признаков легализации (отмывания) денежных средств, иного имущества, полученного преступным путем, и (или) финансирования терроризма

            Проверка отражения договоров в бухгалтерском и налоговом учете

            Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерские и налоговые регистры, договоры (а также приложения, дополнительные соглашения) и исполнительная документация к ним

            Сопоставление данных договоров с данными бухгалтерского учета

            Проверка отражения заключенных договоров в налоговом учете

            Данная классификация не является исчерпывающей, и аудитору с учетом специфики деятельности надлежит исчерпывающим образом установить особенности статуса участников анализируемых договоров.

            Следует также учитывать, что по общему правилу договор порождает права и обязанности лишь для его сторон. Вместе с тем ст. 430 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора в пользу третьего лица, т.е.

            такого договора, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. В частности, к таковым относится договор поставки с условием отгрузки не покупателю, а третьему лицу (получателю) по указанию покупателя; договор банковского вклада с условием о выплате процентов третьему лицу и т.п.

            Таким образом, договор может порождать права и обязанности для аудируемого лица не только в случае, когда оно является стороной такого договора, но также и в случае, если аудируемое лицо указано в таком договоре в качестве выгодоприобретателя.

          • 2. Проверка договоров на предмет соблюдения их формы включает следующие процедуры:
            • а) выяснение полномочий представителей сторон на заключение договора. Аудитору необходимо:
              • — проверить в необходимых случаях факт одобрения договоров как крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью;
              • — убедиться в наличии протокола (решения) об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа, договора с управляющей компанией, приказа о предоставлении права подписи, доверенности на право совершения соответствующих сделок;
              • — проанализировать протокол (решение, договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, доверенность, приказ) на предмет действительности;
              • — установить перечень и срок полномочий подписанта договора, определенные уставом, положением о единоличном исполнительном органе, протоколом (решением) о его избрании (назначении), договором с управляющей организацией, доверенностью;
              • б) проверку соблюдения порядка (процедуры) заключения договора в случаях, когда договор:
                • — заключается по результатам конкурса. Проверка должна проводиться на предмет соответствия порядка заключения договора Федеральным законам «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным нормативным документам, принятым на основании и во исполнение названных законодательных актов;
                • — относится к категории публичных договоров (ст. 426 ГК РФ) и (или) договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ).
                • Аудитору необходимо запросить конкурсную документацию, иные документы, относящиеся к процессу согласования условий и заключения договора, оценить их на предмет соответствия применимым нормативным документам;

                • в) анализ собственно формы договора (устная либо письменная), установление соответствия формы конкретного договора требованиям законодательства. При этом следует помнить, что по общему правилу придание договору письменной формы возможно различными способами:
                  • — путем составления единого документа, подписанного сторонами;
                  • — обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору;
                  • — совершения лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ.

                  Вместе с тем данное правило знает ряд исключений, поскольку в случаях, предусмотренных законодательством, договор может быть заключен только в строго определенной форме. В частности, согласно п. 1 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного правила влечет ничтожность такого договора;

                • г) проверку соблюдения требований к нотариальному удостоверению договора и (или) его государственной регистрации, если они установлены законодательством. Несоблюдение названных требований по общему правилу также повлечет недействительность договора;
                • д) проверку соблюдения в хозяйственных договорах иных значимых формальных признаков. В частности, необходимо установить:
                  • — наличие предусмотренных законодательством либо соглашением сторон подписей (собственноручных или электронных) представителей сторон, утвердительных надписей, датирования, парафирования, печати;
                  • — правильное указание реквизитов сторон;
                  • — соответствие формы дополнительных соглашений, приложений, спецификаций форме договора, к которому они относятся.
                  • 3. Анализируя условия договора, аудитору необходимо учитывать, что такие условия подразделяются:
                    • а) на существенные (обязательные), в отсутствие которых договор не может считаться заключенным. К таким условиям, безусловно, относятся (и. 1 ст. 432 ГК РФ): предмет договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых но заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
                    • б) несущественные, которые не являются обязательными для включения в договор. Их отсутствие не служит основанием для признания договора незаключенным. В частности, это условия о доставке и разгрузке в договоре поставки, о порядке компенсации улучшений арендованного имущества и др.
                    • 4. При формулировании мнения о том, является ли договор заключенным и действительным, аудитору необходимо исходить из того обстоятельства, что незаключенным договором считаются действия аудируемого лица, направленные на заключение гражданско-правового договора, но лишенные одного или нескольких условий, необходимых для признания договора заключенным. При этом существует зависимость от оснований, по которым договор признается незаключенным, наличия или отсутствия у него правовых последствий.
                    • К основаниям, при наличии которых незаключенный договор не влечет никаких правовых последствий, в частности, относятся:

                    • — правомерное неакцептование оферты в случаях, когда заключение договора не было обязательным, например переговоры, в которых стороны ввиду принципиальных разногласий не пришли к соглашению по существенным условиям договора;
                    • — отсутствие передачи но реальному договору, т.е. такому договору, для заключения которого в соответствии с законом необходима помимо достижения соглашения по всем существенным условиям также передача имущества (например договор займа, перевозки груза, хранения и др.);
                    • — отсутствие в договоре существенного условия, если по такому договору не производилась передача товаров, выполнение работ, оказание услуг.
                    • Основаниями, при которых незаключенный договор порождает правовые последствия, являются:

                    • — неакцептование оферты лицом, обязанным заключить договор в силу указания закона. В этом случае последствием может быть понуждение к заключению договора;
                    • — уклонение от государственной регистрации сделки. Последствием является понуждение к государственной регистрации договора;
                    • — передача (предоставление) имущества, работ, услуг, имущественных прав по незаключенному договору. В этом случае договор может быть не признан незаключенным, если у сторон отсутствуют разногласия по его существенным условиям, и исполняется в обычном порядке. В противном случае у сторон возникает обязанность возвратить все переданное по договору как неосновательное обогащение. Если такая возможность отсутствует, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, когда возврат их в натуре невозможен, у стороны, получившей такие работы (услуги), возникает обязанность оплатить их.
                    • Недействительные сделки схожи с незаключенными договорами, но не тождественны этой правовой конструкции, поскольку недействительной можно считать лишь фактически состоявшуюся сделку (заключенный договор), которая была совершена с существенным нарушением закона. Отношения в связи с недействительными сделками регулируются ст. 166— 181 ГК РФ.

                      Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

                      При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

                      Частными случаями недействительной сделки являются мнимая и притворная сделки. В отношении таковых действуют правила п. 1 ст. 9 и п. 2 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета, что необходимо учитывать при проведении аудиторской проверки.

                      5. При установлении существа обязательства, порождаемого договором, его деловой цели аудитору необходимо проанализировать предмет договора, иные его условия. Договор должен толковаться в порядке, установленном гражданским законодательством, в договоре не должно быть двусмысленности, нечеткости. Не достигнув понимания сути хозяйственных договоров, аудитор не может оценить правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности.

                      Анализируя деловую цель заключенного договора, аудитор должен исходить из того, что целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, а некоммерческой — достижение целей, установленных ее уставом. Для оценки деловой цели сделки может потребоваться ретроспективный и перспективный анализ уже завершенных и планируемых сделок с контрагентом, анализ сделок с взаимозависимыми лицами контрагента.

                      6. Оценка порядка исполнения договора включает изучение порядка выполнения поставок, работ, оказания услуг; способов, сумм и сроков взаимных расчетов (наличные, безналичные, платежными поручениями, аккредитивами, векселями и др.); сроков исполнения обязательств; необычных способов прекращения исполнения (новация, отступное, зачет); анализ изменений условий договоров, перемены лиц в обязательствах (уступки права требования, перевода долга); отказа от исполнения.

                      Аудитор не только выполняет процедуры, направленные на подтверждение соответствия операций действующему законодательству, но и рассматривает характер договорных отношений расчетов с контрагентами с позиции экономических интересов аудируемого лица. Анализируются также с позиций деловой цели и имущественных интересов клиента иные условия договоров, особенно касающиеся гарантий качества, способов обеспечения исполнения обязательств (в том числе санкций за нарушение условий договора), оснований и порядка одностороннего расторжения договора, порядка рассмотрения претензий и споров и др.

                      Выясняется порядок организации претензионной работы в случае нарушения условий договоров путем опроса и инспектирования записей по счету 76, субсчет «Расчеты по претензиям», регистрации претензионных дел, их продвижения в судах, арбитражных и третейских судах, а также проведения полного анализа случаев отказов в удовлетворении предъявленных исков.

                      7. Оценивая договор на предмет наличия признаков коррупционных правонарушений, легализации (отмывания) денежных средств, иного имущества, полученного преступным путем, финансирования терроризма, аудитору необходимо обращать внимание на любые признаки, характеризующие сделку как сложную, необычную с учетом характера деятельности аудируемого лица, а также на признаки вуалирования (сокрытия) действительного характера хозяйственной операции.

                      Аудитору следует обратить особое внимание на следующие факты:

                    • • оплату услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнение, или выдачу займов внешним консультантам, связанным сторонам, их работникам или государственным служащим на льготных условиях;
                    • • выплату посреднику вознаграждения, размер которого превышает обычную для данного аудируемого лица плату либо обычную для данного вида услуг в отрасли, в которой аудируемое лицо ведет деятельность;
                    • • закупки по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
                    • • сомнительные платежи наличными;
                    • • сомнительные операции с организациями, зарегистрированными в офшорных зонах;
                    • • платежи за товары или услуги, осуществляемые не в то государство, из которого поставлялись соответствующие товары и услуги;
                    • • платежи в иностранной валюте без надлежащего оформления документации;
                    • • организацию информационной системы, которая не обеспечивает адекватных документальных свидетельств для аудита;
                    • • операции, не разрешенные руководством аудируемого лица или не учитываемые надлежащим образом;
                    • • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
                    • • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
                    • • неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
                    • • отсутствие в поступившем расчетном или ином документе или почтовом сообщении информации, указанной в и. 7 ст. 7.2 данного федерального закона;
                    • • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделка осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
                    • 8. По результатам аудита хозяйственных договоров должна быть выяснена степень соответствия условий договоров с контрагентами содержанию записей в бухгалтерском и налоговом учете. Результаты целесообразно оформить в специальных рабочих документах аудитора, которые информативно должны помочь аудитору выполнять процедуры тестирования учетных записей не только на счетах расчетов.
                    • Юридическая экспертиза проекта: как правильно проводится

                      Из этой статьи вы узнаете:

                    • Что такое юридическая экспертиза проекта
                    • В каких случаях может потребоваться юридическая экспертиза проекта
                    • Какие документы требует юридическая экспертиза проекта
                    • Какие вопросы экспертам предполагает юридическая экспертиза проекта
                    • Как проводится юридическая экспертиза проекта
                    • Перед подписанием контракта или заключением сделки необходима юридическая экспертиза содержания договора, которая застрахует вас от неприятностей в дальнейшем. В статье речь пойдет о том, что означает юридическая экспертиза проекта и кто может ее провести.

                      Что такое юридическая экспертиза проекта

                      Понятия правовой и юридической экспертизы идентичны. Это разные названия одного и того же процесса. Какова цель ее использования? Экспертиза необходима для проверки поданных на рассмотрение документов на предмет соответствия нормативно-правовым актам, действующим в определенной сфере. Эту процедуру выполняют в редких случаях, если нужно установить законность документов. Ее проводят для исследования договоров, приказов и уставов организаций.

                      Для подобного изучения, как правило, привлекают квалифицированного юриста, который специализируется на правовой базе отдельно взятой сферы. По итогам экспертизы он предлагает список документации, необходимой для подготовки юридически грамотного договора или контракта, помогает откорректировать их содержание. К этой категории документов относятся различные доверенности, акты и списки.

                      В каких случаях может потребоваться юридическая экспертиза проекта

                      Приведем несколько примеров для понимания того, как именно и для чего проводятся экспертные действия.

                      При этом нужно отметить следующее:

                    • Спорные ситуации в судебном процессе по какому-то документу. Обычно инициатива назначения экспертных работ исходит от судьи.
                    • Оформляется сделка на покупку недвижимости, но ее стороны не совсем уверены в ожидаемой финансовой выгоде. Чтобы снизить риски, нужно заказать экспертную проверку у профессионалов.
                    • Правовая экспертиза проекта договора (допустим, брачного). Чтобы соблюсти интересы двух сторон, документ детально изучается на соответствие положениям Семейного кодекса РФ.
                    • Правовая экспертиза проекта приказа.
                    • При составлении договора ренты, дарения имущества или завещания проверяется соответствие документации действующим законам.
                    • Заключение кредитных договоров (при займе крупной суммы денег, при оформлении ипотечного договора, при кредитах на предпринимательство). В этих случаях проверяется не только экономическая часть договора (законность выполнения его условий и правильность начисления процентов), но также сохранение прав заемщика в особых (форс-мажорных) случаях — при потребности в досрочном погашении, при банкротстве заемщика или кредитора и т.п.
                    • Присоединение к договору дополнительных документов, которые регулируют некоторые взаимоотношения сторон либо уточняют их права и функции в особых случаях. Это могут быть различные приложения, акты и др.
                    • Определение соответствия действий организации строгим ограничениям, принятым учредительными документами.
                    • Правовая экспертиза проекта муниципального правового акта.
                    • Юридическая экспертиза проекта федерального закона — пример совсем не последний в данной цепочке.
                    • Далее рассмотрим примеры стандартных противоречий, постоянно выявляемых экспертами в нормативных документах.

                      Вполне очевидно, что всю нормативную документацию подвергают проверке на соответствие Конституции, ФЗ или ФКЗ.

                      Характерными противоречиями, которые обнаруживают эксперты, являются:

                    • ущемление свобод и прав граждан, обеспеченных Конституцией РФ (допустим, тайна переписки или телефонных разговоров, которую часто игнорируют многие законодатели);
                    • несоблюдение принципа разделения власти и статей 71, 72 Основного закона, где устанавливается размежевание полномочий между федерацией и ее субъектами;
                    • запрещение законодательно разрешенных действий гражданам РФ и др.
                    • Зачем все это нужно? Поясним. К примеру, компаниям и частным предпринимателям нужно позаботиться о том, чтобы ФНС не посчитала их сделки подставными (мнимыми) или фальшивыми (притворными).

                      Мнимой считается сделка, которая совершается только для вида и без дальнейшего создания определенных правовых последствий. Она является ничтожной, и судьи могут признать ее таковой либо отказать предприятию в налоговых льготах, формально следующих из договора (к примеру, скидка на «входной» НДС, снижение налогооблагаемой прибыли). Притворная (фальшивая) сделка проводится для прикрытия какого-то другого действия. В то же время к сделке, которая реально имелась в виду сторонами, применяются соответствующие ей правила.

                      Если сделка признана притворной, могут наступить нежелательные налоговые последствия, прежде всего, направленные на ее переквалификацию по требованию ФНС.

                      Нужно учитывать, что при раскрытии договорных отношений такого рода судебный орган проводит тщательный анализ фактических условий сделки, а не поверхностную проверку ее юридической чистоты.

                      Каждая сделка должна преследовать выполнение конкретных бизнес целей. По действующему гражданскому праву извлечение прибыли является основным признаком работы коммерческой структуры.

                      Следовательно, по логике законодателя присутствие в договорах явной коммерческой и бизнес цели подтверждает отсутствие неправомерной налоговой выгоды организации. Если представители ФНС намерены привлечь налогоплательщика к суду, мотивируя неимением деловой цели, придется доказывать и факт проведения финансово-экономической деятельности.

                      Иначе говоря, если заключенный договор не предполагает ведения предпринимательской активности, то предприятию могут отказать в отнесении издержек на расходы. Существует четыре показателя неоправданной налоговой выгоды, наличие которых подвергает сомнению подлинность совершения сделки:

                    • Налогоплательщик фактически не имел возможности провести определенные операции с учетом места расположения имущества, времени сделки или размера его материальных возможностей;
                    • Предприятие не имеет условий для реализации целей своей экономической деятельности из-за отсутствия нужного технического персонала или управленцев, оборудования, здания, складских помещений либо транспорта;
                    • Для уплаты налогов организация показывает только экономические операции, прямо связанные с налоговой льготой (если для этого вида деятельности необходимо проведение и учет остальных сделок тоже);
                    • Плательщик налогов совершает сделки с продукцией, которая не выпускалась (не могла быть изготовлена) в количестве, обозначенном в документах бухгалтерии.
                    • Зачем необходима юридическая экспертиза проекта в бизнесе

                      Когда владелец бизнеса собирается продать свою долю в компании либо сбыть ее целиком, выполняется комплексный анализ положения фирмы (due diligence), при котором вместе с финансовыми показателями исследуется юридическое состояние дел. Для потенциального покупателя важно максимально точно определить будущие риски и возможные результаты решений, принятых бывшими владельцами.

                      Перед проведением особо крупной сделки профессиональная юридическая экспертиза проекта осуществляется ее обеими сторонами: и продавцом, и покупателем. В целях получения оценки самого высокого качества задействуются лидеры аудиторского рынка в лице компаний Большой Четверки (Big4), куда входят PwC, Deloitte, EY и KPMG. Тем не менее правовую проверку компания может выполнить и своими силами, так сказать, для профилактики юридических рисков.

                      В процессе юридической экспертизы могут проверяться и другие стороны деятельности организации — от заключения трудовых договоров с руководством до легитимности отношений с государственными органами. Но в любом случае первоначально проверяются корпоративные документы. Будущий покупатель должен не только убедиться в соблюдении требований к регистрации компании, но и понимать какие корпоративные реалии ему предстоят.

                      Поэтому помимо учредительных документов первостепенной важности изучаются бумаги, утверждающие порядок работы органов управления данной структурой (допустим, положения о совете директоров, генеральном директоре, общем собрании акционеров). Кроме того рассматриваются протоколы совместных заседаний управленцев и принятые в них решения. Дополнительной проверке подвергается вся документация о действиях с акциями, ценными бумагами или долями в бизнесе. Для акционерных обществ — это бумаги о купле-продаже акций и эмиссии ЦБ, которые тоже очень важны.

                      Часто на практике случаются ситуации, когда проблемы возникают на стадии изучения сделок с акциями компании, чуть реже обнаруживаются сложности с оплатой долей в бизнесе или акций. Бывает и так, что юридическая экспертиза проекта документов компании выявляет наличие корпоративных споров. Допустим, владельцы льготных акций обжалуют некоторые постановления общих собраний в судах.

                      Что до стандартных правил осуществления правовой экспертизы локальных документов компании, если бы существовали общие принципы ее проведения, то они бы формулировались так:

                      • объективность;
                      • доскональность;
                      • системный анализ.
                      • Несмотря на законные требования объективности проведения любой экспертизы или аудита, необходимо помнить следующее правило: в процессе купли-продажи компании эксперты, проверяющие документы, с обеих сторон (продавца и покупателя) могут сделать разные выводы и кардинально разойтись во мнениях при оценке рисков.

                        Когда же юридическая экспертиза проекта осуществляется компанией для изучения потенциальных угроз, нужно внимательно отнестись к самим участникам мероприятия — возможно, имеет место подкуп юриста, чтобы он пропустил ошибки, что в дальнейшем поможет конкуренту либо миноритарию причинить ощутимый вред компании.

                        Доскональность должна присутствовать всегда, если за дело берутся профессионалы. К тому же основное качество истинного юриста — стремление скрупулезно разобраться в ситуации. Комплексный (системный) анализ означает следующее: даже если материалы изучают разные люди (к примеру, вопросами ценных бумаг занимается профильный специалист, вопросы регистрации ведет другой человек, корпоративную систему управления изучает третий), они должны работать согласованно и представлять ситуацию в целом.

                        К сожалению, часто незначительная ошибка в учредительных документах приводит к огромным убыткам и долгим корпоративным спорам. Специалисты, взявшиеся за правовую экспертизу внутренней документации, должны ясно представлять себе всю систему. Такой анализ требует объективного, комплексного и скрупулезного подхода. Без изучения основополагающих документов и начальной редакции устава трудно понять дальнейшую динамику системы управления компанией: кто входит в совет директоров, как выбираются лица, представляющие компанию по доверенности, «под кого» сформирована ключевая документация (положения о структуре управления, правила внутреннего распорядка). Точно так же без рассмотрения протоколов общих собраний сложно понять механизм распределения прибыли, потребность в получении корпоративного кредита либо замены совета директоров.

                        Правовая экспертиза внутренней документации имеет массу нюансов. Тем не менее она должна осуществляться очень профессионально. Тогда владельцы бизнеса, будущие инвесторы и контрагенты будут спокойными.

                        Какие документы требует юридическая экспертиза проекта

                        Для проведения экспертных работ необходима подача в контролирующие органы ряда документов. Прежде всего, это сопроводительное письмо, где указаны реквизиты и контакты отправителя, а также ФИО ответственного лица. К нему прилагаются копии обследуемого нормативного акта в количестве 2-х экземпляров. Данные копии нужно заверить у нотариуса.

                        Юридический отдел субъекта, который проводит юридическую экспертизу проекта и занимается внутренним согласованием бумаг, тоже должен представить необходимые данные. Он подает в контрольный орган пояснительную записку, где детально изложены все аргументы для принятия подготовленного документа. Если проверяемый нормативный акт принадлежит к какой-то правовой группе, сведения о ней также оформляются и прилагаются. Это касается и старых вариантов проверяемого документа при существовании, к примеру, нескольких его редакций.

                        Какие вопросы экспертам предполагает юридическая экспертиза проекта

                        В каждом отдельном случае перечень вопросов готовится совместно с экспертом, чтобы поставить только те задачи, которые находятся в компетенции профессионала. Приведенные ниже вопросы ориентировочны, а список их — неполный. Он дает лишь общее представление о тематике проблем, которые может осветить специалист по завершению юридической экспертизы проекта.

                        Вот стандартные вопросы, задаваемые юристу:

                      • Верно ли составлен документ?
                      • Отвечает ли он требованиям нравственности и права?
                      • Каковы последствия от признания документа недействительным?
                      • Противоречит ли он действующему законодательству?
                      • Не нарушены ли в проверяемом документе конституционные права (свободы) контрагента?
                      • Какие неточности допущены при создании документа?
                      • Что нужно подготовить дополнительно для соблюдения интересов сторон (либо лица, затеявшего экспертизу)?
                      • Какие положения документа нужно изменить, чтобы он был составлен верно?
                      • Какой юридический смысл заложен в конкретный пункт?
                      • Что следует убрать из текста документа?
                      • Какие обязательства принимает сторона, подписавшая договор, при выполнении определенного пункта соглашения?
                      • Нужна ли дополнительная конкретизация каких-то деталей проверяемого документа?
                      • Прозрачно ли толкование определенного пункта?
                      • Каким образом его перефразировать, чтобы устранить правовую неоднозначность его трактовки?
                      • Присутствуют ли ошибки (неточности) в отдельном пункте (пунктах) разбираемого документа?
                      • Уполномочено ли лицо, подписавшее бумагу, на совершение подобных действий?
                      • Имеются ли в документе условия, ухудшающие позицию одной стороны договора по отношению к другой?
                      • Вызовет ли изучаемый документ после подписания непредвиденные расходы заказчика (допустим, неплановые налоги)?
                      • Как проводится юридическая экспертиза проекта

                        Юридическая экспертиза проекта выполняется компетентным специалистом по современному праву с определенным запасом знаний. Он должен хорошо владеть понятиями юриспруденции в своей профильной сфере, разбираться в последних поправках нормативной базы, свободно оперировать данными дополнительных информационных систем для качественного ведения своих экспертных работ.

                        Как правило, правовая экспертиза происходит по выработанной методике и включает несколько этапов:

                        Этап 1. Постановка задачи изучения. В этой фазе заказчик работ вместе с экспертом составляет перечень вопросов, ответы на которые будут сформулированы в экспертном заключении. При этом участие юриста необходимо для исключения вопросов, не входящих в область его компетенции.

                        Этап 2. Проверка правильности создания документа, представленного на исследование. Официальная корректность составления позволяет оценить его принципиальное право на существование. Причина в том, что неправильно оформленные договоры (контракты, другие документы) можно признать недействительными в связи с наличием грубых ошибок.

                        Этап 3. Проверка изучаемого документа на соответствие действующему праву. Здесь проверяются пункты, которые явно противоречат законодательным нормам. При обнаружении таковых выполнение сторонами договорных обязательств считается невозможным, а договор — недействительным.

                        Этап 4. Анализ документа по определенному запросу заказчика для нахождения предметных нарушений (ошибок), возможно допущенных в процессе составления.

                        Этап 5. Подготовка экспертного заключения. Оно может быть дано заказчику экспертизы в устной форме как личное мнение специалиста с несколькими рекомендациями по корректировке документа. По требованию заказчика экспертное заключение может оформляться письменно. В этом виде оно включает копии всех исследованных документов, описание работ проведенных по юридической экспертизе проекта, письменные выводы юриста в форме ответов на список вопросов заказчика.

                        Какие особенности имеет юридическая экспертиза проекта договора и других документов

                        Мы живем в современном мире договорных отношений, где любые серьезные действия коммерческих структур и деятельность благотворительных фондов сопровождаются договорами.

                        Все деловые отношения между юридическими лицами непременно закрепляются на бумаге. Причина не в соблюдении правовых формальностей и порядка официальной отчетности: зачастую правильно составленный договор становится единственной юридической страховкой компании от нарушения взятых обязательств, спорных ситуаций и конфликтов.

                        Бесспорно, что при подписании контракта обе стороны стремятся, чтобы именно их вариант документа был принят за основу. Чтобы определить степень направленности договора, предложенного партнером, «под себя», прибегают к услугам профессиональной юридической экспертизы проекта, которая позволяет обнаружить все важные нюансы документа. А их в правовой практике много, и разобраться в этом самостоятельно будет сложно.

                        Многие успешные компании при оформлении договора подают на подпись многократно используемый шаблон, то есть стандартный документ с привычными для постоянных партнеров условиями сделки. Но нужно понимать следующее: не факт, что формат договора, устраивающий стабильных клиентов, подойдет именно вам.

                      • Если будут найдены пункты, не удовлетворяющие ваши запросы, вы вправе требовать пересмотра текста документа под ваш реальный случай.
                      • Если вы идете на оферту, все, что вам остается — это вступить в заранее установленные договорные отношения или отвергнуть данный вариант. Эти условия вряд ли можно изменить по запросу.
                      • Если договор поступит на юридическую экспертизу проекта, профессионалы сумеют отыскать «подводные камни» до вашего согласия на оферту, а в дальнейшем вы не будете расплачиваться за свою неосторожность.
                      • Правовая практика специалистов, проверяющих деловые бумаги, показывает, что большинство договоров, направленных на экспертизу, не соответствуют элементарным требованиям благоразумия. Зачастую условия этих контрактов можно смело назвать кабальными. Подписание подобных бумаг нарушает интересы фирм, которым их предлагают.

                        В то же время юридическая близорукость и неосведомленность могут стать причиной заключения даже такого договора. Если результаты неправильного решения станут заметными не сразу (через несколько недель, месяцев), то со временем они непременно проявятся. К сожалению, прекратить невыгодный контракт, гораздо сложнее и дороже, чем вовремя отказаться от заключения.

                        Чтобы компания не утонула в море проблем, создавшихся из-за невыгодных обязательств, которые по неопытности вы приняли от непорядочных партнеров, юридическая экспертиза проекта любого договора сверит каждый пункт и сноску документ, представленного вашим контрагентом. Профессиональные правоведы растолкуют вам все условия соглашения и продумают возможные последствия заключения сделки на этих условиях.

                        Очень часто предприниматели так увлечены контрактом, что согласны заключить его на любых условиях, отсрочивая решение дальнейших проблем на потом. К счастью, реальная необходимость оформлять заведомо кабальные сделки встречается довольно редко.

                        Множество достойных фирм приветствуют разумные и мотивированные предложения откорректировать детали договора. Для этих случаев правовая экспертиза сделок с контрагентами позволит квалифицированно составить обращение, которое с большой долей вероятности будет рассмотрено и учтено. Но если фирма продолжает продвигать свою, невыгодную вам редакцию документа, скорее всего, стоит подыскать более сговорчивого партнера.

                        Проводить юридическую экспертизу проекта договора имеют право:

                      • Негосударственные организации, ведущие лицензированную деятельность;
                      • Квалифицированные специалисты с высшим образованием, обладающие лицензией на оказание подобных услуг.
                      • Договор, составленный по всем правилам и отвечающий правовым нормам, гарантирует успешную деятельность сторон, заключивших сделку. Неверно сформулированный документ может впоследствии привести к проблемам и спорным ситуациям по его выполнению, к неустойкам, которых могло не быть, если бы контракт перед заключением был проверен экспертом.

                        Правовая проверка договоров выполняется профессиональным и опытным юристом — специалистом по современному гражданскому праву, который осведомлен во всех поправках к законам и свободно применяет их на практике.

                        Юридическая экспертиза проекта проходит в установленном порядке. Вначале исполнитель и заказчик обсуждают перечень вопросов, которые следует рассмотреть, определяют основные цели проверки договора. Затем юрист изучает документ на соответствие его содержания принятым нормам, поскольку из-за ошибок в тексте его могут признать недействительным. Если договор составлен правильно, его штудируют на противоречия с действующими законами и при обнаружении таковых признают документ недействительным.

                        По результатам проведенного анализа эксперт готовит заключение, где дает рекомендации по исправлению договора. Заключение может оформляться в форме акта или озвучиваться устно.

                        В процессе изучения документа юрист отвечает на стандартные вопросы:

                      • Корректно ли составлен договор?
                      • Отвечает ли он законодательным нормам?
                      • Есть ли мотивы для признания документа недействительным?
                      • Присутствуют ли в тексте юридические ошибки?
                      • Нужны ли в договоре дополнительные положения или, напротив, есть лишние?
                      • Прозрачно ли толкование некоторых моментов соглашения?
                      • Имеет ли лицо, подписавшее документ, должные полномочия?
                      • Объективно ли распределены обязанности и права сторон?
                      • Чтобы избежать непредвиденных обстоятельств после подписания неправильного договора, лучше предварительно воспользоваться юридической помощью и провести экспертизу важного для бизнеса документа, так как успех сделки во многом определяется его корректностью. Кроме того, подобная проверка полезна и физическим лицам. Допустим, при сделках с недвижимостью или участками земли, при купле-продаже транспорта или ценных предметов. Случается, что даже трудовой договор лучше вовремя исследовать во избежание мошенничества.

                        Юридическая экспертиза инвестиционного проекта

                        Смысл данной процедуры состоит в анализе законности и подлинности содержания проекта, его дальнейшей выполнимости при внешних факторах влияния, в проверке эффективной отдачи от вложений.

                        В первую очередь, данное исследование выгодно авторам проекта. Юридическая экспертиза инвестиционного проекта даст объективную оценку всем пунктам бизнес-плана, дополнительно проверит перспективы и угрозы, позволит уточнить отдельные моменты. Правовая оценка поможет лучше подготовиться к переговорам с потенциальными инвесторами.

                        Правовая проверка накопительных проектов обязательна, если предприниматель обращается за грантами или субсидиями. Данная процедура оплачивается из бюджета или деньгами грантодателя. Аналогичной проверке проекты подвергаются со стороны инвесторов и кредиторов. Зачастую они имеют свои методы оценки, но все равно основаны на общих принципах и имеют сходные критерии.

                        Цель данного этапа состоит в оценке перспектив и заманчивости вложений в какой-либо стартап либо развитие действующей компании. Юридическая экспертиза инвестиционного проекта предполагает изучение экономической сферы деятельности предприятия и работы самой организации.

                        Условия оценки компании, привлекающей капитал:

                        1. Опыт и авторитетность команды менеджеров;
                        2. Платежеспособность и стабильность предприятия;
                        3. Успехи и тенденции, отмечаемые в результатах его деятельности;
                        4. Рентабельность проекта, направленного на инвестиционную проверку;
                        5. Источники финансирования;
                        6. Возможная годовая прибыль и время окупаемости инвестиций.

                        Для анализа внешней среды (сектора экономики) при экспертизе инвестиционного проекта применяются следующие критерии:

                      • стабильность и устойчивость в условиях экономического кризиса;
                      • перспективы роста;
                      • насыщение и структура спроса;
                      • степень конкуренции;
                      • поддержка государства.
                      • Почти вся описанная информация уже присутствует в документах инвестиционного проекта, по которому проводится экспертиза. Задачей исследования является нахождение ошибок и сомнительных данных, проверка подлинности выводов составителей плана.

                        Обстоятельная юридическая экспертиза инвестиционного проекта содержит следующие виды обзоров:

                        1. Экономический (оценка рациональности вложений и продуктивности проекта);
                        2. Инвестиционный (на соответствие экологическим нормам);
                        3. Правовой (проверка бумаг и бизнес-процессов на соблюдение законодательства, выявление юридических рисков);
                        4. Анализ соответствия будущей компании другим требованиям, установленным с учетом вида деятельности.
                        5. На этом этапе экспертизы оцениваются фактические итоги осуществления бизнес-плана, отраженные в числах. Дополнительно выявляется и изучается широкий комплекс рисков, мешающих стабильной деятельности компании и реализации ее задач.

                          Нажимая кнопку «Отправить» я соглашаюсь с условиями и положениями обработки Персональных данных

                          Читайте так же:  Договор в марте 1992 г. Договор в марте 1992 г
  • admin