Как стать инструктором по вождению? 2 способа работы, выгоды и подводные камни. Стаж для обучающего вождению

Содержание:

Как стать инструктором по вождению? 2 способа работы, выгоды и подводные камни

В последнее время россияне часто интересуются такими профессиями, как таксист и инструктор по вождению. В первом случае не требуется специальное образование и навыки, а тогда как стать инструктором по вождению может лицо с удостоверением и специальной машиной.

Читайте так же:  Льготы инвалиду по квартплате. Льготы инвалиду по квартплате

В условиях бюджетного дефицита и заморозки многих социально значимых платежей, роста цен и безработицы граждане ищут варианты подработки. Один из них — оказание услуг по автоинструктажу, но для этого нужно работать на фирму. А если вы хотите подрабатывать в свободном режиме, придется открывать ИП и проходить еще несколько процедур подготовки автомобиля и документов, а также активно рекламировать свои услуги и следить за спросом.

На самом деле есть 2 способа работать учителем по вождению:

  • устроиться в автошколу;
  • работать на себя — частно.
  • Разумеется, получать педагогическое образование для того, чтобы учить других людей водить, не требуется.

    Но есть ряд требований, без которых вы не сможете инструктировать будущих водителей:

  • вы должны сами иметь ту категорию прав, которой собираетесь обучать (читайте также, от чего зависит успешная сдача экзамена в ГИБДД): если вы будете тренером по мотоциклам, у вас должно быть водительского удостоверения категории «А», если по легковым машинам — «В» и т. д.;
  • стаж вождения по этой категории у вас не должен быть меньше 3 лет;
  • обязательно прохождение курсов автоинструктора и удостоверения об их успешном окончании;
  • машина, на которой вы будете тренировать водителей, должна быть оборудована дополнительными педалями — сцеплением и тормозом;
  • будучи педагогом, вы должны превосходно знать действующее законодательство в сфере дорожного движения — сами правила и санкции за их нарушение.
  • При этом можно давать уроки водителям, которые уже имеют права, но хотят набраться опыта или отшлифовать привычки, не имея удостоверения о прохождении специальных курсов. А вот в автошколу принимают только соискателей с оконченными курсами.

    Как получить удостоверение инструктора

    Вам нужно записаться на курс занятий, которые предоставляют различные учебные заведения, в т.ч. сами автошколы. Часто автошколы, публикуя вакансию, сообщают, что обучение будет производиться в их же школе.

    Читайте так же:  Договор о предоставлении услуг физическим лицам. Договор на подключение к сети

    На уроках дают информацию:

  • методология обучения;
  • правильное общение с учеником для его лучшего освоения материала;
  • разучивание различных фигур с учеником — разворот, подъем на эстакаду, параллельная парковка, заезд в гараж и пр.;
  • правильное поведение при выезде с учеником в город, особенно при интенсивном потоке транспортных средств;
  • действующее законодательство в сфере ПДД и ГИБДД.
  • Как правило, программа длится не более 1 месяца — зависит от количества занятий за неделю. Стоимость разнится по России, но составляет в среднем 5000-15000 рублей в зависимости от длительности, масштабов обучения, места центра на рынке и других факторов.

    Варианты работы автоинструктором

    Зарплата мастеров по практическому вождению в автошколах зависит от количества учеником и часов вождения в день.

    Часть школ нанимает инструкторов с личным автомобилем, причем ремонт и обслуживание машины также находится на ее хозяине. Плюс такого способа в том, что, как правило, мастер по вождению платит автошколе некую сумму каждый месяц за предоставление учеников, и всё. Весь доход от занятий остается самому педагогу, а ежемесячный взнос обычно небольшой — например, платишь 1 000 рублей школе, та распределяет учеников между своими мастерами, а они далее самостоятельно получают деньги за занятия.

    Если же работа в учреждении построена по принципу фиксированного оклада и процентов за учеников, то все равно ученики часто сами просят заниматься с ними внеурочно, и это становится дополнительным заработком для педагога.

    Самостоятельное обучение

    Если вы хотите работать частным преподавателем, то вам нужно:

  • переоборудовать машину и зарегистрировать изменения в ГИБДД;
  • получить удостоверение самостоятельно;
  • создать ИП и выбрать налоговый режим.
  • Как переоборудовать автомобиль? Процедура заключается в следующих действиях:

  • Посетите отдел ГИБДД по месту жительства и подайте заявление на имя начальника о внесении изменений в конструкцию машины в виде монтажа дополнительных педалей напротив пассажирского переднего места.
  • После одобрения заявления выберите автосервис, который займется переделкой. Процедура занимает несколько дней и стоит около 15000 рублей в среднем по стране.
  • Запросите у автосервиса всю документацию по ремонту, которая нужна вам для предоставления в МРЭО.
  • Приобретите знаки ученика и установите на машину.
  • Пройдите перерегистрацию в МРЭО. Получите по результату новое СТС и ПТС.
  • Читайте так же:  Возвращаем товар. Можно ли вернуть товар без коробки но с чеком

    Сдать на права без автошколы. Объясняем, почему это сложно и даже невозможно

    Большая часть зимы позади, и тем, кто еще не получил права, но мечтает быть за рулем, самое время подумать об этом. Как правило, те, кто собирается записываться в автошколу, зачастую хотят прийти туда хоть с какими-то навыками вождения. Да и выделенного времени для практики тоже не всегда хватает. А некоторые и вовсе говорят: «Хочу учиться с мужем, папой, другом, а не с чужим инструктором». Рассказываем, где, с кем и при каких условиях можно индивидуально «прокачивать скилл» водителя.

    Можно ли обучаться вождению самому — с опытным водителем и на своем автомобиле?

    Закон в этом отношении категоричен: обучение вождению в индивидуальном порядке разрешается на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения. При этом обучающий должен иметь при себе водительское удостоверение с соответствующей категорией и стаж не менее 2-х лет.

    И на всякий случай напоминаем: инструктор является водителем, так что варианты «я выпил для смелости коньяка и готов тебя учить» равны вождению в пьяном виде. На автомобиле должен быть включен ближний свет фар, водитель и пассажир — пристегнуты ремнями безопасности.

    А что значит «закрытых для дорожного движения»?

    Теперь уточним нюанс — что же такое закрытые площадки. Это не тихий двор и не какая-то глухая дорога за городом! На въезде на площадку обязательно должны стоять запрещающие знаки, площадка должна быть оборудована шлагбаумом. То есть заехать туда любой другой автомобиль просто так не может. Пешеходы не должны находиться на территории, где проводится обучение. Есть два варианта попасть на такую площадку — официальный и неофициальный. Если идти по первому пути, то нужно позвонить в автошколу, которой принадлежит площадка, и договориться об аренде. Кстати, такое не все автошколы практикуют. Неофициальный вариант — договориться на месте со сторожем или инструкторами, которые работают на площадке. Средний тариф — около 5 рублей за час.

    Площадка — это лишь часть обучения. А в городе можно?

    Нельзя! Раньше было так: обучать вождению в индивидуальном порядке разрешалось при наличии у обучающего стажа вождения более 3 лет. Автомобиль, на котором проводится обучение, должен быть обозначен знаками «У». Для автомобилей учебных организаций требовалось наличие дополнительных педалей и зеркала заднего вида для обучающего. Но сейчас и такой нормы в законодательстве нет.

    А если поймают при «частном» обучении, что будет грозить?

    «Ученику» — штраф за управление ТС лицом, не имеющим водительских прав. «Инструктору» — штраф за передачу управления лицу, не имеющему водительских прав. Родственные связи между обучаемым и обучающим значения не имеют. Размер штрафа для обоих участников «процесса» одинаковый — от 127,5 до 510 рублей. Верхняя планка штрафа сравнима со стоимостью обучения в автошколе.

    А может все-таки хоть как-то можно поучиться?

    Можно. Но обучать вождению в реальных условиях может только «сертифицированный» инструктор, имеющий право заниматься этой деятельностью. Обычно это действующие сотрудники автошкол. Причем автомобиль должен быть оборудован дополнительными педалями и зеркалом заднего вида. То есть на вашей машине учить вас не смогут даже инструктора с «корочкой». Средняя стоимость услуг инструктора — от 25 до 40 рублей в час.

    А как узнать, что инструктор — сертифицированный?

    Индивидуальные занятия с инструктором должны быть оплачены через кассу организации, в которой он работает, и главное — отмечены в путевом листе. Без чека и путевого листа ваши уроки будут приравнены к «частному» обучению со всеми положенными штрафами.

    А можно ли обучиться у инструктора без посещения автошколы?

    Да, если вы убедите ГАИ, что у вас имеются объективные причины, по которым вы не можете посещать автошколу. К таким могут относится график работы, учебы, уход за инвалидом и другие. В этом случае вы проходите курс обучения у сертифицированного инструктора и должны получить разрешение на сдачу квалификационного экзамена для получения водительских прав.

    Ни в России, ни в Украине обучаться на дорогах общего пользования в частном порядке нельзя, как и у нас.

    В Финляндии обучение в частном порядке возможно, но обучающий должен получить специальное разрешение в контролирующих органах. Для отца и матери обучаемого это разрешение выдается сроком на три года.

    В США возможен такой вариант: выучить и сдать теоретический экзамен и получить временное разрешение на управление автомобилем. После этого можно ездить на своем авто под присмотром более опытного водителя с правами. Следующий этап — сдача практического экзамена (если обучаемый понимает, что готов) и получение полноценных прав.

    В Литве можно учиться в автошколе либо самостоятельно. Обычно выбирают второй вариант, так как он дешевле. Теорию курсант учит сам, вождению обучается на семейном автомобиле, но завершить учебу необходимо у профессионального инструктора. Автомобиль, на котором проходит обучение, должен быть обозначен специальным знаком, а страховка на него платится повышенная.

    Сергей Овчинников, руководитель Центра контраварийной подготовки, убежден, что возможность самостоятельной подготовки отменили зря.

    — Тех часов вождения, которые запланированы в автошколах, явно не хватает для того, чтобы твердо закрепить навыки вождения. А ведь раньше можно было сесть за руль с 16 лет под присмотром более опытного водителя и накатывать тысячи километров. То есть к моменту прихода в автошколу это мог быть уже вполне сформированный водитель с правильными навыками, умением ориентироваться в дорожной обстановке. Для молодых водителей свой опытный инструктор был прекрасным сдерживающим и воспитывающим фактором.

    Управление автотранспортом без водительских прав – распространенные мифы и когда это действительно разрешено

    Всем привет! Управление транспортным средством без водительского удостоверения — вы когда-нибудь так делали? Уверен, многие повинны в подобном. Но всегда ли нужно опасаться грозящего наказания? Можно ли ездить без прав в каких-то особых ситуациях?

    В сети ходит немало мифов, осложненных неоднозначностью данного вопроса и даже ошибочными официальными постановлениями.

    В результате водитель может попасть на крупный штраф и иные наказания, будучи твердо уверенным в своей правоте. Хотите избежать такой неопределенности? Тогда прочитайте как на самом деле обстоят дела. С вами Илья Кулик, поехали!

    Водительские права: нормативное регулирование

    Сперва освежим базовые принципы допуска водителей к управлению транспортным средствами (далее ТС), которые установлены:

  • Федеральным законом № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196).
  • Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее ПДД).
  • Право на управление ТС предоставляется лицам, прошедшим обучение и сдавшим соответствующие экзамены в подразделениях ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции), с соблюдением установленных требований (п. 2 и п. 3 ст. 25, ст. 26 ФЗ № 196).

    Право на управление ТС подтверждается водительским удостоверением (далее – ВУ или права) (п. 4 ст. 25 ФЗ № 196).

    Водитель (лицо, управляющее ТС – п. 1.2 ПДД) обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки ВУ соответствующей категории или подкатегории (п. 2.1.1 ПДД).

    Можно ли ездить на автомобиле без прав: обычные ситуации

    Отсутствие у водителя прав на управление ТС (далее ВП) может быть вызвано различными причинами. Здесь мы рассмотрим только те ситуации, за которые наказание не полагается или оно может не применяться, а также, когда водитель заблуждается насчет отсутствия наказания за езду без прав.

    Вот основной перечень таких ситуаций:

  • Экстренные ситуации – когда право на управление аннулировано, водитель его лишен или вообще не имеет, нет соответствующей категории, но ситуация требует сесть за руль.
  • Соревнования на автомобильном транспорте и использование спортивного транспорта-инвентаря на дорогах общего пользования.
  • Обучение вождению на автодроме и использование ТС для обучения вне автодрома.
  • Когда истек срок действия ВУ.
  • Использование авто вне ДОП (дорог общего пользования).
  • Просроченные права – всегда ли за это Освобождение от ответственности водителя с просроченными правами

    Управление авто водителем, чьё ВУ просрочено, рассматривается законом как «управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС» (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

    Судебная практика исходит из того, что к административной ответственности по части 1 ст. 12.7 КоАП РФ привлекаются также водители ТС, срок действия ВУ у которых истек, т. к. истечение срока действия ВУ прекращает действие права на управление ТС и влечет недействительность ВУ (п. 1 ст. 28 ФЗ № 196).

    Освобождение от ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП ввиду малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП) возможно лишь в исключительных случаях при замене крупного штрафа на предупреждение должностным лицом.

    Например, статья 2.9 КоАП может применяться если водитель использовал при управлении ТС водительское удостоверение с незначительным пропуском срока его действия по невнимательности и своевременно не заменил ВУ на новое, при отсутствии других нарушений, вреда и тяжких последствий.

    Крайняя необходимость ввиду экстренной ситуации – не правонарушение

    Если ввиду крайней необходимости какому-либо лицу пришлось пойти на нарушение административного законодательства, то это не считается таковым, согласно положению ст. 2.7 КоАП.

    Применительно к управлению ТС водителем, не имеющим или лишенным права управления ТС (ч. 1, ч. 2 ст. 12.7 КоАП), такими обстоятельствами являются:

  • Необходимость доставить на транспортном средстве в больницу пострадавших в ДТП, или граждан, чьи жизнь и здоровье находится в опасности, для оказания им экстренной медицинской помощи, когда для управления ТС не нашлось имеющих права и трезвых водителей.
  • Спасение транспортного средства и иного ценного имущества от уничтожения.
  • Предотвращение аварийной ситуации на дороге.
  • Кроме перечисленных возможны и другие экстренные или чрезвычайные ситуации.

    При этом, ссылаясь на ст. 2.7 КоАП, водитель должен доказать:

  • Наличие непосредственной опасности (реальной, а не предполагаемой угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан).
  • Невозможность устранения опасности иными средствами (с помощью других водителей, экстренных служб, служб такси, других людей или средств).
  • Размер предотвращенного вреда (превышающего вред от создания опасности для участников дорожного движения водителем, управляющим ТС без ВП).
  • Прекращение им противоправного поведения при первой возможности (прекращение управления ТС, как только опасность миновала, появилась возможность передать управление ТС водителю с ВУ или поручить заботу о жизни, здоровье, имуществе граждан сотрудниками полиции и иным экстренным службам).
  • Чтобы иметь шанс ссылаться на эти обстоятельства при рассмотрении дела, водитель без ВП должен указать их сразу после остановки ТС нарядом ДПС:

  • В письменном объяснении водителя.
  • В протоколе об административном правонарушении в разделе «Объяснения и замечания по содержанию протокола».
  • При отказе по этой причине от подписания постановления по делу об административном правонарушении.
  • Иначе, при указании этих обстоятельств после завершения оформления правонарушения на месте, впоследствии, при рассмотрении административного материала, их сочтут надуманными водителем, чтобы уйти от ответственности.

    При этом на отказ от применения статьи 2.7 КоАП судьи и органы полиции идут редко, не поощряя нарушение ПДД даже под благовидным предлогом, а также чтобы избежать обвинения в коррупции и отмены принятого решения вышестоящими инстанциями (при освобождении водителя от ответственности без достаточных оснований).

    Важное замечание! Если водитель без ВП не трезв, то рассчитывать на применение в отношении него ст. 2.7 КоАП РФ приходится лишь в самых исключительных случаях, например, для срочной доставки граждан с острым болями, опасными для жизни заболеваниями или травмами, при недоступности скорой помощи, служб такси, других водителей с ВУ.

    Менее опасные случаи: предотвращение угрозы имуществу или предотвращение только предполагаемой угрозы жизни и здоровью, крайней необходимостью обычно не признаются.

    Езда без прав вне дорог общего пользования

    Среди автолюбителей встречается мнение, что в глухой местности, за пределами дорог общего пользования (ДОП), ПДД не действуют и можно ездить без ВП.

    Основой данного мнения выступает последовательное изложение понятий «Дорога» (обустроенная поверхность искусственного сооружения), «Дорожное движение» (в пределах дорог), «Дорожно-транспортное происшествие» (при движении по дороге) (абз. 8, 9, 10 п. 1.2 ПДД).

    Исходя из буквального прочтения этих определений ПДД, некоторые автомобилисты приходят к выводу о том, что движение ТС вне дорог не подпадает под действие ПДД, и потому управление ТС без ВП возможно за пределами дорог (в поле, в лесу, вдоль земельных наделов, по берегам рек и на других участках, где «нет отчетливой дорожной колеи»).

    Однако судебная практика (судебное толкование) исходит из того, что помимо названных понятий пунктом 1.2 ПДД предусматривается «Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

    При этом пункт 1.2 ПДД прямо устанавливает, что «Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с ПДД».

    Таким образом, суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ч. 1, ч. 3 ст. 12.7 и ч. 1, ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ распространяют действие ПДД на любые прилегающие к дорогам территории, не оставляя водителям никакой возможности езды без ВП или в состоянии опьянения.

    За что можно понести наказание, согласно примерам судебной практики

    В качестве примера, существует судебная практика, что ездой по прилегающей территории признана езда по полю, по лесному участку, вне дороги вдоль реки.

    Иногда также суды, в точном соответствии с абзацем 8 пункта 1.2 ПДД, признают дорогой любую «приспособленную» для движения транспортных средств полосу земли (для чего достаточно привлекаемому к ответственности водителю всего один раз проехать по любому участку земли, создав полосу или колею).

    Также суды принимают во внимание маршрут движения остановленного ТС, который хоть и заканчивается на «приспособленной» для движения полосе земли (грунтовке, тропинке, колее и т. п.), но на протяжении которого ТС неизбежно выезжает или пересекает «обустроенные» для движения участки дороги (с твердым покрытием, проезжей частью, тротуарами и пр.).

    Кроме того, если водитель без ВУ был нетрезв, суды руководствуются безусловным запретом на управление ТС в состоянии опьянения, установленным для водителей пунктом 2.7 ПДД.

    Этот запрет, по мнению судов, не содержит в себе условий о том, что управляемое ТС должно двигаться на дороге, или участвовать в дорожном движении в пределах дороги.

    В отдельных случаях, с учетом конкретных обстоятельств, возможно иное судебное толкование, склоняющееся в пользу водителя. Однако такие случаи редки. Зато известны факты наказания за езду без прав даже по замерзшему морю, вне какой-либо накатанной колеи.

    Управление спортивной техникой на соревнованиях и автодромах

    Для управления маломощной спортивной техникой (спортинвентарем) при обучении гонкам в спортивных школах на спортивных автодромах ВП не требуется, так как езда происходит не по установленным для дорог общего пользования ПДД.

  • Если обучающийся захочет принять участие в официальном спортивном соревновании (гонке), то ему потребуется лицензия водителя.
  • Лицензии водителя в России выдаются Российской Автомобильной Федерацией (РАФ), являющейся членом Международной автомобильной федерации (FIA).
  • Для участия в гонках на закрытых трассах часто допускаются лицензированные водители без водительских прав (в том числе водители, не достигшие 18 лет).
  • Однако, если трасса спортивного соревнования пролегает по ДОП, движение по которым ограничивается на период проведения соревнований, то требование о предоставлении водителем ВУ может включаться в правила соревнований.
  • Наличие у гонщиков ВП требуется в целях обеспечения безопасности спортивного мероприятия и предотвращения угроз участникам, зрителям, обслуживающим соревнования лицам, третьим лицам и их имуществу, объектам инфраструктуры.

    Знание ПДД в этом случае необходимо, так как дорожные знаки на пути следования водителя по трассе соревнований сообщают ему важную информацию.

    Кроме того, организаторами могут устанавливаться временные (на период проведения соревнований) дорожные знаки, требования которых водитель должен понимать и соблюдать.

    Управление на соревнованиях обычными или адаптированными для участия в спортивных гонках автомобилями, а также мощными спортивными болидами, как правило, требует одновременного наличия у водителя ВП и лицензии водителя.

    Таким образом, управление спортивной техникой без ВП возможно преимущественно на соревнованиях, с условием, что это допускается правилами обеспечения безопасности и общими организационными правилами.

    Управление спортивной техникой без прав на дорогах общего пользования

    По управлению спортинвентарем на ДОП без ВП разведено множество казуистики спекуляций, которые основаны на недоработке законодательства. Давайте разберемся что тут к чему.

    Ситуация со спортинвентарем и ДОП, существовавшая до недавнего времени

    По жалобам некоторых нарушителей в Верховный Суд были приняты ошибочные и даже абсурдные решения оправдательного характера по части езды без прав.

    Например, такое оправдание содержится в Постановлении ВС РФ от 13.02.2015 № 13-АД15-1 и от 25.07.2016 N 83-АД16-5. ВС РФ. В нем ВС, решил, что раз на спортинвентарь не нужны права и он не является ТС, то за езду на нем по ДОП штраф (ч. 1 ст. 12.7 КоАП) не полагается.

    На этом основании некоторые местные суды до недавнего времени приходили к удивительному выводу, что езда по ДОП на спортинвентаре в состоянии опьянения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП (например, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 19.05.2017 № 4а-369/2017).

    Однако в России отсутствует прецедентное право и местные суды могут руководствоваться решениями ВС на рекомендательной, а не на обязательной основе. То есть ошибочное решение ВС (а ошибки и там встречаются) не является исчерпывающим основанием для отмены положенного наказания. С другой стороны, коррупция в судебной системе развита сильно и решения подобные Свердловскому явно подозрительны.

    Ситуация со спортинвентарем и ДОП на сегодняшний день

    Сейчас указанная трактовка ВС местными судами в качестве доводов от нарушителей не принимается.

    Согласно абз. 9 ст. 2 ФЗ № 196 «ТС – это устройство, предназначенное для перевозки по ДОП людей, грузов и установленного оборудования». Если по ДОП на спортинвентаре едет человек, вне соревнований, то это перевозка людей, разумеется. Соответственно ВС неправ в том, что спортинвентарь не может являться ТС.

    А для ТС в ПДД есть правила по допустимой мощности и скорости, при превышении которых полагается получать права. Сейчас же ВП нужны даже тем ТС, которые не требуется регистрировать в ГИБДД или в Гостехнадзоре. Также на возврат к адекватности повлияло ужесточение ответственности за нетрезвую езду (замена ч. 4 ст. 12.8 КоАП на ст. 264.1 УК и др.).

    Сегодня большинством судов езда на спортинвентаре по ДОП рассматривается как добровольное принятие водителем обязанностей участника дорожного движения и соблюдения ПДД (в том числе в части запрета управлять ТС в состоянии опьянения – абз. 2 п. 2.7 ПДД).

    Поэтому ездить на спортинвентаре по ДОП без прав однозначно запрещено и крупный штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП будет абсолютно правомерен. Также спортинвентарь будет помещен на спецстоянку до выяснения т. к. у ТС отсутствуют госномера, установленные документы и светосигнальная система.

    Учебная езда без прав на обычном автомобиле

    Далеко позади те времена, когда по ПДД для учебной езды достаточно было повесить на обычный автомобиль соответствующий опознавательный знак и оборудовать его зеркалом заднего вида для обучающего, а самому обучающему достаточно было иметь водительский стаж более 3 лет, а также водительское удостоверение соответствующей категории.

    В новой редакции ПДД (разд. 21) осуществление учебной езды по ДОП на обычном автомобиле с обычным водителем в качестве обучающего невозможно.

    Кроме водительского удостоверения соответствующей категории обучающий езде в обязательном порядке должен иметь при себе документ на право обучения вождению ТС данной категории (п. 21.3 ПДД).

    Транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (п. 21.5 ПДД).

    Используемый для обучения вождению автомобиль оборудуется:

    • Дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза – для прямого контроля за движением ТС со стороны обучающего.
    • Зеркалом заднего вида для обучающего (для контроля за дорожной обстановкой).
    • Опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» (для информирования других участников дорожного движения).
    • Итак, водителям-ученикам нельзя ездить по ДОП без специнструктора и без соответствия ТС определенным требованиям.

      Учебная езда на закрытых площадках или автодромах

      Среди автолюбителей встречается мнение, что обучение вождению на закрытых площадках или автодромах может происходить «по старинке»: без оборудования авто под учебную езду и без профессионального обучающего.

      На чем основано заблуждение водителей

      Основой вышеуказанного мнения водителей выступает последовательное изложение пунктов 21.1 (первоначальное обучение вождению), 21.2 (учебная езда на дорогах с обучающим по ПДД), 21.3 (профессиональный обучающий), 21.5 (требования к оборудованию авто).

      Исходя из буквального прочтения этих требований ПДД, некоторые автомобилисты приходят к выводу о том, что первоначальное обучение вождению может производиться на закрытых площадках и автодромах вовсе без обучающего, или с обычным водителем в качестве обучающего и на обычном автомобиле.

      Так как, по их мнению, обучающий с «документом на право обучения» (как и «оборудованное учебное ТС») обязательны только при учебной езде на дорогах.

      Как обстоят дела на самом деле

      Однако судебная практика исходит из того, что требования пунктов 21.2, 21.3, 21.5 ПДД (к обучающему и транспортному средству) распространяется также на первоначальное обучение вождению ТС, проводимое на закрытых площадках или автодромах (п. 21.1 ПДД).

      Поэтому даже езда на специализированном автодроме без соблюдения пунктов 21.2 – 21.5 ПДД недопустима. При этом сами автомобилисты под «закрытой площадкой» часто понимают любой участок, иногда никак не огороженный, со свободным доступом посторонних, что также признается судами нарушением п. 21.1 ПДД.

      Только в исключительных случаях учебная езда с нарушением ПДД признавалась отдельными судами малозначительным правонарушением (например, учебная езда на обычном автомобиле ночью на закрытом оборудованном автодроме в отсутствие посторонних, с обучающим, хоть и не имеющим права обучения, но являющимся опытным водителем).

      В таких случаях административное преследование обучающего (по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ – за передачу управления водителю без прав) и обучаемого (по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – за управление ТС без прав) прекращалось вышестоящими инстанциями со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

      Как уменьшить вероятность наказания за езду без прав

      Если причина езды без прав «не тянет» на крайнюю необходимость, а иной выход (вызвать скорую, такси, остановить частника, позвонить родственникам или друзьям с правами, и т. п.) – не вариант, то в ход идут советы от опытных нарушителей ПДД.

      Советы «бывалых», рекомендуют:

    • Своим поведением не привлекать внимание сотрудников полиции (не превышать скорость, ехать в пределах движения потока, не допускать резких и опасных маневров, не пользоваться мобильным телефоном без «hands free» гарнитуры, проезжая мимо сотрудников полиции «излучать» спокойствие и уверенность).
    • Пассажиры должны быть пристегнуты, количество пассажиров – не больше разрешенного, поведение пассажиров обыденное.
    • Автомобиль не должен привлекать внимание (номера должны быть чистыми и соответствовать стандартам, световые приборы – исправными, ближний свет или ДХО в светлое время дня – включенны, авто – без признаков неисправностей, изменения конструкции, следов ДТП, тонировка стекол – только разрешенная, цвет авто не должен скрываться за плотным слоем грязи и т. п.).
    • Передвигаться не в ночное время, а днем, когда движение более интенсивное. Чтобы затруднить остановку ТС двигаться по дороге не в одиночку, предпочтительно в плотном потоке в крайнем левом ряду или в середине колонны (кроме организованных колонн, в которых нельзя занимать место и пересекать – абз.4 п. 2.7 ПДД).
    • Минуя сотрудников полиции, скрываться за другими автомобилями (но не предпринимать подозрительных маневров в последний момент).
    • Использовать другое доступное ТС («союзника») для разведки дорожной обстановки или прикрытия в потоке.
    • Избегать мест патрулирования экипажами ДПС и стационарных постов ДПС, если они известны, пользоваться проселочными и объездными дорогами.
    • Отвлекать внимание – действуя по обстановке, избегать проверки документов путем отвлечения или переключения внимания сотрудников ДПС на другое ТС, или сообщение о более важных обстоятельствах, чем проверка ваших документов.
    • Заметим, что следование этим советам, зачастую существенно отягчает наказание водителя без ВП или может привести к еще большим нарушениям и тяжким последствиям. Поэтому эта информация, приводятся просто к сведению, а не в качестве руководства.

      Перед принятием решения сесть за руль без ВП или в нетрезвом состоянии водителю еще раз рекомендуется ознакомиться с санкциями статей 12.7, 12.8 КоАП РФ, а также со статьями 264, 264.1, 291, 291.1, 291.2. УК РФ.

      Узнайте дополнительные нюансы на тему возможности официальной езды без прав из этого видео:

      Внимание! Видео 2013 г. и не вся содержащаяся в нем информация может оказаться актуальной на сегодняшний день.

      • Если возникла экстренная ситуация, то водитель может садиться за руль без права на управление ТС, но причина должна быть действительно веской, при условии что никого другого с действенным ВУ найти не удалось.
      • В рамках проведения соревнований автомобилист может ездить на ТС без прав, но только по специально оборудованной для соревнований трассе. При соревнованиях на ДОП, с использованием спортивных моделей или переоборудованных для спорта обычных автомобилей, участникам понадобятся ВП, а также водительская лицензия.
      • Езда без прав по ДОП на спортинвентаре сегодня причисляется к прямому нарушению ПДД (с наказанием по ст. 12.7 КоАП) и избежать серьезных проблем не удастся, даже на основании имевших место в прошлом оправдательных постановлений высших судебных инстанций.
      • При обучении вождению на ДОП рядом с водителем должен быть сертифицированный автоинструктор, а сам автомобиль должен быть соответствующим образом переоборудован под учебную езду без прав.
      • Езда без прав на авто вне ДОП в подавляющем большинстве случаев может быть рассмотрена как нарушение с наложением соответствующего наказания по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
      • Если водитель пойман с правами, у которых истек срок действия, но после этого прошло немного времени, то в редких случаях возможна замена положенного наказания на предупреждение, согласно ст. 2.9 КоАП.
      • Существует множество «если» для каждой конкретной ситуации, которые могут кардинально изменить течение и разрешение рассмотренных ситуаций.

        Также зачастую разнится в различных инстанциях и изменяется с течением времени правоприменительная практика. Не прекращает своего действия «человеческий фактор». Поэтому, описанные ситуации на практике могут разрешаться иначе.

        Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Расскажите своим друзьям в соцсетях о блоге и становитесь подписчиком, чтобы быть в курсе самых свежих новостей на автотематику!

    admin