Какие требования предъявляют работодатели к современному работнику. Какие требования предъявляют работодатели к современному работнику

(347) 291 20 70

Какие условия опасно включать в трудовой договор?

Как показывает практика, не любые условия можно включить в трудовой договор. Такие негативные последствия, как признание судом условия трудового договора не подлежащими применению или привлечение работодателя к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора, нарушения трудового законодательства, являются результатом наличия в нём так называемых опасных условий.

В статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки работодателей при составлении трудовых договоров, которые могут привести к негативным последствиям и административным штрафам.

Условие о запрете работать у конкурента

Минтруд России уточнил, что бесполезно включать в трудовой договор условие о запрете работать у конкурентов. Частью 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ТК РФ закрепляет гарантию, которая говорит о невозможности включения условий в трудовой договор, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в договор, то они не подлежат применению.

Если условие о запрете работать после увольнения у конкурентов будет включено в трудовой договор, оно не будет подлежать применению как противоречащее трудовому законодательству и ограничивающее права работника.

Альтернативой данному условию Минтруд России предлагает закрепить в договоре условие о неразглашении коммерческой тайны. Трудовой кодекс РФ устанавливает право работодателя на возложение полной материальной ответственности на сотрудника в случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Отметим, что установление режима коммерческой тайны является правом работодателя. При этом уволить работника за отказ от подписания трудового договора в варианте, предлагаемом работодателем (с условием о неразглашении коммерческой тайны), в ситуации, когда работник уже приступил к работе, нельзя.

Вместе с тем необходимо учитывать, что все условия трудового договора действуют до момента его расторжения. После того, как гражданин перестал быть работником данного работодателя, стороны не несут никаких взаимных обязанностей, вытекающих из трудового договора, за исключением случаев, прямо предусмотренных трудовым законодательством. К таким случаям, например, относится ст. 232 ТК РФ. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечёт за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной ТК РФ или иными федеральными законами.

К сведению: к коммерческой тайне могут быть отнесены сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, содержится в статье 5 Федерального закона «О коммерческой тайне».

Отгул или денежная плата за сверхурочные

Ещё одно условие – об отгулах вместо повышенной платы за сверхурочную работу. В соответствии со ст. 152 ТК РФ за сверхурочную работу по желанию работника положена повышенная оплата или дополнительное время отдыха. Тем не менее многие работодатели пренебрегают данной нормой. Так, Свердловский областной суд взыскал с работодателя деньги, несмотря на то, что в договоре было закреплено условие о предоставлении отдыха.

Получается, работодатель не вправе без согласия работника предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день, поскольку право выбора варианта компенсации за работу в выходной или праздник (в двойном размере либо одинарном размере с предоставлением другого дня отдыха) принадлежит работнику. Узнавать его намерение необходимо каждый раз при привлечении к такой работе. Договориться на будущее не получится.

Подсудность споров

Как указывал ВС РФ, условие трудового договора о подсудности споров также неправомерно ограничивает выбор работника. В Определении ВС РФ от 14.08.2017 № 75-КГ17-4 рассмотрен спор между работником и работодателем о месте проведения судебной процедуры.

В ходе заседания ВС РФ обратил внимание на положения статьи 9 ТК РФ, в которой сказано, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путём заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если данные условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Таким образом, из анализа норм законодательства и судебной практики следует, что иски работников по спорам, связанным с восстановлением нарушенных трудовых прав, могут быть поданы в суд по выбору работника — по месту его жительства либо по месту исполнения им обязанностей по трудовому договору. Имеющиеся в трудовом договоре условия, которые ограничивают право работника по сравнению с положениями гражданского процессуального законодательства на предъявление иска о защите трудовых прав, в том числе по месту своего жительства, не подлежат применению в силу положений ст. 9 ТК РФ.

Даже если работодатель в трудовом договоре с работником установит, что все споры, относящиеся к трудовым отношениям, должны рассматриваться в суде по месту регистрации или нахождения организации-работодателя, то это условие не будет подлежать применению, так как оно ухудшает положение работника по сравнению с законодательством.

Районный коэффициент

Условие о включении районного коэффициента в состав оклада не подлежит применению. Роструд считает, что если работнику устанавливается окладная система оплаты труда с применением районного коэффициента к заработной плате, то размер оклада и районного коэффициента в трудовом договоре необходимо указывать отдельно.

Статьей 129 ТК РФ определено, что оклад — это оплата труда без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Северные коэффициенты — это доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Поэтому все повышающие коэффициенты обязательно должны быть прописаны в трудовом договоре отдельно. Это необходимо для того, чтобы работник чётко понимал, из каких частей состоят выплаты в его пользу, что является окладом, а что надбавками. В трудовом договоре и расчётном листке нужно обязательно указывать раздельно все виды выплат, из которых складывается общий доход работника.

Такой же позиции придерживаются ВС РФ и КС РФ, указывая, что зарплата северянина, полностью отработавшего свою норму рабочего времени за месяц, без учёта районного коэффициента и процентной надбавки не может быть меньше МРОТ.

Размер заработной платы меньше регионального МРОТ

Неправомерно и условие о заработке меньше минимальной зарплаты в регионе. В судебном решении с работодателя взыскан долг по зарплате не с учётом её размера, установленного трудовым договором, а с учётом региональной «минималки». Следовательно, работники, у которых зарплата меньше МРОТ по субъекту РФ, могут через суд взыскать с работодателя невыплаченную часть зарплаты, проценты за её несвоевременную выплату и компенсацию морального вреда.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за соответствующий месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда и размера минимальной заработной платы в соответствующем субъекте РФ. При этом речь идёт о полном размере месячной заработной платы (с учётом стимулирующих и компенсационных выплат).

У работодателя нередко возникает вопрос: обязателен ли для него размер минимальной заработной платы по субъекту РФ? Ответ на этот вопрос прямо следует из положений ст. 133.1 ТК РФ. Региональное соглашение о минимальной заработной плате является обязательным для всех осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ работодателей, не представивших в региональный орган исполнительной власти в области труда отказ от присоединения к соглашению.

При этом отказ работодателя должен содержать причины, по которым он не может присоединиться к соглашению. Отказ должен поступить в соответствующий орган исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате.

Если же зарплата начисляется работнику без учёта повышения минимальной зарплаты, необходимо сделать её перерасчёт и доплатить разницу. Кроме доплаты, работодатель обязан будет выплатить сотруднику денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты зарплаты (ст. 236 ТК РФ).

Следовательно, работодатель при выплате заработной платы работнику должен обеспечить минимум, установленный по России в целом и по региону, где он осуществляет свою деятельность.

Испытание длительностью шесть месяцев вместо трёх

Существует практика, при которой условие об испытании длительностью шесть месяцев вместо трёх привело к тому, что суд признал увольнение незаконным. Мосгорсуд рассмотрел данную ситуацию: сотрудник работал директором по развитию бизнеса. Первая инстанция решила, что должность относится к категории «руководители» и, значит, длительный срок испытания был закреплён в договоре обоснованно.

Мосгорсуд с таким выводом не согласился. Несмотря на то что в названии должности было слово «директор», это не означало, что можно устанавливать испытание сроком шесть месяцев. ТК РФ предусматривает такой срок не для всех руководителей. В итоге Мосгорсуд пришёл к выводу, что устанавливать испытание продолжительностью более трёх месяцев было нельзя. Увольнение за неудовлетворительный результат испытания суд признал неправомерным, так как оно состоялось за пределами этого срока.

Рекомендуем работодателю отказаться от «золотых парашютов»

Не нужно включать в договор условие о компенсации при увольнении даже по «виновным» основаниям. ТК РФ не предусматривает какие-либо выходные пособия, компенсации и иные подобные выплаты, когда работников увольняют за дисциплинарные проступки или в связи с виновными деяниями.

Верховный суд Чувашской Республики отказал в такой ситуации в удовлетворении требования о взыскании в пользу работника компенсации при расторжении трудового договора.

Чтобы полностью не отказываться от пункта о компенсации при увольнении, в трудовом договоре представляется возможным закрепить условие о том, что она выплачивается лишь при отсутствии виновных действий или бездействия работника.

Условие о выплате нескольких средних заработков при увольнении по соглашению сторон может оказаться бесполезным, если оно установлено произвольно, не соответствует системе оплаты труда в организации, не отвечает принципу адекватности компенсации. Так, например Мосгорсуд рассмотрел ситуацию: в дополнительном соглашении к трудовому договору было установлено, что при увольнении по соглашению сторон работнику, помимо сумм, причитающихся от работодателя, выплачивается выходное пособие в размере трёхкратного среднего заработка. Работница уволена по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, однако работодатель указанную выплату не произвёл.

Суд сделал вывод, что отказ в выплате правомерен, указав на то, что оспариваемое выходное пособие не относится к гарантиям и компенсациям при увольнении, не возмещает работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, размер спорной выплаты не соответствует системе оплаты труда у работодателя, носит произвольный характер. Это в совокупности свидетельствует о злоупотреблении сторонами правом при включении в трудовой договор пункта о такой выплате.

Подведём итог. Несмотря на то, что в трудовом законодательстве установлено не так много обязательных требований, которые предъявляются при составлении трудового договора, как показывает сложившаяся практика, работодатели стремятся включить удобные для себя условия, которые зачастую могут противоречить действующим нормам трудового права. Формулируя условия соглашения, работодателю следует придерживаться Трудового кодекса РФ, а также рекомендаций Роструда во избежание неприятных последствий.

Презентация на тему «Безработица, ее причины и последствия» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Безработица, её причины и последствия Автор: учитель истории и обществознания МАОУ лицей 35 Панова В.М.

«Пожалуй нет ничего страшнее для человека, как не иметь возможности работать» Дж. М. Кейнс .

ПЛАН УРОКА: 1) Безработица – спутник рыночной экономики. 2) Причины безработицы. 3) Последствия безработицы. 4) Роль государства в обеспечении занятости. 5) Закрепление материала. Рефлексия. 6) Домашнее задание.

. Безработица — положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу. Занятость — деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход.

Работа в группах. 1 группа — Выясняет, кого называют занятым и безработным, используя раздаточный материал (Приложение 1). 2 группа — Выделяет причины безработицы (на основе материала учебника с.227-229) 3 группа — Определяет последствия безработицы: экономические и социальные (с. 229-230), составляет таблицу (Приложение 2). 4 группа — Роль государства в обеспечении занятости. Задание: Определите направления государственной политики в области занятости населения (учебник стр. 230-231) и запишите, в чём состоит роль государства в обеспечении занятости. Кто из работников наиболее нуждается в поддержке государства? Почему? Как им помогают? (устно) 5 группа — Проблемы и уровень занятости и безработицы в Челябинской области. Задание: Ознакомьтесь с раздаточным материалом (Приложение 3) и ответьте на вопросы. 1. Проанализируйте данные Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области и сделайте вывод об уровне занятости и безработице в Челябинской области. 2. Рынок труда Челябинска: какие профессии были востребованы в 2019 году?

Причины безработицы 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Таблица «Экономические и социальные последствия безработицы» Экономические последствия безработицы Социальные последствия безработицы

Положительные последствия безработицы: · Безработица способствует росту предпринимательской активности в стране. · Подталкивание граждан к повышению квалификации, уровню образования. · Растет активность населения, развивается производство. · Рост безработицы в краткосрочном периоде может снизить уровень инфляции. · Растёт ценность рабочего места. · Безработные формируют трудовой резерв в экономике, который может быть использован в условиях экономического роста. Отрицательные последствия безработицы: · Безработица приводит к снижению доходов в обществе и сокращению совокупного спроса. · Снижается квалификация рабочей силы, которая долгое время находится без работы. · Ухудшение качества жизни безработных и их семей. · Снижается рождаемость, средняя продолжительность жизни, увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж. · Безработица приводит к росту преступности в обществе. · В условиях высокой безработицы растут расходы государства на социальное обеспечение безработных. В результате растёт налоговая нагрузка на работающих граждан.

Домашнее задание. § 27. На выбор: — Мини-сочинение «Какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику, какие способности к труду и профессиональной квалификации предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату». Попробуйте составить деловой портрет работника современного производства. — составить « Письмо безработного к будущим выпускникам» — сообщение на тему «Какие профессии востребованы в обществе 21 века»

Спасибо за внимание! До свидания!

Цель – знакомство учащихся с явлением безработицы, ее причинами и последствиями, ролью государства в области занятости населения и уровнем безработицы в регионе.

Задачи урока:

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем,

возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные — формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие — развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости;понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: комбинированный урок

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы урока: частично – поисковый, аналитический, эвристический и объяснительно – иллюстративный.

Средства урока (использованная литература и материалы):

  • Учебник Л.Н. Боголюбов «Обществознание. 8 класс»,- М, Просвещение, 2017
  • Раздаточный материал (Приложение 1-3).
  • Мультимедийная презентация по теме «Безработица, ее причины и последствия»
  • Оборудование:

    Мультимедийное оборудование к уроку: компьютер и экран.

    Эпиграф: «Пожалуй нет ничего страшнее для человека, как не иметь возможности работать» Дж. М. Кейнс

    ПЛАН УРОКА:

    1) Безработица – спутник рыночной экономики.

    2) Причины безработицы.

    3) Последствия безработицы: экономические и социальные.

    4) Роль государства в обеспечении занятости.

    Презентация «Безработица, ее причины и последствия»

    Презентация «Безработица, ее причины и последствия»

    Просмотр содержимого документа
    «Презентация «Безработица, ее причины и последствия»»

    Безработица, её причины и последствия

    Автор: учитель истории и обществознания МАОУ лицей 35 Панова В.М.

    «Пожалуй нет ничего страшнее для человека, как не иметь возможности работать» Дж. М. Кейнс

    ПЛАН УРОКА: 1) Безработица – спутник рыночной экономики. 2) Причины безработицы. 3) Последствия безработицы. 4) Роль государства в обеспечении занятости. 5) Закрепление материала. Рефлексия. 6) Домашнее задание.

    Читайте так же:  Независимая оценка квартиры для Сбербанка, суда. Нотариус химки на молодежной

    Безработицаположение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу.

    Занятостьдеятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход .

    Работа в группах. 1 группа — Выясняет, кого называют занятым и безработным, используя раздаточный материал (Приложение 1). 2 группа — Выделяет причины безработицы (на основе материала учебника с.227-229) 3 группа — Определяет последствия безработицы: экономические и социальные (с. 229-230), составляет таблицу (Приложение 2). 4 группа — Роль государства в обеспечении занятости. Задание: Определите направления государственной политики в области занятости населения (учебник стр. 230-231) и запишите, в чём состоит роль государства в обеспечении занятости. Кто из работников наиболее нуждается в поддержке государства? Почему? Как им помогают? (устно) 5 группа — Проблемы и уровень занятости и безработицы в Челябинской области. Задание: Ознакомьтесь с раздаточным материалом (Приложение 3) и ответьте на вопросы. 1. Проанализируйте данные Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области и сделайте вывод об уровне занятости и безработице в Челябинской области. 2. Рынок труда Челябинска: какие профессии были востребованы в 2019 году?

    Таблица «Экономические и социальные последствия безработицы»

    Экономические последствия безработицы

    Социальные последствия безработицы

    Положительные последствия безработицы:

    · Безработица способствует росту предпринимательской активности в стране.

    · Подталкивание граждан к повышению квалификации, уровню образования.

    · Растет активность населения, развивается производство.

    · Рост безработицы в краткосрочном периоде может снизить уровень инфляции.

    · Растёт ценность рабочего места.

    · Безработные формируют трудовой резерв в экономике, который может быть использован в условиях экономического роста.

    Отрицательные последствия безработицы:

    · Безработица приводит к снижению доходов в обществе и сокращению совокупного спроса.

    · Снижается квалификация рабочей силы, которая долгое время находится без работы.

    · Ухудшение качества жизни безработных и их семей.

    · Снижается рождаемость, средняя продолжительность жизни, увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж.

    · Безработица приводит к росту преступности в обществе.

    · В условиях высокой безработицы растут расходы государства на социальное обеспечение безработных. В результате растёт налоговая нагрузка на работающих

    — Мини-сочинение «Какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику, какие способности к труду и профессиональной квалификации предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату». Попробуйте составить деловой портрет работника современного производства.

    — составить « Письмо безработного к будущим выпускникам»

    — сообщение на тему «Какие профессии востребованы в обществе 21 века»

    Спасибо за внимание! До свидания!

    Какие требования предъявляют при приеме на работу начальника гаража?

    Какие требования предъявляют при приеме на работу начальника гаража?

    Ответ на вопрос зависит от того, что конкретно будет входить в трудовую функцию начальника гаража.

    По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению.

    Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск, повышенную оплату труда) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.

    Это правило касается:

    1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;

    2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36;

    3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

    ЕКС и ЕКТС не отменены в связи с введением профстандартов. См. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253. То есть Вы и дальше можете продолжать использовать их в своей работе как наравне с профстандартами, так и при их отсутствии.

    Обратите внимание, что в отношении работников, замещающих должности, по которым работнику положены гарантии, компенсации, льготы требования проф. стандартов ИЛИ квалификационных справочников обязательны и сейчас и были обязательны ранее уже с 15.12.2012 года (ст. 57 ТК РФ, Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»

    Следует также отметить, что произвольное наименование должностей может создать для любой организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, придется переименовывать соответствующую должность.

    Произвольное наименование должностей создаст для организации трудности при составлении различных отчетов, например, 1-Т (проф).

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений. В этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом или квалификационными справочниками (ст. 57, 195.3 ТК РФ, п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253). Если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списке и квалификационном справочнике, не спешите менять название должности по профстандарту до изменения законодательства и установления тождества в наименовании профессий.
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ).
  • В части наименования должностей работников транспортной службы нужно руководствоваться ЕКС, в части требований к квалификации — Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

    Требования предъявляются, в том числе к следующим категориям работников:

  • контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
  • Так, например, если начальник гаража будет отвечать за обеспечение безопасности дорожного движения, то к нему предъявляется одно из следующих требований:

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» , и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность
  • Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

    Если на начальника гаража не возлагаются указанные выше функции, то согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 12.02.2014) требования к его квалификации следующие: высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

    Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

    Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

    В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте описана более подробно и отвечает современным требованиям бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты пришли на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент морально устарели и не могут полностью отвечать современным требованиям бизнеса.

    Каждый профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции. Они в свою очередь содержат перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям для выполнения данной трудовой функции. По наличию определенных знаний и умений определяют, какую работу может выполнять сотрудник и его уровень квалификации.

    В результате работодатели могут широко применять профессиональные стандарты, чтобы:

  • формировать кадровую политику и управлять персоналом. В том числе определять трудовую функцию работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;
  • проводить обучение и аттестацию работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;
  • тарифицировать работы и присваивать тарифные разряды, а также устанавливать системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
  • Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 1 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Помимо прочего, профстандарты начали применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

    При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.
  • Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.
  • Вопрос из практики: отменят ли ЕКС и ЕТКС в связи с принятием профстандартов

    Да, отменят, но такая отмена будет происходить постепенно.

    ЕКС и ЕТКС планируют заменить профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые утвердят законодательными и иными нормативными правовыми актами. В некоторых сферах такие акты уже утверждены. Например, для водителей организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Однако замена ЕКС и ЕТКС будет происходить постепенно и займет не один год. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Как происходит разработка профессиональных стандартов

    Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016–2019 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

    Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике, разбитом по отраслям.

    Разработка новых документов происходит в соответствии с Планом разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р.

    Правила разработки, утверждения и применения профстандартов установлены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

    Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.
  • Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

    При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н;
  • макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н;
  • уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.
  • На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

    В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.
  • Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

    После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

    В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

    Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

    В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

    Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

    Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

    Читайте так же:  Памперсы инвалидам 1 и 2 группы и детям-инвалидам. Как оформить памперсы для инвалидов

    Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

    По мере необходимости.

    Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как разрабатывают и принимают новые, по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 2 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Какие организации обязаны применять профстандарты

    Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). То есть в этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом, а если стандарт еще не утвержден, то в соответствии с квалификационными справочниками;
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
  • Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);
  • аудиторов (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • актуариев и ответственных актуариев (ст. 7 Закона от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ, указание Банка России от 6 ноября 2014 г. № 3435-У);
  • актуариев, которые осуществляют актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов (ч. 4 ст. 21 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 222);
  • арбитров (третейских судей) (ст. 11 Закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ);
  • арбитражных управляющих (ст. 20 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287);
  • водолазов (раздел 4 Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. № 269);
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1);
  • высококвалифицированных иностранных специалистов, которые руководят и координируют деятельность, связанную с торговлей (п. 1.3 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, приказ Минтруда России от 23 сентября 2013 г. № 475н);
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ);
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);
  • главбухов страховой, перестраховочной организации, страхового брокера, общества взаимного страхования (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • главбухов организатора торгов (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ);
  • главбухов или иных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, клиринговой организации (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • главбухов центрального депозитария (п. 4 ст. 5 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ);
  • главбухов жилищного накопительного кооператива (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ);
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);
  • диспетчеров управления воздушным движением (п. 16 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216);
  • должностных лиц, которые ответственны за реализацию правил внутреннего контроля (ст. 7, 7.1 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492);
  • единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главный бухгалтер филиала кредитной организации (ст. 60 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ);
  • единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе руководителя управляющей организации или управляющего (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ);
  • иностранных граждан, которых направляют для работы в расположенные на территории России филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов ВТО (подп. 2 п. 2 ст. 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, постановление Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 424);
  • кадастровых инженеров (ч. 2 ст. 29 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ; приказ Минэкономразвития России от 15 марта 2010 г. № 99);
  • контролеров профессионального участника рынка ценных бумаг (руководителей службы внутреннего контроля) (п. 17 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ; раздел III Положения, утвержденного приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12-32/пз-н);
  • контролеров специализированного депозитария или руководителей службы внутреннего контроля специализированного депозитария (п. 19 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ);
  • медиков и фармацевтов (ст. 350 ТК РФ, ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н, приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н);
  • научных работников и иных работников, которые осуществляют научную (научно-техническую) деятельность (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);
  • нотариусов, помощников нотариуса и стажеров нотариуса (ст. 2, 19, 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • операторов по определению относительного содержания сывороточных
    белков молока (п. 10 Методических указаний по определению относительного содержания сывороточных белков молока, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 11 февраля 2009 г.);
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);
  • оценщиков (ст. 15, 21, 21.1, 21.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • парашютистов-инструкторов (п. 21 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216);
  • педагогов и иных работников образовательных организаций (ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» вступает в силу 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н);
  • персонала (специалистов) в области неразрушающего контроля (абз. 8 п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ; разделы II и III Правил, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 23 января 2002 г. № 3);
  • представителей конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (приложение 3 к Положению, утвержденному решением Правления государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 31 марта 2014 г., протокол № 38);
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1);
  • работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии (ст. 38, 52 Закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ);
  • работников командного и рядового состава судов рыбопромыслового флота РФ, которые несут ходовую навигационную, машинную вахту (приказ Госкомрыболовства России от 21 мая 2002 г. № 202, приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62);
  • работников, не из числа членов экипажей судов, которые ответственны за обеспечение безопасной эксплуатации судов (разделы 2, 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ);
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ);
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ);
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с учетом установленных особенностей (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1);
  • работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (п. 3 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ; раздел 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287);
  • работников, которые осуществляют государственный портовый контроль (п. 5 ст. 38.1 Закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ);
  • работников, которые оказывают бесплатную юридическую помощь (ст. 8 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, членов коллегиального исполнительного органа фонда, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) негосударственного пенсионного фонда (п. 4 ст. 6.2 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющего ипотечным покрытием и специализированным депозитарием, и работников этих организаций (абз. 6 ч. 1 ст. 43 Закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ, п. 12 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • работников, которые осуществляют, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства (ч. 1 и 4 ст. 7 Закона от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ);
  • работников, которые работают на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ);
  • работников (специалистов, которые имеют высшее или среднее специальное образование, и персонал – лиц рабочих профессий), которые осуществляют монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектов (раздел II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководителей ее филиала, должностного лица или руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками, руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ, приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н, ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководителей его филиала, должностных лиц, ответственных за организацию системы управления рисками (руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками), руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для деятельности по проведению организованных торгов (ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ, приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда (п. 3 ст. 8 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющей компании (п. 9 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • работников организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службе РФ (приказ ГФС России от 28 сентября 2007 г. № 296);
  • работников организаторов торгов на товарном или финансовом рынках (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ, приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н, ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ);
  • работников органов управления центрального депозитария (ч. 2, 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н, приказ ФСФР России от 20 марта 2012 г. № 12-14/пз-н);
  • работников форекс-дилера (ст. 10.1, 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, указание Банка России от 1 сентября 2015 г. № 3770-У);
  • ревизоров-консультантов ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (ст. 32 Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ);
  • регистраторов, которые проводят государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделки с ними (ст. 8 Закона от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ, постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 100);
  • руководителей кредитной организации, службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации и иных руководителей (работников), которые принимают решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок (п. 6 ст. 11.1-1 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1, указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • руководителей и членов специализированных органов, которые осуществляют контроль за кадастровой деятельностью членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров (п. 6 ч. 4 ст. 30.1 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ);
  • руководителей специализированной некоммерческой организации (регионального оператора), которая проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ; приказ Минстроя России от 27 июля 2015 г. № 526/пр);
  • руководителей объединения частных детективных предприятий (ст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве (абз. 8 п. 7 ст. 21.1 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок (подп. 6 п. 6 ст. 111.3 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ);
  • руководителей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (ст. 24 Закона от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ);
  • руководителей созданной потребительскими обществами или союзами организации потребительской кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1);
  • руководителей финансового органа субъекта РФ и органов местной администрации (ст. 26.22 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 608);
  • руководителей частной охранной организации (ст. 15.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);
  • сварщиков и специалистов сварочного производства (Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63);
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ);
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1);
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);
  • специалистов, которых включают в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений (п. 18 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303; приказ Минтранса России от 16 октября 2014 г. № 288);
  • специалистов по независимой оценке пожарного риска (п. 5 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660);
  • специалистов по таможенным операциям (ст. 63, 64 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ);
  • специалистов по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ);
  • специалистов финансового рынка (ст. 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н);
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ);
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1);
  • технических экспертов оператора технического осмотра (п. 13 ст. 1 Закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ);
  • частных детективов (ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587);
  • частных охранников (ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1, постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587);
  • членов экипажа судна внутреннего водного транспорта (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349);
  • членов экипажа морских судов (ст. 54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62, приказ Минтранса России от 22 октября 2009 г. № 185);
  • экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях (ст. 13 Закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ);
  • экспертов по аккредитации образовательной деятельности (ч. 13 ст. 92 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. № 556);
  • экспертов в области промышленной безопасности (абз. 11 ст. 1 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  • экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (раздел II Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 26 августа 2010 г. № 563);
  • экспертов по оценке научных, медицинских и этических аспектов клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 15 Положения о Совете по этике, утвержденного приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 986н);
  • экспертов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
  • экспертов Совета по этике в сфере обращения медицинских изделий (п. 16 Положения о совете по этике в сфере обращения медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 8 февраля 2013 г. № 58н);
  • экспертов-техников, которые проводят независимую техническую экспертизу транспортных средств (приказ Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г.).
  • Читайте так же:  Как украсить офис к Новому году: 80 простых и элегантных вариантов. Оформить кабинет на новый год своими руками

    Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

    Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

    Вместе с тем, с учетом что не все компании успевают перейти на профстандарты, начали появляться отдельные распоряжения Минтруда о переносе срока внедрения стандартов.

    В настоящее время исключение предусмотрено для профстандарта «Педагог», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Он вступает в силу только 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить введение профстандарта по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит письмо Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241.

    Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в пункте 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

    В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

    Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8, 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ).
  • Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения

    Обязательное применение требований профессиональных стандартов установлено для определенных законом случаев (ст. 57 ТК РФ, Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Общие нормы, которые регулируют применение профстандартов, не устанавливают зависимость применения стандартов от формы собственности организации или статуса работодателя.

    Вместе с тем, государственные и муниципальные учреждения, внебюджетные фонды, государственные и унитарные предприятия, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50 процентов могут отложить обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации работников. Они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе утвержденных планов-графиков.Такой порядок предусмотрен в пунктах 1, 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

    В частности, все федеральные государственные, унитарные и казенные учреждения должны были утвердить планы-графики внедрения стандартов до 20 мая включительно и представить их в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся. Соответствующие указания дала Любовь Ельцова на специальном семинаре, организованном для федеральных органов. Подробнее см. на сайте Минтруда России 27 апреля 2016 года. Аналогичные разъяснения давали специалисты Минтруда России в пункте 7 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект, который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в определенных случаях, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе проведенной аттестации. При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.

    Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте

    Да, на все виды деятельности, указанные в группе.

    Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для определенных случаев, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ.

    В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух–шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

    Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД (ОКВЭД, утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст).

    Например, в профстандарте «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» указан ОКВЭД – 41.00. В организации разрешенный вид деятельности – 41.00.2. Код 41.00 представляет собой группу видов экономической деятельности, в которую включают две подгруппы: 41.00.1 и 41.00.2. Соответственно, код 41.00, который указан в профстандарте, включает в себя все входящие в эту группу подгруппы видов экономической деятельности. Поэтому организация с ОКВЭД 41.00.2 может в полной мере руководствоваться указанным профстандартом с учетом общих правил применения документа.

    Вопрос из практики: может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте

    Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ). Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.

    Как внедрить профстандарты в работу

    Законодательство не регламентирует порядок внедрения профстандартов. Поэтому каждый работодатель определяет его самостоятельно исходя из нормативных требований, потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации (ст. 8 ТК РФ).

    Примерный перечень этапов по внедрению профстандартов может быть таким:

  • сформировать рабочую группу (комиссию). В состав группы включите представителей ключевых подразделений. Например, представителей службы персонала, юридического отдела, бухгалтерии. Приказ о создании рабочей группы издайте в произвольной форме. Основные задачи и порядок работы группы пропишите в Положении о работе рабочей группы. Положение составьте в произвольной форме;
  • утвердить план-график работ по внедрению профстандартов;
  • ознакомить руководителей подразделений с законодательной базой по внедрению профстандартов. Для этого можно организовать корпоративный семинар или провести презентацию утвержденного плана-графика работ;
  • реализовать мероприятия, предусмотренные планом-графиком работ;
  • подвести и систематизировать итоги работы рабочей группы и утвердить отчет о результатах внедрения профстандартов.
  • Вопрос из практики: как составить план-график внедрения профстандартов

    С учетом особенностей трудовой деятельности в организации и обязательности внедрения профстандартов укажите в плане-графике, что необходимо сделать и к какому сроку, а также ответственных исполнителей и итоги работы. То есть план-график составляют в произвольной форме. В него могут войти, например, такие этапы:

    1) анализ и изменение локальных актов организации. Например, штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров. Ознакомление работников с запланированными изменениями;

    3) определение потребности в повышении квалификации работников, выбор образовательных программ;

    Как итог в плане-графике отразите:

    • список профстандартов, которые будут применять в организации;
    • сведения о потребности в профессиональном образовании или профессиональном обучении работников исходя из анализа квалификационных требований профстандарта. А также сведения о запланированных мероприятиях по образованию и обучению работников;
    • этапы применения профстандартов;
    • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые нужно изменить в связи с введением профстандартов.
    • Проверка работников на соответствие требованиям стандарта

      Вопрос из практики: как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта

      Каждый работодатель определяет порядок проверки сотрудника на соответствие профстандарта самостоятельно исходя из потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации и фиксирует этот порядок в своих локальных актах (ст. 8 ТК РФ). Такая проверка может стать одним из этапов внедрения профстандартов в организацию. Провести проверку может специальная рабочая группа. Итогом ее работы станет отчет о соответствии работников профстандартам, а также рекомендации по обучению тех сотрудников, чья квалификация либо знания и умения не соответствуют требованиям утвержденного профстандарта. При этом признание сотрудника не соответствующим требованиям профстандарта по итогам работы группы не может стать основанием для его увольнения.

      С 1 января 2017 года в помощь работодателям будут организованы специальные центры независимой оценки квалификации, в которых в добровольном порядке сотрудники как по собственной инициативе, так и с подачи работодателя смогут пройти экзамен на соответствие профстандарту (Закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ).

      Вопрос из практики: нужно ли изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в профстандарте. В организации установлена система оплаты труда по тарифным ставкам в соответствии с разрядами ЕТКС

      Квалификационный разряд – это уровень профессиональной подготовки сотрудника (ст. 143 ТК РФ). Разряды установлены в соответствии с квалификационными характеристиками, которые приведены в Едином тарифно-квалификационном справочнике. Также квалификационные характеристики содержатся и в профессиональных стандартах (п. 4 Общих положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30, ст. 195.1 ТК РФ).

      Работодатель обязан применять тот или иной профстандарт с учетом требований законодательства или если организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе (ст. 57 ТК РФ, Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). При этом профстандарты не предполагают замену разряда на уровень квалификации. В самом тексте профстандарта также указано, к каком уровню квалификации относится выполнение работ по соответствующему разряду, который присвоен сотруднику. Так, например, в профстандарте «Машинист печатно-высекального агрегата», утвержденном приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1147н, так и указано, что к 3-му уровню квалификации относится выполнение работ машиниста 3-го разряда. При этом в данном случае имеет место совпадение уровня квалификации и разряда. А, например, в профстандарте «Сварщик», утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н, указано, что ко 2-му уровню квалификации относится выполнение сварщиком работ как по 2-му, так и по 3-му разряду.

      Таким образом, при внедрении профстандартов изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в стандарте, не требуется. Поэтому если в организации применяют систему оплаты труда работников в зависимости от установленного им разряда, то продолжайте применять эту систему без изменения разрядов. Если же работодатель одновременно с внедрением профстандартов захочет перейти на систему оплаты труда исходя из уровня квалификации, то в Положении об оплате труда пропишите размер окладов сотрудников в зависимости от уровня квалификации, а также внесите изменения в трудовые договоры сотрудников в связи с изменением системы оплаты труда.

      Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

      Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.

      Изменить инструкции придется, если работодатель:

    • с учетом требований законодательства обязан применять тот или иной профстандарт;
    • организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе.
    • В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию.

      Вопрос из практики: нужно ли в полном объеме прописывать требования профстандарта в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника или могут быть допущения

      Работодатель определяет содержание трудового договора или должностной инструкции с учетом статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт можно применить как рекомендательный методический документ. Исключением являются содержащиеся в профстандарте требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).

      Таким образом, если сотруднику установлены требования к квалификации, то их необходимо прописать в трудовом договоре или должностной инструкции. Отражать остальные требования профстандарта в полном объеме работодатели не обязаны. Работодатель также, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, вправе распределять трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями, профессиями, специальностями и самостоятельно определять содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 9 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

      Увольнение сотрудников, не соответствующих стандартам

      Вопрос из практики: можно ли уволить работника, не соответствующего профстандарту

      Нет, нельзя. Такое основание в законодательстве не предусмотрено.

      Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

      Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Далее, когда все мероприятия проведены, работодатель может провести аттестацию работника, по итогам которой у работодателя при неудовлетворительных результатах уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

      Ответственность за неприменение профстандартов

      Какая ответственность предусмотрена за неприменение или неправильное применение профстандартов

      Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме сотрудников на работу, только в определенных случаях, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. В других случаях применение стандартов носит рекомендательный характер.

      Таким образом, если не соблюдены обязательные требования законодательства о применении профстандартов, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 13 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

      эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

      С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

    admin