Консульской службе России исполнилось 210 лет. Полномочия консульских учреждений

Консульской службе России исполнилось 210 лет

3 мая 1809 года по представлению министра иностранных дел Н.П.Румянцева императору Александру I была создана в рамках Министерства иностранных дел Экспедиция консульских дел. Эта дата считается днём образования самостоятельной консульской службы в системе внешнеполитического ведомства России.

Экспедиция, в которой сконцентрировалось большинство консульских функций, подчинялась непосредственно министру. Возглавил Экспедицию, впервые занявшуюся регламентацией консульской службы, Франц Борель, опытный чиновник в «торговых делах и консульских вопросах», составивший позднее содержательный труд по становлению консульского института России.

В России, как и в других монархиях, право назначать консулов принадлежало исключительно императору. О назначении объявлялось «во всеобщее сведение» в «Правительственном вестнике» в виде высочайшего повеления. Консул считался приступившим к своим обязанностям после принесения императору присяги, заверенной должным образом и отосланной в МИД.

С ростом числа российских консульских учреждений за границей возникла потребность выработки организационной и правовой основы консульской службы. Права и обязанности консульских представителей России за рубежом были изложены в первом Консульском уставе, утверждённом императором Александром I 25 октября 1820 года. В нем были определены полномочия и обязанности российских консулов в торгово-экономической и юридической областях, предпринята, по сути, первая попытка свести в законодательный документ ранее действующие указания и инструкции консулам при направлении их на место назначения.

Примечателен тот факт, что в 1820-х годах Австрия несколько раз обращалась в Министерство иностранных дел России с просьбой предоставить действующий Консульский устав России для организации на его основе собственного наставления для формируемых на Востоке консульств.

Важную роль в формировании института консульской службы сыграли заключенные Россией с иностранными государствами консульские конвенции, в которых получили широкое развитие положения международного консульского права о привилегиях консулов, а также об их функциях. Россия заключила конвенции с Германией, Францией , Италией, Испанией и Нидерландами.

В действительности же российская Консульская служба имеет 300-летнюю историю: она появилась намного раньше, ещё в XVIII веке при Петре I. Создание службы было обусловлено значительной активизацией торговых и политических связей России с государствами Европы. Целью первых русских консульств за границей было содействие расширению внешней торговли, стремление России избавиться от услуг иностранных перекупщиков.

Сильным толчком к этому стал выезд 2 марта 1697 года Великого посольства из Москвы в Европу, насчитывавшего около 250 человек. В составе посольства был представлен весь цвет будущей российской дипломатии. А под именем бомбардира Петра Михайлова инкогнито находился 23-летний царь Петр, впервые отправившийся за границу. Обосновавшись в Амстердаме, посольство занялось изучением морского дела, кораблестроения и навигации, установлением связей с европейскими учеными.

Эта поездка в Европу дала мощный импульс развитию дипломатических и консульских отношений с Голландией, Австрией, Францией, Англией, Пруссией и другими государствами.

По инициативе Петра I после поездки в 1707 году было учреждено первое русское консульство в Амстердаме. Следующими, в 1711-1718 годах, появились консульства в Венеции, Париже и Вене, а также первые русские консульства на Востоке — в Китае и Персии.

Первые российские консулы выполняли две функции: содействие русской торговле и охрана интересов российских подданных. С этой целью им поручалось вести торговые операции с казенными товарами, заботиться о наиболее выгодном их сбыте, заключать контракты на поставку. Если западноевропейские консульства обслуживали интересы частной торговли, то представители России выступали в качестве защитников торговых интересов своего государства.

Советская консульская служба

Первым советским законодательным актом, положившим начало организации консульской службы, был декрет Совета Народных Комиссаров от 18 октября 1918 года «Об организации консульств». Декрет определял цели и принципы новой консульской службы, регламентировал деятельность консульских учреждений, их задачи и организацию, отменял консульский устав 1903 года.

В апреле 1921 года НКИД была разработана «Инструкция консулам РСФСР», которая существенно дополняла декрет СНК РСФСР и являлась хорошим подспорьем в практической деятельности советских консулов.

Накопленный со времени установления советской власти правовой опыт в консульской области нашел свое нормативное отражение и закрепление в Консульском уставе СССР 1926 года, заменившем инструкции и многочисленные циркуляры по консульским вопросам. Этот устав действовал до 1976 года. Он охватывал широкий круг вопросов, регулирующих консульские отношения, и содержал новые нормы, предусматривающие, в частности, функции консула в отношении охраны прав и интересов советских граждан, назначение консулов, порядок обжалования действий консульских властей и их аппарата и другие.

В марте 1989 года Советский Союз присоединился к Венской конвенции «О консульских сношениях» 1963 года. Венская конвенция — универсальное соглашение, регулирующее практически все вопросы консульских отношений между государствами. В настоящее время Российская Федерация как правопреемник СССР в области международных соглашений выполняет обязательства и осуществляет права, вытекающие из этой конвенции.

В 1992 году был образован Департамент консульской службы МИД России, который с 2004 года носит название Консульский департамент МИД России. «Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации» утверждено президентом России 14 августа 1996 года.

В настоящее время Консульский департамент является одним из крупнейших функциональных подразделений МИД РФ, осуществляющим руководство консульской службой России. Он принимает непосредственное участие в выполнении внешнеполитических задач, в первую очередь в области консульских отношений, выполняет большой объем консульской работы.

5 ноября 1998 года Указом Президента РФ было утверждено Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Согласно Положению, Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.

Консульское учреждение открывается по решению Правительства России на основании международного договора с соответствующим иностранным государством.

Среди основных задач и функций Консульского учреждения — защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Россией и государством пребывания. В компетенцию консульского учреждения также входит осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществление нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства и многое другое.

Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающий за рубежом

Каждый из сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации, бывших, настоящих и будущих, так или иначе имел, имеет или будет иметь дело с таким видом деятельности, как консульская работа, которая является неотъемлемым сегментом дипломатической службы. 15 мая 2019 года мы все будем отмечать знаменательную дату в истории МИД России — 210-летие консульской службы. Именно в этот день уже более двух веков назад император Александр I одобрил представление министра иностранных дел Российской империи графа Н.П.Румянцева о создании «Экспедиции консульских дел». Стоит отметить, что до этого момента и даже до создания Министерства иностранных дел Российской империи за пределами нашей страны уже функционировали более 20 консульских учреждений. Расширение их сети и организация специализированного подразделения в рамках министерства были обусловлены насущной необходимостью обеспечения соблюдения законных прав и интересов наших сограждан за рубежом.

В качестве эпиграфа к этой статье использована древнеримская формула «Будьте бдительны, консулы, чтобы республика не понесла какого-либо урона». Как известно, она произносилась в торжественной обстановке, когда положение Римской Республики становилось по каким-либо причинам тревожным и власть передавалась высшим сановникам государства — консулам. С тех пор эта фраза неоднократно встречалась и в дипломатической переписке, и в научных трудах. Тем самым мне хотелось подчеркнуть значимость этой должности. Думаю, что не раскрою секрета, сказав, что на протяжении длительного времени, да и сейчас наверное, существует мнение о некой приоритетности дипломатической службы перед консульской. Однако каждый из дипломатов, познавший на своем собственном опыте суть консульской работы, не станет отрицать ее важность и особую чувствительность.

Испокон веков консульская деятельность, имея неразрывную связь с задачами государственного масштаба, фокусировалась именно на людях, будь то непосредственная защита граждан своего государства или установление прямых контактов с иностранцами. За прошедшее время многое изменилось, менялась структура консульского направления, основные документы, регламентирующие ведение консульской деятельности, неизменной оставалась лишь цель нашей работы — помогать и защищать. Если посмотреть значение этих глаголов в словаре, то можно как раз понять, чем же все-таки занимается консул. В самом широком смысле — всем, что обеспечивает нормальную жизнь его сограждан вдали от родины.

Однако прочитавшим это не стоит забывать, что на территории иностранных государств действуют свои законы, их жители имеют свои традиции, зачастую отличные от наших, за их нарушение может быть предусмотрено наказание и в таком случае консульский сотрудник при всем желании эту ответственность с вас не снимет. Он не полицейский и не может разобраться с вашими шумными соседями, он не адвокат и не уполномочен представлять вас в суде, но он, без сомнений, поможет вам вернуться домой, если вдруг пропали ваши документы или когда вы или ваши родственники попали в чрезвычайную ситуацию. Таким образом, за все эти годы суть работы, как и перечень оказываемых услуг, изменились не сильно, однако ставка была сделана на упрощение процедуры их получения как российскими, так и иностранными гражданами.

В XXI веке практически все сферы жизнедеятельности уже не обходятся без цифровых технологий, и если десять лет назад только начиналась разработка электронных анкет для оформления виз или заграничных паспортов, то сейчас с уверенностью можно назвать Консульский департамент одним из самых информатизированных. В настоящее время проживающие за рубежом постоянно или временно российские граждане имеют возможность записаться на прием в консульское учреждение онлайн и избежать очередей, получить оформленный заграничный паспорт почтовой связью, не выходя лишний раз из дома, оформить необходимые документы во время выездного консульского приема и многое другое. При этом количество наших консульств за рубежом продолжает увеличиваться в целях обеспечения доступа к консульским услугам наибольшему числу наших сограждан.

Одновременно, благодаря развитию взаимодействия с иностранными государствами в области консульской деятельности, удалось добиться существенной либерализации визовых формальностей для граждан России, выезжающих за границу. Уже более 70 иностранных государств на взаимной основе разрешают въезжать нашим гражданам на свою территорию без виз.

Консульский департамент МИД России и российские консульские учреждения за рубежом вносят свой весьма значительный вклад в развитие туризма в нашей стране. Здесь стоит отметить стремительно развивающийся проект электронных виз для въезда в Российскую Федерацию, география которого расширится уже этим летом. Нельзя не упомянуть не имеющую аналогов форму удостоверения болельщика Fan ID, которым иностранные гости могли воспользоваться для посещения нашей страны и после чемпионата мира по футболу 2019 года. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации продолжается работа над разработкой более эффективных механизмов правовой защиты российских граждан за рубежом, в том числе с привлечением к этой работе неправительственных и некоммерческих организаций и объединений.

Читайте так же:  Списание основных средств: образцы приказов. Приказ о создании комиссии по списанию основных средств школы

Мало кто знает, но именно консульские должностные лица занимаются военно-мемориальной работой, отвечают за сохранность захоронений наших солдат и офицеров за рубежом, выясняют судьбы пропавших без вести при исполнении воинского долга в других странах, помогают родственникам погибших узнать чуть больше о героизме их предков, посетить их могилы и отдать дань памяти. С глубоким сожалением вынужден констатировать, что из года в год иностранные коллеги старательно политизируют эту область двустороннего взаимодействия, невзирая на общечеловеческие ценности. Основным методом противодействия этим тенденциям являются соответствующие международно-правовые обязательства, возникающие при заключении соглашений о воинских захоронениях. В настоящее время у Российской Федерации такие договоренности имеются с 16 иностранными государствами плюс одно соглашение, объединяющее большое число стран постсоветского пространства. Существенная их часть, как и механизм по контролю за их реализацией, появились в последние десять лет, однако совершенствование данной сферы сотрудничества продолжается.

Говоря сегодня об успехах консульской службы и вспоминая ее историю, нельзя не упомянуть и о трагедии, постигшей нас в последнее десятилетие. Безвременная кончина Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике, а ранее директора Консульского департамента А.Г.Карлова, которая, без преувеличения, отозвалась болью в сердце каждого из работавших и работающих на консульском направлении. Активно развивающаяся под его началом нормотворческая деятельность заложила стандарты консульской работы, которые используются и по сей день. Например, завершен масштабный проект по созданию Консульского устава Российской Федерации, заменившего Консульский устав СССР, документально оформлены процедуры предоставления государственных услуг за рубежом, с десятками иностранных государств подписаны соглашения о реадмиссии и многое другое.

В этой статье мне хотелось рассказать о том, что консульская служба носит весьма разноплановый характер. Не утомляя читателя разного рода юридическими тонкостями, необходимо подчеркнуть, что главное качество консульских работников — это готовность помогать, будь то помощь в экстренной ситуации и при угрозе жизни или необходимость выдачи справки для перерасчета оказанных услуг ЖКХ. Очевидно, что новые времена будут требовать новых решений, однако не вызывает сомнения тот факт, что суть консульской службы будет всегда определяться самой этимологией слова «consules». Как известно, одним из значений, которое вкладывали в него на заре цивилизации, было «заботящиеся» о своей стране и ее гражданах.

К 210-летию создания консульской службы

К 210-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Россия уже в ХVI веке принимала на своей территории иностранных консулов. По имеющимся сведениям, первым иностранным консулом в России был англичанин (1585 год), который мог судить и наказывать в России своих соотечественников, позднее появились представители других европейских государств — (Дании (1627 г.), Голландии (1631 г.), Швеции (1631 г.), Польши (1673 г.).

Русские консулы стали направляться за границу в период царствования Петра I. Весомый импульс для развития консульских отношений с европейскими странами дала поездка «Великого посольства» в 1697 г., где под именем бомбардира Петра Михайлова инкогнито находился царь Петр I. После этой поездки по его инициативе было учреждено первое русское консульство в 1707 г. в Амстердаме, затем открылись консульства в Венеции (1711 г.), в Париже (1715 г.), в Вене (1718 г.). В 1723 г. Петр I послал в Кадикс (Испания) в качестве русского консула Якова Евреинова, в том же году учреждено консульство в Бордо (Франция).

В это же время появились первые русские консульства на Востоке: в 1720 г. Лоренц Ланг назначен русским консулом в Пекине, а в 1720 г. гвардии штабс-капитан Алексей Баскаков стал первым русским консулом в Шемахе (Персия). Задачи, стоящие перед тем или иным вновь назначенным консулом, формулировались в каждом конкретном случае соответствующей царской инструкцией. Консулы России совмещали в своей работе политику и экономику в равных долях, особенно в восточных странах.

Русский институт консулов в конце ХVIII-начале ХIX веков развивался в соответствии с теми же принципами, которые были положены в основу консульского права в других европейских государствах. Значительная активизация торговых, деловых и других связей, возросшее число русских подданных, выезжавших при Петре I в другие страны, способствовали развитию российской консульской службы.

Учреждениями, ведающими в то время деятельностью русских консулов за границей, были правительственный Сенат и Государственная коммерц-коллегия «в том, что до морского хождения и купечества касается». По повелению Петра I эти учреждения назначали первых русских консулов. В 1718 г. указом императора образуется Коллегия иностранных дел, которой были подчинены все посольства, миссии и другие представительства Российской империи за рубежом. В ведение Коллегии входили консульские функции, такие как вопросы выдачи загранпаспортов, принятия в российское подданство, исключения из него и др.

3 мая 1809 г. (15 мая по новому стилю) император Алекcандр I утвердил представление министра иностранных дел графа Н.П. Румянцова о создании в рамках МИД «Экспедиции консульских дел». Именно эта дата считается днем образования самостоятельной Консульской службы в системе внешнеполитического ведомства России.

Экспедиция, в которой концентрировалось большинство консульских функций, подчинялась непосредственно Министру, и состояла при его канцелярии. Возглавил Экспедицию, впервые занявшуюся регламентацией консульской службы, Ф.Ф. Борель, опытный чиновник «в торговых делах и консульских вопросах», позднее составивший содержательный труд по становлению консульского института России.

В императорских указаниях Экспедиции, в частности, предписывалось: «Начальника Экспедиции определять Министру с Нашего утверждения, помощников же предоставляем выбор и определение ему самому, без всякого различия класса по единой способности к делам сего рода». После образования Экспедиции подразделения консульской службы постоянно находились в структуре МИД России.

С ростом числа российских консульских учреждений за границей возникла потребность выработки организационной основы консульской службы, определения правовой базы их функций. Права и обязанности консульских представителей России за рубежом были изложены в первом Консульском уставе. Этот устав был утвержден императором Александром I 25 октября 1820 г. В нем определены полномочия и обязанности российских консулов в торгово-экономической и юридической областях, предпринята первая попытка свести в законодательный документ ранее действующие указания и инструкции консулам при направлении их к месту назначения.

В 1825 год Россия имела в других странах 61 консульство различного уровня, из которых 24 носило статус генеральных. В 30-е годы ХIX века расширяется консульская сеть России в Европе и в Америке. В 1830 г. открывается консульство в Ницце (Франция), в 1833 г. – в Руане и в Гавре (Франция), которое в 1845 г. «по причине умножающихся пароходных сношений с Россией» преобразовано в генеральное консульство, в том же году образовано генеральное консульство в Марселе. В европейских странах Россия имела наиболее разветвленную консульскую сеть в Германии, во Франции и в Австро-Венгрии. Следует отметить, что по общему количеству консульских учреждений Россия уступала многим странам, для сравнения, США в 1833 году имели 152 консула.

Несколько позднее открывались российские консульства в Латинской Америке — в Рио-де-Жанейро (Бразилия) -1811г., Вальпараисо (Чили) -1839 г., Порт-Аллегро и Алагое (Бразилия, вице-консульства, 1839 г.), в Буэнос-Айресе в 1869 году. Значительное развитие получили сеть консульских учреждений в Азии, в частности, было открыто генеральное консульство в Мешхеде (Иран), учреждены консульства в Исфахане (Иран), Басре (Ирак) и Бомбее (Индия). Консулы следили на Востоке за правомерностью деятельности не только российских физических, но и юридических лиц – торговых, финансовых компаний и акционерных обществ. Такая политика способствовала росту авторитета России в граничащих с ней странах Востока, что в свою очередь, расширяло её политическое воздействие в этом регионе.

Содержание генеральных консулов в тот период составляло 2-3 тыс. руб. в год, для консулов средние годовые зарплаты в Азии и в Европе составляли 1515 и 1230 рублей соответственно (по другим источникам около 1 тыс. руб.) и вдвое меньше — у вице-консулов. Некоторые авторы утверждают, что большинство вице — консулов государственного жалованья не получали, только у троих был оклад в 1200 рублей. Нештатные консулы, в основном из местного купечества, кандидатуры которых хотя и согласовывались с МИД России и входили в число сотрудников МИД, но жалованья от Министерства не получали.

Консулы были подотчетны посланнику посольства страны пребывания, ему же они сообщали о местных событиях, а если они посылали сообщения в Петербург, то через посольство «под открытой печатью, дабы Министр его Императорского Величества мог иметь полное сведение и наблюдение за течением и производством дел, вверенных подчиненным ему консулам». Генеральные консулы и консулы были уполномочены «производить в подведомственном им округе суд по трактатам и существующим обычаям». С этой целью «при каждом консульстве должно быть по одному экземпляру всех трактатов, существующих с тою державою, где оное находится, а также тарифа таможенных пошлин». Самим консулам запрещалось заниматься торговлей и «принимать от иных держав какие-либо звания».

Все внутренние протоколы консульства составлялись на русском языке, особенно это предписание строго соблюдалось в «отношении тяжебных дел». Консульские донесения в посольства и миссии также часто были написаны по-русски, в отличие от официальных бумаг посольства, направляемых в Петербург — все они составлялись на французском языке и переписывались каллиграфическим почерком секретаря или письмоводителя посольства. Примечательно, что все записи в консульствах России в Османской империи делались по-итальянски, в то время как в Персии записи составлялись на русском языке.

В связи с усложнением консульских функций повышались требования к сотрудникам консульских учреждений. Во второй половине ХIX в МИД России постепенно вырабатываются правила поступления на консульскую службу. Законом не ограничивалось положение консулов, однако на практике при принятии на службу особое значение придавалось тому, чтобы вновь назначаемые консулы имели частный доход.

Что касается семейного положения претендента, то лица, состоящие на государственной службе, могли вступить в брак лишь с особого разрешения со стороны ведомства, в котором они состояли. Например,
в циркуляре о МИД 1857 г. запрещались, согласно императорскому указу, браки чиновников, не представивших удостоверения о том, что они сами или их невесты обладают достаточным имуществом для «приличной семейной жизни».

С 1859 г. лица, желающие поступить на дипломатическую и консульскую службу, проходили в МИД специальный экзамен. Для допуска к такому экзамену требовалось предъявление диплома об окончании либо Александровского (Царскосельского) лицея, либо Училища правоведения. Допускались также кандидаты по окончании университетского курса по юридическому факультету. При поступлении на консульскую службу на Востоке требовалось знание восточных языков, которые преподавались в Лазаревском институте восточных языков в Москве, на отделении восточных языков при первом департаменте МИД и на восточном отделении филологического факультета Сибирского университета (Томск).

Для сдачи экзамена были необходимы знания следующих дисциплин: Международное и морское право, История трактатов, Политэкономия, Общая статистика. С 1905 г. введено консульское право, что объясняется возрастающим значением консульской службы. Испытуемый чиновник должен был свободно выражаться на русском и французском языках. Знание немецкого и английского было необязательно, но умение говорить и писать на них способствовало определению на должность. Требовался также хороший почерк, чтобы консульские сотрудники умели писать «слагательно» (складно).

Читайте так же:  Секреты правильного подбора одежды для тренировок и соревнований по самбо для детей. Требования к самбовке

Как и в других монархиях, право назначать консулов в России принадлежало императору. О назначении объявлялось «во всеобщее сведение» в «Правительственном вестнике» в виде высочайшего повеления. Получив экзекватуру и принеся присягу императору, заверенную должным образом, которую затем консул отсылал в МИД, он считался приступившим к своим обязанностям.

Сеть российских консульских учреждений после Крымской войны 1854-1856 гг. быстро увеличивалась. С учетом усиления влияния России в мире возникла необходимость более полного изложения правил деятельности русских консулов. С этой целью в связи с многообразием задач в 1858 г. был принят новый консульский устав, в котором, в основном, излагались права и обязанности русских консулов в Европе и в Америке, излагались также положения о судебной власти консулов, необходимые для рассмотрения споров в сферах торговли и мореплавания.

Важную роль в формировании консульского института сыграли заключенные Россией с иностранными государствами консульские конвенции, в которых получили широкое развитие положения международного консульского права о привилегиях консулов, а также об их функциях. Россия заключила консульские конвенции с Германией (1874 г.), Францией (1874 г.), Италией (1875г.), Испанией (1876 г.), а также конвенции с Нидерландами об учреждении консульств в портах нидерландских колоний.

4 февраля 1875 г. впервые после утвержденного императором Павлом I в 1800 г. штатного расписания загранмиссий, были узаконены общие штаты загранучреждений МИД. В этом документе генеральных консульств в России значилось 26, консульств-43 и вице-консульств-7. Основная часть консульских учреждений функционировала в Западной Европе, Азии (Турция, Персия, Китай) и Северной Америке. Что касается Латинской Америки и Африки, то там количество консучреждений было недостаточно.

В этот период продолжалось развитие консульского права. Вступивший в силу в 1893 г. Консульский устав (203 статьи) четко определял основные функции штатных и нештатных консулов, во втором разделе приводились правила для российских посольств и консульств в Персии, Турции, Китае и Японии. В уставе впервые были прописаны правила и порядок назначение нештатных консулов – кандидаты в письменной форме давали обязательство «исправлять должность без всякого притязания на жалование или какое-либо возмездие», кроме разрешенного уставом (ст.18 и 24).

В 1902 г., когда отмечалось столетие образования МИД России, за рубежом функционировали 29 генконсульств, 39 вице-консульств, более 300 нештатных консульских учреждений, в том числе в Китае, Японии, Турции, Персии, Марокко, Аргентине и Перу. Приступили к работе генконсульства России в Шанхае (1898 г.), Багдаде (1901 г.) и в Алжире (1916 г.).

В 1903 году по повелению императора Николая II принимается новый консульский устав — последний устав царской России (опубликован в Своде законов Российской империи в 1904 г.). Устав обобщал и дополнял функции, права и обязанности российский консулов, содержащиеся в ранее принятых уставах. В нем отмечалась подчиненность консульств российским посольствам. К уставу прилагался Тариф консульских пошлин, где указывалось, что сумма взимаемых консульских пошлин поступала в государственный доход.

В странах своего пребывания консульские представители играли важную роль в расширении российской внешней торговли, а также содействовали лучшему осведомлению МИД России о внутриполитическом положении на местах. Например, консул России А.И.Кеслер перед выездом в испанский порт Кадис получил предписание наблюдать за обстановкой на фоне прокатившейся в стране революции и оперативно сообщать российскому посланнику в Мадриде. Формально, не имея политического статуса, консулы в действительности являлись активными проводниками внешней политики российского руководства.

К 1913 году Россия обладала уже широко развитой консульской сетью, которая соответствовала политическим и торговым нуждам государства и позволяла с достаточной эффективностью охранять интересы российских подданных. Например, поверенный в делах во Франции Нехлюдов писал, что «количество консульских учреждений во Франции удовлетворяет предъявляемым к ним требованиям». Посол России в Лондоне Бенкендорф сообщал в Комиссию по реорганизации заграничной службы МИД: «Я не признаю ныне возможным сокращение существующих в моем ведении штатных консульских учреждений и не нахожу в настоящее время надобности в открытии каких-либо новых». Посол России в Японии также подчеркивал, что «распределение наших консульских учреждений соответствует потребностям наших интересов в стране.

Сама организация консульской службы, несмотря на отдельные недостатки, в частности, в распределении консульских округов, в координации информационной деятельности консульств, функционировании института нештатных консулов, в целом удовлетворяла предъявляемым к ней требованиям. Достигнутый перед первой мировой войной высокий уровень развития консульской службы в России позволил видному российскому дипломату А.А. Гейкингу сделать вывод о том, что «институт российскихконсулов представляет собой одно из богатств России».

Положения консульских уставов 1820, 1853, 1893 и 1903 гг. позволили выявить основные тенденции развития российской консульской службы: расширение прав консулов в торгово-экономической области, увеличение её централизации, что, в частности, было обусловлено постановлением Временного правительства в 1917 г. об изменениях в положении о МИД и структуре его центрального аппарата, на основе которой был организован «консульский и распорядительный» департамент. Новый департамент сосредоточил в своем ведении практически все консульские функции, часть которых ранее относилась к компетенции других подразделений императорского министерства.

Аппарат советской консульской службы начал создаваться в конце 1917 года. Первым документом, регламентировавшим её организацию, стала инструкция Наркоминдел 22 февраля 1918 года. Практически сразу же после издания РСФСР были учреждены консульства в Кобдо, Урге (Монголия), Чугучаке, Кульдже (Китай). Особое значение имело открытие генерального консульства РСФСР в Берлине, которое провело большую работу по учету и защите интересов русских военнопленных и гражданских интернированных лиц. К началу 1922 г. РСФСР уже имела 24 консульских учреждения.

Нормативным актом по вопросам консульской службы стал декрет СНК РСФСР от 18 октября 1918 г., который определял цели и принципы новой консульской службы, регламентировал деятельность советских консульских учреждений, их задачи и организацию, отменял консульский устав 1903 года. Следует подчеркнуть, что декрет предусматривал институт нештатного консула. В апреле 1921 г. была разработана «Инструкция консулам РСФСР», которая существенно дополняла декрет СНК и являлась хорошим подспорьем в практической деятельности наших консулов.

Дальнейшему развитию деятельности органов внешних сношений, в том числе консульских, расширению их правовой основы, послужил декрет СНК от 26 мая 1921 г. «Общие положение о советских органах за границей». В этом декрете российские консульства рассматривались как постоянные официальные органы Советского правительства в иностранных государствах.

Уместно отметить, что в первых нормативных актах, посвященных консульским вопросам, вопрос о выполнении консульских функций полномочными представительствами РСФСР за границей детально
не регулировался, отсутствовали правовые ссылки на создание консульских отделов. Впервые указанная норма появилась в примечаниях к ст. 3 декрета СНК от 26 мая 1921 г., где предусматривалось наличие «консульских делопроизводств» в составе советских представительств, которые впоследствии превратились в консульские отделы посольств.

Новым шагом в создании правовой основы явилось утверждение Тарифа консульских сборов в марте 1922 г. Накопленный со времен установления Советской власти правовой опыт в консульской области нашел свое нормативное закрепление в Консульском уставе 1926 года, заменившим многочисленные инструкции и циркуляры по консульским вопросам. Разработка устава началась в феврале 1924 г., в марте 1925 г. он был одобрен Коллегией НКИД, в октябре 1925 г. представлен в СНК СССР и 8 января 1926 г. утвержден Президиумом ЦИК СССР.

Этот устав действовал до 1976 года. Он охватывал широкий круг вопросов, регулирующих консульских отношения, и содержал новые нормы, предусматривающие, в частности, функции консула в отношении охраны прав и интересов граждан, назначение консулов, порядок обжалования действий консульских властей и их аппарата и др.

До второй мировой войны СССР заключил ряд консульских конвенций-с Польшей (1924 г.), с Германией (1925 г.), Чехословакией (1935 г.). Кроме того, путем обмена нотами от 2 февраля 1927 г. между СССР и Швецией была достигнута договоренность о правовом положении консулов обеих стран.

В послевоенные годы произошли значительные изменения в международной практике по консульско-правовым вопросам, что вызвало необходимость их кодификации, обобщения существующих положений
и дальнейшего развития норм консульского права. В соответствии с резолюцией 373 4-й сессии Генассамблеи ООН Комиссия международного права изучил этот вопрос и представила проект на 16 сессии ГА ООН, которая постановили созвать международную конференцию для изучения этого проекта. В апреле 1963 г. конференция в Вене выработала Конвенцию о консульских сношениях, затрагивающих по существу весь спектр консульских отношений между государствами. Конвенция вступила в силу 19 марта 1967 г. Советский Союз присоединился к Венской конвенции о консульских сношениях в 1989 году.

Изменения в советском законодательстве, положения консульских конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, а также заново систематизированные в Венской конвенции нормы международного консульского права вызвали необходимость пересмотра Консульского устава 1926 года. Проект нового устава был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 июня 1976 г. и введен в действие с 1 сентября 1976 года.

В соответствии со сложившейся практикой и нормами двусторонних и многосторонних конвенций по консульским вопросам в уставе зафиксированы положения, касающиеся общих вопросов консульской службы, введены термины «консул», «консульское должностное лицо», «сотрудник консульского учреждения». В уставе имелись нововведения в отношении функций консула по вопросам гражданства, значительно расширена глава, посвященная консульской легализации. Впервые в консульской практике было легализовано положение о взимании не только консульских сборов за совершаемые консульские действия, но и возмещение фактических расходов, связанных с выполнением указанных действий.

Завершает устав 1976 г. раздел о нештатных консулах, согласно которому Советский Союз мог использовать институт нештатных консулов в своей консульской практике. Указанное направление активно развивается в последние два десятилетия. По состоянию на 1 января 2019 г. 86 почетных консулов России исполняют свои функции за рубежом, на территории Российской Федерации работают более 80 иностранных нештатных консулов.

Следует отметить, что после распада Советского Союза Консульский устав 1976 г. во многом не соответствовал принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации, ряду законодательных актов, в том числе «Положению о Консульском учреждении Российской Федерации» утвержденному Указом Президента РФ 5 ноября 1998 г. Новый, ныне действующий Консульский устав после длительного межведомственного согласования был принят и вступил в силу 4 января 2011 г. (Федеральный закон № 154-ФЗ). Он определяет правовые основы осуществления консульской деятельности в современных условиях, права и обязанности консульских должностных лиц за пределами территории России, в том числе их участие в организации федеральных избирательных кампаний.

Проводимый курс на укрепление консульского присутствия России за рубежом позволил за последние два десятилетия открыть консульские учреждения в разных регионах – в Усть-Каменогорске (Казахстан),
Эрбиле (Ирак), Хургаде (Египет) и др.

Структура аппарата консульской службы Министерства неоднократно претерпевала значительные изменения. После образования Народного комиссариата по иностранным делам (НКИД РСФСР) в ноябре 1917 г. вопросами консульской службы занимался экономическо-правовой департамент, в котором в 1922 г. действовало специальное консульское отделение. После принятия Положения о народном комиссариате
по иностранным делам, утвержденным ЦИК России в ноябре 1923 г., вопросами консульской службы ведало Управление делами и экономическо-правовой отдел НКИД, в составе которого сохранилось консульское подразделение.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение. Налог за обучение в аспирантуре

31 августа 1929 г. в соответствии с приказом НКИД № 87 был образован самостоятельный консульский отдел, который отвечал за всю консульскую работу и за общее организационное руководство консульской службой за границей. В 1941 г. заместитель Наркома иностранных дел А.А.Вышинский утвердил «Положение о Консульском отделе НКИД», оно стало первым актом, который на законодательном уровне четко и достаточно полно регламентировал функции отдела как в отношении консульств и консульских отделов посольств СССР за границей, так и в отношении дипломатических уполномоченных и дипломатических агентов НКИД на территории Советского Союза.

Коренные изменения в области международных отношений после второй мировой войны, упрочение международного положения СССР, значительное увеличение консульских точек за рубежом вызывали необходимость реорганизации консульской службы и, прежде всего, её центрального аппарата. В результате реорганизации в июле 1946 г. консульский отдел был преобразован в Консульское управление, а в 1992 г. в составе Министерства был образован Департамент консульской службы, который с 2004 г. называется Консульским департаментом. 14 августа 1996 г. Приказом МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430 утверждено «Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации». Сейчас действует Положение о Консульском департаменте, утвержденное приказом МИД России от 5 апреля 2005 г. № 4138.

В настоящее время Консульский департамент является одним из крупнейших функциональных подразделений Министерства, осуществляющим руководство консульской службой МИД России. Он принимает непосредственное участие в выполнении внешнеполитических задач, в первую очередь в области консульских отношений, выполняет большой объем консульской работы. По состоянию на 1 марта 2019 г., Департамент курирует работу 236 консульских учреждений за рубежом, осуществляет оперативное руководство консульскими учреждениями, оказывает практическую помощь в выполнении консульских функций, разрабатывает международные соглашения и нормативно-правовые документы по консульским вопросам относительно применения действующего законодательства за границей, оформляет патенты консулам России и выдает экзекватуры иностранным консулам на территории Российской Федерации, поддерживает деловые контакты с консульскими учреждениями иностранных государств на территории России.

Нотариальные действия

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Согласно ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1. удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и др.), кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории России;

2. принимают меры к охране наследственного имущества;

3. свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

4. свидетельствуют подлинность подписи на документах;

5. свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

6. удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

7. удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

8. удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

9. удостоверяют время предъявления документов;

10. совершают морские протесты;

11. удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12. удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации могут совершать и другие нотариальные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что характер и содержание нотариальных функций консульских учреждений во многом зависят от норм консульских конвенций, заключенных Российской Федерацией с представляемым государством.

Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов, уплаты консульских сборов и возмещения фактических расходов. Совершение нотариальных действий может быть отложено при необходимости истребования дополнительных сведений или документов либо направления документов на экспертизу, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

При удостоверении сделок выясняется дееспособность граждан и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем, проверяются его полномочия (полномочия представителя подтверждаются выданной на его имя доверенностью).

Консульские должностные лица устанавливают личность обратившихся за совершением нотариальных действий граждан, их представителей или представителей учреждений, предприятий и организаций.

Личность гражданина Российской Федерации устанавливается по паспорту или другим документам, исключающим любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариальных действий.

Личность иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по их национальным паспортам или документам, их заменяющим.

Нотариально удостоверяемые сделки, а также заявления, доверенности и иные документы подписываются в присутствии должностного лица консульского учреждения Российской Федерации, совершающего нотариальное действие.

Если гражданин по каким-либо причинам не может подписаться собственноручно, документ может быть подписан по его поручению, в присутствии его самого и должностного лица консульского учреждения Российской Федерации, другим гражданином с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно заинтересованным лицом.

Не принимаются для совершения нотариальных действий документы, если в них имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления (если они не оговорены и не заверены подписью должностного лица и печатью учреждения, предприятия или организации, выдавших эти документы), а также исполненные карандашом или имеющие неясный текст.

Если документ изложен на нескольких листах, они должны быть пронумерованы и надлежащим образом скреплены.

Если совершение нотариального действия противоречит законодательству Российской Федерации, должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации отказывает в совершении такого действия.

Не принимаются для совершения нотариальных действий документы, если они не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или могут по своему содержанию нанести вред интересам Российской Федерации, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан, деловую репутацию организации.

За совершение нотариальных действий (в том числе за составление проектов сделок, заявлений, доверенностей, копий документов и выписок из них) взимается консульский сбор, определяемый Тарифом консульских сборов Российской Федерации, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий (не относится к гражданам Российской Федерации).

Со времен Петра Первого и до наших дней: как консулы защищают интересы России

КИШИНЕВ, 15 мар – Sputnik. Впервые русские консулы стали направляться за границу в период царствования Петра I. Весомый импульс для развития консульских отношений с европейскими странами дала поездка в 1697 году, где инкогнито находился царь Петр I. Позже в 1707 году по его инициативе было учреждено первое русское консульство в Амстердаме. Затем открылись консульства в Венеции, Париже, Вене.

Особенности дипслужбы: чем занимались консулы

Задачи, стоящие перед консулами, формулировались царскими инструкциями.

3 мая 1809 года (15 мая по новому стилю) император Александр I утвердил создание в рамках МИД «Экспедиции консульских дел». Именно эта дата считается днем образования самостоятельной Консульской службы в системе внешнеполитического ведомства России.

С ростом числа российских консульских учреждений за границей возникла потребность определения правовой базы консульской службы. Права и обязанности консульских представителей России за рубежом были изложены в первом Консульском уставе.

Этот устав был утвержден императором Александром I в 1820 году. В нем определены полномочия и обязанности российских консулов. Примечательно, что в 1820-х годах Австрия несколько раз обращалась в российский МИД с просьбой предоставить в Консульский устав России для организации на его основе собственного документа.

Как росло число дипломатов

В 30-е годы ХIX века расширяется консульская сеть России в Европе и Америке. Значительное развитие получили сеть консульских учреждений в Азии. Консулы следили на Востоке за правомерностью деятельности не только российских физических, но и юридических лиц, что в свою очередь, расширяло политическое воздействие России в этом регионе. Содержание генеральных консулов в тот период составляло 2-3 тысячи рублей в год.
Консулы были подотчетны посланнику посольства страны пребывания, ему же они сообщали о местных событиях. Все внутренние протоколы консульства составлялись на русском языке. Что касается семейного положения, то лица, состоящие на государственной службе, могли вступить в брак лишь с особого разрешения со стороны ведомства, в котором они состояли.

В 1902 году, когда отмечалось столетие образования МИД России, за рубежом работали 29 генконсульств, 39 вице-консульств, более 300 нештатных консульских учреждений, в том числе в Китае, Японии, Турции, Персии, Марокко, Аргентине и Перу.

В 1903 году по повелению императора Николая II был принят новый консульский устав — последний устав царской России (опубликован в Своде законов Российской империи). Устав обобщал и дополнял функции, права и обязанности российский консулов.

В странах своего пребывания консульские представители играли важную роль в расширении российской внешней торговли, а также содействовали лучшему осведомлению МИД России о внутриполитическом положении на местах. Формально не имея политического статуса, консулы в действительности являлись активными проводниками внешней политики российского руководства.

Консулы при советской власти

Аппарат советской консульской службы начал создаваться в конце 1917 года.

Первым документом, регламентировавшим её организацию, стала инструкция Наркоминдел 1918 года. Особое значение имело открытие генерального консульства РСФСР в Берлине, которое провело большую работу по учету и защите интересов русских военнопленных и гражданских интернированных лиц. К началу 1922 года РСФСР уже имела 24 консульских учреждения.

В послевоенные годы произошли значительные изменения в международной практике по консульско-правовым вопросам, что вызвало необходимость их кодификации, обобщения существующих положений норм консульского права. Изменения в советском законодательстве, положения консульских конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, а также заново систематизированные в Венской конвенции нормы международного консульского права вызвали необходимость пересмотра Консульского устава 1926 года.

Проект нового устава был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 июня 1976 года и введен в действие с 1 сентября 1976 года. В уставе были зафиксированы положения, касающиеся общих вопросов консульской службы, введены термины «консул», «консульское должностное лицо», «сотрудник консульского учреждения».

В уставе имелись нововведения в отношении функций консула по вопросам гражданства, значительно расширена глава, посвященная консульской легализации.

Дипломатия после распада СССР

Коренные изменения в области международных отношений после второй мировой войны, упрочение международного положения СССР, значительное увеличение консульских точек за рубежом вызывали необходимость реорганизации консульской службы и её центрального аппарата. В результате реорганизации в июле 1946 года консульский отдел был преобразован в Консульское управление, а в 1992 году в составе Министерства был образован Департамент консульской службы, который с 2004 года называется Консульским департаментом.

В настоящее время он является одним из крупнейших функциональных подразделений Министерства, осуществляющим руководство консульской службой МИД России. Он принимает непосредственное участие в выполнении внешнеполитических задач, в первую очередь в области консульских отношений, выполняет большой объем консульской работы.

Консульский департамент сегодня: цифры и факты

Департамент курирует работу 236 консульских учреждений за рубежом, осуществляет оперативное руководство консульскими учреждениями, оказывает практическую помощь в выполнении консульских функций, разрабатывает международные соглашения и нормативно-правовые документы по консульским вопросам относительно применения действующего законодательства за границей, оформляет патенты консулам России и выдает экзекватуры иностранным консулам на территории Российской Федерации, поддерживает деловые контакты с консульскими учреждениями иностранных государств на территории России.

Материал подготовлен на основе исторического доклада эксперта Консульского департамента Н.Г.Сизых.

admin