Курс повышения квалификации «Главный инженер проекта». Приказ о назначении гипа по объекту

Курс повышения квалификации «Главный инженер проекта»

Исходные данные и условия для подготовки проектной документации

  • Правоустанавливающие документы на объект капитального строительства
  • Сведения о земельных участках, изымаемых во временное или постоянное пользование
  • Сведения о категории земель, на которых будет располагаться объект капитального строительства
  • Сведения о размере средств, требующих для возмещения убытков правообладателям земельных участков (в случае изъятия во временное или постоянное пользование)
  • Сведения о потребности объекта в топливе, газе, воде, водоотведении, электрической энергии
  • Данные о проектной мощности объекта капитального строительства
  • Отчетная документация по результатам инженерных изысканий
  • Технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования; сведения и расчет нагрузок на подключение к инженерным сетям для нужд строительства ( электроэнергии, воды, пара, связи, др.) , временных зданиях и сооружениях, подъездных путях и дорогах к объекту капитального строитель
  • Определение стоимости ПИР
  • Современная отечественная система ценообразования и сметного нормирования стоимости проектных и изыскательских работ. Основные нормативные документы, необходимые при расчете стоимости проектных и изыскательских работ
  • Уровни цен. Понятие, сущность, применение на практике
  • Особенности составления сметной документации по специализированным справочникам базовых цен. Ценообразующие и усложняющие факторы проектирования
  • Задание на проектирование
  • Требования к Техническому заданию на инженерные изыскания и составление Программы работ в соответствии с СП 47.13330.2012. «Инженерные изыскания для строительства». Требования к предъявляемым на экспертизу результатам инженерных изысканий. Порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий
  • Требования к Техническому заданию на проектирование в соответствии с ГК РФ
  • Договор на проектно-изыскательские работы
  • Проектная документация. Разрешение на строительство

  • Проектная документация
  • Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение проектирования при строительстве объектов: обзор документов
  • Состав разделов проектной документации Состав разделов проектной документации и основные требования к их содержанию
  • Требования к сметной части проектно-сметной документации. Порядок проверки достоверности заявленной стоимости строительства. Особенности формирования сметной стоимости строительства при представлении документации на переутверждение
  • Организация и проведение экспертизы проектной документации
  • Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
  • Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти. Особенности проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации. Стоимость и сроки проведения экспертных работ.
  • Проектная документация повторного применения. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ» (вступило в силу 11.10.2011).
  • Проектная документация и результаты инженерных изысканий, не требующие проведения экспертизы и рассмотрение ее в государственной или негосударственной экспертизах.
  • Разрешение на строительство
  • Получение разрешения на строительство
  • Организация взаимодействия застройщика (заказчика) с уполномоченными органами при получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
  • Обязательства застройщика (заказчика) по передаче документации в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
  • Организационно-технологическое моделирование и календарное планирование производственных процессов
  • Организация работ в строительстве

  • Нормативная база строительства
    • система нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность
    • новое в требованиях к оформлению проектной документации
    • внедрение в практику перечня Национальных стандартов и Сводов правил
    • правовое регулирование обеспечения качества строительства. Ответственность руководителя за нарушения качества строительства
    • Организационно-технологическая подготовка строительства в современных условиях. Подготовительный период строительства
    • Последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций.
      • состав, содержание и порядок разработки проекта организации строительства (ПОС)
      • состав, содержание и порядок разработки проекта производства работ (ППР) рекомендации к разработке и организации выполнения проектов производства работ (ППР)
      • состав, содержание и порядок разработки проекта организации работ (ПОР)
      • основные положения по календарному планированию строительства и производства работ
      • модели организации строительства
      • оптимизационные задачи календарного планирования
      • технологические карты
      • инженерная подготовка строительной площадки и разработка строительного генерального плана. Проектирование строительных генеральных планов в условиях городской застройки
      • Обустройство и содержание строительных площадок
        • требования к инженерному обустройству стройплощадок
        • размещение на строительной площадке средств вертикального транспорта
        • организационные мероприятия по уменьшению размеров опасных зон
        • примеры обустройства и содержания стройплощадок
        • временные дороги на строительной площадке
        • складское хозяйство на строительной площадке
        • производственные установки на строительной площадке
        • временные здания и их использование на строительстве
        • обеспечение строительства водой, теплом, электроэнергией
        • культура содержания стройплощадок
        • показатели качества обустройства и содержания стройплощадок
        • нормативно-методическая база
        • Строительный контроль и управление качеством в строительстве

        • Организационно-правовой порядок обеспечения качества производимых строительных материалов, изделий, конструкций, законченных строительством объектов
        • «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» – Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009г. Внедрение в практику перечня Национальных стандартов и Сводов правил
          • Требования к выдаче свидетельств о допуске на виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства (Приказ Минрегиона от 30.12.10 г. № 624, Постановление правительства № 207 от 24.03.2011)
          • Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля»
          • Нормативно-правовые основы ведения исполнительной, технической и технологической документации в строительстве
            • Руководящие документы Ростехнадзора
            • Требования нормативно-технических документов
            • Национальные стандарты и своды правил (Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 г. № 2079)
          • Исполнительная документация и её назначение в обеспечении организационно-технологической схемы в строительстве. Новые требования к ведению исполнительной документации в соответствии с Постановлением
            • Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
            • Новые требования к ведению исполнительной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля»
            • Обязательные требования действующих СНиПов и СП к оформлению исполнительной документации при осуществлении строительного контроля
            • Опыт автоматизации ведения исполнительной технической и технологической документации в строительстве
            • Производственный контроль
              • Производственный контроль строительных материалов и строительно-монтажных работ на всех этапах технологического процесса. Входной контроль качества строительных материалов
              • Особенности взаимоотношений с поставщиками строительных материалов, изделий и конструкций в современных условиях
              • Методы контроля качества строительно-монтажных работ, средства контроля
              • Приемка отдельных видов работ с оформлением требуемых документов
              • Механические и физические методы контроля качества материалов и технологического процесса в строительстве
              • Технология земляных свайных и бетонных работ, обеспечение качества строительства. Характерные технологические нарушения
              • Особенности операционного контроля качества монолитных конструкций, изготавливаемых (возводимых) в условиях строительной площадки
              • Актуализация ГОСТов по бетонным работам (ГОСТ-7473-2010 с 01.01.2012 г.)
              • Контроль сварных соединений (СНиП 03.01-87)
              • Приборы и методы неразрушающего контроля
              • Договорная работа. Виды договоров в строительстве и их особенности. Порядок ведения договорной работы. Ошибки при ведении договорной работы. Расторжение договоров в связи с нарушением стандартов регламентов, технических условий и др. Судебно-арбитражная практика
              • Ошибки при ведении исполнительной документации на объекте
              • Финансово-технический надзор

              • Основная цель инвестиционно-строительного проекта
              • Извлечение максимальной прибыли от земельного актива путем создания неотделимых улучшений и добавленной стоимости
              • Основные задачи финансового и технического контроля
              • Проверка соблюдения норм финансового права (соблюдения законодательства)
              • Защита интересов собственника
              • Бюджет Проекта
              • Планирование доходов и расходов Проекта по статьям затрат и соответствующим периодам времени
              • Бюджетный классификатор
              • Практикум: Пример бюджетного классификатора
              • Финансовый контроль
              • Контроль за использованием бюджетных средств
              • Ответственность за нарушение законодательства
              • Контроль за целевым использованием средств
              • Анализ хозяйственных операций , проведение внутреннего аудита
              • Нормативно-правовая база. Обзор документов первого и второго уровня
              • Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в т.ч. кассовой
              • Контроль исполнения бюджета по статьям затрат
              • Контроль исполнения графика финансирования
              • Практикум: Классификатор нарушений, выявленных в ходе финансового контроля
              • Технический контроль
              • Основные нормативно-правовые и организационно-технологические документы
              • Основные направления контроля: стоимость, сроки, качество, объемы
              • Входной контроль проектной документации
              • Контроль за качеством применяемых строительных материалов и конструкций
              • Операционный контроль по соблюдению технологии выполнения работ
              • Перечень видов работ, подлежащих контролю
              • Перечень технической и исполнительной документации
              • Приемка выполненных работ в соответствии с утвержденным проектом
              • Обоснование дополнительных работ. Необходимый перечень документации
              • Планирование материально-технических ресурсов
              • Структура себестоимости строительства
              • Прямые и косвенные затраты
              • Стоимость материалов, заработная плата
              • Накладные расходы и сметная прибыль
              • Практикум: Составление калькуляции затрат на производство строительной продукции ресурсным методом
              • Матрица взаимодействия в рамках проведения финансово-технического контроля в рамках реализации инвестиционного Проекта
              • Перечень подразделений компании и компетенции. Ключевые «фигуры»
              • Формирование команды проекта с постановкой задач
              • Порядок согласования договоров строительного подряда
              • Порядок согласования выполненных работ
              • Электронный документооборот
              • Приказ о назначении гипа по объекту

                • Все свойства
                • Данные только для последней редакции (Edition.Data)

                  Редакция: кыргызча | на русском

                  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО АРХИТЕКТУРЫ,

                  СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

                  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                  от 20 ноября 2019 года № 17-нпа

                  «Об утверждении Положения о главном архитекторе (главном инженере) проекта»

                  В целях определения обязанности, права и ответственность главного архитектора (главного инженера) проекта, руководствуясь постановлением Правительства Кыргызской Республики «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти» от 15 сентября 2014 года № 530 и Положением о Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее-Госстрой), утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 июня 2013 года №372,

                  1. Утвердить «Положение о главном архитекторе (главном инженере) проекта» согласно приложению.

                  2. Государственному проектному институту градостроительства и архитектуры при Госстрое.

                  — принять меры по официальному опубликованию данного настоящего приказа в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики» от 26 февраля 2010 года № 117.

                  — в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования направить копию настоящего приказа в двух экземплярах на государственном и официальном языках, на бумажном и электронном носителях, с указанием источника опубликования указанного приказа, в Министерство юстиции Кыргызской Республики для государственной регистрации;

                  — в течение трех рабочих со дня вступления в силу настоящего приказа направить в Аппарат Правительства Кыргызской Республики для информации.

                  3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования.

                  4. Отменить действие СНиП КР 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта».

                  5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Госстроя М.А. Акматалиева.

                  к приказу Государственного агентства

                  и жилищно-коммунального хозяйства

                  от «20» ноября 2019 г. №17-нпа

                  о главном архитекторе (главном инженере) проекта

                  1. Настоящее Положение определяет обязанности, права и ответственность главного архитектора (главного инженера) проекта строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений различных отраслей экономики, планировки и застройки городов, сельских населенных пунктов (в дальнейшем – строительство объектов).

                  2. Уполномоченный государственный орган по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности, вправе, руководствуясь действующим законодательством, возлагать дополнительные к настоящему Положению обязанности на главного архитектора (главного инженера) проекта с учетом особенностей проектирования и строительства объектов различных отраслей экономики.

                  3. Главный архитектор (главный инженер) проекта, имеющий соответствующий квалификационный сертификат назначается (и освобождается) приказом руководителя проектной фирмы, для организации разработки проектно-сметной документации и технического руководства проектно-изыскательскими работами на протяжении всего периода проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей.

                  При проектировании объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, сельскохозяйственного и водохозяйственного строительства назначается главный инженер проекта, а объектов гражданского строительства, планировки и застройки городов и сельских населенных пунктов – назначается главный архитектор проекта.

                  При проектировании крупных и сложных объектов или объектов, предприятий и сооружений, имеющих важное значение для архитектурного облика, допускается назначение главного архитектора и главного инженера проекта. При этом ведущая роль возлагается на одного из них.

                  Генеральная проектная организация назначает главного архитектора (главного инженера) проекта по всему комплексу предприятий, зданий и сооружений, планировки и застройки городов, городских и сельских населенных пунктов, субподрядная проектная организация – по комплексу работ, выполняемых этой организацией.

                  Руководителям организаций – генеральных проектировщиков допускается вводить в штаты в случае необходимости при проектировании важнейших объектов должность заместителя главного архитектора (главного инженера) проекта.

                  4. Главный архитектор (главный инженер) проекта является организатором разработки проекта, техническим и творческим руководителем проектных работ на протяжении всего периода проектирования, выпуска проектно-сметной документации.

                  Главный архитектор (главный инженер) проекта в своей деятельности руководствуется:

                  — схемами развития и размещения отраслей экономики;

                  — схемами развития и размещения производительных сил по экономическим районам;

                  — схемами и проектами районной планировки;

                  — проектами планировки и застройки городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов;

                  — схемами генеральных планов промышленных узлов;

                  — документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей;

                  — каталогами типовой проектной документации;

                  — строительными нормами и строительными правилами;

                  — утвержденным заданием на проектирование;

                  — разрешительными документами в соответствии с архитектурно-планировочными условиями и инженерно-техническими условиями.

                  Задачи и обязанности главного архитектора (главного инженера) проекта

                  5. Задачами главного архитектора (главного инженера) проекта являются обеспечение высокого технико-экономического уровня проектируемых объектов и качества проектно-сметной документации и стоимости объектов, улучшение качества градостроительных и архитектурно-планировочных решений.

                  6. В соответствии с задачами на главного архитектора (главного инженера) проекта возлагаются обязанности:

                  7. Участие в работе комиссии по выбору площадки (трассы) для строительства, в подготовке задания на проектирование и в организации инженерных обследований для разработки проектно-сметной документации на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений.

                  8. Участие в составлении комплексных планов-графиков выполнения научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ для объектов, на которых будут применяться новые технологические процессы и оборудование с длительным циклом разработки, конструирования и изготовления.

                  9. Подготовка данных для заключения договора с заказчиком на выполнение проектно-изыскательских работ, распределении между организациями и подразделениями – участниками разработки проекта и составление графика разработки проектно-сметной документации.

                  10. Обеспечение формирования состава разработчиков проекта, распределение между ними задач, обязанностей и ответственности по разделам и частям проекта, объемов и стоимостей работ с соответствующим фондом заработной платы.

                  11. Осуществление технической приемки материалов, разработанных субподрядными проектными, изыскательскими и другими организациями.

                  12. Контроль технического и экономического уровня принимаемых проектных решений и сроков разработки проектно-сметной документации.

                  13. Подготовка заданий субподрядным проектным и изыскательским организациям на выполнение поручаемых им работ и обеспечение этих организаций необходимыми исходными данными для проектирования; своевременное решение всех вопросов, возникающих у субподрядных организаций в процессе разработки проектно-сметной документации.

                  14. Выбор типовых и повторно используемых экономичных индивидуальных проектов, унифицированных объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений, узлов, конструкций и изделий с целью широкого применения их при проектировании.

                  15. Координация проектно-изыскательских работ по всему комплексу проекта, обеспечение выдачи заказчику комплектной проектно-сметной документации в сроки, предусмотренные графиком к договору на выполнение этих работ, и систематический контроль за правильным расходованием средств на проектно-изыскательские работы.

                  16. Своевременное решение вопросов, связанных с проектированием и возникающих в процессе строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей.

                  17. Обеспечение разработки необходимых вариантов для выявления наиболее целесообразных и экономичных проектных решений.

                  18.Обеспечение соответствия проектов заданию на проектирование и рабочей документации – утвержденному проекту.

                  19. Организация работы по проверке на патентную чистоту впервые примененных или разработанных в проекте технологических процессов, оборудования, конструкций, материалов и изделий.

                  20. Принятие решения о достаточности объемов проектных решений в составе проектной документации.

                  21. Усовершенствование объемов проектно-сметной документации.

                  22. Согласование проектной документации, выполненной с обоснованными отступлениями от действующих норм и правил, в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их.

                  23. Подтверждение в материалах проекта соответствующей записью, что проектно-сметная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений разработана в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами.

                  24. Участие в рассмотрении и согласовании проектно-сметной документации согласно порядку, установленному уполномоченным государственным органом по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности.

                  25. Защита проекта в органах экспертизы и в градостроительном совете.

                  26. Осуществление авторского надзора за строительством.

                  27. Подготовка предложений руководству проектной организации и заказчику проектно-сметной документации о внесении в рабочую документацию изменений, связанных с введением в действие новых нормативных документов, с учетом фактического состояния строительства.

                  3.Права главного архитектора (главного инженера) проекта

                  28. Главный архитектор (главный инженер) проекта имеет право:

                  29. Представлять проектную организацию в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам разработки, согласования и экспертизы при рассмотрении проектно-сметной документации, осуществления строительства по утвержденному проекту и вести переписку по этим вопросам в установленном проектной организацией порядке.

                  30. По заданию Заказчика принимать решение по изменению проектных решений в процессе проектирования и строительства, вносить определенные изменения в части проекта генерального плана, архитектурных решений и при необходимости согласовывать с государственным уполномоченным органом в сфере архитектурно-строительной деятельности.

                  31. Приостанавливать производство отдельных видов строительно-монтажных работ при осуществлении их с отступлениями от проекта, при нарушении технических условий и правил производства этих работ, а также неудовлетворительном их качестве.

                  32. Проверять состояние разработки проекта, правильность расходования средств на проектно-изыскательские работы, соблюдение установленных сроков проектирования и качество проектных решений в процессе разработки проектно-сметной документации.

                  33. Вносить руководству проектной организации предложения о разработке новых и корректировке действующих нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации объектов.

                  34. Представлять руководству проектной организации предложения о поощрении работников, отличившихся при разработке проекта, принимать участие в распределении премий между организациями и подразделениями-исполнителями, а также вносить предложения о наложении взысканий на виновных в несвоевременной и некачественной разработке проектно-сметной документации.

                  4.Ответственность главного архитектора (главного инженера) проекта

                  35. Главный архитектор (главный инженер) проекта несет административную ответственность за соблюдение требований нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, а также за выполнение всех обязанностей, возложенных на него настоящим Положением.

                  36. Ответственность между главным архитектором и главным инженером по разделам проекта распределяется следующим образом:

                  Главный архитектор проекта несет ответственность, совместно с разработчиками по разделам генерального плана и архитектурных решений.

                  Главный инженер проекта несет ответственность, совместно с разработчиками по разделам «Расчет конструкции» и «Конструктивных решений»

                  По всем остальным разделам проектно-сметной документации главный архитектор проекта и главный инженер проекта несут совместную ответственность.

                  В случае не назначения главного архитектора (главного инженера) проекта, за каждый раздел несет ответственность главный специалист.

                  Сегодня проектировщик бесправен, но отвечает за всё. Минстрой России заявил о низком качестве проектирования в стране. Союз проектировщиков в ответ заявил о необходимости кардинально пересмотреть статус, полномочия и ответственность Главного инженера проекта (ГИПа) и Главного архитектора проекта (ГАПа). О том, что происходит в проектировании, мы беседуем с руководителями Союза проектировщиков РФ Виктором НОВОСЕЛОВЫМ и Игорем ШКОПИНСКИМ:

                  — Уважаемые коллеги, судя по всему, наступает час Х, когда проектировщики и строители должны выяснить отношения и постараться восстановить классическую иерархию – архитектор-проектировщик-подрядчик. Со стороны Минстроя России при участии Главгосэкспертизы прозвучали обвинения в «низком качестве подготовки ПСД, что тормозит развитие строительной отрасли». Насколько объективны претензии министра, на чем они основаны?

                  Виктор Новоселов: — Новый министр Владимир Якушев при назначении заявил, что готов к общению со всеми представителями сообщества. Хочется верить, что новый состав Общественного совета Минстроя РФ будет более представительным с точки зрения вхождения в него большего количества представителей профессиональных ассоциаций и союзов, в том числе и проектировщиков.

                  Прежде чем критиковать проектировщиков за низкий уровень качества работы, неплохо было бы с ними встретиться для обсуждения накопившихся проблем. Кстати, приглашение представителей Минстроя РФ на деловую программу, которую проводил в рамках выставки RosBuild Союз проектировщиков РФ совместно с комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства,; было оставлено без внимания. Это как раз и говорит о реальном интересе со стороны Минстроя к проблемам в области проектирования.

                  На уровень качества создаваемых проектов влияет множество факторов — социально-экономических, технических и др. Прежде всего, в стратегии развития строительной отрасли РФ, на наш взгляд, отсутствует до конца продуманная стратегия развития строительной науки, архитектуры, проектирования и инженерных изысканий на базе современных цифровых технологий.

                  Заниженная оценка труда архитекторов и проектировщиков ведет к снижению интеллектуального потенциала в строительной отрасли и утечке мозгов из регионов в Москву и за рубеж. Требуется кардинальный пересмотр системы ценообразования в проектировании. Для сравнения: доля стоимости проектных работ в общей стоимости СМР за рубежом составляет 8-10%, в РФ — всего 1-3%. В профильных вузах нет специализации инженеров-проектировщиков в области строительства. Профессиональное сообщество отстранено от прямой законотворческой деятельности.

                  Несмотря на неоднократные предложения, не созданы совместные аналитические центры и обратная связь профильных министерств с проектным сообществом. В депутатском корпусе нет проектного лобби, в отличие от финансового, строительного, банковского.

                  Вместе с тем мы не снимаем с себя ответственности за ситуацию, в который мы сами оказались. Сейчас мы сформировали новое понимание взаимоотношений с министерством строительства, и будем ему следовать. Это значит – будем более активными, дотошными, принципиальными.

                  — Со своей стороны, проектировщики на открытом отраслевом совещании на RosBuld представили большой аналитический доклад о неподобающей, второстепенной роли и месте проектировщика в создании и сооружении строительных объектов. Если сделать небольшой экскурс в историю, когда произошел перелом тандема застройщикVSпроектировщик в пользу первых?

                  — Перелом начался сразу после развала СССР. Советское законодательство в области строительства было направлено на защиту интересов государства, но оно развалилось вместе со страной; в российском — приоритеты изменились. Строительство стало переходить в частные руки, преследующие исключительно меркантильные интересы.

                  Перевес в сторону интересов инвестора, подрядчика происходил постепенно, но сегодня он доминирует, а качество и безопасности уходит на задний план. Хотя государство должно быть крайне заинтересовано в них.

                  — Как далеко заходят инвесторы в своей вседозволенности?

                  — Очень далеко заходят. Каждый из них – инвесторов, строителей, застройщиков действует в силу понимания своей компетенции и интересов.

                  Как правило, люди компетентные и ответственные стараются придерживаться правил и здравого смысла; некомпетентные и безответственные теряют границы. Пример с прошлогодней трагедией в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» иллюстрирует эту ситуацию: все собственники стремились только к получению как можно большего дохода. За счет него платили взятки всем пожарным, надзору. Они не понимали или не верили, что в результате своих действий могут оказаться на скамье подсудимых. Кто давал разрешение на строительство? По какому проекту строили? Это было перепрофилирование, должен быть проект реконструкции, его экспертиза. Возможно, он прошел экспертизу. Если посмотреть детально, то окажется, что на каждом шагу кто-то что-то нарушил.

                  — На прошлогодней конференции по светопрозрачным конструкциям представитель производителя привел пример из своей практики, как запроектированные конструкции класса А на стадии строительства были заменены на другие, классом ниже. Это выступление было обращением к Союзу проектировщиков за помощью, просьба навести порядок…

                  — Это абсолютно типичная ситуация. Сейчас практически нет авторского надзора. Но даже, предположим, на каком-то объекте надзор проводится, то его можно спокойно обойти. У нас нет нормативно-законодательных актов, которые бы не давали застройщику или подрядчику нарушить экспертизу и без выхода на повторную экспертизу провести принципиальную замену инженерного оборудования, технологических решений, материалов и конструкций.

                  — А где все это время был Союз проектировщиков? Почему вы так покорно сдали свои позиции?

                  — Мы обращались во всевозможные организации, направляли протоколы круглых столов. Но наша законодательная машина очень тяжелая. Мы обратились за поддержкой к профессиональному сообществу, потому что Союз проектировщиков как общественная организация не имеет права законодательной инициативы. Был заключен «Союз четырех», который объединил проектировщиков, РСС, ТПП и союз сельских строителей. Мы подготовили предложения о необходимости полностью переработать Градкодекс как основной документ, который дает начало всем инвестиционным проектам и возможность правильно построить всю схему проектирования, строительства и эксплуатации.

                  По поводу того, что мы сдали позиции. Проектировщики не имеют юридической защиты. Заказчик давит на него, принуждая все время согласовывать более дешевое оборудование, материалы и не всегда правильные технологические решения. Результатом подобного давления стала, например, трагедия в аквапарке «Трансвааль» в 2004 г. Всю вину тогда возложили на одного проектировщика-конструктора, уважаемого специалиста, Нодара Канчели. Если бы на объекте велся авторский надзор, трагедии бы не было.

                  Раньше у проектировщика было право при выявленных нарушениях останавливать стройку. Сегодня даже говорить об этом смешно! При вводе объекта проектировщик даже не подписывает акт, потому что подрядчик не хочет показывать ему результат строительства.

                  — Ни один объект не может появиться без работы проектировщика. Да и ответственность, если что-то случается, тоже ложится на него…

                  Игорь Шкопинский: — Тем не менее существующий статус проектировщиков радикально уменьшил их вес и влияние. Настолько, что прежний министр строительства нас игнорировал. Мы писали несколько писем с просьбой принять делегацию Союза. Нам даже не ответили. А ведь проектировщик – это главное лицо, создающее прибыль и сверхприбыль инвестору, борющееся за качество, в том числе из чувства самосохранения. Сейчас ГИП (ГАП) — самое ответственное по внутреннему содержанию и самое юридически незащищенное лицо в процессе жизненного цикла зданий и строений.

                  — В резолюцию совещания проектировщиков включены предложения о повышении статуса ГИП (ГАП) и введении его персональной ответственности. О чем идет речь?

                  — Мы предложили отразить в СНиП Положение о ГИПе (ГАПе), в Градкодексе и ФЗ «Технический Регламент о безопасности зданий и сооружений», а также в смежных нормативных актах следующие меры по повышению статуса и введении его персональной ответственности. В частности, Положение должно содержать ограничительные меры по стороннему влиянию на ГИПа, полное устранение возможности влияния Заказчика и эксперта на ГИПа (ГАПа) в отношении принятия им технических решений, применения строительных изделий и инженерного оборудования. Должен быть введен обязательный авторский надзор ГИПа (ГАПа) при отсутствии технадзора за строительством. Предложения также касаются объема экспертизы проектно-сметной документации, условий для присвоения специалисту статуса ГИПа (ГАПа) — его персональной ответственности, при которой исключается солидарная ответственность эксперта.

                  — Возвращаясь к заявлению министра Якушева: он сказал, что «количество проектных институтов, которые качественно могут проектировать, должно в России вырасти в разы, и что проектную отрасль нужно поднимать на совершенно другой уровень». Как этого добиться, не поменяв все остальное?

                  — Министр обозначил идеал, к которому нужно стремиться. Но сейчас ресурсов для этого у него нет. Им не обозначен механизм достижения поставленной цели. К нам, в Союз проектировщиков России, он не обращался. Мы видим решение: нужны структурные, тектонические изменения всей отрасли, начиная с сохранения и подготовки кадров. Именно проектировщики, как интеллектуальная составляющая, будут востребованы в первую очередь для решения глобальных государственных программ, нацеленных на приумножение народного блага. Союз проектировщиков России открыт к взаимодействию для министров, для аппарата Президента, для всех заинтересованных сторон, что показало прошедшее совещание на RosBuld.

                  Елена Арапова

                  Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство».

                  Автор статьи анализирует вопросы, связанные с продолжительностью проектирования и обоснованием продолжительности подготовки проектной документации для объектов капитального строительства.

                  Продолжительность проектирования устанавливается техническим заданием на подготовку проектной документации и договором на выполнение проектных работ. Продолжительность проектирования определяется, как правило, проектной организацией по согласованию с заказчиком проектной документации. Сокращение продолжительности подготовки проектной документации на объект капитального строительства приближает дату начала строительства, однако при этом необходимо, чтобы решения, принятые на стадии проектирования, соответствовали современному уровню экономического развития страны, уровню развития науки и техники, а также потребностям общества. Таким образом, продолжительность подготовки проектной документации на объект капитального строительства должна быть обоснованной и согласованной всеми заинтересованными сторонами.

                  Продолжительность проектирования обусловлена назначением объекта капитального строительства и его сложностью. Продолжительность выполнения проектных работ функционально связана со следующими факторами [1]:

                • Нормативом выполнения единицы проектной продукции;
                • Общей трудоемкостью проектных работ;
                • Степенью технологической возможности совмещения процессов проектирования.
                • Продолжительность выполнения проектных работ определяется общим объемом проектных работ, предусмотренным требованиями нормативных документов на проектирование, и не учитывает время, необходимое для выполнения неучтенных работ, в том числе:

                • сбор и анализ исходных данных;
                • выполнение изыскательских работ;
                • расчет максимальных нагрузок по каждому виду сетей инженерно-технического обеспечения;
                • подготовка и согласование задания на проектирование;
                • согласование проектных решений с заинтересованными организациями и органами надзора в строительстве;
                • корректировка проектных решений, в связи с изменениями условий проектирования и др.
                • Продолжительность выполнения проектных работ учитывает время, необходимое для проектирования объекта как единого целого, связанного архитектурным замыслом, функционально-технологическими процессами, конструктивными и инженерно-техническими решениями, включая инженерные сети и системы.

                  Нормы продолжительности проектирования застройки микрорайонов (кварталов), градостроительных комплексов с инженерными сетями, благоустройством и подготовкой территории (без «привязки» жилых домов и объектов культурно-бытового и коммунального назначения) приведена в табл. 1 [1].

                  Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительным планом земельного участка и содержит комплексное функционально-планировочное, архитектурное, ландшафтное и инженерное решение застройки, благоустройства, транспортного обслуживания и инженерного обеспечения.

                  Нормы продолжительности проектирования объектов строительства города Москвы

                  Наименование объекта Мощность, тыс. кв. м общей площади Продолжительность проектирования в месяцах
                  проектной документации рабочей документации проектной и рабочей документации
                  1. Многоэтажная застройка (9 этажей и более) до 50 4,0 4,5 7,0
                  от 50 до 100 от 4,0 до 5,0 от 4,5 до 6,0 от 7,0 до 8,5
                  от 100 до 150 от 5,0 до 5,5 от 6,0 до 7,0 от 8,5 до 9,5
                  от 150 до 250 от 5,5 до 6,0 от 7,0 до 8,0 от 9,5 до 10,0
                  свыше 250 от 6,0 до 6,5 от 8,0 до 8,5 от 10,0 до 10,5
                  2. Среднеэтажная застройка (5-8 этажей) до 15 4,5 5,0 8,0
                  от 15 до 75 от 4,5 до 6,5 от 5,0 до 7,5 от 8,0 до 10,0
                  свыше 75 от 6,5 до 7,5 от 7,5 до 8,5 от 10,0 до 11,0
                  3. Малоэтажная застройка (до 4 этажей) до 5 1,5 2,0 2,5
                  от 5 до 35 от 1,5 до 3,0 от 2,0 до 3,5 от 2,5 до 5,0
                  свыше 35 от 3,0 до 4,0 от 3,5 до 4,5 от 5,0 до 6,0

                  В случае, если в результате выполненных на территории застройки инженерных изысканий были выявлены усложняющие факторы на площади, составляющей более 30 % от площади территории застройки, применяются коэффициенты:

                  1. на существующую сохраняемую застройку – 1,2;
                  2. на сложные геологические и гидрогеологические условия, включая карстовые явления, заторфованные, разнородные и водонасыщенные грунты, просадочные грунты – 1,2.
                  3. Необходимым условием обеспечения согласованной и ритмичной работы всех участников проектной деятельности является разработка календарных планов. Рациональные календарные планы проектирования могут быть сформированы лишь на основе организационно-технологической модели разработки проектной документации. Наиболее полной графической моделью комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определена последовательность и взаимосвязи работ, является сетевой график. Любая непрерывная последовательность работ в сетевом графике называется путем, продолжительность которого равна сумме продолжительностей составляющих его работ. Важнейшей характеристикой сетевого графика является «критический путь», который представляет собой наибольшую и непрерывную продолжительность работ от начального до конечного события сетевого графика. Работы, составляющие критический путь, не имеют резерва времени и должны начаться и закончиться точно вовремя.

                    Общая продолжительность выполнения работ по подготовке проектной документации на объект капитального строительства формируется на основе продолжительности разработки разделов, определяющих критический путь. В качестве таких разделов выступают, как правило, два раздела проектной документации: АР – «Архитектурные решения» и КР – «Конструктивные и объемно-планировочные решения» [2].

                    Продолжительность разработки раздела или его части определяется пропорционально доле этого раздела или его части в общем объеме проектных работ. При этом продолжительность проектирования архитектурно-строительного раздела принимается равной общей продолжительности проектирования с коэффициентом 0,9, а продолжительность проектирования прочих разделов – с коэффициентом 1,2, учитывающим время, необходимое для ознакомления с проектом в целом, но не менее одного месяца.

                    Доля раздела в общем объеме проектных работ определяется в соответствии с разбивкой, принятой в организации-исполнителе проектных работ.

                    На рис. 1 показан пример календарного графика на проектирование многофункционального комплекса, состоящего из нескольких объектов, связанных единым архитектурным замыслом [1].

                    Состав многофункционального комплекса [1]:

                  4. Монолитная 12-этажная гостиница, продолжительность проектирования 7,5 мес.;
                  5. Ресторан на 200 посадочных мест, продолжительность проектирования 3,5 мес.;
                  6. Офисные помещения на 100 раб. мест, продолжительность проектирования 3 мес.
                  7. Рисунок 1. Календарный график разработки проекта

                    Вид разрабатываемой документации, для которой разработан график (рис. 1) – проектная документация. Критический путь календарного графика составляет продолжительность проектирования системообразующего объекта с добавлением времени на ожидание заданий по объектам, входящим в комплекс, и времени, необходимого для подготовки сводного сметного расчета стоимости строительства и разработки ПОС.

                    Нормы [1] являются составной частью единой комплексной системы Московских региональных рекомендаций в сфере проектирования и строительства. Однако они могут стать основой для выработки решения по определению продолжительности проектирования, согласованного заказчиком и исполнителем проектных работ.

                    Применение норм продолжительности выполнения проектных работ позволяет:

                  8. выполнить первичный анализ возможности выполнения проектных работ в заданные заказчиком сроки;
                  9. установить объективные сроки подготовки проектной документации для строительства объектов капитального строительства;
                  10. установить правовое основание для преодоления разногласий между заказчиком и исполнителем проектных работ по продолжительности проектирования;
                  11. предварительно определить прибыльность проекта для организации;
                  12. иметь возможность обеспечения качества выполнения проектных работ в целом по проекту;
                  13. знать независимую оценку сроков выполнения работ по объектам-аналогам;
                  14. определить сложность и нестандартность решений предстоящих задач.

                  В настоящее время существенно изменились методы и технологии осуществления проектных работ, а также требования к составу, объему и содержанию проектной документации на строительство объектов недвижимости. Введена новая система технического нормирования и требования к промышленной, пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности объектов строительства, что должно быть отражено в методике определения продолжительности проектирования.

                  На этапе обоснования продолжительности выполнения проектных работ определяется иерархия структуры работ, полный перечень операций проектирования, их взаимозависимость и длительность выполнения, включая выдачу заданий, разработку рабочих чертежей, пояснительной записки, согласования и др. Рассматриваются возможности сокращения сроков проектирования с учетом ресурсных ограничений. Управление продолжительностью выполнения проектных работ включает в себя два этапа:

                • разработку сквозного плана-графика проектирования объекта на основе действующих норм продолжительности проектных работ;
                • корректировку (актуализацию) сквозного плана-графика в ходе выполнения проектных работ.
                • Планирование проектных работ по объектам осуществляют главные инженеры проекта (ГИПы) и главные архитекторы проекта (ГАПы). С помощью современных программных средств они определяют сроки начала и окончания каждого процесса проектирования с учетом возможных изменений. Окончательные сроки выполнения проектных работ устанавливаются на этапе переговоров с заказчиками и прописываются в договорах.

                  Литература:

                • Сборник 11.1 «Нормы продолжительности проектирования объектов строительства МРР-11.1-16»
                • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
                • Автор: Сергей Волков, канд. техн. наук, доцент СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург

                  Часто задаваемые вопросы

                  Вопрос: Прошу дать разъяснения по оформлению исполнительной документации при изменении организационно-правовой формы юридического лица и в части внесения изменений в титульные страницы общего журнала работ. Также прошу пояснить ситуацию, когда лицо, осуществляющее строительство (Генподрядчик), по контракту передает часть работ другому лицу (Подрядчику), допускается ли ведение общего журнала последним?

                  Ответ: В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

                  В соответствии с указанной нормой приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 утвержден Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее – РД-11-05-2007).

                  Согласно приложению № 1 к РД-11-05-2007 в Титульном листе общего журнала работ предусмотрены сведения об изменениях в записях Титульного листа общего журнала работ.

                  РД-11-05-2007 не ограничивает количество общих журналов работ на объекте капитального строительства. Сведения о других лицах, осуществляющих строительство, их уполномоченных представителях указываются в Титульном листе общего журнала работ.

                  Вопрос: Правомерно ли требование представителя лица, осуществляющего строительный контроль, при сдаче объекта строительства к исполнительной документации прикладывать к акту освидетельствования скрытых работ весь комплект документов о качестве, а именно и сертификат соответствия и паспорт качества, ссылаясь на СП70.13330.2012 пункт 3.23 «при приемочном контроле должна быть предоставлена следующая документация. документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве СМР». Возможно ли предоставление одного из документов или паспорт/сертификат качества или сертификат соответствия?

                  Ответ: В соответствии с Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (далее – РД-11-02-2006), исполнительные геодезические схемы, исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно- технического обеспечения, акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий) являются приложениями к актам освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, подтверждающими соответствие выполненных работ требованиям, установленным проектной документацией.

                  Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

                  Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

                  Строительный контроль лицом, осуществляющим строительство, включает в себя проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям проектной документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

                  Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный характер (декларирование соответствия и обязательная сертификация). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента и только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

                  В актах освидетельствования скрытых работ наряду с паспортами качества применяемых строительных материалов и изделий указываются сертификаты или декларации о соответствии требованиям технических регламентов, в случае если требования об обязательном подтверждении соответствия установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации или Евразийского экономического союза.

                  Вопрос: Можно ли одним актом освидетельствования ответственных конструкций сдать сразу несколько фундаментов (например — все возведенные фундаменты по одному шифру проекта), если да, то в пункте 4 этого же акта что указывать? Перечень актов на каждый фундамент? Или же общий перечень видов работ, на которые были составлены акты освидетельствования скрытых работ, так как все фундаменты сдавались одинаково?

                  Ответ: Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128 (далее — Требования).

                  Пунктом 5.4 Требований установлено, что освидетельствование строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее — ответственные конструкции), оформляется актами освидетельствования ответственных конструкций по образцу, приведенному в приложении № 4 к Требованиям. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

                  Ограничений при оформлении актов освидетельствования ответственных конструкций одновременно на несколько конструкций Требованиями не установлено.

                  При этом в пункте 4 акта освидетельствования ответственных конструкций необходимо указывать скрытые работы и реквизиты актов их освидетельствования.

                  Вопрос: Являются ли обязательными в полном объеме документы, указанные в разделе 4 «Безопасность объектов капитального строительства» П-01-01-2017 «Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» при проектировании объектов капитального строительства? Мнение экспертизы проектной документации, что перечень является обязательным к применению в полном объеме при проектировании. Является ли ошибкой включение в П-01-01-2017 нормативных документов, которые в настоящий момент не вошли в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521?

                  Ответ: Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — П-01-01-2017), утвержденного приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 № 254 содержит сведения о нормативных правовых актах и нормативных документах по вопросам, отнесенным к компетенции Ростехнадзора, в том числе в сфере безопасности объектов капитального строительства.

                  П-01-01-2017 представляет собой информационно-справочный сборник, предназначенный для информирования должностных лиц Ростехнадзора, других федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нормативных правовых актах и нормативных документах, действующих в установленной сфере деятельности Ростехнадзора по указанным в нем вопросам.

                  Согласно пункту 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

                  Кроме того, работники Ростехнадзора, при исполнении ими должностных обязанностей в пределах предоставленных им полномочий могут использовать действующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные технические документы в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным правовым актам, регулирующим требования законодательства о градостроительной деятельности.

                  Вопрос: Вправе ли орган государственного строительного надзора после получения уведомления застройщика или технического заказчика о консервации объекта капитального строительства и до получения уведомления о возобновлении строительства (реконструкции) осуществлять государственный строительный надзор.

                  Ответ: Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54.

                  Согласно части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

                  Порядок проведения консервации объекта капитального строительства определен Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 № 802 (далее — Правила).

                  В соответствии с пунктом 10 Правил застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

                  Указанными нормативными актами осуществление государственного строительного надзора на объектах капитального строительства, в отношении которых реализованы мероприятия по консервации, не предусмотрено.

                  Вопрос: Прошу дать разъяснения по оформлению исполнительной документации при заполнении акта освидетельствования скрытых работ; акта освидетельствования ответственных конструкций. Кого нужно указывать в строке — представитель застройщика или заказчика по вопросам строительного контроля; представитель лица, осуществляющего строительство; представитель лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля; представитель лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию; а также иные представители лиц, участвующих в освидетельствовании?

                  После внесения сотрудников в национальный реестр специалистов 01.07.2017, технический заказчик и орган государственного строительного надзора требует, чтобы только специалисты, включенные в национальный реестр, участвовали в освидетельствовании скрытых работ и имели право подписывать вышеуказанные акты. Правомерны ли их требования или мы можем назначать ответственных из числа сотрудников, не состоящих в национальном реестре специалистов?

                  Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее – договор строительного подряда) должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

                  Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ выполнение работ по договорам строительного подряда обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

                  В силу требований пункта 22 статьи 1 ГрК РФ обязанность являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, также установлена для технического заказчика, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

                  Согласно части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

                  Частью 2 статьи 55.6 ГрК РФ установлено, что для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

                  В соответствии частью 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся, в том числе, оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов.

                  Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ и п.п. «г» пунктов 5 и 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, строительный контроль лица, осуществляющего строительство по договору строительного подряда, а также застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом включает в себя освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

                  Таким образом, при проведении строительного контроля исполнительная документация должна быть подписана специалистом по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющим функции строительного контроля по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации для такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется).

                  Законодательством о градостроительной деятельности не установлены требования о включении сведений в национальный реестр специалистов в области строительства в отношении специалистов иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

                  Вопрос: Прошу дать разъяснения о правомерности требований органов государственного строительного надзора при проведении проверок по наличию членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительный контроль.

                  Ответ: Положениями пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.

                  Статья 52 ГрК РФ определяет требования в части наличия членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства к лицам, выполняющим работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в том числе к застройщику в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

                  Законодательством о градостроительной деятельности не установлена обязанность в части наличия членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

                  Вопрос: Прошу разъяснить, поднадзорен ли Ростехнадзору объект капитального строительства, не отнесенный в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации к категории особо опасных, технически сложных объектов, но возводимый за счет средств федерального бюджета.

                  Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие ГрК РФ.

                  С учетом положений пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2013 № 840 к таким объектам отнесены также объекты капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, за исключением объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

                  Вопрос: Прошу разъяснить позицию Ростехнадзора по вопросу внесения изменений проектную документацию объектов капитального строительства и последующей оценкой таких изменений в объеме соответствующей экспертизы в связи с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2019 № 342-ФЗ в части отмены понятия «модифицированная проектная документация».

                  Ответ: Федеральным законом от 03.08.2019 № 342-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) внесены изменения, в том числе в части исключения понятия «модифицированной проектной документации».

                  В связи с указанными изменениями нормами ГрК РФ фактически не урегулирован порядок отнесения изменений, внесенных в проектную документацию объектов капитального строительства, к влияющим на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

                  Таким образом, вследствие отсутствия порядка отнесения изменений, внесенных в проектную документацию объектов капитального строительства, к влияющим на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, проектная документация в случае внесения в нее любых изменений, подлежит повторной экспертизе с целью оценки на соответствие предъявляемых требованиям.

                  Положениями части 7 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                  В соответствии с требованиями части 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация в случаях, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ, до утверждения застройщиком или техническим заказчиком направляется на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

                  Кроме того, Ростехнадзором по указанному вопросу была запрошена позиция Минстроя России. Согласно письму Минстроя России от 19.10.2019 № 42586-НА/08 в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, такая документация повторно направляется на экспертизу.

                  Читайте так же:  Отсрочка и рассрочка исполнения решения суда. Возражение на заявление об отсрочке исполнения решения арбитражного суда

admin