Квест-игра — Остров. Приказ по школе о введении школьной формы

Содержание:

Могут ли школы диктовать, где покупать форму?

В добровольно-принудительном порядке?

Как возмущаются родители, такие рекомендации дают примерно в десятке школ крымской столицы, а потому, по их мнению, ситуация пахнет сговором. Те же кто не хочет следовать жёстким рекомендациям руководства школ, опасаются давления на детей.

При этом мало кто отрицает, что школьная форма действительно организует учеников, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях, избавляя детей от необходимости воевать за модный имидж.

Как уточняется в письме Мин-образования РФ № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», школьная форма введена в том числе для устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, и предупреждения психологического дискомфорта перед сверстниками.

В результате школы обычно выбирают единый стиль.

Юрист Александр Меркулов комментирует:

– С правовой точки зрения, если в уставе школы предусмотрено ношение определённой формы, то её носить надо. Но заставлять вас носить или покупать форму определённой фабрики они права не имеют. В частности, Закон об образовании (статья 38) говорит: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к её общему виду, цвету, фасону, видам одежды обу-чающихся, знакам отличия, и правила её ношения, если иное не установлено настоящей статьёй». Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учётом мнения совета
обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и обучающихся в ней. Вы можете направить жалобу в адрес руководства школы, в прокуратуру или в департамент образования.

То есть родитель, который отдаёт ребёнка в 1-й класс, должен ознакомиться с уставом образовательного учреждения под
роспись. Но если позже устав меняют и не в пользу родителей, естественно, это вызывает массу нареканий.

Министр образования, науки и молодёжи Крыма Наталья Гончарова подтверждает:

– Именно для того чтобы исключить возможность коррупционной составляющей и регулировать аппетиты отдельных директоров школ, Минобразования Крыма регулярно настаивает на создании попечительских советов, которые, занимая активную позицию, будут представлять и отстаивать интересы родителей. Наличие школьной формы, описание её отдельных элементов может быть утверждено и школьным уставом, и школьным приказом, и решением попечительского совета.

Тем не менее статья 38 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не говорит ни слова о том, что образовательная организация вправе навязывать родителям конкретного производителя или конкретный магазин одежды.

Юрист Андрей Крылов поясняет:

– Такое понуждение противоречит основным началам гражданского законодательства (статья 1 ГК РФ) и принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ). Кроме этого, если руководство школы пытается навязывать форму конкретной марки, это противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции». Таким образом, вы вправе обратиться к любому производителю или продавцу одежды, который удовлетворит ваши требования. Действия школы являются неправомерными.

Ту же позицию поддерживает Общество защиты прав потребителей образовательных услуг, которое выступает в защиту потребителей в сфере образования, отстаивая их конституционные права. Например, даже если ученик пришёл в школу без формы, то есть нарушил требования устава образовательного учреждения, его не могут отстранить от учёбы, поскольку каждому гражданину гарантировано право на получение образования.

Понятно, что важный момент в выборе школьной формы – это её качество. Она должна соответствовать СанПиНам, на чём и настаивает Минобразования РФ в уже упомянутом письме.

Однако впечатления родителей, которые всё же купили форму у рекомендованной фирмы, говорят о противоположном. Вот несколько комментариев в соцсетях.

– А вот сертификаты соответствия указанная фирма и не предоставляет в своём магазине. Я в прошлом году требовала.

– Цена и качество не соответствуют, так как это дешёвая синтетика задорого. Если уж покупать, то нужно решать с участием родителей, где и что, а не единолично директором. И выбирать нужно удобную форму, а не ту, что нужные люди предложили. Представьте себе, что не каждая семья может купить комплект одежды за эту цену. К тому же предложили заказать сейчас по меркам на глазок и на вырост для следующего учебного года. Без примерок.

– Наша школа носит их форму: цены завышены, качество отстой, но у нас обязаловка для 1-го и пока 2-го классов.

– Я тоже спрашивала сертификаты, дают альбом и говорят: скорее всего, где-то там есть и эта ткань. Особенно впечатлила ржавая фурнитура, там даже смысла нет сертификат спрашивать.

– Ситуация с навязыванием конкретной формы конкретного производителя в конкретной школе несколько смягчилась, как я понимаю, большей частью после обращения ряда родителей в прокуратуру и Минобразования. Теперь такого категорического требования нет. Но надо писать заявление на имя директора, мол, ты финансово не можешь себе позволить именно эту форму. Что, на мой субъективный взгляд, унижает достоинство ребёнка.

Затратные требования

Закон «Об образовании» позволяет школам устанавливать требования к форме в соответствии с типовыми требованиями, которые должны быть утверждены субъектом РФ на своей территории. Образец типовых требований опубликован Минобрнауки.

Министр образования, науки и молодёжи Крыма Наталья Гончарова комментирует:

– Сегодня в отрасли ещё очень много проблем, забот и целей, и школьная форма не возглавляет этот список. Ещё раз повторюсь: готова реагировать на перегибы со стороны руководителей учебных заведений, но прошу и родительскую общественность объединиться и конструктивно решать вопросы со школой. Обещаю, что мы вернёмся к вопросу издания такого нормативного правового акта и подумаем, как правильно прописать основные тезисы.

В конце отметим, что всё то же письмо Минобразования России № ДГ-65/08 («Об установлении требований к одежде обучающихся») говорит о том, что решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей. То есть если Крым установит свои требования к форме, то в его обязанности вой-дёт также обеспечение такой формой малоимущих граждан, а это станет дополнительной нагрузкой на бюджет республики.

Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся

Согласовано: Утверждаю:

Протокол педагогического совета Директор школы

№_8_ от «_04__» 06 2019 г. ____________ Н.В. Куранова

Положение

о школьной форме и внешнем виде учащихся

МОУ «БСОШ № 11»

I. Общие положения:

1.1. Настоящим Положением устанавливаются единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся в МОУ “Бендерская средняя общеобразовательная школа № 11”.

Читайте так же:  ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ->. Образец приказа по антитеррористической защищенности в учреждениях

1.2. Настоящее Положение вводится в соответствии с решением Педагогического Совета школы Протокол № 8 от 04.06.2019г. в целях эффективной организации образовательного процесса, создания деловой атмосферы и светского характера образования.

1.3. Настоящие единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся вводятся с целью:

— укрепления дисциплины и порядка, эффективной организации образовательного процесса, поддержания учебно-деловой атмосферы, необходимой на учебных и внеурочных занятиях в МОУ «БСОШ № 11»;

— обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

— соблюдения гигиенических требований и требований по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков;

— создания условий для воспитания у обучающихся общей культуры и эстетики внешнего вида, для соблюдения обучающимися общепринятых норм делового стиля одежды;

— устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

— предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

— укрепления общего имиджа МОУ «БСОШ № 11», формирования школьной идентичности.

1.4. Обучающиеся, школьная форма и внешний вид которых не соответствуют требованиям настоящего Положения, на занятия не допускаются.

1.5. Настоящее Положение вступает в силу с 1 сентября 2019 года.

II. Функции школьной формы

2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно-воспитательного процесса на весь учебный период.

2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно Правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.

2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей (законных представителей).

2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.

2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.

2.6. Формирование и развитие эстетического вкуса, культуры одежды.

III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся:

3.1. Стиль одежды — деловой, классический, современный строгий.

3.2. Школьная форма подразделяется на повседневную, парадную и спортивную. Парадная школьная форма используется обучающимися в дни проведения праздников, торжественных линеек и мероприятий.

3.2.1. Повседневная школьная одежда:

Для учащихся 1-4-х классов:

Девочки: сарафан, юбка, жилет, классические брюки, блузки однотонные, светлых тонов (блузка может быть заменена на “водолазку”); строгое платье, туфли.

Мальчики: классические брюки; жилет или пиджак; рубашки однотонные, светлых тонов, галстук (рубашка может быть заменена на “водолазку”); туфли.

Для учащихся 5-11-х классов:

Девушки: брюки или классическая юбка (без оборок, с длиной до колена), пиджак или жилет, блузка, платье, туфли. Блузки однотонные, светлых тонов без надписей и рисунков, блузка может быть заменена на “водолазку”. Туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см. Категорически запрещены высокие каблуки, шпильки.

Юноши: брюки, пиджак или жилет; мужская сорочка (рубашка), галстук, туфли (не кроссовки, не спортивная обувь). Рубашки однотонные, светлых тонов.

3.2.2. Парадная школьная одежда:

Для девочек и девушек – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой (не прозрачной) или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см (не шпильки).

Для мальчиков и юношей – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь).

3.2.3. Спортивная одежда:

Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивное трико (шорты), спортивная обувь с нескользкой подошвой, которая не оставляет черные следы.

Для занятий на улице: спортивный костюм (шорты), спортивная обувь.

3.2.4. Спортивная школьная форма предназначена только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.

3.2.5. Для занятий на уроках технологии и занятий общественно-полезным трудом – фартуки, перчатки.

3.3. Школьная форма может быть из различных тканей. Цветовая гамма школьной формы для учащихся 1-9-х классов: темно-синий, темно-серый, черный, коричневый, однотонных тонов, без надписей и рисунков.

3.4. Аксессуары: допускается ношение золотых и серебряных серег.

3.5. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

3.6. Сменная обувь обязательна. Обувь должна быть чистой.

Цвет настроения — школа. Должны ли ученики и учителя соблюдать дресс-код?

Школы, становясь автономными учреждениями, вводят жесткие правила дресс-кода как для учеников, так и для учителей. Не во вред ли основной деятельности — образовательной?

В одной пермской муниципальной гимназии от занятий отстранили двух десятиклассниц. Девушки пришли на урок с перекрашенными волосами, а это противоречит правилам внутреннего распорядка гимназии.

Десятиклассница Зина перекрасила волосы в модный розовый цвет и на следующее утро отправилась на уроки. Но до новых знаний её не допустили.

«Когда ребёнок пришёл в школу, — рассказывает мать девушки Надежда Агишева, — её остановил завуч. Моя дочь Зинаида и ещё одна девочка были приглашены в кабинет директора, где им было сказано, что они отстраняются от занятий. Пока разбирались с первой, у которой волосы были покрашены в рыжий, моя написала мне СМС. Я ей сказала, чтобы она взяла письменное распоряжение. И, пока его не будет, чтобы школу не покидала».

Спустя 40 минут Надежда получила от дочери фото распоряжения и приглашение на беседу с администрацией гимназии по поводу внешнего вида девушки.

«Требования к внешнему виду в этой гимназии новые, появились в июне 2017 года, — поясняет Надежда. — Весь прошлый учебный год они тестировались. Зина говорит, что периодически происходят какие-то обострения, проводятся „рейды по форме“ (проверки того, носят ли гимназисты школьную форму — прим. ред.). Может, были образцово-показательные удаления, замечания, попытки дисциплинарного воздействия на других, но мне про это неизвестно, так как со мной до этого случая администрация не связывалась. Сложно добиться того, чтобы все подряд соблюдали требования, потому что они не соответствуют сложившейся практике. Подростки давно используют при окрашивании волос не очень традиционные цвета».

Требования ко внешнему виду гимназистов в этой школе подразумевают не только натуральный цвет волос, но и соблюдение дресс-кода. К примеру, ученицам 1-4 класса ежедневно нужно ходить в гимназию № 4 в белых колготках и с белыми бантами. Все гимназисты должны иметь на пиджаке или жилетке эмблему образовательного учреждения.

Публикация от zina agisheva (@agishevaza) 11 Сен 2019 в 9:49 PDT

«Розовый не был радикальным, — говорит Надежда. — Зинаида — блондинка, поэтому розовый чуть ярче, чем если бы был на волосах другого цвета. Это был не дикий цвет, а оттенок, он не выглядел вызывающе. Зина точно не хотела никого спровоцировать или вызвать агрессию. Я думаю, что она считала свои действия нормой. Окрасила волосы в модный цвет в салоне красоты, где мастера делают это каждый день. Во всяком случае, такой реакции педагогов мы точно не ожидали».

Надежда говорит, что когда она пришла в гимназию, то специально обратила внимание на учениц, проходящих мимо, и отметила, что у нескольких девушек и юношей волосы были окрашены.

«У многих волосы были как минимум осветлены, — говорит она. — Зина говорит, что в классе несколько девочек с окрашенными волосами. Я считала, что случился эксцесс и так на произошедшее и реагировала, пока не пришла в школу вечером».

Надежда несколько раз повторяет, что она вовсе не за то, чтобы нарушать правила:

«Всё намного сложнее. Школа получила автономию. Это предполагает появление механизмов самоуправления. Есть администрация, родительское сообщество, сообщество учеников, наблюдательный совет. В соответствии с уставом некоторые решения принимаются по согласованию с представителями родителей, педагогическим советом. Но школьное самоуправление не особо развито. Только после произошедшего на классных часах начали обсуждать, нужно ли создавать в гимназии совет, состоящий из учеников. На моей встрече с администрацией не было представителя родительского комитета, наблюдательного совета, представителя Департамента образования. Это говорит о том, что нет никакого самоуправления. Есть только администрация. В беседе с администрацией гимназии я поняла, что есть непримиримая позиция. Я предлагала директору гимназии собрать конфликтную комиссию и обсудить, несут ли действия Зины по окрашиванию волос негативные последствия для других. Час я там провела, но педагоги находились в радикальной позиции и не хотели меня услышать. В том числе не были готовы посоветоваться с юристом, прежде чем отстранять ребёнка от учёбы».

Она рассказывает, что произошедшее с её дочерью взволновало многих. Родители, попадая в подобные ситуации, не знают, как действовать. К ней в соцсетях начали обращаться за советами.

«Многие стараются избежать конфликтов в школах, потому что боятся, что это скажется на детях. Но как? Это же педагоги! Это не система ГУФСИН и не армия, это муниципальное учреждение образования, — говорит Надежда. — Сейчас 2019 год, а школа находится в состоянии десятилетней давности, когда розовый цвет волос был недопустим. Запрещены татуировки, но как можно запрещать кому-то наносить рисунок на тело? Они даже в армии разрешены. Получается, маргинализируется то, что сегодня принято как норма? Школа — это территория, где одна жизнь, а на улице — другая? Понятно, что школьники бунтуют, они против, ведь это же ложь. Я говорю педагогам: „Вы три женщины с окрашенными волосами, я женщина с окрашенными волосами. А вы написали в требованиях, что окрашивание запрещено“. Мы что хотим сказать детям? Что нам можно, а им нельзя?»

В гимназии № 4 отказались комментировать ситуацию.

Выпускница этой гимназии рассказала корреспонденту АиФ.ru, что требование к деловому стилю одежды и неокрашенным волосам было ещё во время её учёбы, но практически всем девушкам удавалось изредка посещать занятия без формы.

«Было модно красить волосы в чёрный, делать мелирование, — вспоминает она. — Моя одноклассница покрасила волосы в ярко-красный, в начале сентября учителя и администрация многократно повторяли ей, что цвет „не по уставу“. Тогда она сделала его менее насыщенным, но волосы все равно остались красно-рыжими».

Она вспоминает, что однажды её одноклассник, пришедший на уроки без сменной обуви, был вынужден весь день ходить по гимназии босиком, держа в руках уличные ботинки. Утром дежурный педагог поставила перед ним выбор: либо возвращаться домой за сменной обувью, либо снимать уличную. Пропускать занятия по предметам, которые планировал сдавать в конце года на ЕГЭ, одиннадцатиклассник не захотел.

Учитель — как полицейский?

В российских школах требуют неукоснительного соблюдения дресс-кода не только от учеников, но и от учителей. Учитель русского языка и литературы одной из школ Новосибирской области Снежана Будько не раз вступала в конфликты с администрацией учебного заведения, хотя её гардероб и причёска не отличаются особой экстравагантностью. У девушки чуть выше запястья есть небольшая татуировка, а на волосах — цветное омбре: концы окрашены в насыщенный бордовый.

«В этой школе я работаю третий год, — рассказывает Снежана. — Педагогом решила стать, потому что люблю детей и люблю литературу. Пошла на филологический факультет, чтобы совместить два своих интереса. Через год после того, как я пришла работать, сменился директор. Старому директору было всё равно, как мы выглядим, никаких замечаний по поводу своего внешнего вида я не получала. Новый директор решил ввести положение о школьной форме для учителей».

От молодого учителя требуют, чтобы она носила рубашки с длинным рукавом, чтобы дети не видели татуировку. Никакие аргументы на администрацию школы не действуют. Девушка говорит, что если школьники будут смотреть футбол по телевизору, то они увидят спортсменов с рисунками на теле и это станет для них примером.

«Татуировки — это нормально, — говорит она. — Не так давно коллега сделала прилюдное замечание по поводу моих брюк. Ей показалось, что они слишком обтягивающие для меня. Когда я зашла в зал, она сказала: „Что у вас за внешний вид?“ Через какое-то время директор говорит: „Сделайте что-нибудь со своим внешним видом, родители жаловались в отдел образования“. На самом деле я понимаю, что ни один родитель никогда не поехал бы из-за брюк в областной центр».

Читайте так же:  Заявление о взыскании судебных расходов. Образец заявления по взысканию судебных расходов

Публикация от Snezhana Budko (@snezhok_siberia) 14 Сен 2019 в 11:45 PDT

Девушка рассказывает, что администрация школы начала обсуждать вопрос о введении формы для учителей. При этом для школьников форма не регламентирована, но еженедельно проводятся рейды по внешнему виду.

«Это корпоративная этика, — передаёт слова сотрудников Снежана. — В полиции, армии есть форма, в банках — форма. На это я ответила, что у нас другая специфика, другая работа. В банке обезличивание необходимо, там человек выступает как функция, а у нас иное. Мы должны прививать вкус детям».

Снежане угрожали тем, что лишат её стимулирующих выплат, вынесут выговор с занесением в личное дело.

«С правовой точки зрения, они не имеют права этого делать», — убеждена девушка.

Рассуждая о школьной форме, учитель говорит, что, прежде чем её вводить, нужно добиться, чтобы ученик хотел её носить, потому что, надевая форму, он бы приобщался к чему-то большему.

Она рассказывает, что сами школьники несколько раз делали ей комплименты:

«Дети на любые изменения во внешности очень тонко реагируют. Ни разу не было осуждения. Они смотрят с восхищением: „Нас прессуют за форму, а кто-то может противостоять“. Принимают за своего. Дети понимают, что учитель не консервативен и может принимать чужую внешность, чужую точку зрения, чужое мнение. Вообще внешность на выстраивание отношений влияет минимально. Гораздо важнее отношение к этой внешности. Если бы учителя — мои коллеги — относились к этому спокойнее и не пытались отторгать культуру, в которой дети сейчас живут, то это значительно бы минимизировало конфликты. Получается, что детям внушают, что внешность не главное, а сами своими действиями доказывают обратное».

Молодую учительницу поддерживают подписчики в соцсетях. В комментариях к её постам они рассказывают, как сами сталкивались с подобными ситуациями. Некоторые даже признаются, что из-за конфликтов на тему дресс-кода были вынуждены уволиться из школы.

В поддержку пермской гимназистки Зины Агишевой выступили десятки пермяков в соцсетях. Флешмоб #свободуволосам даже вышел за пределы региона. Люди делятся своими историями и воспоминаниями о школе и отношении администрации образовательных учреждений к внешнему виду.

«Противники тренда #розовыеволосызиныагишевой чаще всего используют аргумент „в школе надо выделяться не внешним видом, а интеллектом, знаниями, результатами учебного процесса“, — пишет координатор проектов, юрист в ПРОО „Территория семьи“ Ирина Михайлова, — поэтому у меня каминг-аут, простите. В 1992 году, будучи ученицей 11 класса лицея при ПГУ, я почти по-панковски выбрила виски. Сама лично, дома перед зеркалом, умудрившись при этом порезаться. В таком виде пришла в лицей. Очень хорошо помню реакцию любимого учителя, высказавшей мне свою поддержку и чуть ли не восхищение. Директору и администрации лицея было, наверное, по фигу. Возвращаясь к теме „выделяйся не внешностью“. Описанная история ничуть не мешала мне выделяться и в учебе. Даже по лицейским высоким меркам я была отличницей, получила по итогам серебряную медаль».

Выпускница специализированной школы с углублённым изучением английского языка Анна Абраменко вспоминает учёбу в старших классах так:

«Были девяностые. Одна страна уже развалилась, вторая ещё толком не родилась. Родители держали оборону, а мы упивались просачивающейся информационной свободой. Школьной формы у нас не было. И нас гнобили те, кто должен был учить. Меня — за джинсовые комбинезоны, серёжку в носу, гриндеры, толстовки. Таню — за короткую юбку, Яну — за декольте, Иру — за вырез, каблуки. Но это цветочки. Гнобили так, что могли при всём классе, а то и в школьном коридоре назвать „проституткой“, „дебилом“ Представьте, тогдашние почти тридцать человек класса сегодня все поголовно успешные, деятельные, интересные, активные, красивые, творческие. Ни одной проститутки, ни одного рецидивиста. Дизайнеры с мировым именем, уникальные специалисты, живущие в Канаде, Германии и Швейцарии, владельцы малого и среднего бизнеса, деканы, юристы, экономисты, социальные работники, политики. Скорее вопреки, чем благодаря. И, прошу вас, давайте не будем о том, что учитель — сложная и низкооплачиваемая профессия, как будто никто из тех, кто идёт в пед, не знает об этом заранее».

Учитель одной из московских школ тоже присоединилась к флешмобу. Она пишет:

«В старшей школе я делала с волосами всё, что только можно, разве что с дредами не ходила. Моя мама реагировала достаточно спокойно: „Лучше переболеть сейчас, подобные безумства к лицу только в юном возрасте“. Только или не только — это вопрос дискуссионный, конечно. Чуть больше года назад на международной научной конференции в университете я встретила довольно зрелую женщину с синими волосами. Она была профессором исторических наук. Она выглядела свежо и производила впечатление серьезного человека. И нет, я не наблюдала легендарный феномен фиолетовых волос, как у седеющих взрослых женщин России. Я, к сожалению или к счастью, всё еще не переболела и продолжаю эксперименты с волосами. Но только во время каникул. Я понимаю, что коллеги и родители учеников не готовы видеть меня, пусть и преподающую креативные предметы вроде МХК или ИЗО, в креативном образе на уроках. Увидят в социальных сетях или на улице в рваных джинсах и с зелёными прядями — пожалуйста, это не рабочее время».

Она убеждена: «Дети еще успеют надеть костюмы для бизнес-переговоров и соблюсти куда более серьёзный дресс-код для работы врача или спасателя. А пока — пусть ищут себя, свой образ, свой путь в этом и без того полном ограничений в мире».

«Школа как самостоятельное юридическое лицо издаёт внутренние нормативные акты, в том числе о правилах распорядка для учеников и требованиях к внешнему виду, — комментируют произошедшее в Департаменте образования Перми. — В гимназии № 4 такой локальный акт утвержден директором школы и председателем родительского комитета: в соответствии с пунктом 6.1 положения, обозначено, что для всех обучающихся обязательна аккуратная деловая прическа, запрещается окрашивание волос и экстравагантные стрижки. При этом руководство образовательного учреждения не имеет оснований ограничивать право ребёнка на доступность образования. В конкретном случае вопрос об отчислении ребёнка из школы не стоит».

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков уверен, что отстранение от уроков за цвет волос — это дискриминация:

«Отстранить ребенка от занятий по причине цвета волос — это дискриминация в чистом виде. Это то же самое, что ребёнок пришёл без формы или без сменной обуви. Внешний вид не повод отстранять от уроков. Устав школы не может противоречить закону об образовании, в котором, к слову, нет ни строчки о том, какого цвета волосы допускаются для учащихся обоих полов. Сам факт издания подобного приказа в школе — это недопустимо. Отстранение от занятий за внешний вид необоснованно и нарушает право ребенка на образование. Исключение составляют случаи угрозы жизни и здоровью других детей. Например, наличие инфекционных заболеваний у ребёнка. В моей практике учительства в школе был случай, когда старшеклассницы пришли в довольно экстравагантном виде: пирсинг лица, яркие волосы. В школе это, конечно, пообсуждали, но никто их не выгнал, потому что это незаконно. Это вопросы подростковой психологии. При слишком экстравагантном виде, может быть, стоит присмотреться к семье, чтобы ответить на вопрос: почему ребёнок так явно хочет проявлять своё несогласие с общепринятыми нормами внешнего вида? Но в любом случае это не повод нарушать конституционное право ребенка на образование».

В пресс-службе краевой прокуратуры сообщают, что отстранение ученицы от занятий было незаконным:

«В связи с нарушением требований локального нормативного акта учреждения „Требования к внешнему виду и одежде обучающихся МАОУ „Гимназия № 4 им. братьев Каменских““ директором гимназии было издано распоряжение об отстранении ее от аудиторных занятий до устранения замечаний. Между тем указанная дисциплинарная мера не могла быть применена к учащейся, поскольку временное отстранение от аудиторных занятий не предусмотрено ни федеральным законодательством об образовании, ни локальными нормативными актами образовательного учреждения. Кроме этого, указанный локальный акт гимназии не наделял учреждение компетенцией по установлению требований к цвету и длине волос учащихся».

В результате в отношении гимназии и её директора были возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ («Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования»).

«На отдельные пункты „Требований к внешнему виду и одежде обучающихся МАОУ „Гимназия № 4 им. братьев Каменских““ прокуратурой района принесен протест, — сообщает пресс-служба прокуратуры. — Кроме того, по всем выявленным проверкой нарушениям заместителю главы администрации города Перми внесено представление».

Директор КГУ ШГ №24 многопрофильного направления

________ Рахметжанова К.Р

«__01__» __09__ 2019г.

Правила внутреннего распорядка учащихся

Настоящие правила внутреннего распорядка обучающихся КГУ «Школа-гимназия №24 многопрофильного направления отдела образования акимата города Экибастуза» разработаны и утверждены в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 43 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 26 «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организации среднего образования», Постановления акимата Павлодарской области от 17 марта 2015 года № 72/3 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка организаций образования».

1. Приход в школу и внешний вид

1. Учащийся по дороге в школу должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок.

2. В общественном транспорте учащийся обязан соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности.

3. Занятия в школе начинаются в первой смене 8 часов 00 минут, 2 смена – 14.00 час.

4. Учащийся должен приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий, опрятно и чисто одетый, в единой школьной форме бордового или темно-синего цвета:

  • школьная форма для мальчиков 1-8 классов включает: пиджак, джемпер, жакет, брюки, парадную белую рубашку и повседневную рубашку пастельных тонов. Брюки для мальчиков свободного кроя и по длине закрывающие щиколотки ног; ношение джинсовых брюк запрещено;
  • школьная форма для девочек 1-8 классов включает: пиджак, джемпер, жакет, юбку офисной длины, брюки, классическую блузку из непрозрачной ткани, сарафан, водолазку. Брюки для девочек свободного кроя и по длине закрывающие щиколотки ног;
  • школьная форма для мальчиков 9-11 классов включает: классический костюм темно-синего цвета (пиджак, брюки свободного кроя), парадную белую рубашку и повседневную рубашку пастельных тонов. Брюки для мальчиков свободного кроя и по длине закрывающие щиколотки ног; ношение джинсовых брюк запрещено;
  • школьная форма для девочек 9-11 классов включает: классический костюм темно-синего цвета (пиджак, джемпер, жакет, юбку офисной длины, брюки, классическую блузку из непрозрачной ткани, сарафан, водолазку пастельных тонов). Брюки для девочек свободного кроя и по длине закрывающие щиколотки ног; ношение брюк другого покроя (облегающих, укороченных, джинсовых и тому подобных) запрещено;
  • спортивная форма для мальчиков и девочек включает: спортивный костюм (спортивные брюки, футболка), спортивную обувь (кроссовки, кеды); форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий;
  • школьная форма включает галстук классической формы, соответствующий основному цвету или в контрасте к цвету школьной формы.
  • Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается (в том числе ношение головных уборов: тюбетеек, платков, косынок и др.).
Читайте так же:  Обслуживание кондиционеров Samsung. Дезинфекция кондиционеров лицензия

5. Верхнюю одежду учащийся оставляет в гардеробе.

6. Не рекомендуется оставлять в карманах верхней одежды деньги, ключи, проездные билеты, иные ценности.

7. Не разрешается нахождение в помещениях школы учащихся в верхней одежде.

8. Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан: у девочек волосы должны быть собраны в пучок или заплетены в косы; у мальчиков классическая стрижка, длина не более 10 см. Запрещается окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки; мальчикам — ношение длинных волос, хвостов, пучков.

9. Не разрешается: ношение коротких блузок, открывающих часть живота и спины; сильно облегающие фигуру платья, юбки, брюки; туфли на чрезмерно высоком каблуке (выше 7 -8 см); маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы); яркий макияж; украшения (массивные серьги, броши, кулоны, кольца); пирсинг; аксессуары с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующие психоактивные вещества и противоправное поведение.

10. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, ушей. Внешний вид учащихся оценивает при выходе из раздевалки дежурный учитель или администратор и предъявляет к учащимся требования в соответствии с настоящими правилами.

11. Все учащиеся должны иметь сменную обувь.

12. Опоздавшие учащиеся регистрируются дежурным администратором или учителем, получают запись об опоздании в дневник.

2.Время нахождения в школе, уход из школы, освобождение от занятий, пропуски занятий

1. Уроки в школе проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором школы, согласованный Попечительским Советом

2. Продолжительность урока 40 минут.

3. Продолжительность перемен определяется приказом директора школы, в соответствии с санитарными нормами.

4. По звонку учащиеся заходят в класс и готовятся к уроку.

5. Вход в класс после звонка является опозданием, о чем делается запись в дневнике учащегося.

6. Учащиеся, систематически опаздывающие на уроки, вызываются для объяснения в администрацию школы.

7. Отвлечение обучающихся и воспитанников от учебного процесса не допускается.

8. Нахождение в школе посторонних лиц возможно только с разрешения дежурного администратора.

9. Учащиеся должны покинуть школу через 20 минут после окончания занятий, кроме случаев, предусмотренных планом внеурочных мероприятий.

10. В случае пропуска занятий учащиеся должны предъявить классному руководителю оправдательные документы: медицинскую справку либо приказ об освобождении.

11. Пропуск уроков не освобождает ученика от сдачи учителю зачета по материалу пропущенного урока и выполнения домашнего задания.

12. Освобождение от учебных занятий возможно на определенный срок на основании заявления одного из родителей ученика, которое заблаговременно (не позднее, чем за неделю) подается на имя директора школы. В этом случае пропущенные учебные занятия должны быть компенсированы либо самостоятельной работой учащегося, либо его дополнительными занятиями с учителями до или после пропущенного периода. О работе за пропущенное время ученик отчитывается, выполняя соответствующие контрольные работы.

3.Учащимся запрещается:

1. Приносить, передавать и использовать спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические вещества.

2. Использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям.

3. Применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства, а также толкать друг друга, бросаться предметами, употреблять непристойные жесты и шуметь.

4. Совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья.

5. Употреблять грубые выражения и нецензурные слова по отношению к другим учащимся и ко всем работникам школы.

6. Приносить в школу вещи, не имеющие отношения к занятиям (гаджеты, планшеты, смартфоны, сотовые телефоны, за исключением простых кнопочных телефонов). Пользоваться мобильными телефонами, плеерами, электронными играми и другими запрещающими вещами во время уроков.

7. Приносить в школу семечки.

8. Приносить в школу спички, зажигалки, колющие и режущие предметы, газовые баллончики, оружие (в т.ч. газовое, пневматическое или имитационное), игральные карты.

9. Совершать действия, опасные для жизни и здоровья самого себя и окружающих, а также действия, которые могут привести к порче школьного имущества.

10. Писать на стенах и мебели; неправильно использовать, царапать, ломать школьную мебель, оборудование кабинетов и другое школьное имущество.

11. Делать надписи на книгах и пособиях, принадлежащих школе, вырывать страницы из книг.

12. Мусорить в помещении и на территории школы, мусор следует выбрасывать только в специальные ёмкости для мусора.

13. Находиться в коридорах школы во время учебных занятий.

14. Бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр.

15. Устраивать заторы в местах массового передвижения учащихся.

16. Самовольно покидать школу или занятия.

17. Брать ключи от кабинетов без разрешения учителя, закрываться в классах, самовольно открывать окна.

4.Общие требования к поведению учащихся

1. Учащиеся школы должны проявлять уважение к старшим, обращаться к педагогам на «Вы» и с полным именем и отчеством.

2. Школьники должны уступать дорогу взрослым, старшие школьники — младшим, мальчики — девочкам.

3. Вне школы учащиеся должны вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

4. Учащиеся школы обязаны следить за культурой речи, беречь чистоту родного языка.

5. Учащиеся должны беречь имущество школы, аккуратно относиться как к своему, так и к чужому имуществу.

6. Учащиеся должны аккуратно пользоваться дверьми, не баловаться и не хлопать ими.

7. Учащиеся обязаны строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

8. Учащиеся должны правильно реагировать на замечания дежурных по школе или работников школы, по первому требованию дежурного по школе или учителя сообщать свою фамилию, имя и класс, в котором они учатся.

9. При разговоре со старшими недопустимо развязное поведение, нельзя держать руки в карманах и вести себя вызывающе, пререкаться и грубить.

10. Учащиеся несут ответственность (в том числе и материальную – через родителей, законных представителей) за порчу школьного имущества.

5. Дисциплинарные нарушения

Дисциплинарными нарушениями считаются действия, нарушающие Правила поведения учащихся в Школе.

Грубыми нарушениями дисциплины признаются такие, которые повлекли или реально могли повлечь за собой тяжёлые последствия в виде:

1. причинения ущерба жизни и здоровью учащихся, сотрудников или посетителей школы;

2. причинения ущерба имуществу школы, имуществу учащихся, сотрудников или посетителей школы;

3. дезорганизации работы школы как образовательного учреждения, срыв учебного процесса.

Учебные документы учащихся

1. Каждый учащийся должен иметь с собой оформленный в соответствии с инструкцией дневник учащегося установленного образца и предъявлять его учителю по первому требованию.

2. Учащийся обязан еженедельно отдавать дневник на подпись родителям по итогам учебной недели.

3. Итоговые отметки и замечания, записанные в дневнике, должны представляться на подпись родителям в тот же день.

4. Исправлять или стирать оценки или замечания в дневнике, а также вырывать из него листы категорически запрещено!

5. Данные о прохождении программы обучения заносятся в личное дело каждого ученика, которое хранится в учебной части школы.

Организация учебного процесса

1. Все занятия в школе проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором школы.

2. Продолжительность урока – 40 минут.

3. Продолжительность перемен определяется приказом директора школы в соответствии с санитарными нормами.

Отметки, выставляемые учащимся

1. Отметки выставляются учителем за учебные виды работ, предусмотренные программой прохождения материала, и доводятся до ученика в тот же день.

2. Критерии оценки знаний учащихся определяются программой для данного предмета.

3. Работы, не выполненные или не сданные на проверку в установленный срок по причине систематической неподготовленности ученика к урокам, могут быть оценены оценкой «неудовлетворительно».

4. Итоговые отметки выставляются в соответствии с существующими нормативными документами.

Поведение учащихся на уроке

1. Перед началом урока дается звонок.

2. Опоздание на урок недопустимо. Учащиеся, систематически опаздывающие на уроки, вызываются для объяснений в администрацию школы, которая извещает о таких нарушениях родителей данных учащихся.

3. По звонку учащиеся должны занять свои места в кабинете и приготовить всё необходимое к уроку.

4. На уроке у учащихся обязательно должен быть дневник, рабочая тетрадь по данному предмету, соответствующий учебник или учебное пособие, письменные и чертёжные принадлежности, необходимые на данном уроке. Какие именно принадлежности должен приносить на урок учащийся определяет учитель.

5. Нельзя приносить на урок вещи, не предназначенные для учебного занятия.

6. Дневник и тетрадь учащийся обязан предъявлять учителю по первому требованию.

7. Учащиеся приходят на урок с обязательно выполненным домашним заданием.

8. При входе учителя в кабинет учащиеся встают, приветствуя учителя.

9. При вызове для ответа учащийся выходит к доске, дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

10. Порядок ответа с места определяется учителем.

11. При ответе учащийся должен говорить громко, внятно, не торопиться, стараться чётко формулировать свои мысли.

12. Подсказки и списывание на уроках категорически запрещены, так как мешают нормальному ходу урока и качественному усвоению учебного материала.

13. Учащиеся, желающие ответить или задать вопрос, обязаны поднять руку. Каким-либо иным способом пытаться обратить на себя внимание нельзя.

14. Учащиеся обязаны внимательно слушать объяснения учителя и ответы товарищей, не шуметь, не разговаривать, не отвлекаться, не заниматься посторонними делами.

15. Действия, нарушающие нормальный ход урока, недопустимы и считаются грубым дисциплинарным нарушением. Виновные в этом привлекаются администрацией школы к дисциплинарной ответственности.

16. Учащиеся, срывающие своими действиями учебный процесс, активно мешающие проведению урока, направляются учителем к дежурному администратору для проведения соответствующей работы. Непосещение такими учащимся администрации школы недопустимо.

17. Учащиеся должны своевременно и адекватно реагировать на замечания учителя.

18. Самовольно покидать урок запрещено. Выход из класса по необходимости разрешает только учитель по прошествии 20 минут после начала урока, но не позднее, чем за пять минут до звонка.

19. Учащиеся обязаны знать и соблюдать Правила охраны труда на занятиях в соответствующих учебных кабинетах.

20. Учащиеся обязаны полностью и разборчиво записывать все домашние задания в свой дневник.

21. Учащиеся, сидя за партой, обязаны постоянно следить за своей осанкой, наклоном головы в целях сохранения собственного здоровья.

22. Жвачка во рту – признак дурного тона, на уроке она запрещена.

23. Звонок об окончании урока даётся для учителя. Только учитель объявляет об окончании урока и разрешает покинуть класс. Перед уходом из класса учащиеся приводят в порядок учебные места.

Поведение учащихся до начала урока, в перерывах и после занятий

1. На переменах учащиеся должны находиться в коридорах, давая возможность проветрить кабинеты.

2. Учащиеся обязаны подчиняться требованиям дежурных учителей, работников школы и дежурных по школе, исполняющих свои обязанности по поддержанию дисциплины и порядка в школе.

3. Запрещается бегать, играть в подвижные игры, совершать действия которые могу привести к травмам и порче имущества, а также мешать отдыхать другим.

4. Во время перемен учащийся обязан навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса.

5. Дежурные по классу помогают учителю подготовить кабинет к следующему уроку.

6. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам и этажам; сидеть на полу и на подоконниках.