Минтруд России выступил с инициативой по реализации концепции нулевого травматизма и учету микроповреждений работников. Условия и безопасность труда трудовой кодекс

Минтруд России выступил с инициативой по реализации концепции нулевого травматизма и учету микроповреждений работников

Elnur_ / Depositphotos.com

«В настоящее время сохраняется тенденция к снижению уровня производственного травматизма», – отметил заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Альберт Сакаев на конференции HR Legal 2019 о нововведениях в трудовом законодательстве, организованной деловой газетой «Ведомости». Так, в 2017 году было зафиксировано 6240 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в 2019 году их количество сократилось до 5069. Однако эксперт подчеркнул, что количество погибших на производстве, несмотря на сокращение, остается высоким: 1722 человека – в 2017 году и 1323 – в 2019 году. Если рассматривать число умерших в результате несчастных случаев на производстве в разрезе основных видов экономической деятельности, то в 2019 году больше всего человек скончалось в сфере строительства – 282 человека и на обрабатывающем производстве – 230 человек, а в сфере добычи полезных ископаемых меньше всего пострадавших – 101 человек. При этом Альберт Сакаев указал, что основными причинами несчастных случаев являются человеческий фактор и организация рабочего места сотрудника, не соответствующая требованиям безопасности.

В связи с этим Минтруд России принял решение придерживаться превентивного подхода в системе управления охраной труда, то есть заблаговременно выявлять опасности и снижать профессиональные риски для жизни и здоровья работников. Альберт Сакаев отметил, что министерство поставило перед собой задачу предусмотреть способы информирования и вовлечения всего персонала в обеспечение безопасности на производстве. Он подчеркнул, что на данный момент действует концепция «реактивного подхода» – работа по устранению только поверхностных причин, которые уже привели к происшествию. При этом ответственность за соблюдение требований охраны труда закреплена за линейными руководителями и специалистами. Поэтому эксперт обратил внимание на то, что в сфере регулирования вопросов охраны труда необходимо не только реагировать на произошедшие несчастные случаи, но и стремиться их предотвращать. Он также считает необходимым внедрить систему предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе заблаговременного и регулярного выявления угроз жизни и здоровью работников и реализации мероприятий по их устранению.

Напомним, что Минтруд России, в частности, уже предлагал внедрить в систему охраны труда приоритет профилактики профессиональной заболеваемости. В подтверждение этому Альберт Сакаев указал, что министерство придерживалось двух основных принципов: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников и ликвидация последствий профессиональных рисков. Как результат, были разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс, которые затрагивают следующие вопросы:

  • права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда, государственное управление охраной труда, расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев 1 (далее – Законопроект);
  • самостоятельное декларирование работодателем соответствий условий работы государственным нормативным требованиям охраны труда 2 .
  • Разработанный Законопроект был дополнен по итогам публичных обсуждений, которые состоялись в сентябре 2019 года. Так, Минтруд России закрепил в нем исчерпывающий перечень подзаконных нормативных актов, устанавливающих требования к охране труда. При этом правила по охране труда и единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты будут утверждены Минтрудом России (проектируемая ст. 212.1 ТК РФ). Государственные санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса, будут издаваться Роспотребнадзором. Кроме того, все нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, станут публиковаться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    На работодателя планируется возложить дополнительные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Основные среди них (проектируемая ст. 214 ТК РФ):

  • комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места;
  • оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников;
  • заблаговременная разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
  • Работодатель при осуществлении деятельности на территории, находящейся под контролем другого работодателя, будет обязан перед началом работ согласовать с ним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. При этом должны быть предусмотрены меры и в отношении работников сторонних организаций, производящих работы на данной территории. Ему будет предоставлено право обратиться за государственной экспертизой условий труда, в том числе и после проведения специальной оценки условий труда (проектируемая ст. 213 ТК РФ).

    В проекте закона предусмотрено, что работа в опасных условиях запрещена (проектируемая ст. 214.1 ТК РФ). Работодатель обязан будет приостановить работы на рабочих местах, если они по результатам специальной оценки отнесены к опасному классу условий труда. Исключение составят работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.

    О порядке проведения спецоценки узнайте в важной теме «Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!»

    Для возобновления работы организации работодатель должен будет составить план мероприятий по устранению оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, с учетом мнения профсоюза. После этого работодатель направит план в территориальный орган Роструда. Если внеплановая специальная оценка условий труда не выявит нарушений, то работодатель сможет возобновить работу организации.

    Ранее мы писали, что Минтруд России хочет закрепить права работодателя в области охраны труда, так как такой нормы сейчас в ТК РФ нет. В связи с этим в доработанном Законопроекте эти права зафиксированы (проектируемая ст. 214.2 ТК РФ):

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ и обеспечивать хранение полученной информации. При этом работодатель обязан будет проинформировать работника об использовании такого оборудования;
  • вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда Роструду и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах РФ).
  • Обязанности работника в области охраны труда планируется расширить, и он должен будет (проектируемая ст. 216 ТК РФ):

  • лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах своей трудовой функции;
  • правильно использовать оборудование, инструменты, сырье, материалы и применять технологии;
  • контролировать исправность используемого оборудования и инструментов;
  • немедленно принимать меры по устранению выявленных неисправностей используемого оборудования и инструментов, нарушений применяемой технологии, несоответствий используемого сырья и материалов в соответствии со своими должностными обязанностями.
  • Для обеспечения охраны труда работодатель будет проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (проектируемая ст. 217.1 ТК РФ). Одним из таких мероприятий будет являться рассмотрение причин возникновения микроповреждений. Под ними, а также микротравмами будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и иными лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (проектируемая ст. 226 ТК РФ). При этом для учета микротравм работника и рассмотрения обстоятельств и причин их появления потребуется обращение работника.

    При введении системы наблюдения за объектами на территории работодателя инспекторы Роструда смогут получить дистанционный доступ в онлайн-режиме к рабочим местам сотрудников, в связи с чем им реже потребуется выезжать на место для проведения проверки. Эксперт отметил, что это еще один шаг к переходу государственного надзора на электронный документооборот.

    По мнению Альберта Сакаева, нововведения помогут не только минимизировать травматизм на производстве, но и в целом улучшить условия труда, а значит сократить уровень смертности. Они также позволят повысить информированность работников об условиях труда на их рабочих местах и обеспечить гибкость работодателя в системе управления охраны труда.

    1 С текстом проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/03-22750/01-15/28-13-4).
    2 С текстом проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части введения процедур добровольного декларирования соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/04-1500/05-13/28-13-4).

    Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    Новая редакция Ст. 212 ТК РФ

    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

    Работодатель обязан обеспечить:

    безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

    создание и функционирование системы управления охраной труда;

    применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

    соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

    недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

    организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

    в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

    Читайте так же:  Посреднические услуги по поиску покупателей. Договор об оказании посреднических услуг между физическими лицами

    недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

    информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

    предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

    принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

    беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

    обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    ознакомление работников с требованиями охраны труда;

    разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

    наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

    Комментарий к Статье 212 ТК РФ

    Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлены в комментируемой статье. Перечень этот исчерпывающий. Итак, работодатель обязан:

    — обеспечить безопасные условия труда сотрудников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также использовать в производстве безопасные инструменты, сырье и материалы;

    — применять сертифицированные средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

    Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы. Их сертификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 34 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты». То есть при покупке средств защиты работодатель должен проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающих, что данная продукция сертифицирована. Согласно пункту 6 Правил приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается;

    — обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    — установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    — покупать за свой счет и выдавать сертифицированную спецодежду сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работодатель может взять средства спецзащиты и во временное пользование;

    — обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

    — не допускать к работе лиц, которые не прошли в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

    Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29;

    — организовать контроль над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    — проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

    — в предусмотренных законом случаях проводить обязательные, предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), а также внеочередные медицинские осмотры. А также обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. На время осмотров и освидетельствований с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (ст. 185 Трудового кодекса РФ). Кроме того, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

    — информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Поэтому при заключении трудового договора новый сотрудник должен быть под расписку ознакомлен с Правилами и нормами выдачи средств индивидуальной защиты, с положениями коллективного договора или соглашения, касающимися их использования, а также с локальным нормативным актом;

    — предоставлять чиновникам Роструда и других ведомств, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, беспрепятственный допуск в целях проведения проверок условий и охраны труда;

    — принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    — расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

    — обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

    — беспрепятственно допускать должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов ФСС России, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    — выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки;

    — обязательно застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    — ознакомить работников с требованиями охраны труда. Если эта обязанность им соблюдена (у работодателя должны быть подтверждающие это документы), но в результате нарушения данных требований работником наступили тяжкие последствия либо возникла реальная угроза их наступления, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с этим работником по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ;

    — разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов;

    — наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

    Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

    2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

    3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.

    Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, «Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования» и «Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования» (Охрана труда. М., 2002. С. 94 — 116).

    Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

    4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

    Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

    Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).

    Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

    Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.

    Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости — аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

    Читайте так же:  О восстановлении НДС, принятого к вычету при перечислении подрядчику предоплаты, если договор расторгнут, а дебиторская задолженность подрядчика в сумме данной предоплаты списана. Возврат налога при расторжении договора

    Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:

    1) степени вредности и опасности;

    2) степени травмобезопасности;

    3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

    Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

    Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.

    Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

    Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.

    5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. статью 68 ТК РФ и комментарий к ней).

    Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).

    В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

    В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:

    — общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;

    — требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;

    — требования безопасности в аварийных ситуациях.

    Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.

    Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:

    а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    б) при изменении условий труда работников;

    в) при внедрении новой техники и технологии;

    г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.

    В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

    Глава 10 ТК РФ: изменения 2019

    Минтруд подготовил проект поправок в главу 10 Трудового кодекса РФ. В статье расскажем, что именно изменится в работе специалиста по охране труда после их принятия, к каким трудностям организация должна быть готова. Скачайте таблицу изменений.

    Из статьи вы узнаете:

    Что изменится в работе службы охраны труда согласно новой редакции 10 Раздела Трудового кодекса

    Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование риск-ориентированного подхода. Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет выявлять профриски и оповещать об этом работников. Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но они сами требуют оценки на эффективность.

    Скачайте документы из статьи:

    Изменятся коренным образом:

    1. Требования к специалисту по охране труда в 217 статье ТК РФ.

    2. Обязанности работодателя в 212 статье ТК РФ.

    3. Порядок расследования несчастных случаев в 227 статье ТК РФ.

    Кроме того, вводятся запрет на работу в опасных условиях и ограничения на применение вредных и опасных веществ.

    В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки. Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, указанным в профстандарте. Помимо требований по квалификации в виде наличия диплома о высшем образовании или диплома о профпереподготовке, специалист по ОТ в ЦОК должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда.

    Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж об изменениях трудового законодательства в 2019 году

    Таблица изменений 10 Раздела Трудового кодекса

    Должность специалиста по охране труда будет включаться в штатное расписание только при численности штата свыше 100 работающих.

    В нынешней редакции 217 статьи ТК РФ должность специалиста вводится при численности работающих 50 и более.

    Минус – ухудшение ситуации по ОТ в небольших организациях.

    Помимо соответствия профстандарту, работодатель будет обязан провести независимую оценку квалификации специалиста по ОТ с 2021 года.

    Оценка не обязательна. Нормативной базы для проведения независимой оценки нет, центры оценки еще не созданы.

    Плюс – повышение уровня подготовки специалистов по ОТ.

    Работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он проигнорирует требования об обязательном применении профессиональных стандартов. Читайте в справочной Системе «Охрана труда» разъяснения эксперта по действующим требованиям к квалификации специалиста по охране труда.
    Еще по теме:
    Что должен знать современный специалист по охране труда

    Вводится расследование микротравм.

    Расследовались только НС, повлекшие за собой хотя бы один день нетрудоспособности, подтвержденный бюллетенем.

    Минус – возрастающая нагрузка на специалиста по ОТ, на комиссию по расследованию.

    Электронный документооборот (ЭДО) по ОТ.

    Собственноручные подписи работников в ознакомлении с локальными нормативными актами, ведение журналов, личных карточек, нарядов-допусков в бумажной форме.

    Возможность фальсифицирования соблюдений требований по ознакомлению с условиями труда работников возрастает в несколько раз.

    Каждого вновь принятого работника нужно ознакомить с картой СОУТ. Но на вопрос, как зафиксировать факт этого ознакомления, в действующем законодательстве ответа нет. Узнайте, что по этому поводу рекомендует Минтруд.
    Еще по теме:
    Как ознакомить с инструкцией работника

    Запрет на работу в опасных условиях.

    Работа в опасных условиях допустима при условии предоставления работникам компенсаций.

    Приостановление деятельности предприятия.

    Вводятся ограничения на применение вредных и опасных веществ.

    Работы проводятся по наряду-допуску с учетом требований безопасности.

    Применяемые вредные и опасные вещества придется подвергнуть токсикологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической оценке и зарегистрировать.

    Чтобы узнать, как классифицируются вредные вещества по степени опасности, используйте свой бесплатный доступ к справочной Системе «Охрана труда».
    Еще по теме:
    Действующие правила работы с вредными химическими веществами

    Облегчается процесс увольнения работника за нарушение требований охраны труда.

    Факт нарушения сможет установить не только комиссия или уполномоченный по ОТ, но и другие представители работодателя.

    Напрямую оштрафовать сотрудника за нарушения в охране труда нельзя. Однако законный способ наказать рублем и не попасть при этом под административную ответственность все же есть. Как действовать, читайте тут.
    Еще по теме:
    Кому и что грозит за нарушение требований охраны труда

    Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

    Многие инновации должны вступить в силу не с 1 января 2019 года, а поэтапно, например, с 2021, с 2023 года. Поэтапное введение новых требований понадобится, поскольку на сегодняшний день необходимая нормативная база для еще не сформирована, также нет и судебной практики.

    Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

    Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

    Какие новые права и обязанности появятся у работодателя по охране труда

    Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначить специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих, то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда.

    Ранее ИП не могли предоставлять аутсорсинг по ОТ. Теперь индивидуальные предприниматели получат такое право. Чем это обернется для организации, судить рано, но можно предположить, что работа по ОТ будет заключаться только в ведении документации, то есть на бумаге. Один ИП-шник будет брать на себя десяток компаний, заполнять документы и подавать на подпись.

    Появится новая обязанность – проводить оценку эффективности СУОТ. Внешняя оценка СУОТ будет направлена на то, чтобы из бумажного Положения сделать действительно работающий документ. На деле все может закончиться обычным договором об оказании услуг. Расходы на охрану труда неуклонно возрастают, как возрастает и количество коммерческих посредников в этой области.

    Чтобы правильно организовать и провести в срок СОУТ, воспользуйтесь новым алгоритмом от ведущего эксперта Минтруда Валерия Коржа и экспертов справочной Системы «Охрана труда».

    Работодателю разрешат вести документооборот по охране труда в электронном виде, а также дистанционно следить за производством работ, в том числе с помощью видеооборудования (об этом нужно будет уведомить работников). В этом случае придется вводить системы вендинговой выдачи СИЗ с логинами и паролями, а не заполнять карточку вручную. Электронная подпись также не понадобится. Работнику необходимо уже во время вводного инструктажа рассказать, по каким нормам, по какому пункту и сколько именно СИЗ он должен получить.

    Работодатель должен будет выполнять представления (аналог предписания) от первичного органа профсоюза. При этом, если инициативы от работников на создание профсоюза в организации нет, работодатель вправе не создавать профсоюз или комиссию по ОТ.

    Руководитель организации должен знакомить работников не только с правилами внутреннего распорядка, с инструкцией по ОТ, но и с перечнем НПА. Вести реестр НПА с требованиями охраны труда следует с учетом специфики деятельности предприятия. Работникам нужно предоставить доступ к актуальным редакциям нормативных документов из реестра.

    Наконец появятся НПА, а не Положение Минэкономразвития, которые установят порядок организации работы с подрядчиком, включающий информирование персонала подрядчика о рисках.

    Читайте так же:  Правовые позиции Верховного суда по налогам и страховым взносам. Штраф 212-фз

    Если по результатам спецоценки работу признают опасной и установят 4 класс условий труда, организацию с такими рабочими местами ожидает приостановление деятельности.

    Чтобы возобновить работу предприятия, руководитель должен:

  • утвердить план по устранению опасных факторов;
  • провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.
  • Также потребуется направить работавших в опасных условиях на профессиональную переподготовку по новой для них профессии за счет работодателя.

    Еще одна инновация – расследование микротравм. Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам – порезам, ушибам, ссадинам.

    Микротравмы бывают экзогенными – возникают из-за механического воздействия, а также эндогенными – происходят из-за физической перегрузки связок мышц и т.п. Комиссия должна будет расследовать, какие причины привели к микротравме, выяснить, какие меры нужно предпринять, чтобы исключить повторение травмоопасной ситуации.

    Подсластить горькую пилюлю призвано еще одно грядущее изменение в главе 10 ТК РФ. Если работодатель впервые совершил правонарушение, и оно не связано с угрозой причинения вреда и жизни здоровью, он получит не денежный штраф, а отделается лишь предупреждением.

    • Готовые решения по действующему законодательству
    • Более 3 000 заполненных шаблонов
    • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
    • К причиняющим вред относятся следующие нарушения: работодатель не выдал СИЗ, не провел обучение по ОТ, не провел медосмотр, не провел испытания, частичные и полные технические освидетельствования зданий и сооружений, машин и оборудования.

      Не причинят вред:

    • несвоевременное ознакомление с картами СОУТ или с календарным планом медосмотра;
    • задержка с отправкой декларации о СУОТ в государственную трудовую инспекцию.

    За такие «мелкие» правонарушения, совершенные впервые, административный штраф может быть не назначен. Однако если работодатель является «рецидивистом» по этим нарушениям, отделаться предупреждением он уже не сможет.

    Митруд предложил новую редакцию раздела об охране труда Трудового кодекса РФ

    Митруд предложил новую редакцию раздела об охране труда Трудового кодекса РФ

    Минтруд России предложил для общественного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» ( ID проекта — 00/03-22750/01-15/28-13-4 ).

    Предложено добавить работодателям новые права, в частности требовать от работников исполнения требований охраны труда, а также право проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль).

    Обязанности работодателя, установленные ч. 2 ст. 22 ТК РФ, дополнят:

    «уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (его территориальные органы – государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации) о принятии мер по обеспечению соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указанных в выданном в установленном порядке предостережении о недопустимости нарушения таких требований».

    Предусмотрены и изменения некоторых других статей Кодекса. А вот раздел «X. Охрана труда» предложено полностью изложить в новой редакции.

    В пояснительной записке к законопроекту отмечено:

    «…Предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    В соответствии с правилами юридической техники законопроектом наряду

    с изменениями в отдельные статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается изложение раздела X «Охрана труда» в новой редакции.

    В новой редакции раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие главы:

    «Государственное управление охраной труда»;

    «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»;

    «Управление охраной труда у работодателя»;

    «Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства»;

    «Расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев».

    Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают:

    — структурирование основных процедур управления охраной труда

    у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений,

    а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

    — повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях,

    отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета

    на работу в опасных условиях труда;

    — внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

    — модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты

    в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

    — совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев

    на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм)…»

    Публичное обсуждение законопроекта продлится с 4 по 13 сентября 2019 года.

  • Полезные, практичные, грамотные советы и подсказки по самым разным темам всегда будут у Вас под рукой.
  • Анализ сложных вопросов Вы получите в доступной форме.
  • Что делать в связи с последними изменениями в законе Вам расскажут.
  • Подписчикам доступны: журналы периода подписки, архив материалов за прошлые годы, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (пошаговые инструкции, образцы и бланки документов, консультации и др.), «Книжная полка», курс основ кадрового делопроизводства, все тесты и другие полезные ресурсы. Цена подписки народная — меньше 5 руб./день >>
  • Подпишитесь на журнал легко и быстро >>
  • Наш телефон: 8(8442)989899, 8-917-338-98-99

    Охрана труда и техника безопасности на предприятии

    Понятие охраны труда

    Что такое охрана труда и безопасность жизнедеятельности на предприятии, описано в главе 10 Трудового кодекса РФ. Само понятие раскрывается в ст. 209 ТК РФ. Статья 212 ТК РФ зафиксировала, что все обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ полностью возлагаются на работодателя. По ТК РФ, реализуя комплекс мер, направленных на защиту здоровья сотрудника во время работы, руководитель должен обеспечить:

    • оформление необходимой документации;
    • обучение работников в целом и по отраслевой ОТ, например, безопасность труда на предприятиях общественного питания;
    • страхование рабочих, предоставление льгот, выдачу компенсаций (если наличествует вредный производственный фактор) и т. п.;
    • проведение СОУТ на рабочих местах (ст. 4 ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ);
    • обеспечение работников спецодеждой и СИЗ (типовые нормы указаны в межотраслевой нормативной законодательной базе, ст. 221 ТК РФ);
    • проведение медосмотров.
    • С ОТ неразрывно связано и обеспечение безопасности труда работника предприятия. То есть контроль процедур, направленных на предотвращение негативного воздействия неблагоприятных производственных факторов, и противопожарная безопасность. Все проводимые процедуры направлены на создание безвредных условий труда отдельного сотрудника и персонала компании в целом.

      Система охраны труда

      Правила и нормы безопасности труда на предприятии включают в себя формирование системы управления ОТ в компании (ст. 217 ТК РФ). Система безопасности труда на предприятии — это комплекс действий, направленных на сохранение жизни и здоровья рабочих. Управление безопасностью труда на предприятии осуществляет директор. Некоторые полномочия в этой области, как правило, передаются специалисту по охране труда. В цехах и отделах эти обязанности выполняют руководители подразделений. Эффективность работы системы управления ОТ зависит от четкого разграничения обязанностей и прав по охране труда. С этой целью на предприятии разрабатывается и утверждается Положение по ОТ. В нем фиксируется структура управления, подчиненность, права и обязанности должностных лиц в решении вопросов, касающихся безопасности.

      Организация службы безопасности труда на предприятии или наличие специалиста в области ОТ — обязательное правило для организации численностью более 50 человек (ст. 217 ТК РФ). В небольших фирмах охрана труда может быть возложена на любого обученного сотрудника (при условии соответствия профессиональному стандарту в этой области) или работодателя.

      Главная задача службы охраны труда — обеспечение безопасности труда на предприятии . Она следит за правилами и условиями занятости сотрудников, наблюдает за исправностью оборудования, проводит расследование несчастных случаев на производстве и обучение персонала.

      Кроме того, фирме потребуется создать следующие ЛНА по вопросам ОТ:

    • положение об ОТ;
    • правило проведения инструктажей по ОТ;
    • инструкции и правила ОТ. Их разрабатывают исходя из должностей рабочих. Необходим отдельный раздел по ОТ для всех выполняемых на предприятии работ (разработка бумаг ложится на плечи руководителей подразделений, а специалисты по ОТ оказывают им при этом всяческую поддержку).
    • В целях сотрудничества работодателя с работниками на предприятиях может создаваться совместный комитет ОТ (ст. 218 ТК РФ). В него входят представители нанимателя, профсоюза и т. д. Члены комитета действуют на добровольных началах, без освобождения от основной работы. Это позволяет объединить усилия сторон по соответствию требованиям охраны труда, обеспечить повышение безопасности труда на предприятии, предупреждение травмирований и учет случаев профзаболеваний и т. д.

      Сертификация предприятий по безопасности труда

      Статья 212 ТК РФ говорит о том, что выполнение обязательств по охране и безопасности труда на предприятии лежит на работодателе. В этой же статье упоминается СОУТ и сертификация организации работ по ОТ, к которым также относится и техника безопасности труда на предприятиях общественного питания.

      Организует и управляет сертификацией организации работ по ОТ Центральный орган ССОТ — Всероссийский центр охраны труда. В настоящее время ССОТ на предприятиях и организациях не является обязательной процедурой, но, как правило, производится в добровольном порядке на соответствие как международным требованиям (ISO OHSAS 18002), так и требованиям национальных стандартов (ГОСТ 12.0.230-2007). Документ, удостоверяющий соответствие государственным нормативным требованиям на предприятии работ по ОТ, именуется сертификатом безопасности.

      Обязательная аттестация рабочих мест заменена также обязательной СОУТ с 2014 г. Она должна проводиться в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

      Ее имеют право осуществлять только организации, получившие аттестат аккредитации. В ходе СОУТ проводится идентификация рабочих мест, замеры параметров окружающей среды. По каждому рабочему месту составляется карта с характеристиками условий труда. По итогам работы готовится отчет, копия которого подается в трудовую инспекцию по месту нахождения организации. Данные остаются актуальными пять лет, по прошествии которых необходима повторная оценка.

      Обучение по охране труда

      Порядок обучения и правило проверки знаний требований ОТ у работников организаций утверждены Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. Он разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие правила, по которым проходит обязательное обучение охране труда и проверка полученных знаний. Инструктажи проводит специалист по ОТ или работник, на которого отдельным приказом работодателя возложены эти обязанности. Помимо вводного инструктажа по охране труда, необходимо проводить первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Могут быть затронуты экологическая безопасность на предприятии, охрана труда и безопасность жизнедеятельности, тема безопасности технологических процессов и производств. Факт проведения инструктажа регистрируется в соответствующем журнале под подпись инструктируемого и инструктирующего, с указанием даты проведения.

    admin