Можно ли получить выплату по краденому полису ОСАГО. Осаго рассчитывать

Можно ли получить выплату по краденому полису ОСАГО?

Выберите тип транспортного средства

Год от года автогражданка становится дороже, растут территориальные коэффициенты, увеличиваются и базовые тарифы, в том числе для легкового транспорта, составляющего основу страхового рынка в сфере обязательного автострахования.

Растет и недовольство среди автовладельцев. Мало того, что полисы дорожают, так еще и страховые компании часто чинят различные препятствия к их оформлению. Проблема особенно актуальна в регионах, где автостраховщики часто нарушают закон, без причин отказывая в продаже полисов ОСАГО и навязывая клиентам дополнительные услуги.

Сложившейся ситуацией активно пользуются мошенники и недобросовестные сотрудники страховых компаний, занимающиеся сбытом краденых и поддельных бланков ОСАГО. Такие страховки продаются по сильно заниженным ценам, причем обычно клиенту не говорят, что он покупает бесполезную бумажку.

Но всегда ли покупателя такой страховки ждет отказ в выплате при наступлении страхового события?

Все ворованные полисы обязательного страхования автогражданской ответственности можно разделить на три категории. К первой категории относятся те бланки, о краже которых страховой компании неизвестно. Во второй категории находятся бланки, о хищении которых было объявлено через печатные СМИ. Третья категория – юридически ликвидные бланки, проданные страховыми агентами, но по которым платежи не были переданы в кассу страховой компании.

Возможность получения страхового возмещения по полису ОСАГО напрямую зависит от того, к какой категории относится бланк.

Бланки из третьей категории, то есть полисы, по которым агенты не передали деньги страховой компании, вполне ликвидны. Позиция Верховного суда РФ в этом вопросе такая: ответственность за поведение агента полностью лежит на автостраховщике, а значит нет никаких оснований для отказа в выплате страхового возмещения. Даже если страховая компания откажется возмещать ущерб, собственник транспортного средства всегда может добиться выплаты через суд.

Сложнее дело обстоит с первыми двумя категориями украденных полисов ОСАГО.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Числящиеся в розыске

Если страховая компания своевременно обнаружила пропажу бланков и сделала соответствующее заявление через печатные СМИ, то на выплату возмещения рассчитывать не приходится. При этом не имеет значения, каким именно способом были похищены бланки.

Например, недостача бланков может быть выявлена в результате плановой проверки, когда кто-либо из агентов не сможет предъявить менеджерам числящиеся за ним бланки. Случается, что бланки похищают при краже других ценностей из офиса страховщика.

Как бы не похитили бланк полиса ОСАГО, если страховая компания успела известить об этом потенциальных клиентов, последним не стоит рассчитывать на возмещение ущерба.

В лучшем случае они могут добиться выплаты хоть какой-то суммы от мошенников, продавших краденный бланк.

Но это возможно лишь при условии своевременного обращения в полицию, а также грамотных действий полицейских и везения, потому что обычно найти злоумышленников крайне проблематично. Кроме того, проблематично и доказать факт нарушения закона.

В этой категории находятся бланки полисов обязательного автострахования, о хищении которых неизвестно страховой компании. Соответственно, страховщик никак не может известить о факте хищения документов потенциальных клиентов. В такой ситуации нет оснований для отказа в выплате возмещения по полису ОСАГО.

Однако в большинстве случае страховые компании все же отказывают в возмещении ущерба по украденным полисам, о факте хищения которых страховщику стало известно уже после обращения автовладельца в отдел урегулирования убытков.

При отказе в выплате или ремонте автомобиля по такому полису автовладельцу не остается ничего кроме обращения с исковым заявлением в суд. Конечно, для грамотной защиты своей позиции собственнику поврежденного транспортного средства стоит нанять юриста, имеющего практику в спорах со страховыми компаниями в сфере автострахования.

В противном случае высока вероятность того, что юристы страховщика будут делать все возможное для увеличения сроков рассмотрения дела.

Попадаются на рынке ОСАГО и поддельные бланки. Их крайне сложно отличить от настоящих, так как зачастую подделки производят типографским способом в одной из азиатских стран. Таким полисам присваивают номера реально существующих бланков, числящихся за какой-либо страховой компанией.

Покупателю поддельного полиса ОСАГО ничего не выплатят в случае дорожно-транспортного происшествия по вине другого водителя. При аварии же по его вине весь ущерб пострадавшим придется возмещать самостоятельно. Кроме того, к держателю поддельного полиса непременно проявят интерес сотрудники полиции.

Если полицейские докажут, что автовладелец намерено использовал поддельный полис ОСАГО, то его ждет уголовная ответственность по статье 327 УК РФ. Данная статья предусматривает максимальное наказание в виде ареста на срок до полугода.

Может ли электронный полис быть украденным?

С введением электронных полисов ОСАГО проблема с продажей поддельных и краденых бланков стала чуть менее острой. Однако тут же на смену мошенникам с бумажными бланками поспешили интернет-мошенники, быстро изыскавшие способ обмана доверчивых автовладельцев.

Нет, они не подделывают сами полисы, а просто создают копии официальных сайтов страховых компаний, предлагая оформить электронную автогражданку. Доверчивый гражданин перечисляет деньги, после чего мошенники исчезают, а спустя некоторое время перестает работать и их сайт.

Чтобы не стать жертвой такие лиц, автовладельцу стоит приобретать е-ОСАГО исключительно на официальных сайтах лицензированных автостраховщиков.

Отличить официальный сайт страховщика от поддельного просто. В поисковой выдаче Яндекса все сайты лицензированных страховых компаний отмечены маркером «Реестр ЦБ РФ». Соответственно, автовладельцу нужно забить в Яндексе название нужной страховой компании, а затем выбрать из списка предложенных вариантов тот сайт, который помечен зеленым маркером с упомянутой надписью.

Дело в каске: сколько будет стоить гибрид ОСАГО и каско

В России может появиться объединенный полис ОСАГО и каско, с соответствующей инициативой выступил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Эту идею поддержали премьер-министр России Дмитрий Медведев, Минфин и Центробанк. Новая страховка должна стать альтернативой ОСАГО, однако неизвестно, сколько может стоить такой полис. В вопросе разбирались «Известия».

Альтернативный вариант

Каско и ОСАГО — принципиально разные страховые продукты, которые покрывают разные риски. Выплата по каско осуществляется при повреждении автомобиля, деньги или направление на ремонт тоже рассчитаны исключительно для страхователя. По «автогражданке» же, наоборот, страхуется ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения, выплаты осуществляются другому потерпевшему в аварии автовладельцу, и только если доказана вина страхователя. До этого в России не существовало страховки, которая бы объединяла все эти риски в один полис.

В разговоре с «Известиями» депутат Вячеслав Лысаков сообщил, что единый автополис должен стать своеобразной альтернативой нынешним ОСАГО и каско. То есть новый полис будет предлагаться не вместо ОСАГО, а в дополнение к нему как альтернатива.

«Полис ОСАГО должен быть бесплатным при покупке каско или должен быть поглощен каско. Изначально я вообще предложил тем, кто покупает каско, автоматически рассчитывать бесплатно ОСАГО, ведь по сравнению с каско у «автогражданки» мизерный процент (от стоимости автомобиля. — Прим. «Известий»). Почему не сделать так, чтобы при покупке каско оказывались все услуги автострахования, я именно так озвучил эту идею премьер-министру. Наша задача теперь закрепить это законодательно», — рассказал Лысаков.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже высказался положительно о едином автомобильном полисе и пообещал рассмотреть его концепцию. С одобрением к этой идее отнеслись и в Центробанке, пояснив, что цена нового полиса будет дешевле суммы двух прежних.

В Минфине также поддержали идею единого автополиса, но от комментариев по поводу его возможной цены отказались.

Читайте так же:  Увольнение за прогул. Запись в трудовой об увольнение за прогул

Страховщики выступили с критикой объединения ОСАГО и каско. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, эта идея преждевременная, поскольку не предусмотрена действующим законодательством.

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс

В страховой компании «МАКС» отметили, что идея комбинированного моторного полиса не нова, напомнив, что добавление полиса добровольного страхования автогражданской ответственности к классическому набору рисков по полису каско (ущербу и хищению) дает тот же эффект.

«Что касается предлагаемого гибрида обязательной «автогражданки» и каско, то есть ощущение, что его потенциальная востребованность оценивается излишне оптимистично. Реальный интерес к каско — тот объем рынка, который уже сложился на сегодня: 2,7 млн полисов за 2019 год. И вряд ли каско + ОСАГО в одном договоре страхования сильно изменят этот ландшафт, при условии, что это не станет обязательным, — рассказал «Известиям» начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков.

Совмещение каско и ОСАГО в одном продукте может спровоцировать множество проблем, среди которых и рост стоимости полиса, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

«Сейчас полис ОСАГО не покрывает ущерб, причиненный автомобилю виновника ДТП. Виновник может получить возмещение только в случае, если у него есть полис каско. Это означает, что по предложенному новому продукту с расширенным покрытием выплаты будут производиться значительно чаще, что потребует роста тарифа. Помимо этого, еще есть риски угона и хулиганских повреждений автомобиля. Всё это в совокупности приведет к резкому росту стоимости полиса. А большая часть владельцев автомобилей не готова к таким ценам», — пояснил «Известиям» Макаров.

Сколько будет стоить гибридный полис

Согласно единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), в 2019 году средняя стоимость полиса каско выросла на 18%, до 54,6 тыс. рублей. Средний чек за ОСАГО за тот же период составил порядка 6 тыс. рублей, что в сумме дает около 60 тыс. рублей. Опрошенные «Известиями» эксперты сходятся во мнении, что стоимость гибридного полиса может составить примерно около 50 тыс. рублей.

«В первом приближении стоимость гибридного полиса, скорее всего, составит сумму, чуть меньшую, чем текущие премии отдельно по каско и ОСАГО. Если опереться на цифры по итогам 12 месяцев 2019 года, где средняя премия по каско равнялась 44 тыс. рублей, а ОСАГО — 6 тыс., то получается коридор 45–50 тыс. Сильного снижения цены не приходится ожидать, так как по добровольному и обязательному автострахованию покрываются разные риски», — сообщил Евгений Попков.

«Я думаю, что дешевле 50 тыс. рублей цена полиса не опустится. Иначе страховщики, не желая терять прибыль, будут компенсировать убыток по ДТП, учитывая износ деталей, ремонтировать запчастями с подержанных автомобилей или значительную франшизу добавят», — отметил эксперт.

Дорожный патруль на месте ДТП

ОСАГО, которое мы не ждали: как изменится добровольное страхование

С 1 сентября должны были вступить в действие новые тарифы ОСАГО, а дорожные камеры — начать выписывать штрафы за отсутствие полиса. Однако эти меры были отложены, вместо этого изменились правила оформления еОСАГО. Как теперь действует электронный полис и какие новшества добровольного страхования ожидать, разбирался портал iz.ru

Новые тарифы — когда ждать?

С 31 августа должны были измениться тарифы и коэффициенты ОСАГО. Банк России планировал расширить нижнюю и верхнюю границы тарифного коридора на 20%, а коэффициенты рассчитывать по 50 параметрам вместо нынешних пяти. Это позволяло сделать тарифы более индивидуальными — опытные и безаварйиные водители платили бы меньше, молодые и неопытные — больше. В среднем же цена полиса вырастала с 5,8 тыс. до 7 тыс. рублей.

Неожиданно ЦБ решил отложить введение тарифов и обсудить готовящуюся реформу в Госдуме и Совфеде. Большинство участников парламентских слушаний 13 сентября высказались против повышения тарифов, но сошлись во мнении, что они требуют пересмотра в сторону либерализации. Банк России, в свою очередь, не намерен отказываться от планов по расширению коридора, но перед этим повторно исследует тарифы ОСАГО — появились цифры, свидетельствующие о снижении убыточности на рынке обязательного страхования.

За первые шесть месяцев выплаты по ОСАГО уменьшились на 35,8%, до 66,5 млрд рублей. Следующие слушания, по предложению Банка России, запланированы в Совете Федерации на 24 сентября.

Камеры не включились

В июне исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев сообщал, что с 1 сентября планируется начать рассылку «писем счастья» за отсутствие у водителей полисов ОСАГО. Для того чтобы дорожные камеры смогли выявлять нарушителей, РСА и ГИБДД планировали наладить взаимодействие между своими информационными системами.

Пилотный проект собирались запустить в первую очередь в Москве, а потом «достаточно быстро» — в других регионах. В первые несколько месяцев тестовой работы автовладелец получал бы не штраф, а предупреждение. Далее ему бы выписывали штрафы каждый день, пока полис не будет куплен.

После 1 сентября наступила тишина, а в РСА теперь кивают на ГИБДД и говорят, что этот вопрос «не находится в сфере ведения Союза». Дело в том, что пока не определен механизм — сколько выписывать штрафов, один в сутки или всякий раз, когда автомобиль проезжает мимо очередной камеры. На кого составлять протокол — на водителя или собственника автомобиля. Нет ясности и по сумме штрафа.

Впрочем, от идеи следить с помощью камер за наличием ОСАГО не отказываются, но точных сроков никто не называет. Ориентировочно это произойдет в конце года.

еОСАГО с трехдневной задержкой

Вместо анонсированных изменений 4 сентября вступило в силу Указание ЦБ №4723-У, делающее электронные полисы более защищенными. Теперь еОСАГО начинает действовать «не ранее, чем через три дня после дня направления заявления страховщику». Однако на деле срок может быть большим.

«Если вы оформляете полис, допустим, в субботу, то первый день трехдневного ограничения начнется во вторник, соответственно, третий закончится в четверг, и полис вступит в силу с пятницы. То есть важно помнить, что день оформления не считается, а трехдневное ограничение длится полноценных трое суток», — рассказал порталу iz.ru директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Белов.

В РСА пояснили: это сделано для того, чтобы устранить возможность покупки полиса сразу после ДТП. Представители Союза уточнили, что при оформлении бумажных полисов такой проблемы не возникает. Он начинает действовать с 00.00 следующего дня или с даты, указанной как начало действия полиса.

В указании ЦБ содержатся еще меры, направленные на защиту электронных полисов от мошенников. На один номер телефона можно завести теперь только один личный кабинет, у страхователя есть только три часа на отправку сканов документов для оформления полиса. Изменился код подтверждения, который приходит на телефон при регистрации на сайте. Теперь он состоит только из цифр и латиницы.

Цены на запчасти поменяют

К концу ноября РСА обещает обновить справочники средней стоимости запчастей. Поводом послужило предписание управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Татарстан, обнаружившего различные нарушения, прежде всего — занижение цен. Справочники составлялись с 1 декабря 2014 по 1 мая 2015 года, УФАС установило несоответствие цен на запчасти в апреле 2016 года, но РСА долгое время пытался оспорить предписание в судах.

В итоге Коллегия Верховного суда встала на сторону антимонопольной службы. РСА начал работу по актуализации справочников еще в марте 2019 года, но это большая работа. Предстоит собрать проанализировать информацию, предоставленную магазинами во всех субъектах Российской Федерации, всего их насчитывается около тысячи.

Как после корректировки изменятся выплаты, в РСА сказать затруднились. В то же время страховщиков ждут массовые иски с требованием пересчитать компенсации за ДТП, которые произошли с декабря 2014 по май 2015 года. Первые такие требования уже начали поступать, сообщили «Ведомостям» представители страховых компаний.

Что будет со штрафами

Минфин допустил повышение штрафов за отсутствие ОСАГО — сейчас за езду с просроченным полисом наказывают на сумму 500 рублей, а за его отсутствие — на сумму 800 рублей.

Читайте так же:  Сдаем бухгалтерскую отчетность за 2019 год. Бухгалтерская отчетность на сайте росстата

Размер платежа должен быть сопоставим с той выгодой, получает автовладелец, отказываясь от покупки полиса, отметил замминистра финансов Алексей Моисеев в интервью РИА «Новости».

В свою очередь, зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что неуплата штрафа должна ограничивать осуществление юридически значимых действий — например, регистрацию имущества, покупку билетов.

В Госдуме повышение штрафов не поддержали. Последняя подобная инициатива — единоросс Сергей Вострецов предлагал штрафовать незастрахованных автовладельцев на 5 тыс. рублей —– была отклонена депутатами еще в весеннюю сессию.

Успеть за пять дней

РСА предложил ограничить срок обращения за выплатой по ОСАГО пятью днями. Сейчас он работает только при оформлении по европротоколу, а в остальных случаях точно не определен. В Союзе считают, что это позволит бороться с автоюристами, которые намеренно затягивают процесс, чтобы страховщику было сложно разобраться в обстоятельствах произошедшего и чтобы получить неустойку. В Минфине идея РСА поддержки не нашла.

«30 дней может быть разумным сроком, но в то же время, если у человека медицинские показания, он одинок, никто не напишет за него заявление. Можно, например, сделать 30 дней с возможностью продления срока, если есть, допустим, медицинская справка о том, что он был госпитализирован», — рассказал РИА «Новости» замминистра финансов Алексей Моисеев.

Полис под запись

В Госдуме предложили снимать процесс подписание договора ОСАГО на видео со звуком. В том случае, если запись будет некачественной, действия страховой будут трактоваться не в ее пользу, отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Представитель ЦБ эту идею одобрил, страховщикам она не понравилась — обязательная видеофиксация приведет к дополнительным расходам.

Необязательное страхование

По данным РСА, за последние четыре года минимум 3 млн автомобилистов либо отказались от полиса обязательного страхования либо купили поддельный. В этом году тенденция сохраняется, несмотря на рост продаж новых автомобилей.

«Число незастрахованных по ОСАГО изо дня в день увеличивается, и это не обязательно означает, что у человека нет полиса, возможно, он ездит с поддельным. Это еще хуже, учитывая увеличение лимита по европротоколу. Ведь теперь, попадая в ДТП, вы никогда не знаете, застрахован ли виновник аварии», — отмечает руководитель управления обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Приносит ли ОСАГО убытки?

Статистика, показывающая снижение выплат по ОСАГО, не отражает реального положения дел — с таким мнением выступил гендиректор «АСКО-страхование» Аркадий Любавин. Его слова приводит ТАСС. Любавин отметил, что виной тому методологический дефект фиксации выплат по прямому возмещению убытков, не учитывающий особенности натурального возмещения. Страховщик выставляет сумму ущерба с учетом износа — меньшую, чем он заплатил на самом деле. Разницу относят на «прочие расходы» и не фиксируют в качестве выплаты. По словам Любавина, это ведет к искаженному представлению об убыточности ОСАГО.

В то же время первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков утверждает, что информация об убыточности обязательного страхования неверна.

«Если вывести за скобки ущерб от злоупотреблений и воровства, то рентабельность ОСАГО составит не менее 7%», — цитирует «Парламентская газета» слова Лысакова.

Во время парламентских слушаний 13 сентября законодатель отметил, что факты вывода денег из страховых компаний неоднократно подтверждены судебными решениями. Он напомнил, что за два последних года компания «Росгосстрах» сгенерировала «финансовую яму» в размере более 100 млрд рублей, из которых половина приходится на ОСАГО.

В России может появиться объединенный полис ОСАГО и каско, с соответствующей инициативой выступил депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Эту идею поддержали премьер-министр России Дмитрий Медведев, Минфин и Центробанк. Новая страховка должна стать альтернативой ОСАГО, однако неизвестно, сколько может стоить такой полис. В вопросе разбирались «Известия».

Альтернативный вариант

Каско и ОСАГО — принципиально разные страховые продукты, которые покрывают разные риски. Выплата по каско осуществляется при повреждении автомобиля, деньги или направление на ремонт тоже рассчитаны исключительно для страхователя. По «автогражданке» же, наоборот, страхуется ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения, выплаты осуществляются другому потерпевшему в аварии автовладельцу, и только если доказана вина страхователя. До этого в России не существовало страховки, которая бы объединяла все эти риски в один полис.

В разговоре с «Известиями» депутат Вячеслав Лысаков сообщил, что единый автополис должен стать своеобразной альтернативой нынешним ОСАГО и каско. То есть новый полис будет предлагаться не вместо ОСАГО, а в дополнение к нему как альтернатива.

Как это будет

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже высказался положительно о едином автомобильном полисе и пообещал рассмотреть его концепцию. С одобрением к этой идее отнеслись и в Центробанке, пояснив, что цена нового полиса будет дешевле суммы двух прежних.

«В зарубежной практике присутствуют продукты, которые покрывают эти риски. Возможно рассмотреть такой продукт и для российского рынка. При этом надо оценить, насколько данный комбинированный полис будет дешевле общей суммы двух раздельных полисов каско и ОСАГО. И в любом случае тем, кто не покупает сегодня каско, придется иметь в наличии полис ОСАГО», — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

В Минфине также поддержали идею единого автополиса, но от комментариев по поводу его возможной цены отказались.

«Минфин России прорабатывает вопрос объединения полисов ОСАГО и каско совместно с заинтересованными ведомствами, в том числе с учетом влияния предложения на цену полиса», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минфина России.

Страховщики против

Страховщики выступили с критикой объединения ОСАГО и каско. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, эта идея преждевременная, поскольку не предусмотрена действующим законодательством.

«Страховое сообщество договорилось и с регулятором, и с Минфином либерализовать и индивидуализировать тарифы ОСАГО, после чего, как и на Западе, потенциально возможно, пройдя этот опыт, сделать полис универсальным», — сообщил «Известиям» Игорь Юргенс.

В страховой компании «МАКС» отметили, что идея комбинированного моторного полиса не нова, напомнив, что добавление полиса добровольного страхования автогражданской ответственности к классическому набору рисков по полису каско (ущербу и хищению) дает тот же эффект.

«Что касается предлагаемого гибрида обязательной «автогражданки» и каско, то есть ощущение, что его потенциальная востребованность оценивается излишне оптимистично. Реальный интерес к каско — тот объем рынка, который уже сложился на сегодня: 2,7 млн полисов за 2019 год. И вряд ли каско + ОСАГО в одном договоре страхования сильно изменят этот ландшафт, при условии, что это не станет обязательным, — рассказал «Известиям» начальник отдела по работе с прессой СК «МАКС» Дмитрий Позняков.

Совмещение каско и ОСАГО в одном продукте может спровоцировать множество проблем, среди которых и рост стоимости полиса, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Сколько будет стоить гибридный полис

Согласно единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), в 2019 году средняя стоимость полиса каско выросла на 18%, до 54,6 тыс. рублей. Средний чек за ОСАГО за тот же период составил порядка 6 тыс. рублей, что в сумме дает около 60 тыс. рублей. Опрошенные «Известиями» эксперты сходятся во мнении, что стоимость гибридного полиса может составить примерно около 50 тыс. рублей.

«В первом приближении стоимость гибридного полиса, скорее всего, составит сумму, чуть меньшую, чем текущие премии отдельно по каско и ОСАГО. Если опереться на цифры по итогам 12 месяцев 2019 года, где средняя премия по каско равнялась 44 тыс. рублей, а ОСАГО — 6 тыс., то получается коридор 45–50 тыс. Сильного снижения цены не приходится ожидать, так как по добровольному и обязательному автострахованию покрываются разные риски», — сообщил Дмитрий Позняков.

Аналогичного мнения придерживается адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Необходимости в новом страховом продукте от государства нет, убежден правозащитник и лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его мнению, каско вполне рыночная услуга, цена которой регулируется рынком, а цены на ОСАГО заслуживают пересмотра в сторону снижения. Объединение подобных страховых продуктов не скажется благоприятно на их цене.

Читайте так же:  Акционерное общество (АО). Гражданский кодекс публичные общества

ОСАГО привяжут к водителю. Оцените, сколько будет стоить полис для вас

В Государственной думе и Совете Федерации прошли слушания по поводу реформы, которую предлагают провести Центральный банк и Министерство финансов. В итоге одни будут платить за страховой полис больше, другие – меньше.

Ситуация, когда аккуратный и соблюдающий правила дорожного движения водитель платит в три раза больше алкоголика, который не привык себя хоть в чем-либо ограничивать, поражает воображение масштабами несправедливости и неадекватности существующей формулы расчета цены полиса.

Взаимосвязь между тяжестью и количеством нарушений правил и последствиями в виде аварий очевидна. Однако основная тяжесть тарифа ОСАГО ложится сегодня на аккуратных водителей.

Для того чтобы понять происходящее в сфере ОСАГО, надо вспомнить, что было полтора года назад. Именно тогда вступили в действие поправки к Закону об ОСАГО, которые установили приоритет так называемой натуральной формы возмещения – проще говоря, преимущество ремонта автомобиля перед денежной выплатой. Отличие ремонта от выплаты деньгами принципиальное. Например, денежная выплата учитывает амортизацию стоимости запасных частей, в связи с чем почти всегда меньше, чем реальная стоимость ремонта. Если же ремонт осуществляет страховая компания по новым правилам, то используются только новые запасные части. Новые правила привели к возрастанию расходов страховых компаний, и рынок движется к реальной убыточности ОСАГО.

Самым простым подходом, который можно применить в условиях возросших затрат на возмещение ущерба, является линейное повышение тарифа. Однако это вызывает серьезные протесты со стороны добропорядочных автомобилистов, которые ездят аккуратно, в аварии не попадают, а стоимость полиса для них постоянно растет. Проведенный анализ аварийности показал, что таких адекватных водителей – 85%. Оставшиеся 15% ответственны за львиную долю всех аварий в нашей стране. Самые же отъявленные 5% совершают 50% аварий, и при этом стоимость полиса ОСАГО для ­маргиналов практически не отличается ­от сто­имости полиса для ответственного водителя. Нетрудно догадаться, что их бесшабашное поведение оплачиваем мы все. ­И это несправедливо.

В других странах, где давно действует система, аналогичная нашему ОСАГО, используются различные способы, чтобы отделить плохих и, следовательно, рисковых водителей от хороших. Основной вклад в такую оценку вносит история вождения, включая нарушения ПДД. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что если водитель дважды попался за рулем в нетрезвом виде, значит он представляет повышенную угрозу на дороге по сравнению с тем водителем, который за десять лет ни разу не нарушил ПДД даже в мелочах.

В любом случае в зарубежном ОСАГО выполняется принцип: ездить в маргинальном стиле по дорогам, постоянно нарушая правила, – очень дорого. Страховка для таких странных людей стоит космических денег, которые жалко отдавать даже тем, у кого они есть.

В России начинается постепенный переход к подобному принципу формирования тарифа на полисы. Начало положат под занавес 2019 года, когда будет реформирован коэффициент «возраст-стаж» (КВС). На текущий момент этот коэффициент не дает возможности детально оценить риски, создаваемые конкретным водителем, так как имеет всего четыре градации. В новой шкале градации будут идти с 5?процентным шагом, что даст несколько сотен различных вариантов.

Следующим шагом будет реформа коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Этот коэффициент предоставляет скидку за безава­рийную езду, однако если вы не покупали полис ОСАГО год (например, ездили по полису без ограничения числа водителей или просто продали машину), то КБМ сбрасывается до 1 – и весь ваш безаварийный стаж идет псу под хвост. После первого шага реформы КБМ не будет сбрасываться никогда, его привяжут к водителю, вся история всегда будет доступна для расчета стоимости полиса.

Здесь многих автомобилистов может ждать сюрприз. Дело в том, что при расчете КВС часто бывает, что стаж после замены водительского удостоверения… обнуляется. И опытный водитель, который намотал за баранкой не один десяток лет, с точки зрения страховщиков оказывается неопытным юнцом, который должен купить полис ОСАГО с серьезной наценкой.

КБМ сейчас является самым проблемным коэффициентом в ОСАГО. Именно его расчет и становится предметом большинства жалоб от страхователей. Как правило, страховые компании ошибаются в бoльшую сторону, цена полиса возрастает порой в два раза. С учетом того, что в новой системе координат этот коэффициент будет играть одну из главных ролей, проверьте свой КБМ прямо сейчас и, если он не соответствует количеству тех аварий, в которых вы являлись виновником, немедленно пишите жалобу в Центральный банк, который произведет корректировку. Это в ваших интересах.

1. Проверка КБМ на сайте РСА.

2. Если КБМ не соответствует, оставьте жалобу на сайте ЦБ РФ.

Параллельно с изменением логики расчета КБМ и КВС будет расширен тарифный коридор – до 40% в каждую сторону. Если сейчас базовый тариф находится в вилке от 3432 до 4118 рублей, то в новом году она расширится: от 2746 до 4942 рублей.

Тарифный коридор – это механизм определения базовой ставки страхового тарифа самостоятельно страховой компанией по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства. Ранее был установлен тарифный коридор в 20%, что привело к снижению цен на полисы ОСАГО.

Однако первый этап реформы не затрагивает ключевого аспекта архитектуры ОСАГО. Полис по-прежнему выписывается на автомобиль, по-прежнему можно приобрести полис без ограничений, история нарушений ПДД конкретным водителем не может быть учтена, так как заменить страхователя или вообще купить полис без ограничения будет дешевле и проще.

Министерство финансов РФ предлагает пойти дальше и вместо страхования автомобиля заняться страхованием водителя. В этом случае становятся бессмысленными коэффициент мощности и территориальный коэффициент – их Минфин предлагает отменить. Взамен будет введен так называемый коэффициент нарушений, который будет представлять собой индивидуальный страховой рейтинг каждого конкретного водителя. Сейчас, поскольку этот параметр не учитывается, складывается странная и несправедливая ситуация. Например, цена полиса ОСАГО для автомобилиста-москвича, который не нарушает ПДД, и для жителя, скажем, Севастополя, имеющего судимость по статье 264.1 УК РФ за повторное нахождение за рулем в нетрезвом виде, разнится в три раза. И если вы думаете, что крымчанин платит больше, то вы ошибаетесь.

Министерство финансов предлагает перейти к индивидуальному страховому тарифу. В этом случае отпадет необходимость государственного регулирования цены полиса ОСАГО, произойдет та самая либерализация этого вида страхования, о которой в последнее время много говорят. И, самое главное, тариф будет определять для себя сам водитель.

Хочешь дешевый полис? Набирайся опыта, избегай нарушений и аварий. Если же водитель постоянно нарушает ПДД, причем грубо, то есть позволяет себе выезд на встречку, движение на красный, вождение подшофе, то цена полиса для такого маргинала будет очень высока.

Полис ОСАГО, привязанный к человеку, а не к автомобилю, будет экономически стимулировать добропорядочное поведение на дороге. Ездить «как хочу» станет дорого не только из-за штрафов, но и по причине высокой цены на страховку.

Все эти изменения ждут нас в 2019 году: инициаторы обещают, что всё будет происходить постепенно и только после тщательной оценки последствий принимаемых решений. Впрочем, не стоит ждать этого волшебного момента. Зайдите на сайт РСА (Российский союз автостраховщиков) и заранее проверьте свои КБМ и КВС.

А вообще, перспектива радует. Водители, которые попадутся на серьезных нарушениях ПДД, станут платить за полис в несколько раз больше, чем те, кто на красный не ездит. Для России это непривычно, но в других странах к подобному давно привыкли и берегут честь смолоду. Ведь, если испортить свою водительскую историю всего лишь раз, расплачиваться придется много лет подряд.

admin