Налог на имущество юридических лиц: размер и сроки уплаты в 2019 году. Налог на имущество юр.лиц налоговый кодекс

Содержание:

Остались вопросы юристу? прав потребителей официальный сайт Бесплатные консультации для жителей Москвы.

Налог на имущество юридических лиц: размер и сроки уплаты в 2019 году

О том, как посчитать налог на имущество юридических лиц, когда платить и как отчитываться перед налоговиками – читайте в нашей статье.

Налог на имущество предприятий

Порядок начисления и уплаты налога на имущество юрлиц описан в гл. 30 Налогового кодекса (НК) РФ.

Собственность организации учитывается в бухгалтерском учете на счетах. Она подразделяется на:

  • основные средства,
  • нематериальные активы,
  • финансовые вложения.
  • Налогом на имущество облагаются только основные средства (ОС). В данном случае объектом налогообложения являются движимые основные средства (ст. 374 НК). Не признаются таковым: земля, водные и другие объекты, переданные предприятию во временное пользование.

    Полезные документы для скачивания

    С 2019 года ст.381 НК наделяет органы местной власти правом устанавливать льготы в отношении:

    • ОС, относящихся к амортизационным группам 3-10, принятые к учету с января 2013 года;
    • Инновационного оборудования.
    • Базу для исчисления налога на имущество вычисляют в среднем за календарный год (рассчитывают по данным бухучета). При этом кадастровую стоимость объектов определяют по данным на 1 января текущего года, узнать ее можно на сайте Публичной кадастровой карты РФ.

      Кто является плательщиком налога на имущество юрлиц?

      Перечислять деньги в бюджет по этому налогу обязаны следующие категории плательщиков:

      1. Организации, применяющие основную систему налогообложения (ОСНО) с ОС на балансе (полный перечень объектов есть в ст. 374 НК).
      2. Предприятия на ЕНВД и УСН, владеющие торговыми центрами или жилой недвижимостью.
      3. Компании уплачивающие единый сельхозналог (ЕСХН), если владеют оборудованием для заготовки и переработки сельхозпродукции.

      Освобождены от уплаты сбора общества инвалидов, исправительные и религиозные учреждения, а также фармацевтические компании.

      Ставка налога на имущество юридических лиц

      Ставка регламентируется п.1 ст. 38 НК РФ и региональным законодательством. Максимальный размер сбора, который позволяют установить местным законодателям, составляет 2,2% от среднегодовой стоимости имущества или 2% – от кадастровой оценки.

      Налоговая ставка для ж/д путей государственного значения, магистральных трубопроводов, ЛЭП и сооружений неразрывно связанных с ними – 1,9%.

      Расчет производится нарастающим итогом. При базе равной среднегодовой авансовые платежи производятся за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. С кадастровой стоимости – за первый, второй и третий квартал.

      Подсчет налога на имущество юрлиц

      Существует два способа расчета – по среднегодовой или по кадастровой стоимости. Рассчитать налог и отчитаться помогут здесь. Если занимаетесь налогами самостоятельно, смотрите примеры расчетов.

      По среднегодовой стоимости

      Порядок определения средней стоимости и аванса прописан в п.4 ст.376 НК.

      Ниже даны формулы определения значения за периоды:

      Первый квартал: Сг = (А1+А2+А3)/М1+1

      Полугодие: Сг = (А1+А2+А4+А5)/М2+1

      9 Месяцев: Сг = (А1+А2+А4+А6+А7)/М3+1

      За год: Сг = (А1+А2+А4+А6+А7+А9)/М4+1, где

      Сг – среднегодовая стоимость имущества;

      А – остаточная стоимость на первые числа месяцев.

      А1 – на 1 января текущего года,

      А2 – на 1 марта и так далее.

      М – номер месяца; цифра рядом с буквой – их количество.

      Авансовый платеж считают по формуле: Сг*СН / 4, где Сг – налогооблагаемая база (средняя цена имущества), СН – налоговая ставка.

      Сумма налога за год равна: Сг умножить СН минус Ап, где Ап – авансовые платежи.

      Доплачивать нужно сумму за вычетом авансовых платежей.

      По кадастровой стоимости

      Авансовый платеж в этом случае считают по формуле: Ср / 4*СН, где Ср – кадастровая стоимость имущества на 1 января, СН – ставка налога.

      Платеж за весь год = Ср*СН – Ап, где Ап – авансовые платежи.

      Размер доплаты определяется как годовая сумма начислений минус все авансовые платежи, которые были сделаны в течение года.

      Если ОС с рыночным значением приобретено в течение года, то исчисляется сбор с учетом периода владения (п.5 ст 382 НК).

      Если право собственности перешло до 15 числа при подсчете периода владения учитывается весь месяц; при переходе после 15 числа этот месяц не учитывают.

      В декларациях по каждому объекту с рыночной ценой заполняется отдельный лист третьего раздела.

      Сроки уплаты налога на имущество юрлиц

      Сроки уплаты, согласно п. 1 ст. 383 НК, устанавливаются и изменяются региональными властями. Даты по регионам различны. Если у вас объекты в нескольких регионах, то контрольные даты оплаты нужно уточнять на сайтах администраций субъектов РФ.

      Важно! Отчисления производятся в бюджет того региона, где фактически расположен объект основных средств, даже если там нет обособленного подразделения организации

      Оплата производится на единый код бюджетной классификации (КБК) для всех регионов: 182 1 06 02010 02 1000 110. При этом не имеет значения, входит организация-плательщик в единую систему газоснабжения или нет.

      Отчетность по налогу на имущество юрлиц

      Отчеты предоставляются в те инспекции ФНС, в регионе которых находятся ОС, и куда он уплачивается.

      Наименование отчета Периодичность Срок сдачи
      Авансовые платежи по налогу на имущество 1 квартал, 2 квартал,3 квартал 30 апреля, 30 июля,30 октября
      Декларация по налогу на имущество раз в год 30 марта следующего года

      Ошибки в исчислении сбора нужно исправить самостоятельно. Если перечислить недоимку, а потом сдать уточненный расчет, штрафа не будет, как и пеней за несвоевременное перечисление.

      Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

      В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

      Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

      При изменении количественных и качественных характеристик объекта

      В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

      При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
      Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

    • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

    Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

    По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

    При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

    Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

    Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

    С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

    Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

    Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

    Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

    Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
    Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

    Другие новшества по налогу на имущество физлиц

    С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2019 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

    Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

    Читайте так же:  Азербайджан с русским акцентом. Какого числа пенсия в азербайджане

    Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

    В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

    В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

    В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

    Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

    Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    Летний пакет налоговых поправок

    Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Налогоплательщики уже привыкли, что налоговое законодательство претерпевает масштабные изменения в канун Нового года, причем каждого. В 2019 году пакет законов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, принят в середине лета.

    О том, каким будет тариф страховых взносов, что такое единый налоговый платеж, как изменится порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц и земельного налога, а также для кого обнулится госпошлина, читайте в нашем материале.

    Бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

    Действующей редакцией Налогового кодекса в 2017 – 2020 годах для основной категории плательщиков страховых взносов тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) установлен в размере 22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС и 10 % – сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС. При этом с 1 января 2021 года тариф страховых взносов на ОПС зафиксирован в размере 26 % сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. Таким образом, сегодня действует временный тариф на страховые взносы на ОПС.

    Федеральный закон от 03.08.2019 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» кардинально меняет данный подход: с 1 января 2019 года устанавливаются постоянные тарифы страховых взносов. Согласно изменениям, внесенным в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ, будут действовать следующие тарифы на ОПС:

    в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22%;

    свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10%.

    Одновременно ст. 426 НК РФ, устанавливающая тарифы страховых взносов на 2017 – 2020 годы, признается утратившей силу.

    Кроме этого, внесены изменения в пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, согласно которым для плательщиков, указанных в пп. 7 и 8 п. 1 названной статьи – для некоммерческих и благотворительных организаций, в течение 2019 – 2024 годов устанавливаются следующие тарифы страховых взносов:

    на ОПС – в размере 20%;

    на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;

    на обязательное медицинское страхование – 0%.

    В целях приведения в соответствие принятых норм действующему законодательству Федеральный закон от 03.08.2019 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» внес сообразные поправки в федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

    Принятые новшества направлены на обеспечение стабилизации установленной в настоящее время фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов.

    Единый налоговый платеж для физических лиц

    С 1 января 2019 года упрощается порядок уплаты имущественных налогов физическими лицами: устанавливается единый налоговый платеж. Использование единого налогового платежа призвано значительно сократить время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизировать ошибки граждан при заполнении нескольких платежек. Соответствующие изменения в ч. I НК РФ внесены Федеральным законом от 29.07.2019 № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования»: вводится ст. 45.1 «Единый налоговый платеж физического лица».

    К сведению: единый налоговый платеж физического лица – это денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком – физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.

    Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена как самим налогоплательщиком, так и иным лицом. Но иное лицо не вправе требовать возврата из бюджета уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа.

    Единый налоговый платеж перечисляется по месту жительства налогоплательщика – физического лица (месту пребывания – при отсутствии у такого лица места жительства на территории РФ), а при отсутствии у налогоплательщика – физического лица места жительства и места пребывания – по месту нахождения одного из принадлежащих данному лицу объектов недвижимого имущества.

    Зачет суммы единого налогового платежа налоговый орган проведет самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по указанным налогам либо в счет уплаты недоимки по налогам или задолженности по соответствующим пеням и процентам.

    Зачет будет производиться в установленные сроки уплаты налогов последовательно, начиная с меньшей суммы налога. Но при наличии у налогоплательщика – физического лица недоимки по налогам, задолженности по пеням, процентам зачет суммы единого налогового платежа сначала будет производиться в счет уплаты таких недоимки или задолженности. Если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджет в качестве единого налогового платежа, меньше общей суммы задолженности, зачет осуществляется последовательно, начиная с недоимки с меньшей суммой. Затем погашается задолженность по пеням и процентам в том же порядке.

    Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику – физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа в течение пяти дней со дня его принятия. Также все данные будут отражаться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

    Излишне уплаченные суммы можно будет вернуть в силу п. 7 ст. 45.1 НК РФ – написать заявление в налоговый орган. Возврат денежных средств осуществляется в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления. О своем решении налоговики обязаны сообщить налогоплательщику – физическому лицу в течение пяти дней со дня его принятия.

    К сведению: с 2019 года ст. 52 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных налогов – транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц – осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (Федеральный закон от 03.08.2019 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

    В случае ошибочного заполнения платежного поручения на уплату налогов можно будет уточнить реквизиты платежа в течение трех лет с даты платежа на основании соответствующего заявления. Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет. При этом налоговый орган может самостоятельно принять решение об уточнении платежа в случае необходимости. Налоговый орган уведомит налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

    Согласно изменениям, внесенным в ст. 58 НК РФ, с 2019 года физические лица смогут уплачивать налоги:

    через кассу местной администрации;

    через организацию федеральной почтовой связи – в случае отсутствия банка;

    через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджет.

    При этом никакая плата за перечисление налогов в бюджет не взимается.

    За нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или МФЦ устанавливается налоговая ответственность на основании ст. 129.12 НК РФ.

    С 1 января 2019 года объектом налогообложения для российских организаций признается только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Соответствующие изменения внесены в ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2019 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    К сведению: движимое имущество исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций. Следовательно, пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 3.3 ст. 380, п. 25 ст. 381,п. 2 ст. 381.1 НК РФ признаны утратившим силу.

    С 2019 года налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения согласно Федеральному закону от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (п. 1 ст. 376 НК РФ).

    Также с 2019 года налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию (п. 1 ст. 386 НК РФ).

    Кроме рассмотренных изменений, коррективы внесены в гл. 30 НК РФ также Федеральным законом от 03.08.2019 № 334-ФЗ.

    Читайте так же:  Приказ о введении сменного режима работы образец. Приказ о введении сменного режима работы образец

    С 2019 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества будет определяться как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ). Уточнение о том, что кадастровая стоимость должна быть указана в ЕГРН, позволит снять спорные вопросы о применении кадастровой стоимости, хотя контролирующие органы придерживались данного подхода и ранее.

    Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется в соответствии с федеральными законами от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которым кадастровая стоимость является конкретной величиной, определенной в установленном порядке и внесенной в ЕГРН. Порядок применения кадастровой стоимости, установленный указанными федеральными законами, не предусматривает возможность использования для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), скорректированной кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.

    В случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 23.04.2019 № 03-05-05-01/27098).Таким образом, применение для целей налогообложения стоимости, отличной от кадастровой стоимости, содержащейся в ЕГРН, не предусмотрено.

    С 1 января 2019 года в новой редакции будет действовать п. 15 ст. 378.2 НК РФ, который регулирует применение измененной кадастровой стоимости объекта налогообложения.

    Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено обозначенным пунктом.

    Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по причине изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

    В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Также с 2019 года вступают в силу поправки в ст. 382 НК РФ: она дополнена п. 5.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ.

    Федеральный закон от 03.08.2019 № 334-ФЗ внес ряд существенных изменений и в гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

    Согласно новой редакции п. 2 ст. 403 НК РФ с 2019 года в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Порядок применения новой кадастровой стоимости объекта налогообложения аналогичен порядку, приведенному в п. 15 ст. 378.2 НК РФ (см. выше).

    С 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для соответствующих жилых помещений п. 3 и 4 ст. 403, п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407 НК РФ условий определения предельных налоговых ставок, налоговых вычетов и налоговых льгот на «части жилых домов» и «части квартир».

    С 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, имеющих право на федеральную льготу по налогу на имущество физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ).

    С 1 января 2017 года предусмотрено распространение установленных для гаражей и машино-мест п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407, п. 8 ст. 408 НК РФ условий определения предельных налоговых ставок, налоговых льгот и порядка расчета налога на имущество физических лиц на гаражи и машино-места, расположенные в объектах налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ (в том числе включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Таким образом, введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2 %, к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будут действовать предельная налоговая ставка не более 0,3 % и право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.

    Согласно дополнениям, внесенным п. 5.1 в ст. 408 НК РФ, с 2019 года в случае изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 данной статьи.

    Уже действуют измененный п. 8 и добавленный п. 8.1 ст. 408 НК РФ, касающиеся порядка расчета налога; более того, их действие распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 года.

    Федеральный закон от 03.08.2019 № 334-ФЗ внес новшества и в гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Поправки, касающиеся изменения кадастровой стоимости земельного участка, аналогичны рассмотренным выше поправкам к п. 15 ст. 378.2 и ст. 403 НК РФ (ст. 391 НК РФ дополнена п. 1.1).

    К сведению: введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества организаций и физических лиц. Положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

    С 1 января 2015 года предусмотрено включение детей-инвалидов в категорию лиц, в отношении земельных участков которых регламентировано уменьшение базы по земельному налогу (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ).

    Сразу два федеральных закона, вступающих в силу с 1 января 2019 года, вносят изменения в ст. 333.35 НК РФ:

    – Федеральный закон от 29.07.2019 № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

    – Федеральный закон от 29.07.2019 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

    Рассмотрим льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по уплате государственной пошлины.

    …для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    Сегодня в соответствии с гл. 25.3 НК РФ за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается государственная пошлина в размерах 4 000 руб. (за государственную регистрацию юридического лица) и 800 руб. (за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (пп. 1 и пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    За реорганизацию и ликвидацию юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 800 руб., а за прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – в размере 160 руб. (пп. 3 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    К сведению: Федеральный закон от 29.07.2019 № 234-ФЗ дополняет п. 3 ст. 333.35 НК РФ пп. 32, согласно которому за совершение юридически значимых действий, предусмотренных пп. 1, 3, 6 и 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственная пошлина не уплачивается.

    Снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления для государственной регистрации, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в форме электронного документа будет способствовать увеличению количества организаций и граждан, обращающихся за совершением вышеуказанных действий в электронной форме, а также сокращению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с открытием и деятельностью малого и среднего бизнеса, вовлечению большего количества граждан в предпринимательскую деятельность.

    Кроме того, реализация указанного изменения приведет к сокращению расходов уполномоченных государственных органов на совершение действий, связанных с государственной регистрацией, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий, в частности к сокращению расходов на прием заявителей и обработку заявлений.

    Ежегодно в Российской Федерации по причине аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий происходят чрезвычайные ситуации, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Одно из многих следствий чрезвычайных ситуаций связано с тем, что могут утрачиваться или приходить в негодность хранящиеся на бумажных носителях документы, необходимые для идентификации личности гражданина, подтверждения каких-либо его прав (имущественных и т. п.) или статуса (например, семейного положения).

    НК РФ предусматривает государственные пошлины за выдачу целого ряда документов, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность. При этом согласно пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обратившиеся за получением паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако данная льгота по уплате государственной пошлины для физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не распространяется на иные типы документов. Так, в силу ст. 333.33 НК РФ за выдачу взамен утраченного или пришедшего в негодность международного водительского удостоверения предусмотрена государственная пошлина в размере 1 600 руб., паспорта транспортного средства – 800 руб., свидетельства о регистрации транспортного средства – 500 руб. Исходя из ст. 333.26 НК РФ размер государственной пошлины за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния составляет 350 руб.

    Федеральный закон от 29.07.2019 № 233-ФЗ изложил пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ в новой редакции, согласно которойфизические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации от уплаты госпошлины освобождаются.

    введен постоянный тариф страховых взносов на ОПС – 22% в пределах установленной предельной величины базы;

    введен единый налоговый платеж, заменяющий уплату транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц;

    внесены изменения в порядок исчисления налога на имущество организаций и физических лиц (в том числе движимое имущество исключено из объектов налогообложения для организаций);

    установлены новые особенности исчисления земельного налога;

    обнулена госпошлина для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц в установленных случаях.

    Имущественные налоги: точки в спорах ставят высшие суды

    В прошлом номере мы рассмотрели правовые позиции высших арбитров по НДС, которые налоговая служба включила в свой обзор (письмо ФНС России от 29.12.2019 № СА-4-7/26060). Сегодня мы расскажем, какие выводы сделали суды в отношении налога на имущество и земельного налога.

    Налог с движимого имущества: проблема старая, но еще актуальная

    С 1 января 2019 г. движимое имущество полностью выведено из-под обложения налогом на имущество. Соответствующие поправки содержатся в Федеральном законе от 03.08.2019 № 302-ФЗ. В частности, с этого года утратил силу п. 25 ст. 381 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме до 2019 г. не облагалось налогом на имущество движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

    — реорганизации или ликвидации юридических лиц;

    — передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

    На практике по положениям п. 25 ст. 381 НК РФ возникали многочисленные споры. Один из них дошел до Конституционного суда и был рассмотрен в постановлении от 21.12.2019 № 47-П. Спор касался следующего вопроса: нужно ли начислять налог с движимого имущества, которое получено от взаимозависимых лиц или в результате реорганизации (ликвидации), и при этом основные средства у бывших владельцев не признавались объектами обложения налогом на имущество?

    Читайте так же:  Исковое заявление об алиментах на содержание супруга. Исковое заявление об отмене алиментов на содержание супруги образец

    Конституционный суд указал, что положения п. 25 ст. 381 НК РФ не предполагают обложения налогом на имущество объектов движимого имущества, которые до совершения сделки между взаимозависимыми лицами, реорганизации или ликвидации юридических лиц не признавались объектом налогообложения у первоначального (предыдущего) собственника, только лишь в связи с принятием такого имущества на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

    Данный судебный вывод пригодится компаниям и сейчас, так как глубина налоговой проверки составляет три года. Расскажем об этом деле подробнее.

    В Конституционный суд обратились за защитой три компании. Одна из них в 2014 и 2015 гг. купила у взаимозависимых организаций транспортные средства, которые, в свою очередь, были приобретены контрагентами после 1 января 2013 года. Другая компания покупала у взаимозависимых лиц на постоянной основе автотехнику, которую потом передавала в лизинг третьим лицам. При этом на период действия договора лизинга она оставалась собственником автотехники. А третья компания в результате реорганизации (в форме присоединения к ней другой организации) приобрела объекты движимого имущества (полувагоны, вагоны-платформы, автомобили), которые были приняты на учет присоединяемым юридическим лицом после 1 января 2013 года и не являлись объектами налогообложения.

    Во всех приведенных случаях налоговики по результатам камеральных проверок доначислили налог на имущество. По мнению проверяющих, компании не имели права на льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ, так как в рассматриваемых ситуациях имели место факты взаимозависимости и реорганизации.

    4 : 0 в пользу налоговиков

    Компании не согласились с решениями налоговиков и обратились в суд, но проиграли спор во всех судебных инстанциях, включая Верховный суд (Определение от 05.04.2019 № 305-КГ18-2174).

    Арбитры поддержали выводы налоговых органов и посчитали обоснованными доначисление налога на имущество в отношении имущества, приобретенного у взаимозависимых лиц, или полученного в ходе реорганизации. При этом суды исходили из дословного прочтения положений п. 25 ст. 381 НК РФ — раз в этой норме прямо предусмотрено исключение для применения льготы в отношении имущества, полученного от взаимозависимых лиц или в результате реорганизации, то воспользоваться льготой у компаний нет права.

    Правовая позиция КС РФ

    Организации решили отстаивать свои интересы до конца и подали жалобы в Конституционный суд. По их мнению, положения п. 25 ст. 381 НК РФ не соответствуют ряду статей Конституции РФ, поскольку их применение имеет разные экономические и правовые последствия для организаций при налогообложении имущества одной и той же категории в зависимости лишь от формальных условий (источников) его приобретения.

    Конституционный суд указал, что из приведенного нижестоящими судами истолкования спорной нормы НК РФ следует, что ее применение в отношении однородных объектов движимого имущества при одинаковых условиях, в том числе сроках его создания, времени приобретения, и равнозначном экономическом использовании влечет отказ в использовании льготы и ставит объект под обложение налогом на имущество лишь на том основании, что это движимое имущество перешло к кому-либо из группы взаимозависимых лиц либо поступило налогоплательщику вследствие реорганизации или ликвидации юридических лиц. При этом налоговое освобождение действует, если, в частности, указанное имущество остается в группе взаимозависимых лиц и она продолжает использовать его объекты с условием, что никто из участников группы их друг другу не передает.

    Конституционный суд отметил, что в российской правовой системе реорганизация и ликвидация юридических лиц, а также взаимозависимость хозяйствующих субъектов регулируются актами гражданского, антимонопольного и иного законодательства, в том числе Налоговым кодексом. Из положений главы 14.1 НК РФ не следует, что взаимозависимость противоправна. Взаимозависимость представляет собой распространенное правовое состояние (экономическое правоотношение), а его правовое определение и оформление являются предпосылкой налогового регулирования и контроля.

    Такие экономико-правовые отношения не могут быть основанием к исключению из общего режима налогообложения.

    Учитывая изложенное, Конституционный суд пришел к следующему выводу. Пункт 25 ст. 381 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не допускает спорных правоограничений в отношении добросовестных участников гражданского оборота, получивших в процессе реорганизации (ликвидации) и (или) заключения гражданско-правовых сделок движимое имущество, не подлежавшее налогообложению у первоначального (предыдущего) собственника. В результате Конституционный суд указал, что судебные акты, вынесенные в отношении заявителей на основании п. 25 ст. 381 НК РФ в истолковании, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в установленном порядке.

    В отношении порядка применения льготы по движимому имуществу высшие арбитры сделали еще один интересный вывод. Он касается взаимозависимых лиц. Как мы уже отметили, в случае получения имущества от взаимозависимого лица организация не может воспользоваться льготой, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.

    В Определении от 16.10.2019 № 310-КГ18-8658 Верховный суд указал, что ограничение возможности применения налоговой льготы в случаях получения имущества от взаимозависимых лиц направлено на предотвращение уклонения от налогообложения и исключение ситуаций, когда объектом налогообложения не признавалось бы старое оборудование, вновь принятое на учет. Соответственно, данное ограничение должно толковаться в контексте вышеуказанных целей введения налоговой льготы и установления ограничений в ее применении.

    По смыслу п. 1 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимость как таковая не является основанием для установления более обременительного налогового режима для налогоплательщиков, входящих в единую группу компаний и имеющих в силу этого длительные экономически и исторически обусловленные хозяйственные отношения с иными участниками группы. Исходя из этого, высшие арбитры пришли к выводу, что предусмотренное п. 25 ст. 381 НК РФ ограничение права на применение налоговой льготы не распространяется на ситуации, когда операции между взаимозависимыми лицами не могли повлечь неблагоприятные налоговые последствия, а именно, не способны привести к выводу из-под налогообложения основных средств, принятых на учет до 01.01.2013.

    Час «Х» для уплаты земельного налога

    Срок уплаты налога является одним из элементов налогообложения. Если срок уплаты налога не определен, то налог не может считаться установленным (п. 1 ст. 17 НК РФ).

    В пункте 1 ст. 57 НК РФ сказано, что сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. При этом изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

    Если налог перечислен в бюджет с нарушением установленного срока, то налогоплательщик должен уплатить пени (п. 2 ст. 57 НК РФ).

    Согласно п. 3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому такому действию.

    Сроки уплаты федеральных налогов прямо прописаны в соответствующих главах части второй Налогового кодекса. При этом используется единая формулировка — налог должен быть уплачен не позднее какой-либо даты. Например, НДС за истекший налоговый период уплачивается равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

    А вот сроки уплаты региональных налогов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. И здесь региональные власти зачастую используют иные формулировки. В частности, в некоторых регионах срок уплаты налога установлен как «до такого-то числа».

    Есть ли разница в конструкциях «не позднее какого-то числа» и «до какого-то числа»? Этот вопрос стал предметом судебного разбирательства, которое в конечном итоге дошло до Верховного суда РФ (Определение от 16.10.2019 № 304-КГ18-7786).

    Претензии налоговиков

    Организация имела на территории г. Новосибирска земельный участок. Согласно п. 2.1 Положения о земельном налоге на территории города Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 105 (далее — Положение о земельном налоге), в отношении уплаты земельного налога в 2016 г. установлены следующие сроки:

    — за I квартал — до 30 апреля налогового периода;

    — за II квартал — до 31 июля налогового периода;

    — за III квартал — до 31 декабря налогового периода.

    Компания полагала, что крайний день перечисления авансового платежа по налогу за I квартал 2016 г. — 30 апреля. Так как в этом году 30 апреля и 1—3 мая являлись выходными (праздничными) днями, компания перечислила аванс в первый после праздников рабочий день — 4 мая 2016 г.

    В ходе проверки налоговики решили, что организация допустила просрочку платежа за I квартал 2016 г. По мнению ревизоров, авансовый платеж по земельному налогу должен был быть уплачен не позднее 29 апреля. За просрочку организации были начислены пени.

    Компания не согласилась с решением проверяющих и обратилась в суд.

    Неоднозначность арбитров

    В первой судебной инстанции организация одержала победу. Суд признал вывод налоговиков ошибочным. Выиграть спор с налоговиками помогли разъяснения Департамента финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска, которые были даны на запрос организации. В письме от 28.03.2017 № 17/06.3-11/01377 Департамент подтвердил, что налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи ежеквартально до 24 часов 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

    Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу, что последним днем для уплаты авансовых платежей по земельному налогу за I квартал 2016 г. является 30.04.2016.

    А вот апелляция и кассация встали на сторону налоговиков. Арбитры решили, что при применении пункта 2.1 Положения о земельном налоге налоговый орган обоснованно исходил из того, что предлог «до» употребляется для указания на предел чего-либо. Следовательно, при формулировке срока «до определенной даты» действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть уже совершено. Поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит.

    Суды отметили, что исходя из значения предлога «до», содержащегося в Словаре русского языка С.И. Ожегова (в редакции 1971 г.), названный предлог употребляется для указания на предел чего-либо, в значении «раньше чего-нибудь».

    С учетом того, что предлог «до» употребляется в значении «исключая», суды признали правомерным вывод налогового органа о том, что последним днем уплаты авансовых платежей по земельному налогу за I квартал 2016 г. является 29.04.2016 (рабочий день). Следовательно, уплата организацией авансового платежа по земельному налогу за указанный период является просрочкой исполнения обязанности по уплате налога.

    Правовая позиция Верховного суда

    В Определении от 16.10.2019 № 304-КГ18-7786 Верховный суд РФ отменил решения апелляционного и кассационного судов и оставил в силе решение суда первой инстанции. Приведем аргументацию высших арбитров.

    Из положений п. 8 ст. 6.1 НК РФ следует, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

    Высшие арбитры отметили, что указанные формулировки не позволяют однозначно уяснить, как именно следует трактовать положения нормативных правовых актов, предписывающих обязанному лицу совершить действия до определенной даты. При этом в отличие от законодательства о налогах и сборах, в подп. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» прямо установлено, что срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты. Соответственно, формулировка срока уплаты земельного налога за I квартал — до 30 апреля, содержащаяся в Положении о земельном налоге, не позволяет достоверно и без неустранимых сомнений определить, является ли предельным сроком для исполнения данной обязанности 29 либо 30 апреля.

    В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основании данной коллизионной нормы, а также с учетом того, что более поздняя уплата налога для налогоплательщика обычно является предпочтительной, в качестве предельного срока исполнения обязанности по уплате земельного налога в рассматриваемой ситуации следует считать 30 апреля.

    Верховный суд указал, что данный подход подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 04.07.2002 № 185-О. В этом деле рассматривался вопрос о сроке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Срок уплаты регламентировался следующим образом: ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Конституционный суд указал, что для целей данного налога формулировки «ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц» и «ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем» являются равнозначными.

    admin