Налог на прибыль в 2012 и 2019. Налог на прибыль в 2012 и 2019

Содержание:

Налог на прибыль в 2012 и 2019

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. N 308-КГ18-14911 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и направил дело о признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суду необходимо проверить соблюдение обществом трехлетнего срока исправления ошибок, допущенных при исчислении налога на прибыль, сопоставив даты уплаты налога на прибыль и даты подачи деклараций по налогу, в которых заявлены спорные суммы затрат

Резолютивная часть определения объявлена 16 января 2019 г.

Полный текст определения изготовлен 21 января 2019 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,

судей Павловой Н.В., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 по делу N А32-37022/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.05.2017 N 10-21/174/1227 в части доначисления 1 518 826 рублей налога на прибыль, 10 150 рублей пени и 425 574 рублей штрафа (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «СБСВ-КЛЮЧАВТО Минеральные воды» — Халиков З.М.,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю — Баландина М.А., Безруков Д.В., Талыбов И.Р.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 9 по Ставропольскому краю (далее — инспекция, налоговый орган) провела выездную налоговую проверку общества с ограниченной ответственностью «СБСВ-КЛЮЧАВТО Минеральные воды» (далее — общество, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.

По итогам проверки инспекцией составлен акт от 20.03.2017 и принято решение от 11.05.2017 N 10-21/174/1227 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 1 518 826 рублей, пени по налогу в сумме 10 150 рублей, а также штраф за неполную уплату налога, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), в размере 425 574 рублей.

Рассмотрев апелляционную жалобу общества, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю приняло решение от 25.07.2017 N 22-12-1091, которым оставило без изменения решение налогового органа от 11.05.2017.

Налогоплательщик, не согласившись с решением инспекции в части доначисления налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать данный ненормативный правовой акт недействительным в названной части.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 13.06.2019 оставил состоявшиеся по делу судебные акты без изменения.

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить решение суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 06.12.2019 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, при исчислении налога на прибыль за 2013 и 2014 годы общество включило в состав внереализационных расходов 7 594 130 рублей, обозначив данные затраты в качестве убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения послужил вывод о неправомерном учете обществом указанных расходов за налоговые периоды 2013 года и 2014 года, поскольку они представляют собой суммы «входящего» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций по гарантийному ремонту транспортных средств, освобожденным от налогообложения согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. Эти суммы должны были не приниматься к вычету при исчислении НДС, как это сделало общество, а в силу пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса подлежали учету в стоимости товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль и должны быть отражены в периодах осуществления затрат, т.е. заявлены в налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2010 — 2012 гг.

Суды трех инстанций, признавая правильными выводы инспекции о необоснованном отражении спорных затрат в налоговых периодах 2013- 2014 гг. вместо налоговых периодов 2010-2012 гг., и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что в силу положений статьи 272 Налогового кодекса расходы, произведенные налогоплательщиком, должны быть учтены в целях исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Отклоняя доводы налогоплательщика о наличии у него согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса права на исправление ошибок, допущенных при исчислении налога на прибыль за предыдущие периоды, в периоде их выявления, суды отметили, что данная норма может применяться только в тех ситуациях, когда период совершения ошибки (искажения) определить невозможно. Кроме того, по мнению судов, право на перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде может быть реализовано, если допущенная в предыдущих налоговых периодах ошибка привела к излишней уплате налога, однако в рамках налоговой проверки за текущий период налоговый орган не имеет возможности подтвердить факт переплаты налога в истекших периодах, не охваченных проверкой. Общество также не подтвердило то обстоятельство, что ранее соответствующие суммы «входящего» НДС не учитывались им при исчислении налога на прибыль в 2010-2012 гг.

Между тем судами не учтено следующее.

По общему правилу, закрепленному в абзаце втором пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса, ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены. Этому корреспондируют положения пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса о праве налогоплательщика при обнаружении в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

С учетом такого регулирования, судебная практика, в частности, нашедшая отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.09.2008 N 4894/08, исходила из того, что расходы прошлых налоговых периодов могут быть заявлены налогоплательщиком в текущем налоговом периоде на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса и только в случае, когда период возникновения расходов неизвестен, а во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований статей 54 и 272 Налогового кодекса.

Однако, начиная с 01.01.2009, в абзаце третьем пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) закреплено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Смысл данного положения состоит в том, что ошибка (искажение) в определении налоговой базы и суммы налога, приведшая к излишней уплате налога, не имеет негативных последствий для казны. Соответственно, исправление такой ошибки (искажения) не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым.

При этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек установленный статьей 78 Налогового кодекса трехлетний срок возврата (зачета) переплаты, учитывая, что лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться соответствующей суммой излишне уплаченного в бюджет налога.

Приведенный подход к толкованию положений пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса уже высказывался Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 19.01.2019 N 305-КГ17-14988, включенном в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2019.

Таким образом, вопреки выводам судов, положения абзаца третьего части 1 статьи 54 Налогового кодекса о перерасчете налоговой базы в период выявления ошибки (искажения) имеют самостоятельное значение и предоставляет налогоплательщику право отразить расходы предыдущих налоговых периодов в текущем налоговом периоде, если ошибки привели к излишней уплате налога в конкретном (определимом) предыдущем периоде.

При рассмотрении настоящего дела судами установлено и не оспаривалось налоговым органом, что причиной, по которой суммы «входящего» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций по гарантийному ремонту, не были включены в стоимость этих товаров (работ, услуг) и не учтены при исчислении налога на прибыль в 2010-2012 гг., являлось то, что общество заявило суммы налога к вычету при исчислении НДС, полагая, что имеет на это право согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса.

По результатам выездных налоговых проверок за 2008-2010 гг. и 2011-2012 гг. применение налоговых вычетов признано инспекцией необоснованным, поскольку доля расходов общества на осуществление необлагаемых операций в общей величине расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) превысила установленное пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса пороговое значение. Вопрос о правомерности применения налоговых вычетов обществом являлся предметом спора с налоговым органом и получил разрешение в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 по делу N А63-12167/2012, которым обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции, принятого по результатам проверки за 2008-2010 гг.

Сама по себе ситуация, при которой соответствующие расходы не были учтены в периоде их возникновения, свидетельствует об ошибке, допущенной при исчислении налога на прибыль, так как имело место неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в целях налогообложения — занижение величины расходов за 2010-2012 г., что не могло не привести к завышению налоговой базы (излишней уплате налога). В свою очередь учет расходов, относящихся к прошлым периодам, при исчислении налога за текущие налоговые периоды в 2013-2014 гг. объективно свидетельствует об исправлении обществом ранее допущенной ошибки (искажения).

Обстоятельств, указывающих на наличие у общества непогашенной недоимки по налогу на прибыль за 2010-2012 гг. в соответствующем размере, препятствующей перерасчету налоговой базы в периоде выявления ошибки, суды не установили.

При таком положении выводы судов об отсутствии оснований для применения при разрешении настоящего спора положений абзаца третьего пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ), не могут быть признаны обоснованными.

Суды, согласившись с позицией налогового органа, признали допустимой ситуацию, при которой понесенные налогоплательщиком затраты, приходящиеся на оплату НДС в цене приобретенных им товаров (работ, услуг), не могут быть учтены ни при исчислении НДС, ни при исчислении налога на прибыль только по той причине, что данные затраты заявлены обществом в налоговой декларации за текущий налоговый период, а не путем подачи уточненной налоговой декларации за предыдущие периоды.

Однако баланс частных и публичных интересов в данном случае обеспечивается тем, что налогоплательщик сохраняет обязанность документального подтверждения расходов, заявленных в текущем периоде, но относящихся к предыдущим периодам, а налоговый орган — вправе проверить в полном объеме обоснованность заявленных расходов, несмотря на то, что они понесены в более ранних периодах, не охваченных выездной налоговой проверкой, применительно к однородным правилам подтверждения убытков, переносимых на будущее (пункт 2 статьи 283 Налогового кодекса и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 3546/12).

В частности, в ходе выездной налоговой проверки текущих налоговых периодов мог быть проверен и вопрос о повторном учете расходов. Однако из судебных актов по настоящему делу не следует, что данный вопрос являлся предметом рассмотрения инспекции в ходе выездной налоговой проверки общества за 2013-2014 гг., в то время как в судебных актах по делу N А63-12167/2012 констатировано первоначальное заявление сумм «входящего» НДС к вычету при исчислении данного налога, а не при исчислении налога на прибыль организаций.

Читайте так же:  Как оформить компенсацию за стационарный телефон. Льготы на телефон инвалидам 2 группы

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что состоявшиеся по делу судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело — подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенную в настоящем определении позицию, проверить соблюдение обществом трехлетнего срока исправления ошибок, допущенных при исчислении налога на прибыль, сопоставив даты уплаты налога на прибыль за 2010-2012 гг. и даты подачи деклараций по налогу за 2013-2014 гг., в которых заявлены спорные суммы затрат, принять законные и обоснованные судебные акты.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 по делу N А32-37022/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2019 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий судья Т.В. Завьялова
Судья Н.В. Павлова
Судья Д.В. Тютин

После проверок налоговики решили, что организация неправомерно приняла к вычету «входящий» НДС. Апелляционный суд подтвердил правоту инспекции. В дальнейшем организация включила эту сумму во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль за последующие годы. Инспекция же считала, что данные затраты нужно учитывать именно в том периоде, к которому они относятся. Суды трех инстанций поддержали эту позицию, но Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение.

По НК налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и налог за период, в котором были выявлены ошибки, если они привели к переплате налога. Предыдущие инстанции неверно полагали, что это правило действует лишь в ситуациях, когда период совершения ошибки определить невозможно. Напротив, оно имеет самостоятельное значение и позволяет отразить расходы предыдущих периодов в текущем периоде, если ошибки привели к переплате налога в конкретном (определимом) предыдущем периоде.

Сама ситуация, при которой затраты не учтены в периоде возникновения, говорит об ошибке при исчислении налога на прибыль, так как расходы занижены, что не могло не привести к завышению налоговой базы. Учет расходов, относящихся к прошлым периодам, при исчислении налога за текущие периоды объективно свидетельствует об исправлении организацией ранее допущенной ошибки.

Оптимизируем налогообложение за счет изменений в 2019 г.

Автор: Андрей Гребенкин, системный инженер отдела интенсивного роста компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», март 2019 г.

Расскажем, что изменилось в расчете базы налога на прибыль – и как это повлияет на оптимизацию налогообложения.

В 2019 г. ставки налога на прибыль не меняются и будут действовать до конца 2020 г. Общая ставка– 20%, из них:

17% – в региональный бюджет;

3% – в федеральный бюджет.

С 2019 г. региональную ставку для отдельных категорий налогоплательщиков субъекты РФ могут уменьшить только в том случае, если это установлено НК РФ (п. 1 ст. 284). Регулируется это законом № 302 – ФЗ от 03.08.2019, который и внес изменения в законодательство. При этом пониженные ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на период 2019 – 2022 гг.

Расширение перечня расходов

Что касается оптимизации налога, так с 1 января 2019 г. появляется возможность уменьшить сумму налога за счет расширения перечня расходов, принимаемых к учету. Рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Теперь при расчете налога на прибыль учитываются расходы на покупку для работников туристических и санаторно-курортных путевок. Речь идет об отдыхе только на территории России. Затраты на покупку загранпутевок по-прежнему не признаются в расходах. Однако есть ограничения – не более 50 000 руб. на одного работника, а общая стоимость путевок, которую вправе учесть компания, – не более 6% от суммы ее расходов на оплату труда. Регулируется это п. 24.2 ст. 255 НК РФ, который введен Федеральным законом от 23.04.2019 № 113-ФЗ и п. 29 ст. 270 НК РФ. Хочу обратить внимание, что действует это только с отчетностью за 2019 г., т.е. если в декабре 2019 г. была оплачена путевка в санаторий на 2019 г., к учету такие расходы принять не получится.

Региональную часть налога можно уменьшить на сумму пожертвований, которые перечислили государственным и муниципальным учреждениям культуры. Это уменьшение относится к инвестиционному вычету и действует только в тех регионах, где установлено данное субъектом РФ. На территории Ростовской области согласно областному закону от 10.05.2012 № 843 –ЗС в редакции от 25.12.2019 г. данная льгота не установлена.

Появилась возможность ускорить процесс амортизации основных средств за счет повышающего коэффициента по технологическому оборудованию, равного двум. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ с 1 января 2019 г. перечень технологического оборудования увеличен с 246 до 583.

Расширение перечня необлагаемых доходов

С 1 января 2019 г. если организация, либо акционер (участник) делает вклад в уставный капитал другой организации и получает от этого безвозмездно денежные средства, то в пределах суммы денежного вклада у акционера (участника) доходом не признается (пп. 11.1 п.1 ст.251 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2019 № 424-ФЗ). Причем, такие суммы не облагаются и у источника выплат, если осуществляются в пользу иностранной организации.

Организация может получать субсидии на компенсацию расходов, которые не учитываются в налоговом учете для уменьшения прибыли, такие доходы также не считаются облагаемыми. Исключение составляют субсидии на компенсацию расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

С 1 января 2019 г. не включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, выполненные сторонними организациями в связи с созданием иного объекта (объектов) капитального строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности и финансируемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пп. 11.2 введен Федеральным законом от 27.11.2019 № 424-ФЗ).

Настройки расчета налога на прибыль в программах «1С»

Настройка параметров учета для налога на прибыль в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 выполняется в разделе «Главное» – «Налоги и отчеты» – «Налог на прибыль». В настройках выбираем метод начисления амортизации по налоговому учету (линейный или нелинейный). По зданиям, сооружениям и НМА, включенные в 8-10 амортизационную группу, всегда применяется линейный метод, несмотря на настройки программы.

Настройка базы распределения расходов по видам деятельности выполняется при совмещении общей системы налогообложения и патентной или ЕНВД в отношении расходов, которые невозможно отнести к конкретным видам деятельности.

Для того чтобы правильно закрылся 20 счет при выполнении регламентной операции «Закрытие затратных счетов», необходимо настроить перечень прямых расходов, иначе все расходы пойдут как косвенные и будут закрыты на счет 90.08. Перечень можно заполнить в программе 3 способами:

автоматическое заполнение – исходя из предыдущих периодов;

автоматическое заполнение – согласно рекомендациям ст. 318 НК РФ.

Расчет налога происходит автоматически при закрытии месяца в соответствии с данными настройками. Часто бывают ситуации, когда налоговые запрашивают расшифровки в декларациях по определенным строкам – для этого можно воспользоваться отчетами в программе – «Отчеты» – «Налог на прибыль» – «Регистры налогового учета».

Что делать с убытками по итогам года?

Бывают ситуации, когда по итогам года наши расходы превышают сумму доходов – казалось бы все просто: нет прибыли – нет налога. Но при региональных налоговых инспекциях созданы «Убыточные комиссии», которые отдельно ревизуют отчетность фирм, показавших убытки. Не просто отдельно, а с особым вниманием.

Поэтому бухгалтеры с большим стажем советуют даже при реальных убытках показывать мизерную прибыль, оплачивать минимальный бюджетный налог. Пристальное внимание налоговиков еще никого до добра не доводило.

Если вы готовы к пристальным проверкам, то налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного периода на всю сумму убытка.

Ставки налога на прибыль в 2019 году: таблица

Какие применяют ставки налога на прибыль в 2019 году (ставки таблица), как распределять налог между бюджетами. Подробно об этом — в материале.

Юридические лица уплачивают налог с прибыли, распределяя его между двумя бюджетами — федеральным и региональным. С 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ). Как это сделать, читайте далее.

Ставки налога на прибыль в 2019 году: ставки общие

Ставки налог на прибыль 2019 закреплены в статье 284 НК РФ. Применять их надо до 2020 года включительно.

Общая ставка налога на прибыль в 2019 году — 20%. Из них зачисляют:

При этом законом субъекта РФ ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, может быть снижена.

Ставки налога на прибыль в 2019 году: таблица ставок

Бюджет Основная ставка – 20 % Основание — ст. 284 НК РФ
Период действия С 01.01.2017 г. до 31.12.2020 г. До 01.01.2017 г.
Федеральный 3 % 2 % абз. 2 п. 1
Региональный, в т.ч. льготные ставки 17 % 18 % абз.3 п. 1
Для отдельных налогоплательщиков Не менее 12,5 % Не менее 13,5% абз. 4 п. 1
Для организаций — резидентов ОЭЗ (особой экономической зоны) Не более 12,5 % абз. 5-7 п. 1., абз. 3 п. 1.7

Для отдельных налогоплательщиков минимально допустимая ставка составляет 12,5 % (ранее 13,5%), если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ (абз. 4 п. 1).

Для участников ОЭЗ максимально допустимая ставка — 12,5 % (ранее — 13,5 %) по прибыли от деятельности:

  • на территории ОЭЗ (абз. 5, 7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • выполняемой на территории ОЭЗ в Магаданской области (абз. 6-7 п. 1 ст. 284 НК РФ);
  • исполняемой по договору об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 1.7. ст. 284 НК РФ).
  • при условии ведения раздельного учета:

    • доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, исполняемой в пределах данной территории;
    • доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за границами данной территории).

    Продолжают действовать исключения из пункта 1 статьи 284 НК РФ, которые не распространяются на отдельные категории субъектов налога (контролирующих лиц по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, а также субъектов, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ).

    Ставки налога на прибыль в 2019 году: ставки специальные

    Что касается специальных ставок налога на прибыль, то здесь следует обратить внимание на следующие изменения (см. таблицу).

    Специальные ставки налога на прибыль в 2019 году

    — к облигациям организаций РФ (за исключением признаваемых налоговыми резидентами РФ — организаций иностранных государств), которые на даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и выпущенным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г.

    п. 30 ст. 280 НК РФ (введен Законом от 03.07.2016 № 242-ФЗ)

    Вид дохода Изменение Основание
    Доходы в виде процентов по ценным бумагам п. 4 ст. 284 НК РФ
    С 2017 г. по облигациям юридических лиц РФ, по которым предусмотрено получение дохода в виде процентов, облагаемых по ставке 15 % (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ), при обращении которых в цену сделки включается доля накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не учитывается начисленный купонный доход, по которому применяется указанная ставка налога
    Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших использовать право на освобождение от налога на прибыль Положения о налогообложении прибыли в связи с потерей статуса участника проекта (абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ) по ставке 20 % с начислением пеней не применяются к прибыли, полученной в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. абз. 2-3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в ред. Закона от 28.12.2016 № 475-ФЗ)

    Обратите внимание, что положения пункта 1.2 статьи 284 НК РФ по прибыли от деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ, применяли с 1 января 2012 года до 1 января 2019 года, то есть только в течение 2017 года.

    Ставки налога на прибыль между бюджетами в 2019 году

    Налоговики не оштрафуют компанию, если она неверно распределила налог на прибыль между бюджетами. Это впервые подтвердил Минфин в письме от 20.07.17 № 03-02-07/1/46270 (ответ на частный запрос).

    Как мы уже сообщили, компании платят налог на прибыль по новым ставкам: 3 % в федеральный бюджет и 17 % в региональный (п. 2 ст. 286 НК РФ).

    Из-за изменений в кодексе у организаций возникла путаница в ставках. В итоге в карточке расчетов с бюджетом переплата по региональному бюджету, а по федеральному — недоимка, или наоборот. У компании возник вопрос, будет ли штраф, если перепутать бюджеты.

    Из письма Минфина № 03-02-07/1/46270 следует, что беспокоиться компаниям фактически не о чем. Инспекторы штрафуют на 20 % от неуплаченной суммы, только если организация занизила налоговую базу, неверно рассчитала налог на прибыль или заплатила с опозданием из-за других незаконных действий (ст. 122 НК РФ). Если компания заплатила налог вовремя, то есть просто перепутала ставки федерального и регионального бюджетов, нарушения по статье 122 НК РФ нет.

    Если компания перепутала бюджеты, обязательно надо исправить это. Хоть компания и платит налог на прибыль в два вида бюджета, сам по себе налог — федеральный. А значит, региональную и федеральную части можно зачитывать между собой (ст. 13, 78 НК РФ, письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-141). Для этого надо подать в налоговую инспекцию заявление по официальной форме (утв. приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/[email protected]).

    К чему приведёт повышение НДС в 2019 году

    С 1 января 2019 года ставка НДС вырастет с 18% до 20%. Для бизнеса это означает рост цен на сырьё и товары, обновление ставки НДС в чеках и другие изменения. Подробнее о последствиях повышения налога рассказывает Алексей Петропольский — юрист, предприниматель, эксперт в сфере защиты интересов бизнеса.

    Алексей Петропольский — генеральный директор юридической компании Urvista, совладелец сети кофеен Take & Wake

    Почему правительство повышает НДС

    Начну с небольшой предыстории. В мае 2012 года, после начала нового президентского срока, Владимир Путин подписал пакет указов, которые в СМИ называют «майскими указами». Это поручения правительству, которые направлены на развитие экономики и улучшение уровня жизни россиян. В мае этого года Путин подписал новый «майский указ», в котором определил цели и задачи развития России до 2024 года. Указ требует повысить продолжительность жизни граждан до 78 лет (сейчас — 72,5 года), снизить уровень бедности в 2 раза, ежегодно улучшать жилищные условия минимум для 5 миллионов российских семей. Чтобы выполнить требования указа, правительству дополнительно нужно 8 триллионов рублей. Повышение НДС поможет собрать часть суммы. До снижения НДС до 18% в 2004 году ставка налога составляла 20%. То есть новые меры — это возвращение в прошлое.

    В основном повышение НДС направлено на крупный бизнес. Малый и средний бизнес приносит только 20% от ВВП, а в этом году показатель снизится до 18-19%. Основную часть налогов платит крупный бизнес, таких компаний в России порядка 600. Все они принадлежат олигархам или представляют собой государственно-частное партнёрство, например Сбербанк, Роснефть, Газпром. Подняв им НДС на 20%, государство получит огромный приток денег. При этом из-за повышения цен население потеряет деньги, зато государство получит огромную прибыль с крупных налогоплательщиков.

    К чему приведёт повышение НДС

    После повышения ставки огромное количество предпринимателей начнёт дробить бизнес и переходить на упрощённую систему налогообложения. За последние 3 года доля компаний с общей системой налогообложения уже снизилась на 10%, выросло количество ИП и ООО на упрощённой системе. Происходит это потому, что для предпринимателей самый оптимальный способ вывести деньги — обналичивание. Но с повышением НДС обналичка подорожает; бизнесменам придётся искать выход. Предпринимателям постоянно приходится искать пути оптимизации расходов. В бизнесе, где сотрудники получают зарплату из расчёта KPI с продаж, почти все уволили таких сотрудников и перевели их на ИП. Потому что налог с зарплаты — 50%, а налог на ИП гораздо ниже. Если он работает на вменённой системе налогообложения, то платит 2-3% от общего оборота, а если на «упрощёнке», 6% от доходов. Чтобы не нагружать менеджеров по продажам бухгалтерией, онлайн-кассами и другими нововведениями, компании наняли бухгалтеров. Они сдают за новоиспечённых предпринимателей всю отчётность, помогают переводить деньги на карты. Оптимизация налогов при этом сумасшедшая.

    Как правило, отдел продаж самый высокорасходный, в нём работают люди с самыми большими зарплатами. А продажники есть в любом бизнесе, не важно, в какой сфере. Фитнес-тренеры, менеджеры по работе с клиентами, коучи, юристы — все занимаются продажами.

    Компании, которые работают с наличными, тоже переходят на упрощённую систему. Потому что на ней гораздо проще вывести деньги. Возьмём для примера рестораны. Белая зарплата сотрудников чаще всего равняется минимальному размеру оплаты труда — это 11 000 рублей; может быть чуть больше — тысяч 20. Всё остальное они получают наличными — это ещё 40-50 тысяч. Значит, предпринимателю где-то нужно взять наличные.

    После поднятия НДС обналичивание денег при общей системе налогообложения будет стоить 15-18%. А на упрощённой значительно дешевле: 6-8%, потому что нужно заплатить налог 6%, 1% в ПФР и 1% в банк. Государству невыгодно терять поступления в виде налогов, поэтому начнётся борьба с бизнесом на упрощённой и вменённой системе, налоговая будет контролировать, кто кому платит, почему предприниматели снимают деньги наличными. Причём борьба будет в основном с простыми предпринимателями, которые не обналичивают деньги для закупок или продвижения бизнеса, а делают это для себя, на личные нужды. Все эти меры усложнят работу бизнеса и приведут к продолжению роста наличных платежей.

    Один из способов увеличить поток наличных — просто не принимать оплату картами. Многие московские рестораны работают по следующей схеме: 1 неделю они принимают карты, выдают кассовые чеки. А 3 недели принимают оплату только наличными и выдают только пре-чеки, не кассовые. Если посетителям чеки не нужны для отчётности, им всё равно, есть на них QR-код или нет. В этих ресторанах обычно стоит один или несколько банкоматов, чтобы гостям было удобнее расплатиться наличными.

    Предприниматели уже готовятся к 2019 году. Они меняют бухгалтерию, увеличивают наценку на товары, которые будут закупать в следующем году. Рассчитывают новую бизнес-модель, чтобы она приносила прибыль.

    Интересна ситуация на Кавказе. Там вообще нет безналичной оплаты и чеков. Некоторые владельцы ресторанов даже не зарегистрированы как юридические лица. Оплату с клиентов они принимают наличными или переводом на банковскую карту. Причём не только рестораны, так работают целые заводы: в Дагестане из 40 или 50 заводов по производству кирпича зарегистрировано только 2.

    Хотя у нас статья про бизнес, упомяну про конечных потребителей. Для населения России подорожает всё, причём вовсе не на 2%. Больше всего подорожает то, что стоит дорого: недвижимость, автомобили, предметы роскоши. За ними продукты питания и ЖКХ. К концу следующего года к неофициальной инфляции в 10-11% (официальная составляет 6-7%) прибавится ещё 10-11%, в итоге всё подорожает минимум на 20%. Как результат, потребительский спрос упадёт ещё сильнее: люди будут обдумывать покупки, прежде чем потратить каждую копейку.

    Повышение НДС приближает нас к Америке

    В Америке очень модно «отмывание денег», а у нас такого понятия вообще не существует. В Штатах предприниматели обязаны задекларировать каждый доллар, отчитаться, откуда он появился. Поэтому там предприниматели, у которых есть нелегальные деньги, открывают рестораны, прачечные или отели, которые вообще не работают. По бухгалтерии в гостинице каждый день сотни человек приезжают и уезжают, а на самом деле там никого нет. Это нужно, чтобы заплатить налоги и отмыть деньги. У нас нет такой статьи, которая бы предусматривала отчёт об источнике денег. Если бизнесмен перечислил в Пенсионный фонд 100 тысяч рублей за 10 лет, но при этом ездит на роллс-ройсе и живёт в квартире за 400 миллионов — это нормально. Но после повышения НДС ведомства начнут контролировать каждый рубль, потраченный россиянином. Поэтому схемы отмывания денег появятся и у нас. За средства с неподтверждённым происхождением бизнесменам грозит уголовное наказание. Неуплата налогов на 1 миллион рублей за 3 года карается тюремным заключением. Чем больше сумма, тем больше срок.

    План перехода к системе контроля, близкой к американской, уже разработан. За него взялись Министерство финансов, Минэкономразвития, Центральный банк и Налоговая служба.

    А теперь коротко

    После повышения НДС бизнес начнёт переходить на наличный расчёт и упрощённую систему налогообложения. Как следствие, государство будет бороться со всеми вменёнными и упрощёнными налогами, жёстко контролировать деньги предпринимателей. Для населения всё подорожает, причём не на 2% — минимум на 10%.

    Налогообложение облигаций

    Обновлено 10.03.2019 . В статье кратко рассмотрены основные положения налогообложения доходов по облигациям, включая ОФЗ. В том числе, вопрос налогообложения накопленного купонного дохода (НКД).

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) удерживается с налоговой базы и с купонного дохода (процентов).

    Налоговой базой является финансовый результат по операциям с ценными бумагами, который определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов (п. 12 ст. 214.1. НК РФ)

    Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде (п. 7 ст. 214.1. НК РФ).

    Расходами по операциям с ценными бумагами признаются расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг (п. 10 ст. 214.1. НК РФ).

    Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (п. 3 ст.43 НК РФ).

    1. Налогообложение купонов:

    — Суммы процентов по ОФЗ и муниципальным облигациям налогом не облагаются (п. 25 ст. 217 . НК РФ).
    — Доходы в виде процента (купона, дисконта) по облигациям, эмитированным до 1 января 2017 года, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, полученные в налоговом периоде. (п. 7 ст. 214.1. НК РФ).
    — На доходы в виде процента (купона) по облигациям, эмитированным после 1 января 2017 года, налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход (п. 1 ст. 214.2. НК РФ). Кстати, в отличие от налога на доходы по операциям с ценными бумагами (13%), налог «на превышение ключевой ставки+5%» составляет 35%. Обратите внимание, что берется номинальный процентный доход, то есть отношение суммы выплаты по купонам за год к номиналу облигации, а не к цене, за которую вы её купили. Например, если вы купили облигацию с купонным доходом в 10% годовых за 50 и фактическая текущая доходность для вас будет 20%, налог не удержат. И наоборот, если вы купили облигацию с доходностью 16% за 200 и фактическая доходность — 8%, с вас всё равно возьмут налог.

    Отметим, что, в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 3 ноября 2017 г. N 03-03-10/72515 моментом эмиссии считается дата начала размещения облигаций (а не дата их регистрации, как полагали многие ранее).

    2. Кто и когда удерживает налог?

    Правила удержания налога определены статьей 226.1 НК РФ , важные разъяснения приведены в письме Минфина России от 24 мая 2019 г. N 03-04-06/35287 .

    Большинство брокеров проводят все операции через брокерский счет. В этом случае налоговым агентом является брокер. В конце года (для брокерского счета), перед закрытием индивидуального инвестиционного счета (ИИС), а также при выводе денег с брокерского счета он рассчитывает суммарный результат по всем операциям продажи и погашения всех облигаций (включая ОФЗ), добавляя к полученному результату купонный доход от корпоративных облигаций, выпущенных до 01.01.2017 г. Если налоговая база оказывается больше нуля, с неё берется НДФЛ в размере 13%. Если меньше нуля — налог не берется. Убыток допускается переносить на следующие года (см. п.5).

    Если корпоративная облигация выпущена до 01.01.2012 г., налог на купонный доход удерживает эмитент, сразу при выплате (см. Письмо ФНС от 18 декабря 2014 г. № БС-4-11/[email protected] ). На брокерский счет приходит сумма уже без налога. Однако брокер учитывает это при окончательном расчете налогооблагаемой базы.

    Если облигация выпущена после 01.01.2017, то налог на купонный доход (при превышении ставки над ЦБ+5%) также удерживается сразу при выплате, но он уже не участвует в расчете налогооблагаемой базы.

    Если облигация выпущена после 01.01.2012, но до 01.01.2017, возможно два подхода. Некоторые брокеры (например, ВТБ) удерживают налог с купона при расчете НДФЛ по финансовому результату (в конце года, перед закрытием ИИС, при выводе денег с брокерского счета). Другие (например, Уралсиб), удерживают налог сразу при выплате купона на брокерский счет. Есть и такие (ПСБ) которые практикуют оба варианта. Подробнее про это смотрите в конце статьи в дополнении от 10.02.2019.

    Некоторые брокеры (например, ВТБ) могут использовать другой механизм выплат. Купонный доход у них выплачивается депозитарием непосредственно на банковский счет клиента, минуя брокерский счет. Такое происходит, например, при выплате купонов облигаций, приобретенных на ИИС. Здесь в качестве налогового агента выступает депозитарий, который удерживает налог сразу при выплате купонного дохода. Причем налог удерживается не с совокупной налоговой базы за год, а с конкретного купона.

    Хуже всего ситуация, когда напрямую на банковский счет, минуя брокерский, идет погашение облигации. Дело в том, что, согласно п. 6. ст. 226.1 НК РФ «Не признается налоговым агентом депозитарий. при осуществлении выплат налогоплательщикам сумм в погашение номинальной стоимости ценных бумаг.» И действительно, депозитарий не имеет данных о том, по какой цене была куплена бумага. Эта информация хранится у брокера. Но и брокер не может быть в этом случае налоговым агентом ( см. здесь ). А потому обязанность декларировать и уплатить налог остается за инвестором.

    Более подробно с позицией ВТБ, практикующего выплату купонов и погашение облигаций на банковский счет, минуя брокерский, можно ознакомится в статье «Налогообложение по операциям на основании договора на брокерское обслуживание» на сайте ВТБ .

    3. Как удерживается налог при выводе денег с брокерского счета

    Порядок определен п. 11 и 12 ст. ст 226.1 НК РФ. Налоговый агент должен рассчитать налоговую базу по всем операциям с начала года до момента вывода денег и удержать с этой базы НДФЛ. Если налог окажется больше выводимой суммы, то удерживается 13% с выводимой суммы. Если налог меньше выводимой суммы, то он удерживается полностью. Если налоговая база отрицательная или нулевая — налог не удерживается.
    Если в течение года владелец брокерского счета выводит с него деньги несколько раз, то налоговая база каждый раз вновь рассчитывается с начала года, а затем учитывается уже уплаченная сумма налога.

    4. Облагается ли НДФЛ разница между ценой покупки и ценой погашения ОФЗ?

    Облагается. П. 25 ст. 217 . НК РФ освобождает от уплаты НДФЛ только с купонов ОФЗ и муниципальных бумаг. На доход от разницы цены покупки и продажи/погашения он не распространяется. Но если ОФЗ принадлежат вам более трех лет, на них распространяется инвестиционный налоговый вычет (см. следующий раздел).

    Регулярно появляются вопросы в связи с пунктом 32 статьи 217 Налогового Кодекса, предусматривающим освобождение от налогообложения выигрышей по облигациям государственных займов Российской Федерации и сумм, получаемых в погашение указанных облигаций. Однако, письмо Минфина РФ от 17 июня 2016 г. №21-03-04/35490 разъясняет, что его положения применяются только к облигациям государственного внутреннего выигрышного займа.

    Детальный анализ уплаты НДФЛ с разницы между ценой покупки и ценой погашения ОФЗ, включая вопрос о том, кто является налоговым агентом, приводится на сайте Коллегии Налоговых Консультантов в статье » Департамент банковского аудита о порядке налогообложения НДФЛ доходов от погашения ОФЗ «.

    5. Перенос убытка на следующие налоговые периоды

    Статья 220.1. НК РФ определяет порядок переноса убытков от операций с ценными бумагами на последующие периоды. Перенос производится путем получения налогового вычета. П. 5 ст. 220.1 гласит: «Налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при представлении налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода». Чтобы получить вычет, необходимо получить у брокера справку 2-НДФЛ за прибыльный год, за который вы хотите получить вычет, справку об убытках и направить в налоговую инспекцию заявление по форме 3-НДФЛ с приложением этих документов
    Срок получения вычета — 10 лет.
    Можно получить вычет на прибыль, полученную у одного брокера за убыток, полученный у другого брокера.
    Нельзя получить вычет по прибыли на брокерском счете, за счет убытка, полученного на ИИС. Но, если при закрытии ИИС вы переведете убыточные бумаги на брокерский счет и продадите их уже с брокерского счета, то убыток будет отнесен на брокерский счет, и этот убыток можно использовать как основание для вычета.
    Подробнее можно посмотреть в отличных статьях специалиста по налогам компании «Открытие Брокер» Светланы Последовской:
    В каких случаях можно перенести убытки на прибыльные года?
    Как совместить вычет по переносу убытка и ИИС?

    6. Налоговый вычет на долговременное владение ценными бумагами

    Разница между ценой покупки и ценой погашения облигаций, акций и инвестиционных паев не облагается НДФЛ (предоставляется инвестиционный налоговый вычет в соответствии с пп.1 п.1 ст.219.1 НК РФ) при выполнении следующих условий:
    — бумаги находились в собственности налогоплательщика более трех лет ;
    — бумаги, допущены к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;
    — бумаги учитываются НЕ на индивидуальном инвестиционном счете» (пп.6 п.1 ст.219.1 НК РФ).
    — бумаги были приобретены после 1 января 2014 года (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ).
    В отношении бумаг, которые учитывались на ИИС, но при его закрытии были переведены на обычный брокерский счет имеется Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 октября 2016 г. N 03-04-07/62308 , в котором говорится, что вычет распространяется на такие бумаги.
    Обратите внимание! Налоговый вычет на долговременное владение ценными бумагами предоставляется не автоматически, а на основании вашего заявления установленной формы. Если заявления не сделать, то и вычета не будет.

    7. Налогообложение дисконтных облигаций

    Существуют облигации, которые изначально продаются эмитентом дешевле номинала, с дисконтом. В отличие от разницы между ценой покупки на бирже и ценой продажи (погашения) такой доход относится не к доходу от реализации, а к процентному доходу, и облагается (не облагается) НДФЛ по правилам для купонного дохода. Дело в том, что согласно п. 3 стр 43 НК РФ , процентом признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта.
    Кроме того, в п. 17.2 ст. 217 НК РФ прямо указывается: «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: . доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года».

    8. Налогообложение индексируемых ОФЗ (ОФЗ-ИН)

    Вопросы налогообложения индексируемых ОФЗ рассмотрены в письме Минфина России от 14.07.2015 N 03-03-10/40395 . Там говорится, что доход от индексации номинала ОФЗ-ИН признается процентным доходом, а стало быть, НДФЛ не облагается. Сумма дохода от индексации определяется как разность между номинальной стоимостью Облигации на дату продажи (погашения) и номинальной стоимостью этой Облигации на дату ее покупки.
    А вот разность превышения цены облигации над номиналом при продаже(погашении) и покупки НДФЛ облагается. То есть, допустим что при покупке номинал облигации был 1000 рублей, а купили вы её за 900 рублей. Пусть при погашении вы получили за бумагу 1100 рублей (номинал на момент погашения). Разность 1100-1000 облагаться НДФЛ не будет, а разность 1000-900 — будет.

    9. Налогообложение облигаций с амортизацией долга

    Погашение номинальной стоимости облигаций с амортизацией осуществляется частями. При этом финансовый результат (прибыль или убыток) относится к налоговой базе за текущий год » пропорционально доле доходов, полученных от частичного погашения» (см. п. 13. ст 214.1 НК РФ). Например, допустим вы купили облигацию номиналом 1000 рублей за 950 рублей (с учетом комиссии). Совокупный финансовый результат от операции покупки/погашения будет 1000-950=50 рублей. Пусть в текущем году сумма амортизации составит 10% от номинала (100 рублей). Соответственно налоговая база за текущий год вырастет на 5 рублей с облигации.

    10. Следует ли включать накопленный купонный доход (НКД) в доходы и расходы при купле-продаже облигаций ?

    Разъяснение этого вопроса дают Письма Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2019 г. N 03-04-06/35285 и от 18.06.2019 N 03-04-07/41907 .

    При определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, доходы от купли-продажи (погашения) ОФЗ и муниципальных облигаций учитываются без процентного (купонного) дохода» (п.13 ст.214.1 НК РФ) (* см. дополнение от 24.11.2019. в конце статьи).
    В отношении всех прочих облигаций в Налоговом кодексе указаний нет, а упомянутые выше письма Минфина однозначно разъясняют, что «суммы накопленного купонного дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного купонного дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу ценных бумаг».

    Что из этого следует?

    Рассмотрим ситуацию, когда вы покупаете облигацию за день до погашения купона и продаете на следующий день после. То есть вы покупаете по цене+НКД (дороже), а продаете по цене без НКД (дешевле), следовательно, фиксируется убыток, который приведет к снижению налогооблагаемой базы.

    Если облигация была выпущена до 2017 года, с полученного на следующий день после покупки купона должен быть удержан налог. Для облигаций, выпущенных после 01.01.2012 года, налог удерживается в конце налогового периода, поэтому «доход» от купона и «убыток» от продажи взаимно компенсируются. Для облигаций, выпущенных до 01.01.2012 года налог удерживается эмитентом при выплате купона, но должен быть учтен налоговым агентом (брокером) при окончательном расчете в конце налогового периода или при закрытии ИИС. То есть и в этом случае «доход» и «убыток» взаимно компенсируются.

    Если Вы купите облигацию на следующий день после погашения купона, а продадите за день до следующего погашения, то налог на «доход» от выгодной продажи также компенсирует отсутствие налога на купон. Пока всё логично и вопросов не вызывает.

    А вот если облигация выпущена после 01.01.2017 года.
    Пусть купонный доход меньше «ключевой ставки+5%».
    Вы купили за день до выплаты купона за цену+НКД, продали через день за цену (без НКД). Налога на купон нет. Но так как цена+НКД больше цены без НКД, формально будет зафиксирован убыток, которого в реальности нет. И наоборот, если Вы купили облигацию сразу после выплаты купона, а продали за день до его выплаты — будет зафиксирована прибыль, с которой будет удержан налог. Который не был бы удержан, продай вы облигацию на день позже.

    Любой здравомыслящий человек скажет, что это идиотизм, и что отменяя налог на купон, следовало бы отменять и налог на НКД (как сделано для ОФЗ и муниципалок). Или, с учетом налога «на превышение» разделять при продаже бумаг налог на разницу цены и налог на НКД. Увы, но упомянутые выше письма Минфина дают четкое разъяснение, что, хотя закон идиотский, — это закон, а следовательно, его нужно выполнять.

    Какой вывод следует сделать в отношении облигаций, выпущенные после 01.01.2017?
    Если вы собираетесь держать облигацию до погашения и покупаете её по цене, большей 100, то её вполне можно покупать в любой момент, так как налогооблагаемой разницы цены продажи (погашения) и цены покупки не будет.
    Если вы купили облигацию дешевле номинала или (и) допускаете возможность продажи облигации до погашения, то лучше подстраховаться за счет НКД: покупать «дороже» — с большим НКД перед выплатой купона, а продавать «дешевле» после выплаты купона. Таким образом можно себе организовать «убыток» и избежать уплаты НДФЛ «с финансового результата».

    Рекомендация не относится к высокодоходным (высокорисковым) облигациям, по которым купонный доход больше «ключевой ставки+5%».
    Налог в 35% на превышение ЦБ+5% удерживается сразу при выплате купона со всей суммы купона. То есть, если Вы купили бумагу за день до выплаты купона, и практически полностью оплатили при покупке купон в виде НКД, всё равно при выплате купона будет удержан полный налог и вы получите меньше, чем заплатили НКД при покупке. На это накладывается налог на прибыль с учетом НКД, в итоге начинается такая математика, в которой даже не хочется разбираться.

    Дополнение от 24.11.2019. Ещё раз про учет НКД при налогообложении купли/продажи ОФЗ
    Формулировка п.13 ст.214.1 НК РФ иногда вызывает непонимание в части того, идет ли там речь о НКД или о купоне. Зачастую ссылаются на упомянутые выше письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина. Однако, письмо от 18 июня 2019 г. N 03-04-07/41907 вообще относится только к корпоративным бумагам. ОФЗ там не упомянуты даже в разрезе налогообложения купона. С письмом от 24 мая 2019 г. N 03-04-06/35285 немного сложнее. Про ОФЗ там говорится в начале письма. А в конце письма идет следующий текст:

    Цитата

    Накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям в главе 23 Кодекса «Налог на доходы физических лиц» не предусмотрен. Специальных положений, касающихся учёта при налогообложении сумм накопленного процентного (купонного) дохода, в главе 23 Кодекса не содержится.

    Суммы такого дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу ценных бумаг.

    Цитата

    настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм. и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения . имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют. руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации. «

    Вот и обратимся непосредственно к налоговому кодексу. Давайте вчитаемся в статью 241.1.
    В п. 7 написано, что » доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг. » А » доходы в виде процента (купона, дисконта) » могут входить или не входить в доходы по операциям с ценными бумагами. То есть видим два вида доходов: «доходы от реализации (погашения) ценных бумаг» и «доходы в виде процента (купона, дисконта)».
    Теперь вернемся к п. 13.
    «При определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, доходы от купли-продажи (погашения) ОФЗ и муниципальных облигаций учитываются без процентного ( купонного) дохода »
    То есть речь идет не о всем доходе по операциям, а именно о доходе от реализации/погашения. Но о каком » процентном (купонном) доходе » может идти речь при продаже/погашении, если «доходы в виде процента (купона, дисконта)» идут по особой статье? Очевидно только о НАКОПЛЕННОМ купонном доходе .
    Что же касается «доходов в виде процента (купона, дисконта)», то они для ОФЗ освобождаются от налогообложения пунктом 25 статьи 217.

    Однако моим рассуждениям была бы грош цена, если бы они не были подтверждены практикой. Приведу цитату с форума:

    Цитата

    invest-schet пишет:
    В своё время я проводил эксперимент с запросом к нескольким брокерам (Финам, ВТБ, Сбербанк, Открытие, БКС). Волна поднялась после того, как официально один брокер подтвердил, что будет облагать НКД налогом. Финам дал такую формулу:

    НОБ = Цена продажи/погашения облигации + полученный НКД — цена покупки облигации — уплаченный НКД — расходы на сделки

    В ходе разбирательства, отнявшего немало сил, выяснилось, что с НКД всё-таки налог не берут.

    Цитата

    invest-schet пишет:
    Меня убеждали Финам, потом ВТБ и Открытие. Пока я не нашёл на сайте ВТБ же их же собственный комментарий о том, что НКД, как и КУПОН не входит в налогооблагаемую базу. Потом добрался до более высокопоставленного менеджера в Открытии

    Потом я проверил отчёты по Финаму и написал им, о том, что, типа, смотрите, вы не берётся налог с НКД, хоть и настаиваете на этой формуле. И уж после этого тучи как-то рассеялись.

    Во избежание путаницы подчеркну, что речь в дополнении от 24.11.2019 идет только о НКД к ОФЗ. НКД для корпоративных бумаг любых годов эмиссии должен учитываться при налогообложении операций купли/продажи.

    Дополнение от 10.02.2019. Уралсиб удерживает НДФЛ с купона при выплате на брокерский счет или ИИС

    В ст. 226.1 НК РФ есть нет однозначного указания о том, КОГДА брокер должен удержать налог с купона облигации, выпущенной после 01.01.2012, но до 01.01.2017. В п. 9 ст. 226.1 говорится, что

    Читайте так же:  Как изменится жизнь россиян с 1 июня. Правда ли что отменят детские пособия

    admin