Налоговая инспекция. Основные полномочия федеральной налоговой службы

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

? за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

? за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

? являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

? действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

контроль денежных поступлений;

анализ предоставляемой налоговой отчетности;

регистрация налоговых резидентов.

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации — регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

— о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Система налоговых органов

Вернуться назад на Система налогов

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль:

• за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
• за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
• за соблюдением валютного законодательства РФ.

В настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых органов Российской Федерации непосредственно осуществляется:

• статьями гл. 5 Налогового кодекса РФ;
• статьями Закона о налоговых органах – специализированного нормативно-правового акта, определяющего правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ.

Закон о налоговых органах является институциональным законодательным актом, определяющим правовой статус системы государственных налоговых органов РФ.

Помимо НК и Закона о налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами.

Организационная система налоговых органов. В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось.

На разных этапах эту роль выполняли:

• Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России);
• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России);
• Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России.

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ № 506 Положении о Федеральной налоговой службе.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

• за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
• за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
• за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В пределах компетенции налоговых органов на ФНС России также возложены функции агента валютного контроля.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

• осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
• обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу созданы для:

• осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
• проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
• осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.

Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

Специализированные межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

• осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;
• имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ.

Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

• осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
• осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
• организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

По своему содержанию права, предоставленные налоговым органам, можно классифицировать следующим образом:

• права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов);
• информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплательщиков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов);
• права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов);
• юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах).

В состав обязанностей налоговых органов входят:

• соблюдение законодательства о налогах и сборах;
• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
• вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
• бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
• бесплатно представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
• руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
• сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;
• принимать решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и направлять соответствующие поручения территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;
• соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
• направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговые уведомления, требования об уплате налога и сбора;
• представлять справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
• осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
• выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы

Дата публикации: 02.03.2019 2019-03-02

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Монгуш Х. С. Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы // Молодой ученый. ? 2019. ? №9. ? С. 27-30. ? URL https://moluch.ru/archive/247/56916/ (дата обращения: 01.07.2019).

В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Ключевые слова: право, регулирование финансирование, администрирование, налоговый контроль, Федеральная налоговая служба.

The article examines the issues of legal regulation of the federal tax service authorities, discusses the problems of regulating activities, simplifying the system for obtaining information to tax authorities at the legislative level to regulate the maintenance of an automated database system on taxpayers.

Keywords: law, regulation of financing, administration, tax control, the Federal Tax Service

За небольшой промежуток времени реформ и налоговая система менялась многократно для того, чтобы соответствовать новым социально-экономическим условиям.

Реформирование затронуло большинство существующих налогов, часть налогов изменялось или заменялось другими. В течение последнего времени были сделаны попытки, для установления связи между налогами и доходами, полученными предприятиями [5]. Только в настоящее время Федеральная налоговая служба становится все более развитой информационной системой, контрагенты и другие виды важной аналитической информации становятся доступными, возможно ведение статистики.

Правовое регулирование Федеральной налоговой службы производится на основании требований статьи 57 Конституции Российской Федерации [1], а также в соответствии с основами демократического правового государства, признания человека, его прав и свобод как высшей ценности, верховенства и прямого влияния Конституции Российской Федерации, гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, особенно права свободно использовать свои возможности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности и имущественных прав, которые не запрещены законом, а также запрет на произвол, справедливость и пропорциональность установленной ответственности на конституционно значимые цели. На рисунке 1 представлены уровни нормативно-правовой базы регулирования органов Федеральной налоговой службы.

Рис. 1. Уровни нормативно-правовой базы регулирования органов Федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба руководствуется в ведении своей деятельности Положением о Федеральной налоговой службе. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 72 от 11.02.2005 года осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах [6]. Министерство финансов Российской Федерации определяет основные направления ведения деятельности Федеральной налоговой службы и ее органов, составляет прогнозы налоговых поступлений, вносит предложения по улучшению деятельности. Системы налоговых органов Российской Федерации представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. — Система налоговых органов Российской Федерации

Одной из наиболее актуальных проблем правового регулирования деятельности Федеральной налоговой службы является минимизация налоговых отчислений в бюджеты различных уровней и создание более удобного механизма для выполнения налогового обязательства, неисполнение которого влечет административную ответственность, предусмотренную главой 15 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [2] и главами 15, 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере грозит налогоплательщику уголовной ответственностью в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ [3]. В том числе налоговые органы имеют право обращаться в арбитражные суды с исками. Приказ ФНС РФ от 14.10.2004 N САЭ-3–15/[email protected] (ред. от 24.11.2004) «О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу» утвердил структуру центрального аппарата ведомства, служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы. При этом полномочия Федеральной налоговой службы производятся через уполномоченные органы на местах

Характеризуя в целом российское налоговое законодательство, известный ученый, профессор Н. И. Химичева справедливо отмечает, что «налоговый закон, сформированный на данном этапе в качестве одной из составляющих российского финансового права, стал его крупнейшим компонентом, продолжающим активно развиваться» [4]. Большое значение имеет изучение сложных или противоречивых вопросов ведения деятельности Федеральной налоговой службой, в том числе вопросов, связанных с защитой прав налогоплательщиков физических лиц, внимание в научной и практической литературе уделяется поиску и юридическому обоснованию конкретных методов снижения налоговых обязательств налогоплательщиков. Но по мнению автора данной статьи тема изучена неполностью и требует проведения дополнительных исследований.

На качество работы Федеральной налоговой службы и ее органов оказывают влияние такие группы факторов, как налоги и применяемый порядок налогообложения, принципы, концепции, формы и методы налогообложения. Реализация законодательных норм, являющаяся деятельностью Федеральной налоговой службы и ее органов производиться посредством налогового администрирования. Налоговая системы Российской Федерации построена на принципах налогового федерализма, соответственно установлено равенство на законодательном уровне между Федеральной налоговой службой и ее органами на местах.

Федеральные налоговая служба и ее органы являются отдельными юридическими лицами, но несмотря на то, что составляют единую централизованную систему, отдельно взятым налоговым органом принимаются самостоятельные решения, влекущие разные правовые последствия.

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ: по сост. на 06.02.2019 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 01. — Ст. 1.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.01.2019) / [Электронный ресурс]– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.02.19).
  • Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд. (перераб. и доп.). М.: Норма. — 2012. — 491–513 с.
  • Казьмин А. Г. Оробинская И. В. / Анализ поступления налогов в бюджеты областей Центрально-Чернозёмного района // Финансовое право и управление. — 2012. — № 1 — С. 156–211.
  • Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.10.2019) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» / [Электронный ресурс]– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.02.19).
  • Летние разъяснения налоговых органов: чего ждать налогоплательщикам?

    Минувшее лето выдалось богатым на разъяснения Федеральной налоговой службы. До сведения налогоплательщиков в той или иной степени были доведены и уже устоявшиеся позиции налоговиков, и свежие разъяснения. О новых и весьма интересных письмах ФНС России, касающихся наиболее «горячих» вопросов проведения налоговых проверок и налогового администрирования, в ходе вебинара рассказали специалисты группы PwC Legal по разрешению налоговых споров — партнер, руководитель практики Раиса Алексахина и юрист Андрей Тамразов.

    Безусловную пальму первенства в своеобразном хит-параде разъяснений от ФНС России эксперты отдали нашумевшему письму контролирующего ведомства от 10.07.2019 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». И первенство это — по позициям, изложенным в письме, по резонансу, которое оно вызвало, — вполне заслуженно.

    ФНС вводит в практику аннулирование деклараций

    Документ очень любопытный. Следует обратить внимание на два блока информации, которые содержатся в этом письме. Первый блок описывает признаки недобросовестных налогоплательщиков. Второй блок — информация, которая непосредственно касается аннулирования налоговых деклараций.

    Это письмо говорит о том, что в случае, если есть определенные сомнения в добросовестности налогоплательщика, необходимо еще до срока подачи налоговых деклараций (а речь идет о налоге на добавленную стоимость и налоге на прибыль) провести ряд мероприятий по выявлению, подтверждению или опровержению признаков недобросовестности.

    Какие мероприятия необходимо провести? Предлагается провести допросы руководителей, учредителей, доверенных лиц и владельцев сертификатов ключей проверки электронной цифровой подписи. В случае необходимости ФНС рекомендует своим сотрудникам истребовать документы у банковских учреждений, провести соответствующие экспертизы, включая почерковедческую, автороведческую, технико-криминалистическую, дабы убедиться в достоверности подписи на документах. И если есть необходимость — провести осмотры. При этом эти мероприятия рекомендуется проводить еще до окончания срока камеральной проверки. И вот в случае, когда по совокупности таких мероприятий выяснится, что налогоплательщик вызывает подозрения, территориальным налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования налоговых деклараций.

    Что это за механизм такой — аннулирование деклараций?

    В случае документального подтверждения подписания декларации лицом, не имеющим на это полномочий, и получения разрешения от вышестоящего налогового органа в течение пяти рабочих дней территориальный налоговый орган в адрес налогоплательщика направляет уведомление о признании налоговой декларации недействительной.

    При этом ФНС России обращает внимание на то, что аннулирование происходит только после согласования с вышестоящим налоговым органом, на основании служебной записки, в которой отражается информация, собранная в ходе предварительных контрольных мероприятий.

    Далее в своей базе данных налоговики переводят налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль нерадивых налогоплательщиков в «Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке» или «Реестр деклараций ФЛ, не подлежащих обработке» (к письму, которое адресовано сотрудникам Федеральной налоговой службы, приложена подробная инструкция, как именно осуществляется данная операция).

    Но в данном случае нас абсолютно не интересуют технические вопросы (о них подробнее см. «ФНС заставит налогоплательщиков отозвать декларации. Или сделает это сама», «ЭЖ-Бухгалтер», № 30, 2019). Гораздо интереснее проанализировать данное письмо на соответствие праву.

    Вопрос соответствия Налоговому кодексу и Конституции

    Дело в том, что в российском Налоговом кодексе нет такой процедуры — отзыв (аннулирование) налоговых деклараций. И ни в каком другом нормативном акте тоже нет. Так что это исключительно инициатива налогового ведомства, которое, похоже, в борьбе с налоговыми нарушениями начало усиленно дуть на воду. Письмо издано в целях профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям ст. 80 Налогового кодекса. И заметим, что механизма «обратного перевода» деклараций из аннулированных в «годные» письмо не содержит. То есть, если налоговики посчитали, что налогоплательщик подпадает под признаки недобросовестного, то узнать об этом он сможет только через пять дней и постфактум, когда его декларации попадут в соответствующий реестр.

    Теперь самое время поговорить о признаках недобросовестности. А вернее, о том, что считают таковыми представители ФНС России.

    В ходе вебинара А. Тамразов отметил особо: данный перечень является открытым. Более того, письмо не отвечает на вопрос: для запуска процедуры аннулирования деклараций налоговикам придется анализировать совокупность сформулированных ими признаков, или достаточно будет наличия одного из них?

    Да и сами признаки, перечисленные в письме, примечательны. Рассмотрим некоторые из них:

    1. Уточненная декларация содержит некорректный порядковый номер. В принципе сам по себе некорректный номер ни о чем не говорит: это может быть человеческий фактор — бухгалтер при подготовке декларации мог просто допустить техническую ошибку. Тем не менее, это уже ставится в своего рода вину налогоплательщику и выступает в качестве самостоятельного признака.

    2. Руководители организации более двух раз уклоняются от явки на допрос. Опять же, мы не видим конкретики, никакой дифференциации: в течение какого периода подозреваемый уклонился от допроса, по каким причинам и т.д. Впрочем, с натяжкой, но можно считать, что речь идет именно об умышленном уклонении от допроса. Куда сложнее с третьим признаком.

    3. Допросы лиц проводятся в присутствии их представителей (адвокатов). Здесь сразу возникает вопрос: а как же ст. 48 Конституции РФ о праве на квалифицированную юридическую помощь? Во всем мире, да и в России, до недавнего времени признавалось, что при любом взаимодействии с любыми государственными органами, в том числе налоговыми, присутствие адвоката, квалифицированных юристов является нормой, а не каким-то показателем того, что лицо, которое прибегает к такой помощи, пытается пойти на какие-то недобросовестные действия.

    Данный пункт вызвал шквал критики, в том числе и в СМИ. Говоря о письме № ЕД-4-15/13247, президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко возмутился тем, что вполне правомерное поведение гражданина, которое должно бы приветствоваться государством, рассматривается как провокационное и подозрительное, и даже как отягчающее обстоятельство.

    Как отметил Ю. Пилипенко, поскольку письмо ФНС России предназначено широкому кругу госорганов и их должностных лиц, носит инструктивный характер и направлено на неоднократное применение, оно приобретает нормативные свойства (что следует из постановления Конституционного суда РФ от 31.03.2015 № 6-П). И применение на практике его требований может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участию адвокатов в допросе.

    Справедливости ради надо сказать, что представители ФНС России уже заявили: ст. 48 Конституции является нормой прямого действия, а вышеуказанный признак может быть использован только в совокупности с другими факторами. В ответ на соответствующий запрос «Адвокатской газеты» ФНС России указала, что письмо «О профилактике нарушений налогового законодательства» «является одним из элементов дальнейшего развития риск-ориентированного подхода в налоговом администрировании». В соответствии с разъяснениями ведомства указанные в письме признаки не являются фактами нарушения налогового законодательства, а используются налоговыми органами в аналитических системах формирования списков налогоплательщиков, в деятельности которых, возможно, имеются налоговые риски.

    Закрывая обсуждение этого письма, Р. Алексахина посоветовала слушателям вебинара как следует изучить все критерии, которые привели налоговики в этом письме. По ее убеждению, этот перечень, который представила нам ФНС России как признаки, свидетельствующие о возможной непричастности к ведению деятельности, будут использоваться, будут тестироваться и в других случаях, не обязательно только для целей принятия решения об аннулировании или неаннулировании деклараций.

    Выездные проверки, уточненные декларации и доначисления

    Следующий документ, который вызвал интерес у экспертов PwC, — письмо ФНС России от 07.06.2019 № СА-4-7/[email protected] «По вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок».

    Письмо касается определения действительных налоговых обязательств налогоплательщиков. А. Тамразов отметил, что хотя позиции, изложенные здесь, не являются новыми, но тем не менее ФНС России расставила определенные акценты по наиболее горячим вопросам налогового администрирования. Можно выделить три основных блока:

    1. Возможность пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок.

    2. Установление фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления в рамках выездной налоговой проверки иных налогов.

    3. Установление налоговых обязательств при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.

    Что касается позиции ФНС России по поводу того, что те выводы, которые были сделаны по результатам камеральных налоговых проверок, можно пересмотреть в ходе выездных налоговых проверок в отношении тех же периодов, достаточно обоснованны и объективны. Особенно с учетом того, что как полномочия налоговых органов, так и мероприятия налогового контроля в ходе выездных проверок гораздо шире, чем при камеральных проверках. Обусловлено это тем, что они направлены на установление фактических обстоятельств, которые на месте, «в поле» могут быть выявлены в гораздо большем объеме, чем в ходе камеральных проверок. И данный вопрос был уже рассмотрен на уровне Президиума ВАС РФ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11 по делу № А33-10298/2010 (ООО «Карабулалеспром»)).

    Это же касается и второй заявленной в письме позиции. Если налоговый орган, проведя проверку, доначисляет иные налоги, то он должен установить фактические налоговые обязательства компании и скорректировать соответствующим образом расходы по налогу на прибыль. Данный вопрос также был изучен в ходе рассмотрения нескольких дел на уровне Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (см. определения Верховного суда РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015, от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015, от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015, см. также Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2017)).

    Самым же дискуссионным выглядит третий блок, так же, как и в случае с аннулированием деклараций, не урегулированный Налоговым кодексом К РФ.

    Что делать, если под конец выездной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию в отношении проверяемого периода? Позиция ФНС России непоколебима: в этом случае налоговый орган может провести дополнительные мероприятия налогового контроля и учесть данные декларации, либо же он может проигнорировать, не учитывать эти данные и провести повторную выездную проверку за корректируемый период.

    В этой связи хотелось бы отметить позицию ВС РФ по вопросу о том, в течение какого срока может быть назначена повторная проверка в случае подачи уточненной декларации. ВС РФ отметил, что назначена она должна быть в разумный срок. Однако каких-то более четких критериев он не предусмотрел (см. Определение ВС РФ № 305-КГ17-19973 по делу по делу № А40-230080/2016). Но он же отметил, что разумность не подразумевает начала проверки спустя два налоговых периода после подачи уточненной декларации. То есть на тот момент, когда налогоплательщик полагал, что все свои обязательства должным образом исполнил.

    При рассмотрении настоящего дела суды установили, что повторная выездная налоговая проверка назначена спустя один год 10 месяцев после представления в налоговый орган налоговой декларации, что само по себе является значительным сроком. При этом доводы налогового органа, обосновывающие обстоятельства, связанные с назначением повторной выездной налоговой проверки, суды оставили без соответствующей правовой оценки.

    Следовательно, в отсутствие оценки разумности срока назначения повторной выездной проверки, в данной ситуации вывод судов о том, что решение инспекции о назначении проверки не нарушает права и законные интересы общества, не может быть признан правомерным.

    Определение ВС РФ от 16.03.2019 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016

    Данное письмо, считает А. Тамразов, довольно позитивное, оно вносит прозрачность в один из наиболее актуальных вопросов налогового администрирования, дает некоторые ориентиры.

    Если в рамках выездных налоговых мероприятий компания подает уточненные налоговые декларации, то по крайней мере она может ожидать, что в соответствии с Налоговым кодексом может произойти одно из трех обозначенных в письме мероприятий. И если налоговый орган «на местах» допускает определенные злоупотребления, можно ссылаться на это письмо, и это будет существенным основанием и для возражений, и для апелляционной жалобы.

    Норма ст. 54.1 НК РФ: расслабляться не стоит

    И еще одно письмо ФНС России нельзя оставить без внимания. Как отметила Р. Алексахина, ст. 54.1 НК РФ с момента своего введения в прошлом году постоянно находится под контролем налоговиков. Вновь и вновь контролирующее ведомство обращается к ней, чтобы систематизировать те параметры и те решения, которые уже сформулированы к тому или иному моменту, и обозначить те направления, по которым нам предстоит работать с этой нормой. Речь идет о письме ФНС России от 18.05.2019 № ЕД-4-2/[email protected] «О подтверждении должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента».

    Спикер обратила внимание: в письме высказана позиция ФНС России о том, что ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» — это самостоятельная норма, в которой зафиксирован новый подход к проблеме злоупотреблений.

    Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 163-ФЗ) часть первая Налогового кодекса РФ дополнена статьей 54.1, определяющей конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

    Данная статья не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы. Следовательно, сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

    При этом статья 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление Пленума № 53), а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

    Письмо ФНС России от 18.05.2019 № ЕД-4-2/[email protected]

    До 19 августа, напомнила Р. Алексахина, у нас не было в НК РФ нормы, которая была бы посвящена возможности применения налоговых бенефитов или их неприменения в случае злоупотребления правом. Эта норма уникальна с точки зрения юридической техники. Ее уникальность заключается в том, что наряду с конкретными правилами, закрепленными в п. 3 этой статьи, она фиксирует принципы, которые необходимо соблюдать и которые будут уточняться (п. 1 и п. 2).

    В своем письме ФНС России отдельно оговорила: понятия, отраженные в Постановлении Пленума № 53, включая понятия «должная осмотрительность», «недобросовестность налогоплательщика», равно как и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Закона № 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу указанного закона. Это же касается и выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного закона.

    Тем не менее, спикеры напомнили, что исходя из положений самой нормы ст. 54.1 НК РФ, из принципов осуществления хозяйственной деятельности нами как субъектами гражданских правоотношений, мы несем ответственность и за свои действия, которые, безусловно, должны быть добропорядочными, и за проверку своих контрагентов, причем не важно, поставщики это или наши покупатели.

    Задачи и функции налоговых органов

    Автор: Андрей Нестеров ? 29.11.2019

    Нестеров А.К. Задачи и функции налоговых органов // Энциклопедия Нестеровых

    В соответствии с возложенными на нее функциями Федеральная налоговая служба Российской Федерации осуществляет налоговое администрирование, налоговый контроль и обеспечивает соблюдение законодательства о налогах и сборах.

    Структура налоговых органов РФ

    Функции налогового администрирования выполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инструменты занимают особое место среди других инструментов регулирующей политики государства. Их действие происходит в тесной взаимосвязи с экономическими процессами на уровне национальной экономики и на региональном уровне.

    Согласно Закону РФ от 21.03.1991 N 943-1, «налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации».

    Структура налоговых органов Российской Федерации

    Главным налоговым органом России является Федеральная налоговая служба (ФНС), которая подчиняется непосредственно Министерству Финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба РФ представляет собой орган исполнительной власти.

    Структура Федеральной налоговой службы

    Таким образом, общая структура налоговых органов РФ предполагает наличие следующих четырех уровней:

  • Федеральный,
  • Федерально-окружной,
  • Региональный,
  • Местный
  • Такая иерархия соответствует административно-территориальному делению государства.

    Задачи налоговых органов

    Во исполнение возложенных на налоговые органы обязанностей, Федеральная налоговая служба выполняет следующие задачи:

    • обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
    • создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
    • снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
    • укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
    • оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

    Эти задачи решаются налоговыми органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такое взаимоотношение должно влиять положительно на повышение налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременного поступления налоговых платежей в бюджет государства и во внебюджетные фонды. Такое взаимоотношение носит разнообразные формы, которое регулируется примерно 60 межведомственными нормативно-правовыми актами.

    Федеральная налоговая служба в рамках выполнения своих задач и в соответствии с действующим законодательством осуществляет организацию работы подконтрольных инстанций по осуществлению контроля исполнения положений Налогового Кодекса, осуществляет проверку финансовой документации предприятий и корректности ведения налогового учета, а также проводит анализ статистических сведений и формулирует на основе анализа рекомендации по усовершенствованию и повышению эффективности налогового контроля.

    Функции Федеральной налоговой службы

    Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

    1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
    2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
    3. Контроль за осуществлением валютных операций;
    4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
    5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
    7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
    8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
    9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
    10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
    11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
    12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

    Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

    Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

    Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации. Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве.

    Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

    Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

    Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

    Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

    Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

    Читайте так же:  С апреля изменятся правила ОСАГО, пенсии и льготные товары. Льготы за безаварийную езду

    admin