Налоговая система Японии. Япония налог на потребление

Налоговая система Японии

Как и другие развитые страны, Япония сталкивается с неравенством в доходах и благосостоянии граждан. Это остается наиболее важной и серьезной проблемой для страны. В значительной степени налоговая политика Японии, опираясь на прогрессивный подоходный налог (в сочетании с программами социального обеспечения), смягчает это неравенство.

Налоговая система Японии в ее современном виде является результатом реформы 1988 года, сократившей нагрузку на экономику и повысившей косвенные налоги населения. Главные составляющие – подоходный и корпоративный налоги.

Несколько категорий резиденции определяют налоговые обязательства. В целях налогообложения в Японии необходимо сообщать о доходе в виде заработной платы, о любых бонусных выплатах, в том числе и не денежных льготах, например, если работодатель предоставляет жилье, оно также считается налогооблагаемым.

Налоговые органы в Японии

Кокудзэй-тё (Национальное налоговое управление) – внешний орган Министерства финансов – контролирует 12 региональных налоговых бюро по всей Японии, в рамках которых создано 524 органа для осуществления администрирования.

Это налоговое управление, отвечающее за оценку и сбор национальных доходов, было создано в качестве дочернего агентства Министерства финансов 1 июня 1949 года. Представляет трехуровневую организационную структуру, состоящую из головного офиса, региональных налоговых бюро и иных органов.

Штаб-квартира Кокудзэй-тё имеет четыре отдела:

  • Секретариат комиссара;
  • Налоговый департамент;
  • Отдел управления доходами и сборами;
  • Отдел экспертизы и уголовного розыска.

Последний на уровне регионального налогового бюро изучает корпоративные и потребительские налоги крупных корпораций и расследует случаи уклонения от уплаты средств.

Миссия налоговых органов Японии – предоставить возможность налогоплательщикам грамотно и беспрепятственно выполнять свои обязательства. Национальное налоговое управление несет ответственность за выполнение обязанностей, предусмотренных в статье 19 Закона об учреждении Министерства финансов, при должном учете прозрачности и эффективности.

Местное налоговое управление – административный орган, отвечающий за оценку и сбор внутренних налогов на префектурном и муниципальном уровнях и имеющий тесные контакты с налогоплательщиками. Служба уполномочена оценивать и собирать внутренние налоги в пределах своей сферы ответственности. Организационная система управления варьируется в зависимости от масштаба налоговой инспекции. Как правило, имеет отделение по управлению доходами и сбору налогов, отделы для физических лиц, корпораций и налога на имущество.

Подоходный и резидентский налоги господствуют в системе налогообложения в Японии, занимая значительную часть поступлений. Второй по величине источник – корпоративные налоги.

Налоги в Японии уплачиваются с доходов, имущества и потребления.

Как в Великобритании, США, ряде других стран, в Японии действует прогрессивное налогообложение – сумма рассчитывается на основе чистого дохода физического лица. Подоходный налог в Японии выплачивается ежегодно на национальном, префектурном и муниципальном уровнях.

Способ взимания зависит от статуса резидента, который определяется периодом проживания в стране. Налоговый кодекс Японии рассматривает три категории резиденций:

  • резиденты – лица, имеющие место жительства в государстве или проживающие в ней в течение одного года. Независимо от местоположения источника дохода, облагаются подоходным налогом;
  • непостоянные резиденты – лица, не имеющие японского гражданства и проживающие в стране в течение пяти лет или менее чем десять лет. Система налогообложения для них соответствует налогообложению для резидентов, но в Японии налог не будет взиматься с доходов, полученных за пределами страны, если средства не переводятся в нее;
  • нерезиденты – лица, проживающие в Японии менее года. Подоходный налог начисляется на доходы, полученные в стране.
  • Подоходный налог автоматически вычитается из платежной квитанции каждый месяц. Точный процент к оплате варьируется в зависимости от уровня дохода. В некоторой степени это похоже на систему PAYE, применяемую в Великобритании.

    Налогооблагаемый доход Налоговая ставка
    До 1 950 000 иен 5%
    От 1 950 000 иен до 3 300 000 иен 10%
    От 3 300 000 иен до 6 950 000 иен 20%
    От 6 950 000 иен до 9 000 000 иен 23%
    От 9 000 000 иен до 18 000 000 иен 33%
    От 18 000 000 иен до 40 000 000 иен 40%
    Более 40 000 000 иен 45%

    Как правило, в большинстве случаев сотрудникам нет необходимости подавать налоговую декларацию: за них это сделает компания. Хотя могут попросить заполнить пару форм, подтверждающих статус, например, место проживания или количество иждивенцев. Исключения составляют покрытие страховых взносов, медицинских и операционных расходов в случае занятия индивидуальной трудовой деятельностью.

    Налоговую декларацию обязаны самостоятельно подавать лица, если:

  • годовая зарплата превышает 20 миллионов иен;
  • имеют более чем одного работодателя;
  • располагают вторичным доходом (вторая работа, доля дивидендов), превышающим 200 000 иен в год;
  • трудятся на работодателя за пределами Японии.
  • Кроме того, потребуется подавать налоговую декларацию, если лицо решит покинуть страну в течение финансового года.

    Налог на недвижимость

    Лица, владеющие правом собственности на землю, здание, другие амортизируемые активы на 1 января каждого года, платят налог за этот календарный год и, скорее всего, получают счета где-то между апрелем и июнем. На основании уведомления средства можно внести единовременно или четырьмя платежами поквартально.

    Даже если право собственности на недвижимость изменится 2 января или в последующую дату, ответственность за уплату налога не поменяется. Выплата состоит из котэйсисан-дзэй (налог на основные средства) и тосикэйкаку-дзэй (муниципальный налог). Они основаны на стандартизированной оценке имущества, которое делится на землю и структуру:

  • ставка налога на основные средства составляет 1.4% от стоимости имущества, указанной в «Книге налогов на основные средства» для конкретного актива;
  • муниципальный налог – 0.3% от «налогооблагаемой стоимости», что, как правило, ниже рыночной цены и применяется он только к объектам недвижимости, расположенным в определенных городских районах в соответствии с японским законодательством о зонировании.
  • Налогообложение производится посредством определения цены для конкретного участка земли в данной области, на основании расположения его по отношению к транспортным развязкам: дорогам, железнодорожным линиям.

    Оценка структуры основывается на строительных материалах, особенностях (по мере старения она обесценивается). Хотя кондоминиумы располагают меньшими участками земли, они, как правило, оцениваются выше, чем дома, поскольку считаются более долговечными конструкциями.

    Ставки определяются центральным правительством, но налоговый контроль осуществляется местными органами власти, которые получают 52 процента доходов, остальное делится между центральным правительством и префектурами. В большинстве населенных пунктов также взимается второй городской налог на услуги. Если жилой район обозначен как «городская зона», то есть жители имеют доступ к услугам и инфраструктуре, они платят дополнительный налог на имущество.

    Одна из ироний взаимоотношений между налоговыми и городскими службами заключается в том, что дома, оцененные как «более прочные» (огнестойкие и устойчивые к землетрясениям), имеют высокие оценочные значения. Особенность в том, что владельцы таких домов платят налоги выше, даже несмотря на то, что эта «прочность» снижает вероятность того, что им потребуются услуги городских служб (например, пожарной).

    По истечении первого года владелец собственности получает накладную от местного управления, в которой указываются различные сборы, но не значится стоимость самой собственности. Оценка имущества корректируется каждые три года, но большинство домовладельцев, как правило, никогда не встречаются с инспекторами.

    Ставки местных взысканий могут варьироваться в зависимости от размера бизнеса и места расположения компании. Согласно законодательству, существует четыре вида налогов, взимаемых с прибыли корпораций:

  • корпоративный (национальный);
  • с корпоративных клиентов (местный);
  • с предприятий (местный);
  • специальный корпоративный (национальный, однако декларации подаются в местные органы власти).
  • Корпорации обязаны подать окончательную налоговую декларацию в течение двух месяцев после окончания финансового года. Продление срока подачи допускается, если компания получает одобрение налоговой инспекции в связи с проведением бухгалтерского аудита.

    Если сумма корпоративного налога за первые шесть месяцев финансового года превышает 100 тысяч иен, требуется промежуточная декларация. Подача и оплата должна завершиться в течение двух месяцев после окончания первого полугодия.

    В соответствие с налоговой реформой 2016 года, «чистый операционный убыток», понесенный в каждом финансовом году (начиная с 1 апреля 2019 года), может переноситься на следующие десять лет. Но если компания имеет капитал, превышающий 100 миллионов японских иен, или является дочерней компаний крупной корпорации с капиталом более 500 миллионов японских иен, сумма убытка, которая может быть вычтена из налогооблагаемого дохода, не может превышать 80% от его размера.

    Хотя корпорация не может получить возмещение в принципе, малым и средним компаниям, отвечающим определенным критериям, разрешается переносить убытки на финансовый год.

    Налогообложение физических лиц

    Подоходный налог является лишь одним из аспектов налоговых обязательств. Резидентский налог на префектурном и муниципальном уровне взимается в зависимости от города, в котором проживает физическое лицо, а не от места работы. Сумма рассчитывается на основе чистого дохода. Ставка префектурного налога составляет 4%, муниципального – 6%.

    Автомобильный налог (дзидося-дзэй) часто путают с «налогом на вес транспортного средства» (дзидося дзюро-дзэй), который является национальным и оплачивается во время двухгодичного осмотра автомобиля. По сути, такой налог является местным, взимаемым различными префектурами.

    Существует установленная законом, фиксированная базовая формула, которая рассчитывается исходя из рабочего объема двигателя, но некоторые префектуры предоставляют различные скидки для пожилых людей и инвалидов. Налог оплачивается самостоятельно и квитанция об уплате обязательна для двухгодичного осмотра.

    Он взимается только с обычных автомобилей с белыми номерными знаками. Мини-автомобили, мопеды, вид специальных велосипедов – средства с желтыми номерными знаками – платят «налог на легкие автомобили», который взимает орган муниципалитета.

    Грузовики и автобусы облагаются национальным налогом под отдельной статьей. Большие грузовые оцениваются на основе общего тоннажа без груза, в то время как автобусы – в зависимости от количества мест. По отдельной схеме оцениваются мобильные краны, кемперы, прицепы. Специальные транспортные средства, принадлежащие муниципальным и национальным правительственным организациям, налогом не облагаются.

    Налог на приобретение автомобиля уплачивается лицами в качестве префектурного.

    Потребительский налог

    Это работающий как НДС, потребительский налог с товаров и услуг, которые оплачиваются в повседневной жизни. Ставка в настоящее время составляет 8% (6,3% национального и 1,7% местного).

    С 1 апреля 2014 года НДС увеличился до 8% в Японии по сравнению с 5% предыдущих годов, с последующим повышением в 2015 году до 10%. Из-за экономической ситуации в Японии правительство Абэ приняло решение отложить повышение до апреля 2017 года. В 2016 году была объявлена вторая отсрочка, но повышение до 10% в октябре 2019 года находится на стадии обсуждения. Данная политика рассматривается в качестве меры по сокращению государственного долга. В ответ на повышение ставки до 10% с 1 октября 2019 года будут введены более низкие ставки налога на потребление для определенных товаров.

    Другие виды налогов в Японии

    Существуют налоги на алкоголь, табак и бензин. Они включены в цены, указанные в магазинах. Все наследники или получатели подарков (имущество, деньги или активы), проживающие в Японии, должны платить налог на наследство и дарение, независимо от их гражданства.

    Система налоговых льгот и субсидии

    Для своих плательщиков и лиц, представляющих определенные социальные категории, налоговый кодекс предусматривает льготы сроком до 5 лет.

    Япония предлагает разнообразные субсидии и стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Для предприятий, создающих региональные штаб-квартиры или научно-исследовательские центры и проекты, которые потенциально открывают возможности трудоустройства в особых зонах восстановления, меры правительства более чем благоприятные.

    В Японии можно получить налоговый кредит с минимальным процентом, скидки на расходы в рамках исследований и разработок. Субсидии также покрывают затраты, связанные с оборудованием и арендой объектов.

    Налоговая система Японии в 2019 году

    Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

    Какие налоговые органы действуют в Японии

    Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета.

    Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны. Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф

    Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

    Национальный уровень

    На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны.

    ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

    Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

    1. Отдел по налогообложению.
    2. Отдел по сборам налогов.
    3. Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.
    4. Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями.

      При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны. Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов.

      Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

      И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты, неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2019 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

      Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

      Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти.

      Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%. Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

      Основные виды налогов

      Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

      Налоги на ведение бизнеса

      Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

      В частности, налогообложению подлежат:

      1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
      2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
      3. Дивиденды от акций.
      4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
      5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
      6. Пенсии и выходные пособия.
      7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
      8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
      9. Доходы от рекламной деятельности.
      10. Прибыль от погашения японских облигаций.
      11. Распределение прибыли.
      12. Доходы от хозяйственной деятельности.

      Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список.

      Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

      Обложение налогом недвижимости

      Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

      Обложение подоходным налогом

      Подоходный налог в Японии с резидентов и нерезидентов этой страны взимается по-разному. К примеру, если доходы нерезидента были получены за пределами страны и в Японию не переводились, то налогами они не облагаются. Доходы же, полученные нерезидентом в Японии, облагаются налогом.

      Подоходный налог является прогрессивным, его ставка зависит от суммы доходов и начисляется в соответствии с таблицей:

      Размер дохода Налоговая ставка
      до 3 300 000 иен (29 370$) 10%
      от 3 300 000 иен (29 370$) до 9 000 000 иен (80 100$) 20%
      от 9 000 000 иен (80 100$) до 18 000 000 иен (160 200$) 30%
      свыше 18 000 000 иен (160 200$) 37%

      Японский потребительский налог

      Потребительский налог в Японии – это аналог хорошо известного налога на добавленную стоимость (НДС), правда, размеры его заметно скромнее. Налог был введен в 1989 году, и его ставка составляла 3%. С 1997 года ставка потребительского налога равна 5%.

      Японский транспортный налог

      Владельцы автомобилей в Стране восходящего солнца платят целых три вида налогов. Собственно транспортный налог в Японии относится к местным налогам и выплачивается в мае. Размер налога зависит от объема двигателя и обычно варьируется для легковых машин в диапазоне от 54 до 540$.

      Кроме того, при покупке машины нужно заплатить налог в размере 5% ее стоимости, а при постановке на учет – разовый налог, зависящий от объема двигателя. Так, при наличии мотора объемом 2,5 литра придется заплатить около 500$.

      Налоги в Японии для физических лиц обеспечивают значительную часть финансовых поступлений бюджета. Метод обложения этими налогами достаточно сложен: берется общий доход за год, из него производятся предусмотренные законом вычеты, сумма умножается на установленную ставку, а из полученного результата вычитаются налоговые льготы. Самому разобраться в этом сложно, поэтому профессия налогового консультанта в Японии почетна и прибыльна.

      Иные виды налогов в Японии

      В стране существует еще целый ряд различных налогов, в том числе и ограничительных. К примеру, высокие экологические налоги в Японии существенно сократили выбросы вредных веществ в окружающую среду и привели к заметному улучшению экологической ситуации в японских мегаполисах.

      С 1970 года в государстве действует закон «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха». В результате принятых мер времена, когда полицейские в Токио стояли на постах в кислородных масках, давно миновали.

      Столь же трепетно экологическое законодательство Японии относится и к загрязнению вод и почв. Для производителей загрязнений предусмотрены выплаты за плановое загрязнение природной среды. В случае внеплановых выбросов и аварий вступает в действие система экологических штрафов и компенсаций ущерба природе и пострадавшим.

      Сколько стоит жизнь в Японии: Видео

      В одном шаге от самого продолжительного роста за всю послевоенную эпоху: перспективы японской экономики в 2019 году

      Прекращение спада деловых настроений: ежеквартальный отчёт танкан

      В опубликованном Банком Японии в декабре 2019 года ежеквартальном отчёте «танкан» по результатам Опроса оценки краткосрочных экономических перспектив предприятиями страны, индекс деловых настроений крупных предприятий производственного сектора составил +19, практически не изменившись относительно результатов сентябрьского опроса. Впервые за четыре квартала не произошло ухудшения данного показателя. Это можно воспринимать как прекращение негативного влияния на оценку экономической конъюнктуры летней череды крупных стихийных бедствий – землетрясения, проливных дождей и т. п. Опасения вызывает ряд других факторов, таких как торговая война между США и Китаем, но создаётся ощущение, что базис оказался неожиданно благоприятным. Однако в перспективе прогнозируется снижение на 4 пункта до лишь +15, из чего становится ясно, насколько сильно будет продолжать тревожить вопрос американо-китайских торговых раздоров.

      Общий индекс деловых настроений, демонстрирующий оценку экономической конъюнктуры предприятиями всех масштабов и секторов улучшился на один пункт по сравнению с сентябрьским результатом до +16, оставаясь положительным на протяжении пяти с половиной лет. Положительное значение этого индекса указывает на преобладание тех, кто считает конъюнктуру благоприятной над теми, кто оценивает её как неблагоприятную. Оценка трудовой занятости и планы капитальных вложений также устойчивы, что, в свою очередь, указывает на продолжение умеренного расширения экономической конъюнктуры.

      Потребительские цены окажутся ниже целей, поставленных Банком Японии

      Иероглифом, характеризующим 2019 год, японцы выбрали «сай» (?) – «бедствие, несчастье». Это намёк на отрицательное влияние, которое оказали на экономику летние удары стихии. За квартал с июля по сентябрь в сравнении с предшествовавшим периодом в пересчёте на год в реальном выражении ВВП страны продемонстрировал негативный рост -2,5%. Но, судя по результатам, изложенным в отчёте «танкан», в квартале с октября по декабрь можно ожидать положительного показателя роста ВВП.

      По данным ноябрьского опроса под названием «Прогноз ESP» — исследования мнения японских экономических экспертов, консенсус прогнозов роста ВВП, данных на 2019 год 38 специалистами, составил +0,73% (при этом восемь наиболее высоких прогнозов дали в среднем +0,98%, а восемь самых низких – в среднем +0,48%). Таким образом, эксперты ожидают умеренного роста ВВП. Между тем, средний показатель прогноза роста индекса потребительских цен (за исключением свежих и скоропортящихся продуктов и без учёта воздействия повышения ставки потребительского налога) на 2019 финансовый год (начинается с апреля) составил +0,89%. Ожидается, что фактически он может оказаться ещё ниже благодаря снижению стоимости мобильной связи и ряда других факторов. Можно сказать, что мы довольно далеки от установленного Банком Японии целевого двухпроцентного показателя роста потребительских цен.

      Уверенное движение к превышению «экономического роста Идзанами»

      Что касается оценки правительством фазы развития ситуации по индексам изменений экономической конъюнктуры, если с октября 2016 года вплоть до августа 2019-го на протяжении 23 месяцев подряд она удерживалась на самом высоком уровне – «улучшение», то в сентябре и октябре она была пересмотрена в сторону понижения – до «застоя (топтания на месте)». Основным фактором снижения оценки послужили многочисленные природные бедствия, которые произошли летом 2019 года – землетрясения, ливневые дожди, тайфуны и т. п.

      Тем не менее, вхождения в фазу экономической рецессии, вероятно, удастся избежать. При рассмотрении динамики складских запасов заметно, что, хотя в июле-сентябре запасы действительно скапливались из-за того, что в конце квартала тайфуны не позволяли отправлять продукцию морем, уже в октябре произошёл возврат к фазе наращивания товарно-материальных запасов. Обстановка такова, что при отсутствии в ближайшее время каких-либо сильных потрясений перелома экономической конъюнктуры, вероятно, не произойдёт.

      Даже после превышения в сентябре 2017 года второго по продолжительности 57-месячного периода расширения экономики – «экономического роста Идзанаги» (ноябрь 1965 – июль 1970 г.), фаза расширения экономики продолжается. С большой долей вероятности в январе 2019 года будет превзойдён самый продолжительный период роста за всю послевоенную эпоху – 73-месячный «экономический рост Идзанами» (февраль 2002 – февраль 2008 г.).

      Будет ли мировая экономика устойчива под угрозой торговой войны между США и Китаем?

      Если обратиться к результатам проведённого в октябре 2019 года специального опроса экспертов – «Прогноза ESP», содержавшего вопрос «назовите факторы, потенциально способные подавлять рост экономики в период от полугода до года» (позволяющий дать до 3-х ответов), то на первом месте находится ответ 28 человек, указавших на «усиление протекционизма». На втором месте (26 человек) – «ухудшение экономической конъюнктуры в Китае». С начала проведения аналогичных опросов в июне 2017 года не было ни единого раза, когда среди полученных ответов (включая ответы в свободной форме) количество указавших на какой-либо собственно японский фактор выразилось бы двузначным числом.

      Несмотря на то, что китайский индекс PMI, отражающий оценку перспектив экономики менеджерами по закупкам предприятий, который был рассчитан по результатам ноябрьского специального опроса, оказался ниже результатов опроса в августе, многочисленность ответов на уровне, близком к 50 – величине, соответствующей «стабильности», свидетельствует о том, что в самом Китае ожидания вхождения национальной экономики в фазу спада в 2019 году довольно слабы.

      Хотя и существует вероятность того, что развитие торговой войны между США и Китаем, происходящей на фоне оспаривания мировой гегемонии и решения задач обеспечения безопасности, может замедлить поступь мировой экономической конъюнктуры, тем не менее, рассматривая ситуацию в общем и целом, представляется, что глобальная экономика и в 2019 году с большой долей вероятности сохранит стабильность. В опубликованном Международным валютным фондом в октябре 2019 года прогнозе мировой экономики и на 2019-й, и на 2019-й годы содержится показатель +3,5. По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ноябрь 2019 г.) в 2019 году ожидается рост на уровне +3,7%, а в 2019-м – незначительное замедление до +3,5%.

      Влияние повышения налога на потребление: слабее, чем в прошлый раз

      Как ожидается, увеличение в 2019 году ставки налога на потребление будет сопровождаться ажиотажным спросом перед повышением налога и спадом спроса после повышения. Но вместе с тем ожидается, что на этот счёт будут приняты ответные меры.

      Демонстрирующий общую точку зрения экспертов-участников проведённого в ноябре опроса «Прогноз ESP» показатель «совокупная оценка конъюнктуры» на период с квартала январь-март 2019 и по квартал июль-сентябрь 2019 варьируется от свыше 85 до свыше 90, что значительно превышает уровень 50, разделяющий прогноз спада и прогноз роста. Консенсус экспертных мнений состоит в том, что расширение конъюнктуры будет продолжаться до квартала июль-сентябрь 2019 и преодолеет тем самым 82-месячную отметку.

      После этого, хотя в квартале октябрь-декабрь 2019, когда скажется влияние повышения ставки потребительского налога, консенсус мнений кратковременно понижается до 5,3, затем, в квартале январь-март 2020 года консенсус близок к водоразделу, составляя 48,7, а уже в прогнозе на квартал с апреля по июнь 2020 года он вновь существенно превышает отметку в 50, достигая 70,8. Возможно, на горизонте брезжит расширение конъюнктуры на протяжении более чем 91 месяца.

      Хотя в апреле 2014 года, при повышении ставки потребительского налога на три пункта до 8%, вхождения экономической конъюнктуры в фазу сжатия удалось избежать, тем не менее, резкое снижение спроса всё-таки произошло. Повышение ставки налога 2019 года несколько меньше по величине, чем предыдущее – два процента, а не три; кроме того, в правительстве планируют и разнообразные сопутствующие меры, такие как облегчённая ставка налога на отдельные товары, балльная система вознаграждения за расходы для населения и другие. Ожидается, что вероятность вхождения экономики в фазу спада в связи с увеличением потребительского налога будет невелика.

      Кроме того, нельзя игнорировать и то, что сокращение доли населения трудоспособного возраста будет умереннее по сравнению с тем, что наблюдалось в 2014 году. Если рассмотреть долю населения в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет, то в 2013 году она составляла 62,1%, а в 2014 году – 61,3%, снизившись тем самым примерно на 0,7%. Столь масштабное сокращение является следствием исхода поколения бэби-бумеров. Поскольку повышение ставки налога на потребление произошло как раз в тот момент, когда на пенсию массово выходили те, кто родился во времена бэби-бума, вероятно, это привело к тому, что из-за повышения налогового бремени люди стали экономить больше, чем ожидалось.

      Однако, как ожидается, сокращение доли трудоспособного населения в 2019 году относительно 2019-го окажется гораздо меньше – всего на 0,3% с 59,6% до 59,3%. Вероятно, воздействие роста ставки потребительского налога тоже окажется не столь сильным, как в прошлый раз.

      Ожидания экономического эффекта от въездного туризма и смены императора

      По всей вероятности, увеличение спроса, связанного с въездным туризмом, будет способствовать выходу из временного спада, к которому привели стихийные бедствия в Японии летом 2019 года. Осенью 2019 года в Японии будет проходить один из трёх крупнейших чемпионатов мира – Кубок мира по регби. По подсчётам Организационного комитета, экономический эффект от этого мероприятия достигнет 437 млрд 200 млн йен. За сорок дней проведения чемпионата в Японии побывают поклонники регби со всего мира, главным образом из западных стран, которые будут наблюдать за ходом матчей в 12 городах по всей Японии. Ожидается, это поспособствует диверсификации и расширению въездного потока, основу которого составляют туристы из Азии. Если чемпионат будет способствовать повторному визиту этих гостей в Японию в 2020 году, во время летних Олимпийских игр в Токио, то можно ожидать, что удастся достигнуть и поставленной правительством цели довести число иностранных туристов в Японии до 40 млн человек.

      В мае 2019 года состоится отречение нынешнего и восхождение на престол нового императора, что, вне всякого сомнения, даст людям почувствовать наступление новой эпохи и послужит основанием для позитивного развития экономической конъюнктуры.

      Если в сентябрьском «Опросе экономических наблюдателей» на смену правления ссылались лишь двое экспертов, то в ноябре их число увеличилось до 6 человек. Если выстроить на этой основе индекс влияния данного события, и в октябре оценка конъюнктуры, связанной со сменой эпох пребывания на троне императоров, была соответственно нейтральной – близкой к 50, то в ноябре она значительно превысила эту отметку, достигнув 70.8. Из этого становится понятно, что склонность к ожиданиям позитивного эффекта смены эпох на экономическую конъюнктуру получает всё большее распространение.

      Нынешняя статистика учёта ВВП восходит к 1980 году. Если за период с 2019 и до 2019 года выстроить рейтинг годов, когда результат квартала с января по март превышал показатель предшествовавшего квартала, то на первом месте окажется первый год эпохи Хэйсэй (вступления на престол нынешнего императора), а на втором — год наступления нового тысячелетия. И в первом, и во втором случаях уверенный рост демонстрировали как личное потребление, так и капитальные вложения. Вероятно, воздействие на экономику «юбилейных расходов» по случаю смены эпох весьма значительно.

      (Cтатья на японском языке написана 14 декабря)

      Фото к заголовку: Церемония закрытия Токийской биржи перед Новым годом, 28 декабря 2019г., токийский район Тюо (Jiji Press)

      Девятнадцать мужчин и одна женщина Синдзо Абэ

      Новому правительству Японии предстоит решать трудные проблемы

      2 октября в Токио состоялась инаугурация нового состава правительства Японии, сформированного премьер-министром Синдзо Абэ после его убедительной победы на выборах председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) 20 сентября. Победа позволила Абэ продлить свое пребывание на посту руководителя партии и, соответственно, в кресле главы кабинета министров на третий трехлетний срок – до 2021 года, что является рекордом в истории страны.

      Это уже четвертый кабинет нынешнего премьера, после того как он повторно пришел к власти в декабре 2012 года. В его составе 19 мужчин и всего одна женщина. Абэ уже подвергается критике в стране за то, что свел к минимуму число женщин в новом правительстве вопреки его громогласным предвыборным обещаниям сделать «слабый пол» одним из локомотивов японской экономики. В кабинет входят 12 новых министров — самое большое число «новобранцев» за всю историю администрации Абэ. Расстановка кадров внутри правительства была произведена его руководителем с учетом пожеланий внутрипартийных фракций ЛДП, которые поддержали премьер-министра в его борьбе за пост партийного лидера.

      Семь из новых министров — это политики-ветераны, которые выигрывали выборы в Палату представителей парламента страны семь и более раз. Этот факт означает, что премьер-министр попытался привлечь к управлению страной как можно больше людей из «списка ожидания» потенциальных членов кабинета, которые ранее не смогли войти в состав правительства.

      Однако в отношении «новичков» существуют опасения, что отсутствие опыта административной работы не позволит им эффективно выполнять свои обязанности. Ставится под сомнение и их способность достойно отвечать на острые вопросы в парламенте. Кроме того, за многими из них тянется шлейф неудачных политических высказываний и скандальных поступков. Это делает их уязвимыми целями для критики со стороны оппозиционных сил.

      Одним из таких деятелей является Сацуки Катаяма — дама, которая занимает не имеющий аналогов в других странах пост министра, отвечающего за социально-экономическое возрождение отсталых регионов страны. Она подверглась критике за ее твит в социальных сетях, воспринимаемый как выпад против ребенка из бедной семьи. Катаяма также была вынуждена извиняться за опоздание на парламентские слушания, когда возглавляла Комитет по иностранным делам и обороне Палаты советников.

      Новый министр по делам окружающей среды Есиаки Харада ранее уже уходил в отставку с поста министра образования в связи с тем, что сфальсифицировал историю своего образование. Он также прославился тем, что потребовал пересмотра официальной позиции правительства в отношении «Нанкинской резни» — массового и жестокого убийства мирного китайского населения, совершенного Императорской армией Японии во время ее агрессии на материке.

      Еситака Сакурада стал министром, ответственным за организацию в Токио в 2020 году Олимпийских и Параолимпийских игр. Он отметился своим одиозным заявлением, что так называемые «женщины для утешения и успокоения» – кореянки и жительницы других оккупированных японцами стран, которых насильно заставляли предоставлять сексуальные услуги японским военным во время Второй мировой войны — делали это, якобы, для того, «чтобы заработать». В целом по своему мировоззрению многие из новых министров являются крайне правыми политиками, поддерживающими премьер-министра Абэ.

      Кроме того, в ходе внутрипартийных перестановок Синдзо Абэ назначил Акиру Амари главой своего избирательного штаба. Этот функционер ушел в отставку в 2016 году с поста министра экономического возрождения из-за обвинений в торговле влиянием, за что получал наличными в собственном офисе. Амари — близкий друг премьер-министра. В новой администрации теперь имеется много политических деятелей, которые принадлежат к ближнему кругу Абэ. Японские политологи пытаются понять, чего хочет достичь премьер-министр в течение предстоящего трехлетнего срока на посту председателя ЛДП и премьер-министра с тем неоднозначным подбором кадров, который он произвел на этот раз.

      Сохранение Абэ в новом правительстве нескольких ключевых фигур из прежнего кабинета министров дает основание говорить о том, что основные направления внутренней и внешней политики страны останутся прежними. К таким фигурам относятся заместитель премьер-министра и по cовместительству министр финансов Таро Асо, Генеральный секретарь кабинета министров Есихидэ Суга, министр иностранных дел Таро Коно и другие.

      На хозяйственном фронте, как очевидно, будет продолжен курс, получивший название «Абэномика». Его главная цель заключается в том, чтобы покончить с дефляцией, придавливавшей экономику страны на протяжении последних десятилетий и вывести ее на траекторию устойчивого развития. Основными инструментами «Абэномики» являются агрессивная политика денежного смягчения и массированные государственные расходы. Для ее осуществления правительство Абэ, в частности, планирует повысить налог на потребление с нынешних 8% до 10% в октябре 2019 года. В прошлом оно дважды откладывало этот болезненный для населения шаг. В ходе кампании по выборам в Палату представителей в октябре 2017 года премьер-министр среди других мер пообещал потратить около 2 трлн. иен из доходов, полученных за счет повышения потребительского налога, на то, чтобы сделать школьное образование бесплатным. В правительстве преобладает мнение о том, что премьер-министр вряд ли задержит повышение налогов в третий раз. Министр финансов Таро Асо отметил, что экономика продолжает расти и заявил, что условия, при которых такое повышение возможно, имеются.

      Правительство намерено включить масштабные меры экономического стимулирования в государственный бюджет на 2019 финансовый год (начинается 1 апреля), чтобы предотвратить негативное воздействие повышения налога на экономику. Вместе с тем сохраняется обеспокоенность по поводу того, что, если на такие меры будет потрачено огромное количество денег налогоплательщиков, правительству придется отложить достижение своей цели оздоровления финансов страны. О проблемах в этой области говорит тот факт, что госдолг Японии в настоящее время составляет около 250% от ее ВВП.

      Преодоление дефляции также все еще представляет собой серьезную проблему. Тенденцию к снижению потребительских цен удалось приостановить. Тем не менее, Япония не смогла достичь годового уровня инфляции в 2%, установленного в качестве целевого показателя Банком Японии. Политика ультра дешевых денег Банка, направленная на достижение этого показателя, вступила в шестой год. В ходе дебатов во время кампании по выборам председателя правящей ЛДП в сентябре премьер-министр Абэ подчеркнул, что хотел бы, чтобы эта ненормальная денежно-кредитная политика закончилась в период, пока он находится у власти.

      В дополнение к этим существуют и другие насущные проблемы для администрации Абэ. Премьер-министр объявил о своем намерении реформировать систему социального обеспечения, охватывающую все поколения, поскольку в будущем продолжительность жизни японского народа, как ожидается, увеличится до 100 лет. Тем не менее, ожидается, что правительство не объявит об увеличении финансовой нагрузки на общество за счет таких мер, как повышение взносов на программы страхования здоровья и ухода за больными до следующих выборов в Палату советников парламента в 2019 году.

      В качестве конкретных мер по реформированию системы социального обеспечения премьер-министр Абэ предложил, чтобы работодатели продолжали нанимать работников в возрасте до 70 лет вместо нынешних 65 лет. Он также предложил разрешать людям по желанию начинать получать пенсии с 70 лет. Правительство намерено представить соответствующие законопроекты в ходе очередной сессии парламента в 2020 году.

      Администрация Абэ намерена поощрять здоровых пожилых людей работать дольше в целях сокращения расходов на социальное обеспечение. Однако такие меры, которые увеличили бы расходы компаний на персонал, могут встретить сопротивление со стороны бизнеса. Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения подсчитало, что расходы Японии на социальное обеспечение взлетят с нынешних 68 трлн иен до примерно 190 трлн иен к 2040 финансовому году. Правительство также рассматривает возможность снижения платы за мобильную связь. Генеральный секретарь кабинета министров Есихидэ Суга отметил в своем выступлении в августе этого года, что тарифы в этой области могут быть сокращены примерно на 40%.

      На дипломатическом фронте основное внимание будет уделено торговым переговорам Японии с правительством президента США Дональда Трампа. Абэ и Трамп договорились в сентябре начать переговоры по двустороннему торговому соглашению, согласно которому Токио и Вашингтон взаимно снизят тарифы на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров. Кроме того, японское правительство намерено участвовать в переговорах о заключении соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве в Восточной Азии между 16 странами, включая Японию, Китай и страны-члены АСЕАН. Эти переговоры вступают в решающую фазу с целью достижения указанного соглашения к концу текущего года.

      В сфере внешней политики премьер-министр также намерен урегулировать вопрос о похищении Северной Кореей граждан Японии в 70-80-е годы прошлого столетия для обучения северокорейских шпионов японскому языку. Правительство хочет вернуть на родину оставшихся в живых похищенных соотечественников и прояснить судьбу остальных. С этим вопросом Токио тесно увязывает проблему «ракетно-ядерной угрозы» со стороны Пхеньяна. Ранее, когда КНДР продолжала свои программы разработки ядерного оружия и ракет, Япония отказалась вести диалог с этой страной и выступала за оказание всемерного давления на нее.

      Однако с тех пор, как Соединенные Штаты и Северная Корея начали прямое общение на высшем уровне в начале этого года, премьер-министр Абэ также проявил стремление к диалогу с Пхеньяном для решения проблемы похищенных и нормализации двусторонних дипломатических отношений. «Мы должны положить конец взаимному недоверию и встретиться лицом к лицу с председателем Ким Чен Ыном из Трудовой партии Кореи», — сказал премьер-министр журналистам на пресс-конференции 26 сентября.

      Важной задачей на международной арене для Абэ является улучшение отношений с Китаем, обострившихся в связи с территориальным спором вокруг группки необитаемых островков Сэнкаку (по-китайски, Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Кроме того, Токио выступает против наступательной морской стратегии Пекина в Южно-Китайском море, на большую часть акватории которого претендует КНР. Абэ также планирует посетить Пекин с официальным визитом в конце октября по случаю 40-й годовщины заключения Договора о мире и дружбе между Японией и Китаем. Токио также добивается ответного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Японию в следующем году.

      Одним из внешнеполитических приоритетов Синдзо Абэ на предстоящие три года его правления останется решение территориальной проблемы в отношениях с Россией и заключение с ней мирного договора. Президент России Владимир Путин неожиданно для японской стороны предложил на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре, чтобы Токио и Москва подписали мирный договор в течение года без предварительных условий. Это предложение встретило весьма негативную реакцию в Японии. Тем не менее, премьер-министр Абэ намерен продолжать встречаться с Путиным на различных международных площадках, чтобы прояснить истинные намерения российского руководителя. А в июне 2019 года, возможно, состоится официальный визит президента России в Японию, приуроченный к саммиту «двадцатки» (G 20) в г. Осака. Японцы надеются, что именно там будут достигнуты какие-то подвижки в территориальном вопросе. В любом случае, находясь на посту главы японского правительства, Синдзо Абэ постарается сделать все от него зависящее, чтобы в тандеме с Путиным в предстоящие три года разрубить территориальный Гордиев узел в двусторонних отношениях. Тем самым премьер-министр надеется войти в историю Японии как политик, решивший внешнеполитическую проблему, не решавшуюся более 70 лет.

      МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

      В Японии действует двухзвенная система территориальноадминистративных образований, построенная иерархично. Ее высшее звено состоит из префектур, нижнее — из муниципалитетов. К муниципальным поселениям относятся города, поселки, сельские общины. В стране насчитывается 47 префектур, имеется три города (Токио, Осака, Киото) с особым префектуриальным статусом, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Всего в Японии более 3200 муниципалитетов.

      Карта административного деления Японии

      Конституция Японии в специальной главе определяет положения об организации власти на местах по принципу «дзити», т. е. самоуправления. В 1947 г. также был принят закон о местном самоуправлении, который конкретизировал применение конституционных положений в деле организации местного самоуправления.

      Практически одновременно разрабатывалась законодательная база финансирования местного самоуправления. В течение 1950-х гг. было принято несколько специальных законов, которые касались разных аспектов жизнедеятельности системы местного самоуправления: о местных коммунальных служащих, о сельскохозяйственных комитетах, о полиции, об организации и проведении местной политики в сфере образования и др.

      Как отмечает А. Сенаторов, в довоенной Японии была создана такая система местной власти, которая работала под жестким руководством и контролем центральных органов государства. «Все звенья прежней местной власти . были нацелены в первую очередь на мобилизацию имеющихся в стране . ресурсов на военные нужды, на воспитание патриотизма, преданности и беспрекословного подчинения императору. Неформальное участие местного населения в функционировании этой системы в виде «тонаригуми», соседских общин также использовалось в тех же цепях в форме коллективной ответственности и всевидящего надзора, не допускающих проявлений нелояльности в отношении отдающихся сверху приказов» // Сенаторов А. Японский опыт местного самоуправления // Проблемы Дальнего Востока. 1995. №4. С. 2-3.

      В результате система местного самоуправления приняла форму, которая действует и поныне, хотя все это время вносились корректировки в законы о муниципиях, отражая те или иные изменения в стране.

      Конституция предписывала создание в каждом подразделении местной власти выборного совещательного органа — местного собрания, а также избрание глав местной администрации местным населением посредством прямых выборов. Также основной закон определил общие контуры полномочий органов местного самоуправления, в том числе — управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять на своей территории административное управление, издавать для этого, не выходя за рамки соответствующих государственных законов, свои постановления.

      Принцип разделения властей соблюдается в Японии и на уровне местной власти. Основными институтами местной законодательной власти являются собрания: ирефекгурные, городские, поселковые и деревенские. Количественный состав их членов зависит от численности населения, проживающего в соответствующей административной единице. Собрание выбирает себе председателя, который, таким образом, становится главой местной законодательной власти.

      Главами исполнительной власти в системе местного самоуправления являются: губернаторы — в префектурах, мэры — в городах, старосты — в поселках и деревнях.

      Губернаторы и мэры в Японии, с одной стороны, выступают как представители органов самоуправления, а с другой, они рассматриваются в качестве представителей органов государства. Последнее объясняется тем, что им делегированы центральными органами некоторые управленческие функции.

      Главы местных администраций (губернаторы, мэры) и местные законодательные собрания избираются непосредственно населением муниципальных образований в ходе прямых выборов. Выбирают их на 4 года.

      До войны губернаторы назначались министром внутренних дез и бьши, по сути, государственными чиновниками, а главы городов, поселков, деревень хотя и избирались, правда, не прямыми выборами, но они полностью подчинялись губернаторам.

      Активное избирательное право для участия в выборах местных органов имеют японцы, достигшие 20 лет и проживающие в дайной местности не менее трех месяцев. Пассивным избирательным правом, т. е. претендовать на место в собрании, они могут воспользоваться с 25 лет, а баллотироваться в губернаторы, мэры и старосты — с 35 лег.

      Баллотироваться выставлять свою кандидатуру для голосования на выборах // URL: http://dic.academic.f4i/dic.nsf/ogefiova/9246

      Но, несмотря на такую систему выборов, губернатор в Японии может быть смещен со своего поста премьер-министром, а мэр или староста — губернатором. Население территории имеет возможность добиваться отзыва депутатов, принятия собранием необходимого постановления, проведения ревизии финансово-бюджетной деятельности муниципальных органов и даже роспуска муниципального собрания.

      Местные собрания имеют право принимать постановления по вопросам, которые не входят в ведение государства, в гом числе принимать нормативные акты местного значения. В таких актах даже могут предусматриваться уголовные наказания в случае их нарушения. Местные собрания утверждают и контролируют исполнение местного бюджета, могут устанавливать местные налоги. В их ведении находятся важнейшие вопросы распоряжения местным имуществом и т. д. По закону они могут осуществлять контрольные функции в отношении исполнительных органов, например проверять документацию и получать необходимые отчеты глав и других должностных лиц местной власти.

      Местное собрание может при соблюдении определенного порядка оспорить решение главы местной исполнительной власти. Оно даже может выразить ему недоверие. Для этого местное собрание должно принять соответствующую резолюцию большинством голосов (3/4) депутатов при участии и голосовании не менее двух третей членов местного коллегиального органа. Если такое решение будет принято, глава местной исполнительной власти должен уйти в отставку или он может распустить собрание и назначить выборы его нового состава. Такое право закон ему предоставляет. В случае же, если вновь выбранное собранис на первом своем заседании подтвердит высказанное предыдущим составом недоверие главе исполнительной власти, он должен будет покинуть свой пост.

      Круг возложенных на органы местного самоуправления задач для их самостоятельного решения очень широк. Они должны планировать развитие подведомственных им территорий, заботиться о создании и поддержании в надлежащем состоянии инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность поселения (дороги, реки, каналы, жилье, городское хозяйство, охрана окружающей среды и т. п.), курировать вопросы начального и среднего образования, развития здравоохранения, оказывать содействие местному предпринимательству (прежде всего мелкому и среднему), обеспечивать развитие сельскохозяйственного производства, налаживать трудовые отношения, нести ответственность за безопасность жизни и сохранность имущества граждан.

      За большую часть перечисленных задач отвечают непосредственно власти городов, поселков, деревень. Префектура же в качестве высшего звена местного самоуправления в основном занимается координацией деятельности муниципалитетов на своей территории и выполняет те работы, которые не входят в полномочия муниципалитетов.

      В Японии специальным правительственным указом наиболее крупные города могут получать повышенный статус, практически равный по полномочиям префектурам: таких городов в Японии 12. Столица страны управляется непосредственно губернатором и префектурным собранием. Правда, в границах так называемого Большого Токио действуют особые органы местного самоуправления — столичные районы. Население, живущее в этих районах, избирает районные собрания и глав районных администраций. Таким образом, статусно столичные районы практически приравнены к городам.

      Большой Токио, или Столичный регион — так обычно обозначают очень крупный урбанизированный регион в Японии, включающий в себя собственно Токийский столичный округ, а также значительную часть префектур Канагава, Сайтами и Тиба. Существуют различные варианты того, что считать Большим Токио. В зависимости от принятого определения различаются цифры площади, населения и т. п.

      Как уже отмечалось, главы местных администраций осуществляют дела, относящиеся к ведению местного самоуправления. Но им также поручается выполнение некоторых дел, входящих в компетенцию государственных органов. Эти функции реализуются за счет средств, поступающих в муниципалитеты из государственного бюджета. Правда, за выполнение данных работ установлена строгая ответственность глав местных администраций перед профильными министрами правительства. Показательно, что у главы органа местного самоуправления есть право приостанавливать или даже не выполнять распоряжения центральных ведомств на подведомственной им территории, если эти распоряжения противоречат закону.

      Законами Японии о местном самоуправлении предусмотрены общие черты их внутреннего построения, определен общий порядок их работы, а также распределены функции между подразделениями и должностными лицами исполнительной власти на местах. Так, непосредственно губернатору подчинены префектурные управления. А мэры городов и старосты, возглавляющие поселковые и деревенские управления, находятся в подчинении у губернаторов и префектурных управлений. Именно мэры и старосты руководят всей повседневной административной деятельностью на местах. В штатах муниципальных управлений всех уровней работают в основном профессиональные чиновники. В Японии действует установка для местных органов самоуправления, предписывающая им при исполнении своих дел руководствоваться стремлением к повышению благосостояния местного населения. Одновременно им рекомендуется достигать в этих вопросах максимальной эффективности при минимальных затратах средств и ресурсов.

      Денежные средства муниципий находятся в коммерческих банках, которые рекомендуются государственным банком. Их доходы формируются в основном из двух источников. Первый — это собственно местные источники: территориальные налоги, различные компенсации и пошлины, штрафы, а также прибыль от муниципальных предприятий. Второй — это так называемые центральные источники. К ним относятся в первую очередь субсидии, которые выделяются территории центральным правительством или его структурами. Причем субсидии могут быть как общие, идущие на поддержку муниципалитетов, так и специальные, предназначенные, к примеру, на образование, поддержку социального благосостояния и др.

      За счет собственных, т. е. местных, источников формируются около 40 % доходов муниципальных бюджетов. Из них 30,5 % всех доходов составляют налоговые поступления [1] . Доходы в местные бюджеты, как отмечалось, приносят: подоходный налог, его муниципии устанавливают самостоятельно, и он существует параллельно с государственным подоходным налогом; налог на прибыль предприятий (его получают префектуры); налог на недвижимость (его получают муниципалитеты). Также префектурам и муниципалитетам разрешены отдельные сборы и пошлины: префектуры получают регистрационные сборы на автомобили, налог на продажу табака, сборы при продаже недвижимости. Муниципалитеты имеют доход с регистрации мототранспорта, с налога за потребление газа и электричества и т. д. В бюджет муниципий поступают также доходы от муниципальной собственности, муниципальных предприятий.

      Значительна роль государственных трансфертов. Помимо прочего, они призваны минимизировать разницу в финансовом положении различных префектур и муниципалитетов. Значительная финансовая помощь государства формирует определенную зависимость бюджетов муниципий от размеров перечисленных казенных средств. Помимо этого, государство финансово поддерживает исполнение местными органами тех функций, которые оно им делегирует. Для этого выделяются дотации, оказываются иные виды помощи.

      На уровне местного самоуправления в Японии реально воплощается принцип прямого народовластия. Разработаны и действуют механизмы непосредственного выражения требований населения к своим территориальным органам. Местные жители могут напрямую высказаться за принятие, отмену или пересмотр любых постановлений по вопросам местного самоуправления. Предусмотрены порядок роспуска местного собрания, отстранения глав и важнейших должностных лиц местной администрации, членов местных собраний по требованию местных жителей.

      Правда, следует признать, что при этом система местного самоуправления в Японии чрезмерно регламентирована законами, постоянно и строго контролируется сверху, их самостоятельность ограничена строгим порядком получения разрешений от центральных органов для осуществления многих дел местного значения. В этой связи в 1980-е годы в Японии стали активно продвигать идею, что для дальнейшего успешного развития страны надо обеспечить повышение роли органов местной власти. Подчеркивалось, что система местного самоуправления была достаточно эффективной и рациональной, но поскольку меняются времена, должны меняться и подходы к ее организации и функционированию.

      Поэтому с середины 1980-х годов стали проводиться некоторые преобразования в этой области. Например, был пересмотрен список дел, выполняемых на местах по поручению центральных органов правительства, была несколько упрошена и рационализирована структура и аппарат муниципальных органов. Весомая часть коммунальных предприятий и работ, за которые отвечали местные органы, были переданы частному сектору. При этом, однако, основные проблемы, которые снижали инициативу и самостоятельность органов местной власти, тогда не были решены. В 1990-е гг. реформа местных органов была продолжена, в ходе которой рассчитывали передать больших прав от государства на места, а от префектур — первичному звену самоуправления — городам, поселкам и деревням. Для этого в 1993 г. парламент Японии принятой резолюцией расширил полномочия местной власти. А осенью 1994 г. была принята программа соответствующих действий, которая включала в себя разработку направлений реформы местного самоуправления. Планировалось принять закон о расширении его прав, создать специальный комитет по реализации реформ, составить детальный план мероприятий и осуществлять контроль за их выполнением. Значительная часть намеченного была реализована, тем самым подтверждается вывод, что в Японии существует не только действенная, но и постоянно совершенствуемая система местного самоуправления.

      Вопросы и задания:

    5. 1. Какие административно-территориальные образования существуют в Японии, в каком они находятся соподчинении?
    6. 2. На основе анализа функционирования органов самоуправления в Японии сделайте вывод об уровне демократичности страны.
    7. 3. Назовите основные каналы формирования бюджета муниципальных образований.
    8. 4. Оцените полноту самостоятельности муниципий в Японии, исходя из анализа их полномочий и финансовых возможностей.
    9. 5. Подберите дополнительный материал, показывающий причины и ход проведения реформы органов местного самоуправления.
    10. Читайте так же:  Отзывы о страховой компании «СОГАЗ». Посчитать осаго в рса

    admin