Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты. Приказ минтранса 2008 нормы расхода топлива

, где

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100км);

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые нормы расхода топлива на 2019 год. Таблица дифференцирована по типам автотранспорта: легковой, грузовой и т.д. и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.

Поправочный коэффициент рассчитывается исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

При понижении температуры ниже +5°С применяются зимняя надбавка. Она устанавливается в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации также зависят зимние и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. Так, в центральной части России зимняя надбавка может составлять до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка может достигать 20% и применяться до 7 месяцев в году.

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок не более, %

  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 тыс.км (5%), свыше 8 лет и 150 тыс.км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).
  • Содержание:

    Что говорит налоговое законодательство

    Данной позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (Письмо от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданы и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Тем не менее налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на Методические рекомендации Минтранса.

    Как разработать собственные нормы

    Как было сказано выше, организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документах документы, подтверждающие приобретение топлива и путевые листы, подтверждающие эксплуатацию автомобиля.

    Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация может разработать и установить собственные нормы. Для этого можно опереться:

  • на нормы Минтранса;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.
  • Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты

    Нормативное регулирование

    Документом, которым устанавливаются нормы расхода ГСМ, является Распоряжение от 14.03.08 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция методических рекомендаций была издана в апреле 2019 г. Изменения были внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.18 №НА-51-р.

    Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

    — расход топлива;

    S — пробег автомобиля;

    D — поправочный коэффициент.

    Зимняя норма расхода топлива: с какого месяца применяются и как устанавливаются

    Субъект Российской Федерации или его часть

    Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в Приложении 2 к Методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ. Скачать перечень коэффициентов можно в конце статьи.

    Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

    Иные виды надбавок к базовым нормативам

    Кроме сезонных условий эксплуатации Распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • Базовые нормативы также могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

    Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация может списать в размере фактических затрат. Это правило верно и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

    Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Так ещё в 2010 году в Письме от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

  • на рекомендации производителя;
  • В этом же приказе можно узнать, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, а также какие еще поправочные коэффициенты могут применяться в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

    Нормы расхода ГСМ на 2019 год

    Минтранс РФ изменил нормы расхода топлива в РФ. Старыми пользоваться нельзя. Мы привели приказ Минтранса в последней редакции, из которого вы узнаете нормы по всем авто на 2019 год.

    Изменения в расходе топлива

    Чиновники включили в приказ Минтранса марки автомобилей, которых там раньше не было, — Lada Granta, Priora,Vesta и УАЗ-Patriot и др. Если такие машины уже были на балансе компании, фирма использовала свои лимиты.

    Чтобы обновить лимиты топлива, издайте приказ директора в произвольной форме (см. образец в конце статьи). В приказе сошлитесь на распоряжение Минтранса от 06.04.2019 № НА-51-р. Запишите марки автомобилей и рассчитайте лимиты. Если машин несколько, проще всего оформить лимиты таблицей. В одном приказе можно утвердить как летние, так и зимние лимиты. Для этого запишите точные даты, с которых будете списывать больше или меньше бензина.

    Новые правила расчета ГСМ

    На 2019 год Минтранс установил также новые правила расчета ГСМ (распоряжение от 20.09.2019 № ИА-159-р.

    Бухгалтеры могут считать либо, как и прежде, исходя из формул, которые установлены приказом Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Либо — по данным затрат топлива, представленного заводом-изготовителем легкового автомобиля и полученного по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP.

    Затраты ГСМ на 2019 год

    Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р в редакции приказа от 6 апреля 2019 года № НА-51-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к лимитам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, ограничение для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то ограничения повышается на 25%.

    Читайте так же:  Считаем родительскую плату. Приказ 223 от 14.04.2019

    Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

    пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
    пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

    Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье «Горюче-смазочные материалы».

    Различают такие разновидности нормирования ГСМ:

    базовая (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
    транспортная (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
    автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
    самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
    транспортная в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

    Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

    Скачать приказ в последней редакции

    Базовые затраты ГСМ — рекомендуемый Минтрансом объем в 2019 году

    Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

    Базовая обязательно корректируется с учетом таким факторов:

    сезонность (зимой расход повышается);
    высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
    качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
    возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
    другое.

    Затраты топлива по маркам автомобилей

    В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

    Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

    Далее каждая группа содержит лимиты отдельно по конкретным моделям движимого имущества.

    Как на предприятии сформировать приказ по требованию затрат топлива на 2019 год

    Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

    При этом отклонения от лимитов Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

    Расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Затраты для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем списания.

    Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом лимит устанавливается в л/час.

    Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

    Таблицу с нормативными показателями затрат ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

    Скачать приказ об изменении лимитов ГСМ

    Порядок расчета расхода ГСМ в 2019 году

    Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

    В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

    Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

    Установленные нормы расхода топлива в 2019-2019 годах от Минтранса РФ

    В учреждении либо на предприятии, где эксплуатируется автомобильный транспорт, для каждой единицы должны быть установлены нормативы расхода бензина или дизтоплива, используемые для бухгалтерского и налогового учета, контроля работы ТС. В статье мы рассказываем, каким документом следует пользоваться при определении норм на легковые и грузовые машины, автобусы и спецтехнику.

    Рассмотрим, какие расчеты нужно выполнить для определения нормы расхода топлива и какие корректировки применить.

    Базовые нормы расхода топлива в 2019-2019 годах

    В 2008 году Минтранс разработал методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (распоряжение № 03-2609 от 14.03.2008 года). Организации, эксплуатирующие ТС, должны руководствоваться этими справочными данными и методикой расчета для разработки и утверждения собственных норм расхода топлива по маркам автомобилей. Их следует использовать для исчисления:

  • нормативного расхода топлива;
  • себестоимости перевозок;
  • налоговой базы;
  • плановой потребности ГСМ.
  • В рекомендациях используется понятие базовой нормы – общепринятого объема ГСМ, достаточного для преодоления 100 км на ТС определенной марки, модели и модификации. Зависит этот показатель от конструкции машины, ее типа, сферы использования, имеющихся агрегатов и систем.

    При расчете базовой нормы используются типичные маршруты для подобных авто и график движения с соблюдением ПДД. Нормативы определены для ТС с бензиновым или дизельным двигателем в литрах бензина либо дизтоплива. Для авто на сжиженном углеводородном газе 1 л бензина эквивалентен 1.32 л газа. Для функционирующих на компримированном природном газе 1 л бензина эквивалентен 1 л газа.

    Таблица Минтранса РФ: Нормы расхода топлива по маркам автомобилей в 2019-2019 годах

    Базовые нормы расхода топлива для легковых машин на 100 км пробега приведены в четырех таблицах:

  • производства РФ и стран СНГ до 2008 года;
  • выпуска России и СНГ после 2008 года;
  • иномарки, выпущенные ранее 2008 года;
  • иномарки выпуска с 2008 года.
  • Основные учитываемые показатели для легковых авто:

    1. Модель, марка, модификация.
    2. Число и расположение цилиндров.
    3. Мощность и рабочий объем двигателя.
    4. Характеристика коробки передач.

    Для грузовиков и автобусов вместо базовой применяется транспортная норма. Она включает в себя базовую и зависит от грузоподъемности или массы груза, от планового количества пассажиров. В методических рекомендациях представлены таблицы для: автобусов, грузовых машин, тягачей, автовышек, фургонов, самосвалов, кранов, пожарных и медицинских спецмашин и прочих. Учитываемые показатели те же, что и для легковых авто. Предусмотрены отдельные таблицы для отечественной и импортной техники и в зависимости от даты выпуска (до 2008 года или позже).

    Будьте внимательны!

    Периодически проверяйте не воруют ли недобросовестные водители учреждения ГСМ, ведь это будут лишние расходы учреждения. Как проверить учет ГСМ и подстраховать себя от списания лишнего объема ГСМ, читайте в статье журнала Учет в учреждении

    Поправочный коэффициент

    На основе базовых и транспортных норм расхода топлива, утвержденных Минтрансом, каждая организация рассчитывает эксплуатационные, учитывающие реальные обстоятельства использования ТС. Расчет выполняется с применением повышающих и понижающих коэффициентов, содержащихся в методичке Минтранса.

    Читайте так же:  О налогообложении доходов работников-иностранцев (нерезидентов). Социальный налог за нерезидента в рк

    Повышаются нормы при работе транспорта на дорогах I, II, III категории, имеющих более 5 поворотов на километр – на 10%, на дорогах IV и V категории – до 30%. При обкатке нового автомобиля расход топлива увеличивается на 10%, при перегоне в одиночном состоянии – тоже на 10%, буксировке в спаренном состоянии – на 15%, в строенном – на 20%. Возможно повысить плановый расход топлива на 100 км из-за длительной или интенсивной эксплуатации автомобиля:

  • для ТС, проработавших свыше 5 лет или проехавших более 100 тыс. км. – на 5%;
  • для ТС, проработавших свыше 8 лет или проехавших более 150 тыс. км. – на 10%.
  • Расход ГСМ для автомобилей, работающих в городских условиях, повышается в зависимости от количества жителей:

  • свыше 5 млн. человек – на 35%;
  • от 1 до 5 млн. – на 25%;
  • от 250 тыс. до 1 млн. – на 15%;
  • от 100 до 250 тыс. – на 10%;
  • до 100 тыс. – на 5%.
  • Повысить можно норму расхода ГСМ при работе на пониженных скоростях, постоянном маневрировании, использовании кондиционеров и при других обстоятельствах, предусмотренных в Методических рекомендациях.

    Норма расхода топлива может быть понижена при определенных условиях. Например, при работе за городом на равнинной местности на дорогах I, II, III категории на 15%. Решение о корректировке базовой или транспортной нормы принимает руководитель учреждения.

    Затем выполняется расчет эксплуатационных норм с учетом принятых поправок. Повышающие коэффициенты при этом складываются, а понижающие – вычитаются. Исчисленные нормы утверждаются приказом руководителя и становятся обязательными для всех расчетов, в том числе налогообложения, экономии или перерасхода ГСМ и прочих.

    Бухгалтеров всегда волнует вопрос, как организовать учет ГСМ, чтобы не было проблем при проверках. Смотрите ответы на самые популярные вопросы бухгалтеров про оформление путевых листов и учет ГСМ в статье журнала Учет в образовании

    Зимняя норма расхода топлива в 2019 – 2019 годах

    Эксплуатация автотранспорта в холодное время года требует повышенного расхода бензина или дизельного топлива. Климатические условия в различных регионах РФ отличаются друг от друга, поэтому в каждом из них требуется своя корректировка. В приложении № 2 к методическим указаниям Минтранса показаны предельные размеры надбавок в различных регионах страны. Учитывая эту надбавку, организации нужно рассчитать зимние нормы расхода топлива.

    В европейской части РФ (Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская области и другие) зимой допустимо повысить норму до 10%, в Тюмени – до 12%. На 15% можно увеличить расход ГСМ в Оренбурге, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, некоторых районах Сахалинской области и прочих. В Магаданской области, Забайкальском крае, Иркутской области разрешено повышение до 18%. В самых холодных регионах: Чукотский автономный округ, острова Северного Ледовитого океана, Республика Саха, максимально допустимое увеличение составляет 20%.

    В Приложении 2 также указан период применения зимних норм: крайние даты и продолжительность. На островах Северного Ледовитого океана это 7 месяцев с 1 ноября по 31 мая, а в Дагестане – всего три месяца с 1 декабря по 1 марта. Это тоже предельные значения.

    Смотрите и скачайте таблицу зимних надбавок по регионам:

    Руководитель организации на основании опыта прошлых лет устанавливает даты перехода на зимнюю норму расхода топлива и возвращения к обычным эксплуатационным нормативам. Эти даты не должны выходить за пределы периода, указанного в рекомендациях. Ежегодно издаются приказы руководителей об изменениях норм сначала в большую, а затем в меньшую сторону.

    Руководитель устанавливает и процент повышения, используя указанную в рекомендациях цифру, как верхнюю границу. Рассчитанные зимние нормы утверждаются в приказе или в учетной политике.

    Как разработать приказ о зимних нормах расхода ГСМ смотрите в статье с заполненным образцом приказа. Там же вы узнаете, как учесть зимнюю замену шин с примерами проводок.

    Как рассчитать норму расхода топлива

    В рекомендациях Минтранса даются формулы для расчета планового расхода топлива на определенную поездку. Самая простая – для легковых авто:

    Qн = 0,01?Hs?S ? (1 + 0,01?D), где:

  • Qн – нормативный расход в литрах;
  • Hs – базовая норма на100 км;
  • S – пробег автомобиля, км;
  • D – снижение или увеличение в процентах.
  • Пример: авто ГАЗ 3102, 2009 года выпуска проехало по городу с населением 350 тыс. человек 125 км. Нужно определить нормативный расход бензина.

    Перед тем, как рассчитать норму расхода топлива, нужно выбрать все данные:

    • Hs = 12,3 литра
    • S = 125 км
    • D = 10% (эксплуатация более 8 лет) + 15% (город с населением от 250 тыс. до 1 млн.) = 25%.
    • Qн = 0.01?12.3?125 ? (1+0.01?25) = 19.2 литра.

      В учреждении нужно рассчитать норму расхода по этой машине ГАЗ 3102 со всеми установленными руководителем коэффициентами на 100 км.:

      Qн = 0.01?12.3?100 ? (1+0.01?25) = 15.4 литра.

      Эту норму следует утвердить в приказе. Теперь водитель или бухгалтер, посмотрев в путевом листе пробег за день, неделю или месяц, легко посчитают нормативный расход. Например, на преодоление 540 км. понадобится:

      15.4?540/100 = 83.16 л.

      Если учреждение расположено, например, в Курске, на 5 месяцев с ноября по март можно рассчитать и утвердить в приказе зимнюю норму на этот автомобиль:

      Qнз = 15.4 ? (1+ 0.01?10) = 16.94 л.

      При расчете принято максимальное увеличение, допустимое для Курской области. Если автомобиль проехал 540 км в декабре, нормативный расход топлива составит:

      16.94?540/100 = 91.48 л.

      Эксперты Системы Госфинансы подготовили сервис, где вы выбираете автотранспорт и получаете норму ГСМ с учетом всех условий Минтранса. Сервис сэкономит вам время – он с подробным расчетом нормы для списания. Сервис учитывает срок эксплуатации, капремонт, регион, сезон и т.д., все для правильного расчета норм.

      В методических рекомендациях есть формулы расчета для автобусов, грузовиков, спецтехники. Если учреждение эксплуатирует автомобиль, для которого нет базовой или транспортной нормы в документе Минтранса, следует заказать расчет специализированной организации, владеющей соответствующей методикой. На выполнение этой работы нужно заключить договор, полученный от исполнителя документ будет основанием для использования нормы. Его может потребовать ИФНС при проверке обоснованности принятия списанного ГСМ в состав расходов, снижающих базу по налогу на прибыль.

      Скачайте формулы расчета нормы расхода топлива для автобусов, фургонов и других автомобильных средств:

      Приказ нормы расхода топлива: образец 2019 года

      Образец приказа об утверждении зимних норм расхода ГСМ на 2019-2019 год смотрите и скачайте в статье журнала

      Нормы расхода ГСМ на 2019 год Минтранс РФ последняя редакция: таблица

      В таблице сможете найти нормы расхода ГСМ от Минтранса для автокранов, экскаваторов, погрузчиков, грузовых, а также легковых автомобилей, например, Тайоты Приус, Тайоты Камри, Тайоты Рав 4, man TGA 33.480, Форда Транзит, Форда Куга, Хендай Солярис, МТЗ 82, автомобилей Газель ГАЗ 3307, 3302, 2705, Лады Веста, Лады Ларгус, Лады Гранта, Киа Соренто, Камаз 43118, УАЗ 390995, 390945, УАЗ Патриот, Шевроле Нива, и другие.

      Как правильно компании определить нормы расхода топлива?

      Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно

      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

      профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

      Ответ прошел контроль качества

      Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и не являющаяся специализированной транспортной компанией, арендует автотранспортные средства для осуществления производственной, хозяйственной деятельности. В приказе Минтранса о нормах расхода топлива отсутствуют данные о нормах расхода топлива по маркам автотранспортных средств, арендуемых организацией. Техническая документация отсутствует. Каким образом определить нормы расхода топлива по следующим видам автотранспортных средств: ГАЗ 2824BJ; МАЗ 5440 B5 — 8420-031 (Тягач) + прицеп; ГАЗ 3221, ГАЗ 2824 LU; ГАЗ 2217, ГАЗ 3010FD?

      Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

      В сложившейся ситуации организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива.

      При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для указанных в вопросе автомобилей.

      Обоснование вывода:

      Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (введены распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р) (далее — Рекомендации) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и другое, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ (п. 1 Рекомендаций).

      При этом ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 разослала Рекомендации нижестоящим налоговым органам «для руководства в работе» (смотрите также письмо ФНС России от 21.09.2015 N АС-4-10/[email protected]).

      Пунктом 3 Рекомендаций определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий.

      В связи с эти представители финансового и налогового ведомств разъясняют, что в целях налогообложения при признании расходов на ГСМ следует учитывать нормы, утвержденные Рекомендациями.

      В данной ситуации Рекомендации не содержат данных по указанным в вопросе транспортным средствам.

      Исходя из п. 6 Рекомендаций, если организация не нашла в Рекомендациях нормы для используемого ею автомобиля, то для разработки этих норм ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ — www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ — www.niiat.ru).

      Разработанные таким образом базовые нормы утверждаются приказом руководителя организации и применяются для расчета нормативного значения расхода топлива, учитывающего выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля, в соответствии с положениями Рекомендаций по расходу ГСМ.

      Специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода ГСМ не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (смотрите, например, письма Минфина России от 17.11.2011 N 03-11-11/288, от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308, от 03.11.2009 N 16-15/115253). Причем такие нормы могут применяться только до утверждения норм, разработанных специализированной организацией (письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71).

      По нашему мнению, учитывая, что в данной ситуации нормы расхода топлива в технической документации отсутствуют, организация вправе утвердить временные нормы расхода топлива самостоятельно, на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. Также организация для установления временных норм вправе обратиться к изготовителю для получения необходимой информации.

      Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно. При этом порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

      Результаты замеров, как правило, оформляются актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля произвольной формы. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:

      — конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

      — режим эксплуатации автомобиля;

      — дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

      Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

      Необходимо заметить, что положениями НК РФ не предусмотрено нормирование рассматриваемых расходов. На это указывают и представители финансового ведомства в своих письменных разъяснениях. При этом отмечается, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе ориентироваться на Рекомендации (письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12). То есть специалисты Минфина России подтверждают, что налогоплательщики вправе, но не обязаны руководствоваться Рекомендациями.

      В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 08АП-2428/14 судами также установлено, что из содержания пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ следует однозначный вывод о том, что условие о лимитах по учету расходов установлено только в отношении компенсаций за использование для служебных поездок личного транспорта (а не служебного, о расходах на который рассматривается вопрос в настоящем конкретном случае).

      В постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 суд также указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование ГСМ в целях налогообложения прибыли, а нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. При этом ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08).

      Заметим, что судебные органы в большинстве своих решений указывают, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10).

      Есть также решение суда, который допускает применение самостоятельно утвержденных норм (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15).

      Таким образом, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат.

      Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).

      Также обращаем Ваше внимание, что существует и отрицательная для налогоплательщиков практика. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) суд признал неправомерным списание организацией в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ в части, превышающей установленные Минтрансом России нормы расхода топлива.

      Поэтому, учитывая, в том числе, и тот факт, что в данной ситуации в организации используется большое количество транспортных средств, на которые Рекомендациями не установлены нормы расхода топлива, во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для каждого конкретного автомобиля.

      До утверждения норм расхода топлива специализированной организации налогоплательщик вправе использовать временные нормы расхода топлива, определенные организацией самостоятельно и утвержденные руководителем организации.

      Читайте так же:  Заявление о выдаче дубликата судебного приказа. Образец заявления на восстановление алиментов

    admin