О расходах на оплату труда, признанных ТФОМС необоснованными. Приказ мз ссср 418 от 13.07.1989

Содержание:

О расходах на оплату труда, признанных ТФОМС необоснованными

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ[1] медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только согласно тем направлениям, которые поименованы в ч. 7 ст. 35 данного закона. Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть некоторые факты нарушений, которые касаются расходов на оплату труда.

Затраты на оплату труда имеют наибольший удельный вес в общей сумме всех расходов медицинского учреждения. По этой причине проверка затрат, произведенных организацией на выплаты работникам, может быть самостоятельным объектом проверки либо являться частью вопросов общей программы проверки деятельности учреждения. Отметим, что наибольшее внимание уделяется данному объекту проверки, когда расходы на выплату заработной платы произведены за счет средств ОМС.

Кратко о контрольном мероприятии.

Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее – Положение № 73). В соответствии с п. 17.2 Положения № 73 проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя, в частности, проверку расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия изучаются все документы, свидетельствующие об обоснованности производимых выплат:

штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов;

графики работы структурных подразделений и сотрудников;

приказы по личному составу;

коллективный договор, положение об оплате труда и т. д.;

первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ.

Заметим, что территориальный фонд ОМС не просто проверяет наличие внутренних документов, касающихся оплаты труда: он анализирует законность содержащихся в них положений, сопоставляет документы друг с другом и делает выводы. В случае обнаружения несоответствий, выявления каких-либо нарушений встает вопрос об обоснованности всех расходов, произведенных на выплату зарплаты и иных сумм, обусловленных трудовым договором.

Далее предлагаем рассмотреть нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий.

Выплата премии без учета критериев, оценивающих результативность работы врача.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата работника включает в себя три основных составляющих: оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

В Определении ВС РФ от 11.04.2019 № 304-КГ18-3011, Постановлении АС ЗСО от 12.12.2017 № Ф04-1459/2017 по делу № А81-3252/2016 было отмечено: если критерии не выполняются, то платить стимулирующие надбавки неправомерно. В ходе проверки положения о выплатах стимулирующего характера учреждения здравоохранения было выявлено присутствие показателя «отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений», который относится к типовым показателям эффективности и результативности деятельности для установления надбавок стимулирующего характера:

руководителям, заместителям руководителей;

врачам – руководителям структурных подразделений.

Данный показатель не находится в зависимости от причинно-следственной связи между действиями названных работников и возникновением случаев внутрибольничного инфицирования. Иными словами, поскольку в течение проверяемого периода в организации имели место случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, выплата заместителям главного врача премии в размере 100% неправомерна.

Также в акте проверки ТФОМС было указано на нецелевое использование бюджетных средств в связи с начислением работникам учреждения выплат стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания. Приняв во внимание нормы положения об оплате труда, приказа по учреждению, ст. 8, 192, 194 ТК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие у работника дисциплинарного взыскания в течение всего срока его действия исключает выплату ежемесячной премии этому работнику. Сумма, выплаченная в нарушение положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда ОМС.

Таким образом, если премия за счет средств ОМС в учреждении выплачивается работникам без учета оценки качества выполненной работы, то данное расходование средств является их нецелевым использованием.

Начисление доплаты за вредные условия труда и предоставление дополнительного отпуска без учета спецоценки.

В статьях 22 и 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 426-ФЗ[2] специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий:

по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

по оценке уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). При этом, как следует из положений названного закона, допустимыми (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровень воздействия которых не превышают уровни, определенные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Как отметили арбитры в Постановлении АС УО от 14.08.2019 № Ф09-4695/18 по делу № А50-38212/2017, согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Таким образом, направление организацией средств ОМС на оплату дополнительных отпусков за вредные условия в данном случае является нецелевым использованием средств ОМС.

Выплата заработной платы врачу, у которого отсутствует сертификат специалиста.

Продолжая разговор о нецелевом использовании средств ОМС, нельзя не обратить внимание на нарушения, рассмотренные в Постановлении АС ДВО от 26.07.2019 № Ф03-3002/2019 по делу № А51-13625/2017. В нем судьи отметили, что использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;

должность медицинского работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н;

оказываемые медицинским работником работы (услуги) предусмотрены лицензией медицинской организации.

Следовательно, за счет внебюджетных средств фонда ОМС заработная плата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии что данные виды работ (услуг) предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения отсутствовала лицензия на вид деятельности «эпидемиология», рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.

Кроме того, суд счел признаком нецелевого использования средств ОМС то, что у медицинских работников отсутствовали соответствующие сертификаты специалистов. Из буквального содержания п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ[3] следует, что право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Таким образом, законодателем установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником. Переведенные на должность врачей-инфекционистов педиатры и терапевты переподготовку не проходили, сертификатов специалистов по специальности «инфекционные болезни» не имели, следовательно, у них не было права занимать указанные должности.

Также суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медицинских сестер при отсутствии у них соответствующих сертификатов. Довод учреждения, что все указанные лица обладают достаточным уровнем медицинского образования, в том числе высшего, для замещения спорных должностей среднего медицинского персонала – медицинской сестры и рентгенлаборанта, отклонены. Арбитры отметили: данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медицинского персонала. Выплата им заработной платы тоже квалифицирована как нецелевое использование средств ОМС.

В продолжение начатого разговора хотим обратить внимание на Определение ВС РФ от 06.04.2019 № 35-ПЭК18 по делу № А51-28676/2016. В нем был рассмотрен вопрос о правомерности выплаты заработной платы за счет средств ОМС медицинским сестрам, трудовая деятельность которых осуществлялась на основании свидетельства об окончании двухгодичных курсов Общества Красного Креста. Отметим, что ранее в судебной практике имелись решения, когда суд признавал данные выплаты неправомерным расходованием средств ОМС (см. Постановление АС ДВО от 03.10.2016 № Ф03-4581/2016 по делу № А51-2438/2016). Верховный суд вынес противоположный вердикт. В частности, суд указал следующее.

Исходя из Приказа Минздрава СССР от 19.10.1954 № 206-м лицам, окончившим двухгодичные курсы медицинских сестер обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР без отрыва от производства, присваивалась квалификация медицинской сестры с законченным средним медицинским образованием, на них распространялись все права и льготы, установленные для медицинских сестер с законченным средним медицинским образованием.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 № 418 лица, окончившие годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей, получившие свидетельство об окончании обучения, были допущены к замещению должностей постовых медицинских сестер дома ребенка, диетсестер молочной кухни, медицинских сестер поликлиники (поликлинического отделения) по обслуживанию детей дошкольных учреждений.

Данные приказы не отменены и не признаны утратившими силу.

Принимая во внимание положения вышеперечисленных приказов, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в Письме Минздрава РФ от 08.11.2016 № 16-5/2096392, судебная коллегия считает, что данные специалисты (медицинские сестры) имеют право участвовать в реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края и получать стимулирующие выплаты.

Таким образом, данные выплаты являются целевым использованием средств ОМС. Однако выводы судов в отношении врачей клинической лабораторной диагностики и заведующей клинико-диагностической лаборатории признаны правильными: врач должен иметь сертификат специалиста при оказании им медицинской помощи.

Выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС.

Отметим, что на практике встречаются случаи нецелевого использования средств ОМС для оплаты отпусков.

Порядок расчета среднего дневного заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. В соответствии с п. 2 данного положения при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников обозначенных выплат. При этом в учреждении должен быть сформирован единый расчет среднего заработка, сохраняемого во время ежегодного оплачиваемого отпуска.

Хотим обратить внимание: обязательства, возникающие в связи с выплатой среднего заработка, могут относиться сразу к нескольким видам деятельности, финансовое обеспечение которых осуществляется из разных источников: средств ОМС, средств федерального и (или) областного бюджетов, доходов от платной деятельности, средств ФСС. Однако выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС противоречит требованиям законодательства РФ (см. Постановление АС ПО от 01.12.2017 № Ф06-26200/2017 по делу № А55-32050/2016).

Части среднего заработка, относящиеся к различным видам деятельности, должны рассчитываться пропорционально сумме средств по различным источникам, учитываемым при расчете данных выплат. Если это требование не соблюдается и выплата произведена за счет ОМС, поименованные действия квалифицируются контрольным органом как нецелевое использование средств ОМС.

Выплата заработной платы работникам методических отделов за счет средств ОМС

Следующее нарушение, рассмотренное в Постановлении АС УО от 26.01.2019 № Ф09-8052/17 по делу № А50-9311/2017, схоже с предыдущим. Оплата труда сотрудников больницы, осуществляющих функции в сфере решения задач в области гражданской обороны, и работников организационно-методических отделов, доплаты работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами производились за счет средств ОМС. Как отмечается в постановлении, данные сотрудники организационно-методических отделов исходя из осуществляемых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали. В соответствии с территориальной программой услуги таких специалистов, как и услуги в сфере гражданской обороны и работа с ВИЧ-инфицированными пациентами, подлежали финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, а не за счет средств ОМС. Поскольку источник возмещения расходов непосредственно указан в территориальной программе ОМС, у больницы отсутствует возможность самостоятельно выбирать средства, за счет которых будет производиться возмещение расходов на оплату труда. Неправомерное расходование средств ОМС образует состав нарушения в виде нецелевого их использования, за которое предусмотрена ответственность по ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ. Напомним, что положения данной статьи содержат нормы-санкции (пени, штраф) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определенные для медицинской организации (учреждения).

Читайте так же:  Доверенность на - управление автомобилем 2019 - года. Когда нужна нотариальная доверенность на управление автомобилем

Возврат средств ОМС по результатам проверки

В результате использования не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда (ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ):

штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение десяти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 20 Правил № 158н[4].

Разъяснения в части применения корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете операции по возврату средств ОМС были ранее приведены в письмах Минфина РФ от 26.10.2012 № 02-06-10/4496, ФФОМС от 21.03.2014 № 1621/21-1/и. В соответствии с указаниями чиновников перечисление сумм возврата средств бюджетными (автономными) медицинскими учреждениями следует отражать в учете как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 174н[5], данные операции отражаются таким образом:

Перечислены с лицевого счета бюджетного учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

(уменьшение* по коду вида доходов 132)

* Со знаком «минус».

Рассмотрим пример отражения в учете возврата средств ОМС.

Пример

В ходе проверки ТФОМС было выявлено нецелевое расходование средств, которое выразилось в выплате заработной платы врачам, не участвующим в оказании медицинской помощи по ОМС, в сумме 100 000 руб. На основании вынесенного ТФОМС решения был произведен возврат средств ОМС, потраченных не по целевому назначению. Возмещение произведено за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Сторнированы ранее начисленные обязательства по заработной плате

Сторнированы записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Сторнированы ранее начисленные обязательства по страховым взносам

Сторнирована уплата страховых взносов

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Произведено перечисление средств с лицевого счета по учету средств, полученных от платных услуг, на счет по учету средств ОМС

Перечислены с лицевого счета учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

17 (уменьшение* по коду вида доходов 132)

Отражено принятие обязательств по заработной плате за счет средств, полученных от платных услуг

Отражены записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Отражено принятие обязательств по уплате страховых взносов за счет платных услуг

Отражена уплата страховых взносов

Перечислен штраф и пени по проверке ТФОМС

(130 200 руб. x 10%)

[1] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[4] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.03.2019).

Ассоциация «МедЛабЭксперт» внесла предложения в проекты приказов МЗ РФ о квалификационных требованиях и номенклатуре должностей медицинских работников

Положение проекта, требующее изменений Обоснование необходимых изменений Предложение по новому тексту проекта
Проект приказа Министерства здравоохранения ?Российской Федерации «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

Специальность «Клиническая лабораторная диагностика», строка «Уровень профессионального образования», добавить еще одну специальность Необходимо добавить специальность «Фармация» в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2019 г. № 145н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области клинической лабораторной диагностики”.

Специальность «Фармация» представлена в квалификационных требованиях к образованию и обучению пункта 3.2. Обобщённой трудовой функции, позволяющей занимать должность врача клинической лабораторной диагностики.

В настоящее время химико-токсикологические исследования, особенно подтверждающие, относятся к клиническим лабораторным исследованиям четвёртой категории сложности, выполняемые в основном специалистами с высшим образованием по специальности «Фармация», их компетенция оказалась наиболее востребованной при выполнении и интерпретации данного вида исследований. Уровень
профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Фармация» Проект приказа Министерства здравоохранения ?Российской Федерации «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

Заменить словосочетания «с высшим (медицинским) образованием» и «высшим (немедицинским) образованием» Необходимо привести наименования уровня образования в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2019 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Заменить словосочетания:

«с высшим (медицинским) образованием»
на
«со специальностью, входящей в разделы перечня специальностей и направлений подготовки разделов «Здравоохранение и медицинские науки»

и «высшим (немедицинским) образованием»
на
«со специальностью, не входящей в разделы перечня специальностей и направлений подготовки разделов «Здравоохранение и медицинские науки» Проект приказа Министерства здравоохранения ?Российской Федерации «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

Пункт 5 Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием (врачи).

Добавить сноску-примечание к должности «врач-бактериолог»
и внести эту должность со сноской ещё раз, дополнительно в пункт 8
Должности специалистов с высшим (немедицинским) образованием На должности врачей-бактериологов до 1997 года назначались лица со специальностью «Биология» в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержден приложением 1 к приказу министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 г. № 990»:

«….лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.»

Указанный приказ действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставил право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога. Врач-бактериолог ****
Наименование должности «врач-бактериолог» сохраняется для лиц, со специальностью, не входящих в перечень специальностей и направлений подготовки разделов «Здравоохранение и медицинские науки», принятых на эту должность до 1 января 1998 г. Проект приказа Министерства здравоохранения ?Российской Федерации «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

Перенести наименование должности «врач-лаборант»
в пункт 8
Должности специалистов с высшим (немедицинским) образованием Специалисты с медицинским образованием были переведены на должности врачей клинической лабораторной диагностики с 1997 года в соответствии с приказом Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». На должностях «врач-лаборант» остались специалисты со специальностями, не входящих в перечень специальностей и направлений подготовки разделов «Здравоохранение и медицинские науки». Перенести наименование должности «врач-лаборант»

в пункт 8
Должности специалистов с высшим (немедицинским) образованием Проект приказа Министерства здравоохранения ?Российской Федерации «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

Пункт 9 Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал)

Приказ о сертификации медсестер

Как получить сертификат медсестры?

К медицинским сестрам относятся средний и младший персонал.

Средний персонал обеспечивает техническое и практическое проведение диагностики и лечения заболеваний через медицинское обслуживание, контроль за назначениями и предписаниями по лечению, уход. Эта группа специалистов относится к третьей квалификационной группе.

  • Подготавливать и использовать медтехнику для проведения процедур;
  • Проводить клинические испытания на образцах биологических жидкостей и тканей,
  • Готовить лекарства,
  • Обеспечивать уход и личную гигиену медуслуг.

Согласно Приказу Минздрава от 20 декабря 2012 года № 1183н утверждена номенклатура должностей медработников со средним медицинским образованием

Согласно действующим нормативно-правовым требованиям, данные специалисты должны иметь на руках сертификат медсестры (до 2021 года) или свидетельство об аккредитации (с 2021 года).

Требования к профессии младшего медперсонала отражены в профстандарте, которой утвержден Приказом Минтруда от 12 января 2016 года №2н. Согласно этим положениям данные специалисты освобождены от обязательной сертификации или аккредитации. В тоже время они должны проходить квалификационную аттестацию. Об этом подробнее в статье « Процесс перевода санитаров на должность уборщика продлен до 2020 года ».

Квалификационные требования к медсестрам

Медработники со средним мед. образованием должны соответствовать квалификационным требованиям, которые утверждены в Приказе от 10 февраля 2016 года №83н .

Ниже на рисунке представлены основные требование к профессиональному образованию медсестер.

Сертификат медсестры

Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н с изменениями от 31 июля 2013 г. N 515н, от 23 октября 2014 г. N 658н, от 10 февраля 2016 г. N 82н регулирует вопросы получения сертификатов специалистов в сфере здравоохранения. Они должны повышать свою квалификацию и получать сертификат медсестры, без которого специалист может быть отстранен от исполнения обязанностей сроком до 3 месяцев. В случае, если работник и после 3 месяцев отстранения не получит сертификат, то работодатель имеет право перевести данного работника на иную должность, где нет особых требований к осуществлению проф. деятельности. Например, на должность младшей медицинской сестры, где нет требования к наличию специальных разрешительных документов.

Порядок получения медицинских сертификатов

Чтобы приобрести разрешение в виде сертификата сестра должна пройти обучение на курсах повышения квалификации с объемом не менее 144 ак. часов. Данный курс обучения может проходить как очно, так и дистанционно (по сети Интернет). В самом сертификате по завершении учебы будет прописано направление, по которой специалист прошел подготовку и количество часов.

Обратите внимание, что все сертификационные документы имеют установленную государством форму. Такой документ могут выдавать только такие образовательные организации, которые имеют лицензию. Поэтому проверяйте у учебного центра наличие такой лицензии.

Где получить сертификат медсестры?

Современная научно-технологическая академия (СНТА), которая имеет образовательную лицензию, уже более 5 лет осуществляет подготовку по программам дополнительного профессионального образования.

Медицинский средний персонал может пройти сертификационные курсы с получением разрешительных документов гос. образца. Учеба медицинского персонала со средним профессиональным образованием проходит дистанционно на портале СНТА. Слушателям не нужно приезжать в Москву, так как освоение обучающих программ идет через Интернет. Учебные материалы доступны круглосуточно. После сдачи итогового тестирования сертификат специалиста высылается курьерской почтой и выдается лично в руки слушателю под роспись.

Ознакомьтесь с отзывами больниц, сотрудники которых прошли в Академии сертификационные циклы.

Если у Вас возникли вопросы, то их можно задать кураторам Академии СНТА:

  • заполните форму обратного звонка ,
  • позвоните на бесплатный круглосуточный телефон 8 (800) 707-48-27
  • отправьте вопрос по электронной почте на адрес [email protected]
  • Не нашли ответ на свой вопрос?

    Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:

    Допуск к медицинской (фармацевтической) деятельности и сертификации средних медицинских и фармацевтических работников

    В связи с многочисленными вопросами по допуску к медицинской (фармацевтическо й) деятельности и сертификации средних медицинских и фармацевтических работников Управление кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации разъясняет.

    В соответствии с п.2.1.2. приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94. N 286 средние медицинские и фармацевтические работники могут осуществлять профессиональную деятельность первые пять лет после окончания медицинского училища (колледжа) по специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, лабораторное дело, лабораторная диагностика, фармация, в связи с тем, что государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым они подготовлены, позволяет приступить к работе по указанным специальностям без прохождения дополнительного профессиональног о образования (повышения квалификации). В данном случае диплом о полученном образовании может быть приравнен к сертификату специалиста.

    По истечении пяти лет или по мере необходимости ( постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610) они должны пройти курсы повышения квалификации, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста установленного образца.

    При осуществлении видов деятельности, требующих дополнительной подготовки, средние медицинские работники должны пройти курсы специализации после окончания медицинского училища (колледжа) и получить соответствующий сертификат специалиста.

    В соответствии с п.2.1.3. вышеуказанного приказа средние медицинские и фармацевтические работники, допущенные предшествующим приказом МЗ СССР от 13.07.89 N 418 к работе в должностях среднего медицинского и фармацевтическог о персонала, в том числе к занятию должностей лаборантов (фельдшеров-лабо рантов), сохраняет право на работу в указанных должностях, занимаемых ими до издания приказа МЗМП РФ от 19.12.94 N 286 при условии получения сертификата специалиста, если у них отсутствует документ о повышении квалификации, специализации в соответствии с п.1.10. приказа МЗМП РФ от 19.12.94 N 286.

    Фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, приступившие к работе в должностях лаборантов (фельдшеров-лабо рантов) до выхода приказа МЗМП РФ от 19.12.94 N 286, сохраняют право продолжать работать в указанных должностях, проходить усовершенствован ие и получать сертификат специалиста. Проводить профессиональную переподготовку данной категории специалистов необязательно.

    В случае необходимости приема медицинской сестры на должность лаборанта в настоящее время, ей следует пройти профессиональную переподготовку по 34-недельной (1224 часа) программе, утвержденной Минздравом 8 апреля 1997 года, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста. Указанную программу можно получить по Всероссийском учебно-научно-ме тодическом центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическом у образованию по адресу: Москва, ул.Поликарпова, дом 10.

    Во изменение приложения 2 приказа Минздрава России от 19.08.97 N 249 был издан приказ МЗ РФ от 19.01.99 N 18, в соответствии с которым медицинские сестры, работающие в отделениях (кабинетах) инвазивных методов диагностики и лечения, должны получать после соответствующей подготовки сертификат по специальности «Сестринское дело» или «сестринское дело в педиатрии».

    Сертификат специалиста не выдается лицам, работающим на должностях среднего медицинского или фармацевтическог о образца (курсы медицинских сестер для детских яслей, курсы медицинских сестер Исполкома СОКК и КП СССР и т.д.). Однако при этом указанные лица сохраняют право продолжать работать, так как были допущены к занятию этих должностей в ранее установленном порядке, проходить курсы повышения квалификации и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий.

    Начальник Управления кадровой политики Е.Д.Дедков

    Аттестация медицинских сестер на высшую, иные категории

    Профессиональная аттестация медицинских работников является обязательным условием получения квалификационной категории для медицинских сестер.

    Аттестация медсестры на высшую или иную категорию может быть проведена при соблюдении ряда требований, которые предъявлены законодателем к медработнику.

    Аттестация медицинских работников

    Одним из главных требований действующих нормативных документов является наличие у медработника определенного стажа работы в должности медсестры, о чем будет рассказано далее.

    Однако, помимо предъявляемых требований к стажу, для получения категории нужно обладать определенными знаниями и практическими умениями.

    Все это нужно отобразить в отчете, в статье дадим варианты оформления таких отчетов, а также вы можете скачать уже готовые отчеты в Системе Главная медсестра.

    Требования к стажу и знаниям

    Требования к практическим умениям и навыкам
    • использование в профессиональной деятельности современных лечебно-диагностических методик, а также методик профилактики и реабилитации пациентов после перенесенных заболеваний;
    • умение ориентироваться в современной научной и технической информации, умение анализировать количественные и качественные показатели своей работы, навыки составления отчетности.
    • наличие практических навыков в своей профессиональной деятельности, а также теоретическая подготовка;
    • знание смежных дисциплин (теоретическая и практическая подготовка);
    • навык проведения квалифицированного анализа показателей своей деятельности, уверенная ориентация в современной научно-технической информации;
    • участие в решении важных тактических вопросов при организации собственной деятельности.
    • высокая теоретическая и практическая подготовка в своей профессиональной деятельности, знание смежных дисциплин и практические навыки в этих дисциплинах;
    • владение необходимыми в своей деятельности лечебно-диагностическими техниками;
    • квалифицированная оценка данных, которые получены в ходе диагностических исследований с целью установления диагноза больного;
    • уверенное ориентирование в современной научно-технической информации, использование этой информации при решении стратегических и тактических задач своей непосредственной деятельности.
    • Аттестация медицинских работников на категорию

      Аттестация медсестер на категорию доступна сотрудницам медучреждения, имеющим определенную продолжительность профессиональной деятельности по данной специальности.

      Для получения 2-й категории – стаж деятельности по профессии медицинской сестры должен насчитывать не менее 2-х лет, для 1-й категории – не меньше пяти лет, в свою очередь, на присвоение высшей категории могут рассчитывать медсестры, чья профессиональная деятельность ведется более 8 лет.

      Повышение квалификации медсестер регламентируется положениями приказа Министерства здравоохранения «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» и может производиться через каждые пять лет.

      Есть ли специальные инструкции перед аттестацией?

      Поддержать медсестру, снизить стресс перед аттестацией должен руководитель сестринской службы.

      Нужно помочь собрать документы, проверить знания перед тестом и собеседованием. В Системе Главная медсестра собрали все, в специальной инструкции: отчеты, схемы и даже сделали симулятор теста для аттестации.

      Аттестация старших медсестер

      Аттестация старших медсестер–специалистов, назначаемых на должность при наличии среднего профессионального образования, проходит в русле «Сестринского дела», «Общей практики» и «Педиатрии».

      Высшая степень профессиональной квалификации требует систематического подтверждения, а значит, образовательный процесс для медсестры на этом этапе не прекращается.

      Если ситуация складывается так, что очередная аттестация закончилась неудачей, вероятно, категория будет снята. Это существенно отразится на размере заработной платы. Решение о повышении квалификационного уровня на более высокий принимается медсестрой самостоятельно и на добровольной основе.

      Систематическая аттестация и тесты на повышение квалификации – залог успешного профессионального будущего.

      За прослушиванием лекций по повышению квалификации следует подача документов на рассмотрение аттестационной комиссией и итоговый экзамен. Заключительный этап аттестации требует блестящих знаний не только теоретических основ, но и прикладных нюансов работы – нормативной документации и праворегулирующих актов, регламентирующих работу среднего звена медперсонала.

      Регламент аттестации одинаков как для работников медицинской, так и фармацевтической сферы — тех, кто желает повысить квалификационную категорию.

      Категория, полученная медсестрой, признается действующей внутри Российского государства в пятилетний период, начало которого отсчитывается с момента издания распорядительного документа.

      С этой же даты работнику начисляют выплату стимулирующих, общая сумма которых зависит от уровня квалификационной категории.

      Главным законодательным документом, регламентирующим аттестацию медработников и фармацевтов, выступает № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. На основе положений данного закона построена система присвоения квалификационных категорий тем, у кого прекращается период их действия.

      В том случае, если срок категории истекает у медсестер, пребывающих в отпуске по причине беременности, родов или ухода за малолетним ребенком – они вправе подтвердить имеющуюся квалификацию, подав заявление на рассмотрение компетентных членов комиссии.

      Аттестационный отчет медицинской сестры

      В структуре документов, содержится оформленное по образцу заявление, годовой отчет о профессиональных успехах и аттестационный лист.

      Отчет медицинской сестры должен содержать следующие элементы:

      Годовой отчет медсестры для присвоения квалификационной категории

      Подготовить и написать отчет о профессиональной деятельности специалиста за прошедший год – одна из самых сложных задач.

      В системе Главная медсестра представлен готовый пример отчета медсестры-анестезиста о работе за год.

      Характеристика профессиональным и личным качествам медсестры может быть дана пациентами лечебного учреждения – что послужит дополнительным плюсом к работе сотрудницы.

      К аттестационным работам предъявляются различные требования, зависящие от специализации медучреждения, в котором кандидат на категорию занимается профессиональной деятельностью.

      Документы, поступающие на рассмотрение комиссии, проходят процедуру регистрации и в течение 7 дней передаются на ознакомление председателю собрания.

      При выявлении нарушений в представленном перечне документов секретарь обязан уведомить аттестуемого об отказе, разъяснив при этом его причины. В такой ситуации за специалистом остается право на повторную подачу заявки после исправления недочетов.

      Председательствующий член комиссии обязан определиться с экспертным составом не позднее двух недель с момента регистрации представленных данных. Рассмотрение заявок экспертами должно произойти не позднее 30-ти дней со дня регистрации данных.

      В этот же период комиссия утверждает заключение, оговаривает точное место и дату проведения тестового испытания и индивидуальной беседы со специалистами медучреждений.

      С недавнего времени аттестация специалистов может проходить в дистанционной форме, а также в виде заседания выездной комиссии.

      Изменения в порядке предоставления документов на получение категории коснулись документов, выданных специалистам иностранными медучреждениями.

      Новые требования подразумевают наличие нотариально заверенного перевода подобной документации.

      Многие специалисты ошибочно отождествляют понятия «аттестация» и «аккредитация».

      Аккредитация – обязательная процедура, которая проводится один раз в пять лет, и определяющая уровень подготовки мед персонала с высшим или средним образованием к осуществлению профессиональной деятельности.

      Данный процесс выступает итоговым показателем качества профессиональных знаний и умений, приобретенных за годы учебы.

      Категория медицинской сестры при смене места работы

      Приказом Минздрава РФ № 240-н от 23.04.2013 года был утвержден новый порядок прохождения медработниками аттестации для получения квалификационной категории.

      Так, в соответствии с п. 11 этого Порядка, категории медработникам, присвоенные до 04.08.2013 года сохраняются в течение сроков, на которые они были присвоены.

      Полученная медицинским работникам категория сохраняет свое действие в течение 5 лет со дня ее получения.

      Если медсестра изменит место своей работы, присвоенную ранее категорию она не потеряет, поскольку ее действие истекает через 5 лет и никаким образом не зависит от места, в котором специалист осуществляет свою профессиональную деятельность.

      Категория медсестры при назначении на должность главной медсестры

      Как мы упоминали выше, порядок назначения квалификационных категорий установлен приказом Минздрава РФ № 240-н.

      ФЗ 323 в п. 4 ст. 72 установил, что медработники имеют право на повышенную оплату труда по результатам аттестации на категорию.

      Например, если медработник получил категорию по направлению «Сестринское дело», она будет сохраняться и учитываться при назначении оплаты труда при занятии следующих должностей:

    • медицинская сестра;
    • медицинская сестра процедурная;
    • медицинская сестра участковая;
    • медицинская сестра палатная;
    • медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде;
    • медицинская сестра патронажна и др.
    • В соответствии с требованиями законодателя категории медработника, присвоенные ему по конкретной специальности, могут учитываться при определении повышенного размера оплаты труда, только в случае, если сотрудник занял в медучреждении должность, соответствующую данной специальности.

      В приказе Минздравсоцразвития № 541-н от 23.07.2010 года ведомство утвердило единый квалификационный справочник должностей в сфере здравоохранения, в котором приведены основные квалификационные требования по этим должностям.

      Если говорить о должности главной медицинской сестры, то этот документ устанавливает следующие требования к медработнику, который претендует на ее замещение:

      От сертификата к свидетельству об аккредитации: можно ли обойтись малой кровью?

      В настоящее время одним из лицензионных требований к частным медорганизациям является наличие у врачей и медсестер сертификата специалиста. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства от 16.04.2012 №291, невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением, которое, в свою очередь, может повлечь административное приостановление деятельности организации на срок до девяноста суток. До 1 января 2016 года право на медицинскую деятельность имеют лица, получившие сертификат специалиста — п.1 ч.1 ст. 100 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года.

      С 1 января 2016 года вступает в силу ст.69 закона N 323-ФЗ, согласно которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь только те, кто получил свидетельство об аккредитации специалиста. Что изменится в работе врачей и медсестер в частных клиниках, каковы будут правила аккредитации, ее процедура, и допустят ли к медицинской деятельности с 1 января следующего года специалистов, имеющих сертификат, срок действия которого не истек, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал член Правления СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва), к.э.н. Дмитрий Борисов.

      — Дмитрий Александрович, что означает вступление в силу ст.69 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

      — Вступление в силу данной нормы повлечет, во-первых, изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности, во-вторых, издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют. В то же время сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона N 323-ФЗ). Данная правовая неопределенность порождает определенные риски.

      — Насколько я понимаю, «частников» сегодня интересуют два главных вопроса: будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 года специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек, и какова будет процедура аккредитации?

      — Да. И по имеющейся информации, введение обязательной аккредитации медицинских работников Минздрав России определил в качестве одного из основных направлений развития национальной системы здравоохранения. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, оценку профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования), оценку профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.

      Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, чл.-корр. РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы МЗ; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно, в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов.

      — А на кого будет возложено общее руководство процессом?

      — Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение — на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации. В частности, Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени — определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

      — Кем же будет проводиться аккредитация?

      — Предположительно, уполномоченными центрами — вузами системы Минздрава. Поскольку аккредитацию специалист может получить только после окончания медицинского вуза (ч.3 ст.69 закона N 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), то у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права.

      В настоящее время в соответствии с п.3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. То есть все образовательные организации, независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности, находятся в равных условиях.

      — Как в общем обстояла и обстоит ситуация с госаккредитацией образовательных учреждений?

      — Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

      После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов — на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты.

      — Какую позицию заняли в данном вопросе Министерство образования и науки и Федеральная антимонопольная служба?

      — Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

      ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 годах между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

      — На этом конфликт был исчерпан?

      — Нет, история с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно документу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация.

      — Представители частной медицины как-то отреагировали, предприняли меры для защиты своих интересов?

      — Обязательно. В апреле 2013 года эксперты Национального союза подготовили заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздрав внес в него изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

      Еще раз подчеркну, что в первоначальной редакции приказа №982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАСом дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к более пагубными последствиями.

      — Дмитрий Александрович, сколько специалистов должны пройти аккредитацию?

      — Давайте посчитаем. В настоящее время в РФ около 650 тыс. врачей и 1 500 тыс. среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов, в среднем за год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам — не многовато ли для уполномоченных центров? С другой стороны, такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей.

      — Работодатель обязан содействовать работнику в прохождении аккредитации?

      — В соответствие с абз.4 ст.196 Трудового кодекса, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством. В соответствии со ст.187 ТК, при направлении работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

      — Поясните, так аккредитация относится к дополнительному образованию или нет?

      — Действительно, компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания.

      Вызывает настороженность высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

      — Какой все-таки будет процедура, механизм аккредитации?

      — Пунктом 2 приказа №982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и — отдельно — по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна — врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием. Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость, является фирменным стилем Минздрава.

      — Что нужно сделать для успешного разрешения спорных и сомнительных моментов?

      — Во-первых, внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований — наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа должны в равной степени предоставлять допуск к медицинской деятельности. Во-вторых, сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию, а также аккредитации специалистов в соответствии с Номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам. И, в-третьих, обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощью разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.

      Необходимое образование медицинского работника

      Нужна Ваша помощь.
      У нас разногласия с главным врачом. Сегодня мне привели на работу медицинскую сестру. У нее есть образование среднее-профессиональное + сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело» (программа — сестринское дело в терапии).

      Планируем принимать на работу в «отделение физиотерапии и медицинской реабилитации» на должность медицинская сестра.

      Главный врач утверждает, что этот потенциальный работник может быть принят на работу с имеющимися у него документами. Я говорю, что НЕТ.
      Он ссылается на приказ 541н, что мол там написано — сертификата достаточно сестринское дело.

      Смотрим документы:
      Приказ Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
      .
      Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
      .
      Медицинская сестра
      Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

      Я ему пытаюсь объяснить, что работника мы будем принимать в отделение физиотерапии, значит, у него должен быть сертификат «физиотерапия». Главный врач говорит, что должность просто медсестра, а не медсестра по физиотерапии. Я с этим согласна, но работать-то она будет в отделении физиотерапии и медицинской реабилитации.

      Привожу в защиту своих доводов еще один приказ, который придумала НЕ я, а министерство здравоохранения, в котором четко и ясно указано — если работник принимается в отделение (кабинет) физиотерапии, значит, должно быть соответствующее образование, а именно «физиотерапия».

      ПРИКАЗ от 5 июня 1998 года N 186 О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием

      NN п/п — 23.
      Наименование специальностей — Физиотерапия
      Тематика циклов — 23.1. Физиотерапия
      Вид постдипломного образов — Специал. Усоверш.
      Продолжительность — 2 (288); 1 (144)
      Периодичность — 1 р./5 лет
      Наименование должностей — Старшая медицинская сестра, медицинская сестра отделений и кабинетов физиотерапии, в том числе детской

      Скажите, пожалуйста, кто прав, в данном случае?

      Я пытаюсь объяснить, что мы можем взять работника на работу с сертификатом «сестринское дело», но сразу отправить на обучение по физиотерапии. Главный врач категорически против, ссылаясь на приказ 541н.
      А мои доводы, что к данному приказу прилагается еще НЕ один приказ, а много всяких — разных (по специализации), его НЕ волнует.

      Я ему так же объясняю — у нас есть подразделение «кабинет функциональной диагностики», в котором тоже есть должность «медицинская сестра», НО . образование-то у нее по функциональной диагностике, а не просто сестринское дело в терапии. И это как раз-таки согласно приказа 186.
      Аналогично действует и физиотерапия. Скажите, что делать?

      Скажите, пожалуйста, какой штраф предусмотрен для организации (должностного лица), которая приняла на работу медицинскую сестру без требуемого сертификата специалиста (в данном конкретном случае — есть сертификат, но не совсем по специальности).
      Хочу пойти к директору и объяснить ситуацию, но говорить не голословно, а хочу указать конкретную цифру штрафа, который образуется, если сделать так как говорит главный врач. Чтобы был предметный разговор, а не просто — я так не хочу.

      И подскажите, пожалуйста еще — как лучше поступить — может быть поставить какую-нибудь визу на заявлении этого работника, что у него не достаточное образование (или что-то вроде этого)? Как сделать «красиво»?

      Добрый день!
      Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас. После просмотра материалов ответьте, пожалуйста, на вопрос, помогла ли вам эта информация. Если информация помогла, нажмите «Да». Если ссылки не пригодились, нажмите «Нет».

      Возможно Вам пригодится:

      Нормативно-правовые акты для раздела «Квалификационные требования к медицинским работникам»
      Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»;

      Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

      Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»;

      Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;

      Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»);

      Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

      Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
      Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории»;

      Номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н;

      Номенклатура специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденная Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»);

      Приказ Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов».

      Читайте так же:  Отчетность ООО на УСН. Как отправлять отчетность в налоговую

admin