Оформление путевых листов по новому приказу Минтранса № 152: изменения 2019 года. Приказ 57 минтранс

Содержание:

Оформление путевых листов по новому приказу Минтранса № 152: изменения 2019 года

С 1 марта 2019 года начинает действовать новая редакция приказа Минтранса 152. Он регулирует порядок оформления путевых листов для компаний, которые используют транспорт. Новшества важно принять для работы, чтобы избежать претензий к расходам на ГСМ, входящему НДС по ним.

С 1 марта 2019 года изменились требования к путевым листам. Регулирует оформление путевых листов приказ 152, 2019 год начинается с поправок в этом документе. Минтранс утвердил изменения еще в декабре 2019 года, сейчас они только вступили в силу.

Выполнять новые требования должны все компании, которые используют в своей работе транспорт. Учитывайте новшества при подтверждении расходов на горюче-смазочные материалы, запчасти и для вычета НДС по таким покупкам. Оформленные с нарушениями путевые листы лишат и расходов и вычетов.

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями 2019 года содержит не так много новшеств. Прежде всего, его нормы скорректированы в соответствии с Законом о безопасности дорожного движения и правилами дорожного движения. Понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» чиновники заменили на «парковку (парковочное место)». Другие изменения приведем в статье в порядке значимости.

Новые требования к порядку оформления путевых листов — предельный срок

Предыдущая редакция приказа 152 позволяла составлять путевые листы на срок вплоть до одного месяца. С 1 марта этот период нельзя установить произвольно, по усмотрению компании. Путевой лист оформляйте:

  • на время рейса, если он длится больше смены или рабочего дня. При длительных поездках путевой лист можно оформить на срок и более месяца;
  • на время смены или рабочего дня, если за это время водитель совершит несколько рейсов.
  • В 2019 году водители компании составляли путевые листы по поездкам сразу за месяц.

    С марта 2019 года следует соблюдать такую периодичность:

    — Иванов А.С. возит директора в течение рабочего дня с возвращением на парковку и выездом по другому адресу в новый рейс. Путевой лист оформляйте в начале рабочего дня на весь день. Следующий рабочий день — новый путевой лист.

    — Петров В.А. перевозит товары по торговым точкам по территории всей России. Он выехал 5 марта из Москвы для доставки партии товаров в Тверь. Вернулся Петров в Москву 8 апреля. Путевой лист оформляйте один: с 5 марта по 8 апреля.

    Изменения в реквизитах путевых листов

    Изменил приказ 152 путевые листы 2019 года и в части обязательных реквизитов. Напомним, что применять формы путевых листов, которые утвердил Госкомстат приказом № 78 от 28.11.1997 не обязательно. Компании вправе разработать свои бланки, возможно на основе форм Госкомстата. Важно наличие обязательных реквизитов из закона о бухгалтерском учете и приказа 152.

    Так как эти обязательные требования изменились, известите работников, ответственных за оформление путевых листов. Иначе документы не будут иметь юридической силы.

    Показания одометра при возвращении

    Из числа обязательных реквизитов путевого листа приказ 152 убрал показания одометра при возвращении автомобиля на парковку (подп. 3 п. 6 приказа Минтранса № 152). В прежнем варианте документа полные км пробега автомобиля надлежало указывать как при выезде, так и при возвращении.

    Это новшество создает противоречие в самом документе. Порядок заполнения путевых листов в этом же приказе 152 предусматривает внесение данных одометра в путевой лист дважды — при выезде с парковки и при возвращении. Поэтому отказываться от заполнения спорного реквизита не спешите.

    Подтверждение тому, что прежний порядок оформления безопаснее сохранить, есть и в правилах оформления путевых листов при поочередной работе нескольких водителей на одном авто. Если в таких случаях оформляют отдельный путевой лист на каждого водителя, указывать данные одометра приказ 152 рекомендует так:

  • показания на начало дня при выезде с парковки указать в путевом листе первого водителя, который приступил к работе;
  • показания на конец дня при возвращении на парковку пропишите в путевом листе водителя, который вернул машину.
  • Штампы медицинского работника и автомеханника

    В путевых листах проставить штампы требовалось от двух специалистов:

  • от медицинского работника, который осматривает водителей;
  • от ответственного за внесение показаний одометра.

С 1 марта эти требования отменили. Отметку о прохождении водителем медицинского осмотра допустимо заверить подписью врача с фамилией и инициалами. Расписывать полностью имя и отчество не нужно. Штамп для дополнительного подтверждения теперь не требуется.

Здесь новшество вступает в противоречие с другой нормой. Порядок проведения медосмотров (утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н) штамп не отменил. Чтобы избежать споров с контролерами, медосмотры безопаснее сопроводить штампом врача.

Сотрудник, который заверяет данные одометра при выезде, должен поставить свою подпись и расшифровку к ней. Проставить вместо них штамп теперь нельзя. Оформление путевых листов образец для бухгалтерии 2019 можно посмотреть ниже.

Появился реквизит «предрейсовый контроль»

Это новшество приводит путевые листы в соответствие с нормами технического контроля автомобиля. С прошлого года машина может проходить как предсменный, так и предрейсовый технический контроль.

В путевых листах добавился новый реквизит — предсменный контроль технического состояния. Предрейсовый контроль также остался.

Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты

Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормы расхода ГСМ, является Распоряжение от 14.03.08 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция методических рекомендаций была издана в апреле 2019 г. Изменения были внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.18 №НА-51-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

, где

— расход топлива;

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100км);

S — пробег автомобиля;

D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые нормы расхода топлива на 2019 год. Таблица дифференцирована по типам автотранспорта: легковой, грузовой и т.д. и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.

Поправочный коэффициент рассчитывается исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

Зимняя норма расхода топлива: с какого месяца применяются и как устанавливаются

При понижении температуры ниже +5°С применяются зимняя надбавка. Она устанавливается в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации также зависят зимние и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. Так, в центральной части России зимняя надбавка может составлять до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка может достигать 20% и применяться до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок не более, %

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в Приложении 2 к Методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ. Скачать перечень коэффициентов можно в конце статьи.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Иные виды надбавок к базовым нормативам

Кроме сезонных условий эксплуатации Распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 тыс.км (5%), свыше 8 лет и 150 тыс.км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).
  • Базовые нормативы также могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

    Что говорит налоговое законодательство

    Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация может списать в размере фактических затрат. Это правило верно и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

    Данной позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (Письмо от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданы и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Тем не менее налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на Методические рекомендации Минтранса.

    Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Так ещё в 2010 году в Письме от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

    Как разработать собственные нормы

    Как было сказано выше, организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документах документы, подтверждающие приобретение топлива и путевые листы, подтверждающие эксплуатацию автомобиля.

    Читайте так же:  Рукописная доверенность на постановку на учет в гибдд. Доверенность на поставку на учет

    Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация может разработать и установить собственные нормы. Для этого можно опереться:

  • на нормы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.
  • В этом же приказе можно узнать, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, а также какие еще поправочные коэффициенты могут применяться в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

    Путевые листы: правильное оформление избавит от проблем

    В настоящее время большинство компаний имеет если не на балансе, то в аренде транспортные средства. Использование автотранспорта в деятельности организации должно оформляться соответствующими первичными документами, главным из которых является путевой лист. Как показывает практика, налоговики при проверках уделяют этому документу пристальное внимание и любые огрехи в нем становятся поводом для налоговых претензий. Причем зачастую споры доходят до суда. Мы расскажем, на какие моменты бухгалтеры должны обратить особое внимание при заполнении путевых листов, чтобы избежать конфликтов с налоговиками.

    Для всех или для «избранных»?

    Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения). А отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта).

    В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Во исполнение указанной нормы Минтранс России утвердил приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения (далее — Приказ № 152).

    Устав автомобильного транспорта, предписывающий обязательное использование путевых листов, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 1 ст. 1 Устава автомобильного транспорта). А вот в Приказе № 152 уже четко сказано, что его обязаны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Как видите, здесь об оказании услуг по перевозке речи уже не идет. То есть указанный приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что движение каждого транспортного средства хозяйствующего субъекта должно оформляться путевым листом.

    На практике многие компании, имеющие автомобили, вовсе не занимаются деятельностью по оказанию услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Они используют машины сугубо для служебных целей. Должны ли и такие организации оформлять на каждую поездку путевой лист?

    При рассмотрении данного вопроса интерес представляют разъяснения Минтранса России, содержащиеся в письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ. В нем специалисты ведомства указали, что с точки зрения гражданского законодательства деятельность по перевозке пассажиров и грузов рассматривается исключительно с точки зрения оформления договорных отношений. Вместе с тем перевозка представляет собой не только вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и процесс перемещения физических тел в пространстве и времени, с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. При этом Минтранс России указал, что в Законе о безопасности движения не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

    Исходя из этих разъяснений, можно сделать вывод, что положения Закона о безопасности движения, а также Устава автомобильного транспорта и Приказа № 152 распространяются на все организации.

    Что касается судебной практики по вопросу оформления путевых листов, то у судов нет единого подхода, причем даже на высшем уровне. Так, в Определении от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 Верховный суд РФ пришел к следующему выводу. Если организация не осуществляет на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке пассажиров и грузов (то есть автомобили используются исключительно для собственных внутренних нужд компании), то на нее не распространяются требования Закона о безопасности дорожного движения и Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных правовых актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

    А вот в Определении Верховного суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529 содержится противоположный вывод. В этом решении высшие арбитры распространили требования по составлению путевого листа, предусмотренные Приказом № 152, на всех юридических лиц, включая тех, которые не занимаются предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и грузов.

    На наш взгляд, путевые листы все же лучше оформлять, тем самым компания избежит конфликтных ситуаций, в том числе с налоговой инспекцией. Ведь информация, содержащаяся в путевых листах, поможет подтвердить обоснованность расходов на содержание служебного транспорта, в том числе затрат на приобретение ГСМ.

    По мнению чиновников, путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ (письма ФНС России от 22.11.2010 № ШС-37-3/[email protected], Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе № 152 (письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

    Следует отметить, что унифицированная форма путевых листов утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Но сейчас формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. На это обратили внимание специалисты Минфина России в информации № ПЗ-10/2012.

    Обязательные реквизиты путевого листа

    Перечень обязательных реквизитов содержится в п. 3 Приказа № 152. В него включены:

    — наименование и номер путевого листа;

    — сведения о сроке действия путевого листа;

    — сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

    — сведения о транспортном средстве;

    — сведения о водителе.

    Рассмотрим особенности заполнения перечисленных реквизитов.

    Наименование путевого листа

    В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (например, путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса). Номер путевого листа проставляется в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации (п. 12 Приказа № 152).

    Обратите внимание: ранее в порядке заполнения путевого листа содержалось требование о проставлении в заголовочной части печати или штампа организации (индивидуального предпринимателя), владеющей соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. На сегодняшний день данное требование отменено.

    Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого будет действовать путевой лист (п. 4 Приказа № 152). Путевой лист можно выписывать на один день или на срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа № 152).

    Отметим, что финансисты не возражают против того, чтобы путевой лист выписывался на любой срок (день, неделя и т.д.), но не более одного месяца (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51).

    Обратите внимание: если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя (п. 11 Приказа № 152).

    Сведения о собственнике

    Организации должны указать свое наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица (подп. 1 п. 5 Приказа № 152). Отметим, что суды признают путевые листы составленными с нарушением установленного порядка, если в них отсутствуют ИНН и адрес организации (постановление АС Дальневосточного округа от 25.11.2016 № Ф03-5440/2016 по делу № А04-3630/2016).

    А как заполнить данный реквизит организации, у которой автомобиль находится в аренде? В письме от 28.09.2019 № 03-01/21740-ИС специалисты Минтранса России указали, что путевой лист должен оформляться в том числе организацией, эксплуатирующей транспортные средства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при аренде в сведениях о собственнике указывается информация об арендаторе, так как именно он эксплуатирует транспортное средство и владеет им на праве аренды.

    Что касается индивидуальных предпринимателей, то они по этому реквизиту отражают фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.

    Сведения об автомобиле

    Порядок заполнения сведений о транспортном средстве установлен в п. 6 Приказа № 152. К ним относятся:

    — тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того, — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

    — государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

    — показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);

    — дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку;

    — дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

    Даты, время и показания одометра при выезде автомобиля с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя организации или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. Исключение — случаи, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (п. 13, 14 Приказа № 152). В том случае, когда на одно транспортное средство оформляется несколько путевых листов раздельно на каждого водителя, сведения о дате, времени и показании одометра указываются следующим образом. При выезде транспортного средства с постоянной стоянки такие сведения проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает со стоянки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку — в путевом листе водителя, который последним заезжает на стоянку (п. 15 Приказа № 152).

    Читайте так же:  Компенсация при увольнении по соглашению сторон – станет ли работник жертвой обмана. Статья кзот увольнение

    Здесь указывается фамилия, имя, отчество водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. При этом даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (п. 16 Приказа № 152).

    Кроме того, автомобили должны пройти и предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства. Дата и время проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

    В письме от 28.09.2019 № 03-01/21740-ИС специалисты Минтранса России указали, что путевой лист должен оформляться организацией, эксплуатирующей транспортные средства, каждый раз до его выезда в рейс с места постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства.

    О том, приведет ли отсутствие указанных отметок к негативным последствиям по налогу на прибыль, мы расскажем чуть позже.

    Дополняем и расширяем

    Если в путевом листе не будет обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), то претензий со стороны налоговиков вряд ли удастся избежать. Дело в том, что согласно ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли расходами признаются только документально подтвержденные затраты. При этом принимаются документы, составленные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. А оно предъявляет к первичным документам свои требования. Согласно п. 4 ст. 9 Закона о бухучете руководству компании разрешается самостоятельно утверждать любые формы первичных документов с соблюдением одного условия — документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    — дату его составления;

    — наименование экономического субъекта, составившего документ;

    — содержание факта хозяйственной жизни;

    — величину натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

    — наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, или наименование должности лица, ответственного за правильность оформления свершившегося события;

    — подписи названных выше лиц с указанием их фамилий и инициалов или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    В постановлении АС Уральского округа от 13.01.2017 № Ф09-11390/16 по делу № А50П-57/2016 (Определением Верховного суда РФ от 10.05.2017 № 309-КГ17-3873 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ) суд обратил внимание на то, что представленные на проверку путевые листы не содержат сведения, позволяющие установить содержание и объем хозяйственной операции (количество выданного топлива, его остатки при выезде и возвращении). Вместе с другими факторами это обстоятельство послужило для принятия решения не в пользу налогоплательщика.

    Таким образом, при разработке путевого листа компания должна учесть требования не только Приказа № 152, но и Закона о бухучете. Чтобы не возникло споров с проверяющими, из путевого листа должно четко следовать, когда была совершена поездка, данные о пробеге автомобиля и об объеме израсходованного топлива.

    Не забудьте про маршрут

    Среди обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152, нет сведений о маршруте автотранспорта. Значит ли это, что можно не указывать эти данные?

    По мнению налоговых органов на местах, отсутствие в путевых листах маршрута следования автомобиля дает основание признать расходы необоснованными, так как не подтвержден тот факт, что автомобиль использовался в производственной деятельности компании.

    Анализ судебной практики по данному вопросу показывает, что некоторые суды считают, что организации не обязаны указывать подобную информацию в путевом листе. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 08.12.2009 № КА-А40/13500-09 по делу № А40-45119/09-75-278 указал следующее. В связи с тем, что налогоплательщик не является автотранспортной организацией, путевые листы содержат достаточную информацию для контроля за расходами на ГСМ, а отсутствие в них информации о месте следования автомобиля не является основанием для признания расходов документально неподтвержденными.

    А в постановлении АС Поволжского округа от 24.04.2015 № А55-20840/2014 арбитры пришли к выводу, что отсутствие в путевых листах информации о маршрутах следования не дает оснований считать, что фактически организация использовала автомобиль не для служебных целей, так как эта информация среди обязательных реквизитов путевого листа в Приказе № 152 не упоминается.

    Но в арбитражной практике есть судебные решения в пользу налоговиков. Так, в постановлении АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 по делу № А40-108772/14 арбитры отметили, что поскольку при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, то представленные компанией путевые листы (без указания маршрута) не подтверждают осуществления спорных затрат на приобретение ГСМ и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Схожая позиция содержится и в постановлении АС Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016 по делу № А55-16446/2015.

    Однако эти решения суды принимали по спорам, возникшим до 1 января 2013 г., то есть когда действовал старый закон о бухучете, предписывающий обязательное использование унифицированных форм первичной документации. А в форме путевого листа, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, содержалась информация о пройденном маршруте. Но, как мы уже говорили, сейчас организации не обязаны применять унифицированные формы первичных документов. Так что, на наш взгляд, шансы на победу в суде возрастают.

    Предрейсовые осмотры

    В рамках рассмотрения порядка заполнения путевых листов мы уже рассказали, что в сведениях о водителе указывается информация о предрейсовых медицинских осмотрах и контроле технического состояния автомашины. А будет ли отсутствие таких отметок в путевых листах являться основанием для исключения из налоговой базы расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебных автомобилей?

    На наш взгляд, если путевой лист не содержит вышеназванных отметок, это не является поводом для непризнания в целях налогообложения прибыли расходов. Их отсутствие никак не влияет на пробег автомобиля и расход топлива.

    Аналогичного мнения придерживаются и некоторые суды. Так, в постановлении от 30.11.2015 № Ф06-3408/2015 по делу № А55-30093/2014 АС Поволжского округа указал, что само по себе отсутствие в путевых листах данных о предрейсовых медицинских осмотрах водителя не может являться достаточным основанием для исключения расходов из налоговой базы по налогу на прибыль, при том что представленные наряду с путевыми листами иные документы позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования и свидетельствуют об их соответствии критериям Налогового кодекса.

    А ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 посчитал, что медицинский осмотр для организаций, не осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, вообще не нужен. Поэтому и его отсутствие не может влиять на право принятия расходов в налоговом учете.

    Впрочем, в судебной практике есть решения и с противоположными выводами. В них арбитры расценивают отсутствие в путевых листах отметки о прохождении осмотров как повод для признания расходов необоснованными (см., например, постановления АС Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3463/2017 по делу № А40-78891/2016, Уральского округа от 03.03.2017 № Ф09-472/17 по делу № А07-9734/2016 (Определением Верховного суда РФ от 31.05.2017 № 309-КГ17-5573 отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ), Поволжского округа от 05.10.2016 № Ф06-12170/2016 по делу № А12-45841/2015).

    Но следует отметить, что в большинстве случаев отсутствие отметки о медосмотре не становилось само по себе фактором, препятствующим принятию расходов в налоговом учете. Отсутствие медицинского или технического осмотра шло как дополнительный аргумент в пользу контролеров при наличии других обстоятельств.

    Электронные системы контроля

    В последнее время появляется все больше приборов и автоматизированных систем контроля и учета расхода топлива, отображения маршрута следования транспортного средства. Разработчики подобных систем заявляют, что внедрение таких технических новинок позволит вести наблюдение за местонахождением объектов и их передвижениями на карте в режиме реального времени, отслеживать различные параметры (время начала движения, скорость, остановки, уровень топлива и т.п.).

    Действительно, при использовании таких систем можно получать подробнейшие отчеты, которые будут даже во много раз точнее данных путевых листов. Значит ли это, что про путевой лист можно забыть?

    Пока контролирующие органы явно не готовы полностью признать неактуальность путевого листа в случае наличия подробных отчетов электронных систем контроля. По мнению специалистов Минфина России, данные таких отчетов можно использовать в качестве вспомогательных документов для заполнения путевых листов (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

    «Горячая линия» по качеству автодорог Свердловской области в круглосуточном режиме принимает обращения граждан

    1.

    Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 28.06.2019

    2.

    Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 26.06.2019

    3.

    Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов установления, изменения и отмены маршрутов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 24.06.2019

    4.

    Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 20.06.2019 № 179

    5.

    Планы работы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 18.06.2019

    6.

    Постановление Правительства Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 17.06.2019

    7.

    Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 14.06.2019 № 168

    8.

    Документы в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 10.06.2019 № 257-РП

    9.

    Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 10.06.2019 № 165

    10.

    Постановление Правительства Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 07.06.2019

    11. 12. 13.

    Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов установления, изменения и отмены маршрутов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 07.06.2019

    14.

    Разное Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 05.06.2019

    15.

    Административные регламенты Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 05.06.2019 № 162

    16.

    Административные регламенты Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 31.05.2019 № 157

    17.

    Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов установления, изменения и отмены маршрутов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 22.05.2019

    18.

    Документы в области транспорта и дорожного хозяйства Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 21.05.2019

    19.

    Административные регламенты Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 20.05.2019

    20.

    Методические рекомендации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 16.05.2019

    21. 22.

    Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 16.05.2019 № 131

    23.

    Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов установления, изменения и отмены маршрутов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 14.05.2019

    24. 25. 26.

    Методические рекомендации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 13.05.2019

    27.

    Разное Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 13.05.2019

    28.

    Планы работы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 13.05.2019

    29.

    Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 08.05.2019

    30.

    Нормативно-правовые документы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 07.05.2019

    Нормы расхода топлива на 2019 год: Минтранс РФ, последняя редакция

    В 2019 году организации самостоятельно определять для себя нормы расхода топлива, ориентируясь на данные Минтранса России в последней редакции. В статье — таблица с нормами, которая поможет компании правильно списать расходы на ГСМ.

    Как использовать нормы расхода топлива на 2019 год

    Определять размеры потребления горюче-смазочных материалов (ГСМ) нужно потому, что они:

  • входят в стоимость расходов на производство продукции (работ, услуг) и учитываются, как прочие затраты;
  • оказывают влияние на размер налога на прибыль.
  • В 2019 году предприятия и ИП могут сами устанавливать нормы, но нельзя списать на расход ГСМ любую, удобную фирме сумму. Налоговая инспекция может запросить у вас обоснование расходов. И вот тут на помощь приходит Миниранс.

    Они могут служить для предприятий и частников своеобразной, ориентировочной базой для расчета норм расхода горючего. К тому же, если нет особой нужды, устанавливать собственные нормативы, вполне можно воспользоваться данными Минтранса.

    Это достаточно удобно. Так как кроме норм, там есть еще рекомендации по добавочному коэффициенту, увеличивающему затраты на ГСМ. Величина коэффициента зависит от региона, времени года, возраста транспортного средства.

    Важно! Фирмы, которые осуществляют свое дело в рамках системы управления и контроля, независимо от форм собственности, и пользующиеся автомобилями и подвижными составами на автомобильном шасси в пределах РФ, обязаны использовать нормы расхода топлива (в последней редакции), установленные Минтрансом в 2019 году.

    Это положение подтвердила налоговая в своем письме от 21.09.15 № АС-4-10/16581.

    Минтранс утвердил свое значение приказом от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. С тех пор транспортное ведомство регулярно вносит лишь поправки в этот документ. В основном поправки состоят из расширения списка автомобилей, которыми пользуются компании и ИП в границах Российской Федерации.

    Последняя редакция документа датируется 20 сентября 2019 года за номером № АМ-23-р.

    Внимание! Если произошел перерасход топлива, масла или иных материалов, то сохраняйте путевые листы и включайте в них максимум информации. Так вы сможете оправдать перед ФНС свои повышенные расходы на бензин. Оправдаться можно и заверенным отчетом о топливных затратах. Без ошибок оформить путевой лист поможет статья «Правильный путевой лист оправдает расходы на ГСМ и зарплату водителя».

    Каким образом рассчитать норму расхода топлива в 2019 году

    Нормы топлива в 2019 году можно брать:

  • Из норм утвержденных транспортным ведомством РФ (скачать их можно выше);
  • Из технического паспорта эксплуатационного автомобиля;
  • Исходить из фактических расходов ГСМ.
  • Удобнее всего пользоваться уже готовыми стандартами Минтранса в последней редакции 2019. Там указан базовый расход топлива для конкретного автомобиля, в том числе иностранного производства, или иного движущего средства (автобусы, микроавтобусы, дорожные машины и т.д.).

    Таблица: Нормы списания ГСМ (Минтранс РФ)

    Марка машины

    Расход топлива литров на 100 км.

    Вид топлива

    Audi A4 1.6 (4L-1,595-101-5M

    ГАЗ-221400 «Газель» (14 мест) (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5М)

    ГАЗ-221400 «Газель» (14 мест) (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-4М)

    ГАЗ-2217 (6 мест) (ЗМЗ-40630Д-4L-2,3-98-5М)

    Обратите внимание, для специальных машин, где расход считается исходя из особенностей их эксплуатации.

    Например, бурильные установки. Норма расхода топлива для них дана как в литрах на 100 км. пробега, так и в литрах за час работы.

    Норму в литрах на 100 км нужно умножить на добавочный коэффициент. Все коэффициенты прописаны в самом начале норм Минтранспорта в последней редакции.

    Вид коэффициента

    Что влияет на коэффициент

    Размер коэффициента

    В условиях зимы и севера выше, в условиях лета и юга меньше.

    5% — 20%, но если речь идет о снежных буранах, заносах ледниковых, природных катаклизмах (пожары, наводнения) то может быть и до 50%

    Зависит от населения города или крупного поселка. Растет по мере увеличения жителей.

    от 5% — населенный пункт с населением до 100 000 человек до

    35% — город с населением свыше 5 миллионов человек

    Для машин от 5 лет и старше. Чем дольше служит транспортное средство, тем выше коэффициент.

    от 5% — автомобилю 5 лет и пробег не меньше, чем 100 000 км. До

    10% — автомобилю не менее 8 лет и пробег 150 000км.

    Увеличивается с повышением ландшафта местности.

    5% — предгорье (до 800 м.) — до

    20% — высокогорье (3000 м.)

    Для дорожно-строительного транспорта

    В таблице приведены лишь самые распространенные и часто употребляемые коэффициенты, на самом деле их больше. Есть, допустим, коэффициент на использование в машине климатической техники и т.д.

    Важно! Не запрещается применять сразу несколько повышающих коэффициентов, если вы эксплуатируете транспорт в соответствующих условиях.

    Как утвердить нормы расхода топлива на 2019 год

    Чтобы избежать разборок и судебных тяжб с налоговой утверждать свои значения по всем правилам и обоснованно. Хотя обоснованность – дело очень тонкое, так как закон не запрещает компания и ИП тратить топливо по их желанию.

    В качестве обоснования топливных затрат подойдут и повышающие коэффициенты, поэтому не забывайте про них.

    Например, вашему автомобилю 12 лет. Ваша фирма пользуется им в южном высокогорном регионе (2500 метров) в городе с населением 300 000 человек. Таким образом, в зимний период вы сможете увеличить норму за 100 км на 5% — за зимний сезон в условиях юга; на 10% — региональный коэффициент; 15% — за ландшафт.

    Норма расхода топлива в 2019 году должна быть зафиксирована в приказе руководителя. На какой срок составлять приказ, фирма решает сама, исходя из частоты условий эксплуатации машины.

    Не стоит делать приказ ежегодно, более целесообразно разработать сезонные, особенно это касается регионов с ярко выраженной сменой климата зима-лето. Приказ составляется в свободной форме, но с включением обязательных параметров:

    1. Полное наименование организации;
    2. Номер приказа, дата;
    3. Срок, на который устанавливается норма;
    4. Марка транспортного средства и его регистрационный номер;
    5. Норма расхода бензина (дизеля);
    6. Обоснование;
    7. Подпись руководителя с расшифровкой.

    В приказ можно включать одновременно несколько транспортных средств. Приказ меняется, если предприятие приобрело новую машину, списало старую, либо поменялись условия эксплуатации, повлекшие за собой изменения потребления топлива.

    Если использовались добавочные коэффициенты, то лучше издать по ним отдельное распоряжение, делая акцент на нормы расхода топлива Минтранса в последней редакции. То есть, вы как бы обосновываете увеличение расходов нормативными документами. Но в принципе это страховочная мера, и можно обойтись без нее.

    По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

    Количество топлива, подлежащее списанию на затраты (л)

    Остаток топлива при выезде автомобиля (л)

    Количество топлива, заправленного в бак автомобиля (л)

    Остаток топлива на конец дня (л)

    Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01)

    Читайте так же:  Федеральный закон от г. Гражданский кодекс ст 62

    admin