ОСАГО не спасет»: как автомобилистов ставят на деньги. Лимит выплаты по осаго закон

Содержание:

«ОСАГО не спасет»: как автомобилистов ставят на деньги

Получив на руки полис ОСАГО, подавляющее большинство автомобилистов уверено, что в случае совершения ими ДТП с пострадавшей стороной за них расплатится страховая компания. По крайней мере, если ущерб не превышает установленного страхового лимита. Ситуация, о которой пойдет речь, показывает, что это далеко не так.

Автогражданская безответственность

В 2016 году Алексей Банковский стал виновником ДТП. Как рассказал он сам «Ридусу», его автогражданская ответственность была застрахована в компании «Тинькофф Страхование». Поскольку сумма ущерба, нанесенного им автомобилю другого участника аварии, была заведомо меньше лимита выплат по ОСАГО, Алексей, будучи уверенным, что его СК уладит все вопросы, не придал этому событию особого значения.

Однако летом 2019 года стало ясно, что быстрого решения у этой истории не будет. Страховая компания потерпевшего от его действий — СК «Согласие» — подала в суд иск к Банковскому на сумму 12 138 рублей. Суд вынес решение в пользу истца.

Эта странная цифра представляет собой разницу между стоимостью ремонта пострадавшего автомобиля по КАСКО, оплаченного СК «Согласие» (31 238 рублей) и страховым покрытием по ОСАГО, выплаченным страховщиком Банковского, СК «Тинькофф Страхование». Оно равнялось 19 100 рублям с учетом износа поврежденных деталей и 21 826 рублям без учета оного.

Сумма покрытия была рассчитана по результатам экспертизы, проведенной ООО «Межрегиональный экспертно-технический центр» по заказу СК «Согласие».

Немаловажно и то, что, в соответствии с документами (имеются в распоряжении «Ридуса»), пострадавший от действий Банковского автомобиль был направлен СК «Согласие» на экспертизу уже после ремонта.

Почему я, имея полис ОСАГО с покрытием 400 тысяч рублей, обязан доплачивать пострадавшему за ремонт его авто, если ущерб десятикратно покрывается страховой суммой? — недоумевает Алексей Банковский.

«Ридус» попытался отыскать ответ на этот вполне логичный вопрос.

На первый взгляд, возмущение Алексея в самом деле оправданно.

Почему пострадавший автомобиль был отправлен на ремонт до получения заключения экспертизы? Почему ремонт был осуществлен на сумму, существенно превосходящую указанную в заключении экспертизы, даже с учетом износа? Почему претензия в адрес страховой компании Банковского была направлена на сумму, указанную в заключении экспертизы, а не на реальную сумму ремонта?

И главное: почему разница между реальной стоимостью ремонта и выплатой страховой компанией Банковского была взыскана с него, а не с СК «Тинькофф Страхование», при том что стоимость ремонта не превышает лимитов ОСАГО?

Эти вопросы мы задали страховой компании «Согласие», как истцу по судебному спору. Нельзя сказать, что общение с представителем СК проходило в атмосфере сотрудничества и полного взаимопонимания.

Представитель СК «Согласие» Елена Григорьева прежде всего дала «Ридусу» дельный совет — писать о действительно важных национальных проблемах, а не тратить свое и ее время на «выяснение ерунды».

Закон об ОСАГО действует уже более десяти лет, и кому-то все еще интересно это обсуждать? Вы бы нашли якобы мухлюющие с расценками автосервисы и послали запрос не только в нашу компанию, а еще в сто других. Тогда это был бы хороший обзорный материал, — высказала она свое видение редакционной политики «Ридуса».

Григорьева сообщила, что запрос «Ридуса» на самом деле обсуждался с юристами компании. Но на прямой вопрос, к какому заключению они пришли, сообщила, что «это не важно».

Позднее госпожа Григорьева все же прислала ссылки на ряд законодательных актов (ГК РФ, закон № 40-ФЗ об ОСАГО, Конституцию РФ, решения Конституционного суда) в обосновании законности требований СК «Согласие» к Банковскому.

Общий смысл этих ссылок сводится к тому, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может подменять собой институт обязательств, регламентируемый главой 59 ГК РФ, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший.

С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с данным Федеральным законом, — закон об ОСАГО.

Именно на это указал и Конституционный суд РФ в марте 2017 года. В силу указанного выше, страховщик вправе в порядке ст. 15, п. 1, ст. 1064, ст. 1072 и п. 1 ст. 1079 предъявить требования непосредственно к причинителю вреда в части суммы, превышающей страховое возмещение, установленное законом об ОСАГО.

В компании «Тинькофф Страхование» «Ридусу» отказались разъяснить, почему компания не выплатила полную сумму ремонта автомобиля, пострадавшего от действий их клиента (при том что страховое покрытие по ОСАГО многократно ее превышает). Представители СК сослались на невозможность комментировать ситуации, затрагивающие интересы этих самых клиентов.

С паршивого страхователя

Бывший сотрудник одной из страховых компаний Сергей Казанцев в целом подтвердил «Ридусу», что ситуация, в которой оказался Банковский, действительно совершенно рутинная: «Страховые компании всегда стараются минимизировать выплаты и взять с виновника ДТП по максимуму».

Для этого страховые компании имеют «прикормленные» автосервисы, куда направляют машины своих клиентов, и там производят ремонт по ценам, заведомо превышающим экспертную оценку. Расчет здесь простой: стоимость ремонта, указанную в экспертной оценке и согласно установленным тарифам Союза автостраховщиков, выплачивает страховщик противоположной стороны. А разницу между официальной и фактической стоимостью компания пострадавшего кладет себе в карман, — объясняет он механизм образования этой «прибавочной стоимости».

По мнению Казанцева, ссылки страховщиков на то, что реальная стоимость ремонта превысила ту, которую определила экспертиза, не могут являться головной болью виновника ДТП. «Поэтому их требования к Банковскому незаконны», — настаивает он.

Проблема в том, что из-за спора о нескольких тысячах или даже десятках тысяч рублей большинство автомобилистов не считают рациональным входить в энерго- и времязатратные судебные процессы, копаться в справочниках РСА, нанимать адвокатов Потому что по большинству таких ДТП доплаты составляют меньшие суммы, чем те, что уйдут на оплату юристов, не говоря уже про безвозвратно убитые нервные клетки. Страховщики же и вступившие с ними в сговор СТО именно на это и рассчитывают: с миру по нитке, компании — прибыль, учитывая количество страховых случаев.

То, с чем столкнулся Алексей Банковский, — чистой воды развод. Страховая потерпевшего поставила машину своего клиента на «свою» СТО, где расценки в полтора раза выше указанных в справочниках РСА. В данном случае «Тинькофф» заплатил «Согласию» по полису ОСАГО исходя из расценок РСА. А вся разница вылилась на виновника, — формулирует суть данной истории Казанцев.

Закон коряв, но он закон

Несмотря на солидную нормативно-правовую базу, представленную СК «Согласие», нас не оставляло ощущение, что что-то здесь не так. И слова Казанцева только укрепляли нас в этом ощущении.

Если статьи ГК РФ и прочие документы имеют больший вес, чем полис ОСАГО, то какой смысл тогда в последнем вообще? За что страхователь платит немалые взносы страховщику, если тот в критический момент отказывается платить по счетам?

Чем с большим количеством автоюристов и страховых экспертов мы разговаривали, тем сильнее становилось ощущение, что в сфере автогражданской ответственности страховые компании руководствуются принципом «Обещать — не значит жениться». Но автовладельцы идут на условия страхователей по двум причинам: во-первых, без полиса ОСАГО вообще нельзя садиться за руль.

Во-вторых, в пользу страховщиков, как мы выяснили, работает юридический принцип, о котором вряд ли осведомлен кто-либо из страхователей до той минуты, когда ему приходит повестка в суд. (Те же, кто водит аккуратно и в ДТП не попадает, могут прожить долго и счастливо, так и не узнав, что это за принцип такой.)

Принцип этот называется труднопроизносимым словом «суброгация». Это когда к страховщику, выплатившему возмещение своему страхователю, переходит право требовать покрытие убытков с причинителя вреда, согласно ст. 965 ГК РФ.

Эта маленькая правовая деталь действительно представляет собой серьезную опасность для всех обладателей полиса ОСАГО.

Суброгация фактически превращает эти полисы в фикцию даже в тех случаях, когда сумма ущерба оказывается ниже страхового покрытия. И получается, что выплаты по суброгации могут оказаться любыми, так как верхнего предела стоимости ремонта не существует по умолчанию.

Как сказал «Ридусу» сам Алексей Банковский, ему еще повезло, что доплата составила всего 12 тысяч с небольшим, а не, скажем, 200 тысяч рублей. «И хорошо, если вы вовремя получите повестку и решения суда, а не узнаете о своем долге на границе», — говорит он.

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если этот закон кажется корявым с точки зрения здравого смысла. Это противоречие разрешил 10 марта 2017 года Конституционный суд РФ.

Он признал законным право потерпевшего получить компенсацию всей суммы, затраченной на ремонт, а не только рассчитанной по документу с длинным названием «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов».

Таким образом, получается, что страховщик потерпевшего в самом деле имел право требовать с виновника компенсацию разницы между осаговской и реальной стоимостью ремонта авто.

Как быть, кому жаловаться

Во Всероссийском союзе страховщиков тем не менее не считают эту (и подобные ей) ситуации столь уж однозначно проигрышными для виновников ДТП.

В частности, СК «Согласие» не могла выдать своему клиенту направление на ремонт до того, как был проведен осмотр поврежденного транспортного средства потерпевшего или его независимая техническая экспертиза, сказали «Ридусу» в ВСС.

О том, как по максимуму избежать таких ситуаций, рассказал «Ридусу» (и всем автомобилистам) зам. исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

В тех случаях, когда виновник ДТП оказывается вынужденным доплачивать за ремонт чужой машины, он виноват не только в самой аварии, но и в том, что не сообщил в 5-дневный срок об этом в свою страховую компанию, как того требует закон об ОСАГО. А незнание закона — или нежелание его выполнять — никак не освобождает от ответственности, — подтвердил он.

В случае своевременного оповещения виновником аварии собственной страховой компании у последней есть необходимое время для того, чтобы приступить к выполнению своих обязательств перед клиентом по ОСАГО. Это означает, что ответственность за ремонт поврежденного автомобиля будет лежать полностью на ней, что исключает возможности манипуляций с завышением его цены (за ремонт платит сама СК). По крайней мере, если эта стоимость находится в рамках страхового лимита.

Читайте так же:  Отбор проб воздуха. Общие требования к отбору проб

При этом, с 1 января 2019 года если пострадавший выбирает ремонт, а не денежную выплату, то осмотр и ремонтные работы будет проводить СТО не по выбору потерпевшего, а та с которым страховая компания заключила договор о сотрудничестве.

В случае, когда за ремонт берется СК пострадавшей стороны (если машина застрахована по КАСКО), не связанная с виновником (и его страховой) какими-либо обязательствами, суброгация практически неизбежна. Страховой компании пострадавшего нет надобности выискивать оптимальные расценки и втискиваясь в жесткие нормативы. Все затраты впоследствии будут переадресованы ею виновнику ДТП и его страховой.

Это не чья-то бюрократическая выдумка, а следствие реального процесса восстановления автомобиля в сервисе, объясняет Ефремов.

Страховщик виновной стороны хочет быть уверенным, что пострадавшая сторона выставляет ей счет, в котором отражены реальные затраты на ремонт, а не накрученные в соответствии с аппетитами СТО. Поэтому страховщик торопится увидеть реальное состояние автомашины как можно скорее после ДТП, пока к ней не прикоснулась рука ремонтника, — говорит он.

Впрочем, оперативное обращение в свою страховую после совершения ДТП не является абсолютной гарантией того, что та сразу же бросится отстаивать интересы своего клиента по ОСАГО. Очевидно, что многое будет зависеть от ее политики по отношению к клиентам и. «коллегам» по рынку, в лице СК, представляющих потерпевшую сторону. Вполне возможно, что отстаиванию реноме клиентоориентированной компании, в ряде случаев страховая предпочтет отделаться формальной выплатой на основе установленных нормативов.

Happy end отменяется

Последний гвоздь в наши «поиски справедливости» вбил эксперт по автострахованию Дмитрий Руденков, который уверил нас, что мы пытаемся пролезть в игольное ушко.

Какого-то универсального рецепта, чтобы ездить на автомобиле со спокойной душой, в самом деле не существует, сказал он.

Если у вас есть ОСАГО, все равно стоимость реального ремонта может отличаться от стоимости, рассчитанной по экспертной оценке и по таблицам Единой методики, потому что эти таблицы не могут диктовать автосервисам, какую цену за запчасти просить. Это как повезет: уложится сервис в сумму методики — вы никому ничего не должны. Не уложится — придется доплачивать разницу, — сказал он «Ридусу».

Даже приобретение ДСАГО («расширения») не дает гарантии, что на вас не повесят ответственность по суброгации, подчеркивает Руденков.

Страховые компании, как правило, при заключении ДСАГО оговаривают франшизу, то есть сумму, в пределах которой страховщик снимает с себя ответственность по компенсации за страховой случай. Эта франшиза может достигать 400 тысяч рублей, то есть «минималки» по ОСАГО. В таком случае, чтобы получить что-либо по расширению, вам надо повредить чужой автомобиль на сумму, не меньшую, чем франшиза, а это надо очень постараться, — объясняет он.

Можно представить себе фантастическую ситуацию, когда обладатель ДСАГО — виновник ДТП, видя, что нанесенный им ущерб не дотягивает до предела, с которого прекращается франшиза, достает молоток и начинает крушить пострадавший автомобиль, чтобы превысить требуемую сумму и тем самым устроить «суброгацию наоборот» — перевести ответственность на своего страхователя.

При всей бредовости такого допущения это именно то, к чему гипотетически подталкивает виновника ДТП существующая система страхования вкупе с Гражданским кодексом и законом об ОСАГО.

Выход один — заключать договор ДСАГО в такой страховой компании, которая не оговаривает франшизу. «Если только вам такую удастся найти», — предупреждает эксперт.

Конечно, добавляет он, всегда можно пойти в суд как последнюю линию обороны: сделать собственную экспертизу и эти данные предъявить в составе иска к страховой компании, пытаясь доказать, что та существенно превысила сумму ущерба.

Но, как уже было дважды сказано другими экспертами, большинство людей, если они не клинические сутяжники, вряд ли будут заниматься судебными тяжбами при том относительно небольшом ущербе, какой фиксируется в большинстве аварий. Они предпочитают заплатить эти несколько тысяч или десятков тысяч, но сберечь нервы. Хотя, как в анекдоте, осадочек остается надолго.

Законодатели признают, что такая проблема в самом деле существует, сообщил «Ридусу» депутат Госдумы Ярослав Нилов.

К нам поступали обращения по подобным ситуациям, когда из-за того, что нанесенный ущерб рассчитывался по разным методикам, с виновников ДТП через суд взыскивалась разница. Мы запросили Центральный банк, в котором тоже согласились, что такая проблема существует, — сказал он.

Некоторое время назад в Госдуме прошли слушания на тему совершенствования федерального закона об ОСАГО, однако в защиту прав автоводителей выступающие если и говорили, то в самых общих словах. В основном же страховщики жаловались депутатам и друг другу на тяжелую жизнь и мошенничество со стороны тех самых водителей. Об отмене суброгации и других приемов, используемых страховщиками в отношении виновников ДТП, говорить они даже не собираются.

Из чего напрашивается вывод, что ситуации, подобные той, в которой оказался Алексей Банковский, будут повторяться и дальше. Это вполне объяснимо, учитывая выгодность подобного положения дел для самих СК, располагающих значительными лоббистскими возможностями на всех этажах государственной власти.

Что же касается автомобилистов, то всем им следует понимать, что, в отличие от большинства развитых стран, в России полис ОСАГО не является абсолютной гарантией от того, что виновнику ДТП не придется платить из своего собственного кармана. Даже в том случае, если нанесенный ущерб полностью перекрывается установленным страховым лимитом.

Лимит ответственности по ОСАГО. Неоправданный минимализм.

Закон «Об ОСАГО» увечил лимит ответственности по ОСАГО. Нововведение распространяется, как и на физических лиц, так и на юридических.

Автомобильное страхование – процедура для любого водителя, что дорожит собственным имуществом и готов при возникновении нежелательных последствий получить компенсацию.

Начиная с апреля обновился закон «Об ОСАГО» для водителей, увеличив лимит ответственности по ОСАГО. Нововведение распространяется, как и на физических лиц, так и на юридических.

Теперь, если во время возникновения ДТП нанесен ущерб здоровью человека, то максимальный размер страховки составит до 500 000 р. Авария, где пострадало сразу несколько машин будет рассчитываться по той же сумме на каждого человека отдельно.

Смерть во время столкновения оценивается денежным обеспечением близким родственникам в размере 25 000 р., вычитаемые из страховых выплат при ДТП. Существует и ряд иных различий, а также подводных камней от компаний.

Страховые компенсации: отличие прошлого от настоящего

Приченный ущерб во время аварий часто ударяет по кошелькам владельцев, но не идет в сравнение с тем, какие затраты может понести бюджет страховых компаний, если бы каждый из пострадавших получал выплаты превышающие себестоимость автомобиля.

По данной причине и был введен лимит ответственности по ОСАГО, максимальная величина которого притерпела уже несколько изменений.

Сопоставив вместе статистические данные максимальной суммы страховой выплаты до октября 2014 года и после нововведения с начала апреля 2015 года, предоставляется возможность визуально сравнить цифры и увидеть разницу:

  • Имущественный ущерб авто нескольких пострадавших, оценен до 160 т.р., после – 400 т.р. каждому;
  • Повреждение имущества с одним потерпевшим обеспечивалось страхованием до 120 т.р, после – 400 т.р.;
  • Ущерб, нанесенный здоровью человеку ранее оплачивался до 160 т.р., после – 500 т.р.

Лимит компенсаций 2019 года

Возможность возмещения, без длительного судебного разбирательства с виновником – преимущество страхования.

Действительно, спокойствие свойственно уверенным в себе людям, не теряющихся в тяжелых обстоятельствах: имея страховой полис на руках, невиновному нет повода для беспокойств.

Н а 2019 год размеры лимита ответственности по ОСАГО прописаны в нормативно-правовых актах ГК РФ, а именно — ФЗ №40.

  • Авария нанесла небольшой или значительный вред здоровью пострадавшего. В данном случае предусмотрена компенсация до 500000 рублей каждому потерпевшему вне зависимости от их числа.
  • Повреждение автомобиля, полученное во время ДТП. После оценки причиненного ущерба, пострадавшая сторона (или несколько) получает до 400000 рублей.
  • Услуги по восстановительному ремонту оплачивается до 50000 рублей.
  • Авария со смертельными последствиями. Получить государственное обеспечение на похороны могут родственники пострадавшего третьего лица в размере до 475 000 рублей.
  • Страховая выплата без ГИБДД по специальному европоротоколу. Данный вид оценивается до 50000 рублей.
  • Компенсация: как получить максимум

    Компании, выдающие полисы пусть и работают по обновленной законодательной системе, где размер обеспечения пострадавших повысился, но получение максимальной страховой выплаты по ОСАГО удается далеко не всем. Более того, гражданам часто выплачивают минимальную сумму.

    Связана рассматриваемая ситуация с тем, что во время оценки ущерба, причиненного из-за столкновения, компания учитывает и количество пострадавших, и износ имущества, и, в случаях, когда ДТП закончилось летальным исходом, число смертей.

    Оценщики имеют привычку не превышать минимального размера компенсации, когда дело касается водителей отечественных авто. В итоге, денег котрые получает автовладелец бывает недостаточно для обеспечения качественного ремонта, не говоря о полноценном восстановлении.

    Конечно лучше достигнуть соглашения со страховщиком вне суда, но, если те не собираются идти на компромиссы, придется судиться. При этом пострадавшему придется оплатить независимую экспертизу, чтобы предоставить отчет оценщика в качестве доказательства.

    Если вы уверены, что страховщик занизил страховые выплаты, то незамедлительно подготавливайте претензию к страховщику и готовьте себя для ведения дела в суде Помните, что основная задача страховых компаний, занимающихся ОСАГО, это блюсти интересы собственных клиентов.

    Столкновение на дороге заставляет нервничать даже самого смелого человека, поскольку никто и никогда не сможет предсказать подобный исход событий.

    Лимит страховой выплаты по ОСАГО после ДТП

    Лимит выплаты по осаго закон

    Мы создали новое приложение. Оно стало гораздо быстрее и комфортнее.

    Комментировать стало проще

    У нас хорошие новости для читателей, которые любят комментировать новости! Теперь не нужно подтверждать, что ты не робот и выбирать светофоры или витрины на картинках — наши разработчики избавили Вас от этих моментов.

    Друзья! Теперь можно посмотреть подробности об авторах материалов — они стали кликабельны на сайте под текстами.

    У каждого указана личная почта — пишите напрямую журналисту, которому доверяете!

    Заглядываем в гараж к первым лицам Красноярска: на чем ездят мэр и его подчиненные

    Выше неба: смотрим, какие виды открываются с самых высоких зданий Красноярска

    Приговор на 18 лет за пару минут: расчетливые бабы, или сколько надо платить алиментов

    Многодетная мать 2 месяца кормила семью угоном велосипедов. Теперь ей светит реальный срок

    Власти решили создать свое приложение о загрязнении воздуха Красноярска

    Показываем реальные зарплаты красноярских врачей в одной картинке

    Видео: очевидцы бросились тушить на ходу вспыхнувший автокран

    У кошачьих генет в «Роевом ручье» родились щенки. Они смешно пищат и кушают из бутылочки

    В знаменитом после прямой линии Путина 3-м мкрн «Солнечного» начали строить спорный детский сад

    Ставка на собственные технологии: «Яндекс.Такси» запустилось в Румынии и Гане под брендом Yango

    «Он ее лупил. Она пила»: История семьи, в которой мальчик 2 суток пробыл в квартире с телом отца

    Какую онлайн-кассу купить, чтобы не пришлось платить дважды

    «Надо предупреждать»: в отказе Azur Air кормить пассажиров на рейсах до 5 часов найдены нарушения

    Гидравлические испытания в Красноярске для удобства горожан впервые будут проводиться ночью

    «Хочется забыть тот день. Потроллили школу»: о чем говорят отведавшие торт-«надгробие» выпускники

    «Ростелеком» встретил «Лето в Красноярске» вместе со школьниками

    Банда из Норильска наладила торговлю солями с Сахалином и Камчаткой и теперь идет под суд

    Расходы на Универсиаду существенно выросли после ее официального завершения

    Блондинка из топ-100 конкурса от журнала MAXIM снялась в откровенной фотосессии для выхода в финал

    Красноярский край занял первое место в России по качеству и доступности услуг в сфере занятости

    Постояльца выгнали из хостела за распитие спиртного. Он вооружился палкой с гвоздями и вернулся

    Обманул всех: водитель хотел объехать перекресток по встречке и устроил аварию

    «Любовные сцены и грим из фильмов ужасов»: модель из Канска снялась в клипах с актёром из «Горько»

    Родители ворвались в школу в масках и выкрали задания ЕГЭ. Это новый клип в подарок детям

    Прямо сейчас в Красноярске устанавливают новые камеры фиксации нарушений. Когда придут штрафы

    Жители нескольких деревень в Ирбейском остались заблокированы из-за затопленных дорог

    Шесть аргументов «за»: эксперты рассказали, почему не стоит бояться займов под залог

    Вечером пятницы из кранов жителей Свердловского и Кировского районов исчезнет холодная вода

    Выпивайте с оглядкой: аварии в пьяном виде приравняли к тяжким преступлениям

    Реконструкция кинотеатра «Родина» застопорилась из-за судебных тяжб с УФАС

    Ребенок выпал из окна второго этажа вслед за москитной сеткой

    Жара за 30 градусов и облачность ожидают красноярцев в выходные

    Как выгодно арендовать машину, путешествуя по странам Европы. Советы путешественника

    Yota всё объяснит в новой рекламной кампании

    Видео: упавший с высоты кот помял крышу иномарки. Его плач растрогал хозяина авто и соцсети

    «Квест по ямам и дорогам без тротуаров»: жительница Красноярска в красках описала путь до детсада

    2ГИС стала онлайн показывать движение автобусов и их прибытие на остановки

    Уборщицу оштрафовали за оскорбления приставов в соцсети. Она во всем обвинила T9

    Эксперты из Красноярска разобрали состав популярных кормов для животных и нашли несоответствия

    Дырявое ОСАГО подлатали: страховым запретили ловить клиентов на мелочах

    Новый закон об автогражданке снимает массу популярных противоречий

    Читайте так же:  Ассоциация регрессологов. Адвокат тонкого мира

    Законотворцы закрыли ряд лазеек, которые позволяли страховым необоснованно обогащаться, а заодно уточнили порядок компенсации, если страховые участников обанкротились

    Новая редакция закона об ОСАГО вступает в силу постепенно: первая порция изменений работает уже с 1 мая, часть пунктов — с 1 июня, но в течение года нас ждут еще три «апгрейда». Мы познакомились с новым законом и обнаружили, что изменения решают ряд больных вопросов как для автомобилистов, так и для страховых.

    О регрессе пешеходам и ответственности РСА

    Например, мы рассказывали о популярной уловке страховых при выплате по системе «европротокол»: если виновник в течение пяти дней не передал страховщикам свой экземпляр извещения о ДТП, сумму выплаты с него взыскивали в порядке регресса. Фактически виновника ловили на мелкой бюрократической ошибке, а затем вынуждали оплачивать ущерб, как если бы у него не было ОСАГО. Теперь эту лавочку прикрыли.

    — Не знаю, кто был инициатором этих поправок, но нужно поставить памятник, — смеётся автоюрист Лев Воропаев. — Инцидентов такого рода было много, и для страховых такая практика была, безусловно, выгодна.

    При наезде на пешехода, который выскочил под колёса с нарушением правил, водитель обязан компенсировать вред вне зависимости от своей виновности — этого требует статья 1079 Гражданского кодекса РФ, которая относит автомобиль к источникам повышенной опасности. При наличии страховки вред компенсировался страховой (в пределах лимитов), но, если пешеход был всё-таки виновен, позже страховая могла предъявить к нему регрессные требования. Новая редакция закона запрещает делать это, хотя автомобилист по-прежнему может через суд взыскать с виновного пешехода ущерб, причинённый автомобилю.

    Довольно часто после ДТП выясняется, что страховая одной из сторон обанкротилась или потеряла лицензию. Новый закон уточняет ряд моментов, связанных с компенсационной выплатой, которую делает Российский союз автостраховщиков (РСА) из резервного фонда.

    — Допустим, виновник ДТП был пьяным, а обе страховые участников происшествия потеряли лицензии, — объясняет на примере эксперт Кирилл Смолин. — В этом случае РСА возместит ущерб пострадавшей стороне, но затем сможет взыскать всю сумму с инициатора аварии в порядке регресса: теперь закон это предусматривает.

    Если же потерпевший застрахован в компании, которая обанкротилась, он должен обращаться в страховую компанию виновника.

    — В законе прописали чётко, что в случае, если страховая виновника работает, пострадавший претендует на её прямую выплату, а не компенсационную выплату от РСА, — объясняет Кирилл Смолин.

    Проще говоря, выплаты от РСА оставлены на крайний случай, когда ни одна из страховых на момент ДТП не функционирует.

    В законе также прописали, что, если в аварии пострадал человек, а виновников несколько, их страховщики возмещают ущерб в равных долях в пределах страховой суммы.

    — Раньше страховая каждого участника ДТП должна была компенсировать вред здоровью или жизни в полном размере, то есть пострадавший получал, грубо говоря, двойную выплату, — напоминает Лев Воропаев. — Теперь же страховые делят эту ответственность, то есть суммарная выплата будет равна ущербу, который нанесён здоровью или жизни.

    Описанные выше изменения действуют уже в мае.

    Ущерб переходит по наследству

    С 1 июня этого года нас ждет еще одна порция изменений. Так, оформление по европротоколу разрешили при ДТП с автомобилем, зарегистрированным за границей, если у него есть «Зелёная карта» (аналог ОСАГО). Также уточнили, что расчёт неустойки ведётся со следующего дня за истечением срока, который отводится на выплату по закону.

    С июня же нас ждет изменение, которое грозит забюрокрачиванием споров по ОСАГО, потому что появляется новое звено — омбудсмен.

    — По инициативе ЦБ РФ все имущественные споры по ОСАГО в обязательном порядке будет рассматривать финансовый уполномоченный (омбудсмен), — поясняет специалист Ярослав Королев. — Потребителю, недовольному выплатой, перед подачей иска к страховщику придется обратиться сначала к омбудсмену, который обязан рассмотреть жалобу в течение 15 рабочих дней. Для потребителя эта услуга бесплатна, а страховщики и автоюристы будут оплачивать работу уполномоченного, причем суммы достаточно внушительные: до 45 тысяч в первом случае и до 15 тысяч рублей во втором. Как именно станет работать этот механизм, пока не вполне понятно, тем более специальной защищенной системы документооборота для работы омбудсменов, как я понимаю, пока нет.

    Еще одно отличие новой редакции закона — это возможность обратиться за компенсацией вреда здоровью в РСА не только потерпевшему, но и его наследнику.

    — Раньше сделать это мог лишь сам пострадавший или его иждивенцы, но теперь в список добавили и наследников, — объясняет Кирилл Смолин.

    За компенсационной выплатой в РСА нужно обратиться в течение трёх лет, причём этот срок отсчитывается от разных событий.

    — Это зависит от характера ущерба, например, если был вред здоровью, ждут выздоровления человека, чтобы уточнить характер травм, и уже с этого момента отсчитывают три года, — говорит Кирилл Смолин.

    Новая редакция закона позволяет взыскивать с РСА пени за просрочки платежа, но выводит компенсационные выплаты из-под действия закона «О защите прав потребителей».

    — Все штрафные санкции прописаны в законе об ОСАГО, поэтому речь идёт лишь о том, что к РСА нельзя будет предъявить требования компенсации морального вреда — именно эта возможность регулировалась законом «О защите прав потребителей», — уточняет Лев Воропаев.

    С октября европротокол должен стать основным способом оформления ДТП с двумя автомобилями и без пострадавших: лимит выплат возрастает в четыре раза

    Европротокол станет щедрее

    С 4 августа 2019 года изменятся правила регистрации автомобилей, например, возвращается «приписка» к региону: ставить машину на учёт можно будет только по месту прописки владельца, а код региона будет родным. Параллельно уточнено, что, если владелец совершает регистрационные действия, не связанные со сменой собственника, полис ОСАГО не требуется. То есть восстанавливать утерянные документы или менять данные о регистрации можно и без страховки.

    С сентября упраздняется понятие «Бланк извещения о ДТП», поскольку страховщики переходят на электронный документооборот с помощью портала госуслуг.

    А систему «европротокол» ждёт своеобразная революция в октябре этого года. Так, если водители не имеют разногласий, а обстоятельства ДТП зафиксированы с помощью технических средств, лимит по выплатам возрастает для всех регионов до 400 тысяч рублей. При отсутствии видеофиксации лимит остаётся прежним — 100 тысяч.

    — Под техническими средствами понимаются две системы: либо ЭРА-ГЛОНАСС, если она установлена в автомобиле, либо средства видеозаписи вроде смартфона, но с установленным приложением РСА, которое исключает корректировку передаваемых данных, включая дату и место происшествия, — добавляет Лев Воропаев.

    Мы регулярно пишем о подводных камнях обязательной страховки. Так, при покупке ОСАГО страховщики могут применить систему «Единый агент», обязав застраховаться в иногородней компании. Это может спровоцировать ряд сложностей при получении выплат.

    С начала года расширились тарифные коридоры по ОСАГО: страховым разрешили как поднять максимальную стоимость страховки, так и более активно демпинговать. Вот как изменились цены на ОСАГО.

    Верховный суд рассказал, когда страховая должна заплатить неустойку

    В результате ДТП, которое произошло 11 сентября 2015 года, пострадал автомобиль Игоря Кольского*. Страхователь 29 сентября обратился в СПАО «Ингосстрах» с заявлением о прямом возмещении убытков. Страховая, опираясь на экспертное заключение ООО «АПЭКС ГРУП», 19 октября выплатила Кольскому 206 600 руб. Пострадавший провел независимую техническую экспертизу, которая показала: размер ущерба занижен. На ее основе Кольский почти через пять месяцев, 18 марта 2016 года, обратился в страховую с претензией. Он просил выплатить страховое возмещение в размере 87 008 руб., неустойку, а также возместить расходы на оплату услуг эксперта в размере 13 000 руб. СПАО «Ингосстрах» 22 марта доплатило ему 100 008 руб.

    По закону у страховщика есть 20 дней на выплату страхового возмещения; в случае нарушения этого срока с него взыскивается неустойка за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 закона об ОСАГО). Кольский решил, что «Ингосстрах» должен был выплатить ему полную сумму возмещения 20 октября 2015 года, а не 22 марта 2016 года, и подал на страховую в суд. Он просил взыскать 133 992 руб. неустойки за просрочку выплаты страхового возмещения, оплатить 5 500 руб. за юридическую помощь по досудебному урегулированию спора, возместить 15 000 руб. за услуги представителя и компенсировать 10 000 руб. морального вреда.

    ИСТЕЦ: Игорь Кольский*

    ОТВЕТЧИК: СПАО «Ингосстрах»

    СПОР: О взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда за несвоевременную выплату страхового возмещения

    СУД: Верховный суд

    РЕШЕНИЕ: Отменить апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в апелляцию

    Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга отказал в удовлетворении иска. Он посчитал: ответчик выплатил страховое возмещение на двадцатый день после обращения истца с заявлением о выплате и произвел доплату на четвертый день после получения претензии. В связи с этим суд пришёл к выводу, что основания для взыскания с ответчика неустойки, компенсации морального вреда, расходов на оплату юридической помощи по досудебному урегулированию спора отсутствуют (п. 21 ст. 12, п. 1 ст. 161 закона об ОСАГО). Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с нижестоящей инстанцией, добавив, что выплата страхового возмещения произведена в полном объёме в установленные законом сроки.

    Когда дело дошло до Верховный суд, тот напомнил: обязанность по правильному определению размера возмещения лежит на страховщике. При этом невыплата страховщиком всей суммы после 20-ого дня уже свидетельствует о нарушении срока. Доплата страхового возмещения в порядке урегулирования претензии не освобождает страховщика от ответственности за нарушение сроков. Если сроки выплаты страхового возмещения были нарушены не из-за непреодолимой силы и не по вине потерпевшего, суды неправомерно освободили СПАО «Ингосстрах» от гражданско-правовой ответственности. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 78-КГ18-20). Пока еще оно не рассмотрено.

    Читайте так же:  Транспортный налог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2019-2019 г. Транспортный налог хмао в 2019 году

    Такой поход судов должен оказать дисциплинирующее воздействие на страховщиков и снизить количество случаев неправильного определения страховщиком суммы страхового возмещения

    Игорь Грицай, старший юрист Гражданско-правового департамента ЮФ «КЛИФФ»

    «Судебная коллегия ВС исправила очевидную ошибку. Нижестоящие суды почему-то посчитали, что страховщик не считается просрочившим страховое возмещение по ОСАГО, если он добровольно выплатил его на основании претензии страхователя в установленный законом срок. Однако этот срок установлен для первоначальной страховой выплаты. ВС указал, что страховщик должен сразу выплатить всю причитающуюся страхователю сумму. Если же возмещение произведено не полностью, страховщик несет ответственность», – заявил юрист практик «Сделки и корпоративное право» и «Разрешение споров» санкт-петербургского офиса ЮФ «Борениус» Артем Берлин. «ВС обязал страховые компании считать сумму страхового возмещения исходя из общего размера выплат. Даже если застрахованный оспорит решение по сумме первоначальной выплаты, максимальный срок получения доплаты должен отсчитываться от дня принятия первоначального заявления потерпевшего», – сообщил руководитель Коммерческой практики ЮК BMS Law Firm Денис Фролов. «Исходя из обстоятельств спора, неустойка действительно должна была быть применена судами нижестоящих инстанций», – считает управляющий юрист Capital Legal Services Игорь Горохов. «Определение ВС окажет положительное влияние и на практику по спорам о выплате страховых возмещений, и на количество таких споров», – отметил старший юрист Гражданско-правового департамента ЮФ «КЛИФФ» Игорь Грицай.

    * – имя и фамилия изменены редакцией.

    Что изменилось в ОСАГО с мая 2019 года. И что точно изменится осенью

    Президент подписал очередной пакет поправок в закон об ОСАГО. Часть из них вступила в силу с 1 мая, что-то заработает в сентябре и октябре. Если у вас есть машина, это для вас. Вот основные поправки для водителей и пешеходов.

    По некоторым поправкам еще будут выходить разъяснения и меняться правила страхования. По закону на это есть несколько месяцев. Нужные программы тоже пока в разработке, или к ним есть вопросы. Будем следить за официальными новостями, но уже сейчас вводим вас в курс дела по поводу дат вступления в силу.

    Что меняется Когда заработает
    Виновные в ДТП пешеходы не будут возмещать ущерб, если пострадали в ДТП с 1 мая
    Регресса не будет, даже если виновник аварии по европротоколу вовремя не передал извещение страховщику с 1 мая
    Европротокол можно оформить через госуслуги с 1 сентября
    Возмещение по европротоколу вырастет до 400 тысяч по всей России, но только если использовать средства контроля ГЛОНАСС или специальное программное обеспечение с 1 октября
    За отказ от освидетельствования и алкоголь после ДТП могут предъявить регрессное требование — то есть заставят компенсировать выплату пострадавшему даже при наличии полиса ОСАГО с 29 октября
    При ДТП с участием иностранной машины при наличии у нее ОСАГО или зеленой карты можно оформить европротокол и получить прямое возмещение убытков с 29 октября
    При оформлении ОСАГО на машину без регистрации нужно подтвердить право собственности с 29 октября
    Бумажный полис необязательно возить с собой, хватит электронного. Их уравняли, но штраф пока не отменили с 29 октября
    Для возмещения вреда начнут принимать документы из МЧС и от скорой с 29 октября

    Пешеходы не будут возмещать ущерб, если они пострадали в ДТП, — с 1 мая

    По ОСАГО ответственность страхуют владельцы транспорта. А пешеходы — нет. Но иногда авария происходит по вине пешехода. Тогда страховая возмещала вред владельцу машины и могла требовать компенсацию с виноватого пешехода. Например, если две машины столкнулись из-за того, что одному водителю пришлось уходить от столкновения с пешеходом.

    Уже с 1 мая пешеходы не обязаны ничего возмещать, если они сами пострадали в ДТП. А если пешеход погиб, регрессное требование нельзя предъявить его наследникам.

    Виновник аварии не будет платить, если вовремя не предоставил страховщику европротокол, — с 1 мая

    Еще один повод для регресса — если виновник аварии, которую оформили по европротоколу, не отправил страховой компании заполненное извещение. Для этого был установлен срок — 5 рабочих дней после ДТП.

    С 1 мая это условие не работает. При этом обязанность сообщать в страховую о ДТП в течение пяти дней не отменяли. То есть если водитель не успел затормозить и стукнул бампер чьей-то машины, то он виновник ДТП. Так как ущерб небольшой, можно не вызывать инспекторов и оформить европротокол на месте. А потом оба водителя должны передать извещения в страховую компанию. Раньше, если виновник не успевал сделать это за пять дней, страховая могла предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму возмещения за ремонт бампера. Теперь только из-за нарушения сроков так сделать нельзя, но извещение все равно лучше отправлять вовремя.

    Европротокол можно оформлять на госуслугах — с 1 сентября

    Если в ДТП пострадали только машины, у водителей нет разногласий и сумма ущерба не превышает установленный лимит, можно не вызывать полицию, а оформить аварию по европротоколу. Для этого заполняют извещение и передают его страховщикам.

    Сейчас извещение нужно заполнять на бумаге. Еще существует приложение для оформления аварии без полиции, но когда мы его тестировали, было много вопросов к надежности такого варианта. С 1 сентября на портале госуслуг должен появиться сервис, через который можно будет заполнить европротокол в электронном виде.

    Скорее всего, он будет работать как подача заявления в загс: там нужна подтвержденная учетная запись и жениху, и невесте. А в случае с ОСАГО подтверждение потребуется от всех участников ДТП. Когда такой сервис появится, мы его проверим и расскажем, как все работает. Пока лучше оформлять извещение на бумаге или спросить у своей страховой компании, как получить возмещение без лишних документов.

    Европротокол до 400 тысяч будет действовать по всей России, но не сейчас, а с 1 октября

    Сейчас по европротоколу без полиции можно оформить ДТП с ущербом до 100 тысяч рублей. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области сумма выше — до 400 тысяч рублей. Но нужна фиксация с помощью специальных программ и средств контроля, которые не дадут исправить фото повреждений и отметят координаты. По факту отсутствуют обеспечивающие механику процесса нормальные сервисы и программное обеспечение, поэтому пока даже в Москве при крупном ущербе надежнее вызвать полицию.

    С 1 октября ограничение по регионам упраздняется. Теоретически по всей стране можно будет оформлять европротокол при ущербе до 400 тысяч рублей — при условии, что будут сделаны нормальные инструменты для граждан, обеспечивающие механику передачи данных в РСА.

    Но не спешите. С этим еще предстоит разобраться, оформление при крупном ущербе не такое, как при возмещении до 100 тысяч рублей. Там не получится заполнить извещение и разъехаться. Да и сейчас эти поправки еще не работают: они официально не вступили в силу. Но юристы в своих каналах уже написали, что новые условия европротокола заработали с 1 мая по всей стране. Это неправда. Если вы этому поверите и не вызовете полицию при крупном ущербе, то сможете рассчитывать максимум на 100 тысяч рублей, а то и вовсе останетесь без ремонта.

    Когда все заработает на практике, мы расскажем, чем фиксировать ДТП и как передавать информацию страховщикам. Пока в любой непонятной ситуации, в том числе при сомнениях по величине ущерба, вызывайте ГИБДД и оформляйте аварию с полным пакетом документов.

    Прямое возмещение ущерба можно получить при ДТП с участием иностранной машины с зеленой картой — с 29 октября

    Владелец автомобиля, зарегистрированного в другой стране, должен иметь полис страхования гражданской ответственности, если въезжает на территорию России. Это может быть полис ОСАГО, оформленный по российскому федеральному закону, или договор, заключенный в рамках международных систем страхования гражданской ответственности автовладельцев, — так называемая зеленая карта.

    С 29 октября после ДТП с участием иностранной машины и при наличии полиса «зеленая карта» можно будет обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев — Российскому союзу автостраховщиков. Также можно будет оформлять европротокол по стандартным правилам, действующим для ОСАГО.

    Если отказаться от освидетельствования, придется возмещать ущерб — с 29 октября

    Есть случаи, когда страховщик выплачивает потерпевшему возмещение, а потом предъявляет регрессное требование виновнику аварии. И хотя его ответственность застрахована и платить он вроде бы ничего не должен — придется. Список случаев, когда страховая компания заставит возвращать деньги, — в статье 14 закона об ОСАГО.

    Один из таких случаев — если виновник аварии был пьян. С 29 октября появится уточнение — регрессное требование предъявят не только пьяным, но и тем, кто:

    1. отказался от медицинского освидетельствования;
    2. выпил после ДТП, в котором участвовал.

    Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности — с 29 октября

    В закон об ОСАГО внесли уточнение, что полис покупает владелец машины, а не просто любой гражданин, выступающий страхователем. С 29 октября при заключении договора ОСАГО на еще не зарегистрированную машину нужно будет подтвердить право собственности. Для этого можно предъявить договор купли-продажи или другой документ.

    Бумажный и электронный полис станут равнозначными — с 29 октября

    Полис ОСАГО на специальном бланке будет приравнен к электронному договору ОСАГО — вариант выбирает тот, кто страхует. У каждого полиса есть уникальный номер, а все данные от страховой компании хранятся в общей базе Российского союза автостраховщиков.

    С 29 октября необязательно возить с собой бумажный полис или распечатку электронного. Полис ОСАГО можно предъявить в электронном виде. В законе нет уточнения, что такое электронный документ и может ли им быть снимок на экране смартфона. Возможно, это будет куар-код или еще какой-то формат. Ближе к осени при покупке полиса на всякий случай уточните в страховой компании, а пока возите бумажный документ.

    С октября сотрудник ГИБДД сможет и сам проверить наличие полиса по общей базе. Они и сейчас это делают, но бумагу все равно требуют. Теперь в законе будет условие, что бумажная копия электронного полиса — это вариант, а не обязательное требование. И оштрафовать за это не смогут. К тому времени, как поправки в закон об ОСАГО вступят в силу, еще должны появиться изменения в КоАП, который до сих пор содержит требование предъявлять полис сотруднику ГИБДД.

    штраф за отсутствие при себе полиса ОСАГО

    Документы для выплаты может оформить не только полиция, но и спасатели с врачами — с 29 октября

    Сейчас в законе упоминаются только документы от полиции или европротокол. Хотя справки ГИБДД уже давно не выдает и страховые компании не могут их требовать. Основной документ — это извещение. С 29 октября факт наступления страхового случая будет подтверждать справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники выезжали на место происшествия.

    Пригодится тем, у кого из-за аварии пострадало здоровье. Пешеходы и пассажиры тоже имеют право на возмещение вреда за счет ОСАГО. Но непонятно, что это будут за документы и у кого их просить. Справка из больницы не может заменить документы о ДТП. Как обычно, ждем разъяснений.

    admin