Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний ЖКХ. Требования к управляющим компаниям жкх

Содержание:

Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний ЖКХ

С 2015 года на ведение хозяйственной деятельности по содержанию многоквартирных домов следует иметь специальное разрешение. Соблюдая лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ, фирма может в короткие сроки получить документ, позволяющий работать в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Возможно, ужесточение требований к компаниям, занимающимся обслуживанием МКД, усложняет их работу, но, с другой стороны, оно вынуждает управляющие фирмы повышать качество сервиса.

Для чего нужна лицензия

Отсутствие точных требований к работе управляющих организаций, а также неэффективная система контроля привели к тому, что в деятельности фирм, занимающихся содержанием МКД, с каждым годом появлялось всё больше недочётов, а права владельцев жилплощади не были защищены в полной мере.

Лицензия на предпринимательскую деятельность, которую теперь должны получать УК, позволила создать некое органичение для входа на рынок. Это положительно повлияло на качество предоставляемых фирмами услуг.

Введение лицензирования не только обеспечивает отбор лучших компаний из имеющихся на рынке, но и побуждает организации, управляющие объектами жилого фонда, избегать погрешностей в работе, чтобы сохранить лицензию.

Необходимость соблюдения лицензионных требований существенно сократит число компаний, имеющих право работать в сфере ЖКХ, и позволит очистить рынок от фирм-однодневок и недобросовестных управляющих. Таким образом, лицензирование — это эффективный механизм контроля качества обслуживания МКД, который даёт государственным органам рычаги управления ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Перечень лицензионных требований

Федеральный закон о лицензировании управляющих компаний №255 от 21.07.2014 содержит список условий, которые должны учитывать фирмы, стремящиеся получить разрешение на осуществление деятельности в сфере обслуживания объектов ЖКХ. В этот перечень входит:

Подробное описание того, как получить лицензию на управление многоквартирным домом в 2019 году, а также особенности функционирования УК содержатся в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» № 1110 от 28 октября 2014 г .

Органы, выдающие лицензии

Территориальные отделения Госжилнадзора принимают заявки на выдачу лицензий или продление срока действия разрешений на ведение хозяйственной деятельности. Принятые документы передаются на рассмотрение лицензионной комиссии, в состав которой входят:

  • представители общественности;
  • специалисты в области управления объектами жилого фонда;
  • другие незаинтересованные лица.
  • Если комиссия принимает положительное решение относительно лицензиата, Росжилнадзор выдаёт соответствующее разрешение или продлевает ранее выданное.

    Важно точно знать, кто выдает лицензии управляющим компаниям в сфере ЖКХ, поскольку разрешение на обеспечение эксплуатации многоэтажных домов, полученное в одном из субъектов РФ, действует исключительно на его территории.

    Для заключения договоров с владельцами жилья в границах другой административной единицы управляющей компании следует получить разрешение в соответствующем подразделении Госжилнадзора. Для упрощения процедуры отслеживания законности работы УК Государственная жилищная инспекция ведёт реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.

    Порядок прохождения процедуры лицензирования

    До введения обязательного лицензирования управляющих компаний в каждом регионе страны действовали сотни фирм, предоставляющих услуги по обслуживанию объектов жилого фонда. С целью адаптации к новым требованиям законодательства эти компании должны были сделать ряд шагов:

  • подготовить документы;
  • пройти квалификационный экзамен (для руководителя);
  • подать заявление в отделение Госжилнадзора по месту ведения хозяйственной деятельности.
  • Когда лицензионная комиссия по управлению многоквартирными домами рассмотрела поданные заявки, компании, полностью отвечавшие установленным требованиям, получили возможность продолжить работу. Остальные соискатели были вынуждены провести реорганизацию согласно требованиям или покинуть рынок.

    Как пройти аттестацию

    Аттестация руководителей УК направлена на подтверждение их квалификации путём экзаменационной проверки. Экзамен длится 120 минут и проходит в форме компьютерного тестирования, в процессе которого программа выбирает 100 вопросов из двухсот. Тест считается пройденным, если экзаменуемый дал не менее 86 правильных ответов.

    Тестовые вопросы касаются тонкостей нормативно-правовой базы ЖКХ и отличаются узкой направленностью. Подготовиться к экзамену можно с помощью тренировочного тестирования на сайте РосКвартала . Кроме того, в интернете доступны для ознакомления вопросы, встречающиеся на экзамене.

    Использование справочных материалов во время тестирования запрещено, однако в случае неудовлетворительной оценки можно пересдать экзамен. Количество попыток не ограничивается.

    Подавать заявку на прохождение тестирования в Госжилинспекцию желательно за 15 рабочих дней до предполагаемой даты сдачи экзамена. Для допуска к аттестации нужно иметь при себе паспорт.

    Оформление и аннулирование лицензии

    Результаты квалификационного экзамена оглашаются спустя 5 дней. Если экзаменуемый успешно сдал тесты, ему выдаётся аттестат, действующий на протяжении 5 лет и позволяющий возглавлять любую управляющую фирму на всей территории РФ. Прохождение тестирования и выдача квалификационных аттестатов бесплатны для всех соискателей.

    Аттестат аннулируется в следующих случаях:

  • выявление факта использования экзаменуемым лицом подложных документов;
  • обнаружение сведений о дисквалификации экзаменуемого;
  • вступление в силу решения суда с санкцией за экономическое правонарушение или тяжкое / особо тяжкое преступление в отношении получателя.
  • Порядок оформления лицензии

    Государство в равной степени заинтересовано как в контроле качества работы управляющих компаний, так и в увеличении их количества, предотвращающего монополизацию рынка. В связи с этим получение лицензии на управление многоквартирным домом — простая и быстрая процедура.

    Порядок оформления разрешения на ведение предпринимательской деятельности управляющими компаниями можно представить в виде следующего алгоритма:

    1. Подготовка документов и подача их вместе с заявлением в Госжилнадзор.
    2. Обработка заявки комиссией, проверка достоверности информации, принятие решения.
    3. Выдача лицензии.

    Предлагаем ознакомиться с тем, как выглядит лицензия.

    Для того чтобы лицензионная комиссия рассмотрела заявку на выдачу УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, нужно предоставить:

    заявку по установленной форме

    ;

  • справки:
    • о регистрации в качестве субъекта предпринимательства;
    • об отсутствии судимостей директора фирмы;
    • об отсутствии информации о руководителе компании в реестре дисквалифицированных лиц;
    • о наличии или отсутствии аннулированных лицензий;
    • о лицензиях, которые ранее были выданы фирме;
    • перечень интернет-порталов или печатных изданий, где можно найти информацию о работе компании;
    • квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины;
    • копию квалификационного аттестата;
    • список домов, с которыми заключены договоры.
    • Сроки действия разрешения и стоимость лицензирования

      В таблице представлены сроки и стоимость лицензирования фирм, обеспечивающих эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

      Сроки
      Для лицензиатов, получивших разрешение на ведение хозяйственной деятельности до 11.01.2019 До 11.01.2023
      Для фирм, получивших лицензию после 11.01.2019 5 лет с момента получения
      Стоимость
      Получение лицензии 30 тыс. рублей
      Продление 5 тыс. рублей

      Как проверить наличие лицензии

      Проверить управляющую компанию ЖКХ на наличие лицензии можно при помощи интернет-портала ГИС ЖКХ . Для этого нужно выбрать во вкладке «Реестры» категорию «Реестр лицензий субъектов РФ». В открывшемся окне можно получить требуемую информацию с использованием реквизитов лицензии или информации об МКД.

      Используя интернет-портал « Реформа ЖКХ », легко найти сведения о лицензии любой УК, финансовые результаты её деятельности за конкретный период, а также сведения о зафиксированных нарушениях.

      О контроле и обжаловании действий органов лицензирования

      Лицензионная комиссия имеет широкий круг полномочий, в который входит не только принятие решения о выдаче УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, но и обращение в суд для его аннулирования.

      Кроме того, комиссия проводит лицензионный контроль. За нарушения предусмотрены разные виды административных наказаний.

      Нарушитель Сумма штрафа, тыс. рублей Дисквалификация, лет
      Должностное лицо От 50 до 100 До 3
      Индивидуальный предприниматель От 250 до 300 До 3
      Юридическое лицо От 250 до 300

      Если УК считает незаконными действия органов лицензирования и хочет их обжаловать, следует подать заявление в арбитражный суд по месту нахождения отделения Госжилнадзора, решение которого оспаривается. Предварительно рекомендуется направить жалобу с изложением претензий на адрес структуры, которая инициировала процесс аннулирования лицензии или применение других санкций без веских оснований.

      Обязательное лицензирование компаний, работающих в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволило обеспечить доступ на рынок исключительно компетентным фирмам и мотивировать их постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Право лишить лицензии любую компанию, грубо нарушающую требования законодательства, даёт возможность Госжилнадзору контролировать соблюдение стандартов обслуживания и защищать права владельцев жилплощади.

      Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

      Лицензирование управляющих компаний: как получить и не лишиться в процессе работы

      Введенное несколько лет назад лицензирование остается актуальным для всех работающих управляющих компаний. Вновь появляющиеся на рынке УО обязаны получать разрешительные документы, а уже ведущие работу озабочены их сохранением в условиях ужесточающегося контроля. В статье мы рассмотрим актуальные условия получения лицензии (требования, документы, экзамен) и дадим советы о том, как не лишиться ее.

      В 2015 году в работе управляющих организаций произошли серьезные изменения. Требования к ним ужесточились, а также появилась необходимость получать разрешительные документы. Соответствующие изменения в ЖК РФ и другие нормативные акты были внесены ФЗ-255 от 21 июля 2014 года.

      Лицензирование УК возложено на региональные подразделения Госжилинспекции.

      Условия получения лицензии

      В действующем законе о лицензировании управляющих компаний указывается несколько требований, которым должна соответствовать организация, претендующая на обслуживание многоквартирных домов.

      1. Обязательная регистрация управляющей организации в качестве юридического лица или ИП на территории нашей страны. Компаниям с зарубежной регистрацией многоквартирные дома по закону в управление передаваться не могут.

      2. Наличие необходимых для управления инструментов, в том числе, оборудования для обслуживания домов и нежилой площади для организации работы офиса, места приема граждан, хранения документации и так далее.

      3. Наличие работников, способных выполнять в МКД основные ремонтные работы – электрики, слесари и так далее.

      4. УК, претендующая на получение лицензии, не может находиться на какой-то из стадий банкротства или ликвидации.

      5. У управляющей компании в течение последнего года нет неисполненных предписаний ГЖИ, а также нарушений, препятствующих лицензированию.

      6. Отсутствуют какие-либо препятствия для раскрытия сведений о деятельности организации.

      Определенные требования предъявляются также к руководству УО. В его составе должен быть человек, который:

    • имеет квалификационный аттестат;
    • не имеет судимостей за преступления экономического характера, а также средней тяжести и особо тяжкие. Если руководитель ранее был осужден, то судимость по условиям лицензирования УК в ЖКХ должна быть снята или погашена;
    • не вносился в реестр дисквалифицированных лиц.
    • руководящий пост в управляющей организации является для такого гражданина постоянным местом работы.
    • По закону о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ от 2015 года отказать претендующей организации могут в двух основных случаях:

    • организация не соответствует перечисленным выше требованиям;
    • поданная в контролирующий орган информация недостоверна или искажена.
    • Какие документы нужны для получения лицензии на управление МКД

      Для получения лицензии управляющей компании в ЖКХ необходимо подготовить заявление в региональную Госжилинспекцию. К нему прикладывается обширный пакет документов:

      • свидетельство о регистрации организации или индивидуального предпринимателя;
      • ИНН;
      • устав компании;
      • выписка из ЕГРЮЛ (предпочтительно оригинал);
      • решение учредителей создать юридическое лицо;
      • приказ, по которому был назначен руководитель;
      • свидетельство, подтверждающее владение нежилой площадью;
      • документы о квалификации специалистов (дипломы, трудовые книжки);
      • документация на оборудование, электрический и прочий необходимый в работе инструмент, подтверждающая его функциональные возможности и ваше право собственности;
      • удостоверение, получаемое должностным лицом по итогам прохождения квалификационных курсов.
      • Большинство бумаг предоставляется в виде ксерокопий, прошедших заверение у нотариуса. Внутреннюю документацию организации, например, тот же приказ о назначении, могут заверяться при помощи ее печати.

        Помещение, в котором размещается управляющая организация, может быть снято в аренду. В таком случае предоставляется свидетельство от реального собственника и подписанный с ним арендный договор.

        Читайте в журнале «Управление МКД»

        Квалификационный экзамен

        Лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ во многом введено для того, чтобы обеспечить сферу обслуживания многоквартирных домов грамотными управленцами. Именно поэтому перед подачей заявки на оформление разрешительных документов руководителю УК необходимо пройти квалификационный экзамен.

        При успешном прохождении испытания должностному лицу вручается квалификационный аттестат. На экзамене проверяются знания положений нормативных актов, регулирующих работу управляющих организаций как субъектов бизнеса по обслуживанию многоквартирных домов.

        Экзамен можно сдать в двух инстанциях:

      • региональное подразделение Госжилинспекции;
      • лицензионная комиссия.
      • Предварительно для получения допуска к аттестации в выбранный орган подается соответствующее заявление. Его подача производится лично гражданином, который хочет получить квалификационный аттестат, либо его представителем с оформленной доверенностью. В обоих случаях потребуется предъявить паспорт человека, который будет сдавать экзамен.

        Проверка знаний должностного лица управляющей компании в ЖКХ перед ее лицензированием осуществляется в форме компьютерного тестирования. В экзаменационной программе имеется 200 вопросов. Из них для прохождения теста случайным образом отбирается 100.

        В большинстве случаев вопросы задаются по достаточно узкой тематике, поэтому правильно ответить на них можно лишь при наличии глубоких знаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

        Тестирование проводится в течение двух часов. Для его успешного прохождения нужно правильно ответить, как минимум, на 86 вопросов из 100.

        Если должностное лицо УК сдает экзамен, то ему выдается квалификационный аттестат, действительный в течение пяти лет.

        Срок получения лицензии

        По закону о лицензировании работающие в сфере ЖКХ УК должны были оформить разрешительные документы еще в 2015 году. Ту же самую процедуру необходимо проходить вновь создаваемым организациям.

        Жилищной инспекции дается тридцать дней на рассмотрение поданной претендентом на лицензию документации. За этот срок ГЖИ обязана изучить переданные бумаги и вынести решение о выдаче разрешительных документов или отказе с обоснованием причины.

        Лицензию управляющая компания получает единственный раз на протяжении своего существования. Полученное разрешение на ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами действует бессрочно.

        За что могут лишить лицензии

        Получение лицензии для УК, работающей в сфере ЖКХ – это возможность приступить к ведению деятельности. Однако для успешной и продолжительной работы важно не лишиться выданного разрешительного документа.

        С реестром полученных управляющими организациями лицензий в каждом регионе работает местное подразделение Госжилинспекции. Именно ГЖИ инициирует исключение дома из реестра лицензий, если УО не исполняет выданное предписание об устранении нарушений. После двух невыполненных предписаний появляется повод для того, чтобы лишить управляющую компанию права работать с конкретным домом, в отношении которого она нарушила лицензионные требования.

        Лишение УК отдельных МКД – это лишь промежуточная санкция. Если управляющая организация потеряла 15 процентов от общей обслуживаемой ею площади домов, то ставится вопрос о том, чтобы через суд аннулировать ее лицензию.

        Подробно вопрос потери управляющими компаниями домов и разрешительных документов рассматривается в специальной статье в журнал «Управление МКД». Из нее вы узнаете:

      • как работает механизм лишения УК отдельных домов;
      • что происходит с МКД после того, как УО лишилась права управлять им;
      • что нужно делать управляющей организации, чтобы не потерять дома.
      • Если УК все же лишилась лицензии, то жители домов уведомляются об этом, но уже без ее участия. Порядок информирования собственников в таких случаях описан в материале из нашей справочной системы.

        17.09.2019 | Ужесточение требований к управляющим организациям

        17 сентября 2019 года Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами, в ходе которого Председатель Правительства РФ, в частности, сообщил: «На днях я подписал постановление, которым определён перечень нарушений, из-за которых компании будут лишаться права управления домом, в случае если одна и та же проблема будет выявлена повторно в течение года», после чего спросил у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко: «Виталий Леонтьевич, что там нового есть, прокомментируйте?». В ответ В.Л.Мутко сообщил Д.А.Медведеву: «Мы продолжаем работу по совершенствованию системы управления многоквартирными домами. Действительно, здесь определённая работа, серьёзная, проделана. Но постановлением, о котором Вы сказали, усиливается ответственность управляющих организаций по ранее предусмотренным нарушениям».

        В настоящей статье проведем обзор новых норм, принятых Правительством РФ в результате «серьезной работы по совершенствованию системы управления многоквартирными домами».

        Утвержденные Правительством РФ поправки

        13 сентября 2019 года Правительство РФ приняло Постановление № 1090, которым вносятся поправки в несколько нормативных правовых актов (далее — НПА) жилищного законодательства РФ, а именно: ПП РФ от 13.08.2006 № 491, ПП РФ от 15.05.2013 № 416, ПП РФ от 11.06.2013 № 493, ПП РФ от 12.09.2014 № 927, ПП РФ от 28.10.2014 № 1110, ПП РФ от 27.03.2019 № 331. Новыми нормами устанавливается:

        — ранее установленная обязанность по сбору, обновлению и хранению информации о собственниках и нанимателях расширена до обязанности по ведению Реестра собственников помещений в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, по сбору, обновлению и хранению информации о нанимателях и о лицах, использующих общее имущество на основании договоров, актуальные списки должны вестись в том числе и в электронном виде;

        — ранее установленная обязанность принимать, хранить и передавать «техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы» расширена до обязанности принимать, хранить и передавать «техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им», термин «документы, связанные с управлением домом» заменен на «связанные с управлением многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование»;

        — обязанности по управлению многоквартирными домами (далее — МКД) дополнены обязанностями по заключению договоров приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

        — в положении об обязанности управляющей организации, ранее управляющей МКД, принять меры к восстановлению технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования, исключена оговорка, что речь идет о документах, которые были переданы управляющей организации в установленном порядке;

        — дополнен перечень информации, подлежащей передаче лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, от управляющей организации, действие лицензии которой прекращено или лицензия аннулирована, либо сведения об указанном МКД исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации;

        — расширен перечень предметов проверок органов государственного жилищного надзора;

        — расширен перечень полномочий главного государственного жилищного инспектора РФ;

        — увеличен перечень лицензионных требований к лицензиату;

        — исключено требование к раскрытию информации для соискателей лицензии;

        — утвержден перечень грубых нарушений лицензионных требований;

        — установлены грубые нарушения лицензионных требований, за повторное совершение которых в течение 12 месяцев со дня административного наказания за аналогичное нарушение сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены, подлежат исключению из реестра лицензий субъекта Российской Федерации;

        — установлены грубые нарушения лицензионных требований, за повторное совершение которых в течение 12 месяцев со дня административного наказания за аналогичное нарушение подлежат исключению из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению;

        — установлены сроки подачи заявлений о переоформлении лицензии и о продлении срока действия лицензии;

        — норма об обязанности управляющей организации обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в МКД, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в МФЦ, дополнена уточнением, что представительство управляющей организации должно располагаться в пешей доступности от МКД, под которой понимается расстояние не более трех километров.

        Как видно из приведенного обзора, некоторые поправки устанавливают дополнительные обязанности управляющих организаций, некоторые нормы увеличивают риски привлечения управляющей организации к административной ответственности и лишения лицензии на право управления МКД. Очевидно, что в целом новые нормы создают повышенные финансовые риски управляющих организаций, которые могут быть компенсированы исключительно за счет средств, предусмотренных на содержание и ремонт общего имущества МКД.

        Внимание!
        Разъяснения новых норм включены в программы предстоящих семинаров АКАТО > > >

        «Изначально лицензирование управляющих компаний было реализовано с огрехами, теперь мы пожинаем плоды» — Игорь Шпектор

        Механизмы совершенствования лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами предложили в ОП РФ

        Участники общественных слушаний «Лицензионные требования и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами», которые состоялись в Общественной пеалате РФ, обсудили эффективность установленных лицензионных требований в целях обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах (МКД).

        Эксперты рассмотрели границы ответственности управляющих организаций при исполнении ими лицензионных требований, а также результативность проведения лицензионного контроля в качестве главного показателя эффективности управления МКД. В качестве результатов встречи участники предложили механизмы совершенствования системы лицензионного контроля.

        Модератор встречи, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор заявил, что был изначально против введения лицензирования управляющих компаний (УК). И на сегодняшний день, по его мнению, внедрение этой практики не принесло позитивных результатов.

        «Сегодня нам надо говорить о том, есть ли результат или его нет. Теоретики говорят — есть, а практики — нет. Я изначально говорил, что лицензирование УК было реализовано неверно и с огрехами, и теперь мы пожинаем плоды. Я постоянно посещаю регионы и сталкиваюсь с проблемами со стороны как УК, так и жителей. Наша комиссия получает тысячи писем, где ругают УК, и часто мы находим несправедливыми и необоснованными эти обвинения», — сказал общественник.

        Исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Александр Тарасенко считает, что лицензирование не дает возможности развиваться управляющим организациям и создавать здоровую конкуренцию на этом рынке.

        «Лицензированием не удалось достичь того, что хотели. Это мощное административно-карательное действие, которое не дает профессионального развития УК. Считаем, что СРО (саморегулируемые организации) необходимо интегрировать с лицензированием, чтобы лицензию получали только члены СРО», — предложил Александр Тарасенко.

        С критикой лицензионного контроля в сфере ЖКХ согласился генеральный директор консалтинговой компании «Инноватика» Дмитрий Стригуненко.

        «Лицензирование должно было урегулировать отношения между потребителями и УК и их взаимодействие вывести в сферу не административного воздействия, а гражданско-правового поля, но получился сильный перекос в сторону потребителя. Сейчас есть наказания в виде штрафа и отзыва лицензии — и то и другое приводит к уходу компании с рынка», — сказал он.

        Эту же проблему упомянул директор ООО «Эксперт-право» Евгений Сапрыкин: «После штрафа в 250–300 тысяч рублей компания неизбежно ликвидируется. Это экономически невыгодно. УК должны ресурсоснабжающим организациям, потребители не платят за коммунальные услуги, и УК банкротятся за долги и штрафы».

        Сапрыкин предложил переходить на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающими организациями, но при этом усовершенствовать правовое регулирование, внеся изменения в законодательство. А также смягчить штрафную политику для УК.

        Директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая рассказала, что сегодня проходит большое количество внеплановых проверок УК по различным направлениям их деятельности и выписывается много штрафов.

        «Считаю, должны существовать жесткие процедуры внеплановых проверок. Не следует проводить полные проверки по всем направлениям, а только по тем аспектам деятельности УК, на которые поступили жалобы, и выявлять именно то нарушение, о котором сообщили граждане. Необходимо предоставлять компании возможность реабилитироваться до следующей проверки. Там, где низкий процент штрафа, там меньше нарушений. Позитивный опыт у Москвы», — отметила Татьяна Вепрецкая.

        Начальник отдела антимонопольного контроля управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Сурен Оганесян пообещал, что все предложения, высказанные в рамках круглого стола, будут учтены ведомством и при обосновании приняты меры реагирования.

        «Мы уделяем особое внимание сигналам со стороны общественных организаций. Полномочия у нас ограничены, и мы реагируем тогда, когда есть нарушения именно антимонопольного законодательства», — сказал Сурен Оганесян.

        С критикой в адрес лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами выступила первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева: «Все сегодня недовольны механизмом лицензионного надзора и контроля. При его реализации многие аспекты не учитываются, поэтому этот механизм не работает».

        Общественница предложила, чтобы ОП РФ и ОП регионов приобрели право проведения нулевых чтений не только законопроектов, но и постановлений правительства.

        «Методика платы за содержание жилья требует пересчета, и, пока это не произойдет, ситуация кардинально не изменится в лучшую сторону», — заявила член ОП РФ.

        Председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Лариса Борисенко отметила, что население не почувствовало плюсов от введения лицензирования, люди не заметили, что для них произошли перемены: «Перед этим заседанием мы провели срез мнений граждан Московской области и выявили, что жители не знают, как себя вести и что именно для них изменилось».

        Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Ольга Олейникова представила позицию отраслевого министерства.

        «В Минстрой поступает много жалоб и многие недовольны своими УК. Мы согласны, что собственники сегодня неактивны, поэтому без лицензионного контроля никак не получится. Мы наблюдаем, что после вынесения предписаний государственной жилищной инспекцией многие УК исправляют то, на что поступила жалоба, и не доводят ситуацию до штрафа. Считаем, что лицензионный контроль — эффективный инструмент воздействия на УК, они стали бояться совершать нарушения, которые раньше никак не регулировались», — считает Ольга Олейникова.

        Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов обратил внимание на то, что общественный контроль в сфере ЖКХ в регионах работает недостаточно активно.

        «Считаю, что общественные палаты субъектов и общественные советы при органах местного самоуправления должны держать в фокусе внимания обращения и жалобы граждан по вопросам ЖКХ», — сказал член ОП РФ.

        Артем Кирьянов предложил ужесточить лицензионный контроль для УК, чтобы работал механизм: «Получить лицензию сложно, потерять — легко». По его мнению, на рынке ЖКХ много недобросовестных организаций, и благодаря лицензированию удастся отфильтровать лучшие компании.

        «Если с рынка уйдет половина компаний, он ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет улучшения», — заявил общественник.

        Игорь Шпектор считает, что общественный контроль должны совершать специалисты, которые разбираются в сфере ЖКХ, а не все желающие проводить проверки.

        «Я встречаю жильцов дома или представителей общественного контроля, которые ничего не смыслят в строительстве и ЖКХ, но ругают власти и управляющие организации. Считаю, что общественный контроль нужен, но его должны совершать профессионалы отрасли», — заключил он.

        Грубые нарушения лицензионных требований и что за них будет

        Вот и случилось то, что мы ждали уже давно. Правительство РФ в постановлении от 13.09.2019 № 1090 утвердило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Когда они вступают в силу и что будет с теми управляющими организациями, кто их нарушит, расскажем сегодня.

        Грубые нарушения лицензионных требований

        Правительство РФ в постановлении от 13.09.2019 № 1090 установило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Подробнее о том, что это такое, рассказала Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист.

        Перечень грубых нарушений лицензионных требований

        Изменения внесены в постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» ? добавлены пункты 4(1) и 4(2). В первом перечислены грубые нарушения лицензионных требований. Во втором ? наказание за их совершение.

        Грубых нарушений восемь, большинство из них вступают в силу с 23 сентября. Первое ? несоблюдение требований, установленных частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (нарушение минимального перечня работ и услуг), повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан. Несоблюдение таких требований должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

        Второе ? непроведение управляющей организацией гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в доме.

        Третье грубое нарушение лицензионных требований ? незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров о выполнении работ:

        • для надлежащего содержания систем ВДГО в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410;
        • по эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифтов, подъёмных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. Исключение ? выполнение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту перечисленного оборудования управляющими организациями самостоятельно.
        • Следующее грубое нарушение лицензионных требований ? неисполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ ? незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД.

          Пятое грубое нарушение ? наличие у лицензиата признанной им или подтверждённой судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. Имеется в виду любой долг перед ресурсниками. Оплата указанной задолженности не отменяет нарушение.

          Что можно сделать? Рекомендуем не подписывать акты с задолженностью, то есть не признавать задолженность. Если же дело дошло до суда ? до вынесения решения гасить задолженность текущими платежами. Обязательно необходимо делать это до вынесения судебного решения, потому как факт последующей оплаты, после признания долга судом, уже не отменяет нарушения.

          Шестое грубое нарушение лицензионных требований ? отказ от передачи в установленных законодательством случаях технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов, ключей от помещений общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, других технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им новой управляющей компании, ТСЖ, ЖК или ЖСК. Или, при непосредственном управлении, одному из собственников. Если данные собственника указаны в решении ОСС о выборе способа управления домом, документация отдаётся ему, если не указаны ? любому собственнику.

          Грубым нарушением будет считаться также уклонение от передачи, нарушение порядка и сроков передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования. Так что отнеситесь к ведению и хранению технической документации на дом со всем возможным вниманием.

          Вы грубо нарушите лицензионные требования, если не прекратите деятельность по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ. Исключение ? продолжение такой деятельности в соответствии с положениями ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, то есть пока в доме не будет выбрана новая УО, ТСЖ или ЖК, или собственники не заключат договоры с РСО и договоры на содержание и ремонт общего имущества.

          Ещё одним грубым нарушением будет нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных п. 13 Правил № 416. Речь идёт о незамедлительной ликвидации засоров во внутридомовой инженерной системе водоотведения и мусоропроводах, об устранении аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.

          Утешительная новость ? этот пункт вступает в силу с 1 марта 2019 года, поскольку и новые требования к аварийно-диспетчерским службам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27.03.2019 № 331, вступают в силу с 1 марта 2019 года.

          Что будет, если грубо нарушить лицензионные требования

          В КоАП РФ планируется внести соответствующие изменения. Статья 14.1.3 КоАП РФ будет дополнена частью 3, которая подразумевает новые штрафы за грубые нарушения лицензионных требований в размере от 300 000 до 350 000 рублей. Сейчас к административной ответственности могут привлечь по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

          Упрощается процесс лишения лицензии. При повторном совершении управляющей организацией грубых нарушений лицензионных требований, которые предусмотрены подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) ПП РФ от 28.10.2014 № 1110:

  • admin