Отменят ли транспортный налог в 2019 году. Какой налог на двигатель в россии

Содержание:

Отменят ли транспортный налог в 2019 году

Транспортный налог – это один из самых ненавистных, спорных и дискутируемых. Время от времени ходят разговоры о том, что транспортный налог могу отменить, причем уже в нынешнем 2019 году. Стоит ли им верить, и кто может его не платить уже сейчас?

Транспортный налог на имущество – побор, привязанный к мощности двигателя и зависящий от региона, в котором зарегистрирован автомобиль. Скажем, владелец автомобиля с мощностью двигателя свыше 250 л.с. и зарегистрированной в Москве обязан платить за каждую «лошадь» 150 рублей, в то время как житель, скажем, Чукотского АО платит 30 рублей. Региональные власти могут увеличивать или уменьшать базовые ставки налога до десяти раз, а еще вносить в них коррективы в зависимости от года выпуска и экологического класса автомобилей. Напомним, что срок уплаты налога на имущество физических лиц заканчивается 1 декабря.

Что такое налог на роскошь

В 2014 году был введен повышающий коэффициент (варьируется от 1,1 до 3 в зависимости от стоимости и возраста) для автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, известный как «налог на роскошь». В 2019 году, согласно последним данным, Министерство промышленности и торговли РФ включило в перечень 1193 позиций из-за роста цен на модели практически всех брендов.

Теперь в списке числятся 576 машин средней стоимостью от 3 до 5 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, 447 автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн рублей и возрастом не более 5 лет, 97 экземпляров от 10 млн до 15 млн возрастом не более 10 лет и 73 машин средней стоимостью от 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Почему не любят транспортный налог

Многим россиянам хотелось бы, чтобы побор включили в стоимость топлива и тогда в силу вступил бы принцип «сколько ездишь, столько и платишь». Во многих регионах транспортный налог делает покупку мощного автомобиля невыгодным и выступает в роли одного из сдерживающих факторов, несмотря на то, что иногда сумма сбора несопоставима с тратами на эксплуатацию и ремонт.

Идея об отмене транспортного налога в России появилась давно, но она так пока и не реализована. Напомним, что президент РФ Владимир Путин поддержал идею избавить россиян от транспортного налога еще в 2012 году. Но даже согласие главы государства не позволило исключить побор: соответствующие законопроекты вносились в Госдуму, однако раз за разом отклонялись.

Не прошел даже законопроект № 480908-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога», который и предусматривал отмену транспортного налога и возмещение «потерь» увеличением акциза на топливо.

Почему не отменили транспортный налог

Все просто – с принятием законопроекта субъекты Российской Федерации потеряли бы поступления в бюджеты, пусть и неполные: согласно данным комитета по транспорту Госдумы РФ информации, в субъектах страны собираемость транспортного налога не превышает 50%. Несложно догадаться, что это сбор естественным образом вырос бы при включении обременения в стоимость бензина. Кстати, подобный порядок действует в странах Европы, опыт которых отечественные власти так любят приводить в пример, а также в Китае.

Налог, который не платят

Ситуации с неуплатой ненавистного побора сейчас в порядке вещей. Граждане понимают, что игры с налоговым ведомством со временем превращаются в нежелательный контакт со службой судебных приставов, имеющий крайне неприятные последствия, но тем не менее тянут с оплатой, либо не платят вовсе. Едва ли не основная часть задолженность по налогам связана именно с ТН.

В конце 2017 года Владимир Путин подписал закон, согласно которому государство прощало гражданам и индивидуальным предпринимателям долги, накопившиеся до 1 января 2015 года. Но по сути налоговую базу просто «очистили» от информации по задолженностям, которые не удалось бы взыскать из-за трехлетнего срока исковой давности.

Отменяется ли налог на транспорт или нет

Периодически появляющиеся новости об отмене транспортного налога пока чересчур оптимистичны и предварительны. Впрочем, говорить о завершении дискуссий на тему включения побора в стоимость бензина и дизельного топлива пока тоже преждевременно, хотя предпосылок к заметным переменам (полной отмене транспортного налога в ближайшее время) не наблюдается, да и горючее, как ожидается, будет только дорожать безо всякого налога.

Тем не менее, на сегодняшний день существуют типы транспортных средств и категории граждан, освобожденные ото уплаты побора.

Не облагающиеся ТН транспортные средства – это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке
  • промысловые морские и речные суда
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
  • Льготы предоставляются и физлицам некоторых категория, но только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. Кроме того, льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л.с., правда, данное правило не распространяется только на многодетных родителей. К льготным категориям в столице, в частности, относятся:

    Отменят ли транспортный налог

    Почему транспортный налог еще не отменили, и кому можно его не оплачивать.

    В преддверии окончания срока уплаты налога на имущество физических лиц, который заканчивается 1 декабря, в Сети снова стали популярны разговоры об отмене транспортного налога. Больше всего разговоров, как всегда, о транспортном налоге, который, наверное, является одним из самых спорных в новейшей российской истории. И это логично, поскольку большинство автолюбителей не хотят оплачивать грабительский транспортный налог.

    В последнее время ходит много слухов о его отмене. Особенно после того, как Президент РФ в прошлом году подписал налоговую амнистию, под которую попали долги и по транспортному налогу. Вот и начались в обществе разговоры о скорой отмене этого вида государственного оброка. Наше интернет-издание решило разобраться и выяснить, будет ли в ближайшее время отменен транспортный налог, а также сжалится ли Президент РФ над налоговыми должниками еще раз.

    Итак, напомним, что еще в 2012 году Президент России Владимир Путин поддержал идею об отмене транспортного налога в стране. Тогда все были уверены, что раз сам глава государства не против этого, то в скором времени налог будет отменен. Но на деле все оказалось не так просто.

    Кстати, в Государственную Думу РФ даже несколько раз вносились законопроекты об отмене транспортного налога, но все они были отклонены.

    Самый стоящий из них был законопроект № 480908-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога», который в настоящее время возвращен субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы.

    Напомним, что этот законопроект предусматривает отмену транспортного налога в России. Выпадающие доходы предлагалось возместить за счет увеличения акциза на топливо. В итоге в случае принятия данного закона в нашей стране транспортный налог оказался бы в стоимости топлива. По мнению авторов законопроекта, отмена обязательного транспортного налога сделала плату налога более справедливой – по принципу «Водитель платит, когда едет».

    К сожалению, несмотря на одобрение отмены транспортного налога Президентом РФ, эта инициатива так и осталась по сей день на бумаге. И это при том, что еще в 2012 году на встрече с лидерами партий Государственной Думы глава государства отметил, что поддерживает отмену транспортного налога, подчеркнув, что этот вопрос является крайне чувствительным для огромного количества людей в стране. Также тогда Владимир Путин объяснил, почему регионы не спешат отменять транспортный налог для автовладельцев: субъекты РФ просто боятся при отмене транспортного налога сокращения поступлений в местные бюджеты.

    Однако по представленной комитетом по транспорту Госдумы РФ информации, собираемость транспортного налога в субъектах Российской Федерации не превышает 50%. Так что, как видите, отмена транспортного налога вряд ли привела бы к падению бюджетных доходов регионов России. Ведь выпадающие доходы были бы с лихвой компенсированы за счет включения повышенного акциза в каждый литр топлива.

    Кроме того нужно посмотреть на международный опыт взимания транспортного налога в виде акциза на топливо в той же Европе или даже Китае, где недавно также включили транспортный налог в акциз на топливо. Нареканий в других странах на собираемость этого вида налога практически нет.

    К сожалению, инициатива президента пока до сих пор не нашла поддержки. На сегодняшний день транспортный налог не отменен. Зато с 2012 года в России существенно были подняты акцизы на топливо. В общем, получилось все как всегда. Акциз подняли и про транспортный налог забыли. Самое интересное, что за отмену транспортного налога были «за» все фракции партий Государственной Думы, а также ряд министерств.

    Однако воз и ныне там. В итоге что мы имеем сегодня: рост акциза, рост стоимости топлива и грабительский транспортный налог, систему взимания платы с грузовиков (Платон), которая привела к увеличению стоимости всех товаров в России. Но главное, что в России растут долги по налогам, большая часть которых относится к задолженности физических лиц по транспортному налогу.

    Это говорит о том, что многие люди не только не могут позволить себе платить транспортный налог, но и просто из протеста не хотят платить его. В результате Президенту России уже не раз приходилось объявлять налоговую амнистию, чтобы обнулить безнадежную задолженность граждан перед налоговой службой. Напомним, что в конце прошлого года Владимир Путин подписал закон, запустивший налоговую амнистию по долгам граждан и индивидуальных предпринимателей, которые образовались до 1 января 2015 года.

    Но, несмотря на то что идея отмены транспортного налога не нашла продолжения в кулуарах власти, вышеуказанный законопроект никто окончательно не зарубил. Так что в будущем, вполне вероятно, этот закон все-таки будет рассмотрен в Госдуме и в нашей стране наконец-то отменят транспортный налог.

    Правда, стоит отметить, что если это произойдет, то наша экономика столкнется с ростом инфляции, поскольку транспортный налог в виде повышенного акциза на топливо приведет к существенному росту бензина и дизельного топлива. Это, конечно, скажется на росте стоимости всех видов товаров и услуг. С учетом весеннего ралли цен на топливо, которое не осталось без внимания в обществе, думаем, что в ближайшее время власть вряд ли пойдет на отмену транспортного налога. Как говорится, всему свое время.

    Кто должен оплачивать транспортный налог?

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ транспортный налог обязаны платить физические лица и организации, на которые в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по уплате налогов.

    Вот какие транспортные средства признаются согласно статье 358 НК РФ объектами налогообложения:

  • автомобили
  • мотоциклы
  • мотороллеры
  • автобусы
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу
  • самолеты
  • вертолеты
  • теплоходы
  • яхты
  • парусные суда
  • катера
  • снегоходы
  • мотосани
  • моторные лодки
  • гидроциклы
  • несамоходные (буксируемые суда)
  • другие водные и воздушные транспортные средства
  • Читайте так же:  Договор без страховых взносов. Договор без страховых взносов

    Вот список транспортных средств, которые не являются объектами сбора транспортного налога:

  • — весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
  • — автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке
  • — промысловые морские и речные суда
  • — пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок
    • — тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции
  • — транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба
  • — транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом
  • — самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы
  • — суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
  • — морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
  • Когда можно не оплачивать транспортный налог?

    Мало кто знает, что не все граждане обязаны оплачивать транспортный налог. Согласно действующему законодательству, так как транспортный налог является региональным налогом, то, соответственно, каждый регион вправе вводить на свое усмотрение льготы для некоторых категорий граждан или на некоторые категории транспортных средств. В том числе льготы на транспортный налог регулируются статьей 361.1 Налогового кодекса РФ.

    В частности, от транспортного налога освобождаются физические лица в отношении автомобиля, имеющего максимальную массу более 12 тонн, который зарегистрирован в системе «Платон», если сумма платы в систему превышает или равна сумме исчисленного транспортного налога в тот же налоговый период.

    Что касаемо региональных льгот по транспортному налогу, то в зависимости от региона каждый субъект Российской Федерации сам решает, какие предоставлять льготы по уплате транспортного налога. Например, в городе Москве действует местный закон № 33 от 9.07.2008 года «О транспортном налоге», в котором детально прописано, кто может не оплачивать транспортный налог. Вот кто в городе Москве освобождается от уплаты транспортного налога:

    • организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, – по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси)
    • резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы (далее – особые экономические зоны), – в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанных резидентов, с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства. Право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной
    • организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении особыми экономическими зонами, – в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства
    • управляющие компании международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией международного медицинского кластера и осуществляющие на территории международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта, – в отношении транспортных средств, зарегистрированных на управляющие компании международного медицинского кластера и участников проекта. Участникам проекта льгота предоставляется с момента заключения соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией международного медицинского кластера

    Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий

  • ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • инвалиды I и II групп – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • — лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, – за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
  • — один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным, – за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории
  • Правда, стоит отметить, что московские льготы по уплате транспортного налога не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани. Также льготы не распространяются в отношении автомобилей мощностью более 200 л. с. (147,1 кВт).

    Что будет, если не заплатить вовремя транспортный налог до 1 декабря?

    За несвоевременную оплату транспортного налога налоговым законодательством предусмотрен сбор пеней за каждый день просрочки, которая зависит от ставки ЦБ РФ.

    Итак, согласно действующему законодательству за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки рефинансирования Центрального Банка России. Правда, ставка ЦБ РФ постоянно меняется. Например, начиная с 17 сентября 2019 года, ЦБ поднял ставку рефинансирования до 7,5%.

    Соответственно, чем больше ваша сумма задолженности по транспортному налогу, тем больший размер пеней будет начисляться каждый день к общей сумме задолженности.

    Кстати, обратите внимание, что расчет пеней для физических лиц и юридических неодинаков. Например, пени за задолженность по уплате транспортного налога для юр. лиц начисляются немного по иному алгоритму. Так, в первые 30 дней после просрочки установленного законом срока на уплату транспортного налога юридическому лицу начисляются пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Далее пени начисляются из расчета 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

    Да, конечно, после нескольких налоговых амнистий, объявленных президентом, многие автовладельцы посчитали, что проще вообще не оплачивать транспортный налог, с расчетом, что в будущем Владимир Путин снова простит все налоговые задолженности гражданам.

    Но мы бы не советовали вам испытывать судьбу, не оплачивая транспортный налог. Во-первых, соблюдать законы – это гражданский долг каждого из нас. В том числе по своевременной уплате обязательных налогов. Во-вторых, не забывайте, что задолженность по налогам, скорее всего, попадет в службу судебных приставов, которые могут возбудить в отношении вас исполнительное производство.

    В этом случае вам предоставят сначала время для добровольной уплаты долга. Если вы не оплатите долги, то в отношении вас будут применены меры по принудительному взысканию задолженности. В этом случае помимо долга с вас взыщут исполнительный сбор. Кроме того у вас могут арестовать банковские счета или списать с них задолженность принудительно.

    Также на ваше имущество может быть наложен арест. В том числе судебный пристав-исполнитель может наложить в отношении вас запрет на выезд за пределы РФ. Но самое плохое, что судебные приставы вправе ограничить действие ваших водительских прав до полного погашения задолженности. Подумайте, стоит ли этого того.

    Возможные изменения и альтернативы транспортного налога Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Д. Ю. Русанова

    В данной статье рассматривается соответствие существующего транспортного налога принципам социальной справедливости и эффективности. Представлены возможные варианты, которые бы могли способствовать изменению эффективности налога на транспортное средство.

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Д. Ю. Русанова,

    ABOUT THE OPTIONS OF CHANGING THE TRANSPORT TAX

    This article discusses the compliance of the existing transport tax with the principles of social justice and efficiency. The possible options that could contribute to the change in the efficiency of the vehicle tax are presented.

    Текст научной работы на тему «Возможные изменения и альтернативы транспортного налога»

    ?ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА Д.Ю. Русанова, студент

    Научный руководитель: Г.Ф. Цельникер, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

    Аннотация. В данной статье рассматривается соответствие существующего транспортного налога принципам социальной справедливости и эффективности. Представлены возможные варианты, которые бы могли способствовать изменению эффективности налога на транспортное средство.

    Ключевые слова: налог, транспортный налог, мощность двигателя, токсичность транспортного средства, акцизы на топливо.

    Одним из важных источников наполнения бюджета субъектов Российской Федерации является транспортный налог. С момента его введения он претерпел много изменений — его повышали, понижали, пытались отменить и перевести в «другой формат». Разговоры о реформировании транспортного налога не прекращаются и в настоящее время [1]. В Российской Федерации транспортный налог функционирует уже более 10 лет, но до сих пор не были решены проблемы его рационального построения и эффективного администрирования. При введении любого обязательного платежа необходимо найти баланс между его эффективностью и социальной справедливостью. Это значит, что распределение транспортного налога между налогоплательщиками должно учитывать их платежеспособность и различия в доходах, но в то же время обеспечивать достаточное количество средств, поступающих в бюджет, и быть простым для администрирования.

    Касательно транспортного налога эта проблема осложняется несколькими вопросами. Данный налог относится к категории имущественных, следовательно, он должен учитывать возможную разницу в стоимости имущества. Использование транспортных средств, которые являются объектами налога, неразрывно связано с транспортной инфраструктурой и окружающей средой. Как известно, транспортный налог относится к категории регио-

    нальных налогов и поступает в бюджеты регионов по нормативу 100%. Логично предположить, что отмена транспортного налога приведет к сокращению доходной части региональных бюджетов приблизительно на 146 млрд. рублей, что, по сути, является невыгодным и нецелесообразным решением. Таким образом, на транспортный налог возложено множество различных ограничений, учесть которые достаточно сложно [2].

    В настоящий момент налоговая база по транспортному налогу определяется независимо от марки, страны изготовления, года выпуска транспортного средства в виде мощности двигателя в лошадиных силах. В профессиональном сообществе уже не раз указывалось на то, что данный показатель напрямую не связан ни с ценой транспортного средства, ни с его массой и габаритами, ни с токсичностью, то есть по лошадиным силам невозможно точно определить какова платежеспособность владельца автомобиля, какой вред транспортное средство наносит экологии [3].

    Рассмотрим варианты реформирования транспортного налога, следуя принципам справедливости и эффективности налогообложения.

    Пересмотр действующую прогрессивную шкалу ставок транспортного налога. По действующей редакции Налогового кодекса [4], градация транспортных средств производится с разницей в 50 лошадиных сил, что однозначно нуждается в доработ-

    ке. Например, автомобиль с мощностью 101 лошадиная сила попадает в категорию «до 150 лошадиных сил». Это значит, что владельцу автомобиля в Самарской области для расчёта транспортного налога 101 придется умножать на 24, то есть ставку для категории «до 150 лошадиных сил». Так, владелец автомобиля с мощностью 100 лошадиных сил перечислит в бюджет 1600 руб., а владелец автомобиля с мощностью 101 лошадиных сил должен будет перечислить в бюджет 2424 руб. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 лошадиную силу приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 824 руб. [5]. В качестве решения этой проблемы можно предложить считать ставку за каждую дополнительную лошадиную силу. В таком случае зависимость суммы налога от мощности двигателя будет не скачкообразной, как в настоящий момент, а линейной. Пропорциональное увеличение ставки представляется более обоснованным и справедливым.

    Существуют и другие альтернативы изменения транспортного налога. На заседании Правительства РФ было выдвинуто предложение изменения налоговой базы -перехода от мощности двигателя к его экологическим характеристикам, тем самым стимулируя автомобилистов переходить на более современные двигатели, которые наносят гораздо меньший вред окружающей среде. В таком случае, в выигрышном положении окажутся владельцы автомобилей с двигателем «ЕВРО-6», так как он является наиболее совершенным и меньше загрязняет окружающею среду. На данный момент во многих странах Европейского Союза уже применяют именно такой вариант. Но для России данный способ налогообложения связан с существенными ограничениями, так как уровень жизни большинства населения не позволяет поменять старое транспортное средство на автомобиль с первым экономическим классом [6]. К примеру, водитель старого автотранспортного средства, должен будет

    платить высокий транспортный налог, так как его автомобиль теоретически загрязняет окружающую среду намного больше, чем новое транспортное средство. Поэтому реформирование транспортного налога на основе показателей токсичности автомобиля в настоящее время не будет соответствовать принципам социальной справедливости.

    Конструктивным предложением является отмена транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на автомобильный бензин, моторные масла и дизельное топливо. Данная позиция представляется соответствующей интересам большинства автомобилистов, так как вместо фиксированной ставки транспортного налога будут платиться акцизы в зависимости от потребления топлива [7]. По мнению многих ученых, главным недостатком существующей схемы налогообложения транспортных средств является то, что водители, выезжающие на дороги раз в год, и водители, проезжающие сотни километров, платят в бюджет одинаковые суммы. В перспективе повышение цен на топливо будет способствовать экономии природных ресурсов, что приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу [8].

    Исходя из вышесказанного, делаем вывод о том, что, несмотря на, недостатки существующей системы налогообложения транспортных средств, полная отмена транспортного налога будет нецелесообразным решением, поскольку значительно снизится величина региональных бюджетов. В то же время, в науке широко обсуждаются различные варианты реформирования текущих ставок налогообложения. Представляется, что наиболее обоснованным является отмена транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на топливо. Данный способ не только соответствует принципу социальной справедливости, но и в перспективе может решить проблему загрязнения автомобилями окружающей среды.

    1. Сидорова А.В., Цельникер Г.Ф. Реформирование транспортного налога: история и современность // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — 2017. — Т. 1, № 3. — С. 62-67.

    2. Менкенов А.С. О транспортном налоге: возможные изменения и альтернативы // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — С. 94-96.

    3. Турбина Н. М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу и пути их решения // Социально-экономические явления и процессы. — 2009. — № 2 (14). — С. 105-110.

    4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

    5. Закон Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» // «Волжская коммуна», N 209, 12.11.2002.

    6. Киреенко А. П., Иванов И. А. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены // Известия Байкальского Государственного университета. -2013. — № 6. — С. 53-60.

    7. Цельникер Г.Ф., Скитяева Е.И. К вопросу о вариантах реформирования транспортного налога // Свобода и право. Кемерово. — 2017. — С. 24-26.

    8. Вазим А. А. Возможность замены транспортного налога путем увеличения ставки акцизов при реализации горюче-смазочных материалов // Известия Томского политехнического университета. — 2009. — Том 314. №6. — С. 53-59.

    ABOUT THE OPTIONS OF CHANGING THE TRANSPORT TAX D.Yu. Rusanova, student

    Supervisor: G.F. Tselnicker, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

    Abstract. This article discusses the compliance of the existing transport tax with the principles of social justice and efficiency. The possible options that could contribute to the change in the efficiency of the vehicle tax are presented.

    Keywords: Transport tax, engine power, vehicle toxicity, fuel excises.

    Сколько «лошадей» в налоговыгодном моторе? Испытание на стенде

    Идея этого теста родилась почти случайно. На российском рынке представлено немало машин, для которых производители допускают использование 92?го бензина. Но и тех, кому положен минимум АИ?95, достаточно. Изначально мы хотели проверить, как скажется игра с топливом на отдаче моторов, продолжив наши недавние эксперименты с Вестами (ЗР, № 9, 2019). Но результаты первых замеров на профессиональном динамометрическом стенде наших друзей – тюнинг-центра AGP Motorsport – заставили изменить сценарий и состав участников: многие машины выдали совсем не ту мощность, что указывает производитель.

    Подозрения витали в воздухе уже давно. Мы довольно часто замечали, что некоторые участники наших ­сравнительных тестов едут не по заявленным силам бодро.

    Закономерность нашлась очень быстро. Львиная доля автомобилей, двигатели которых выдают на зарубежных рынках более 250, но меньше 300 «лошадей», для России получают версии, дефорсированные до 249 сил. Реже аналогичная ситуация встречается с моторами отдачей чуть за 150 л.с. Так покупатель может значительно экономить на ежегодном транспортном налоге – вот производители и колдуют. Например, по ставкам Москвы за машину с 249?сильным двигателем нужно платить 18 675 рублей, а за 251 «лошадь» – уже 37 650 рублей. Только действи­тельно ли по пути в Россию от «табуна» под капотом отбиваются два-три десятка «голов», или их отнимают только на бумаге?

    Актуальные ставки транспортного налога в Москве

    Мощность двигателя, л.с.

    Без привязки к массе машины мощность двигателя – величина абстрактная, однако именно она, а не крутящий момент и даже не энерговооруженность (количество лошадиных сил на тонну снаряженной массы) воспринимается как ключевой параметр автомобиля. Ею хвалятся перед приятелями, а главное – на ней базируется расчет транспортного налога в нашей стране.

    Для измерения мощности двигателя есть два основных стандарта.

    Мощность брутто (ее еще называют лабораторной или стендовой) определяют при полностью снятом с мотора навесном оборудовании. Разумеется, такая мощность будет выше реальной, ведь двигатель дышит в полную силу, ему ничто не мешает. Сейчас стендовый стандарт официально не запрещен, но уважающими себя фирмами не применяется, хотя в прошлом веке он был в ходу в США и Японии. Впрочем, когда сопоставляешь заявленную мощность некоторых восточных моделей с их реальными тяговыми возможностями, складывается впечатление, что кое-кто не отказался от лукавого метода. Встречалось такое и в российской практике.

    Мы хорошо помним впечатляющие показатели впрыскового двигателя ЗМЗ?406 середины 1990?х, выдававшего достойные по тем временам 150 л.с. при объеме 2,3 литра. Вот только позже та мощность чудесным образом во всех официальных данных производителя уменьшилась до 130 л.с. «Пропавшие лошади» как раз и стали жертвой перехода от замера мощности брутто к нетто.

    Метод нетто используется сейчас повсеместно, ибо он куда ближе к реальной жизни. Испытуемый двигатель в сборе со всем вспомогательным навесным оборудованием устанавливают на стенд и снимают показания с маховика. Согласно правилам ЕЭК ООН № 85 и ИСО 1585 температура окружающего воздуха должна быть 25 °C, атмосферное давление – 99 кПа. Если лабораторные условия отличаются от стандарта, вводится поправочный коэффициент.

    Конечно, мы не можем позволить себе демонтировать моторы с машин, но это и не нужно. Мощностные характеристики снимем в AGP Motorsport, где установлен современный мощностной стенд Dynomax 5000 AWD с беговыми барабанами, способный принять даже самые крупные внедорожники. Такое оборудование нужно для оценки результатов чип-тюнинга и настройки силовой установки, а мы снимаем на нем характеристики «стоковых» двигателей. Все подопытные – из пресс-парков, заправлены рекомендованным производителем топливом.

    Как вы уже поняли, наш выбор пал на модели «пограничной» мощности. Это пять автомобилей с заявленной в России мощностью до 250 л.с., которые выдают в Европе или США заметно больше. За «маломощных» отдувается Citroen C4 с 150?сильным мотором, с него ­и начинаем.

    Несколько минут надрывного рева французского двигателя, и на экране ноутбука высвечиваются показатели – пик пришелся на 155 л.с. Двигатель 1.6 турбо в российской спецификации выдает 150 л.с., в европейской – 165. Судя по всему, французы сохранили оригинальную прошивку мотора. Выходит, покупатель получает чуть больше, чем обещано!

    Genesis G70 продается в России с «турбочетверкой» 2.0 мощностью 197 или 247 л.с. Но в Штатах с нее сняли больше – 255 «лошадей». Уличить в хитрости люксовый седан нам не удалось: график уперся в пик на 240 силах. Чуть меньше заявленного, всё без обмана.

    Последними к тестам приступили два представителя Германии. На Audi A5 и BMW X4 стоят двухлитровые бензиновые «четверки» с наддувом. Официальные параметры у них – как под копирку: 252 л.с. в Европе и 249 л.с. у нас. К какой партии примкнут они? Ни к какой! Если Citroen и Mazda превысили заявленные для России показатели, но уложились в «оригинальные» для Франции и США соответственно, то Audi с BMW оставили позади даже немецкие данные! «Пятерка» выдала 260 «лошадей», а X4 развил максимальную мощность 263 л.с. Щедрый подарок владельцам!

    Со счетом 4:2 выигрывают те модели, у которых паспортные данные чуть занижены относительно реальных. Похоже, одни компании действительно пишут новые программы управления двигателем, другие же оставляют оригинальный софт и «рисуют» нужную мощность лишь на бумаге. Судя по результатам, такой подход практикуют европейские бренды. Причем не только применительно к России.

    Какой вариант попался вам? Ответ можно получить за один визит на сервис. Цикл замеров обойдется в 3000–4000 рублей, зато может появиться повод для гордости. Ну или для разочарования, причину которого при желании можно сравнительно недорого исправить чип-тюнингом.

    При оценке мощностных характеристик стенд первоначально измеряет потери в трансмиссии автомобиля путем холостого выката на максимально прямой передаче (при передаточном отношении трансмиссии, максимально близком к единице). Далее идут рабочие выкаты, непрерывно замеряется крутящий момент при разгоне на той же прямой передаче с 1500–2000 об/мин до отсечки. Затем по диапазону рабочих оборотов производится пересчет мощности и момента из колесных в моторные. Расчет выполняется автоматически электроникой стенда с учетом ранее измеренных стендом потерь в трансмиссии каждого автомобиля. В результате на экране мы видим графические характеристики мощности и момента двигателя.

    Часто показатели оказываются чуть ниже реализу­емых в дорожных условиях или на моторном стенде автопроизводителя. Ведь, несмотря на наличие мощного вентилятора обдува радиаторов, на мощностном стенде невозможно создать поток набегающего воздуха, как при высоких скоростях на трассе. Двигатель недополучает воздуха и выдает чуть заниженную мощность. Как правило, погрешность лежит в пределах 5% и более заметна при замерах атмосферных двигателей.

    Тема справедливости расчета транспортного налога в России всплывала неоднократно. Налог в нашей стране рассчитывается исходя из мощности двигателя и зависит от региона регистрации. Схема неидеальная. Мощности двигателей растут непрерывно, и отметка «250 л.с.», после которой сумма налога взлетает до небес, сего­дня легко покоряется любому современному двухлитровому наддувному двигателю, носителем которого может быть и не премиальная модель.

    Уже не раз поднимался вопрос о включении транспортного налога в стоимость топлива, что логично: пусть больше платит тот, кто больше ездит. Первый раз акцизы на топливо серьезно подняли в 2010 году – как раз ради того, как нам обещали власти, чтобы отменить несправедливый транспортный налог. В итоге за десять лет топливо в России подорожало более чем вдвое, а транспортный налог отменить «забыли»…

    Между тем в других странах со сборами всё очень просто. В США транспортный налог включен в стоимость топлива и слегка варьирует от штата к штату. В среднем составляет 45 центов с литра топлива. Владельцы электромобилей не платят вовсе. Самые низкие ставки – в штатах Джорджия, Вайоминг и Аляска, а самые высокие – в Нью-Йорке, Вашингтоне и Калифорнии.

    Во Франции ежегодный транспортный налог отсутствует. Нужно лишь заплатить сбор при покупке автомобиля, который зависит от мощности и количества выбрасываемого углекислого газа.

    В Дании налоговые ставки высоки, и их можно разделить на два типа – прямой сбор при регистрации и акцизы на топливо. При регистрации владелец отдает 105% цены машины. Если автомобиль дороже 34 000 крон (примерно 4500 евро), сумма сбора составит уже 180% стоимости машины. В будущем правительство Дании планирует отменить льготы для владельцев электромобилей: их становится всё больше, собираемость налогов падает.

    В Испании, по сути, три налога. Есть налог, уплачива­емый при покупке автомобиля (нового или подержанного). Далее идет регистрационный налог, зависящий от экологического класса. И, наконец, транспортный налог – он зависит от региона, расхода топлива, а также от экологического класса. Хороший стимул купить машину посовременнее.

    В Китае при покупке уплачивается сбор в размере 10% от цены конкретного автомобиля. Два года назад там ввели дополнительный налог на дорогие автомобили – это еще 10% от цены, причем ежегодно. Так ведется борьба с «расточительностью».

    Очень накладно быть автовладельцем ­в Японии. Тоже логично: страна страдает от недостатка территории. Во?первых, чтобы купить автомобиль, житель Страны восходящего солнца должен представить доказательства владения парковочным местом, которое порой может стоить столько же, сколько и машина. Во?вторых, при покупке в казну идет 5% от цены автомобиля. В?третьих, вносится разовый платеж, зависящий от массы и объема двигателя. В?четвертых, применяется ежегодный транспортный налог. Владельцы машин компакт-класса платят примерно 5000 иен (чуть меньше 3000 рублей). Владельцы внедорожников и полноразмерных легковушек отдают почти в десять раз больше. Вот откуда популярность сверхкомпактных кей-каров!

    Для британцев величина ежегодного транспортного налога зависит от нескольких факторов – расхода топлива, года выпуска автомобиля, объема двигателя, массы и даже марки. Но не от мощ­ности двигателя!

    Редакция благодарит компанию AGP Motorsport за помощь в подготовке материала.

    Транспортный налог в Санкт-Петербурге в 2019 году

    Расчет транспортного налога в СПб в 2019 году отменен? Или он останется, тогда каким же будет транспортный налог в 2019? Санкт-Петербург замер в ожидании: как изменится закон о транспортном налоге? В Санкт-Петербурге давно обсуждают обращение президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию страны, где он рассказал о планах правительства по проведению в 2019 году серьезной реформы в налоговом законодательстве.

    Среди прочих прямых налоговых выплат, уплачиваемых в казну государства из кошелька физлица или с расчетных счетов компаний, числится и налог на транспорт, зарегистрированный на владельца ТС. Необходимость подобных сборов чиновники объясняют возникновением ущерба от использования ТС обладателями автомашин, мотоциклов, яхт, вертолетов.

    Компенсация этого ущерба происходит в обязательном порядке и согласно алгоритму расчета, установленном в каждом отдельном регионе, где рассматриваемое транспортное средство было зарегистрировано и принято на учет местной автоинспекцией. Прямая зависимость размера взноса по налогу прослеживается и в зависимости параметров силовой установки, что приводит ТС непосредственно в движение и измеряется в лошадиных силах. Повлияет на размер налога стоимость ТС, а также количество лет эксплуатации владельцем.

    Налоговая ставка на транспортный налог в СПб

    Государством ежегодно утверждается базовая ставка транспортного налога, а региональные власти уполномочены изменить эту ставку в сторону увеличения, но максимум в 10 раз. Транспортный налог, начисленный на идентичные автомобили, зарегистрированные даже в соседних регионах России, может серьезно различаться. Например, ставка транспортного налога в СПб в 2019 году на автомобиль до 150 лошадиных сил будет выше ставки, установленной на такой же транспорт, зарегистрированный в Москве. А минимальный автоналог зафиксирован на полуострове Крым. Местные жители за автомобиль старше 20 лет, мощность которого составляет менее 100 лошадиных сил, выплачивают налог по ставке 2 рубля 50 копеек.

    Дорогие автомобили выгоднее облагают налогом власти Ингушетии: за авто, под капотом которого 250 «лошадок», владельцу придется заплатить 40 рублей за каждую лошадиную силу, тогда как транспортный налог СПб рассчитывается на такой же автомобиль из ставки в 150 рублей.

    В таблице приведены налоговые ставки на различные виды транспорта, утвержденные в Санкт-Петербурге на 2019 год.

    Транспортное средство Ставка, рубли
    Легковые авто (двигатель до 100 л. с.) 24
    Легковые авто (двигатель 100–150 л. с.) 35
    Легковые авто (двигатель 150–200 л. с.) 50
    Легковые авто (двигатель 200–250 л. с.) 75
    Легковые авто (двигатель более 250 л. с.) 150
    Мотоциклы, мотороллеры (двигатель до 20 л. с.) 10
    Мотоциклы, мотороллеры (двигатель 20–35 л. с.) 20
    Мотоциклы, мотороллеры (двигатель 35–90 л. с.) 30
    Мотоциклы, мотороллеры (двигатель более 90 л. с.) 50
    Автобусы (двигатель до 200 л. с.) 50
    Автобусы (двигатель более 200 л. с.) 65
    Грузовики (двигатель до 100 л. с.) 25
    Грузовики (двигатель 150–200 л. с.) 50
    Грузовики (двигатель 200–250 л. с.) 55
    Грузовики (двигатель более 250 л. с., с года выпуска менее 3 лет) 45
    Грузовики (двигатель более 250 л. с., с года выпуска от З до 5 лет) 65
    Грузовики (двигатель более 250 л. с., с года выпуска свыше 5 лет) 85
    Самоходные ТС, на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой л. с.) 25
    Снегоходы, мотосани (двигатель до 50 л. с.) 25
    Снегоходы, мотосани (двигатель более 50 л. с.) 50
    Катера, моторки (двигатель до 100 л. с.) 50
    Катера, моторки (двигатель более 100 л. с.) 200
    Яхты (двигатель до 100 л. с.) 100
    Гидроциклы (двигатель до 100 л. с.) 250
    Гидроциклы (двигатель более 100 л. с.) 500
    Буксируемые суда по валовой вместимости (с каждой ее единицы) 200
    Самолеты, вертолеты (с каждой л. с.) 250
    Реактивные самолеты (с каждого килограмма силы тяги) 200
    Прочие ТС с единицы ТС 1000

    От чего не зависит расчет транспортного налога в СПб, так это интенсивности использования транспортного средства владельцем. По поручению президента РФ автоналог будет пересмотрен в Государственной думе России. Уже базируется законопроект, который предусматривает новый алгоритм начисления автоналога. Принцип начисления, предлагаемый чиновникам на рассмотрение, заключается в привязке взноса в казну к стоимости топлива или к пробегу транспортного средства.

    Пока собственникам ТС приходится оплачивать автоналог независимо от того, эксплуатируется ли указанное ТС, а может, и паркуется круглый год в гараже, в долгосрочном ремонте на станции или на стоянке.

    Налоговый кодекс не регламентирует понижение налога, если транспорт не эксплуатируется. Налоговая служба Российской Федерации согласно статьям кодекса начисляет налог, рассылает квитанции физлицам и контролирует, насколько правильно юрлица перечисляют авансовые платежи по транспортному налогу в СПб и других регионах.

    Новый подход к начислению налога позволит рассчитать транспортный налог в 2019 в СПб по усовершенствованной формуле. Формула будет учитывать пробег транспортного средства, и исключать уплату налога за неиспользуемый транспорт.

    Еще одна категория отдельных граждан и руководителей компаний, которым принадлежат большие по численности транспорта автопарки, поддерживает зависимость размера налога от интенсивности эксплуатации транспорта. Владея несколькими транспортными средствами, эксплуатируемыми только в сезон, владельцы таких ТС платят налог за полный год. Корректировки внесли бы ощутимую экономию в бюджете компаний и в кошельках отдельных граждан, у которых в гараже припаркованы «летние» и «зимние» машины.

    Еще один аргумент в пользу перевода зависимости суммы налога от пробега выглядит так: ни мощность двигателя, ни возраст транспортного средства никак не влияют на то, насколько колеса ТС портят дорогу. В некоторых странах успешно действует правило расчета налога от количества потребляемого топлива. Но, к сожалению, у нового алгоритма расчета мало шансов воплотиться в жизнь. Зафиксируем две весомые причины, по которым чиновники не заинтересованы в пересмотре алгоритма начисления транспортного налога.

    Первая причина: транспортный налог — источник пополнения дорожных фондов регионов (налог относится к категории регионального). Снижение взносов отрицательно скажется на наполненности казны отдельно взятого региона.

    Вторая причина — задолженность региональных властей перед федеральным бюджетом по субсидиям на отремонтированные трассы регионального значения. Представим исключение налога, который поддерживает дорожный фонд: регионам не из чего будет погашать задолженность, и работы по восстановлению трасс станут обузой для федерального бюджета. Появятся трудности с воплощением проектов по восстановлению дорог регионального значения.

    Вариант с отменой транспортного налога с повышением акциза на топливо повлечет за собой удорожание транспортных услуг, а это неизбежно приведет к повышению цен на продукты, товары народного потребления и прочие услуги для населения.

    Практическое применение нововведений и внедрение изменений в законодательных документах входит в планы государственных органов уже с начала 2019 года, так ожидается, что расчет транспортного налога Санкт-Петербург в числе прочих регионов России будет производить по-новому уже совсем скоро.

    Как правильно рассчитать транспортный налог в СПб юридическому лицу

    Расчет автоналога для юрлиц — мероприятие самостоятельное, этим занимается бухгалтерия организации. Для физлиц взносы за использование ТС посчитают налоговые службы и пришлют квитанцию в личный кабинет налогоплательщика или по почте.

    Чтобы узнать, в каком размере следует уплатить в казну сбор, достаточно знать, сколько лошадиных сил поддерживают ТС, а также текущую ставку периода — в регионах эта ставка значительно различается. Понадобятся данные и о доле налогоплательщика на право собственности ТС.

    Автоналог рассчитывается по формуле:

    ТРн = М х Ст х Д х Мв х КП – Л – Пл, где

    admin