Педагогические требования к составлению плана работы. Педагогические требования к составлению плана работы

7. Анализ и планирование работы классного руководителя

Анализ и планирование работы классного руководителя — два взаимосвязанных процесса; они связаны также с изучением результатов воспитательной работы и целеполаганием.

Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.

Для проведения анализа воспитательной работы в классном или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:

1) четко сформулированные воспитательные и организационно-педагогические задачи;

2) материалы, отражающие результаты воспитательного

3) перечень педагогических средств, использованных для

решения поставленных задач;

4) сведения об эффективности влияния используемых педагогических средств.

Анализ воспитательной работы классный руководитель осуществляет, ориентируясь на задачи, поставленные на соответствующий период. В то же время в ходе анализа выявляются, обосновываются новые задачи или конкретизируются задачи предыдущего периода. Таким образом, анализ воспитательной работы тесно связан с целеполаганием.

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог — ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы воспитания.

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

Классный руководитель несет ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В практике работы школы ставятся самые разнообразные цели: ближайшие, средние, дальние; текущие и перспективные; реальные и идеальные; общие и частные, абстрактные и конкретные; главные и второстепенные; стратегические и тактические; цели ребенка, цели родителей, цели педагога и др.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагаю-щей деятельности педагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формирование позиции детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1. Диагностичность — выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2. Реальность — выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации, реальных условий.

3. Преемственность — осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.); выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4. Идентификация достигается через включенность в процессе целеполагания всех участников деятельности.

5. Направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Условно выделяют следующие типы целеполагания: свободное, жесткое и интегрированное, сочетающие элементы первых двух.

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиск; при жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне.

При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целёполагание.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, — определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей.

Отметим, что разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. В другом случае развитие познавательных интересов учащихся может быть целью работы классного руководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на определении следующих: общие цели и задачи педагогов и учащихся; общие цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.

Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются в процессе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими. Они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, при этом определяющими являются интересы и потребности детей. Главное — они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодействия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая их, педагоги определяют воспитательные цели и задачи, которые ^сориентированы на развитие учащихся и их отношений, т. е. по отношению к жизненно-практическим задачам учителя определяют свои воспитательные, профессиональные цели и задачи. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные задачи, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.

Воспитательные задачи сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, коллектива детей и отношений в нем. Организационно-педагогические задачи направлены на организацию воспитательного процесса.

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей, определение жизненно важных задач;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Можно считать, что целеполагание является завершающим этапом анализа и начальным этапом планирования воспитательной работы классного руководителя. План работы должен обеспечивать реализацию намеченных целей и задач.

В самом общем представлении план — документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План будет помощником в работе, если при его составлении соблюдается ряд требований.

1. Обеспечивается целенаправленность, т. е. планируемое содержание и формы работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач.

2. План направлен на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3. План является результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4. При планировании предусматривается связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками знаний на практике; отражение основных событий страны в жизни коллектива; включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

? разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

? положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

? включение школьников в разные виды деятельности;

? целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6. Предусматривается создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7. Учитывается преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.

8. Обеспечивается конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; соответствие задачам коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами.

9. Достигается реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:

? составление педагогом проекта плана (его контуров);

? коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагогов, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей);

? внесение педагогом коррективов в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:

? результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе анализа;

? воспитательные и организационно-педагогические задачи;

? материалы, педагогические и методические рекомендации по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;

? передовой опыт страны, города, школы;

? возможности родителей, общественности;

? воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

? традиционные праздники учебного года;

? события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

? события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

? традиции школы, классного коллектива;

? дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

? планы школьного коллектива;

? предыдущие планы классного коллектива и классного руководителя.

Необходимо различать планы работы педагогов, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем отражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам, его роль в подготовке — помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями и т. п.

Классный руководитель может составлять различные планы:

? план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;

? план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например,

по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;

? план подготовки и проведения дела (родительское собрание);

? план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т. п.;

? план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.

1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.

2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

? вытекают из анализа работы;

? отличаются от задач предыдущего года;

? конкретны и реальны для выполнения;

? пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными; главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Читайте так же:  Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам. Образец письма на возврат налога по усн

В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками. Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников педагогического процесса.

Одна из форм используемых в практике классными руководителями, предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот тетради. Это позволяет предусмотреть основные

дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения (табл. 7).

Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся. Это возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивается написанием плана, а продолжается в течение года, поскольку составляются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, при этом планы постоянно корректируются.

Раздел плана работы классного руководителя Направление работы классного руководителя Работа с ученическим коллективом Работа с родителями, семьей Работа с педагогами, общественностью Неделя Общение Здоровье Учение Досуг В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования работы может проходить на нескольких уровнях: 1-й уровень — классный руководитель привлекает учащихся к планированию; 2-й уровень — совместное планирование педагога и детей; 3-й уровень — педагог помогает школьникам в планировании. Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) — в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальнейшей работы, обсуждении планов.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста детей, предыдущего опыта планирования, подготовленности педагога, типа планирования и т. д.

Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они то, что считал целесообразным педагог.

Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами? Ее решение зависит от умения педагога провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следующие способы:

? предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми обсуждаются возможные варианты идей и замыслов;

? выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

? встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

? создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

? выбор варианта, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

? включение классного руководителя «на равных» в работу творческих поисковых групп;

? конкурс на лучшее предложение в план, создание банка идей, когда педагог как рядовой участник поиска может внести и свою идею;

? обобщение и интеграция классным руководителем идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает свою идею в обобщенный вариант,»

? подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

? проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

? чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;

? анализ проделанной работы, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Классному руководителю нужно позаботиться о том, чтобы план был наглядно оформлен и доступен всем учащимся. Он может представлять из себя план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.

Планирование работы классного руководителя предусматривает организацию активной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования работы на учебный год. Оно может быть представлено следующими этапами.

Методика планирования работы в ДОЛ

Начинаем готовиться к смене? Обратите внимание,что эффективность отдыха ребят зависит прежде всего от их пребывания в отряде. Несколько ключевых тезисов, на которые в работе обращаем внимание.

— Важным аспектом успешности смены является отрядная работа, которую простраивает именно вожатый. Прежде всего мы работаем с временным детским коллективом. Главные герои лета — не руководитель смены и веселые аниматоры, а ребята в отряде и сами отряды как форма объединения ребят.

— «Прокачать» ребят навыками и умениями, полезной информацией гораздо удобнее в формате отдельного отряда, да и настраивать на получение эмоций в формате обще лагерного события мы начинаем внутри нашего детского коллектива.

— Всю отрядную работу простраивает вожатый. Слабый вожатый — пробоина в огромном корабле. И рано или поздно он создаст проблему всей смене, плывущей по океану оздоровительный кампании. Поэтому важно обращать внимание в первую очередь на каждого участника команды, кто 24/7 работает с ребятами лицом к лицу.

— Когда в центре внимания только общелагерная план-сетка и ребенок только часть общелагерной красивой картинки,что он получает от этого? Понимание, что делает что-то большое и прекрасное? Для кого?

Работа вожатого — процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, — от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка, от ведущего концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Хороший план — добрая половина успеха задуманного. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование — основа будущей эффективной работы.

Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.

Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.

План — стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.

План — документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

  • ознакомьтесь с программой данного лагеря;
  • определите цели и задачи предстоящей смены;
  • изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
  • изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
  • отберите средства, формы и методы, которыми владеете;
  • составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;
  • продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;
  • учитывайте интересы детей.
  • Исходными данными для планирования могут служить следующие:

  • государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;
  • ­ календарь летних праздников;
  • текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;
  • личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;
  • традиции лагеря;
  • информация о детях;
  • ожидания детей;
  • задачи оздоровительного периода;
  • модель смены.
  • Рекомендации при составлении план-сетки:

    1. Любой день.
      • Каждый день 3 больших дырки.
      • Спортивные мероприятия скорее утром или днём.
      • Интеллектуальные творческие скорей день, вечер.
      • Разноплановая деятельность в течении дня это хорошо.
      • Тематический день (Выделим 4 уровня).
        • Единая тематика.
        • Единая тематика + атмосфера
        • Единая тематика + атмосфера + логика
        • Единая тематика + атмосфера + логика + единые правила
        • Тематический день в лагере требует много сил, зато может стать очень ярким событием для детей.

          План-сетка. Заполнить «дырки» во всех днях. Не забывать, что есть кризисные дни смены. Также если вы пишите мероприятие бешеные ежи, будьте любезны на отдельном листочке объяснить что это такое. Да и понятно, что план-сетка имеет смысл если выбрать какой-то конкретный возраст детей.

          Оргпериод, середина смены (кризис всё приелось), конец смены. Где-то ближе к концу должна быть кульминация смены.

          Требования к плану работы вожатого:

          • направленность плана на достижение определенного педагогического результата — отражение социального заказа на формирование качеств личности;
          • соответствие целям и задачам программы лагеря;
          • полезная направленность планируемых дел;
          • учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
          • разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
          • систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
          • реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
          • согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
          • В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно план не перегружать.

            Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.

            Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день — вечер).

            Такие планы разрабатывают заместитель директора лагеря по воспитательной работе, педагогический коллектив лагеря, отряды.

            Позиция заместителя директора по воспитательной работе обязывает его смотреть вперед, проектировать завтрашний день всех отрядов, кружков, мероприятий, определять стратегию и тактику развития временного детского коллектива.

            План на смену — это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.

            Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.

            Календарный план конкретизирует и дополняет перспективный план. Календарный план разрабатывают вожатые совместно с детьми на смену.

            Лучший план работы — план, одобренный и подсказанный детьми. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в выборе форм отдыха, начинать на их территории, постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность.

            Специфика жизни детского оздоровительного лагеря диктует необходимость учитывать при планировании три основные периода смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы.

            Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами). Подробнее о планировании деятельности отряда совместно с детьми будет рассмотрено в следующей главе. Также смотри тему — План-сетка

            Планирование в течение дня включает работу после завтрака, полдника и ужина с учетом рационального распределения времени на воспитание, оздоровление, отдых и спорт.

            Таким образом, каждый член педагогического коллектива лагеря имеет свой личный план работы на день. Вожатые, руководители кружков, физорги предусматривают в нем формы и методы проведении того или иного дела, конечный результат и последовательность работы с отрядом, с группой детей или отдельным ребенком.

            Вожатым: зачем нужно составлять план на день? ?

          • Чтобы точно знать где? и когда? находится отряд. И кто из вожатых ответственный за то или иное дело.
          • План на день обеспечивает юридическую защиту для педагога.
          • Это образец грамотного распределения видов деятельности в течение дня.
          • Как его составить?

          • План пишется после планерки или до подъема детей.
          • В план на день записываются все режимные моменты, дела конкретного временного объединения и всего лагеря.
          • Необходимо прописывать время и деятельность, в отдельном столбце указывается кто ответственный за то или иное дело, снизу обязательно указывается кто из напарников был на планерке!
          • Ниже указывается индивидуальная занятость детей в дне.
          • План на день пишется на основании общего плана лагеря и соотносится с план-сеткой отрядной деятельности.
          • В заключении, хотелось бы сразу предостеречь от избыточного планирования и заорганизованности. Смысл досконально подробно планировать? Если самый сок — во внеплановом. Хм.

            Иногда бывает, что-то планируешь и организуешь. Особенно это касается каких-то мероприятий, где кто-то передает другому навык и ответственность. Так вот, в каждом из этих мероприятий есть некий качественный скачок, хотя бы один. И он происходит если не внутри, то по крайней мере изнутри. В этом есть что-то дикое и стихийное. Его нельзя гарантировать, его невозможно организовать или спланировать. Многие скачки происходят даже не по теме планов и в самый неожиданный момент. Иногда такие случаются как раз посередине реализации неких планов, и на поверхность реальности ты выныриваешь, как из телепорта в другой мир. С новыми целями, с перекроенными ценностями, с устремлениями, которые могут иметь мало общего с теми, которые были в начале реализации тех планов, в процессе осуществления которых был совершен скачок.

            Мало того, непонятно, как кто-то кого-то вообще может чему-то обучить, если в итоге и вожатый и его подопечные должны в некотором смысле стать не такими, как в начале. Если в процессе обучения некий элемент остается прежним, то качественный скачок совершается не полностью (опять же, «в некотором смысле», потому что все это очень интуитивно). Получается, что и предмет приложения планирования в успешном случае должен видоизмениться, и системы координат, в которых все начиналось.

            Встает вопрос. Смысл – избыточно планировать и организовывать? Если суть ощущается все больше в момент смены системы координат или благодаря ей..

            Пока же напрашиваются три предположения:

          • Возможно имеет смысл придавать планам и организации чего-то вдохновляющего меньше значимости, чем это на первый взгляд стоит делать. (И как показывает практика — ничего не теряется даже, кстати.)
          • Возможно планирование и организация как раз и нужны для того, чтобы случайно происходили качественные скачки. А если ничего не планировать и не организовывать, то в принципе мало что будет иметь возможность произойти. В том числе и качественные скачки.
          • Возможно на людей имеет смысл смотреть не в терминах, кто кого чему обучает, кто кому передает ответственность, кто кого воспитывает. (Потому что эти термины предполагают, что кто-то знает что-то о чем-то круче кого-то, а в реальности в процессе, который участники не сочтут значимым для них, до неузнаваемости меняются и оба «кто-то» и само «что-то», так что слова «знает» и «круче» теряют всякий смысл) Возможно мы все просто путешествуем из одного мира в другой (даже если это происходит в рамках актового зала или спортивного поля) и имеем возможность что-то делать вместе, пока живем. Только и всего. И то, некоторые бывает, что застревают надолго в каком-то одном мире.
          • Примерный план работы отряда

            Обязательно в первый день проводится сбор мнений о том, как каждый ребенок хочет провести свой досуг в лагере. Все записи собираются и группируются по интересам, предложенным делам.

            Основные моменты, на которые следует обратить вожатому при составлении плана работы:

          • безопасность всех мероприятий;
          • учет возрастных особенностей детей;
          • учет географического положения и климатических условии (погода солнечная или дождливая, время года: лето, осень, зима, весна);
          • не более одного большого дела в день
          • При составлении отрядного плана отрядный вожатый выделяет три этапа.

            Первый этап соответствует времени организационного периода. Обычно это первая неделя смены. Проанали­зировав предложенные ребятами на общем сборе дела, вожатый отбирает именно те, которые максимально по­зволят обнаружить и проявить знания, умения, навыки, интересы и увлечения каждого воспитанника. Обычно это:

          • вечерние «свечки» — знакомства;
          • конкурсы эрудитов, кто во что горазд — «квчг»;
          • веселые старты;
          • отрядные тематические костры;
          • эстафеты творчества;
          • эстафета «Веселый поезд»;
          • презентация комнат, отрядов, корпусов;
          • открытие спартакиады и т.д.
          • Второй этап в составлении плана соответствует мероприятиям основного периода. Обычно это дела, помогающие объединению в коллективе. К таким делам относятся:

          • спортивные соревнования между отрядами (футбол, пионербол, баскетбол, вышибалы, лапта, настольный теннис и т.д.);
          • интеллектуальные коллективно-творческие дела (КТД) («Брейн-ринг», «Слабое звено», «Встреча эрудитов»);
          • творческие КТД («День песни», «День Нептуна» и т.д.);
          • спортивно-туристская эстафета с элементами обучения;
          • тематические беседы по возрастам (проблемы наркомании, алкоголизма, полового созревания, взаимоотношения между мальчиками и девочками и т.д.).
          • Третий этап в составлении плана входит в рамки заключительного периода смены, и отрядные вожатые включают дела, которые помогают им объединить весь лагерь в единое целое, дать почувствовать всем общие возможности и способность сделать вместе много полезного для окружающих людей. Третий этап включает:

          • проведение туристского слета совместно с соседним лагерем;
          • участие в конкурсе красоты совместно с соседним лагерем;
          • межлагерная карнавальная дискотека;
          • день именинника;
          • прощальный концерт;
          • лагерный костер;
          • встречи рассвета и солнца и т.д.

          Такой подбор дел предполагает конечный результат, который помогает осмыслить все, что происходило в лагере, возможно, пожалеть о скоротечности времени и близком расставании и вызвать жгучую потребность обязательно встретиться, не разрывать возникших новых связей, поддерживать и укреплять старые знакомства.

          Такое деление достаточно условно и в процессе работы каждый отрядный вожатый может включить в свой план любые дела предложенные ребятам.

          Годовой план в ДОУ на 2019-2019 учебный год

          Работа активно развивающегося детского сада строится с учетом данных стратегического планирования, которое осуществляется ежегодно с учетом особенностей, выявленных в ходе анализа за предыдущий отчетный период. Годовой план работы ДОУ на 2019-2019 учебный год, составленный в соответствии с ФГОС — базовый документ локального значения, который:

        • регламентирует все приоритетные направления работы детского сада;
        • предполагает постановку и решение актуальных для ДОУ задач, улучшение показателей работы педагогического коллектива;
        • подразумевает разработку и утверждение сетки мероприятий при участии педагогических и медицинских работников, дошкольников и представителей семей;
        • учитывает профессиональный уровень педагогов, специфику сотрудничества со средними общеобразовательными и прочими учреждениями.
        • Выбор формы документа — текстовая, табличная, схематично-блочная, цикличная — возлагается на руководителя ДОУ. Вместе с тем в ходе оформления планирования важно гарантировать, чтобы выбранная форма представления была понятна всему административному составу, методистам и воспитателям.

          ОБРАЗЕЦ ГОДОВОГО ПЛАНА 2019/19

          Годовой план ДОУ на 2019-2019 учебный год: особенности составления в соответствии с ФГОС

          Фактически процесс разработки годового плана работы ДОУ на 2019-2019 учебный год в соответствии с ФГОС начинается задолго до момента оформления документа. Чтобы грамотно определить цели и задачи организационной, методической, педагогической работы на длительный промежуток времени, заведующей важно изучить и проанализировать успешность выполнения заданий, которые ставились перед организацией в предыдущем отчетном периоде, а также актуализировать сильные и слабые стороны учебно-воспитательного процесса по ключевым аспектам деятельности, к числу которых следует отнести:

        • Работу по сохранению и укреплению здоровья детей (оценить показатели заболеваемости воспитанников и их работников, данные об эффективности реализуемых лечебно-профилактических мероприятий). На основе мониторинга следует сделать прогноз заболеваемости дошкольников на будущий год, чтобы разработать комплекс мер, позволяющих снизить риски возникновения эпидемий.
        • Оценивание успешности освоения программных требований (на основе показателей психофизического, личностного, речевого, творческого развития воспитанников по всем возрастным группам).
        • Уровень успешности выпускников, иллюстрацией которого является быстрая адаптируемость к условиям школьного обучения.
        • Действующую систему повышения профмастерства педработников (с целью поиска возможностей для ее усовершенствования), укомплектованность методического кабинета.
        • Удовлетворенность родителей уровнем предоставляемых образовательных услуг (оценивается на основании данных анкетирования, результатов целевых опросов).
        • Состояние материально-технической базы, необходимой для обеспечения учебно-воспитательного комплекса.
        • Внедрение ФГОС ДО, в основе которого лежит идея повышения эффективности дошкольного образования через рационализацию педагогического труда и индивидуализацию воспитания, обусловила повышение значимости планирования. Формализм, который долгие годы оставался единственно возможным подходом при составлении установочных документов и отчетов, должен был забыт при разработке плана работы в ДОУ на будущий год ввиду необходимости учета ряда показателей деятельности учреждения. Качественно составленный документ такого типа позволяет решить ряд важных для детского сада задач:

        • Наметить основные рабочие вопросы, пути для реализации программы развития ДОУ в ходе осуществления эффективной профильной деятельности.
        • Систематизировать перечень мероприятий с учетом допустимых временных рамок, определить ответственных за их проведение.
        • Повысить показатели эффективности труда за счет разработки и последовательной реализации мотивационных мер.
        • Обеспечить взаимодействие с различными учреждениями и структурами с целью создания оптимальных условий для воспитания дошкольников и выполнения стратегических образовательных задач.

    При разработке проекта годового плана ДОУ каждый руководитель вправе использовать свои алгоритмы, но составить по-настоящему эффективный и полезный документ, который должен стать основой календарно-тематического планирования и реализации успешной воспитательной стратегии можно только при условии анализа деятельности детского сала на прошлый год, четкого определения приоритетных задач и разработки сетки мероприятий. Готовый проект целесообразно представить воспитателям на заседании педагогического совета, чтобы согласовать детали и внести необходимые корректировки, после чего можно оформить плановую разработку в надлежащем виде и предоставить ее для всеобщего ознакомления.

    Новые возможности для карьерного роста

    За прохождение курса — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы, затрагивающие важные административные вопросы и управление развитием детского сада, представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов.

    Структура годового плана работы ДОУ на 2019-2019 учебный год

    Несмотря на некоторые изменения актуального нормативно-правового системы обеспечения дошкольного образования, структурно годовой план ДОУ на 2019-2019 учебный год менять не следует. Целесообразно лишь расширить содержательную часть, разработав мероприятия по обеспечению необходимых материально-технических, кадровых, методических условий для предоставления услуг по присмотру и воспитанию самых дошкольников ясельного возраста и наметить пути индивидуализации и персонализации воспитательного процесса.

    Примерная структура годового плана работы ДОУ на 2019-2019 год представлена в таблице.

    Определение стратегических целей годового плана в ДОУ по ФГОС осуществляется после проведения анализа работы организации за предыдущий отчетный период. Важно отметить, что постановка большого количества задач перегружает план и снижает показатели эффективности его выполнения, поэтому эксперты сферы образования рекомендуют, опираясь на данные проведенной аналитической работы, выделять не более двух целей, отражающих проблемные моменты в работе ДОУ и соответствующие требованиям муниципального отдела образования.

    Чтобы обеспечить условия для обеспечения непрерывного повышения профессионального уровня педработников ДОУ, в рамках данного раздела необходимо разработать порядок организации активности по следующим организационным направлениям:

  • Прохождение курсов повышения квалификации (дистанционно и очно).
  • Подготовка к аттестации (формируется предварительный график прохождения планового аттестационного оценивания) и мер контроля.
  • Проведение тематических заседаний методобъединений, организация педагогических форумов, круглых столов, концеренций.
  • Самообразование воспитателей.
  • Организация открытых смотров педагогической деятельности (первоочередно — инновационной, требующей дальнейшего распространения), взаимное посещение занятий, обмен опытом.
  • Участие сотрудников ДОУ в профессиональных конкурсах городского, областного и муниципального значения.
  • Название раздела Содержание раздела
    1. Общая информация о ДОУ
    1. Контактная информация, режим работы.
    2. Сведения о лицензии на воспитательно-образовательную деятельность.
    3. Информация о кадровой укомплектованности с указанием образования и стажа сотрудников (представителей администрации ДОУ, воспитателей, узких специалистов).
    4. Количество групп с указанием номеров.
    5. Актуальные учебно-воспитательные условия (наличие необходимого материально-технического, дидактического обеспечения).
    6. Используемое программное содержание.
    7. Перечень организаций-партнеров.
    2. Цели и задачи работы
    3. Нормативно-правовая база Перечисляются законодательные акты и локальные нормативные акты, согласно которым детский сад осуществляет свою деятельность, указывается образовательная программа. Планируется работа по систематизации, внесении изменений в нормативные документы, проведение консультаций и инструктажей, создание личных дел дошкольников и педагогов в соответствии с ФГОС.
    4. Работа с кадрами
    5. Организационно-методическая работа С целью организации эффективной деятельности педколлектива, в данном разделе годового плана в ДОУ на 2019-2019 гг. следует запланировать регулярные и тематические заседания педсовета, порядок активности инновационных и творческих групп, мероприятия по изучению передового педагогического опыта.
    6. Система внутреннего мониторинга В рамках информационно-аналитической деятельности детского сада целесообразно планирование видов и форм внутреннего контроля, к числу которых относится проведение экспресс-опросов воспитателей, анкетирование представителей семей воспитанников, проведение оперативного и тематического контроля. Дополнительно следует выделить ведение сайта учреждения и интернет-портфолио педагогов.
    7. Взаимодействие с родителями Обеспечивать преемственность работы ДОУ и семейного воспитания. С целью повышения степени вовлеченности родителей дошкольников в жизнь детского сада и их педагогической компетентности, активизации педагогического потенциала семьи годовое планирование предусматривает проведение мероприятий совместно с семьями воспитанников, тематических собраний, психологических тренингов и семинаров.
    8. Взаимодействие детского сада с общественными организациями В свете подготовки детей к обучению в школе особое значение приобретает сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, а также детскими школами искусств, кружками и спортивными секциями, библиотекам, театральными студиями. Планирование подразумевает не только творческие, но и деловые контакты, которые завхоз, педагоги и заведующий устанавливают с местными и районными администрациями, поставщиками питания и оборудования, социальными партнерами.
    9. Административно-хозяйственная деятельность Оценив оснащение ДОУ на текущий момент, важно распланировать укрепление материально-технической и финансовой базы учреждения. Заведующей следует излагать информацию лаконично и системно, доказывая фактами, приведенными в виде таблиц и схем.

    Эксперты сферы образования отмечают, что ввиду некоторого изменения стандартов отрасли в годовой план работы детского сада на 2019-2019 по новым правилам следует включить следующие содержательные блоки:

  • Открытие ясельной группы. Одним из значимых приоритетов государственной политики в сфере дошкольного образования стала задача по обеспечению 270 тысяч мест для воспитанников младенческого (возраст — от 2 до 12 месяцев) и раннего возраста (возраст — от 1 до 3 лет), что требует от ДОУ поиск возможностей для обеспечения целевых кадровых, методических и материально-технических ресурсов.
  • Повышение содержательности педсоветов за счет привлечения профильных консультантов, экспертов по вопросам раннего развития детей и реализации инклюзии, авторов передовых педагогических разработок.
  • Включение в список тем педсоветов разработку АООП, которая стала возможной благодаря презентации весной 2019 года семи примерных образовательных программ для дошкольников с особыми образовательными потребностями.
  • На этапе проведения планирования руководителям ДОУ важно понимать, что отказ от включения в содержание целевого документа не является обязательным нормативным требованием, но в то же время ведение управленческой работы «на опережение» позволяет реализовывать принципы ФГОС ДО, обеспечивать высокие показатели удовлетворенности родителей уровнем воспитательных услуг и последовательно развивать успешный детский сад.

    Как определить цели и задачи годового плана ДОУ на 2019-2019 учебный год?

    Комплекс задач годового плана работы ДОУ на 2019-2019 учебный год с учетом ФГОС выстраивается на основании определения цели работы учреждения. Детский сад — территория всестороннего развития дошкольников, где должны быть созданы оптимальные условия для их поступательного психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития, качественной подготовки к школьному обучению, стимулирования детского творчества. Потому стратегия современного ДОУ предусматривает необходимость:

  • достойно подготовить детей к школьной и социальной жизни;
  • развить физический потенциал дошколят и их психические качества;
  • научить терпимости, толерантности, уважения к старшим как основы культуры современной личности;
  • обеспечить безопасность жизнедеятельности;
  • приобщить к спорту и здоровому образу жизни.
  • гарантировать профессиональный рост воспитателей, вследствие чего повысится уровень воспитанности и образованности детей.
  • Исходя из поставленных целевых ориентиров, формируются задачи, отражаемые в годовом плане работы. К их числу можно отнести следующие:

  • В контексте реализации ФГОС стимулировать всестороннюю активность детей, создавая условия для творческой и познавательной деятельности, индивидуализированного образования.
  • Организовать учебно-воспитательный процесс на основе самостоятельной деятельности дошкольников и применения инновационных педтехнологий.
  • Внедрять современные технологии для оптимизации учебного процесса.
  • Согласно возрастным особенностям воспитанников систематически проводить работу по речевому развитию.
  • Создавать развивающее пространство в детском саду, стимулирующее активность дошкольников.
  • Заботиться об эмоциональном благополучии, психофизическом здоровье детей.
  • Способствовать росту профессиональной компетентности воспитателей, освоению новых госстандартов, внедрению проектной и исследовательской деятельности в их работу.
  • Наладить сотрудничество с родителями дошколят, активизировать работу родительских комитетов.
  • Заложить основы принятия семейных ценностей и чувства патриотизма, познакомить детей с культурой и историей родного края.
  • В рамках реализации принципов ФГОС ДО в годовом плане ДОУ 2019-2019 гг. целесообразно отразить внедрение инклюзии, обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса, работу с кадрами, пути для наращивания передового педагогического опыта и его распространения. Вместе с тем каждый руководитель детского сада, опираясь на имеющиеся управленческие, методические, материально-технические возможности, имеет право самостоятельно определять цели годового планирования, чтобы гарантировать возможность реализации программы развития учреждения и обеспечить возможности для удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг.

    Составление плана мероприятий согласно годовому плану работы ДОУ по ФГОС

    Одним из главных условий осуществления успешного планирования является разработка порядка реализации поставленных целей и задач через последовательное применение различных организационных решений. В годовом плане работы ДОУ на 2019-2019 учебный год, составленном с учетом ФГОС ДО, важно отразить перечень мероприятий, обуславливающих обеспечения оптимальных воспитательных условий, — педсоветов, методических конференций, родительских собраний, информационных, культурно-массовых и оздоровительных событий.

    Во избежание низких показателей эффективности работы, с целью профилактики профессионального выгорания воспитателей и учебной перегрузки воспитанников не стоит стремиться включить в годовой план как можно больше мероприятий различной направленности. Гораздо логичнее разделить их на содержательные блоки, в числе которых следует выделить кадровую работу, организационно-методическую активность, взаимодействие с представителями семей и другими организациями, административно-хозяйственную деятельность, и после назначить ответственных за проведение каждого мероприятия, а также разработать механизмы контроля достигнутых результатов. Такое организационное решение позволит выстроить грамотную педагогическую работу и гарантировать реальность исполнение годового плана ДОУ.

    Мероприятия, которые по каким-то причинам не удается включить в структуру главного документа стратегического планирования, можно представить в приложениях.

    При определении тематики мероприятий, определяющих порядок организационной работы с воспитателями, удобно использовать карты педагогического мастерства. В них методист выделяет актуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса, а педработники в ходе анкетирования указывают уровень владения вопросом («Готова поделиться опытом», «В полной мере владею вопросом, но поделиться опытом не готова», «Испытываю затруднения», «Вопросом не владею»).

    Воспитателей, отметивших владение практическим опытом и выразивших желание поделиться им, можно назначать ответственными за проведение различных мероприятий — консультаций, методических форумов, семинаров, показов, а также поручить им тьюторское сопровождение профессиональной деятельности молодых специалистов. Вопросы, которые вызывают затруднения у многих воспитателей, стоит включить в план самообразования, который составляется в качестве приложения к плану годовой работы ДОУ 2019-2019 гг.

    Инновационная деятельность в детском саду согласно годовому плану ДОУ 2019-2019

    Развитие дошкольной образовательной организации не может быть удовлетворительным без поиска и применения инновационных методов организации воспитательного процесса, что должно быть отражено в годовом плане работы детского сада на 2019-2019 гг., составленном по новым правилам. Использование инноваций в дошкольном саду обусловлено возможностью быстрого решения управленческих, методических, педагогических затруднений, повышения качества предоставляемых услуг, удовлетворения последовательно возрастающих ожиданий родителей дошкольников, а также сохранением высоких темпов развития учреждения. Таким образом, любые виды инновационной деятельности — здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, исследовательские, проектные, игровые технологии — целесообразно отразить в документе планирования, чтобы гарантировать их включение во все направления образовательно-воспитательной работы.

    При составлении плана работы ДОУ на 2019-2019 учебный год руководителю важно сохранить баланс традиционных и новаторских организационных и педагогических подходов, чтобы предупредить вероятность снижения качественных показателей. Таким образом, органично «вписать» инновации в главный документ планирования можно только при условии соотнесения поставленных целей с возможностями передовых подходов. В плане следует обязательно указать интернет и медиаресурсы, которые помогут воспитателям освоить педагогические инновации, представить план посещения семинаров, заседаний членов методического объединения, выделяется время на изучение инновационных форм работы и новейших программ.

    Взаимодействие с родителями и членами семей дошкольников

    Долгое время взаимодействие воспитателей, родителей дошкольников и администрации ДОУ, предусмотренное годовым планом работы в ДОУ по ФГОС, заключалось в проведении плановых и тематических родительских собраний:

  • Установочное — подводятся итоги летней оздоровительной работы, избираются члены родительского комитета, определяется план заседаний на год.
  • Итоговое — родительский комитет отчитывается о проделанной работе, воспитатель подводит итоги работы с воспитанниками, планируется развивающе-оздоровительная работа на летний период.
  • Сегодня родителей активно привлекают к жизнедеятельности детского сада, а потому они принимают участие в групповых родительских собраниях, анкетировании, приходят на открытые просмотры занятий, творческие и спортивные конкурсы, выставки детского творчества, организуют экскурсии, походы в кино и театры, пикники. Перспективным способом взаимодействия считается организация «Телефона доверия» или «Горячей линии», позволяющие оперативно решать актуальные вопросы.

    Обязательным является проведение социологических исследований для оценки психологического микроклимата в семьях и их социального статуса. Воспитатели и штатные психологи проводят беседы с членами семей воспитанников на тему использования компьютера, влияние вредных привычек родителей на их детей, пользы закаливания.

    Среди мероприятий, в которых участвуют члены семей воспитанников, как наиболее популярные следует выделить:

  • театрализованное мероприятие «День знаний»;
  • выставку детских работ «Осень, осень в гости просим»;
  • конкурс талантов «Новый год на пороге»;
  • праздник весны «Весенний букет для наших мам!»;
  • экскурсию-знакомство с лесом «Природа — наш друг»;
  • праздник уважения и почета «Ветеранам — низкий поклон»;
  • семейный праздник «День защиты детей»;
  • прощальный концерт «До свиданья, детский сад!».
  • В завершение хочется отметить, что при проектировании годового плана работы ДОУ на 2019-2019 учебный год следует учитывать типичные ошибки планирования: избегать размытых формулировок, вписывать слишком маленькое (менее 30) или большое (более 70) количество мероприятий, не отслеживать равномерность распределения видов активности и нагрузки на сотрудников, отказываться от разработки методов контроля и самоконтроля, уделять чрезмерное внимание второстепенным, малозначимым деталям.

    Читайте так же:  Льготы работникам РЖД в 2019 году. Льготы ржд на 2019 год

    admin