Пенсии по старости: функции, признаки, разновидности. Что представляет собой трудовая пенсия

Остались вопросы юристу? защита прав потребителей возврат товара Бесплатные консультации.

Пенсии по старости: функции, признаки, разновидности

Понятие пенсии по старости

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

Термин «старость» можно рассматривать с позиции нескольких аспектов:

  • с медицинской точки зрения она представляет собой состояние организма пожилых людей, которое можно характеризовать потерей способности к продолжению рода, полноценному труду, ухудшением здоровья;
  • с юридического аспекта старость заключается в достижении возраста, который указывает закон.
  • Законодатель закрепил разные возрастные границы для старости. В первую очередь, классификация осуществляется в соответствии с половым признаком, когда нет речи о дискриминации, а возраст рассматривается в качестве дифференциации правового регулирования. Вне зависимости от того, что по статистике мужчины умирают раньше, чем женщины, право на пенсию у мужского пола возникает позже. Что касается пониженного возраст для выхода на пенсию женщин, то это связано с более сложной и напряженной жизнью, аспектами биологического характера, включая рождение и воспитание детей, большую нагрузку по ведению домашнего хозяйства и др. В последние годы можно наблюдать общемировую тенденцию в виде установления пенсионного возраста, единого для обоих полов. В нашей стране до последнего времени был самый низкий общий пенсионный возраст.

    Так, в Германии пенсия начинает выплачиваться с 65 лет, если человек вносил взносы в течение 5 лет, с 63 лет право на пенсию возникает при условии, если взносы вносились в течение 35 лет. В Соединенных Штатах по стандарту пенсионный возраст 65-66 лет, в Японии — с 65 лет.

    Низкая граница пенсионного возраста может быть установлена для тех людей, которые осуществляют трудовую деятельность в условиях, отличных от нормальных условий. Эти граждане имеют специальный страховой стаж.

    Особенности и признаки пенсии по старости

    Общие признаки пенсий, которые присущи для любого вида:

    1. государственный и правовой характер;
    2. периодичность выплат;
    3. осуществление выплат из Пенсионного Фонда (федеральных бюджетов);
    4. учет социальных факторов и трудового вклада граждан;
    5. соизмеримость суммы пенсии и заработной платы.
    6. В число специфических признаков пенсии по старости можно включить:

    7. назначается в момент достижения человеком установленного возрастного предела;
    8. предусматривает страховой стаж соответствующей длительности;
    9. включает принцип постоянства (пожизненной выплаты);
    10. выплачивается вместо заработной платы или в качестве дополнения к ней;
    11. является основным (одним из основных) источников для жизни и существования пенсионеров.

    Если учесть данные признаки, то понятие пенсии по старости представляет собой гарантированную государством ежемесячную пожизненную денежную выплату. Она должна быть соразмерна прежней заработной плате, назначаться по достижении определенного возраста при условии наличия страхового стажа требуемой продолжительности. Выплата пенсии происходит вместо оплаты по труду (как дополнение к ней).

    Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.

    В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.

    Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.

    Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.

    Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.

    Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

    Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.

    Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.

    Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).

    Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.

    В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

    Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.

    Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.

    Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.

    Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.

    Классификация пенсий

    Классификация пенсии по старости проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, с помощью которых происходит регулирование ее предоставления:

  • Законом о трудовых пенсиях назначается и регулируется:
    1. трудовая пенсия по старости (понятие предусматривает использование на общих основаниях);
    2. досрочная трудовая пенсия (назначается по старости по причине особых условий труда);
    3. досрочная трудовая пенсия для граждан-работников летно-испытательного состава;
    4. досрочная трудовая пенсия для прочих категорий;
    5. Законом о занятости населения и Законом о трудовых пенсиях регулируется назначение досрочной пенсии по старости безработным лицам;
    6. Законом о гос. пенсионном обеспечении назначается и регулируется:
      1. пенсия по старости для тех граждан, которые пострадали в ходе радиационных или техногенных катастроф;
      2. социальные пенсии.
      3. Разницу в рассмотренных видах пенсии можно отразить источником их финансирования. Так, финансирование трудовой пенсии происходит с помощью средств ПФР, пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф финансируются средствами федерального бюджета.

        Трудовая пенсия по старости

        В настоящее время трудовая пенсия по старости в законах РФ называется – страховая пенсия по старости.

        Что связано со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Почему изменилось название? Потому что основным условием назначения такой пенсии является наличие страхового стажа для пенсии. То есть произведенных отчислений в ПФР.

        Хотя, по большому счету, если сравнивать трудовую пенсию по старости и страховую, суть не особенно изменилась. Назначение трудовой (страховой) пенсии государство связывает с необходимостью возместить утраченный заработок. По причине достижения определенного возраста, с которым связана утрата трудоспособности. Поэтому в этой публикации мы будем использовать термин трудовая пенсия по старости. Такую выплату в России, кстати, получают свыше 85 % граждан.

        Право на пенсию имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане. Только те, кто проживает в России постоянно (на основании полученного в установленном порядке вида на жительство), при наличии соответствующих условий.

        Когда назначается трудовая пенсия по старости: условия

        Одним из основных условий назначения такой выплаты является достижение определенного возраста. С 01 января 2019 г. и до 2023 г. этот возраст будет постепенно увеличиваться. Каждый год на один год.

        Таким образом, с 2023 г. пенсионный возраст составит 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Подробную информацию о льготах и досрочном оформлении пенсии Вы найдете в публикации “Новый закон о пенсиях 2019 года“.

        Помимо требования к возрасту, Закон о страховых пенсиях установил требования к величине страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента. При этом, они тоже ежегодно повышаются.

        Стаж и коэффициент для назначения трудовой пенсии по старости

        В 2019 г. для назначения пенсии по старости гражданин должен иметь страховой стаж не менее 10 лет. В 2020 г. этот показатель составит не менее 11 лет и т.д. Вплоть до 2024 г., когда он составит 15 лет. Продолжительность стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии, определяется на основании сведений индивидуального персонифицированного учета (Закон от 01.04.1996 г. с аналогичным названием) и на день достижения пенсионного возраста. Если пенсия досрочная, то на день ее установления.

        До регистрации лица в качестве застрахованного, гражданин подтверждает стаж записями в трудовой книжке, справками от работодателя и т.п. Кстати, вполне возможно, для подтверждения страхового стажа и назначения трудовой пенсии по старости будет необходимость обратиться в суд с заявлением об установлении факта работы.

        Подсчет страхового стажа имеет свои особенности. С ними можно ознакомиться по ссылке “стаж для пенсии“. И в ст. 11-13 Закона о страховых пенсиях.

        Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в 2019 г. должен составлять 16,2. В 2020 г. – 18,6.

        Суть ИПК – сумма отчислений за периоды работы человека и иных периодов, включенных в страховой стаж, которые оцениваются в баллах и суммируются. ИПК увеличивается с каждым годом на 2,4 до достижения 30. ИПК имеет непосредственное влияние на размер пенсии.

        Назначение трудовой пенсии по старости носит заявительный характер. Это означает, что при достижении пенсионного возраста лицо вправе обратиться за назначением пенсии. Но он может обратиться и позже. И тогда трудовая пенсия по старости будет назначена с даты обращения.

        Досрочная трудовая пенсия по старости

        Ряд работников вправе обратиться в Пенсионный фонд за назначением трудовой пенсии по старости досрочно. Подтверждение такого права зачастую требует обращения в суд с исковым заявлением о назначении пенсии. Это связано с действием разных правовых норм на протяжении жизни человека. Это и правовые акты СССР до пенсионной реформы РФ.

        Категории граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, перечисляют статьи 30, 31, 34 Закона о страховых пенсиях. Сюда относится, в основном, работа с вредным производственным фактором:

        • тяжелые условия труда
        • работники железнодорожного транспорта
        • работающие на полевых геолого-разведочных и др. работах,
        • пилоты гражданской авиации, летно-испытательный состав
        • Право на досрочную пенсию имеют женщины, родившие 5 и более детей, педагоги и т.п.

          С 2019 г. право на досрочную пенсию получили лица, имеющие длительный страховой стаж.

          Для каждой категории закон предусматривает разные требования. Это и возраст, и специальный стаж работы, а также общий страховой стаж. Правительство РФ в постановлении от 16 июля 2014 г. № 665 утвердило Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости досрочно.

          Таким образом, трудовая пенсия по старости сейчас претерпевает значительные изменения, поэтому дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

          Уточняющие вопросы по теме

          включение в пенсионный стаж времени очного обучения в вузе при наличии стажа до поступления

          По закону «О страховых пенсиях» время обучения в ВУЗе не входит в стаж для начисления пенсии. Из этого правила 1 исключение — если студент работал по трудовому договору во время учебы, а работодатель делал отчисления.

          Устаревшая статья
          Эта статья или некоторая содержащаяся в ней информация устарела и её нужно обновить или дополнить актуальными на данный момент времени данными.

          В 2017 году средняя пенсия по старости в России составила 13 304 ? — это примерно 34 % от средней зарплаты. [5] [6] Возраст выхода на пенсию в России пока ещё составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, [2] таким образом, наши пенсионеры начинают получать пенсию на 5-10 лет раньше, чем их сверстники из Западной Европы и США.

          На постсоветском пространстве Россия является лидером по размеру пенсий. В абсолютных цифрах нашим показателям соответствует только Прибалтика, однако значительно более дорогая «коммуналка» оставляет прибалтийским пенсионерам гораздо меньше денег на жизнь, чем они могли бы сохранить в России.

          В целом к 2013 году можно констатировать успешное преодоление катастрофы девяностых годов. Средние пенсии растут в 2 раза быстрее средней инфляции потребительских цен, при этом до 2010 рост пенсий шёл сильно опережающими темпами. После — замедлился, но рост пенсий продолжает оставаться выше инфляции.

          Также государство субсидирует затраты на ЖКХ, превышающие 22 % от совокупного дохода. Таким образом, у среднего пенсионера после оплаты средних услуг ЖКХ остаются средние 7000 рублей. Если ситуация не изменится кардинально, в ближайшие годы средний пенсионер, проживающий в средней квартире, сможет после оплаты коммунальных услуг тратить на своё усмотрение около 130 % прожиточного минимума.

          Согласно данным GlobalRichList.com, российские пенсионеры входят в 20 % богатейших людей мира. [7]

          [править] Виды и размеры пенсий

          В России существует два основных вида пенсий: трудовая и социальная. Социальную пенсию выплачивают инвалидам всех категорий, гражданам, достигшим 65/60 лет соответственно, [3] а также детям и студентам, потерявшим хотя бы одного из родителей.[8] Отдельного упоминания заслуживают военные пенсии.

          [править] Социальная пенсия

          Размер социальной пенсии на 2012 год составляет 3 626,71 рублей в месяц. Для инвалидов I группы, инвалидов с детства I и II группы, и детей инвалидов — 7 253,43 рубля в месяц. [9]

          [править] Трудовые пенсии

          Трудовые пенсии назначаются при наличии как минимум пяти лет стажа всем достигшим возраста в 60/55 лет для мужчин и женщин соответственно. [10] Размер пенсии состоит из страховой и накопительной части: он зависит как от возраста пенсионера, так и от зарплаты, которую он получал до выхода на пенсию.

          Для ПФР целевым размером трудовой пенсии является 40 % от доходов работающих. На конец 2012 средняя зарплата в России составила около 26 500 рублей. [11] Так как пенсионеры не платят НДФЛ, то целевая средняя пенсия на конец 2012 должна составить 26500 * 0,87 * 40 % = 9 222 руб (сравните с 9170 на ноябрь 2012).

          [править] Военные пенсии

          Право на пенсию в размере 50 % [12] оклада военнослужащие приобретают после 20 лет выслуги [13], то есть без льготной выслуги — в 37-38 лет, с льготной выслугой — значительно раньше.

          Финансовое обеспечение идёт не через бюджет Пенсионного фонда, а через бюджет Министерства обороны: таким образом, военнослужащие не платят взносов в Пенсионный фонд.

          Начисление пенсии зависит от периода нахождения на службе (календарные годы), выслуги лет (с учетом повышающих коэффициентов за особые условия службы) и ещё ряда факторов.

          На 2013 год намечено повышение военной пенсии на 20 %, к концу года средний размер пенсии военных должен составить около 22 000 рублей. [14]

          [править] Региональная специфика

          Пенсия не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, поэтому в зависимости от региона минимальная пенсия составляет 5-7 тысяч рублей. При этом некоторые регионы доплачивают пенсионерам из своего бюджета. Так, например, в Москве пенсионерам доплачивают до «социального стандарта», который составляет на 2013 год 12 000 рублей. Меньшую пенсию получают только те, кто переехал в Москву недавно: на это ограничение московские власти были вынуждены пойти, чтобы пресечь так называемую пенсионную миграцию в столицу из других регионов. [15]

          Самые большие пенсии по России не в Москве (она по данным за 2011 года на 17 месте), а на Чукотке — 15 211 руб, в Магаданской области — 13 149 руб и в Камчатском крае — 12 848 руб.

          [править] Увеличение пенсии

          В России предусмотрена увеличенная пенсия для тех, кто выходит на неё позже установленного законом срока. Для тех, кто откладывает свой выход на пенсию на 5 лет, предусмотрен премиальный коэффициент 1,5. Пенсионеры же, которые отложат выход на пенсию на 10 лет, будут получать вдвое большую пенсию. [16]

          Эти коэффициенты также можно использовать для сравнения наших пенсий с европейскими — так как на Западе пенсионный возраст обычно составляет 65 лет или больше.

          [править] Советское время

          Согласно распространённому мифу, в Советском Союзе пенсионеры жили богато и ни в чём себе не отказывали. На самом деле, пенсия в последние годы СССР составляла от 30 до 130 рублей: по покупательской способности это было значительно ниже, чем средняя пенсия в 2013 году.

          [править] Ельцинские девяностые

          После распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. В 1992—1993 средняя пенсия в разные периоды составляла 5-15 долларов США, при этом чудовищная инфляция быстро её обесценивала. Некоторые чиновники пользовались этим, «прокручивая» пенсии — достаточно было купить на пенсионные деньги долларов, а через месяц-другой купить обратно рубли, украв таким образом у пенсионеров до половины пенсии.

          В 1995 году ситуация стала чуть получше, средняя пенсия составляла тогда около 50 долларов в месяц. Однако обвал рубля 1998 года снова обострил ситуацию, и на момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

          Кроме проблем с небольшим размером пенсии, смена государственного строя повлекла за собой огромное количество проблем с расчётом трудового стажа.

          В советское время учет стажа происходил по трудовым книжкам и по архивам кадровых служб предприятий. В момент обращения за назначением пенсии в России многие люди внезапно обнаруживали, что:

        • отдельные записи в трудовой признавались не читаемыми/не действительными;
        • ряд записей по одной и той же специальности в трудовой, на которые ранее особо и внимание при написании не уделяли — стали разделять, по одному типу записи меньше пенсия, а по другому больше;
        • подтвердить запись справкой из архива предприятия было сложно, так как оно могло оказаться развалившимся или заграничным;
        • архив мог исчезнуть или сгореть: полностью или частично;
        • иногда данные могли быть утеряны на одного конкретного работника.
        • В результате человек терял часть стажа, что приводило к существенному понижению пенсии или получал более низкую пенсию.

          Кроме того, изменение порядка учёта стажа в СССР и современной России привело к неоднозначности учета «трудового стажа» для периодов беременности и декретного отпуска, а также для периода учета обучения в высших учебных заведениях (студенты и аспиранты).

          Отдельным негативным фактором девяностых стала массовая работа «без трудовой», которая негативно сказалась на размерах пенсий работников, которые выходили на пенсию уже в новом тысячелетии.

          [править] Нулевые и десятые годы

          С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции — более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей [17], то уже в 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2 538 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7 593 рубля. На 2014 год средняя пенсия составляет 11 600 рублей.

          С 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии стали равными 0 % для всех граждан, которые не подали заявление на передачу накопительной части пенсии в НПФ. У тех, кто перевел свою накопительную часть в НПФ, данные отчисления замораживаются уже третий год подряд. По факту, государство отобрало накопительную часть с целью затыкания дыр в бюджете, стимулируя граждан работать по черным схемам, ибо только так возможно сохранить накопления.

          В декабре 2017 года Пенсионный фонд России опубликовал информацию, что в стране больше не осталось пенсионеров, чей ежемесячный доход был бы ниже прожиточного минимума.[18]

          [править] Льготы пенсионерам

          Несмотря на прошедшую монетизацию льгот, пенсионеры в России до сих пор пользуются значительным количеством льгот и субсидий, среди которых особо следует отметить льготную оплату коммунальных услуг и полное освобождение от налогов с пенсии.

          [править] Пенсионеры и здравоохранение

          Все пенсионеры России являются участниками системы ОМС, и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи как любой другой застрахованный гражданин.

          При этом, с пенсий не выплачиваются страховые взносы в ФОМС — равно как и иные налоги.

          [править] Пенсии и ЖКХ

          Часто в дискуссиях встречаются истории о пенсионерах, большая часть дохода которых уходит на оплату коммунальных услуг.

          На самом деле, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи равен 22 % [19]. Кроме этого, существуют региональные стандарты, уменьшающие эту долю вплоть до 0 % в зависимости от уровня совокупного дохода (обычно — 10 % для дохода менее регионального прожиточного минимума).

          Затраты, превышающие максимально допустимые (но не более регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг), субсидируются государством.

          Например, для одинокого пенсионера из Екатеринбурга (прожиточный минимум 5386 руб, стандарт квартплаты 3098 руб) с пенсией 9500 рублей субсидия составит 1008 рублей.

          А для одинокого пенсионера из Екатеринбурга с социальной пенсией в 3626 рублей субсидия составит уже 2756 рублей. [20]

          [править] Возраст дожития

          В дискуссиях распространена следующая русофобская «арифметика»:

          Средняя продолжительность жизни мужчин в России — 61 год, следовательно, средний мужчина получает пенсию всего лишь один год.

          На самом деле, средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет на 2012 год 64 года для мужчин и 76 лет для женщин, однако главный обман заключается не здесь. Человек может умереть до достижения пенсионного возраста — и тогда, действительно, государство на нём сэкономит, однако если уж мужчина доживает до пенсионного возраста, он, согласно статистике, проживёт в среднем ещё 12 лет. Эта цифра называется «возрастом дожития». На 2012 год она составляла 12 лет для мужчин и 22 года для женщин. Исходя из этих цифр пенсионный фонд рассчитывает свои выплаты и бюджеты. [21]

          Тем не менее фактом остается дискриминация мужчин по половому признаку, которые начинают получать пенсию (уточнение — выйти на пенсию и начать ее получать — таки разные вещи) на пять лет позже женщин, при меньшей средней продолжительности жизни.

          «Уравнивание» пенсионного возраста в настоящий момент не предвидится. Популистская это мера или нет — оставляем на суд читателя.

          Впрочем, надо отметить, что пенсионный возраст в РФ для женщин является одним из самых низких в мире. Но продолжительность жизни в РФ имеет на данный момент далеко не лучший мировой показатель, оставаясь, однако, выше среднемировой и демонстрируя устойчивый рост.

          При этом дефицит Пенсионного фонда РФ в 2015 г. планируется в 829 млрд рублей. Погашать его планируется за счет бюджетных средств, то есть «армия», «социалка» и прочее недополучат эти самые 829 млрд рублей.

          [править] Пенсионный фонд

          За короткую историю современной России порядок расчёта и финансирования пенсий уже успели изменить много раз. Главными изменениями стали вызвавшая большое бурление в обществе так называемая «монетизация льгот» и появление негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

          В идеале бюджет пенсионного фонда должен наполняться из налогов работающих и накоплений прошлых лет: взносы в ПФР являются одним из основных зарплатных налогов. В реальной жизни накопления прошлых лет практически отсутствуют, а налогов работающих не хватает, поэтому чуть ли не половину доходов пенсионного фонда составляют прямые дотации из бюджета страны. Ситуацию могли бы теоретически изменить негосударственные пенсионные фонды, однако государство регулярно перекраивает бюджет, изымая из них деньги на текущие нужды.

          Вместе с тем, согласно утверждению вице-премьера Ольги Голодец [22], «если бы у нас сегодня все платили нормально (страховые взносы), то пенсия была бы у нас почти 20 тысяч рублей».

          На 2014 год общее состояние российской пенсионной системы можно назвать сложным: хоть пенсионный фонд пока и не испытывает острых финансовых проблем, в перспективе страна может столкнуться с нехваткой денег на поддержание уровня обеспечения пенсионеров.

          [править] Пенсионные системы в других странах

          Пенсии существуют далеко не во всех странах мира, при этом даже в странах, в которых они существуют, ими охвачены обычно далеко не все слои населения. В Китае, например, пенсии положены только госслужащим и работникам промышленности.

          Размер пенсий в тех странах, где они положены всем, бывает очень разным. В большей части республик бСССР, например, пенсии значительно ниже, чем в России. В Западной Европе, наоборот, средний размер пенсии значительно выше, чем у нас.

          С другой стороны, средний пенсионный возраст в Европе составляет 65 лет [4] : это на 7,5 лет больше, чем в России. А если российский пенсионер решит работать до 65 лет, государство будет выплачивать ему увеличенную пенсию: в 2 раза большую женщинам и в 1,5 раза большую мужчинам. [23]

          [править] Пенсии в Германии

          На 2013 год средний размер пенсии в Германии составляет 1266 евро. С учётом разной покупательской способности наших валют и разного пенсионного возраста, это примерно втрое выше, чем в России. [24] [25] Хороший показатель, если учесть, что в конце девяностых годов размеры средних пенсий отличались в десятки раз.

          С 2015 года возраст выхода на пенсию в Германии — 67 лет. Таким образом, с учётом разницы в продолжительности жизни, государство платит среднему российскому пенсионеру дольше, чем среднему немецкому.

          [править] Пенсии в Японии

          Государственная пенсия в Японии составляет около 30 000 иен, это примерно 300 долларов. Если японец хочет получать большую пенсию, он должен позаботиться о ней сам. [26] Пенсионный возраст в Японии — 65 лет.

          [править] Пенсии в странах бСССР

          Самые большие пенсии в республиках бывшего Советского Союза в Прибалтике и в России, при этом относительно неплохие пенсии в Прибалтике обесцениваются довольно дорогой жизнью в этом регионе.

          Сразу после России идёт Беларусь, со значительным отставанием от неё — Казахстан, Азербайджан и Украина, пенсия в которой примерно вдвое ниже, чем в России. Пенсии в остальных странах бСССР значительно меньше. [27]

          Витрина западной демократии — Грузия — не может похвастаться большими пенсиями. Последние данные (от сентября 2013 года) сообщают о повышении минимальной пенсии в Грузии до примерно 91 доллара США. [28]

          [править] Пенсии в странах БРИКС

          К сожалению, данные о пенсионных системах в странах БРИКС фрагментарны и труднодоступны. Можно предположить, что средняя пенсия в Бразилии по крайней мере не ниже, чем в России [29].

          Средняя пенсия в Китае составляет несколько тысяч рублей, при этом большая часть китайцев пенсий не получает никаких и может рассчитывать только на поддержку детей. [30]

          В Индии пенсию платят только государственным служащим [31]. Исходя из низкого размера средней зарплаты в Индии можно предположить, что размер этой пенсии также невелик. Интересно, что в Индии предусмотрена пенсия для отслуживших слонов. Пенсионный возраст слонам установлен в 65 лет. [32]

          ЮАР имеет развитую систему пособий и дотаций. Согласно статье в англоязычной Википедии, так называемая «The State Old Age Pension», которую получают 80 % пожилых людей, составляла в 2007 году около 2500 рублей. Эта сумма более чем вдвое превышала средний доход чернокожего жителя страны. [33]

          Надо отметить, что в то время как в Бразилии, Индии и Китае пенсионный возраст примерно соответствует российскому, пенсионный возраст в ЮАР составляет 65 лет. [34]

          [править] Пропаганда и агитация

          Пенсии — одна из самых широко затрагиваемых в спорах о России тем: про пенсии с радостью и удовольствием говорят все стороны дискуссии.

          [править] Рост пенсий в нулевые годы

          Пенсии выросли в нулевые годы с 700 рублей в 1999 до 13 900 рублей (примерно 200 долларов США) в 2015 году. Это огромный рост, даже с учётом инфляции. Также можно вспомнить, что в 1999 году средняя пенсия в Германии составляла 1600—1900 марок (22-27 тыс. рублей), а сейчас составляет 1400 долларов США (около 100 000 рублей). То есть, разрыв между Российскими пенсионерами сократился за эти годы в невероятные 7 раз.

          При этом, впрочем, не следует забывать, что до кризиса 1998 года средняя пенсия в России была немного выше: примерно 50 долларов. Однако, опять-таки, это были не вполне честные 50 долларов, так как в лихие девяностые пенсию вполне могли задержать — чтобы выдать её пенсионерам уже подъеденной гиперинфляцией. Таким образом, разница между пенсиями 1998 года и 2015 года в долларовом эквиваленте составляет 50 и 200 долларов соответственно.

          [править] Моя мама получает пенсию 6000 рублей и платит 4500 за коммуналку

          Государство доплачивает пенсионерам за коммуналку так, чтобы расходы на коммунальные услуги не превышали 22 % от дохода пенсионера. Скорее всего, упомянутая дама живёт вместе с семьёй, и эти 4500 следует делить на нескольких человек.

          Иногда пишут, будто пенсионерам компенсируется коммуналка только за 9 квадратных метров площади, а за всю остальную квартиру надо платить в полном размере. Это не так. Дотация рассчитывается исходя из норматива:

        • на одинокого человека — 33 квадратных метра общей площади;
        • на семью из двух человек — 42 кв. м;
        • на семью из трех человек (и более) — по 18 м? на каждого.
        • Таким образом, если одинокая пенсионерка живёт в квартире площадью 38 квадратных метров, государство поможет ей с оплатой коммуналки за 33 квадрата, а за оставшиеся 5 квадратных метров пенсионерке придётся платить самостоятельно. [35]

          [править] Инфографика РБК

          По Рунету широко кочует безграмотная инфографика РБК о сравнении пенсий в разных странах, на которой Россия находится на последнем месте. Из режущих глаза ляпов следует выделить три:

        • Средняя пенсия в России не 8 тысяч рублей, а 10.
        • Средняя продолжительность жизни в России не 66 лет, а 70 лет.
        • В Китае пенсии получает сугубое меньшинство: большая часть пожилых людей пенсий не получает вообще.
        • Подробно инфографика разбирается в статье «Китайские шпионы на RBC».

          [править] Пенсионерки, пославшие Путину пенсию

          В апреле 2013 года две пенсионерки из Челябинской области возмутились тем, что им прибавили всего лишь по 300 рублей пенсии, и отправили эти прибавки Путину. После этого якобы их вызвали к себе чиновники и пригрозили уголовным преследованием.

          Самое любопытное в истории — абсолютный размер пенсий активисток. Большая часть журналистов обходит этот вопрос стыдливым молчанием, однако «Советская Россия» приводит конкретные цифры:

          У Людмилы Викторовны пенсия побольше, ставка в школе повыше: у нас 3700 рублей в месяц, у учителя — 4100 рублей.

          Это очевидная неправда, так как минимальная трудовая пенсия в Челябинской области составляла на начало 2013 года 5 400 рублей.

          [править] Сбор денег на дрова пенсионеркам

          Осенью 2015 года по «Первому каналу» вышел сюжет о пенсионерах, которым не хватает денег на дрова. Сюжет получился трогательным, однако заявленные журналистами факты выглядят не соответствующими действительности. Так, например, журналисты пишут, будто госпоже Назаровой 85 лет, и что её пенсия составляет 6 тысяч рублей:

          Вместе с тем после 80 лет пенсионеры могут рассчитывать на автоматическое повышение пенсии: [36]

          Согласно ФЗ-173, пенсионер после 80 лет может рассчитывать на 100%-ное увеличение базовой фиксированной ставки. С 2015 года эта величина переименована в фиксированную выплату (ФВ). С 1 февраля этого же года ее минимальный размер был увеличен по отношению к началу года. Это связано с нестабильной экономической обстановкой, из-за которой потребовалась дополнительная индексация. Сейчас минимальная ФВ равна 4383,59 рубля. У некоторых категорий граждан, например, у пенсионеров с инвалидностью, этот размер может быть иным. После 80 лет ФВ увеличивается на 100%, следовательно, для достигших этого возраста исчисление пенсии происходит от ставки 8767,18 рубля.

          Проще говоря, после 80 лет минимальная пенсия в России — около 9 тысяч рублей. Это экстремальный случай: без учёта разнообразных пособий типа пособия на помощника, который помогает пенсионерам. Пенсионный фонд при этом работает очень и очень неплохо: порядок там по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад, идеальный, если ошибки в расчётах и случаются, исправляют их быстро.

          [править] «Дворцы» Пенсионного фонда

          Естественно, что сотрудникам Пенсионного фонда в любом случае нужно где-то работать и принимать посетителей, и если Пенсионный фонд не будет строить свои здания, он будет тратить те же суммы на аренду чужих зданий. Да и дворцами эти здания выглядят лишь на фоне окружающей архитектурной обстановки периода Н. С. Хрущева (где любой современный жилой дом или магазинчик тоже будет выглядеть дворцом), хотя на самом деле являются очень простыми и недорогими строительными объектами, возведенными по типовым проектам офисных зданий эконом-класса.

          В обсуждении вопроса строительства зданий пенсионным фондом не следует забывать еще о двух вещах: 1. В отделениях пенсионного фонда хранится первичная документация (как в бумажном, так и в электронном виде), содержащая, в том числе персональные данные россиян. Хранить эти сведения в случайных арендованных помещениях явно не стоит. Здание должно быть специальным образом зонировано и доступ посторонних в «чистую зону» (там где стоят серверы и находится архив) должен быть принципиально исключен. А зонированное здание не может быть маленьким, так как «чистая зона» будет иметь свои кабинеты, коридоры, лестницы и даже туалеты. 2. В отделениях пенсионного фонда всегда вал посетителей. Это и сами пенсионеры и представители работодателей. Такие здания должны иметь достаточно просторные холлы, чтобы посетителям не пришлось толкаться в узких коридорах, а то и ждать очереди на улице.

          Как рассчитывается пенсия по старости в 2019 году – шаг за шагом

          Банки Сегодня Лайв

          Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

          А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

          Пенсионное законодательство России становится все сложнее. Далеко не каждый может разобраться в том, как формируется его текущая или будущая пенсия. Осложняется ситуация тем, что нужно учитывать нормы сразу нескольких законов. Поэтому попробуем разобраться в этом сложном процессе и понять, от чего зависит размер пенсии.

          Какие пенсии бывают и по каким законам начисляются

          Понять, по каким правилам рассчитывается пенсия в России, многим не под силу. В СССР, а затем в России действовало несколько законов, которые определяли порядок назначения пенсии.

          В настоящее время при начислении пенсии учитываются нормы двух основных законов:

        • Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ;
        • Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
        • По закону от 2013 года пенсию начали начислять с 1 января 2015 года. При этом данный закон при исчислении пенсии за периоды до 2015 года ссылается на закон от 2001 года.

          Как видно, в настоящее время используется понятие «страховая пенсия», а понятие «трудовая пенсия» – использовалась ранее. Соответственно, сейчас используется страховой стаж, а понятие трудового стажа, в том числе непрерывного, осталось в прошлом.

          Действующий закон 400-ФЗ позволяет при определении стажа учитывать действовавшие на момент формирования стажа правила. Поэтому при расчете пенсии приходится учитывать сразу несколько законов.

          Например, если женщина после школы с 1976 по 1978 годы училась в училище, затем с 1978 по 1983 годы работала, с 1984 по 1986 годы находилась в отпуске по уходу за ребенком, и затем до 2004 года работала, то периоды учебы и отпуска по уходу за ребенком будут учитываться в стаж по правилам СССР (закон от 1972 года и КЗоТ), а работа с 1992 года – по российским законам.

          Основной вид пенсии в России – это страховая пенсия по старости. При этом аналогичный порядок расчета применяется и к страховым пенсиям по инвалидности и по потере кормильца (отличаются некоторые коэффициенты). Отметим, что трудовые пенсии, которые рассчитывались по правилам до 2001 года, продолжают выплачиваться в прежнем порядке.

          Другие виды пенсий – социальные, военные и государственные – утверждаются по другим правилам. Например, социальные пенсии определяются законодательно в фиксированных суммах, а военные – как определенный процент от денежного довольствия.

          Поэтому стоит рассмотреть, по каким правилам рассчитывается пенсия тем гражданам, которые выходят на пенсию сейчас.

          Расчет страховых пенсий по старости

          Человеку, который не сталкивался с проблемами начисления пенсии, правила и нормы кажутся сложными. Достаточно просто взглянуть на общую формулу начисления пенсии, чтобы запутаться:

          Хоть формула и кажется нагромождением случайных цифр и букв, все они имеют отношение к пенсии. Например, 1 671 – это среднемесячная зарплата в России с 1 июля по 30 сентября 2001 года в рублях, а 450 – размер базовой части трудовой пенсии по старости на начало 2002 года.

          Стоит рассмотреть подробно, как рассчитывается размер пенсии за периоды до 2001 года, с 2002 по 2014 годы и после 2015 года.

          Расчет пенсии за периоды с 2015 года

          Страховая пенсия по старости с 2015 года в общем виде складывается как сумма стоимости накопленных пенсионных баллов (ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент) и фиксированной выплаты:

          Зная количество пенсионных баллов, можно точно определить размер пенсии:

        • стоимость 1 пенсионного балла составляет в 2019 году 87,24 рублей, а в 2020 году вырастет до 93 рублей;
        • фиксированная выплата составляет в 2019 году 5 334,19 рублей.
        • Количество пенсионных баллов определяется по-разному для разных периодов. Самый простой расчет – за периоды с 2015 года.

          Сумма уплаченных страховых взносов делится на максимально возможную и умножается на 10:

          Максимальная сумма страховых взносов определяется каждый год. На 2019 год это взносы (22%) от суммы в 1 150 000 рублей, или 253 000 рублей. Это значит, что при уплате 253 000 рублей будущему пенсионеру начислят максимальное количество пенсионных баллов.

          К сожалению, хоть самим законом устанавливается количество пенсионных баллов в 10 за год, согласно переходным положениям начисляется меньше:

        • в 2019 году – 9,13 баллов;
        • в 2020 году – 9,57 баллов;
        • с 2021 года – 10 баллов.
        • Пример. Работник получает зарплату в 50 000 рублей, до вычета НДФЛ (13%). Сумма взносов в ПФ за 2019 год составит:

          В баллах это будет равно:

          В рублях к будущей пенсии это составит:

          Таким образом, официальная работа с зарплатой в 50 000 рублей позволяет добавить за год 415,52 рубля к будущей пенсии. В дальнейшем эта сумма будет индексироваться и увеличиваться, так что работник не потеряет из-за инфляции.

          Однако это еще не все расчеты. Стоит учитывать некоторые особенности начисления пенсионных баллов и фиксированной выплаты:

        • за отпуск по уходу за ребенком родитель получает дополнительные пенсионные баллы: 1,8 за первого, 3,6 – за второго и 5,4 – за третьего и последующих. Все значения – за каждый год, при этом баллы засчитываются за срок до полутора лет (но не больше 6 лет в целом);
        • иные нестраховые периоды – военная служба, уход за нетрудоспособным человеком – «оцениваются» в 1,8 балла в год;
        • фиксированная выплата повышается для отдельных категорий пенсионеров. Инвалиды I группы и пенсионеры старше 80 лет получают дополнительно 100% фиксированной выплаты; работавшие на Севере – до 50%, сельские пенсионеры – 25%;
        • чтобы выйти на пенсию в 2019 году, нужно минимум 16,2 пенсионных балла (количество далее будет увеличиваться – до 30 в 2025 году).
        • Такой порядок расчета пенсионных баллов применяется только с 2015 года. Однако у многих были стаж и взносы до этого. В этом случае в формулу расчета ИПК добавляется еще один элемент:

          То есть, учитываются и периоды работы до 2014 года, они определенным образом преобразуются в баллы. Об этом – дальше.

          Расчет пенсии за периоды с 2002 по 2014 годы

          При расчете пенсии тем, у кого был стаж до 2014 года, закон указывает рассчитывать размер ИПК за эти периоды. Рассчитывается количество баллов за периоды до 2014 года делением суммы трудовой пенсии (рассчитанной по старому закону) на стоимость пенсионного балла на начало 2015 года. Прибавляются баллы за нестраховые периоды (отпуск по уходу за ребенком, армия, и т.д.):

          Важно, что сумма пенсии, которую рассчитывают по «старому» закону, учитывается без базовой части (так раньше назывался аналог фиксированной выплаты).

          Формула сложная, разберем ее на примере.

          Пример. Предположим, что женщина получила бы за стаж до 2014 года пенсию в размере 6 954 рублей. У нее есть 2 детей, с которыми она была в отпуске по уходу за ребенком (до 3 лет каждый). Иждивенцев нет.

          Базовая часть трудовой пенсии на конец 2014 года составляла 3 910,34 рублей. Следовательно, без ее учета пенсия была бы такой:

          Также ей будут начислены баллы за детей: по полтора года за каждого, 1,8 балла в год за первого и 3,6 в год за второго. Соответственно, в баллах при пересчете это составит:

          Осталось понять, как по закону от 2001 года рассчитывалась непосредственно сумма пенсии.

          Прежде всего, законом о трудовых пенсиях, который начал действовать с 2002 года, было введено понятие пенсионного капитала. Суть в том, что при расчете пенсии больше не учитывался стаж как таковой, главная роль отводилась уплаченным страховым взносам.

          Следовательно, для периодов после 2002 года пенсионный капитал представляет собой сумму уплаченных взносов.

          Пенсия за периоды с 2002 по 2014 годы рассчитывалась путем деления пенсионного капитала на 228 месяцев (19 лет), плюс базовая часть:

          Соответственно, чтобы посчитать сумму пенсии, полагающуюся за периоды работы с 2002 по 2014 годы, достаточно разделить сумму взносов за этот период на 228 месяцев.

          Но стоит при этом учитывать ежегодную индексацию пенсионного капитала. Коэффициенты индексации были утверждены в таком размере:

        • 2003 год – 1,307;
        • 2004 год – 1,177;
        • 2005 год – 1,114;
        • 2006 год – 1,127;
        • 2007 год – 1,16;
        • 2008 год – 1,204;
        • 2009 год – 1,269;
        • 2010 год – 1,1427;
        • 2011 год – 1,088;
        • 2012 год – 1,1065;
        • 2013 год – 1,101;
        • 2014 год – 1,083.
        • Накопленная сумма каждый год умножалась на указанный коэффициент, вплоть до выхода на пенсию. Если человек не выходил на пенсию до 2014 года

          Суммарно с 2003 по 2014 годы коэффициент равен 5,6148 (если человек в эти годы не работал, то рассчитанный на 2001 год капитал умножается на этот коэффициент).

          Пример. Предположим, работодатель за 12 лет перечислил за работника страховых взносов на сумму 524 000 рублей. В таком случае его пенсия, рассчитанная на конец 2014 года, составит:

          Примечание: так как работник не выходил на пенсию в 2014 году, базовую часть в 3 910,34 учитывать не нужно – это оговорено законом от 2013 года.

          Далее, как было показано выше, эта сумма преобразуется в пенсионные баллы:

          Если бы у работника был отпуск по уходу за ребенком, служба в армии или другие нестраховые периоды – их можно было бы к этому количеству прибавить.

          Итак, порядок расчета пенсии за периоды с 2002 года понятен, но у большинства сегодняшних пенсионеров стаж был и до этого. В законе от 2001 года есть указания, как учитывать данные периоды, об этом дальше.

          Расчет пенсии за периоды до 2001 года

          Для того, чтобы учитывать при расчете пенсии периоды, в которые человек работал до вступления в силу закона, этот закон в пенсионный капитал включает не только страховые взносы, но еще 2 элемента:

        • расчетную сумму пенсионного капитала;
        • сумму валоризации.
        • Эти 2 элемента включаются в расчет по состоянию на 1 января 2002 года.

          В общем виде пенсионный капитал за период по 2001 год рассчитывается таким образом:

          где РП – расчетный размер пенсии;
          450 рублей – базовая часть страховой пенсии на начало 2002 года;
          144 месяцев – ожидаемый период выплаты пенсии на начало 2002 года.

          Осталось понять, как определяется расчетный размер пенсии. Отметим, что эта сумма учитывает и советский период, и российский (по 2001 год). Определяться эта величина может двумя способами – по выбору гражданина.

          Первый случай использует такую формулу:

          где СК – стажевый коэффициент;
          ЗП – средняя зарплата работника за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев работы подряд;
          СР – среднемесячная зарплата в России в этот период;
          1 671 рубль – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года.

          Стажевый коэффициент при стаже меньше 20 лет у женщин и 25 лет (по состоянию на 1 января 2002 года) у мужчин составляет 0,55. Если стаж больше – то за каждый дополнительный год прибавляется 0,01 (но всего он не может быть больше 0,75).

          Стоит учитывать: при определении стажевого коэффициента по этому варианту не учитываются периоды учебы, ухода за инвалидами, и многие другие периоды.

          Наиболее несправедливая, по мнению пенсионеров, норма – это ограничение соотношения средней зарплаты работника к средней по стране – максимум 1,2.

          Это означает, что если у работника была зарплата в 300 рублей при средней по стране в 120, соотношение будет не 2,5, а всего 1,2.

          Исключение составляют только проживающие на Севере – у них максимальный коэффициент повышается до 1,4-1,9 в зависимости от районного коэффициента.

          Второй вариант – это использование формулы:

          Стажевый коэффициент в этом случае также составляет от 0,55 до 0,75, но в отличие от предыдущего варианта, при его расчете учитывается весь трудовой стаж, включая периоды учебы, уходы за инвалидами. При особых условиях (например, работа в районах Крайнего Севера) стаж засчитывается в полуторном и двойном размере.

          Еще отметим, что рассчитанная по этому варианту пенсия не может превышать сумму в 555,96 рублей.

          Пример. У работника есть справка о среднемесячной зарплате с 1986 по 1990 годы включительно, сумма составляет 380 рублей. Также есть данные из системы персонифицированного учета за 2000-2001 годы, средняя зарплата за эти годы составила 1 684,1 рублей. Стаж работника 22 года.

          По первому варианту соотношение среднемесячной зарплаты по справке и по стране составит:

          Так как величина больше 1,2, то соотношение составит 1,2.

          Расчетное значение пенсии составит:

          По второму варианту используем данные за 2000-2001 годы:

          Таким образом, в данном случае работнику целесообразно выбирать первый вариант – так пенсия будет выше.

          Оставшийся элемент пенсионного капитала – сумма валоризация. Это, фактически, одноразовое повышение пенсионных прав, которые сформировались до 2002 года.

          Так, рассчитанное выше значение пенсии увеличивается на 10% – при наличии стажа до 2002 года, а также на 1% за каждый год стажа до 1991 года.

          Пример. Исходя из предыдущего примера, рассчитаем пенсионный капитал за периоды по 2001 год:

          Для расчета суммы валоризации предположим: работник имеет стаж с 1986 года (то есть, до 1991 года было 6 лет стажа). В таком случае сумма валоризации составит:

          Всего же за периоды работы по 2001 год будет учтена такая сумма пенсионного капитала:

          Именно такая сумма будет прибавлена к остальному пенсионному капиталу – страховым взносам с 2002 по 2014 годы.

          Пример расчета страховой пенсии по старости

          Обобщив все правила подсчета страховой пенсии, покажем, как на практике применяются все эти правила.

          Условия для расчета возьмем такие:

        • мужчина 1958 года рождения, на пенсию выходит в 2019 году;
        • в стаж входят такие периоды (всего 37 лет):
          • с 1976 по 1978 годы – служба в армии;
          • с 1978 по 1983 годы – учеба в институте;
          • с 1983 по 1992 годы – работа;
          • с 1996 по 2009 годы – работа;
          • с 2010 по 2019 годы – работа.
        • данные о зарплате:
  • admin