Песняры наследство. Песняры наследство

чтобы оставлять комментарии к публикациям и выставлять оценки.

Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года , когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, который изначально позиционировался как фольклорный. Художественным руководителем ансамбля с момента его образования и до своей смерти в 2003 году был Владимир Мулявин .

Основу репертуара составляли обработанные белорусские народные песни. В традиционный гитарно-ударный состав были введены дудочка, цимбалы, лира, скрипка. Смело разрабатывая фольклорный элемент, ансамбль показал себя новатором жанра, возглавив целое направление, именуемое «фольклорный бит», то есть народная песня с активизацией ритмической основы. Это направление, благодаря ансамблю, завоевало невероятную популярность.

Основатель и худрук коллектива Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали первой группой, с которой начался жанр ВИА».

Молодежь их музыка привлекала современными аранжировками и четкой, напряженной ритмической основой, старшее поколение – верностью национальным традициям и возможностью услышать знакомые песни. Ритмичность бит-музыки придала фольклорным композициям современное звучание.

«Лявоны», 1-й состав

Осенью 1970-го года «Лявоны» решили попытать счастье в Москве. Непосредственно перед конкурсом, по настоянию мин.культа и предложению Леонида Тышко ансамбль меняет название на «Песняры» . 13 октября 1970-го года «Песняры» становятся лауреатами IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, разделив на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло».

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 — начале 1971 годов).

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля — в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

И. Лученок читает стихи своей новой песни – «Алеся», 1970 год

Пик популярности которого в СССР пришелся на 1970-1980-е годы «Алеся», «Беловежская пуща», «Вологда», «Косил Ясь конюшину», «Белоруссия» – эти песни в исполнении «Песняров» были всесоюзно известны и любимы. В 1971 году молодому коллективу посвятили музыкальный кинофильм. С 1971 по 1975 год ансамбль участвует в различных конкурсах и фестивалях, сочиняет музыку для кино и театра.

Во время репетиции

«Песняры» стали первым в СССР коллективом, отправившимся на гастроли в США в 1976 году. Они выступали перед американской молодежью, вместе с местной фолк-группой, и имели невероятный успех. В этом же году «Песняры» приняли участие в Международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, на который приглашали только те коллективы, которые выпустили за год максимальное количество пластинок в своей стране. Их называли лучшей фолк-группой века. Существует легенда, что сам Джордж Харрисон, восхищаясь их творчеством, заявил: если у «Битлз» состоится концерт в СССР, то на разогреве будут играть только «Песняры».

В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы — «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр».

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола — за концертные программы 1975—1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.

В 1979 году классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов БССР: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин — звание народного артиста.

«Песняры» стали первыми обладателями «Золотого диска» СССР, покорили сердца слушателей более чем в 56 странах.

Кризис наступил в перестроечное время и в 1990-е годы, когда состав группы претерпел существенные изменения, а к музыкальным коллективам стали предъявлять новые требования: за ротацию на радио и съемки в музыкальных телепрограммах нужно было платить, а худрук не хотел мириться с новой действительностью.

К моменту развала СССР из классической шестёрки в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

От выступлений в ресторанах он отказывался. Постепенно, популярность ансамбля угасала. После смерти основателя коллектива Владимира Мулявина в 2003 году появилось несколько составов «Песняров», активно претендующих на звание «настоящих», но сравнить их успех с первым составом уже было невозможно.

Красавицы актрисы из фильма «Берегите женщин» — как сложились их судьбы

В 1981 году на экраны вышел двухсерийный музыкальный фильм-комедия «Берегите женщин».

Музыку для него написал Юрий Антонов, он же исполнил и песни, ставшие невероятно популярными, — «Море», «Берегите женщин», «Летящей походкой», «Десять лет спустя»…

А еще популярными сразу стали исполнительницы главных ролей в фильме – молодые актрисы, сыгравшие экипаж женского буксира «Циклон». Красивые, обаятельные, веселые – как в них можно было не влюбиться? Сегодня, спустя много лет после выхода на экраны «Берегите женщин», зрители по-прежнему с удовольствием пересматривают знакомые кадры. Что произошло в жизни актрис за это время?

Капитан Люба – Марина Шиманская – живет в Испании

Предки Марины Шиманской были аристократами из Польши. Видимо, именно они подарили девушке благородные черты лица и огромные яркие глаза. Школьницей Марина хорошо рисовала, много времени посвящала спорту. Но учиться решила все-таки на актрису – к старшим классам увлеклась самодеятельностью.

Красивая девушка была без проблем принята в ГИТИС, а после его окончания сыграла в известном фильме «Когда я стану великаном» — ей досталась роль молодой, но очень строгой учительницы. Потом последовали и другие фильмы, но громкую известность ей принесла комедия «Берегите женщин».

А еще на съемках она познакомилась со своим будущим мужем. Актер Альгис Арлаускас исполнил роль Сергея, клавишника музыкальной группы «Девятый вал». Кроме того, зрители хорошо помнят его по картине «Спортлото-82». После окончания съемок Марина и Альгис поженились, скоро в семье появились дочь и сын, а уже в начале 90-х семья переехала в Испанию – там Альгису оставил наследство дедушка-испанец.

Марина не потерялась в незнакомой стране. Она выучила испанский язык и стала работать преподавателем актерского мастерства. А с Альгисом они развелись в 2013 году. Впрочем, они и сейчас работают вместе.

Боцман Оля – Светлана Пенкина – стала женой бывшего «Песняра»

Выросшая в семье военного и учительницы, Света, тем не менее, мечтала стать актрисой. И родители ее поддержали. Девушка снималась во многих фильмах, но больше всего запомнилась зрителям после выхода на экраны сериала «Хождение по мукам», где она сыграла Катю.

Возможно, актриса достигла бы еще больших высот, но, выйдя замуж, решила посвятить себя семье. Мужем Светланы стал белорусский музыкант Владимир Мулявин – руководитель знаменитых «Песняров». Он влюбился в нее, посмотрев «Берегите женщин». Они растили сына Валерия, и все было хорошо, но в 2003 году Мулявина не стало, и Светлана очень тяжело переживала эту потерю.

В 2016 году Светлана Пенкина умерла в своей квартире от сердечного приступа. Она похоронена на родине, в Минске.

Моторист Валя – Галина Веневитинова – умерла в 34 года

Галина Веневитинова известна широкому зрителю лишь по фильму «Берегите женщин», потому что все свое время она посвящала театру, почти не снимаясь в кино. Артистка очень любила театр, она была востребованной и играла каждый сезон в 200 спектаклей.

Но однажды на Галину свалилась тяжеловесная декорация. Девушка страдала от сильного ушиба грудины, а скоро из-за рокового удара развилась злокачественная опухоль.

В фильме «Берегите женщин» она снималась уже будучи неизлечимо больной. Она знала об этом. Знали и все ее партнеры по съемочной площадке. Галю трогательно опекали, очень тепло и по-дружески к ней относились. Трудно поверить в болезнь актрисы, глядя, как она весело смеется и блестит глазами, как она демонстрирует великолепную стройную фигуру в купальнике, как танцует и бегает по трапу…

Галина умерла в конце декабря 1983 года, оставив 12-летнего сына Диму.

Матрос Галя – Елена Тонунц – стала богословом

Лена по настоянию родителей получила диплом геолога и должна была отработать по распределению два года. Но девушке так хотелось сниматься в кино, что она не стала отрабатывать, а устроилась дворником, параллельно подав документы в ГИТИС.

В «Берегите женщин» Елене досталась роль хорошенькой озорной Гали со смешными косичками. Потом талантливую девушку приглашали и другие режиссеры – например, она снялась в фильме «Новые сказки Шехерезады». А потом она сама решила стать режиссером и окончила соответствующий факультет.

Но через некоторое время Елена поняла, что ее призвание – религия. Молодая женщина окончила богословский институт. О кино было забыто. Впрочем, не навсегда – уже в начале 2000-х Елена снялась в нескольких сериалах. Только вот о личной жизни она говорить не любит… Единственная информация, которую мы нашли, — Елена побывала замужем один раз, но детей у нее нет.

К 80-летию Игоря Лученка: чем очаровывает талант белорусского лирика

Удивительных творческих сюжетов в жизни национального самородка, автора более 400 песен, действительно хоть отбавляй. Страсть к волшебному смычку у его отца, как и у родителя Моцарта, открыла в пятилетнем мальчугане волшебный мир музыкального симфонизма. Игорь Михайлович к этому относится всегда с достоинством, но, как правило, скромно добавляет при этом: «Мне Бог дал мелодию». Родители хотели, чтобы их сын стал музыкантом. «Вот меня и «понесло» в музыку на всю оставшуюся жизнь…», — окончив по очереди три консерватории — в Минске, Ленинграде и Москве, признается юбиляр.

Но врожденная скромность заставляет автора гимна Союзного государства при каждой очередной встрече с любознательной прессой напоминать: «Пишите обо мне, только скромно». Попробуй не откликнуться на это просьбу, когда тебя об этом просит первый обладатель именной «Этуали» на Площади звезд в Москве и в Витебске, а куранты, на башне восстановленной в 2004 году Минской ратуши, каждый час отбивают «Песню про Минск» почетного гражданина белорусской столицы.

Когда за твоими плечами не просто прожитый 20-й век, а целая эпоха национальной культуры, настроиться на утонченную деликатность стиля изложения достаточно сложно. Прежде всего, музыковеды в один голос признают, что музыке Лученка присущ «яркий мелодизм и национальная самобытность». Маэстро работает в самых разнообразных музыкальных жанрах: вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном. Среди самых популярных партитур есть и музыка для детей, и увертюра-фантазия для гобоя и фортепиано, вокальный цикл «Синий цвет», поэма-легенда «Гусляр» и симфоническая поэма «Война не нужна». К этому следует еще добавить неподвластные времени мелодичные шлягеры «Журавли на Полесье летят», «Мой родны кут», «Аве Мария», «Вероника», песня «Морской прибой» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Верасы», «Наследство» и «Алеся» в исполнении «Песняров».

Читайте так же:  5 креативных идей универсального подарка на День рождения. Как оформить плакат на день рождения своими руками сестре

Песни Лученка по мелодичности сопоставимы с шубертовскими музыкальными циклами. Их часто называют «шедеврами поэтического слова, положенные на замечательную музыку, которая моментально врезается в память, становится необходимой и желанной». А вот когда у композитора спрашивают про любимые песни, он предпочитает сохранять шутливый тон: «Любимых песен у меня нет. Они пока еще в дороге, ведь мелодии как дети. Их мало родить, нужно еще дать им вырасти».

Конечно, время стремительно, но и безгранично в своей памяти. Поэтому без песен Лученка трудно представить и современную музыкальную жизнь Союзного государства. Они, словно камертон, получают отзвук в сердцах миллионов поклонников, излучая добро, свет и любовь.

На прошедшем в минувшем месяце международном фестивале «Славянский базар» композитора по-прежнему называют его пионером. А вот для него лучшим другом из мира музыки был и остается Народный артист Иосиф Кобзон. Именно прославленный российский баритон в Витебске на бенефисе Лученка выступил несколько лет назад в непривычной для себя роли ведущего. Между прочим, Иосиф Давыдович как-то в шутку обронил: «Я даю деньги только детям, и когда меня об этом попросит Игорь Лученок». Местная печать этот факт косвенно подтверждает. Популярный белорусский артист Владимир Провалинский, сообщала она, обязан Лученку не только вокальной карьерой, но и жизнью, поскольку именно композитор при поддержке Кобзона, спас своего коллегу от критического заболевания, и Провалинский успешно продолжает гастролировать до сих пор.

К слову, из музыкальных произведений Игоря Лученка формировались репертуары знаменитого оркестра Михаила Финберга, ансамбля «Песняры» и «друга, товарища и брата», как любит называть Кобзона Игорь Михайлович.

На вопрос о своем понимании музыкальных истоков, композитор только разводит руками: «Музыка — такая же тайна, как и женщина». Но при этом он всегда остро реагирует на каждое страдание людей, любое проявление черствости, несправедливости или жестокости.

Достаточно вспомнить пронзительные аккорды «Хатыни», своеобразный гимн трагедии белорусского народа, «Чернобыльское танго», «Куропаты», «Курск», «Рыдания музыки в метро» — о бывшем солдате минувшей войны, играющем на гармошке в подземном переходе.

А восхитительный и ставший известным по миру «Майский вальс» покоряет и в этом столетии виртуозностью вдохновения, так же как и «Алеся», «Вероника», «Зачараваная мая». Многие жемчужины песенной лирики композитора остались в сердцах белорусов навечно, а песни комсомольской юности превратились в атрибут любого торжества на постсоветском пространстве.

Игорь Лученок, констатируют его ученики и коллеги, «был и остался человеком, верным воспитавшему его времени и комсомолу, который в этом году отметит свой вековой юбилей». Композитору, деятельному и скорому на подъём человеку, добавляют его друзья, прежде всего, «импонировала энергичность и напористость молодежи тех лет, характер непосед и их самоотверженность».

Таким вспоминается мне и сам композитор, когда в далеком 1976 году мы впервые входили в жюри Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни вместе с Александрой Пахмутовой, Юрием Силантьевым и Раймондом Паулсом. Данный от природы абсолютный слух и врожденная интуиция открывать молодые таланты позволили в весенней Риге композитору безошибочно «подарить» стране еще двух будущих звезд эстрадного вокала: Розу Рымбаеву из Казахстана и рижанку Айю Кукуле. Вспоминаю, как он напористо отстаивал правоту своего впечатления от их программы. И все наши с ним позднейшие диалоги и встречи в новейшей истории всегда до краев наполнены не только аппетитными драниками, без которых он никогда не приходил на встречи, но и искренней симпатией людей единого менталитета и единой культуры.

Но будущий литературный портрет белорусского музыкального таланта будет неполным, если к сказанному не добавить и еще одну черту его характера. Те, кто близко знаком с композитором, признают, что, прежде всего, это — боец, который «умеет держать удар и отстаивать свою точку зрения. Об этом даже внешне напоминают черты его лица и непокорные волосы».

Видимо этим объясняется их долгая дружба с Фиделем и Раулем Кастро, Эрнесто Че Геварой. Игорь Лученок и сегодня любит вспоминать: «Фидель мне сказал: у тебя такой же бойцовский дух».

И когда несколько лет назад журналисты поинтересовались у земляка, как чувствует он себя в свои годы, Игорь Михайлович искренне ответил: «Мне всегда будет 28!»

С этой датой зрелой юности «СОЮЗ» поздравляет и шлет свои самые сердечные пожелания нашему общему музыкальному достоянию.

Геннадий Бурбулис, которого называют серым кардиналом раннего Ельцина, приехал в Петербург накануне 25-летия Конституции. В Президентской библиотеке он прочитал студентам Академии госслужбы лекцию о первом президенте РФ. Корреспондент «Фонтанки» стал свидетелем, как половина слушателей вышли из зала, заскучав от воспоминаний соавтора «Беловежских соглашений». А тем временем первый и единственный госсекретарь РСФСР говорил о неизбежности эволюционного пути развития страны. Эту мысль он повторил и позже, в интервью «Фонтанке». Геннадий Бурбулис рассказал, как принимались судьбоносные для России решения, чем Владимир Путин может быть обязан Анатолию Чубайсу и почему молчит, когда друзья поют про «Беловежскую пущу».

— Геннадий Эдуардович, 25 лет назад вы думали о том, что будет через четверть века? Строители новой России заглядывали тогда так далеко?

– Конечно, мы же не только прагматики, но и романтики-мечтатели. Мы понимали всю сложность доставшегося наследства. Но мы верили, что результаты возможны, может, не так форсированно и не так быстро.

— У вас нет ощущения, что созданная вами история не получилась?

– Я старался понять, что происходит, искал ошибки в нашей деятельности, в своей собственной. В частности, не было системного разъяснения для населения. И не только тяжести реформ, но и их последовательности, длительности. Не была правильно и вовремя выстроена общественно-политическая сборка. Поэтому к выборам 1993 года мы оказались не готовы, где-то даже раздроблены, разобщены.

Но глубинная причина – многовековая, это не только постсоветская травма, постимперский синдром. Это бродячий вирус, когда ответственность брать на себя могут немногие, понимать все сложности трансформации жестокой тоталитарной империи, милитаристски перегруженной, которая довела экономику до саморазрушения, а сознание людей – до лоскутного одеяла из разных обрывков мечты, надежды, огорчений, вожделений. Такой своеобразный ментальный компот. И когда общее направление мировой политики стало доминировать, вместо системного взаимопартнерского развития стран постсоветского пространства в ход пошли старые привычные идеологемы – мы никого не боимся и не дадим себя подчинить иной системе ценностей и влияния. Это вот все предвидеть в такой форме было невозможно.

— Какие упущения в Конституции 1993 года вы можете назвать сегодня? Что очевидно сейчас?

– Вожделенный пресловутый федерализм. Наследство России, не только этнически и географически, но и системно, и инфраструктурно, и ментально раздробленное, осталось тем же. Когда разные субъекты находились в диаметрально противоположных состояниях: по ресурсам, по готовности населения к переменам и самообновлению. И вот мы не стали предпринимать внятные попытки того, чтобы в новой Конституции заложить новую структуру организации региональной субъектной политики. Мы могли бы как-то нивелировать это наследство советское, когда матрешка создавалась десятилетиями без ответственности за последствия. Где распределение из центра вроде как гасило эти колоссальные разрывы, но с этим надо было непременно что-то делать.


Фото: Николай Нелюбин

– Да, сегодня по-прежнему Москва диктует условия регионам.

– По-прежнему мы фактически представляем из себя унитарное государство с патерналистской корпоративно-клановой системой управления. Где первичные институты демократии в виде выборов и самый, может быть, важный инструмент – бюджетный федерализм, о котором мы мечтали, был поглощен. Мы это очень много раз обсуждали с министром финансов Кудриным. У Алексея Леонидовича был хороший чиновничий ответ: как же вы не учитываете – там же воруют, на местах. И он, как человек добросовестный, очень надеялся, что в Москве, на высшем уровне, этой заразы не будет.

— Ошибся, получается?

– Да, по-человечески это хорошая наивность, но жизнь оказалась печальной, может, даже трагической.

— А это давно он так говорил?

– Это где-то 2004-2005 годы.

— О, ну это другая жизнь. Все изменилось!

— Борис Ельцин повторял, что он – гарант Конституции. Можно ли нынешнего президента в этом смысле сравнить с первым? Он такой же гарант?

– Это формула самой Конституции. Мне кажется, ответ налицо и на слуху, и на виду. В сложившейся системе полномочий формула «гарант Конституции» может говорить о чем угодно. Если бы она закреплялась в безусловном конституционном порядке и сопровождалась безупречной чистоплотностью конституционного суда, и если бы эта вся сложнейшая работа по выстраиванию правового государства (это тоже норма Конституции) была, можно было бы только ликовать. Но сейчас, какие бы тексты ни были, в конечном счете происходит то, на что способны конкретные люди. Когда мы в Совете Федерации создали с Мироновым Сергеем Михайловичем центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики, у нас одной из стратегических сверхзадач было убедить руководство страны по проведению системной глубинной инвентаризации всей нормативно-правовой базы: законы, распоряжения правительства, подзаконные акты, корреспондируются ли они с законами на уровне субъектов Федерации.

Мы приняли в наследство систему, которую до сих пор не продиагностировали. Я знаю, что, когда Михаил Задорнов был министром финансов, у него была благородная идея разобраться с полномочиями и функциями всех подразделений в Минфине. Кончилось тем, что к моменту своего ухода из правительства он чуть ли не только одну треть сумел физически осветить. Там есть подразделение, которое функционирует на основе нормативных актов, принимавшихся еще в 30-е годы. И их никто не упразднял. Они продолжают каким-то причудливым образом кем-то исполняться. Вот такая у нас, если хотите, бесконечная проблема наследства.

— На лекции вы высказывали точку зрения, что у Де Голля во Франции была «пятая республика», а у Ельцина «пятая Конституция». Во Франции ждут перемен – «шестую республику». Новая Конституция в России – это только если новый «Ельцин» с танками?

Читайте так же:  Как заполнить стаж в 1с 83. Зуп где ввести стаж

– Де Голль выстроил систему, как он полагал, уместную на какой-то период, чтобы вернуть Франции ее влияние. И немало добился в этой связи. Но мое глубокое убеждение, что танки, чрезвычайное положение, массовые выступления – абсолютно неприемлемый сценарий. К большому сожалению, вспышки то ли энтузиазма свободы, то ли безрассудства, то ли отчаяния в нашей стране не являются целительным методом движения вперед. Нужна вдумчивая и последовательная деятельность. Когда долг воспринимается каждым из нас не только с точки зрения справедливого возмущения несправедливой действительности, но и с точки зрения ответственности за последствия.

И, кстати, обсуждая ваш пример по Франции, мы имеем дело сейчас и по миру, и по Европе с опасным дилетантизмом большой политики. Когда что Макрон, что Мэй, что многие другие идут на поводу инерции мышления ХХ-го века, плохо представляют себе ту качественную новизну отношения так называемых органов власти и управления и реальным социумом. Мы подошли к той черте, когда капитализм конца XX – начала XXI веков показал свою принципиальную несостоятельность. При этом мало кто готов взглянуть на ситуацию дальше своего национального и суверенного сознания и озаботиться элементарной безопасностью, которая должна привести к солидарному миротворчеству и, как идеал, к солидарному миропорядку.


Ельцин на танке//кадр из видео/YouTube

— Получается, что условные «танки» и «Ельцин» – все же реальность? Какой выход?

– Выход состоит в том, чтобы не копировать механизмы и формы прошлого века. И нет ничего более востребованного, чем сложный, по миллиметрам организованный диалог на основе солидарной ответственности. Когда от скрытой конфронтации мы переходим к добросовестной конкуренции, а через нее к кооперации и, в конце концов, консенсусу. Я даже ввел такой оборот – это «политические дауны», субъекты, наделенные немалой ответственностью, но они травмированно инфантильны и лишены того масштаба современного миропонимания, без которого ни одна страна не сумеет решить ни одной качественной проблемы.

— Они и у них, и у нас, эти «политические дауны»?

– Да, это повсеместно.

— А что заставляет вас верить, что они уступят место людям, которые понимают, что нужно делать?

– Я верю в стоический социально-солидарный гуманизм XXI века, верю в то, что возможна нравственная гармония человека, власти и свободы.

— Вы были романтиком, вы им и остались.

(Смеется.) Нет-нет, это называется меритократия (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. – Прим. ред.), которая уже есть сегодня на земном шаре. Это вам и Исландия, и Норвегия, Скандинавское сообщество.

— Возвращаясь в наши северные широты. Какие изменения Конституции вы ждёте при действующей власти? Что в Конституции будет менять преемник Путина? Будут трогать?

– Мы живем в таком пространстве, когда можно делать все, не трогая Конституцию. Придумывать разные модели – от лидера наций до пожизненного председателя госсовета. Которые не требуют демонстративного погружения в священный текст Конституции. Этот вопрос муссируется двумя противоположными лагерями. Один из них строит некую морально-социальную защиту нынешней Конституции от прикосновения.

— Это кто, глава КС Валерий Зорькин?

– Нет. Зорькин вообще без позиции, он давно находится в состоянии обслуживающего персонала. Тут не нужны фамилии. Просто есть такие головы, у которых нет проблем: где-то повоевать за границами страны, да, мы все можем, у нас новое вооружение, самые умелые бойцы и командиры. Есть другая, реальная вполне благоразумная сила, которая не то чтобы выжидает, а проявляет ту, на мой взгляд, очень благородную терпимость, чтобы не допустить зашкаливания атмосферы в стране.

— Когда государство было более лицемерно? СССР с его Конституцией или сегодняшняя РФ с нынешним главным законом страны?

– Тут надо иметь в виду наше тяжелое наследство. Это правовой цинизм властей и правовой нигилизм людей. Наша отечественная история пропустила такие важные периоды самосознания и саморазвития, которые прожила Европа: и просвещение, и реформация, и становление социальной среды со своими устойчивыми правилами поведения, транслируемыми из поколения в поколение. И самое главное, ответственностью за будущее. Есть простая формула: страна, у которой нет устойчивого образа будущего, которая по разным причинам живет в периоде временщиков, не зная и не желая знать наше прошлое, и выдающееся, и трагическое, сущностно не понимая настоящее, не может пропустить этот этап. Нам его не перепрыгнуть и не перескочить, никакими уловками, даже благородными просветительскими.

Поэтому моя позиция – упорный медленный стоический труд, в том числе межпоколенческий диалог. Молодежь тоже разбилась на два сектора – одни упорно делают карьеру, а другие пытаются понять, за что нам такое проклятие. Есть термин, запущенный Максом Вебером, – «заколдованность» России (в своих работах немецкий социолог показывал сущность модернизированного и секуляризированного западного общества, где научное знание становится выше веры и все происходящие в жизни процессы ориентированы на достижение рациональных целей в противовес традиционному обществу, где, по словам Вебера, «мир остается большим заколдованным садом». – Прим. ред.). И я очень хочу, чтобы ваши читатели оценили мою сдержанность по отношению к формированным, скороспелым и в высшей степени системно неподготовленным надеждам на какие-то эффективные преобразования.


Фото: Николай Нелюбин

— Говоря о последовательном развитии: что мешало в 1993 году прописать в Конституции, что «президентом может быть один человек всего два срока»? Без пресловутого термина «подряд».

– Ой. Вы знаете, там столько таких нервных узлов в тексте, мотивация которых была не системно-правовая, а в том числе и ситуативная.

— В смысле, хорошо, что хотя бы так получилось, я вас правильно понимаю?

– Да-да. Кстати, в библиотеку имени Ельцина были переданы подробные протоколы того конституционного совещания. Там всё зафиксировано.

— Вы согласны, что российскому обществу достаточно монархии и религии? Прочие институты и конституционные принципы гораздо менее востребованы сегодня.

– Да нет. Глубинная потребность российского общества не столь однозначна. Ее не так просто продиагностировать. Это как раз тот самый случай, когда мы живем в разных веках, в разных мирах, в разных этнических и культурных кодах, и любое пренебрежение этим многообразием грозит новым обострением.

— То есть не стоит обобщать?

– Ни в коем случае.

— Да, но в чем тогда причины активной клерикализации общества? Церковь пришла в школу, на детское радио, в музеи, в армию и тюрьму. 14-ю статью когда скорректируют?

– Это движение в некотором смысле явочное. Мучительный поиск тех средств, которые не там ищут. И не будем переоценивать эти усилия. Они носят пропагандистски-военизированный характер. Это не система взглядов и убеждений, которую несут в школы. Это заказ, псевдодеятельность, последствия которой не такие уж серьезные. И 14-ю статью корректировать не будут.

— Что мешало в 1991 году вписать Крым в состав России? Сегодня бы не было всего того, что в интервью украинским коллегам год назад вы назвали «большой бедой».

– Ни ситуативно, ни тактически, ни стратегически эта позиция обсуждаться тогда не могла. 8 декабря 1991 года пятая статья соглашения о Содружестве независимых государств зафиксировала принцип незыблемости и нерушимости границ и признание суверенных прав неприкосновенности. Более того, мы обязались гарантировать в рамках наших содружественных сил поддержку этих соглашений. Знаете, когда решается вопрос мирного распада тоталитарной империи в угрозах её кровавого передела и условиях её истощённости, когда решается вопрос о перспективах ядерного оружия на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана (всё оружие было вывезено в Россию. – Прим. ред.), когда решается вопрос о непредсказуемых последствиях того, что мы там решили, в такой ситуации просто предельно невозможно было не дорожить этим консенсусом и не нести коллективную ответственность.

— То есть другого выхода, как отдавать в тех границах, которые были у УССР, не было?

– Да. Я это называю предельной ситуацией, которая вынуждает делать то, что нельзя сделать. Когда такой абстрактный выбор между одним, вторым и третьим практически невозможен.


Беловежское соглашение//кадр из видео/YouTube//Намедни

— Год назад вы сказали, что Крым будет становиться обратно ближе к Украине, что Путин четвертого срока будет меняться. Пока ваши прогнозы не сбываются. Пока у нас тараны украинских судов в проливе и аресты моряков ВМФ Украины. Или ещё рано для перемен?

– Ведь мы как бы обязаны более чутко и проницательно, в то же время ответственно делать прогнозы. Если глобальная ситуация будет в дальнейшем подвергаться новым вызовам, если скрытые прямые военные конфликты за новые сферы влияния будут умножаться, если какое-то время будут доминировать в качестве руководства ведущих мировых стран политики, ориентированные на близорукий и безответственный образ и стиль управления, то у нас будет одна перспектива. Моя мечта и вся моя работа, в том числе в сфере балтийско-черноморского сотрудничества, с бывшими президентами этих стран – доверие и мир через диалог.

— Вы давно знакомы с Чубайсом. Зачем Анатолий Борисович дразнит народ своими репликами про благодарность олигархам? Он же раньше, чем уйдёт Владимир Путин от власти, тоже никуда не денется. Уйдёт Путин, замолчит и Чубайс?

(Смеётся.) Во-первых, Анатолий Борисович мой соратник и друг. Он человек в высшей степени вдумчивый и ответственный. Во-вторых, то, что он в такой однозначной форме заявил, что народ должен сказать спасибо олигархам и богатым людям, он имел в виду не то, что их деятельность была и остаётся безупречной по отношению к социальной политике страны и к неравенству жизненного уровня. Он говорил о том, что в условиях загубленной и разрушенной экономики, которую мы получили в наследство, и создания той базы рыночной экономики, на которой мы живём сегодня, было бы невозможно иметь то, что мы имеем сегодня.


Владимир Путин и Анатолий Чубайс//пресс-служба президента РФ

— То есть на него накинулись не за эти слова?

– Накинулись на него за невоздержанность. Он понимал, что это не воспримут с ликованием. Но он бы не был собой. Это принципиальная для него позиция. Он просто не стал разъясняться в нюансах и деталях.

— Вы не ответили про его связь с Путиным. Кто тут кому больше обязан?

(Вздыхает.) Нет. Тут нельзя так упрощать. Это два государственных деятеля, две личности новой России, которые в таком упрощённом весовом измерении не соотносятся.

Читайте так же:  Повышение пенсионного возраста. Непрерывный трудовой стаж 2019 краткий курс

— Чубайс тяжелее?

– Нет. Вы меня не рихтуйте. Чубайс не тяжелее. Он самодостаточнее. Это тот случай, когда каждый из нас, кто участвовал персонально, ответственен за принятие и реализацию решений глубинных масштабных и исторических, не может и не должен ни с кем сравниваться по линейной шкале.

— Вы с Чубайсом или другими друзьями, когда встречаетесь, поёте за столом «Беловежскую пущу» ансамбля «Песняры»?

– Да. Иногда. Тут ответ не однозначный. Когда-то пою, когда-то молчу.

— От настроения всё зависит, не от ассоциаций?

– А может, хватит меня пытать?

— Я закончу, придут другие. Например, на вашей лекции в библиотеке Ельцина рядом со мной сидел крепкий студент, который вслух возмущался, что вы говорите про Беловежские соглашения с гордостью. Это тот самый постимперский синдром?

– Хорошо, что мальчик, наконец, услышал позицию не из телевизора, а из первых рук. А во-вторых, если он сегодня обладает такой убеждённостью и такими принципиальными оценками моей роли, то у него вполне возможно достойное будущее. Он ищет принципы. Не он виноват, что он сегодня под воздействием этой наивной системы. Это мы уберегли от катастрофы распавшуюся империю и создали предпосылки для качественно нового миропорядка и качественной жизни в родной стране.


Фото: Николай Нелюбин

— Проведите вы с Борисом Ельциным люстрацию после 1993 года, мальчик-студент из Академии госслужбы не возмущался бы вами?

– Все эти 25 лет меня спрашивают об этом… Почему мы не провели люстрацию. Я всегда говорю в ответ одно. Вы можете себе представить, в каких условиях мы получили власть? На каком минном поле безвластия мы начали свою работу? И чего мы при этом добились. Сегодня уже никто не отдаёт себе отчёта в том, что действия ГКЧП поддержали 2/3 субъектов Федерации в России в августе 1991 года. Никто не отдает себе отчёт в том, что абсолютное большинство управленцев в регионах присматривались к нашей деятельности со злорадством и робкими надеждами, что всё вернётся на круги своя. Есть реальная политика – и есть потребность в мудрости и ответственность за последствия. Мы руководствовались именно этим.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»

«Мой предприимчивый прапрадедушка свистнул швейную машинку». Минчанки рассказывают о вещах, которые достались им по наследству

Эксклюзивное свадебное платье из 60-х, привезенная из Америки и украденная в Первую мировую швейная машинка, шерстяные платки для киносъемок. Узнали у минчан, какие вещи им достались по наследству от близких родственников.

Наталья
актриса, проводник пассажирского вагона и вагона-дефектоскопа

«Эксклюзивное свадебное платье 60-х годов досталось от тети»

– Вещи, которые остались в наследство от близких родственников, – это память о моей семье. И я решила ее сохранить. Большая часть вещей осталась в доме мамы, Ольги Трофимовны, – рассказывает Наталья. – Живет она в деревне Ананчицы (Солигорский район, Минская область). Но кое-что привезла с собой в Минск. В своем шкафу я бережно храню два больших платка, оставшихся от бабушки. Один из хлопчатобумажной ткани, второй – шерстяной. Последний хорошо согревает морозными зимними вечерами.

Эксклюзивное свадебное платье 60-х годов досталось от тети. Когда она выходила замуж, то вместе с бабушкой ходила к портнихе, у которой и шили на заказ платье. Меня тогда еще и на свете не было (улыбается). Оно приталенное, без рукавов и с пиджаком. Носить можно, как захочется. Мне так понравилось это платье, что решила забрать с собой. Замуж, конечно, в нем не выходила – не мой размер, – но я очень рада, что оно сохранилось.

Еще с 60–70-х годов остались «молодежные вещи»: платья, кофты, юбки. Сохранились и вышитые бабушкой накидки на подушки, рушники, полотняные рубашки и сумка. Такой hand-made из ХХ века. Ведь раньше все делали вручную. Ткали полотно, а потом из него шили одежду.

Это уже ближе к 60-м покупали готовый материал для платьев или юбок. И заносили его портнихам, если не умели шить сами. Моя бабушка, Наталья Кузьминична, сама себя обшивала, и мама. Меня тоже научили работать на машинке.

Эту одежду использую. Многие вещи подходят для киносъемок. Те же платье или платки. Если это не зима, конечно. Остальное лежит в шкафу и ждет своего «звездного часа».

Я не хочу с ними расставаться или кому-то отдавать. Пока я есть и эти вещи мне нужны – буду пользоваться сама. Ведь, еще раз повторюсь, это память о семье. Как гимнастерка, в которой дедушка – Трофим Ильич – прошел всю Великую Отечественную, и в которой еще ходил в мирное время. «Усыпанная» медалями, гимнастерка просто висит в шкафу. И я хочу, чтобы она как можно дольше там провисела. Ведь награды деда – это наследие и память.

«Мой предприимчивый прапрадедушка свистнул эту швейную машинку»

– Моя прабабушка была очень запасливой женщиной (улыбается). Сберегла практически все, что ей удалось накопить за жизнь. Поэтому по наследству передалось много вещей, – говорит Анна. – Значительную часть составляет детская одежда, в которой росло большинство моих родственников. И на всякий случай ее решили сохранить. А вдруг еще кому-нибудь пригодится.

Сохранились ткацкие станки и семейные фотографии. Снимки портретные, в огромных деревянных рамах. Что для прошлого века было недешевым удовольствием. Я точно не знаю, кто изображен на этих снимках. Говорили, что это сестры, братья, племянники и другие родственники моей прабабушки. Фотографий очень много: несколько альбомов с обычными и целый сундук с «парадными».

Сундуков, к слову, тоже осталось много. В некоторых из них хранится посуда, которой ни разу никто не пользовался. Тарелки, вилки, ложки, рюмки, какие-то бутыли для заготовок. Сохранилось много вещей, которые прабабушка делала своими руками. Это рушники, покрывала, несколько комплектов приданного (улыбается). Со всякими там подушками, одеялами, наволочками и простынями. Один из них уже бабушка припасла специально для меня.

Сохранилось достаточное количество картин неизвестного советского художника. Они лежат на чердаке, потому что уж очень не прикольные. И вешать на стену их не хочется.

Вообще, мы мало что используем. Все как было, так и осталось на хранении в доме, где жила бабушка. Мы туда приезжаем время от времени и наводим порядок.

Платья и нереальная история про ту самую швейную машинку

– В бабушкином шкафу висят очень оригинальные и красивые платья. Но они очень не современные. И лично я бы их носить не стала. Но есть ценители таких вещей, которым можно будет их отдать. Если мы захотим это сделать.

А вот пользуемся мы комодом, который своими руками сделал дедушка. Он у нас был деревянных дел мастер. Сохранилось много его «авторской» мебели. Но она весьма тяжелая.

С перевозкой комода мы из-за этого очень намаялись. Но решили все равно его перевести в город, так как он большой, удобный, функциональный и красивый. Желающие забрать остальную мебель уже есть. С родителями связывались знакомые, которые хотели бы заполучить ее себе. Но мы пока ничего не отдаем. Да и вещей было намного больше. Просто бабушка внезапно приняла решение переехать. И когда она это сделала, в дом, где хранилось много старинных вещей, налетели родственники и растащили все, что только было можно.

– Из того, что осталось, мне больше всего нравится швейная машинка. Осталась она еще от моего прапрадедушки и с ней связана нереальная история. Прабабушка рассказывала, что до Первой мировой войны у них в деревне жил еврей, который обеспечивал обувью сразу несколько населенных пунктов в округе. И вот этому еврею каким-то образом привезли из Америки швейную машинку. Вся ее прелесть в том и заключалась, что эта супер классная техника позволяла шить обувь.

Собственностью еврея она была лишь до начала войны. А когда развернулись боевые действия, в деревню пришли партизаны и забрали эту швейную машинку для своих нужд.

А чуть позже в деревню пришли немцы. Правда, партизаны к тому времени уже ушли, но технику оставили в штабе. И мой предприимчивый прапрадедушка свистнул у них эту швейную машинку. И спрятал в лесу.

– Хорошо, что прятал вместе с детьми – моей прабабушкой и ее братом. Во время войны прапрадедушка был убит, поэтому в мирное время машинку выкапывали его дети. Сохранили, и она до сих пор в нашей семье. Бабушка говорит, что она их очень выручала. Когда не было денег, шили и за еду, чтобы только прокормиться.

Эту машинку и другие вещи, которые собирали всю жизнь прабабушка и прадедушка, мы ценим и бережем. Но желания перевести все это к нам нет. Есть бабушкин дом, где они хранятся, и пока все так и останется. Не знаю, что будем с ними дальше. Но мы постараемся сохранить их и для следующего поколения.

Ольга
преподаватель

«Сейчас сложно купить что-то подобное»

– В нашей семье по наследству передаются вещи, которые бабушка и дедушка приобрели примерно в 1960–1980-х годах, – рассказывает Ольга. – Это период, когда все стоило относительно недорого и позволить себе можно было многое. Но в нашей семье нет вещей, которые бы принадлежали кому-то одному. Это все общее. После смерти бабушки ими пользовались мама и дедушка. А сейчас еще я и моя сестра.

– Это многочисленные книги: словари, энциклопедии, научная и художественная литература. «Советская энциклопедия», «Энциклопедия БССР», собрания сочинений Пушкина, Чехова, Толстого, Дюма, например. И еще очень много из русской, беларусской и зарубежной литературы.

Техника: телевизор, кассетный магнитофон, аудиокассеты, проигрыватель пластинок, виниловые пластинки – все в рабочем состоянии. Пластинки в основном исполнителей, которые были популярны в то время: Евдокимов, ВИА «Пламя», ВИА «Песняры», ВИА «Сябры», ВИА «Самоцветы».

Одежда: рубашки, платья, кофты, куртки. Обувь: туфли, ботинки. Детские игрушки: мягкие животные и куклы. Елочные игрушки: Дед мороз, Снегурочка, снеговики, белка, сова, огурец, шишка, космонавт. Пару лет назад в Минске была выставка елочных игрушек и вот наши примерно такие же.

Одежду и обувь мы носим. Но только если хорошо сохранились и подходят по размеру. И при этом чередуем с новыми вещами. А вот елку украшаем в основном только старыми игрушками. Редко покупаем новые, только если что-то оригинальное.

admin