Приказ 98н. Приказ 98н

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Минфина России от 16 октября 2019 г. № 208н “Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2019 «Бухгалтерский учет аренды»

В соответствии со статьей 23, пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2017, N 30, ст. 4440), подпунктом 5.2.21 (1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2020 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2019 г., регистрационный N 51034), приказываю:

Утвердить Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2019 «Бухгалтерский учет аренды».

Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2019 г.
Регистрационный № 53162

Утвержден
приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 16.10.2019 г. № 208н

Федеральный Стандарт
бухгалтерского учета

ФСБУ 25/2019 «Бухгалтерский учет аренды»

1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете организаций информации об объектах бухгалтерского учета при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества, допустимые способы ведения бухгалтерского учета таких объектов, состав и содержание указанной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

2. Настоящий Стандарт применяется сторонами договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом (далее — арендодатель) за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу (далее — арендатор) имущества во временное пользование (далее — договор аренды).

Настоящий Стандарт применяется вне зависимости от наличия в договорах финансовой аренды (лизинга) и иных сходных договорах условий в соответствии с которыми имущество, предоставляемое за плату во временное пользование в целом или отдельно по каждой из частей (далее — предмет аренды), учитывается на балансе арендодателя или арендатора.

3. Настоящий Стандарт не применяется при предоставлении:

а) участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;

б) результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;

в) объектов концессионного соглашения.

4. Настоящий Стандарт не распространяется на организации государственного сектора.

5. В целях настоящего Стандарта объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:

1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;

2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);

3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;

4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Настоящий стандарт не применяется к объектам бухгалтерского учета не классифицированным как объекты учета аренды в соответствии с настоящим пунктом.

6. Классификация объектов учета аренды производится на раннюю из двух дат: дату, на которую предмет аренды становится доступным для использования арендатором (далее — дата предоставления предмета аренды), или дату заключения договора аренды.

Классификация объектов учета аренды пересматривается при изменении соответствующего договора аренды.

7. В целях настоящего Стандарта в состав арендных платежей включаются платежи (за вычетом подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых сумм налогов), обусловленные договором аренды, в том числе:

а) определенные в твердой сумме платежи арендатора арендодателю, вносимые периодически или единовременно, за вычетом платежей, осуществляемых арендодателем в пользу арендатора, в том числе возмещение арендодателем расходов арендатора;

б) переменные платежи, зависящие от ценовых индексов или процентных ставок, определенные на дату предоставления предмета аренды);

в) справедливая стоимость иного встречного предоставления, определенная на дату предоставления предмета аренды;

г) платежи, связанные с продлением или сокращением срока аренды, установленные договором аренды, когда такое изменение учитывается при расчете срока аренды;

д) платежи, связанные с правом выкупа предмета аренды арендатором, в случае, когда арендатор намерен воспользоваться таким правом;

е) суммы, подлежащие оплате (получению) в связи с гарантиями выкупа предмета аренды по окончании срока аренды.

8. Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда» 1 и другими Международными стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями Международных стандартов финансовой отчетности, принимаемыми Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, введенными в действие на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Срок аренды для целей бухгалтерского учета рассчитывается исходя из сроков и условий, установленных договором аренды (включая периоды, не предусматривающие арендных платежей). При этом учитываются возможности сторон изменять указанные сроки и условия и намерения реализации таких возможностей.

Срок аренды пересматривается в случае наступления событий, изменяющих допущения, которые использовались при первоначальном определении срока аренды (при предыдущем пересмотре срока аренды). Связанные с таким пересмотром корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

Течение срока аренды начинается с даты предоставления предмета аренды.

II. Учет у арендатора

10. Арендатор признает предмет аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде, если иное не установлено настоящим Стандартом. Организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств и других), с учетом особенностей, установленных настоящим Стандартом.

11. При выполнении условий, установленных пунктом 12 настоящего Стандарта, арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в любом из следующих случаев:

а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — упрощенные способы учета).

В случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, решение о применении настоящего пункта принимается арендатором в отношении группы однородных по характеру и способу использования предметов аренды. В случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта, решение о применении настоящего пункта принимается в отношении каждого предмета аренды.

При применении настоящего пункта арендные платежи признаются в качестве расхода равномерно в течение срока аренды или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.

12. Применение арендатором пункта 11 настоящего Стандарта допускается при одновременном выполнении следующих условий:

а) договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору и отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;

б) предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.

13. Право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость права пользования активом включает:

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, может рассчитывать фактическую стоимость права пользования активом исходя из подпунктов «а» и «б» настоящего пункта. При принятии такого решения затраты, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, признаются расходами периода, в котором были понесены.

14. Обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки.

Арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, может первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки.

15. Приведенная стоимость будущих арендных платежей определяется путем дисконтирования их номинальных величин. Дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. При этом негарантированной ликвидационной стоимостью предмета аренды считается предполагаемая справедливая стоимость предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды, за вычетом сумм, указанных в подпункте «е» пункта 7 настоящего Стандарта, которые учтены в составе арендных платежей.

В случае если ставка дисконтирования не может быть определена в соответствие с первым абзацем настоящего пункта, применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды.

16. В случае если предмет аренды по характеру его использования относится к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, арендатор переоценивает соответствующее право пользования активом.

17. Стоимость права пользования активом погашается посредством амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются. Срок полезного использования права пользования активом не должен превышать срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности на предмет аренды.

18. Величина обязательства по аренде после признания увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически уплаченных арендных платежей.

19. Величина начисляемых процентов определяется как произведение обязательства по аренде на начало периода, за который начисляются проценты, и процентной ставки, определенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Стандарта. Периодичность начисления процентов выбирается арендатором в зависимости от периодичности арендных платежей и от наступления отчетных дат.

20. Начисленные по обязательству по аренде проценты отражаются в составе расходов арендатора, за исключением той их части, которая включается в стоимость актива.

21. Фактическая стоимость права пользования активом и величина обязательства по аренде пересматриваются в случаях:

изменения условий договора аренды;

изменения намерения продлевать или сокращать срок аренды, которое учитывалось ранее при расчете срока аренды;

изменения величины арендных платежей по сравнению с тем, как они учитывались при первоначальной оценке обязательства по аренде.

Изменение величины обязательства по аренде относится на стоимость права пользования активом. Уменьшение обязательства по аренде сверх балансовой стоимости права пользования активом включается в доходы текущего периода.

22. При изменении величины обязательства по аренде ставка дисконтирования пересматривается исходя из пункта 15 настоящего Стандарта.

23. При полном или частичном прекращении договора аренды балансовая стоимость права пользования активом и обязательства по аренде списываются в соответствующей части. Образовавшаяся при этом разница признается в качестве дохода или расхода в составе прибыли (убытка).

III. Учет у арендодателя

24. Объекты учета аренды классифицируются арендодателем на дату, указанную в пункте 6 настоящего Стандарта, в качестве объектов учета операционной аренды или объектов учета неоперационной (финансовой) аренды. Данная классификация производится арендодателем по каждому договору аренды (промежуточным арендодателем — по каждому договору субаренды) с учетом требования приоритета содержания перед формой.

25. Объекты учета аренды классифицируются арендодателем в качестве объектов учета неоперационной (финансовой) аренды, если к арендатору переходят экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности арендодателя на предмет аренды. Соблюдением указанного условия является любое из следующих обстоятельств:

а) условиями договора аренды предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды;

б) арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права;

в) срок аренды сопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды останется пригодным к использованию;

г) на дату заключения договора аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;

д) возможность использовать предмет аренды без существенных изменений имеется только у арендатора;

е) арендатор имеет возможность продлить установленный договором аренды срок аренды с арендной платой значительно ниже рыночной;

ж) иное обстоятельство, свидетельствующее о переходе к арендатору экономических выгод и рисков, обусловленных правом собственности арендодателя на предмет аренды.

26. Объекты учета аренды классифицируются арендодателем в качестве объектов учета операционной аренды, если экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель. Соблюдением указанного условия является любое из следующих обстоятельств:

а) срок аренды существенно меньше и несопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды останется пригодным к использованию;

б) предметом аренды являются имеющие неограниченный срок использования объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются;

в) на дату предоставления предмета аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей существенно меньше справедливой стоимости предмета аренды;

Читайте так же:  Доверенность на представление интересов юридического лица. Доверенность образец в рк

г) иное обстоятельство, свидетельствующее о том, что экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель.

27. Объекты учета субаренды классифицируются арендатором (промежуточным арендодателем) исходя из соответствующих условий договора аренды. При этом если арендатор (промежуточный арендодатель) применяет пункт 14 настоящего Стандарта, то соответствующие объекты учета субаренды классифицируются как объекты учета операционной аренды.

28. Арендодатель, который вправе применять упрощенные способы учета, может классифицировать все объекты учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 25 настоящего Стандарта.

29. Объекты учета неоперационной (финансовой) аренды учитываются арендодателем в соответствии с пунктами 32 — 40 настоящего Стандарта.

Объекты учета операционной аренды учитываются арендодателем в соответствии с пунктами 41 — 42 настоящего Стандарта.

30. Классификация объекта учета аренды пересматривается в случае изменения договора аренды. Изменения оценочных значений или изменения фактов и обстоятельств, не меняющие условия договора аренды, не могут рассматриваться в качестве оснований пересмотра арендодателем классификации объекта учета аренды.

31. При изменении договора аренды объекты бухгалтерского учета учитываются арендодателем в качестве вновь возникших объектов учета аренды с даты вступления в силу указанных изменений в следующих случаях:

а) если объекты учета аренды изначально классифицированы арендодателем как объекты учета операционной аренды;

б) если объекты учета аренды изначально классифицированы арендодателем как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды, но вступление в силу изменений договора аренды на дату заключения договора аренды привело бы к классификации таких объектов в качестве объектов учета операционной аренды.

32. В случае классификации объекта учета аренды в качестве объекта учета неоперационной (финансовой) аренды арендодатель признает инвестицию в аренду в качестве актива на дату предоставления предмета аренды.

33. Инвестиция в аренду оценивается в размере ее чистой стоимости.

Чистая стоимость инвестиции в аренду определяется путем

дисконтирования ее валовой стоимости по процентной ставке, при использовании которой приведенная валовая стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды равна сумме справедливой стоимости предмета аренды и понесенных арендодателем затрат в связи с договором аренды.

Валовая стоимость инвестиции в аренду определяется как сумма номинальных величин причитающихся арендодателю будущих арендных платежей по договору аренды и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды.

34. Связанные с договором аренды затраты арендодателя включаются в чистую стоимость инвестиции в аренду по мере осуществления этих затрат, за исключением случая, указанного в пункте 35 настоящего Стандарта. Справедливая стоимость предмета аренды включается арендодателем в чистую стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды с отнесением указанной стоимости на расчеты с поставщиком (в случае договора лизинга) или с одновременным списанием переданного в аренду актива (в иных случаях, если предмет аренды признавался в составе активов). Образующаяся при этом разница относится на доходы (расходы) периода, в котором признана инвестиция в аренду.

35. В случае если предмет неоперационной (финансовой) аренды перед началом аренды отражался в бухгалтерском учете арендодателя в качестве запасов (готовой продукции, товаров), арендодатель на дату предоставления предмета аренды:

а) признает выручку в размере справедливой стоимости предмета аренды;

б) признает актив в размере чистой стоимости инвестиции в аренду;

в) списывает переданные в аренду запасы;

г) признает расходы в размере списанной балансовой стоимости запасов за вычетом приведенной негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды;

д) признает в качестве расходов связанные с договором аренды затраты арендодателя.

36. Чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

37. Проценты, начисляемые по инвестиции в аренду, признаются арендодателем в качестве доходов периода, за который они начислены. Для расчета такого процентного дохода чистая стоимость инвестиции в аренду на начало периода, за который рассчитывается доход, умножается на процентную ставку за такой период, определенную в соответствии с пунктом 33 Настоящего Стандарта.

38. Чистая стоимость инвестиции в аренду проверяется на обесценение в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в редакции 2014 года 2 .

39. Изменение чистой стоимости инвестиции в аренду в связи с изменением оценки негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды учитывается как изменение оценочных значений.

40. При возврате предмета неоперационной (финансовой) аренды арендодателю такой предмет принимается к бухгалтерскому учету в качестве актива определенного вида исходя из соответствующих условий признания с одновременным списанием оставшейся чистой стоимости инвестиции в аренду.

41. В случае классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды арендодатель не изменяет прежний принятый порядок учета актива в связи с его передачей в аренду, за исключением изменения оценочных значений.

42. Доходы по операционной аренде признаются равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.

IV. Раскрытие информации

43. В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации раскрывается информация об объектах учета аренды, которая оказывает или способна оказать влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств. Указанная информация раскрывается в табличной форме, за исключением случаев, когда другая форма раскрытия в большей степени соответствует виду раскрываемой информации.

44. Данные об активах и обязательствах, являющихся объектами учета аренды, представляются в бухгалтерской (финансовой) отчетности развернуто и не подлежат взаимоисключению (взаимозачету).

45. В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации подлежит раскрытию с учетом существенности:

а) характер деятельности организации, связанной с договорами аренды;

б) проценты, начисленные на задолженность по арендным платежам;

в) основание и порядок расчета процентной ставки;

г) допущения, использованные при определении переменных арендных платежей;

д) доходы и расходы, относящиеся к переменным платежам, которые не учитываются при оценке задолженности по аренде;

е) затраты, связанные с произведенными улучшениями предмета аренды, и порядок их компенсации;

ж) потенциальные денежные потоки, обусловленные договором аренды до даты предоставления предмета аренды;

з) ограничения использования предмета аренды, обусловленные договором аренды (в частности, необходимость соответствия определенным финансовым показателям);

и) иная информация о влиянии договоров аренды на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств, необходимая пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия экономических решений.

46. В бухгалтерской (финансовой) отчетности арендатора помимо предусмотренного пунктом 45 настоящего Стандарта подлежит раскрытию с учетом существенности:

а) факт использования арендатором права, предусмотренного пунктом 11 настоящего Стандарта, с описанием характера договоров аренды, в отношении которых он применяется;

б) в отношении права пользования активом — информация, подлежащая раскрытию в отношении соответствующих предмету аренды активов (основных средств, инвестиционной недвижимости);

в) расходы и будущие арендные платежи арендатора в случае использования арендатором возможности, предусмотренной пунктом 11 настоящего Стандарта, с обособленным раскрытием расходов и будущих арендных платежей, относящихся к договорам аренды со сроком аренды не более 12 месяцев;

г) затраты арендатора, понесенные в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

д) информация о пересмотре фактической стоимости и обязательства по аренде.

47. В бухгалтерской (финансовой) отчетности арендодателя помимо предусмотренного пунктом 45 настоящего Стандарта подлежит раскрытию с учетом существенности:

а) сверка валовой и чистой стоимости инвестиции в неоперационную (финансовую) аренду;

б) информация о значительных изменениях чистой стоимости инвестиции в неоперационную (финансовую) аренду;

в) характер и порядок расчета негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды;

г) потенциальные денежные потоки, обусловленные гарантиями выкупа предмета аренды по окончании срока аренды;

д) распределение, причитающихся арендодателю арендных платежей по срокам погашения с отражением номинальных сумм арендных платежей для первых пяти лет отдельно по каждому году, для оставшегося периода — в общей сумме;

е) доходы и расходы от выбытия предмета аренды;

ж) общая сумма дохода по операционной аренде с выделением дохода, относящегося к переменным арендным платежам;

з) порядок управления рисками, связанными с правами на предмет аренды.

V. Переходные положения

48. Организация применяет настоящий Стандарт, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

49. Последствия изменения учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно, если иное не установлено пунктами 50 — 52 настоящего Стандарта.

50. Вместо ретроспективного пересчета, предусмотренного пунктом 49 настоящего Стандарта, арендатор может по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется настоящий Стандарт, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. При этом ретроспективное влияние на какие-либо другие объекты бухгалтерского учета не признается, сравнительные данные за год, предшествующий году, начиная с которого применяется настоящий стандарт, не пересчитываются. В целях применения настоящего пункта стоимость права пользования активом принимается равной его справедливой стоимости, а стоимость обязательства по аренде — приведенной стоимости остающихся не уплаченными арендных платежей, дисконтированных по ставке, по которой арендатор привлекал или мог бы привлечь заемные средства на сопоставимых с договором аренды условиях.

51. Организация может не применять настоящий Стандарт в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется настоящий Стандарт.

52. Организация, которая вправе применять упрощенные способы учета, может принять решение о применении настоящего Стандарта только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года.

53. Организация раскрывает примененный ею порядок изменения учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которой применяется настоящий Стандарт.

1 Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2016 № 111н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 августа 2016 № 43044)

2 Введен в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 98н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., № 42869)

Арендаторы и арендодатели, а также лизингодатели и правообладатели переходят на федеральный стандарт бухучета имущества, полученного за плату во временное пользование. Стандарт не применяется организациями госсектора.

Оговорены условия, при которых объекты классифицируются как объекты учета аренды. Арендатор может не признавать обязательства по аренде, если:

— срок аренды не превышает 12 мес.;

— рыночная стоимость предмета аренды не превышает 300 тыс. руб.;

— арендатор применяет упрощенные способы бухучета.

Организации должны применять стандарт с бухгалтерской отчетности за 2022 г., но вправе начать это и раньше при условии раскрытия этого факта в названной отчетности.

Принятие на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета: практика и проблемы

«Финансы», 2013, N 7

Для специалистов органов Федерального казначейства 2013 г. — время перехода на работу в условиях постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по всем направлениям расходов, связанным с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Приказ Минфина России от 19.09.2008 N 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета», регламентирующий все вопросы в рамках данных мероприятий, до 1 июля 2012 г. применялся только в части учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета по исполнительным документам.

Во втором полугодии 2012 г. началась работа по систематизации процесса принятая на учет бюджетных обязательств, разрешению технологических, организационных и иных проблем и вопросов. Но и сегодня у казначеев и участников бюджетного процесса все же возникают проблемные и нестандартные вопросы, над которыми приходится задумываться.

Сначала нужно остановиться на некоторых теоретических аспектах. Бюджетный кодекс РФ трактует бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Согласно п. 1.2 Порядка N 98н в органах Федерального казначейства (ФК) подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Учет обязательств осуществляется на лицевых счетах получателей бюджетных средств или на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых в органах ФК. Для того чтобы учесть на лицевом счете бюджетное обязательство, возникшее на основании заключенного государственного контракта или договора, получатели бюджетных средств представляют в орган ФК, который обслуживает их лицевые счета, сведения о принятом бюджетном обязательстве по установленной Порядком N 98н форме. Требованиями данного документа определено, что сведения представляются в орган ФК не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения), на основании которого принято бюджетное обязательство. При этом следует отметить, что ответственность за соблюдение срока представления сведений полностью возлагается на получателя.

Для участников бюджетного процесса важно помнить, что сведения представляются в орган Федерального казначейства с приложением документа-основания в форме электронной копии бумажного документа. Таким образом, сведения, поступившие в электронном виде без документа-основания в режиме «Вложения» прикладного программного обеспечения «СУФД — online» или в режиме «Произвольные документы» прикладного программного обеспечения «Система электронного документооборота», подлежат возврату без исполнения.

В случае внесения изменений в ранее принятое бюджетное обязательство получателями средств представляются заявки на внесение изменений в обязательство также не позднее шести рабочих дней со дня внесения изменений в государственный контракт или договор с приложением документа, предусматривающего внесение изменений.

Читайте так же:  Инфотека по защите прав потребителей. Закон о защите прав потребителей сроки обмена товара

При санкционировании оплаты денежного обязательства, возникающего по поставленному на учет госконтракту или договору, органом ФК осуществляется проверка соответствия информации, указанной в платежном документе, реквизитам и показателям бюджетного обязательства в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 01.09.2008 N 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета». Проверка включает следующие основные вопросы:

  • идентичность кодов классификации расходов федерального бюджета по бюджетному обязательству и платежу;
  • соответствие предмета бюджетного обязательства и содержания текста назначения платежа;
  • непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного бюджетного обязательства;
  • соответствие кода классификации расходов бюджетного обязательства и платежа исходя из вида средств;
  • идентичность наименования, ИНН, КПП и банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в платежном документе, по бюджетному обязательству и платежу;
  • непревышение размера авансового платежа, указанного в платежном документе, над суммой авансового платежа по бюджетному обязательству;
  • непревышение размеров авансовых платежей над предельным размером авансового платежа, установленным нормативным правовым актом Правительства РФ.

Начало реализации нового масштабного проекта в любой сфере деятельности, в том числе и в бюджетной, трудно себе представить без ошибок и недостатков. Участники мероприятий по постановке на учет бюджетных обязательств на первоначальном этапе вряд ли обошлись без ошибок в оформлении соответствующих документов. К числу наиболее распространенных причин, по которым сведения, представленные клиентами, специалистами органов ФК возвращаются без исполнения, относятся следующие:

  • неверно указана дата госконтракта или договора. При этом если документ-основание содержит несколько дат подписания, то указывается самая поздняя из них;
  • неверно указана дата начала действия документа-основания. В случае если документ-основание не содержит указаний на дату начала его действия, то в соответствующей графе отражается дата подписания документа-основания.
  • В практике постановки на учет бюджетных обязательств встречаются случаи, когда условиями документа-основания предусмотрены правоотношения, начинающиеся с даты, опережающей дату подписания документа. Например, дата заключения контракта 01.03.2013, тогда как срок его действия распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2013. В данном случае в графе «Дата начала действия документа-основания» сведений должна указываться дата установления правоотношений, т.е. 01.01.2013. Таким образом, дата документа-основания и дата начала его действия могут не совпадать;

  • неверно указана дата окончания действия документа-основания. Если в документе-основании указывается срок его действия, то в графе отражается расчетная дата окончания действия документа-основания. Если же документ-основание не содержит указаний о дате окончания его действия или о сроке действия, то графа «Дата окончания действия» не заполняется;
  • неверно заполнены графы «Авансовый платеж» раздела «Реквизиты документа-основания».
  • Показатели данных граф должны строго соответствовать условиям документа-основания. Сведения не могут быть приняты к исполнению в случаях, если:

  • условие авансового платежа предусмотрено в документе-основании, тогда как показатели в графах «Авансовый платеж» отсутствуют. В данном случае не имеют значения намерения заказчика производить оплату только за фактически выполненные работы, оказанные услуги или поставленные товары;
  • условие авансового платежа не предусмотрено в документе-основании, тогда как показатели в графах «Авансовый платеж» имеют место;
  • размер авансового платежа, предусмотренного в документе-основании, не соответствует показателям графы «Авансовый платеж»;
  • ошибка в номере реестровой записи в реестре государственных контрактов, указанном в разделе «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта»;
  • несоответствие информации, содержащейся в сведениях и размещенной на официальном сайте (zakupki.gov.ru) в сети Интернет. Например, в соответствующем разделе сведений указываются дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта. В случае размещения заказа у единственного поставщика графа «Дата проведения торгов, конкурса, аукциона, запроса котировок» не заполняется, в графе «Вид» указывается вид документа — Федеральный закон, в графе «Номер» — 94-ФЗ, в графе «Дата» соответственно — 21.07.2005. При этом данная информация должна соответствовать информации в строке «Реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта» карточки контракта на сайте (zakupki.gov.ru).
  • Проблемы и вопросы, возникающие у специалистов органов Федерального казначейства и у представителей получателей средств федерального бюджета при учете бюджетных обязательств, можно условно разделить на две группы. Первая группа вопросов имеет методологическую основу и связана в большей степени с проверкой соответствия позиций документа-основания сведениям.

    В ряде случаев предмет документа-основания не дает возможности определить код Классификации операций сектора государственного управления Бюджетной классификации РФ. Например, под предметом договора «Экспертиза технического состояния транспортного средства» можно понимать экспертизу в результате дорожно-транспортного происшествия для определения размера выплат страховой компанией по договору ОСАГО, а можно — экспертизу и обследование для дальнейшей эксплуатации или утилизации транспортного средства. В первом случае при осуществлении кассовых выплат должен быть применен код КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», тогда как во втором случае — 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Такое двоякое толкование вызывает необходимость дополнительного выяснения сути оказываемой услуги. При этом внести изменения или дополнения в предмет уже заключенного и размещенного на сайте договора, а особенно государственного контракта, у заказчика возможности нет.

    Серьезные затруднения возникают при отсутствии возможности определения размера авансовых платежей исходя из условий контракта или договора. Например, договор на поставку горюче-смазочных материалов содержит следующие условия авансирования. Покупатель перечисляет на расчетный счет продавца денежные средства в качестве предоплаты (аванс). Сумма первоначального платежа должна быть больше суммы минимального баланса покупателя в размере не менее двойной суточной потребности покупателя в товаре, определяемой с учетом установленных на картах покупателя суточных или месячных лимитов. Подобным образом изложенные в документах-основаниях условия осуществления авансовых платежей практически не дают возможности сопоставить их с данными соответствующих граф сведений.

    Следующий сложный момент — это государственные контракты и договоры, которые не содержат общей суммы обязательства. Согласно разъяснениям Минфина России и Федерального казначейства (совместное Письмо от 28.06.2012 N 02-03-07/2368, 42-7.4-05/3.3-348) в таких случаях в сведениях указывается рассчитанная общая сумма планируемых платежей. Это, безусловно, правильно, однако в связи с тем, что такая рассчитанная сумма зачастую является примерной, получателям бюджетных средств приходится вносить изменения в ранее принятое бюджетное обязательство. Сложность же заключается в том, что в качестве приложения к заявке на внесение изменений в обязательство, в частности на уменьшение суммы, отсутствует документ, обосновывающий эти изменения.

    Примером постановки на учет обязательств, в которых не указана сумма, могут послужить договоры, предметом которых является вознаграждение адвокатам в случае их обязательного участия в уголовном судопроизводстве. Данные документы-основания не содержат сумму в силу того, что на момент заключения нет возможности ее определить. Контрагентом по таким договорам может выступать коллегия адвокатов или адвокатский кабинет. Документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства в данном случае, — определение или постановление суда. Кроме того, по приведенным в примере договорам вопрос гораздо серьезнее — принимать ли на учет бюджетные обязательства с предоставлением организациями сведений или же производить оплату с автоматическим присвоением номера обязательства. Возможно такие расходы — это обеспечение выполнения функций казенных учреждений, что в соответствии с требованиями п. 2.2 Порядка N 98н дает возможность ставить на учет обязательства на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты, представленных получателями.

    Особое место в контрольных мероприятиях при учете бюджетных обязательств, как было отмечено ранее, занимает проверка соответствия информации, содержащейся в предоставленных клиентами сведениях, информации о госконтракте (договоре), размещенной в реестре контрактов, в части наименования получателя средств федерального бюджета, заключившего государственный контракт, реквизитов документа-основания, реквизитов контрагента, т.е. поставщика товара, работ или услуг, и других позиций. В реестре контрактов, размещенном в программном продукте, который используется органами Федерального казначейства, информация загружается с сайта (zakupki.gov.ru). Таким образом, ошибки и неточности при размещении информации о заключенном государственном контракте или договоре на сайте в сети Интернет могут стать причиной несвоевременной оплаты и, соответственно, нарушения условий контракта со стороны заказчика.

    Далее. Действующей нормативно-правовой базой, регламентирующей вопросы принятия на учет бюджетных обязательств, не предусмотрено аннулирование ошибочно представленных клиентом в орган ФК сведений. Речь, прежде всего, идет об их повторной отправке. Если сведения проходят автоматический и визуальный контроль, то они должны быть соответствующим образом зарегистрированы и отражены на лицевом счете. Просьба клиента об их возврате без исполнения по причине ошибки остается без удовлетворения со стороны казначейства. Исправление неточностей возможно только при предоставлении клиентом заявки на внесение изменений в обязательство. Здесь опять же возникает проблема отсутствия документа, подтверждающего внесение изменений. Выход в этой ситуации, на наш взгляд, только один — представление в качестве подтверждающего документа письма на имя руководителя органа Федерального казначейства с изложением проблемы и просьбой об уточнении.

    Вторая группа вопросов носит в большей степени юридический характер в связи с тем, что в практике работы возникают нюансы, обусловленные спецификой деятельности организаций и взаимоотношений с поставщиками товаров, работ и услуг.

    Прежде всего, следует отметить проблему заключения получателями средств федерального бюджета государственных контрактов и договоров без строгой увязки с доведенными им лимитами бюджетных обязательств. Пунктом 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Тем не менее встречаются факты, когда сумма контрактов превышает сумму имеющихся на лицевом счете организации лимитов.

    Порядок N 98н допускает принятие на учет сведений по документам-основаниям, общая сумма которых по одному коду бюджетной классификации превышает лимиты бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете организации. При этом формируется уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных, которое направляется главным распорядителям средств федерального бюджета и получателям. На наш взгляд, было бы логичным не принимать на учет обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств, что будет соответствовать требованиям Бюджетного кодекса.

    Одна из проблем, возникающих у специалистов органов ФК при проведении кассовых выплат с обслуживаемых ими лицевых счетов, имеет следующий характер. Требования п. 2.2 Порядка N 98н дают возможность принимать к учету обязательства на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств (без представления сведений) в случае, если оформления в письменной форме договора законодательством Российской Федерации не требуется. В практике встречаются случаи, когда при отсутствии договора или контракта получателями средств оплачиваются расходы за электроэнергию, теплоснабжение, водоснабжение и другие аналогичные расходы только по акту приемки-передачи или другому документу, подтверждающему возникновение денежного обязательства.

    В большинстве случаев это происходит в январе-феврале каждого финансового года, поскольку возникает необходимость оплатить долги за последние дни декабря предыдущего года, тогда как прежний контракт уже закрыт, а новый еще не заключен. Здесь возникает двоякая ситуация. С одной стороны, это положения параграфа 6 гл. 30 части второй Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают заключение договора энергоснабжения и применение правил об энергоснабжении к договорам, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и т.д. С другой стороны, это отсутствие нормативно-правового основания возврата платежа при условии, что его сумма не превышает установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами.

    Большинство вопросов, связанных с принятием на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, решаются Минфином России и Федеральным казначейством по мере их возникновения. Подробные разъяснения в форме вопросов и ответов всегда под рукой у сотрудников органов Федерального казначейства и доводятся до сведения получателей средств федерального бюджета. В современных условиях все участники мероприятий по принятию на учет бюджетных обязательств должны хорошо ориентироваться в правовом поле. Это позволит обеспечить своевременную постановку на учет бюджетных обязательств, а значит, и своевременное исполнение государственных контрактов и договоров со стороны заказчика.

    Процессуально-правовые аспекты принятия бюджетных и исполнения денежных обязательств бюджетополучателей

    Страницы в журнале: 61-65

    Н.П. Ольховская,

    кандидат юридических наук, доцент Военного университета Министерства обороны РФ Россия, Москва [email protected]

    Рассматривается процессуальный порядок принятия бюджетных и исполнения денежных обязательств бюджетополучателей, характеризуются бюджетные и денежные обязательства бюджетополучателя.

    Ключевые слова: бюджетные и денежные обязательства, стадия исполнения бюджета по расходам, бюджетополучатель, Бюджетный кодекс РФ, договор, контракт.

    Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющую порядок исполнения бюджета по расходам, внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Процессуальный порядок исполнения бюджета по расходам предусматривает последовательное выполнение следующих стадий:

    — принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;

    — подтверждение денежных обязательств;

    — санкционирование оплаты денежных обязательств;

    — подтверждение исполнения денежных обязательств.

    Проанализируем содержание нормативных правовых актов, закрепляющих процессуальный порядок исполнения обязательств бюджетополучателя.

    Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. Новацией ст. 219 БК РФ является увеличение объема процессуальных действий, составляющих стадию принятия бюджетных обязательств (действующей в таком составе процессуальных действий на настоящий момент), путем добавления обязанностей бюджетополучателя по постановке бюджетных и денежных обязательств на учет в органах Федерального казначейства. Следует отметить, что БК РФ не содержит детальной процессуальной регламентации действий, составляющих каждую из стадий, даже краткой регламентации принятия к учету бюджетных и денежных обязательств. Между тем необходимость законодательного закрепления обязанности учета бюджетных и денежных обязательств имеется.

    Так, установление порядка исполнения федерального бюджета является прерогативой Министерства финансов РФ (Минфина России). Им же еще в 2008 году был установлен Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджет (утв. приказом от 19.09.2008 № 98н; далее — Порядок № 98н), который и поныне является обязательной процедурой для всех получателей бюджетных средств, однако с 2017 года учету будут подлежать еще и денежные обязательства. С 1 января 2017 г. вступает в силу Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств бюджетополучателей (утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н; далее — Порядок № 221н), принятый на замену утрачивающему свою силу Порядку № 98н.

    Читайте так же:  Госпошлина за - замену водительского удостоверения. Пошлина на замену прав в гибдд

    Из анализа ст. 6 БК РФ следует, что бюджетополучатель имеет право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств, т. е. объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). В дополнение нормой ст. 219 БК РФ закреплено, что принятие бюджетных обязательств осуществляется при помощи заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Заметим, что нарушение порядка принятия бюджетных обязательств является основанием для привлечения виновного к административной ответственности в соответствии со ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Из смысла ст. 6 БК РФ следует, что под бюджетными обязательствами бюджетополучателя следует понимать обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году обязанности действующего от имени публично-правового образования казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

    Следует констатировать, что п. 7 Порядка № 221н содержит достаточно подробный перечень оснований возникновения бюджетных обязательств. Так, бюджетные обязательства возникают:

    а) из государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат (либо не подлежат) включению в реестр контрактов; из соглашения или нормативного правового акта, предусматривающего предоставление межбюджетного трансферта; из договора или нормативного правового акта о предоставлении субсидии (инвестиций) юридическому лицу;

    б) в соответствии с исполнительным документом (исполнительным листом, судебным приказом); решением налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов; нормативным правовым актом, предусматривающим выплаты населению, перечисления субъектам международного права; договором, оформление в письменной форме по которому не требуется; соглашением, расчет по которому осуществляется наличными деньгами; в связи с обслуживанием государственного (муниципального) долга; с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства; с обеспечением выполнения функций казенных учреждений; с перечислением в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

    При наступлении определенных условий, например при исполнении контрагентом по договору своих обязательств по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг, им оформляется и передается бюджетополучателю документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства у бюджетополучателя по оплате товаров, работ, услуг. Кроме того, возникновение денежных обязательств может предусматриваться соглашением между сторонами (например, авансовые платежи) и т. п.

    В БК РФ под денежными обязательствами понимается обязанность бюджетополучателя уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

    Пунктом 24 Порядка №221н закреплено, что денежные обязательства бюджетополучателя возникают: из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, или информации об исполнении условий предоставления межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, и субсидии юридическому лицу по соответствующим бюджетным обязательствам (условие возникновения денежного обязательства); иного документа, являющегося основанием для возникновения денежного обязательства в случае, если для оплаты представление документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, не требуется. В частности, такие обязательства сразу учитываются, санкционируются и оплачиваются. К ним относятся денежные обязательства по уплате налогов (на основании подп. 2 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ), административных штрафов и т. п. Без заключения письменного договора (документа-основания) принимаются к учету денежные обязательства на основании ст. 493 Гражданского кодекса РФ, согласно которой договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

    Бюджетные и денежные обязательства учитываются органом Федерального казначейства с отражением на лицевом счете бюджетополучателя или на его лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям. Учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется на основании сведений о бюджетном и денежном обязательствах, сформированных и представленных бюджетополучателями в орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетополучателя. Лица, имеющие право действовать от имени бюджетополучателя, несут персональную ответственность за формирование сведений о бюджетном и денежном обязательствах, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных сроков их представления.

    Принятие бюджетных обязательств предполагает добровольное возложение на себя обязанностей по их оплате путем вступления в договорные отношения, что представляет собой проявление право- и дееспособности бюджетополучателя, выраженное в волеизъявлении его руководителя, однако в строго установленных бюджетной сметой направлениях расходов и в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Исполнение бюджетных обязательств может быть возложено на бюджетополучателя под воздействием нормы права, например по распоряжению вышестоящего руководителя, выраженному в форме административного акта (приказа), или в случаях, установленных законами, правовыми актами органов исполнительной власти или судебных органов, а также при возникновении определенных юридических фактов (действий, событий), и представляет собой установленный платеж либо предусмотренную меру ответственности, являющуюся санкцией правовой нормы, выраженной в денежной форме (штрафы, пени, проценты, убытки, материальный и моральный ущерб).

    При принятии бюджетных обязательств бюджетополучателем следует учитывать требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о соблюдении установленной процедуры размещения заказов, если сумма оплаты по договору (государственному контракту), вне зависимости от источника его финансирования, превышает 100 тыс. рублей [2].

    Цель процедуры учета бюджетных и денежных обязательств заключается в установлении контроля над расходованием средств бюджета и недопущении принятия бюджетополучателем обязательств с превышением установленных лимитов бюджетных обязательств. Сущность постановки на учет бюджетных обязательств состоит в следующем: сумма поставленного на учет бюджетного обязательства, условно говоря, депонируется под оплату именно этого денежного обязательства и учитывается органом Федерального казначейства при авансировании по этому обязательству, а также при постановке на учет следующего бюджетного обязательства, предусматривающего расходы по этим же кодам классификации расходов бюджетов. Причем постановка на учет бюджетного обязательства не мешает бюджетополучателю вносить в него изменения, оформленные в виде заявки на внесение изменений в обязательство (например, при изменении цены договора согласно ст. 424 ГК РФ), либо передавать учтенное бюджетное обязательство соответствующему получателю средств бюджета при реорганизации бюджетополучателя, что оформляется актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств.

    При постановке на учет бюджетных и денежных обязательств и сформированных на их основе сведений о принятых бюджетных и денежных обязательствах осуществляется проверка последних на наличие в них реквизитов, предусмотренных к заполнению, на непревышение установленных лимитов бюджетных обязательств. При соответствии сведений установленным требованиям обязательства принимаются к учету, если нет — возвращаются бюджетополучателю для внесения исправлений.

    Подтверждение денежных обязательств. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, — в соответствии с платежными документами.

    Для подтверждения возникновения денежных обязательств у бюджетополучателя им представляются в орган Федерального казначейства следующие документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства: при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России (подп. 16 п. 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н; далее — Порядок № 87н)).

    Например, при санкционировании оплаты товаров, приобретенных в розницу (ст. 493 ГК РФ), бюджетополучатель вправе представить в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход товарный чек, выданный организацией-продавцом, в качестве документа-основания, учитывая, что товарный чек содержит реквизиты, подтверждающие, что получателем средств федерального бюджета товар уже получен [7]. При добровольном исполнении постановления о наложении административного штрафа бюджетополучатель для подтверждения возникновения у него денежного обязательства может вместе с заявкой на кассовый расход представить в орган Федерального казначейства это постановление [5]. В качестве исключения не предусмотрено представление документов-оснований для подтверждения денежных обязательств, установленных п. 8 Порядка № 87н.

    Санкционирование оплаты денежных обязательств. Санкционирование оплаты осуществляется органом Федерального казначейства в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком № 87н. Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

    Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и на основании представленных платежных документов.

    Для санкционирования платежа представляются соответствующие документы-основания (договор (государственный контракт), соглашение и т. д.), подтверждающие возникновение денежного обязательства, и платежные документы (заявка на кассовый расход или на получение наличных денег). Следует подчеркнуть, что Порядок № 87н содержит много бланкетных норм и достаточно объемный, многоаспектный, и в силу этого расплывчатый, неконкретный перечень оснований для отказа в санкционировании оплаты денежных обязательств, создающий массу трудностей в работе с документом. Например, п. 3 Порядка № 87н предусмотрено, что заявка проверяется «на соответствие установленной форме, наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, наличие документов, предусмотренных пунктами 7, 9 настоящего Порядка, а также соответствие показателей заявки указанным в ней документам в соответствии с условиями пункта 6 настоящего Порядка и соответствующим требованиям, установленным пунктами 10—13 настоящего Порядка».

    В случае несоответствия установленной форме или если содержащаяся в ней информация не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 4, 5, 10—13, заявка возвращается бюджетополучателю с указанием в прилагаемом протоколе причины возврата.

    Согласно общему правилу заявка на кассовый расход составляется на каждое денежное обязательство отдельно, санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется по мере их поступления (в порядке календарной очередности).

    На основании представленных платежных документов, поступивших в течение дня для осуществления кассовых выплат из бюджета отделения Федерального казначейства, управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации формирует заявку и направляет в Федеральное казначейство, которое оформляет платежное поручение о перечислении денежных средств со счета Федерального казначейства 40105 «Средства федерального бюджета» на балансовый счет соответствующего управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации 40105 «Средства федерального бюджета». Платежное поручение является основанием для списания подразделением расчетной сети Центрального Банка РФ (Банка России) денежных сумм с балансового счета органа Федерального казначейства, т. е. в сущности, с единого счета бюджета, и перечисления их в пользу физических, юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и т. д.

    Подтверждение исполнения денежных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

    То есть после совершения операций списания подразделение расчетной сети Банка России представляет выписку органу Федерального казначейства по бюджетному счету, подтверждающую факт списания средств. Орган Федерального казначейства на основании этой выписки вносит данные о произведенной операции в лицевой счет бюджетополучателя и выдает ему выписку по лицевому счету, которая является подтверждением исполнения бюджетополучателем денежного обязательства. Кроме того, подтверждением совершения операции списания средств с лицевого счета может являться копия платежного документа (например, заявки на кассовый расход) с отметкой органа Федерального казначейства о произведенном платеже.

    Подводя итог, следует отметить, что процессуальный порядок принятия бюджетных и исполнения денежных обязательств бюджетополучателей носит достаточно сложный характер. С одной стороны, со вступлением в силу рассмотренных нормативных правовых актов значительно расширится сфера принятия бюджетных обязательств, усложнится порядок подготовки документов-оснований. С другой стороны, детальная регламентация подзаконными нормативными актами процедурного порядка исполнения денежных обязательств в публично-правовой сфере устранит необходимость дачи Минфином России разъяснений по различным вопросам.

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

    admin