Приказ Минпросвещения России от N 4 — О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан — (вместе с — Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные усл

Содержание:

Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей») (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2019 N 54170)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 10 января 2019 г. N 4

О РЕАЛИЗАЦИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572; 2010, N 31, ст. 4257; 2012, N 19, ст. 2416; N 21, ст. 2644; N 37, ст. 5002; 2013, N 7, ст. 661; N 28, ст. 3829; 2014, N 7, ст. 687; 2015, N 38, ст. 5289; 2019, N 3, ст. 552) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. N 427 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 2381) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства (приложение N 1);

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (приложение N 2);

форму акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (приложение N 3);

форму заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 4);

форму акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (приложение N 5).

ПОРЯДОК
ОТБОРА ОРГАНОМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ИЛИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства на безвозмездной основе (далее — отбор).

2. Отбор осуществляется с целью передачи образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации), следующих полномочий органа опеки и попечительства:

выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — полномочия).

Орган опеки и попечительства возлагает на организацию осуществление как всех полномочий, так и одного из них.

II. Порядок отбора организаций

3. Организатором отбора организаций является орган опеки и попечительства.

Для проведения отбора организаций орган опеки и попечительства создает комиссию по отбору организаций (далее — комиссия).

4. Извещение о проведении отбора организаций (далее — извещение) орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации.

В извещении указываются:

наименование и адрес организатора отбора организаций;

место подачи заявления на участие в отборе организаций;

перечень документов, представляемых для участия в отборе организаций;

показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор;

5. Отбор организаций осуществляется по мере поступления в орган опеки и попечительства заявлений организаций о передаче полномочий (полномочия) (далее — заявление).

6. Организации, желающие принять участие в отборе организаций, подают в орган опеки и попечительства заявление в произвольной форме с указанием сведений об учредителе (учредителях) организации, полного наименования организации, ее местонахождения и почтового адреса, адреса электронной почты, официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии), основных направлений деятельности организации.

7. К заявлению прилагаются:

7.1. Согласие учредителя (учредителей) на участие организации в отборе организаций и возложение на организацию полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства.

7.2. Копии учредительных документов организации, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7.3. Копия документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7.4. Копия штатного расписания организации, заверенная руководителем организации или уполномоченным им лицом.

7.5. Другие документы по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающие наличие у организации возможностей (материально-технических, кадровых и иных) для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в соответствии с требованиями, установленными пунктом 15 настоящего Порядка.

III. Организация проведения отбора организаций

8. Орган опеки и попечительства:

принимает решение о проведении отбора организаций;

определяет место подачи заявления на участие в отборе организаций;

создает комиссию и утверждает ее состав;

ведет прием и учет заявлений и прилагаемых к ним документов, обеспечивает их сохранность;

в течение 10 дней с момента поступления заявления рассматривает его и прилагаемые к нему документы и передает документы для экспертизы в комиссию;

обеспечивает работу комиссии;

на основании заявления и прилагаемых к нему документов, а также рекомендаций комиссии выносит решение о передаче организации полномочий (полномочия) либо об отказе в передаче полномочий (полномочия);

в течение 7 дней со дня вынесения решения письменно информирует о результатах отбора организаций участвовавшие в нем организации.

определяет показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор с учетом требований, установленных пунктом 15 настоящего Порядка;

проводит экспертизу документов, поданных организациями;

утверждает протокол с рекомендацией о передаче организации полномочий (полномочия) либо об отказе в передаче полномочий (полномочия) с указанием причин отказа.

10. Комиссию возглавляет председатель.

Число членов комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 5 человек.

В комиссию входят представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, в том числе осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

Членами комиссии не могут быть лица, заинтересованные в результатах отбора организаций.

Состав комиссии и регламент ее деятельности утверждаются органом опеки и попечительства.

11. Основной формой деятельности комиссии являются заседания, которые проводятся по инициативе органа опеки и попечительства. Периодичность проведения заседаний определяется по мере поступления в орган опеки и попечительства заявлений организаций. Комиссия обеспечивает проведение экспертизы поданных организацией документов до истечения 30 дней со дня их получения органом опеки и попечительства.

Комиссия вправе осуществлять свои полномочия, если на ее заседаниях присутствует не менее 2/3 от списочного состава.

12. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые составляются в одном экземпляре и подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии). Протоколы хранятся в органе опеки и попечительства.

При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос председателя комиссии, а при отсутствии председателя — его заместителя, председательствовавшего на заседании.

IV. Процедура проведения отбора организаций

13. Отбор организаций осуществляется на основании документов, представленных организациями, в соответствии с показателями деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор, которые определяются комиссией.

14. Отбор организаций проводится в течение 30 дней со дня получения органом опеки и попечительства заявления организации и прилагаемых к нему документов.

15. При проведении отбора организаций учитываются:

15.1. Характер и условия деятельности организации.

15.2. Соответствие основных направлений деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.

15.3. Наличие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.

15.4. Наличие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.

15.5. Наличие у организации опыта работы по следующим направлениям:

защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

профилактика безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, жестокого обращения с несовершеннолетними гражданами;

оказание несовершеннолетним гражданам, в том числе оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, в семьи которых переданы такие несовершеннолетние граждане, услуг по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;

подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

содействие семейному устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участие в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке.

16. Основаниями для отказа в передаче организации полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства являются:

отсутствие документов, необходимых для проведения отбора организаций;

наличие в представленных документах недостоверной информации;

оформление документов с нарушением требований, установленных пунктом 7 настоящего Порядка;

несоответствие характера деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства;

отсутствие в штате организации работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства;

отсутствие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления полномочий (полномочия) органа опеки и попечительства в пределах территории соответствующего муниципального образования либо нескольких муниципальных образований.

17. Решение органа опеки и попечительства о передаче организации полномочий (полномочия) либо отказе в передаче полномочий (полномочия) с указанием причин отказа оформляется в письменной форме в течение 30 дней со дня получения заявления организации и приложенных к нему документов. Заверенная копия решения направляется в соответствующую организацию в течение 7 дней со дня его подписания.

Одновременно с письменным отказом в передаче полномочий (полномочия) орган опеки и попечительства возвращает организации представленные документы.

18. Информацию о результатах отбора организаций орган опеки и попечительства размещает на официальном сайте органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления и в региональных (местных) печатных средствах массовой информации.

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее — обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее — ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее — сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка — в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

Читайте так же:  Экс-гендиректор «Псковкабеля» рассказал об уголовном деле по сокрытию налогов. Арбитражный суд г. Пскова

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее — акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Утверждена
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423»

О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАЯ 2009 Г. N 423

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

14 сентября 2009 г.
N 334

В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572)
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок отбора органом опеки и попечительства
образовательных организаций, медицинских организаций, организаций,
оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и
попечительства (приложение N 1);
1.2. Порядок проведения обследования условий жизни
несовершеннолетних граждан и их семей (приложение N 2);
1.3. Формы:
акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и
его семьи (приложение N 3);
заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или
попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей,
оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
(приложение N 4);
акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание
стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо
принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на
воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской
Федерации формах (приложение N 5).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Калину И.И.

Заместитель Министра
В.МИКЛУШЕВСКИЙ

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2019 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

С 11 июня 2019 года в России вступают новые правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Они касаются списка организаций, жилищные займы которых можно погашать за счет средств маткапитала, а также перечня документов, необходимых для использования средств на оплату строительства или реконструкции частного дома. Утвержденный кабинетом министров документ опубликован на федеральном интернет-портале нормативных правовых актов.

Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники — дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.

Справочная информация

Актуальное законодательство

— постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

— Закон Московской области от 29.12.2007 № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области»

— Постановление Правительства Московской области от 06.02.2007 № 73/4 «Об установлении размера ежемесячных денежных средств на личные расходы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет»

ШКОЛА ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ И СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ

Для жителей Ногинского муниципального района имеется возможность пройти подготовку граждан, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей в Службе сопровождения на базе ГОУ ВПО МО «Московский государственный областной университет» (г. Орехово-Зуево, проезд Фабзавуча, дом 7).

Также в Ногинском муниципальном районе, городских округах Черноголовка и Электросталь открыты структурные подразделения по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей – Службы сопровождения замещающих семей. Обучение проводится на безвозмездной основе.

На базе МБОУ НСКШИ (г.Ногинск, ул.Бабушкина, д.3а).

На базе МБОУ ГШИ № 2 (г.Ногинск, ул.Чапаева, д.3).

На базе МДД «Надежда» (г. Электросталь, ул. Красная, д. 80-а).

На базе МУДОД «ЦДО «Малая академия наук «Импульс» ( г. Черноголовка , Школьный бульвар, дом 1).

Направление на прохождение обучения необходимо получить в управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району, городским округам Черноголовка и Электросталь по адресу: г. Ногинск, ул. Климова, д. 30-а.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ В ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем с приложением следующих документов:

а) краткая автобиография;

б) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо иной документ, подтверждающий доход (действительна в течение 1 года);

в) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленном порядке (действительна в течение 6 месяцев);

г) копия свидетельства о браке (если состоят в браке), свидетельство о рождении (если не состоят в браке);

д)* письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с кандидатом в опекуны, на прием ребенка (детей) в семью;

* только для опекунов, приемных родителей и патронатных воспитателей.

ж) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

При подаче заявления в орган опеки и попечительства гражданин должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря №1716, с 17.01.2019 органы опеки и попечительства самостоятельно запрашивают в соответствующих уполномоченных организациях следующие документы:

— справку органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у лиц судимости и уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления (действительно в течение 1 года);

— копию финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (действительна в течение 1 года);

— копию пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты);

— копию финансового лицевого счета.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ

Ежемесячная выплата денежных средств на содержание приемных детей, проживающих на территории Московской области

Ежемесячно для детей в возрасте:

до 12 мес. – 18 889,71

от 12 мес. до 18 мес. – 12 395,85

от 18 мес. до 3 лет – 12 542,68

от 3 до 7 лет – 10 444,67

от 7 до 12 лет – 14 655,84

от 12 до 18 лет – 15 574,67

Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях

Ежемесячно от 18 лет и старше — 15 574,67

Ежемесячная выплата денежных средств для детей, находящихся в приемных семьях являющихся суворовцами, нахимовцами, кадетами, воспитанниками воинских частей и военно-музыкальных училищ

Ежемесячно 9 442,59

Ежегодное денежное пособие на детей, находящихся в приемных семьях, проживающих на территории Московской области

Ежегодно 33 301,84

Ежемесячное вознаграждение приемным родителям, проживающим на территории Московской области

каждому приемному родителю за воспитание одного ребенка в возрасте старше 3-х лет, отнесенного к I – II группам здоровья,

каждому приемному родителю за воспитание одного ребенка в возрасте до 3- лет, отнесенного к I – II группам здоровья,

каждому приемному родителю за воспитание одного ребенка, отнесенного к III – V группам здоровья.

На организацию отдыха детей и приемной семье, проживающей на территории Московской области

Ежегодно 4 600 рублей

на каждого приемного ребенка

или 6 900 рублей

на каждого члена приемной семьи производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха

Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (федеральная выплата)

Единовременно 17 479, 73

Стипендия Губернатора Московской области

Ежемесячно 6 000 рублей

детям-сиротам и лицам из их числа, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

— к месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и обратно к месту учебы — один раз в год;

— к месту отдыха, лечения и обратно по территории Российской Федерации и бывших союзных республик — по факту поездки.

При возмещении расходов, связанных с проездом, учитываются также расходы за пользование постельными принадлежностями, за комплекс услуг, включаемых в стоимость плацкарта, а также возмещаются установленные на транспорте дополнительные платы и сборы (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажиров, в том числе изменение классности проездного документа (билета), расходов, связанных с доставкой проездных документов (билетов), переоформлением проездных документов (билетов) по инициативе пассажира, доставкой багажа, сдачей проездного документа (билета) в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус) при предъявлении проездных документов (билетов) в течение 2 месяцев, следующих за месяцем проезда.

100% возмещение расходов на проезд осуществляется в течение 2 месяцев, следующих за месяцем проезда

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые:

— не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,

— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным,

однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью не менее 27 квадратных метров.

Опека (попечительство)

Ежемесячно для детей в возрасте:
до 12 мес. – 18 889,71
от 12 мес. до 18 мес. – 12 395,85
от 18 мес. до 3 лет – 12 542,68
от 3 до 7 лет – 10 444,67
от 7 до 12 лет – 14 655,84
от 12 до 18 лет – 15 574,67

Наименование выплат

Размер и периодичность

Ежемесячное вознаграждение опекунам (попечителям), проживающим на территории Московской области (возмездная опека) *

* выплата вознаграждения осуществляется при отсутствии доходов у опекуна (попечителя) от использования имущества подопечного, а также при отсутствии у опекунов (попечителей) вознаграждения за счет третьих лиц.

Вознаграждение опекунам (попечителям) не выплачивается в следующих случаях:

— при временном назначении опекуна или попечителя

— при назначении опекуна или попечителя по совместному заявлению родителей по заявлению самих несовершеннолетних граждан.

Ежемесячная выплата денежных средств на содержание подопечных детей, проживающих на территории Московской области

Ежемесячная выплата для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях

Ежемесячно от 18 лет и старше — 15 574,67

Ежемесячная выплата денежных средств для детей, находящихся под опекой (попечительством), являющихся суворовцами, нахимовцами, кадетами, воспитанниками воинских частей и военно-музыкальных училищ

Ежемесячно 9 442,59

Ежегодное денежное пособие на детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Московской области

Ежегодно 33 301,84

Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (федеральная выплата)

Единовременно 17 479,73

Стипендия Губернатора Московской области

Получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения

Финансирование бесплатного проезда по фактической стоимости проезда:

— на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) — ежемесячно;

* Обеспечение бесплатным проездом к месту жительства и обратно к месту учебы, а также к месту отдыха, лечения и обратно осуществляется в случае проезда:

— железнодорожным транспортом — поездами дальнего следования в плацкартных вагонах в поездах любой категории, поездами пригородного сообщения;

— воздушным транспортом — самолетами в салоне экономического класса;

— морским транспортом — на местах IV категории кают судов транспортных линий;

— водным транспортом — на местах III категории кают судов транспортных маршрутов;

— автомобильным транспортом — автобусами по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении.

Обеспечение жилой площадью

— являются нанимателями жилых помещений по Ежемесячно 6 000 рублей договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта общей площадью не менее 27 квадратных метров.

Обучение на подготовительных отделениях государственных образовательных организаций

Какие вопросы задают ребенку органы опеки

Как подготовиться ребенку 13 лет к суду о лишении родительских прав его отца?

какие вопросы задают в суде ребенку 13 лет при лишении родительских прав отца

будет ли психолог на заседании

Основания для лишения родительских прав предусмотрены в ст. 69 СК РФ и, как правило, касаются тех родителей, которые уклоняются от выполнения родительских обязанностей, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими больными алкоголизмом или наркоманией и т. д.

Суд обязан учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой. В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии указанных выше обстоятельств вправе в соответствии со ст. 73 СК РФ также разрешить вопрос об отобрании ребенка у родителей и передаче его органам опеки и попечительства, если этого требуют интересы ребенка.

Елена, если у вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Здравствуйте! Ребенка спрашивают в присутствии органов опеки и попечительства законного представителя и психолога его мнение о родителе, которого лишают прав. Помогает ли он ребенку, бьет, пьет и т.д.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какие вопросы задают в суде по иску о лишении родительских прав?

Я подала в суд на лишение родительских прав бывшего мужа за неуплату алиментов (900 тыс руб долг) и неучастие в жизни ребенка с 2009 года (ребёнку 8 лет). Подскажите, пожалуйста, какие вопросы в суде задают истцу и ответчику (1 заседание)?

11 Августа 2017, 23:49 Юлия, г. Москва

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке (ст. 70 СК РФ).

Обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением может один из родителей либо законный представитель несовершеннолетнего, прокурор и организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (орган опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Родители (или один из них), в отношении которых будет решаться вопрос о лишении родительских прав, привлекаются в качестве ответчиков по делу.

В судебном заседании обязательно участвуют прокурор и представитель органа опеки. Поскольку лишение родительских прав не снимает с родителей (одного из них) обязанности по уплате алиментов, то суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав также решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка, независимо от того, подан такой иск или нет (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27.10.1998 г.)

Суд в течение трех дней после того, как решение о лишении родительских прав вступит в законную силу, обязан направить выписку из этого решения в орган ЗАГС по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Юлия, если у вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Опрос ребенка органами опеки

А где написано, что сотрудник опеки «проводил опрос ребенка»? Он просто записал то, что как бы слышал от ребенка. Имеет право, особенно, если знает ценность таких бумаг и хочет помочь матери ребенка.

Вам нужно будет задавать конкретные вопросы в суде этому работнику опеки, чтобы выяснить истину. Вопросы нужно продумывать заранее и записывать, логика вопросов должна быть изумительная, иначе добиться правды будет невозможно.

А по мне так. чем больше опека в акте напишет, тем больше оснований для оспаривания такого акта, и тем больше вопросов можно поставить для разъяснения в суде, а именно, «кем, в частности, сформировано мнение ребёнка? а давайте-ка назначим судебную психолого-педагогическую экспертизу! Так что, пусть пишут — больше ошибок (орфографических ) наделают. Глубже конфликт сторон можно будет разбирать. Только. настойчивее нужно с опеками в суде «бадаться», чтоб у них под ногами «сковородочка горела»

И ещё — в ответ автору: Существуют НПА от Правительства и Минобрнауки

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2009 г. N 423

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН

Приказ
Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423»

«Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства»,

«Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей»

Уже и практика судов есть по реализации данных Н ПА:

Описание: об оспаривании акта обследования жилищно-бытовых условий
Вид производства: Гражданское
Этап производства: Кассация
Судья: Горностаева Валентина Петровна (докладчик)
Горностаева Валентина Петровна (в составе судей — третий судья)
Кавка Елена Ювенальевна (в составе судей — второй судья)
Цехмистер Иван Иванович (председательствующий судья)
Молокова Светлана Николаевна (фио судьи федерального (районного) суда)
Категория по делу: Другие социальные споры
Дата вступления в силу:
Решение:
Дата опубликования: 28 сентября 2011 г.

Кассационное определение
г. Тюмень 22 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Цехмистера И.И.,
судей Горностаевой В.П., Кавка Е.Ю.
при секретаре Губской Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента социального развития Тюменской области, отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 21 апреля 2011 года, которым постановлено:

Удовлетворить заявление В.В..

Признать недействительным акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Д.В. по адресу; , от , выданный старшим инспектором отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Управления Департамента социального развития Тюменской области.

Обязать отдел по опеке, попечительству и охране прав детства Управления Департамента социального развития Тюменской области осуществить обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Д.В. по адресу: , с участием отца ребенка, собственника квартиры -В.В..

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда В.П. Горностаевой, объяснения Ф.С., представителя Департамента социального развития Тюменской области по доверенности в деле, просившей об отмене решения, К.Н., представителя В.В. по доверенности в деле, просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия

В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании акта от 23 сентября 2010 года, выданного старшим инспектором отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени Департамента социального развития Тюменской области обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Д.В. и обязании отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени Департамента социального развития Тюменской области осуществить обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Д.В. Даниила по адресу: участием отца ребенка В.В.

Акт составлен в связи с разбирательством дела по иску Л.А. об определении места жительства несовершеннолетнего Д.В., года рождения, а также по встречному иску В.В.. об определении места жительства ребенка с ним. В.В. указывает, что в акте не отражено, на каком праве и кому принадлежит обследуемая квартира, акт составлен не по форме, не имеет нормативной основы, нарушает права В.В. как родителя, претендующего на воспитание ребенка и собственника 1/ 2 доли . В.В., отец несовершеннолетнего Д.В. не давал согласия на пользование его долей квартиры членами семьи, поскольку ему самому препятствовали в пользовании квартирой. С учетом его прав на квартиру, жилищные условия ребенка в акте отражены неправильно. По факту необъективности акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего заявитель подавал заявление на имя начальника отдела по опеке, попечительству и охране прав детства, получив ответ, что акты обследования составляются со слов жильцов, находящихся на момент обследования в квартире, что В.В. считает противоречащим приложению №2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 1.09.2009 г.№334 «О реализации Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009.№423.» и просил провести новое обследование с его участием.

Заявитель В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители заявителя О.В. и К.П. поддержали заявление В.В. в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица отдела по опекепопечительству и охране прав детства г. Тюмени Департамента социального развития Тюменской области В.Г. с заявлением не согласна, пояснила, что оспариваемый акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего соответствует принятой форме и содержанию, оснований для составления нового акта не имеется.

Судом в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по образованию г.Тюмени, Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, представители которых в судебное заседание не явились.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен Департамент социального развития Тюменской области, отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени.

В кассационной жалобе Департамент просит об отмене решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления, указывая, что нарушений пунктов 5,6,7 приложения №2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 г№334 «О реализации Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423» при составлении акта не имеется, указанное приложение не распространяется на составление актов при обследовании условий жизни несовершеннолетних, имеющих обоих родителей, судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела.

От Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки поступило письменное возражение (отзыв) на доводы жалобы, с которыми полностью согласен.

Проверив материалы в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями норм материального и процессуального права.

Судом правильно определены обстоятельства дела, проверены все представленные сторонами доказательства, которым дана правильная оценка, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам.

В.В. и Л.А. являются родителями Д.В., года рождения.

По поручению Калининского районного суда г.Тюмени от 16 сентября 2010 года в связи с рассмотрением гражданского дела по иску Л.А. к В.В. об определении места жительства ребенка с ней 23 сентября 2010 года старшим инспектором отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени В.Г. был осуществлен выезд по адресу: , в ходе которого установлено, о чем указано в акте, что в указанном жилом помещении проживают Д.В., г.р. обучается в Гимназии ; мать Л.А., 22.01 1967г.р. официально не работает, сестра Е.В., г.р., работает в детской школе искусств Отец В.В., по словам матери и Даниила, с ними в данной квартире не проживает, практически воспитанием не занимается, иногда звонит. В феврале 2010г. в магазине покупал для Даниила спортивную форму. Квартира находится в многоэтажном, кирпичном благоустроенном доме. Комнаты светлые, чистые, оснащены необходимой мебелью и бытовой техникой. Санузел совмещен с ванной комнатой, в том же помещении имеется душевая кабина. Для Даниила имеется отдельная спальная комната с кроватью, письменным столом, шкафом. Кроме этого, отдельно оборудована комната для игр, в которой имеется компьютер, детские развивающие игры и другие игрушки. Основным источником дохода семьи, со слов Л.А. является плата за сдаваемую в аренду квартиру. Одежда, в том числе сезонная, и другие необходимые вещи у малолетнего Даниила имеются. Ребенок обеспечен всем необходимым для полноценного развития. На основании осмотра составлен акт. Начальником отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени акт утвержден и дано заключение, что жилищно-бытовые условия семьи малолетнего Д.В. соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Ребенок обеспечен всем необходимым для полноценного развития (л.д. .

Не согласившись с указанным актом, 27 октября 2010 года В.В. подано заявление на имя начальника отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г.Тюмени Департамента социального развития Тюменской области с указанием того, что в акте обследования жилищно-бытовых условий от 27.09.2010г. несовершеннолетнего Д.В. не указано, что он, Д.В., является собственником 1/ 2 доли , корпус по . Кроме того, данный акт составлен со слов матери несовершеннолетнего Л.А., документально изложенное в акте не подтверждено, а также не было проведено обследование по месту учебы Д.В. Более того, представители органов опеки и попечительства не общались и не пытались связаться с отцом ребенка до начала судебного процесса. Заявитель просит акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего от 27.09.2010г. отменить, составить новый акт с его участием.

На заявление В.В. от 27.10.2010г. был дан ответ, что акты обследования жилищно-бытовых условий составляются со слов жильцов, находящихся на момент обследования в квартире, требовать предъявления каких-либо документов представители органов опеки и попечительства не имеют права, а потому оснований для привлечения старшего инспектора В.Г. к ответственности не имеется (л.д. 10).

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

В соответствии с приложением 2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей»), обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства.

При проведении обследования выявляются: уровень обеспечения основных потребностей ребенка; состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее

соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее; социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее; воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды; обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома; удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка; семейное окружение ребенка; состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи; отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями; жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее; структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее); наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие (п.п. 5, 6,7).

Суд приходит к выводу, что пункты 5,6,7 указанного выше приложения № 2 применимы при обследовании условий жизни несовершеннолетнего Д.В.

Данный факт подтверждается и ответом на обращение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ от 16.03.2011 года, согласно которого, приказ № 334 от 14.09.2009 года распространяется на все категории несовершеннолетних граждан и их семей, при условии, в том числе, уклонении родителей от воспитания детей.

Судом установлено, что 1/ 2 доля в праве общей долевой собственности корпус по принадлежит В.В., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 16.07.2010г. и другими документами и не оспаривается сторонами и на момент составления 27 сентября 2010 года акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Д.В., старшему инспектору отдела по опеке, попечительству и охране прав детства должно было быть при должной проверке сообщаемых данных о том, что 1/ 2 доля обследуемого жилого помещения принадлежала отцу несовершеннолетнего, однако указанные обстоятельства своего отражения в акте от 27.09.2010г. не нашли.

Более того, согласно представленному акту, обследование жилищно-бытовых условий Д.В. производилось по адресу: , а не по запрашиваемому судом адресу.

Судом обоснованно не приняты во внимание доводы представителя заинтересованного лица Департамента социального развития о том, что акты обследования жилищно-бытовых условий составляются со слов жильцов, так как данные доводы являются голословными и противоречат действующему законодательству.

Не нашли своего отражения в акте и те обстоятельства, что за квартира сдается А.В. в наем, не ущемляются ли при этом права несовершеннолетнего Д.В.

В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы заявителя о том, что в акте обследования жилищно-бытовых условий Д.В. от 27.09.2010 г. фактические обстоятельства отражены не объективно и в не полном объеме, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление В.В. подлежит удовлетворению.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, а доводы жалобы находит не обоснованными, направленными на иное толкование норм закона, регулирующего правоотношения граждан, связанных с воспитанием детей.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

Решение Калининского районного суда г.Тюмени от 21 апреля 2011 года оставить без изменении, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Имеет ли право представитель опеки опрашивать малолетнего ребёнка в отсутствии родителей?

Есть мать, сын (7 лет) от первого её брака и отчим.

Сын живёт с матерью и отчимом.

Мать подала в суд иск о лишении родительских прав биологического отца ребёнка (есть серьёзные основания).

В ответ биопапа подал встречный иск об определении места проживания ребёнка с ним, мотивируя это тем, что у ребёнка по месту проживания нарушаются его интересы, не посещает кружки, на него оказывают давление (семья религиозная).

На предварительном слушании судья поручила представителю опеки проверить условия проживания ребёнка и отношения в семье и составить соответствующий акт.

Поручила устно, кроме просьбы никаких ордеров, бумаг, ничего.

(Насколько это нам известно). Есть основания считать, что представитель опеки коррумпирован биопапой.

Вопрос: имеет ли право (или не имеет права) представитель опеки, который завтра собрался навещать ребёнка по месту его проживания, беседовать с ним без присутствия матери? И на каком основании (что самое важное)?

На все ли вопросы ребёнок обязан отвечать? Можно ли (и на каком основании) вести видеозапись беседы?

Орган опеки и попечительства по определению суда обязан провести обследование условий жизни ребенка и родителя, претендующего на его воспитание, и, в соответствии со ст. 78 СК РФ, представить суду акт обследования и основанное на нем письменное заключение по существу спора.

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
[Семейный кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 78]
1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Никаких бесед представитель опеки проводить не имеет право, более того, мнение ребенка учитывается только после достижения ребенком 10 лет, все допросы/опросы проводятся только в присутствии педагогического работника или психолога

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
[Семейный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 57]
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. На все ли вопросы ребёнок обязан отвечать? Можно ли (и на каком основании) вести видеозапись беседы?
Андрей

Имеет право вести видеозапись, более того, если не будет определения суда о проведении акта обследования, либо иного законного документа, вы вправе отказать в проведении обследования жил условий и составлении акта, а также в беседе с ребенком в отсутствии пед работника, либо психолога.

Статья 179. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 15] [Статья 179]
1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

Спасибо за оперативность.

1) В статье 78 нет слов «по определению суда». Откуда такая информация? На основании чего я могу требовать предъявить определение суда? Будет ли это разумно? Что входит в понятие «условия жизни ребёнка»? Что под этим подразумевается?

2) «Никаких бесед представитель опеки проводить не имеет право» – где это написано? Где описан регламент проведения акта обследования условий жизни ребёнка и родителей?

02 Ноября 2016, 01:46

Есть вопрос к юристу?

Статья 47 ГПК РФ. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

поскольку необходимость участия в таких делах органов опеки и попечительства прямо предусмотрена законом (ст. 78 СК РФ), они либо сами в ступают в дело, либо суд их привлекает. в любом случае суд выносит определение о вступлении их в дело.

без проведения обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, результаты которого и отражаются в акте обследования, и без основанного на нем заключения органа опеки по существу спора решения по таким спорам судом не принимаются. никогда.

кроме того, для дачи заключения по существу спора, с ребенком в любом случае работает психолог. даже если ребенку нет 10 лет, для того чтобы определить насколько комфортно ребенку, оказывается и на него давление, насилие, к кому из родителей он более привязан и т.д.

«для дачи заключения по существу спора, с ребенком в любом случае работает психолог. даже если ребенку нет 10 лет, для того чтобы . «

Где это написано? Как регламентировано? Получается ли, что если представитель органов опеки приходит составлять акт в одиночку, то без участия психолога она его составить полноценно не может?

сказано, что выясняется:

«6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.»

«6.2.1. . степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.»

«6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер. «

«7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.»

Согласно этому документу предполагается, что всё это определяет и отражает в Акте представитель Опеки. Однако, разве это не тянет на полноценную экспертизу? Разве для этого не нужно психологическое образование как минимум?

Причём согласно тому же документу Акт составляется в течение трёх дней после визита, то есть даже не при нас и без нашей подписи на нём!

Как это вообще соотносится с правами ребёнка? Приходит незнакомая тётя без психологического образования, начинает у него что-то выспрашивать и за пару часов лепит акт с ответами на такие глубокие и тонкие вопросы? Как это возможно без навыков телепатии и ясновидения? Простите за иронию.

02 Ноября 2016, 02:37

Учитывая коррумпированность наших чиновников и непрофессионализм многих работников органов опеки ваши опасения вполне понятны и оправданы.

но акт обследования — это еще не заключение психолого-психиатрической или психолого-педагогической экспертизы. в случае несогласия с заключение опеки вы вправе заявить ходатайство о ее проведении. вправе привлечь к участию в деле педагогов, работающих с ребенком в школе или детсаду, свидетелей, представлять в суд характеристики, любые другие относимые к данному вопросу доказательства.

и только оценив их все в совокупности суд вынесет решение. по крайней мере должен.

в акте обследования как правило преимущественно уделяется внимание материальным аспектам: бытовые условия, санитарное состояние жилого помещение, наличие места для игр, учебного места, спального места, отдельной комныты и т.п.

этого нигде не написано. Но подразумевается по смыслу закона, что опрашивать малолетнего ребёнка можно только в присутствии родителей и только с их согласия.

Приходит незнакомая тётя без психологического образования, начинает у него что-то выспрашивать
Андрей

Но Вы же вправе не только запретить ребёнку отвечать на её вопросы, но и вообще не пускать «тётю» в жилое помещение, если её поведение вызывает у Вас неприятие.

Другой вопрос, что «тётя» может заявиться в детский сад и там провести опрос в присутствии воспитателя. Запрета на эти действия законом не установлено.

1. Что касается наличия (отсутствия) определения суда о проведении обследования условий жизни ребенка.

Действительно, в статье 78 Семейного кодекса не указано о необходимости наличия определения суда.

Однако, если Вы будете препятствовать проведению указанного обследования, то орган опеки вправе ходатайствовать перед судом о вынесении указанного определения.

То есть, смысла препятствовать в проведении обследования нет.

Приведенный Вами ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 определяет общий порядок проведения указанных обследований, в том числе и на основании жалоб (обращений) граждан.

То есть, описаны и внесудебные случаи проведения такого обследования.

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ
2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее — ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее — сведения).

2. Если представитель (представители) органа опеки, не смогут вступить в контакт с ребенком, то они могут указать на отсутствие социальной адаптации, а также не смогут объективно оценить другие необходимые критерии.

6. При проведении обследования выявляются:
6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

3. Если Вы желаете вести видеозапись, то обязаны предупредить об этом представителя органа опеки и попечительства. При этом, представитель органа опеки и попечительства имеет право на защиту ее персональных данных, к которым относится ее изображение, а также может не согласиться на работу в условиях видеозаписи.

Если представитель опеки будет возражать против съемки его личности, то Вы можете ему сообщить, что снимать будете всех, кроме него, ребенка например, в ходе беседы с ним.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 21.07.2014)
«О персональных данных»
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Статья 5. Принципы обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Статья 6. Условия обработки персональных данных
1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

4. Что касается коррупционности или предвзятости того или иного должностного лица органа опеки. Вы можете направить в адрес Главы администрации ходатайство в котором указать о том, что не доверяете тому или иному лицу и просите назначить и провести обследование другими лицами.

Также Вы вправе заявить ходатайство и допросить в качестве свидетеля по делу представителя опеки и попечительству по содержанию обследования и выводам в нем.

С уважением! Г.А. Кураев

Андрей, какой-либо документ о проведении обследования представитель опеки должен предоставить, в противном случае на каком основании он явился? Вы можете корректно попросить

Что входит в понятие «условия жизни ребёнка»? Что под этим подразумевается?
Андрей

Дополню к ранее сказанному коллегой, как правило в акте также указывают, что общее состояние условий, в которых ребенок проживает удовлетворительные, т.е. квартира чистая, у ребенка имеется отдельная рабочая зона ( т.е. стол, стул, игрушки и т.д.). Не агрессивен ли ребенок и т.д.

«Никаких бесед представитель опеки проводить не имеет право» – где это написано?
Андрей

Андрей, в данном случае я имела ввиду, что без представителя ( т.е. в присутствии педагога или психолога) норму привела ранее.

Более того, это в Ваших интересах. Вы же по делу являетесь Истцом по делу и должны предоставить максимум доказательств, чтобы Ваши требования были удовлетворены

Читайте так же:  Соотношение административной и налоговой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах Текст научной статьи по специальности - Государство и право. Правонарушение и нарушение в чем разница

admin

© 2019 Sovet-Deputatov.ru. Все права защищены.
Fashionista от aThemes