Прокуратура Ставропольского края. Договор социального найма может быть расторгнут по

Содержание:

Прокуратура Ставропольского края

Некоторые вопросы выселения граждан из служебного жилого помещения

  • Главная
  • >
  • Новое в законодательстве
  • Некоторые вопросы выселения граждан из служебного жилого помещения

    В соответствии со статьями 92 и 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к специализированным жилым помещениям и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
    Прекращение трудовых отношений, увольнение со службы является самостоятельным основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
    Вместе с тем дополнительными основаниями для выселения граждан из служебного жилого помещения являются расторжение или прекращение договора найма служебного жилого помещения.
    Согласно статьям 83 и 101 ЖК РФ расторжение договора найма служебного жилого помещения возможно по соглашению сторон, а также по инициативе гражданина – нанимателя в случае выезда на другое место жительства, либо в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами семьи обязательств по договору найма служебного жилого помещения.
    Кроме того, расторжение договора найма служебного жилого помещения допускается по требованию наймодателя в судебном порядке в случае:
    – невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
    – разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
    – систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
    – использование жилого помещения не по назначению.
    В силу ст. 102 ЖК РФ прекращение договора найма служебного жилого помещения может быть обусловлено утратой (разрушением) жилого помещения либо переходом права собственности на служебное жилое помещение, а также передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем данного жилого помещения.
    В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. При отказе освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
    Так, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
    1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
    2) пенсионеры по старости;
    3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
    4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, св
    язанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
    При наличии требований о выселении перечисленной выше категории граждан предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
    Кроме того, в соответствии со ст. 13Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
    Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, их права производны от прав лица, которому предоставлено служебное жилое помещение. При выселении нанимателя из служебного жилого помещения, члены семьи также подлежат выселению.
    Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ дела о выселении граждан из служебного жилого помещения рассматриваются с обязательным участием прокурора.
    По делам данной категории прокурором дается заключение с учетом требований норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения, оснований исковых требований о выселении, представленных сторонами доказательств. Граждане, обладающие определенными гарантиями и признанные малоимущими, нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке, не подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Федеральный закон от 29 июля 2019 г. № 267-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

    Принят Государственной Думой 17 июля 2019 года

    Одобрен Советом Федерации 24 июля 2019 года

    Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

    а) абзац второй после слов «в абзаце первом настоящего пункта,» дополнить словами «по их заявлению в письменной форме»;

    б) в абзаце третьем слова «учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях» заменить словами «медицинских организациях и иных организациях», после слов «профессионального образования,» дополнить словами «профессионального обучения,»;

    2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

    «2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

    3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

    Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

    Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.»;

    3) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

    «3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

    1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

    2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

    3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

    4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

    4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

    «2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;»;

    5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

    «6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

    В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

    По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.»;

    6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: «Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.».

    Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2019, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414) дополнить подпунктом 14.3 следующего содержания:

    «14.3) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;».

    Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2019, N 1, ст. 72) следующие изменения:

    1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: «В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.»;

    а) слова «Если наниматель» заменить словами «1. Если наниматель»;

    б) дополнить частью 2 следующего содержания:

    «2. Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

    3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

    «2. Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.»;

    а) часть 3 после слов «3. Договор найма специализированного жилого помещения» дополнить словами «, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса,»;

    б) дополнить частью 4 следующего содержания:

    «4. Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

    1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

    2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

    3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

    4) использования жилого помещения не по назначению.»;

    5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

    «5. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

    6) статью 109.1 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

    «3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

    4. В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.».

    Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2019, N 1, ст. 88) следующие изменения:

    1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

    «11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.»;

    2) часть 2 статьи 83.1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

    «7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.».

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

    Президент Российской Федерации В. Путин

    29 июля 2019 года

    Скорректированы законодательные акты, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа (далее — сироты).

    Согласно поправкам законные представители смогут подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья. Органы опеки и попечительства смогут включать сирот в список, если заявления не были поданы. Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список.

    Единый порядок формирования списка и форму заявления установит Правительство РФ.

    Указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка. Помимо предоставления жилья и включения в список, к их числу решено отнести, например, прекращение у сироты российского гражданства.

    Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (ранее он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

    Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор. Уточнен порядок выселения лишенных родительских прав граждан, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным. Прописаны условия выселения сирот при неисполнении ими обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.

    Закупки жилья для сирот у собственников-физлиц согласно поправкам можно будет проводить путем запроса предложений, в т. ч. в электронной форме.

    Договор социального найма может быть расторгнут по

    Как снять с регистрации бывшего члена семьи в квартире социального найма?

    Как снять с регистрационного учета по месту жительства нанимателя, членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, которые длительное время не проживают в указанном жилом помещении?

    Согласно пункту 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

    Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

    В соответствии с частью 3 статьи 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Данной правовой нормой предусматривается право нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) на одностороннее расторжение договора социального найма и определяется момент его расторжения.

    Однако необходимо отметить, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма статья 71 ЖК РФ).

    Таким образом, если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма. При этом, заинтересованному лицу (нанимателю, члену семьи нанимателя) необходимо представить в суд доказательства, подтверждающие, что ответчик долгое время отсутствует в жилом помещении, а также носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

    Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

    Однако не будем забывать, что регистрация человека (как по месту жительства, так и по месту пребывания) в настоящее время является исключительно административно-правовым актом. Наличие либо отсутствие такого акта (регистрации) не оказывает никакого влияния на юридический статус участников жилищных отношений. Поэтому отсутствие регистрации у члена семьи нанимателя в жилом помещении вовсе не говорит о том, что такое лицо является не полноценным членом семьи нанимателя, а каким-то производным пользователем (временным жильцом, гостем).

    Решение суда о признании гражданина утратившим право пользования на жилое помещение будет являться основанием для снятия его с регистрационного учета по месту жительства.

    При обращении в суд с иском о признании гражданина утратившим право пользования на жилое помещение нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя из жилого помещения, рекомендовано истцу представлять следующие доказательства:

  • ответчик покинул жилое помещение добровольно;
  • препятствий со стороны истца и других лиц, проживающих в жилом помещении, в пользовании жилым помещением ответчику не создавалось;
  • ответчик отказался в одностороннем порядке от своих прав и обязанностей по договору социального найма (не уплачивает коммунальные платежи, не интересуется квартирой и т.п.);
  • ответчик длительное время не проживает в квартире;
  • выезд ответчика является постоянным (например, он вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.).
Читайте так же:  Что грозит за работу без ИП. Незаконная торговля в интернете штраф

Необходимо учитывать то обстоятельство, что перечень примеров постоянного отсутствия нанимателя (членов его семьи) в жилом помещении не является исчерпывающим.

В случае, если истец не сможет доказать в суде факт приобретения ответчиком другого жилого помещения на условиях договора социального найма, скорее всего судебное решение будет отрицательным.

Также истец при доказывании факта выезда ответчика на другое место жительства должен помнить, что ответчик не может быть признан утратившим право пользования жилым помещением на том основании, что он был осужден к лишению свободы, в связи с чем не проживал в квартире и не участвовал в расходах по ее содержанию.

На ответчике лежит бремя доказывания тех обстоятельств, что он вынужденно не проживает в квартире, ему чинились препятствия в пользовании жилым помещением, его выезд носит временный характер.

Заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения департамента жилищной политики Администрации города Омска Елена Гончарова

Законно ли выписали несовершеннолетнего ребенка на улицу?

Мы с супругой и двумя детьми прописаны в муниципальной квартире, не проживали там 10 лет (жили у тещи в соседнем поселке, где дети ходят в хорошую школу). Моя мать через суд выписала меня и мою семью из квартиры (сама тоже не проживала там, сдавала квартиру, но в суде доказать я это не смог). Теща отказывается прописывать детей (свой дом), собирается продавать дом и уезжать в город. Младшему ребенку скоро 14, он будет получать паспорт, а прописаться негде. Что делать? Законно ли выписать всю семью с детьми?

Напомним, так называемая прописка отменена с 1 октября 1993 г. Вместо нее Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введена «регистрация», которая применяется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

Читайте так же:  Бухгалтерская отчетность при УСН за 2019 год: есть дела до сдачи отчетности. Отчетность за 2011 год усн

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:

1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;

2) сдавать жилое помещение в поднаем;

3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;

4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;

5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в ч. 1 ст. 67 ЖК РФ прав может иметь иные права, предусмотренные данным кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (ч. 2 ст. 67 ЖК РФ).

Согласно ч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены названным кодексом;

2) обеспечивать сохранность жилого помещения;

3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

4) проводить текущий ремонт жилого помещения;

5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, другими федеральными законами и договором социального найма.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Согласно ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 83 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.

Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в частности, в следующих случаях:

— изменение места жительства – на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

— выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно пп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил применение жилищных норм, связанных с выселением, в своем постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

В преамбуле постановления Верховный Суд РФ напомнил, что ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).

А согласно п. 32 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Читайте так же:  Расчёт стоимости полиса ОСАГО на Infiniti. Осаго для инфинити

Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Следовал ли суд указанным разъяснениям?

Не видя решения, трудно судить о законности и обоснованности решения о прекращении договора социального найма и выселении, снятии с регистрационного учета по месту жительства семьи, включая несовершеннолетнего ребенка, а также о позиции участвующего в процессе прокурора.

Да, временное отсутствие членов семьи нанимателя (в связи с тесными условиями, учебой ребенка и т.д.) не влечет расторжение договора соцнайма (ст. 71 ЖК РФ). Однако 10-летнее отсутствие автора вопроса с семьей и, вероятно, неисполнение за это время обязанности по оплате своей доли найма и коммунальных услуг стали последней каплей терпения мамы, которая вынуждена была за всех оплачивать соцнайм. Вместе с тем суд должен был разъяснить право истца взыскать задолженность.

Другой довод – мать как наниматель, возможно, ссылалась на ваш, ответчиков, добровольный выезд в другое место жительство, подтверждая сей факт свидетельскими показаниями и неоплаченными вами квитанциями за ЖКУ. Однако, как показывает судебная практика, истец должен доказать, что у ответчиков имеется иное жилье.

Текст вопроса не содержит сведений о действиях его автора после того, как он узнал о выселении своей семьи: обратился ли к адвокату, подана ли апелляционная жалоба, в которой указываются обстоятельства и причины непроживания по месту регистрации, причины неизвещения ответчиков и недобросовестное поведение истца, умолчавшего об адресе фактического проживания сына с семьей, разъяснения Верховного Суда РФ? Что сделано для восстановления нарушенных прав, помимо обращения на сайт газеты?

Что касается тещи, то она, являясь собственником своего дома, вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе регистрировать или не регистрировать в нем кого бы то ни было, поскольку в соответствии с п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Наймодатель по договорам найма жилья жилищного фонда социального использования

Договор о найме помещений из фонда социального использования подразумевает две стороны правоотношений.

Договор о найме помещений из фонда социального использования подразумевает две стороны правоотношений – нанимателя и наймодателя. И если требования к лицам, которые могут выступать в качестве заявителя, более-менее ясны, то вопрос о том, кто может считаться наймодателем по договору найма о предоставлении помещений из фонда социального использования, должен быть раскрыт более подробно.

Кто имеет право стать наймодателем жилья социального использования

Перед тем как перейти к рассмотрению поднятой темы, следует отметить, что не стоит путать между собой понятия «договор соцнайма» и «договор о выделении жилого помещения из фонда социального использования». Это связано с тем, что подобные соглашения имеют ряд ключевых особенностей.

В частности, согласно нормам права жилищного законодательства, по договору выдела жилых помещений из фонда социального использования контракт может быть заключен на срок в пределах от 1 года до 10 лет, тогда как по привычному договору социального найма временной период не устанавливается.

Является отличительной чертой и вопрос о том, кто признается наймодателем жилых помещений из жилищного фонда социального использования. Данную тему регулирует собой норма жилищного права, а именно, ст. 91.2 ЖК РФ. В частности, в данной статье указано, что в качестве наймодателя по договору могут выступать четыре конкретных субъекта правоотношений:

  • Орган госвласти, который уполномочивается выступать от имени российского государства или же региона РФ в роли владельца жилых помещений, числящихся в рамках жилищного фонда социального использования, а также принимать решение о заключении договора с нанимателями.
  • Властная структура, которая принимает решения от имени муниципалитета в качестве владельца жилых помещений, выделяющихся для нуждающихся слоев населения из жилищного фонда социального использования по договору найма.
  • Организация, которая получает право выступать в роли владельца жилых помещений, выделяемых из жилищного актива по договорам найма, со стороны государства или муниципалитета.
  • Организация, которая на основании жилищного права, является владельцем жилых помещений социального использования, включенных в список фонда с учетом требований, закрепленных Постановлением Правительства РФ.
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что наймодателем по договору найма жилых квартир из жилищного актива специализированного использования может выступать только ограниченный список субъектов, что закреплено нормой жилищного права, а именно, ст. 91.2 ЖК РФ.

    Организация, уполномоченная собственником жилого помещения выступать наймодателем

    Как было отмечено выше, одним из субъектов, который имеет законные права выступать в качестве представителя государства или муниципалитета по договору найма жилых помещений из жилищного фонда, признается организация. Об этом прописано в ст. 91.2 под пунктом 2 ЖК РФ. В частности, данная норма права закрепляет за организацией, как собственником жилых квартир специального предназначения, определенный перечень правомочий и обязанностей. Кроме того, в данном случае в силу вступает и ГК РФ, а именно, ст. 676. В рамках данной нормы права указано, что:

    • Наймодатель по договору найма жилых помещений обязуется предоставить нанимателю квартиру, которая будет освобождена от 3-х лиц и каких-либо обременений со стороны государства.
    • Наймодатель обязуется осуществлять своевременный уход за недвижимым имуществом, а также воплощать на практике эксплуатацию жилого дома многоквартирного типа в соответствии с целевым предназначением. В частности, собственник жилого объекта должен обеспечивать проведение своевременных ремонтных работ, а также надлежащее предоставление нанимателю всего спектра коммунальных услуг.
    • Организация, которая наделена правом выступать в качестве наймодателя жилого дома от имени государства или МО, не может передавать свои полномочия третьим лицам. При нарушении этого условия может наступить ответственность, которая повлечет за собой расторжение государственного контракта.
    • В том случае если наймодатель жилого дома не соблюдает свои обязанности, то может наступить ответственность. В частности, ответственность может последовать в том случае, если собственник не предпринимает никаких действий, чтобы поддержать имущество в надлежащем и пригодном для проживания состоянии. В этой ситуации на основании нормы права жилищного и гражданского законодательства, наниматель может потребовать снизить плату как за сам найм жилого помещения, так и за предоставляемые услуги. Кроме того, ответственность владельца жилого объекта может проявиться и в виде необходимости возместить все убытки, которые понес наниматель из-за недолжного исполнения обязательств со стороны наймодателя.

      Выделяются в НПА и характеристики организации, которые не позволяют выступать в качестве собственника, уполномоченного этим правом со стороны государственного или муниципального органа, или обуславливают расторжение договора:

    • Расторжение контракта последует в том случае, если будет выявлено, что организация занимается помимо основной сферы деятельности (предоставление специализированного жилья) иной деятельностью.
    • Обуславливается расторжение договора между организацией и госорганом в том случае, если у юридического лица будут обнаружены задолженности по налоговым сборам, которые превышают собой размер в 25 % от всего уставного капитала компании.
    • В том случае если организация находится на стадии ликвидации или банкротства, также происходит расторжение договора с органами госвласти.
    • Расторжение контракта считается легитимным и тогда, когда деятельность организации приостановлена по любому из оснований, прописанных в КоАП РФ.
    • Невозможно подписание соглашения в ситуации, если организация состоит в списке недобросовестных поставщиков государственных услуг, в том числе и в жилищной сфере.
    • Последует расторжение при наличии у одного из членов управляющего звена компании судимости, в том числе и погашенной, а также при вынесении судебного решения о недопустимости лицом занимать конкретную должность на определенный срок.
    • Легитимно расторжение договора и по иным основаниям, прописанным в законах РФ.
    • Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и договором найма

      Договор найма жилого дома, как было указано выше, подразумевает закрепление за участниками соглашения определенных прав и обязанностей, неисполнение которых может повлечь расторжение контракта. Именно поэтому современным законодательством РФ предусмотрена функция контроля над соблюдением всех законодательных требований по исполнению организацией, уполномоченной выступать от имени государства или муниципалитетов в качестве собственника жилого помещения, своих прямых обязанностей.

      Ориентируясь на ст. 91.2 ЖК РФ, пункт 4, можно сделать вывод о том, что контроль принадлежит первоначальному собственнику недвижимого имущества.

      Подобный надзор должен осуществляться только на основании законного порядка, прописанного в НПА. В ином случае может произойти расторжение контракта между собственником и организацией.

      Подводя итог, можно сделать вывод о том, что осуществлять деятельность наймодателя от имени государства или муниципалитета – задача не из простых. Именно поэтому перечень лиц, которые могут выступать в данной роли, строго ограничен ЖК РФ и иными НПА.

    admin