Регресс по ОСАГО с виновника ДТП. Рава по осаго

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП

Что такое регресс по ОСАГО и чем он отличается от суброгации

В силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, которое возместило вред, причиненный другим лицом, может потребовать компенсации понесенных расходов с причинителя ущерба в размере выплаченного возмещения. Такое право называется правом регрессного требования.

Таким образом, при регрессе заменяется кредитор по обязательству лица, причинившего ущерб (т. е. деликтному обязательству). Если изначально причинитель вреда должен выплатить денежные средства потерпевшему, то далее, вследствие выплаты возмещения третьим лицом, появляется возможность предъявления новым кредитором регрессного требования к должнику.

В сфере ОСАГО страховщик, выплативший страховое возмещение за страхователя, получает при наличии оснований, предусмотренных законом, право регрессного требования по ОСАГО на взыскание убытков с виновника ДТП.

Регресс по ОСАГО позволяет гарантировать интересы имущественного характера потерпевшим в случае, когда страхователь недобросовестно выполняет свои обязанности по договору ОСАГО. Кроме того, регресс, вытекающий из отношений по обязательному страхованию, позволяет страховщикам возместить свои убытки, понесенные в результате выплаты страхового возмещения при наличии на то оснований, предусмотренных законом.

Необходимо отличать регресс в сфере обязательного страхования гражданской ответственности от суброгации ввиду того, что данные правовые механизмы имеют схожий принцип действия.

Основные отличия следующие:

  • Право на регресс получает лицо, возместившее вред, то есть обязательство возникает в связи с фактом причинения вреда. Право же суброгации возникает из договора страхования.
  • Право регресса появляется лишь в определенных случаях, которые предусмотрены законом. Право же суброгации всегда имеет место при заключении договора имущественного страхования, причем включение в такие договоры условий, исключающих возможность возникновения права суброгации, ничтожно.
  • Регрессные требования по договору обязательного страхования ответственности, основания для взыскания ущерба в порядке регресса по ОСАГО

    Право регресса в сфере обязательного страхования гражданской ответственности возникает у страховщика лишь в случаях, предусмотренных ст. 14 закона «Об обязательном страховании…» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.

    К страховщику, который выплатил возмещение, переходит право требования потерпевшего с причинителя вреда компенсации в размере осуществленной выплаты, если:

  • страхователь причинил вред жизни или здоровью потерпевшего умышленно;
  • причинитель вреда управлял транспортом, будучи в состоянии опьянения (при этом не имеет значения его вид — алкогольное, наркотическое или иное);
  • в момент ДТП страхователь управлял транспортом без прав;
  • причинитель вреда покинул место ДТП, то есть скрылся;
  • лицо, которое причинило вред, не вписано в договор ОСАГО;
  • ДТП совершено страхователем после окончания действия договора ОСАГО либо до момента, когда он вступил в силу;
  • ДТП оформлено без вызова сотрудников ГИБДД и участники не отправили заполненный экземпляр извещения о ДТП страховщику в 5-дневный срок с момента аварии;
  • в течение 15 дней после ДТП его виновник приступил к ремонту или утилизации транспорта, участвовавшего в происшествии, либо не предъявил его страховщику для проведения осмотра и экспертизы;
  • на момент ДТП истек срок действия диагностической карты;
  • страхователь при заключении договора ОСАГО предоставил страховщику недостоверные сведения, что повлекло уменьшение размера страховой премии.
  • Срок исковой давности по регрессу ОСАГО

    Срок исковой давности — это период времени, устанавливаемый законом для защиты нарушенного права в судебном порядке. При этом истечение срока не влечет отказа в удовлетворении требований истца, если об этом не заявит суду ответчик.

    Если о пропуске срока исковой давности было заявлено в суде и это обстоятельство подтвердилось, истечение срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

    В силу п. 2 ст. 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров имущественного страхования вследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, составляет 3 года. Это означает, что срок давности по регрессу ОСАГО тоже равен 3 годам.

    При этом течение срока давности в силу п. 3 ст. 200 ГК РФ начинается с момента исполнения основного обязательства, то есть со дня, когда страховщик произвел выплату страхового возмещения в полном объеме.

    Возможен ли регресс при оформлении ДТП по европротоколу?

    Европротоколом называют совместное заполнение извещений о ДТП водителями в случае, когда:

  • они принимают решение не вызывать сотрудников ГИБДД;
  • ущерб причинен исключительно имуществу и его размер не превышает установленной законом суммы;
  • у участников аварии нет разногласий относительно виновности одного из них в происшествии.
  • Впоследствии извещения о ДТП предъявляются страховщику для выплаты страхового возмещения.

    Регресс по европротоколу возможен только при наличии оснований, установленных ст. 14 ФЗ № 40 (их перечень приведен выше).

    Одним из оснований для возникновения у страховщика права требования по регрессному обязательству является ненаправление участниками ДТП извещения в адрес страховщика в 5-дневный срок с момента ДТП. В этом случае к страховщику переходит право требования потерпевшего к причинителю вреда (страхователю).

    Как избежать выплаты денежных средств в порядке регресса

    В связи с такой позицией законодателя многих интересует, можно ли и как избежать регресса по ОСАГО. При наличии оснований для возникновения регрессного обязательства, предусмотренных ст. 14 ФЗ № 40, избежать выплат достаточно сложно, поскольку страховщик имеет законное право требовать возмещения в пределах установленного срока. Если же срок истек, необходимо обратить внимание суда на этот факт, что позволит избежать возможного взыскания.

    Наиболее же действенным способом избежать выплаты является исключение случаев, при которых у страховщика возникает право регресса. Для этого нужно:

  • не ездить в состоянии алкогольного опьянения;
  • не допускать случаев истечения срока действия диагностической карты;
  • своевременно предоставлять транспортное средство страховщику для осмотра;
  • следить за сроком действия полиса страхования;
  • не покидать место ДТП, если стал его участником.
  • Других законных способов не существует.

    Таким образом, право регресса по договорам обязательного страхования возникает у страховщика только в случае, когда имеются основания, предусмотренные законом. В отсутствие оснований страховщик не имеет права требовать возмещения ущерба с причинителя вреда после выплаты страхового возмещения потерпевшему.

    Ремонт автомобиля по ОСАГО после ДТП

    С недавних пор ремонт автомобиля по ОСАГО стал единственным вариантом для получения возмещения после аварии. Если раньше автовладельцам был понятен алгоритм действий, то сейчас возникает масса вопросов: где и в течение какого времени будет произведен ремонт, есть ли возможность, как и прежде, получить денежную выплату, какие запчасти будут использоваться и другие.

    Основные правила ремонта авто по ОСАГО

    После вступления в силу новых поправок в закон, единственным вариантом получения возмещения стал ремонт автомобиля по ОСАГО. Исключения в виде денежной выплаты остаются доступными только в нескольких случаях:

    • В случае тотальных повреждений, когда транспортное средство не подлежит восстановлению.
    • Если на ремонт необходимо потратить больше 400 тысяч рублей по обычному протоколу или 100 тысяч рублей по евро протоколу.
    • Если одному из участников аварии был нанесен тяжкий или средне-тяжкий вред здоровью.
    • Если один из участников аварии погиб.
    • Отдельным категориям инвалидов.

    Во всех остальных случаях страховая компания выдает направление на ремонт в один из сервисных центров, с которым у нее заключен договор. СТО, которое будет заниматься ремонтом автомобиля, должно находиться достаточно близко к месту жительства автовладельца. Законом предусматривается расстояние, не превышающее 50 км. На принятие решение страховщикам дается 20 дней, включая выходные и праздничные дни.

    Сервисный центр обязан производить ремонт только с использованием новых запчастей. Высокая стоимость новых деталей не касается автовладельца, страховая компания не имеет права требовать с него деньги за износ. Сроки ремонта, производимого по ОСАГО, не должны превышать 30-ти рабочих дней с того момента, как автовладелец получил направление.

    Какие возможны проблемы

    В идеале натуральное возмещение по страховке в виде ремонта автомобиля должно полностью избавить владельца транспортного средства от проблем, которые несет за собой дорожно-транспортное средство. Но такой способ выплат в большинстве случаев невыгоден самим страховщикам, поэтому они стремятся обойти установленные законом нормы.

    Подводные камни касаются определенных ситуаций:

    1. Чтобы сократить свои расходы, страховая компания выделяет сервисному центру деньги только на самый простой вариант ремонта. Часто не учитываются скрытые повреждения, за которые автовладельцу придется заплатить самостоятельно в будущем.
    2. Недобросовестные страховщики часто затягивают платеж сервисному центру, а значит ремонт автомобиля оттягивается на длительный срок. Реализовать это можно законным способом, подписав с автовладельцем дополнительное соглашение.
    3. В качестве сервисного центра страховая компания часто выбирает маленькую фирму, оснащение которой не позволяет реализовывать все необходимые виды ремонтных работ. В результате один тип работ заменяется другим, более дешевым, а владелец авто даже не подозревает об этом.
    4. Если сервисному центру не хватает денег на проведение полного комплекса мероприятий по ремонту, он может потребовать оставшуюся сумму с автовладельца, а значит понести финансовые затраты все же придется. Ради их возмещения необходимо обращаться в суд на страховую компанию, что тоже несет за собой потерю времени и денег.

    Это лишь небольшая часть возможных проблем, которые несет за собой натуральное возмещение убытков по ОСАГО. Но даже с ними можно справиться, если внимательно отнестись к ситуации.

    Как вести себя пострадавшему автовладельцу

    Чтобы избежать возникновения непредвиденных ситуаций, автовладелец во время общения со страховой компанией должен обращать внимание на важные детали. Во-первых, если сомневаетесь в том, что экспертиза оценки повреждений была проведена не должным образом, сделайте еще одну у сторонней компании. В документе должны быть указаны не только внешние, но и внутренние повреждения, а также же проведена объективная оценка стоимости деталей и работ.

    Такая экспертиза пригодится, если страховая выплатила недостаточное количество денежных средств и автовладельцу пришлось доплачивать за ремонт самостоятельно. После ремонта застрахованное лицо имеет право обратиться в суд с просьбой о взыскании со страховщиков потраченной суммы денег. Сторонняя экспертиза будет приниматься во внимание судьей наряду с другими документами.

    Во-вторых, избегайте подписания со страховой компанией дополнительных соглашений, в которых обозначено, что срок направления на ремонт или проведения работ увеличивается на неопределенное количество дней. Так вам удастся заставить недобросовестных представителей фирмы выполнить свою работу точно в срок, а при их нарушении появится еще один повод обратиться в суд и взыскать дополнительные издержки, в том числе и моральные.

    Как правило у страховщиков заключены договоры с несколькими автосервисами и владельцу полиса ОСАГО предоставляется возможность обратиться в любую из них. Не поленитесь узнать специализацию каждого сервисного центра, имеющееся у них оборудовании, только после этого принимайте решение, основываясь на тех повреждениях, которые необходимо устранить.

    Сохраняйте все документы, подтверждающие, что вам пришлось понести дополнительные траты. Только так можно доказать в суде, что страховая компания насчитала слишком маленькое возмещение.

    Если автомобиль на момент аварии находится на гарантийном обслуживании, а страховщики не сотрудничают с официальным представительством марки, способным провести ремонт с сохранением гарантийных обязательств, требуйте денежного возмещения, а затем самостоятельно обращайтесь к дилерам. Только так можно сохранить гарантию на весь оставшийся срок.

    Настройте себя на то, что общение со страховой компанией займет больше времени, чем требовалось раньше. Новые правила возмещения по ОСАГО не так просты, как кажется и требуют от автовладельца пристального внимания к деталям.

    ОБЪЕДИНЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ — отзывы

    Специалисты СК на сайте

    Последние отзывы о компании

    Не оформляется и не пролонгируется полис на сайте.

    Мне было необходимо пролонгировать полис. Попробовал зарегистрировать личные кабинет на моменте регистрации постоянно возникают ошибки, из за которых регистрация нового кабинета становится невозможной. После чего попробовал войти через госуслуги. Со 2 раза получилось. Начал оформлять пролонгацию договора. на моменте проверки в РСА 15 раз выдавалась ошибка о превышении времени ожидания и оформление прекращалось. С 16 раза открылась страница оплаты, на которой при нажатии кнопки «Оплатить» выдаётся ошибка и ничего не происходит. Эта ошибка повторяется из раза в раз, и пролонгировать полис становится невозможно.

    не могу оформить полис осаго

    Не могу оформить полис. Замещающая компания оск не проходит проверку птс, хотя все данные введены верно.

    Чтобы мы могли разобраться в ситуации, сообщите, пожалуйста, полное ФИО страхователя, номер проекта и адрес, на который зарегистрирован личный кабинет. Вы можете оставить данные здесь или написать на почту [email protected]

    Добрый день, со среды 12 декабря пытаюсь добавить водителя в полис, ХХХ0066822748 и гос номер, так как поставил машину на учет. Но не могу этого сделать. Сначала мне писали просто «НЕ СОГЛАСОВАНО», НЕ СОГЛАСОВАНО-ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ НЕ ИДЕНТИФИЦИРОВАН» интересно, что будут дальше писать?? Хотя уже не интересно, буду жалобу на них писать. Полный беспредел, а все потому что друган которого хочу вписать с повышающим по ДТП, вот они и не хотят вписывать, не понятно только на каком основании.

    Здравствуйте, Алексей Федорович!

    Чтобы мы могли разобраться в ситуации, сообщите, пожалуйста, полное ФИО страхователя и адрес, на который зарегистрирован личный кабинет. Вы можете оставить данные здесь или написать на почту [email protected]

    Быстро отреагировали

    Оформил полис на RAV 4. Был страховой случай (притерлись и разбили зеркало ). Ремонт был быстрый, оперативно работают.

    Спасибо за Ваш отзыв, нам очень важно мнение наших клиентов. Желаем Вам удачи на дорогах!

    Не могу вписать водителя

    Добрый день, 27.11.2019 на вашем сайте я оформил эл.полис ОСАГО (продлил с прошлого года), никаких проблем при оформлении не возникло. Вчера, 07.12.2019 в действующий полис ХХХ 0065423930 от 27.11.2019, я решил вписать водителя Захарова Елена Николаевна д.р.19.02.1975, и вот пошли вторые сутки, я этого сделать не могу. Вопросов по Захаровой нет, какая то проблема возникла с моим адресом (фото прикладываю), адрес я не менял, по этому адресу я страховался в 2017,2019 годах. После загрузки моего паспорта, ответ приходит «НЕ СОГЛАСОВАНО» или «ДАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕ ИНДЕНТИФИЦИРОВАНЫ». Я прошу Вас разобраться в данной проблеме в ближайшее время, т.к. я уезжаю в командирувку и не всегда смогу быть в зоне доступа, ответ прошу направить на адрес эл.почты [email protected]

    Ваш проект согласован, можете приступать к оплате. Ее необходимо произвести до 24 часов текущего дня. Ответ продублирован Вам на электронную почту.

    «Объединенная страховая компания»

    НЕ МОГУ ВНЕСТИ В ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОЛИС НОВЫЕ ПРАВА

    Со вчерашнего дня пытаюсь внести свое новое водительское удостоверение в свой полис ОСАГО (ХХХ № 0024841203). То ошибки выдает программа, то начала вдруг придираться к мощности двигателя моего ТС, требуя сканы свидетельства о регистрации… Полный бред, но все что просили приложил. В итоге вновь ОШИБКА! Прошу Вашей помощи.

    Ваш проект согласован автоматически. Необходимо открыть данный проект и в нижней правой части перейти на следующий шаг. Далее Вам придет новый полис.

    Не пришел на почту полис ОСАГО

    Полис ОСАГО оплачен, в договорах числится но на почту не пришел и распечатать его нигде не могу.

    Номер договора 00000ХХХ00000000211599
    От 0:00:00 08.12.2019 по 23:59:59 07.12.2019

    Пожалуйста, сообщите полное ФИО страхователя и адрес электронной почты, на который зарегистрирован личный кабинет. Вы можете оставить информацию здесь или написать на почту [email protected]

    страховать — значит не понимать.

    после распределения через РСА на указанную компанию для оформления ОСАГО, а также загрузки сканов требуемых документов, пишет, что информация в документах не соответствует данным в заявлении на заключение договора ОСАГО. Информация вносилась буква в букву, сведений о том, где именно несоответствие — не поясняют — ГРАМОТНЫЙ и ТАКТИЧЕСКИЙ ХОД по уклонению от исполнения своего обязательства, господа! Предлагают написать жалобу. (стандартная фраза, как у многих здесь лиц). РСА на другую не распределяет. Вообщем, гниют со всех сторон. Быстрее бы уже отменили это ОСАГО, всем бы жилось легче. Проблема в том, что я сменил место жительства (переехал) в другой регион официально, но чтобы перерегистрировать авто в ГИБДД требуют полис ОСАГО, а в офисе РГС, куда я заглядывал накануне, мне сказали, что для ОСАГО мне нужно перерегистрировать машину (то есть уже не боятся и в наглую отказывают в страховании). Вот такая вот канитель.

    Мобильная версия E1.Главная —>

    Мы разобрались, можно ли купить дешёвую страховку по новым тарифам

    С начала года коридор тарифов ОСАГО расширили на 20% и вверх, и вниз. Это дало страховым компаниям выбор: оставить цены, повысить или снизить. Мы проанализировали стоимость полисов в регионах России, и оказалось, что найти страховку подешевле действительно можно — тарифы страховых компаний отличаются сильнее, чем в прошлом году.

    Под флагом заботы о водителях

    Стоимость полиса ОСАГО зависит от базового тарифа, который умножается на восемь коэффициентов: территориальный, аварийности (КБМ), опыта и стажа, мощности и так далее. В прошлом году вилка базового тарифа составляла 3432–4118, сейчас её раздвинули до 2746–4942 рублей — вилка эта определена законом об ОСАГО. То есть в теории можно найти полис, который ощутимо дешевле прошлогоднего.

    Реформу, поведённую Банком России, подают как шаг навстречу водителям: дескать, теперь страховые будут поощрять аккуратных клиентов с помощью сниженных тарифов. Вот как прокомментировал нововведения президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс:

    — Это первый и важный шаг на пути либерализации ОСАГО. В результате тарифы на обязательную автогражданку станут более справедливыми для автовладельцев, и безаварийные водители станут платить меньше. При этом автовладельцы с аварийным стажем получат мощный экономический стимул для того, чтобы меняться в лучшую сторону.

    Так может ли аккуратный водитель с большим безаварийным стажем надеяться сегодня на дисконты от страховых?

    Скидки не для всех

    Иллюзии рассыпались сразу. Мы обратились к директору одного из страховых агентств Кириллу Смолину с просьбой подобрать дешёвую страховку для взрослого, опытного водителя с безаварийным стажем более десяти лет, но всё оказалось не так просто:

    — Страховые не имеют возможности предлагать клиентам индивидуальные тарифы, поэтому базовая ставка выбирается из указанного коридора для каждой конкретной территории — города и области. Например, для нашего города у каждой страховой действует единый тариф, — пояснил специалист.

    Безаварийность по-прежнему отражает коэффициент бонус-малус (КБМ), который в пределе достигает 0,5 единицы, позволяя сэкономить до половины стоимости ОСАГО. Но для конкретного города базовый тариф будет одинаков для всех.

    Так сколько стоит ОСАГО

    Единого подхода к формированию тарифной сетки нет: каждая страховая выбрала базовые тарифы для конкретных городов и регионов, руководствуясь внутренней статистикой. По сути, расширение коридора базового тарифа стало дополнением к территориальному коэффициенту: теперь «невыгодным» городам можно поднять тариф до максимальной планки в без малого 5000 рублей. Причём, по нашим данным, подавляющее большинство крупных страховых либо оставили тарифы на прошлогоднем уровне, либо повысили: снижения до уровне ниже 3000 рублей нет, хотя такая возможность с 9 января имеется.

    «РЕСО-Гарантия» повысила тарифы ступенчато: для некоторых регионов — до умеренной планки 4393 рублей (Волгоградская, Ростовская, Челябинская области, Башкортостан, Татарстан), для других — до максимальных 4942 рубля (Новосибирская, Астраханская области, Воронежская области, Тыва, Хакасия, Удмуртия, Калмыкия, Чукотка, Камчатка). Есть регионы, где тарифы остались на уровне прежнего максимума в 4118 рублей, например Свердловская область и Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург.

    Страховое общество ВСК для большинства регионов оставило прошлогодний тариф — 4118 рублей и также поступил «Росгосстрах».

    «АльфаСтрахование» поменяло тарифы по сложной схеме, в результате неизменным или меньшим он стал в 37 территориях. Для 49 — страховка стала дороже.

    «Ингосстрах» оставил тарифы для всех регионов, кроме Санкт-Петербурга и двух традиционно невыгодных страховщикам областей — Мурманской и Челябинской. Для последней базовый тариф «Ингосстраха» ниже среднего и составляет 3912 рублей.

    Страховая группа СОГАЗ подошла к вопросу гибко, поэтому и тарифы для большинства регионов колеблются в диапазоне 3912 рублей (чуть ниже прошлогоднего максимума) до максимально возможных 4942 рублей — такую планку установили, например, в Челябинской, Ростовской, Новосибирской областях, Красноярском и Краснодарском краях.

    «АСКО Страхование» подняло тарифы в большинстве регионов, но в Челябинской области и близких к ней регионам сохранила ставку на прошлогоднем уровне в 4118 рубля. При этом для Кургана он возрос до 4530 рублей, а для некоторых городов Курганской области — до 4942.

    Как покупать автогражданку в 2019 году

    Если в прошлом году ценовой конкуренции между страховыми почти не было и базовый тариф выбирался на уровне четыре тысячи рублей, то теперь вилка действительно увеличилась: например, для автора этого материала итоговая стоимость полиса в «дорогой» и «дешёвой» компании колебалась в диапазоне от 5422 до 6850 рублей. Для владельцев более дорогих страховок разница будет ещё заметней, поэтому сегодня вполне разумно проанализировать предложения компаний в вашем регионе.

    Другое дело, что тарифы разных страховых могут постепенно выровняться с верхней планкой, как это случалось в прошлые годы.

    Планируете ли вы приобретать полис ОСАГО в этом году?

    Текст: Артём Краснов; Фото: Евгений Емельдинов, Дарья Селенская; Инфографика: Полина Авдошина

    С 2015 года на портале stat.gibdd.ru регулярно публикуется статистика о дорожно-транспортных происшествиях в России. Это один из немногих качественных и объемных массивов данных, которыми российское государство поделилось с гражданами. Данные подробно описывают состав нарушения правил дорожного движения, его место, состояние водителей и даже погодные условия. Кроме того, массив содержит информацию о нарушениях ОСАГО у водителей, информацию о сокрытии участников с места ДТП с результатами их поиска. В выборку попадают только ДТП с погибшими или пострадавшими, то есть самые серьезные аварии.

    Количество легковых автомобилей в России в 2017 году превысило 42 миллиона . , по данным агентства «Автостат». ? Получается, автомобиль есть у каждого третьего россиянина. Таким образом, массив государственной статистики о ДТП предоставляет возможность делать выводы, касающиеся миллионов граждан нашей страны.

    Исследование «Проекта» охватывает период с 1 января 2015 года (начало регулярного обновления статистики ДТП) по 31 июля 2019 года.

    С 2015 по 2019 годы в России в ДТП погибли 71 397 человек, 777 491 были ранены

    Вечером 17 октября 2019 года в поселке Лиски Воронежской области произошло серьезное ДТП: столкнулись Toyota RAV4 и «Лада Гранта». Пока свидетели оказывали помощь пострадавшим в «Ладе» — таксисту и двум пожилым пассажирам, из «Тойоты» вышли несколько человек. Мужчины предположительно были пьяны, а один из них был очень похож на районного судью Евгения Капустина. Они быстро скрутили с машины номера и скрылись . , рассказал «Блокнот Воронеж». ?

    Все три человека из «Лады» оказались в больнице. Директор таксопарка «Славяне» (пострадавший таксист работал там) рассказал прессе подробности следствия: «В связи с тем, что не найден водитель, весь разбор полётов идёт с хозяином „Тойоты“. Я неофициально узнал, что им является отец судьи Евгения Капустина». В итоге к концу декабря человек, управлявший «Тойотой», так и не найден.

    Этот случай не уникален. По подсчетам «Проекта», в 11,4% «тяжелых» ДТП (таких за три года было почти 70 тысяч) хотя бы один участник скрылся с места ДТП. Этот показатель стабилен и не меняется год от года.

    В 11,4% «тяжелых» ДТП хотя бы один участник скрылся с места ДТП

    Если смотреть в разрезе регионов, становится лучше виден масштаб проблемы. Например, в Омской области водители скрываются практически с каждого четвертого ДТП (напомним, что речь идет только о «тяжелых» авариях — с погибшими или ранеными). Также в топе рейтинга Пермский край (19,21%), Кировская область (18,76%), Забайкальский край (18,52%) и Магаданская область (16,88%). Меньше всего скрывшихся водителей в Дагестане (3,63%), Карачаево-Черкессии (3,9%) и Кабардино-Балкарии (3,85%).

    «Они находятся в шоковом состоянии. Уехать — первая и естественная реакция. Особенно это касается тех водителей, которые попадают в ДТП в состоянии алкогольного опьянения», — объясняет причины бегства водителей Наталья Бобылева, глава отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Омской области.

    Алкоголь, возможно, главная причина оставления места ДТП.

    По нынешнему законодательству, если водитель скрывается с места происшествия, ему грозит административная ответственность в виде лишения прав на срок до 1,5 лет либо 15 суток ареста . , согласно части 2 статьи 12.27 КоАП. ? Если в аварии есть пострадавшие, то сокрытие с места ДТП рассматривается как отдельное правонарушение. Однако если будет доказано, что водитель был пьян, а пострадавший получил тяжкие телесные повреждения или, того хуже, погиб, это послужит отягчающим обстоятельством и будет грозить большим тюремным сроком . , согласно ст 264 УК РФ. ?

    В Германии за оставление места ДТП с пострадавшими предусмотрен денежный штраф или лишение свободы сроком до трех лет.

    В Канаде — тюремный срок вплоть до пожизненного заключения.

    В Южной Корее — наказание вплоть до смертной казни.

    Есть показательный пример, описывающий эту коллизию. В 2015 году Сергей Журавлев из Иваново попал в ДТП, в котором погибли две девушки. Мужчина скрылся с места ДТП, но спустя год добровольно пришел в полицию. Районный суд на основании показаний свидетелей и записей видеокамер из баров, на которых видно, как Журавлев употреблял спиртное перед происшествием, назначил наказание в виде восьми лет лишения свободы. После приговора была апелляция, в итоге дело дошло до Конституционного суда. Тот постановил, что невозможно признать скрывшегося водителя пьяным по совокупности доказательств, хотя для других видов преступлений подобная практика работает. В 2019 году Журавлеву смягчили наказание до 6,5 лет лишения свободы.

    Случай Журавлева и огромное число скрывшихся с ДТП водителей стали поводом для возможного изменения законодательства. В октябре 2019 года правительство одобрило законопроекты об ужесточении ответственности для скрывшихся с места аварии водителей. Возможно, вскоре убежавших водителей наряду с пьяными будут привлекать к уголовной ответственности.

    Без шансов на справедливость

    Уехать с места ДТП или остаться — моральный выбор каждого водителя, но поиск скрывшихся — задача государственных органов. Как выяснил «Проект», в этом деле они не преуспевают.

    Поздним вечером 9 апреля 2019 года Татьяну Выборнову, жительницу села Щекино Тульской области, срочно вызвали в больницу, куда с серьезными травмами головы и грудной клетки попал ее свекор. «Что случилось, свекор не помнил, запомнил лишь сильный удар, когда переходил дорогу», — рассказала Выборнова «Проекту». По ее словам, мужчину возле пешеходного перехода нашли прохожие, они же вызвали скорую.

    Сбитый пешеход из Щекино — один из 27287 пострадавших за последние три года от ДТП, в которых виновного так и не нашли . , по подсчетам «Проекта». ? Водители, виновные в гибели 1468 человек, также не найдены . по подсчетам «Проекта». ?

    В 16 регионах страны не находят больше половины всех виновников «тяжких» ДТП

    Статистика ненайденных преступников поражает. В 16 регионах страны не находят больше половины всех виновников «тяжких» ДТП. Лидерами рейтинга стали Севастополь (68,57% от общего числа скрывшихся водителей), Северная Осетия (63,59%) и Воронежская область (62,97%).

    Еще когда свекор лежал в больнице, Татьяна получила письмо об отказе в возбуждении уголовного дела, так как травмы пострадавшего были признаны легкими . , в таком случае наступает только административная ответственность, согласно Ко АП РФ 12.24. ? На все жалобы Выборновой в разные инстанции, по ее словам, приходили только отписки: «Если бы вы почитали, что они мне писали, вы бы ужаснулись. Они считают, что пострадавший должен был сам оперативно вызвать полицию».

    В итоге уголовное дело завели только через пять месяцев после случившегося . , утверждает Выборнова. ?

    Труднее всего найти виновного в ДТП, если оно произошло в темное время суток, на месте не было свидетелей, не осталось частей автомобиля и поблизости не было камер наблюдения . — говорит начальник отдела пропаганды ГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева. ? Исследование «Проекта» подтверждает, что водители, скрывшиеся в вечернее и ночное время, чаще остаются ненайденными. Но на месте происшествия в Щекино нашли зеркало заднего вида от автомобиля ВАЗ-2110. А в селе есть магазины, которые оборудованы камерами видеонаблюдения . , рассказывает родственница пострадавшего Татьяна Выборнова. ?

    Татьяна не очень верит, что виновного найдут: «Поднять бы статистику, находят ли виновников таких преступлений? Или просто на них никто не обращает внимания? Если они [правоохранительные органы — «Проект»] так ведут себя, я не верю, что они хоть кого-нибудь находят».

    Статистика подтверждает опасения: виновников скорее всего не найдут. Хотя аварии, похожие на случившееся в Лисках, из-за большого резонанса в соцсетях имеют хотя бы небольшой шанс быть раскрытыми. Тысячи других случаев такого шанса не имеют.

    В 2000 году Игорь Жук, в то время председатель президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) и один из главных лоббистов введения ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) в России, рассказывал, что с помощью нового закона о страховании «государство пытается рыночными механизмами решать социальные вопросы». В то время все затраты на компенсации пострадавшим в ДТП шли из госбюджета, и власти хотели передать их страховщикам. Закон тогда уже прошел первое чтение в Думе. Реформу хотели провести в соответствии с мировым опытом: «Мы ничего не выдумываем нового, мы просто делаем то, что делается во всем цивилизованном мире».

    Через два года, 25 апреля 2002 года, Владимир Путин подписал закон об ОСАГО. Прошло больше 15 лет, и выяснилось, что свою функцию закон выполняет слабо.

    В каждом десятом ДТП за последние три года выявлены нарушения ОСАГО

    В каждом десятом ДТП (напомним, речь идет только о тяжких ДТП, которые невозможно скрыть) за последние три года выявлены нарушения ОСАГО. Они фиксируются, если у водителя нет полиса ОСАГО, он забыл его дома или за рулем автомобиля находится человек, который не вписан в страховку. Показатель этих нарушений с по годы в целом по стране вырос в два раза.

    Если у виновника ДТП нет полиса, пострадавшему в аварии придется собирать документы и просить компенсации за причинение вреда здоровью у Российского союза автостраховщиков. Если же вред причинен имуществу или автомобилю пострадавшего, РСА не сможет компенсировать расходы, и дело нужно будет решать в суде. Однако если у виновника нет денег на полис ОСАГО, маловероятно, что у него найдутся средства и на ремонт машины потерпевшего.

    В России, судя по статистике, есть регион, где более половины водителей не имеют правильно оформленного полиса ОСАГО. Это Ингушетия.

    Более половины водителей в Ингушетии не оформляют ОСАГО

    В основном лидеры антирейтинга — регионы с низким достатком (Кавказ и депрессивные регионы Сибири и Дальнего Востока). Они же занимают нижние строчки в рейтинге качества жизни регионов России.

    Полис ОСАГО в 2019 году обходился россиянину в среднем в 5,8 тысяч рублей . , рассчитал ЦБ. ? Однако итоговая цена зависит от стажа водителя, его страховой истории и условий компании-страховщика, поэтому полис может обойтись и дороже. В Ингушетии средняя зарплата в сентябре этого года составила немногим больше 24 тысяч рублей. В бедных регионах цена полиса иногда сравнима с ценой самого автомобиля.

    «Если машина стоит 50 тысяч рублей, купит ли водитель полис ОСАГО? Для этого нужно быть умалишенным. Плюс страховые компании навязывают кучу допуслуг, а уровень жизни в стране не улучшается. Недавно страховали „Ладу Гранту“ с молодым водителем, вышло 15 тысяч рублей», — рассказывает Кирилл Форманчук, глава движения «Комитет по защите прав автовладельцев».

    Кроме цены полисов на статистику влияет и бессилие государства в борьбе с нарушениями. За нарушения норм ОСАГО полагаются минимальные штрафы: рублей (существовавшая ранее норма о снятии номеров с машины в случае отсутствия полиса теперь отменена). Если виновный заплатил штраф в течении 20 дней с момента его присуждения, сумма штрафа снижается на 50%.

    «Водителям дешевле заплатить штраф и не оформлять полис», — говорит Наталья Бобылева из УГИБДД по Омской области

    Если посмотреть макроэкономическую статистику, станет понятно, что система ОСАГО фактически не работает. Данные Росстата и ЦБ говорят о том, что россияне стали покупать меньше полисов ОСАГО, при этом число автомобилей в стране быстро растет . . РСА не ответили на запрос «Проекта» на момент публикации. ?

    Автомобиль есть у каждого третьего россиянина, а полис ОСАГО только у каждого четвертого

    Ночью 4 декабря 2019 года Турпал-Али Ибрагимов по кличке Быстрый, которого СМИ называют двоюродным братом Рамзана Кадырова, оправдывая свое прозвище, на полной скорости протаранил на своем «Мерседесе» «Жигули» на окраине Грозного . , по данным Кавказ.Реалии. ? В результате двое из трех людей, ехавших в «Жигулях», погибли на месте, а через несколько дней в больнице скончался и третий пассажир. Охрана Ибрагимова изъяла телефоны у очевидцев ДТП, чтобы фото и видео не попали в интернет, а на следующий день для профилактики обошла еще и соседние дома (сообщает «Кавказ.Реалии»). МВД Чечни опровергло информацию об участии в ДТП Ибрагимова и утверждает, что за рулем был его троюродный брат.

    A post shared by Управление ГИБДД МВД по ЧР (@ugibdd_95) on Dec 4, 2019 at 11:39pm PST

    Попытки скрыть виновника ДТП из числа местной элиты — не новая практика. Но это все пустяки в сравнении с одной важной статистической аномалией в Северо-Кавказском федеральном округе. Если посчитать число смертей на тысячу ДТП по регионам России, на верхних строчках рейтинга окажутся почти все его субъекты: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, там же рядом Карачаево-Черкесия и Северная Осетия. В лидерах рейтинга также территориально близкая Адыгея, входящая в Южный федеральный округ.

    Число смертей на тысячу ДТП выше всего в Южном федеральном округе

    Чечня — лидер рейтинга. В 2014 году глава республики Рамзан Кадыров специально создал штаб по снижению аварийности на дорогах.

    Основной вид борьбы с ДТП в Чечне — разъяснительная беседа с виновниками аварий и нарушителями. С 2016 года их проводит Магомед Даудов по прозвищу Лорд — председатель парламента Чечни и один из ближайших соратников Кадырова. После таких бесед водители раскаиваются в содеянном и возвращаются домой.

    Даудов очень интересно работает со статистикой ДТП. В интервью Информационному агентству «Грозный Информ» в 2015 году он манипулирует данными, чтобы показать эффективность проводимых мероприятий: «О том, что принимаемые меры очень своевременны, говорит тот красноречивый факт, что с момента начала их применения ситуация на наших дорогах значительно улучшилась. У меня имеется предоставленная ГИБДД статистика с 10 по 16 августа, которая свидетельствует о том, что за эту неделю зарегистрировано семь дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло два человека. Для сравнения только за одни сутки до начала применения озвученных Главой Чеченской Республики мер потеряли жизни семь (!) человек. Не это ли результат?».

    В Чечне за последние три года действительно уменьшилось число погибших и пострадавших в ДТП (по крайней мере, их меньше регистрируют местные органы ГИБДД). Но политику властей в отношении числа пострадавших от ДТП на Кавказе можно назвать успешной лишь отчасти.

    Число смертей от аварий на Северном Кавказе медленно, но снижается (в Северной Осетии и Ингушетии оно продолжает расти), однако число пострадавших растет почти везде, кроме Чечни и Кабардино-Балкарии.

    Число погибших от аварий на Кавказе снижается, однако число раненых растет

    Есть несколько гипотез, объясняющих кавказскую аномалию.

    Первая заключается в том, что на Кавказе нет традиции пристегиваться ремнями безопасности, хотя это и правило. Это не отрицают даже руководители регионов: «Снижение аварийности может быть достигнуто путем строжайшего соблюдения правил дорожного движения всеми участниками. Например, в республике мало кто пристегивает ремни безопасности, а ведь они могут сохранить жизнь», — говорил Кадыров на совещании с сотрудниками ГИБДД Чечни в 2014 году.

    Похожая ситуация и в соседнем Дагестане — он на третьем месте по числу смертей на одно ДТП. «Почти никто на юге не пристегивается. У местных водителей свой менталитет, и в целом гаишники только в последнее время начали в этом направлении работать», — рассказал «Проекту» Руслан Абдурахманов, автоюрист из Махачкалы.

    Вторая гипотеза — состояние дорог и машин. Через проблемные регионы проходит трасса Р-217 «Кавказ». Это одна из самых опасных федеральных трасс . , по данным межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог». ?

    «Количество машин возросло, а пропускная способность дорог не успевает за ними. 70% трассы „Кавказ“ — двухполосная дорога. На такое количество машин ее катастрофически не хватает. При непристегнутых пассажирах и такой скорости в любом столкновении пострадавшие — 100% смертники. Кроме того, в округе популярны автомобили Lada Priora, которые имеют низкие параметры безопасности», — говорит Абдурахманов.

    Однако главная причина, скорее, в том, что кавказские водители вообще не привлекают государство для разбирательств даже в случае тяжких ДТП.

    Число смертей на тысячу ДТП в Чечне — 390,5 — почти в семь раз превышает аналогичный показатель для Москвы (59,5) и в десять показатель для Петербурга (41,9). Как рассказали «Проекту» собеседники в СКФО, есть два основных способа решить проблемы с ДТП «на местном уровне». Сотрудники ГИБДД выезжают на ДТП, но не регистрируют пострадавших — не хотят «заморачиваться». А если нет пострадавших, авария не попадает в статистику. Другой случай, когда участники сами договариваются между собой об оплате лечения и не вызывают милицию. Особенно это развито в небольших регионах с этнически однородным населением вроде Ингушетии: велика доля сельского населения, хорошо развиты горизонтальные связи — все друг друга знают. Местные уверены в том, что сосед заплатит за ремонт машины или за травму, а вот страховая — не факт. Из-за того, что немалая часть ДТП скрывается, в статистику попадают аварии с погибшими или те, которые невозможно скрыть в силу их масштаба. Поэтому показатель смертей на тысячу ДТП оказывается на Кавказе таким большим.

    Горизонтальные связи и архаичная клановость создают на Кавказе мини-государство со своими нормами и законами. «У нас „русские” ПДД не действуют», — прямо говорит один из ингушских водителей корреспонденту «Проекта». Власть вместо того, чтобы выстраивать правовые институты, выбирает лояльных ей лидеров кланов и поддерживает существующую на местах неэффективную систему.

    Читайте так же:  Наименование нотариального действия. Нотариус ул.профсоюзная 3

    admin