Решение № 2-434. Надбавка за стаж работы красноярск

Решение № 2-434/2019 2-434/2019

М-349/2019 М-349/2019 от 20 сентября 2019 г. по делу № 2-434/2019

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2019 года пгт. Большая Мурта

Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Дмитренко Л.Ю.,

с участием и.о. прокурора Большемуртинского района Красноярского края Потаенкова Е.А.,

при секретаре Шумихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Иванова А. Ю. к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Межовский детский сад» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

Прокурор Большемуртинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Иванова А.Ю. с иском к МКДОУ «Межовский детский сад» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Свои требования обосновывает тем, что Иванов А.Ю. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности сторожа. Согласно положениям трудового законодательства, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть определена работодателем в размере не менее минимального размера оплаты труда с последующим начислением на неё районного коэффициента и процентной надбавки, однако при проверке правильности расчета заработной платы истца за период с января 2019 года по июль 2019 года прокурором были выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные работодателем при начислении и выплате Иванову А.Ю. заработной платы. Просит суд взыскать с ответчика в пользу Иванова А.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2019 года по июль 2019 года в размере 54374,20 рубля.

В судебном заседании и.о. прокурора Потаенков Е.А. уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу Иванова А.Ю. недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с января 2019 года по июль 2019 года в размере 54380,22 рублей.

В судебное заседание истец Иванов А.Ю. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебное заседание представитель ответчика — МКДОУ «Межовский детский сад», представители третьих лиц — управления образования администрации Большемуртинского района Красноярского края, администрации Большемуртинского района Красноярского края не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений не представили.

Выслушав и.о. прокурора Потаенкова Е.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 20. Общие положения > Статья 129. Основные понятия и определения’ target=’_blank’>129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда’ target=’_blank’>133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 146. Оплата труда в особых условиях’ target=’_blank’>146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

При этом ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями’ target=’_blank’>148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда’ target=’_blank’>133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 37′ target=’_blank’>37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно ст. Часть III > Раздел VI. Оплата и нормирование труда > Глава 21. Заработная плата > Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации’ target=’_blank’>133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ с 1 января 2019 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере в сумме 9489 рублей в месяц, а с 1 мая 2019 года в сумме 11163 рубля в месяц.

На основании постановления администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.

В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Иванов А.Ю. состоит в трудовых отношениях с МКДОУ «Межовский детский сад», в период с 1 января 2019 года по 31 июля 2019 года работал в должности сторожа на основании трудового договора от 01 августа 2014 года.

Согласно расчетному листку за январь 2019 года (л.д. 15) при месячной норме рабочего времени 136 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 268 рабочих часов Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 21708 рублей, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, ночные, праздничные, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за январь 2019 года не может быть менее 29918,26 рублей, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 136 рабочих часов (норма) х 268 рабочих часов (фактически отработанные).

Таким образом, за январь 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 8210,26 рублей, исходя из следующего расчета: 29918,26 рублей (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 21708 рублей (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за январь 2019 года).

Согласно расчетному листку за февраль 2019 года (л.д. 15) при месячной норме рабочего времени 151 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 211,8 рабочих часов и рабочих часов, отработанных сверх нормы Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 15651,67 рубль, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, ночные, праздничные, сверх нормы, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за февраль 2019 года не может быть менее 21495,67 рублей, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 151 рабочих часов (норма) х 211,8 рабочих часов (фактически отработанные) + (125,06 (сверх нормы) * 1,6 (коэффициент)).

Таким образом, за февраль 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 5844 рубля, исходя из следующего расчета: 21495,67 рублей (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 15651,67 рубль (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за февраль 2019 года).

Согласно расчетному листку за март 2019 года (л.д. 16) при месячной норме рабочего времени 159 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 229,7 рабочих часов и рабочих часов, отработанных сверх нормы Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 16673,75 рубля, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, ночные, сверх нормы, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за март 2019 года не может быть менее 22693,46 рубля, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 159 рабочих часов (норма) х 229,7 рабочих часов (фактически отработанные) + (475,09 (сверх нормы) * 1,6 (коэффициент)).

Таким образом, за март 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 6019,71 рублей, исходя из следующего расчета: 22693,46 рубля (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 16673,75 рубля (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за март 2019 года).

Согласно расчетному листку за апрель 2019 года (л.д. 16) при месячной норме рабочего времени 167 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 225,40 рабочих часов и рабочих часов, отработанных сверх нормы Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 15558,65 рублей, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за апрель 2019 года не может быть менее 21178,74 рублей, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 167 рабочих часов (норма) х 225,40 рабочих часов (фактически отработанные) + (429,41 (сверх нормы) * 1,6 (коэффициент)).

Читайте так же:  Новое в российском законодательстве (ежедневно). Приказ вступает в силу с 01.06.2019

Таким образом, за апрель 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 5620,09 рублей, исходя из следующего расчета: 21178,74 рублей (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 15558,65 рублей (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за апрель 2019 года).

Согласно расчетному листку за май 2019 года (л.д. 17) при месячной норме рабочего времени 159 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 234,6 рабочих часов и рабочих часов, отработанных сверх нормы Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 16873,03 рубля, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, праздничные, ночные, оплата за совместительство, сверх нормы, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за май 2019 года не может быть менее 26753,70 рубля, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 159 рабочих часов (норма) х 234,6 рабочих часов (фактически отработанные) + (250,38 (сверх нормы) * 1,6 (коэффициент)).

Таким образом, за май 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 9880,67 рублей, исходя из следующего расчета: 26753,70 рубля (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 16873,03 рубля (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за май 2019 года).

Согласно расчетному листку за июнь 2019 года (л.д. 17) при месячной норме рабочего времени 159 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 231,7 рабочих часов и рабочих часов, отработанных сверх нормы Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 17282,28 рубля, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, ночные, оплата за совместительство, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за июнь 2019 года не может быть менее 27044,28 рубля, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 159 рабочих часов (норма) х 231,7 рабочих часов (фактически отработанные) + (635,59 (сверх нормы) * 1,6 (коэффициент)).

Таким образом, за июнь 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 9762 рубля, исходя из следующего расчета: 27044,28 рубля (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 17282,28 рубля (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за июнь 2019 года).

Согласно расчетному листку за июль 2019 года (л.д. 18) при месячной норме рабочего времени 176 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 237,6 рабочих часов и рабочих часов, отработанных сверх нормы Иванову А.Ю. начислена заработная плата в размере 15249,55 рублей, в состав заработной платы помимо оклада входит региональная выплата, доплата до МРОТ, доплата за опыт работы, ночные, оплата за совместительство, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).

Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края за июль 2019 года не может быть менее 24293,04 рубля, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 176 рабочих часов (норма) х 237,6 рабочих часов (фактически отработанные) + (113,10 (сверх нормы) * 1,6 (коэффициент)).

Таким образом, за июль 2019 года истцу была недоначислена заработная плата в размере 9043,49 рубля, исходя из следующего расчета: 24293,04 рубля (размер ежемесячной заработной платы истца с учетом отработанного времени в соответствии с нормами действующего законодательства) – 15249,55 рублей (фактически начисленная истцу сумма заработной платы за июль 2019 года).

При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Иванова А.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь 2019 года без учета подоходного налога в размере 8210,26 рублей, за февраль 2019 года без учета подоходного налога в размере 5844 рубля, за март 2019 года без учета подоходного налога в размере 6019,71 рублей, за апрель 2019 года без учета подоходного налога в размере 5620,09 рублей, за май 2019 года без учета подоходного налога в размере 9880,67 рублей, за июнь 2019 года без учета подоходного налога в размере 9762 рубля, за июль 2019 года без учета подоходного налога в размере 9043,49 рубля, а всего 54380,22 рублей.

В соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела’ target=’_blank’>103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой истец освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 1831,41 рубль.

Исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Иванова А. Ю. удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Межовский детский сад» в пользу Иванова А. Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года в размере 54380 (пятьдесят четыре тысячи триста восемьдесят) рублей 22 копейки.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Межовский детский сад» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1831 (одна тысяча восемьсот тридцать один) рубль 41 копейку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю. Дмитренко

Решение изготовлено в окончательной форме 21 сентября 2019 года.

МРОТ Красноярском крае с 1 января 2019 года с районным коэффициентом

МРОТ Красноярском крае с 1 января 2019 года не может быть меньше федерального. Также надо учитывать, что регионы Сибири расположены в особых климатических условиях. Поэтому, чтобы рассчитать минимальную зарплату сотрудников, на федеральный МРОТ надо начислять районный коэффициент. Чтобы за зарплатные отклонения в меньшую сторону не оштрафовали, узнайте, каким будет МРОТ с 1 января 2019 года в Красноярском крае с районным коэффициентом.

МРОТ с 1 января 2019 года в Красноярском крае с применением районного коэффициента

Величина МРОТ в Красноярском крае регулируется Федеральным Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ. Также размер минимальной заработной платы в Красноярском крае устанавливается региональным соглашением о МРОТ. Последнее такое соглашение подписано от 23.12.16г. краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и действовало до 31.12.17 года. На 2019 год местные власти новое региональное соглашение не подписали.

С 1 января 2019 года сумма минимальной оплаты труда в крае должна быть не менее 11 280 рублей с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, так как с 1 января федеральный МРОТ повышен с 11 163 до 11 280 рублей (ст. 1 закона от 19.06.00 № 82-ФЗ в ред. Федерального закона от 07.03.18 № 41-ФЗ).

МРОТ в Красноярском крае с 1 января 2019 года11 280 рублей (базовое значение для всех организаций) без учета районных коэффициентов

Районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на сумму федерального МРОТ. То есть зарплата сотрудника, отработавшего полное рабочее время, считают по МРОТ, на который начисляют районные коэффициенты и надбавки (постановление Конституционного суда от 07.12.17 № 38-П).

Районные коэффициенты и процентные надбавки утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.11 № 1237.

Механизм расчета: 11 280 руб. х 1,6 (размер районного коэффициента и процентной надбавки, применяемых в центральных и южных районах края) = 18 048 руб. (до вычета НДФЛ).

Районные коэффициенты к МРОТ в Красноярском крае 2019

Территория Красноярского края Районный коэффициент
г. Норильск 1,8
северная часть (севернее р. Нижняя Тунгуска) Эвенкийского муниципального района, северная часть Туруханского района (севернее р. Нижняя Тунгуска и р. Турухан), местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска), г. Игарка, Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район 1,6
Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский и Северо-Енисейский районы, южная часть Эвенкийского муниципального района (южнее р. Нижняя Тунгуска), южная часть Туруханского района (южнее р. Нижняя Тунгуска и р. Турухан), гг. Енисейск, Железногорск, Зеленогорск, Лесосибирск; 1,3
Остальная территория Красноярского края 1,2

Размер процентной надбавки зависит от:

  • местности, где расположена организация;
  • стажа работы и периода проживания сотрудника в северных районах и приравненных к ним местностях.
  • возраста работника.
  • Процентные надбавки в Красноярском крае 2019

    Районы с особыми климатическими условиями делят на 4 группы. В них действует процентная надбавки от 30 до 100 %.:

  • 80% — Северо-Енисейский и Туруханский муниципальные районы, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы, гг. Игарка и Норильск;
  • 50% — Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы, гг. Енисейск и Лесосибирск;
  • 30% — остальная территория края.
  • МРОТ в Красноярском крае с 1 января 2019 года: на какие выплаты влияет

    Работодатели, которые платят своим сотрудникам зарплату меньше установленного МРОТ, рискуют получить штраф за нарушение на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Поэтому убедитесь, что платите работникам достаточно с начала января.

    Повышение МРОТ с января влияет на величину пособий, если:

  • стаж сотрудника менее 6 месяцев;
  • средний заработок за прошлый период меньше МРОТ;
  • сотрудник нарушил больничный режим или получил травму, находясь в состоянии опьянения.
  • Пересчитать пособия придется, если страховой случай наступил до 1 января 2019 года. Но пересчитать с учетом нового МРОТ нужно только ту часть пособия, которое начислили с января.

    Внимание! Минтруд изменил правила расчета зарплаты. Теперь нужно больше платить работникам. Как считать зарплату по-новому, смотрите на примере

    Ведущая рубрики:
    Светлана Ферапонтова,
    государственный инспектор труда в Красноярском крае

    Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) является одной из социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    Начисление районных коэффициентов и «северных» надбавок: МРОТ или вся зарплата?

    О минимальном размере оплаты труда – в деталях

    Согласно ст. 130 ТК РФ величина МРОТ в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

    В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

    Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями – за счет собственных средств.

    Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

    Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

    Когда заработная плата ниже МРОТ

    Заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда

    (МРОТ) может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда.

    Это может иметь место в следующих случаях:

  • работник приступил к работе не с начала расчетного месяца;
  • работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца;
  • работник имел прогул в течение месяца;
  • работник был отстранен от работы в течение месяца;
  • работник исполнял государственные или общественные обязанности;
  • работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы;
  • работник работает на условиях неполного рабочего времени;
  • работник находился в состоянии простоя;
  • работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по
  • пониженным расценкам;
  • работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).
  • В условиях сурового климата

    В соответствии со статьей 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

    В соответствии со статьей 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

    Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

    В соответствии со ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

    Начисление процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера

    Начисление процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится на фактический заработок работника, полученный в соответствующем месяце, как полном, так и неполном. Сюда включаются: оплата по тарифным ставкам и окладам, надбавки и доплаты, повышенная оплата сверхурочных работ и работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, простоя, премии, обусловленные системой оплаты труда, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Повышение заработной платы с использованием процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не образует новых окладов и тарифных ставок.

    Поэтому в тех случаях, когда законодательством установлено, что определенные выплаты должны производиться только из расчета тарифной ставки (оклада), указанные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на различные рода компенсации. Они не относятся к заработной плате (ст. 164 ТК РФ). Их цель – возместить работнику затраты, понесенные в связи с его трудовой деятельностью. Процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не начисляются на районные коэффициенты, единовременные поощрительные выплаты, суммы материальной помощи, на персональные надбавки к заработной плате не суммируются со средним заработком работника, так как они уже учтены. Предельный размер заработка, к которому должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не установлен. Начисление надбавок осуществляется на все сумму фактического заработка.

    Начисление и выплата процентной надбавки производятся с момента возникновения права на нее (даже если в данном рабочем месяце окажется лишь один день с правом на такую надбавку). Надбавка начисляется на сумму фактического заработка за указанные дни. Выплата процентных надбавок к заработной плате, в соответствии со ст. 139 ТК РФ, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

    Если работать в Красноярском крае

    В нашем Красноярском крае для работников предусмотрены к заработной плате выплаты коэффициентов и надбавок за работу в особых климатических условиях, что соответствует ст. 146 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). В последнее время идет множество споров при определении минимального размера оплаты труда (МРОТ), должны ли коэффициенты и надбавки за работу в особых климатических условиях входить в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или они начисляются сверх минимальной заработной платы. Статья 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    Конституционный Суд РФ от 07.12.2017 г. № 38-П по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации провозгласил постановление на своем официальном сайте: «Правовое регулирование в сфере оплаты труда должно основываться на принципах равенства и справедливости, позволяющих определять заработную плату на основе квалификации работника, объективных критериев трудовой деятельности и с учетом условий ее осуществления. Вознаграждение за труд не ниже установленного МРОТ гарантируется каждому, а его величина устанавливается одновременно на всей территории России. Однако географическое расположение страны обязывает учитывать и негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека работа в особых климатических условиях, в том числе в районах Крайнего Севера. Для этого законодатель установил систему специальных гарантий и компенсаций, включающих повышенную оплату труда – районные коэффициенты и процентные надбавки.

    Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера заработной платы. В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в неблагоприятных условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату и не допустить применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

    Согласно решению Конституционного суда, районные коэффициенты и «северные» надбавки не только не должны включаться в минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но напротив, должны начисляться на всю заработную плату.

    Например: постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш».

    Надбавка за стаж работы красноярск

    14 августа 2019, вторник

    МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
    Приказ

    О внесении изменений в приказ министерства социальной политики Красноярского края от 09.12.2009 № 358-ОД «Об утверждении видов, условий, размеров и порядка выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Красноярского края»

    В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», пунктами 3.1, 4.3 Положения о министерстве социальной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 30-п «Об утверждении Положения о министерстве социальной политики Красноярского края», ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Внести в приказ министерства социальной политики Красноярского края от 09.12.2009 № 358-ОД «Об утверждении видов, условий, размеров и порядка выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Красноярского края» следующие изменения:

    в пункте 1 слово «критериев» заменить словом «критерии»;

    пункты 3 — 5 считать пунктами 2 — 4;

    в видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, в том числе критериях оценки результативности и качества труда работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Красноярского края:

    абзац третий пункта 2.7.6.2 изложить в следующей редакции:

    «от 0,15 до 2,6 оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работникам, отнесенным к профессиональным квалификационным группам должностей специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг, медицинскому и фармацевтическому персоналу первого уровня, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу, врачам-провизорам, отнесенным к профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников, учебно-вспомогательному персоналу первого и второго уровней, педагогическим работникам, отнесенным к профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, работникам физической культуры и спорта, отнесенным к профессиональной квалификационной группе должностей второго уровня, техническим исполнителям, работникам среднего звена профессиональных квалификационных групп должностей культуры, искусства и кинематографии, рабочим, отнесенным к профессиональной квалификационной группе общеотраслевых профессий рабочих первого уровня, рабочим первого квалификационного уровня общеотраслевых профессий рабочих второго уровня, служащим первого уровня, отнесенным к общеотраслевым должностям служащих первого уровня, служащим первого и второго квалификационных уровней, отнесенным к профессиональной квалификационной группе должностей служащих второго уровня, за сложность и напряженность работы при обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;»;

    пункт 2.7.7 изложить в следующей редакции:

    «2.7.7. Персональные краевые выплаты воспитателям, младшим воспитателям, помощникам воспитателей краевых государственных учреждений, оказывающим социально-реабилитационные услуги несовершеннолетним в группах (далее — выплата), устанавливаются в размере 718,4 рубля на одного воспитателя, младшего воспитателя и помощника воспитателя. Выплаты устанавливаются на основании приказа руководителя учреждения в виде выплаты стимулирующего характера, входящей в состав заработной платы работника, но не более 718,4 рубля на одного работника.

    Выплата младшим воспитателям, помощникам воспитателей начисляется и выплачивается ежемесячно пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).

    Выплата воспитателям начисляется и выплачивается ежемесячно пропорционально отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) сверх месячной заработной платы, начисленной с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда, установленного в Красноярском крае), региональной выплаты и стимулирующих выплат.

    На выплату начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.»;

    в приложении № 2:

    8.9. Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)

    Применение современных методик, внедрение инновационных методов и технологий в реабилитационный процесс

    реализация запланированных мероприятий в полном объеме на удовлетворительном уровне (с единичными (не свыше 3) замечаниями) по итогам работы за отчетный период

    8.10. Специалист по закупкам

    Обеспечение подготовки в соответствии с требованиями законодательства договоров и прочих локальных актов и документов

    качественный уровень (отсутствие или наличие единичных (до 3) удовлетворенных заявлений и исков в судах, обоснованных предписаний, замечаний, претензий, жалоб по итогам работы за отчетный период

    в приложении № 4:

    таблицу дополнить строками 8.9, 8.10 следующего содержания:

    Соответствие оказанных услуг стандартам качества государственных услуг, соблюдение принципов этики

    отсутствие или наличие единичных (до 2) обоснованных претензий (жалоб), замечаний за отчетный период

    Обеспечение качества выполняемых работ в части подготовки и отработки договоров и прочих локальных актов и документов

    отсутствие или наличие единичных (до 3) судебных споров, предписаний, замечаний, обоснованных претензий (жалоб), зафиксированных документально, по итогам работы за отчетный период

    2. Краевым государственным учреждениям, подведомственным министерству социальной политики Красноярского края, привести локальные нормативные акты в соответствие с настоящим приказом.

    3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра социальной политики Красноярского края Н.Е. Кузьмину.

    4. Опубликовать приказ на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).

    5. Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением абзацев седьмого — одиннадцатого пункта 1, которые вступают в силу с 1 сентября 2019 года.

    Министр края
    Г.Е. Пашинова
    Формат Документ Дата публикации
    Документ в текстовом формате (60KB) 14.08.2019
    Документ в графическом формате (2753KB) 14.08.2019

    Документ опубликован: 14.08.2019, Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края,

    Кому положены «северные» надбавки

    Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время установлены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон N 4520-1).

    Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, коллективными договорами, локальными нормативными актами или непосредственно трудовыми договорами.

    На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.

    Районные коэффициенты

    Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются правительством РФ. Однако до сегодняшнего дня такой нормативный акт не принят. Поэтому до принятия соответствующего акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР.

    Субъекты РФ и муниципальные образования вправе за счет собственных бюджетов устанавливать более высокие районные коэффициенты для государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.

    Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, могут устанавливать размеры районных коэффициентов самостоятельно, закрепляя их в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. При этом необходимо учитывать, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями должна быть не ниже установленной трудовым законодательством, что следует из статьи 148 ТК РФ.

    Таким образом, до установления правительством РФ районного коэффициента, кадровики каждой местности, отнесенной к Крайнему Северу или приравненной к нему, вынуждены самостоятельно разбираться, как и какие коэффициенты использовать.

    Так, например, в одном из вопросов пришлось разбираться Верховному Суду РФ (Определение от 10.02.2009 N КАС08-757). Суд установил что нормативными правовыми актами, устанавливающими районные коэффициенты, являются Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1969 года N 823, которым введен с 1 октября 1969 года районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не установлен, и Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26, устанавливающее районный коэффициент 1,20. Эти нормативные правовые акты в настоящий момент устанавливают повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях.

    Размеры районных коэффициентов в производственных отраслях, таблица

    Размеры районных коэффициентов в непроизводственных отраслях, таблица

    Коэффициенты за работу в безводных, высокогорных и пустынных местностях, таблица

    Применяются ли коэффициенты при “вахтах”, командировках и дистанционной работе?

    Учитываются ли районные коэффициенты при расчете заработной платы, если компания находится в местности, для которой районные коэффициенты не установлены, а работник фактически работает там, где эти коэффициенты применяются?

    Да, в этом случае районные коэффициенты учитываются независимо от места нахождения работодателя. Этот вывод следует из пп. «б» п. 2 разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 N 15/30, Обзора Верховного Суда РФ от 26.02.2014, и содержится в письме Роструда от 15.01.2016 N ТЗ/23333-6-1.

    При разъездном характере работы трудовые обязанности также могут выполняться не по месту нахождения работодателя (его обособленного структурного подразделения). Если при этом работник работает в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, к его заработной плате должен применяться районный коэффициент.

    Данная гарантия распространяется и на работников, выезжающих в указанные районы и местности из других районов для выполнения работ вахтовым методом (абз. 1, 2 ч. 5 статьи 302 ТК РФ), а также на лиц, работающих по совместительству (ч. 3 статьи 285 ТК РФ).

    Направление работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не является основанием для начисления районного коэффициента. За период нахождения в командировке за работником, в частности, сохраняется средний заработок (Статья 167 ТК РФ). Районный коэффициент на него не начисляется. Этот вывод подтверждает Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014. Однако если работник докажет, что фактически работал вахтовым методом, а не находился в длительных командировках, то суд может обязать работодателя применять районный коэффициент.

    Право на получение районного коэффициента к заработной плате возникает у работников с первого дня работы в соответствующих районах и местностях. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, в настоящее время не ограничен.

    За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатель и (или) уполномоченные им представители могут быть привлечены к ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Это следует из ч. 1 статьи 142 ТК РФ.

    «Северные» надбавки положены и дистанционным работникам. Представители Роструда, ссылаясь на судебную практику, отмечают, что и в данном случае надо принимать во внимание фактическое место работы человека. Если он работает в регионе, где начисляется надбавка, то работодатель обязан платить ее. Место нахождения компании, в штате которой состоит работник, роли не играет. Но при необходимости стороны могут прописать в трудовом договоре место выполнения работы дистанционным сотрудником.

    Процентная надбавка к заработной плате

    В отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размер процентной надбавки зависит от стажа работы на указанных территориях.

    Трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 1 июня 1993 г. суммируется независимо от сроков перерыва в работе.

    Истец обратился в суд с иском к филиалу организации о перерасчете процентной надбавки, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов.

    В обоснование иска истец указал, что с 5 августа 2011 г. работал в филиале организации, расположенном в г. Ноябрьске, в должности бухгалтера, и получал процентную надбавку за стаж работы в районе Крайнего Севера в размере 80%.

    31 августа 2011 г. истец был уволен по истечении срока трудового договора, а 16 апреля 2012 г. вновь принят на работу в этот же филиал организации, но процентная надбавка была установлена в размере 60%.

    Суд удовлетворил требования истца, сославшись на Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (введено в действие с 1 июня 1993 г.), в котором определено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе.

    Также важно, что основания прекращения трудовых отношений не имеют значения для исчисления трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки.

    Истец обратилась с иском к организации о взыскании невыплаченной суммы надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, ссылаясь на то, что работодатель в нарушение ст. 317 ТК РФ не выплачивал ей указанную надбавку в размере 100%.

    При разрешении спора суд установил, что до заключения 8 апреля 2005 г. трудового договора с организацией Р. работала сторожем в другой организации, расположенной в районах Крайнего Севера, откуда была уволена 10 декабря 1996 г. по п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ за прогулы. Ответчик, руководствуясь нормативными документами, посчитал, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с прогулом без уважительных причин, и при поступлении на работу истца начал заново исчислять стаж, дающий право на получение процентной надбавки, и, соответственно, устанавливал ей процентную надбавку: с 8 октября 2005 г. — 10%, с 8 апреля 2006 г. — 20%, с 8 октября 2006 г. — 30% и т.д.

    Решением суда требования истца удовлетворены.

    В данном случае суд первой инстанции руководствовался позицией Верховного Суда РФ, согласно которому процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.

    Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от возраста работника, группы местности, к которой отнесен тот или иной район (местность), и стажа работы.

    В каких регионах положены надбавки?

    Надбавки к месячному заработку, выплачиваемые за работу на Севере, дифференцированы по четырем группам северных районов, отличающихся степенью тяжести природно-климатических условий:

    1. Районы Крайнего Севера с особо сложными климатическими условиями.
    2. Остальные районы Крайнего Севера.
    3. Местности, приравненные к районам Крайнего Севера.
    4. Иные местности с особыми климатическими районами.

    Регионы, в которых производится начисление процентной надбавки, таблица

    Каков размер “северных” надбавок?

    Лицам в возрасте 30 лет и более процентная надбавка устанавливается в следующем порядке.

  • В первой группе местностей они получают 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100 процентов заработка.
  • Во второй группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60 процентов надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка.
  • В третьей группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка.
  • В четвертой группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы до достижения 30 процентов заработка.
  • Лица в возрасте до 30 лет (далее — молодежь), прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.

    Молодежи, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступила в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г., процентная надбавка начисляется в так называемом ускоренном порядке, который установлен пп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»:

  • в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60 процентов надбавки — последние 20 процентов за один год работы — для проживающих в районах Крайнего Севера;
  • в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы — для проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255.
  • Для молодежи, стаж проживания которой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее одного года и вступившей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г., надбавки к заработной плате устанавливаются в соответствии с Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2:

    admin