С 28 декабря 2019 года вводится обязательное декларирование сухих смесей и теплоизоляционных материалов. Понятие договор соответствия

С 28 декабря 2019 года вводится обязательное декларирование сухих смесей и теплоизоляционных материалов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2017 № 717 внесены изменения в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, в части дополнения указанного перечня разделом 2221 следующего содержания:

«2221 Материалы теплоизоляционные

Материалы теплоизоляционные из минеральной ваты

Материалы теплоизоляционные из экструзионного пенополистирола

Материалы теплоизоляционные из вспененного пенополистирола

Материалы теплоизоляционные из пенополиизоцианурата

Материалы теплоизоляционные из пеностекла »;

разделом 2364 следующего содержания:

«2364 Смеси и растворы строительные

Указанная продукция подлежит декларированию соответствия с 28.12.2019.

В этой связи Росаккредитация информирует о порядке регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Порядок регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержден приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 № 752 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия» (далее – Порядок регистрации деклараций о соответствии).

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации деклараций о соответствии регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

Перечень сведений, которые должна включать в себя представляемая на регистрацию декларация о соответствии, установлены пунктом 4 Порядка регистрации деклараций о соответствии.

При этом заявитель вправе подать декларацию о соответствии на бумажном носителе в орган по сертификации лично либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с целью передачи с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации органом по сертификации сведений, предусмотренных пунктом 4 Порядка, в реестр деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, для регистрации декларации о соответствии Федеральной службой по аккредитации.

Пунктом 7 Порядка регистрации деклараций о соответствии предусмотрено, что Росаккредитация в течение одного рабочего дня со дня представления декларации о соответствии регистрирует декларацию о соответствии, присваивает ей регистрационный номер (автоматически, с фиксацией даты) и вносит сведения о декларации о соответствии и ее регистрации в реестр деклараций о соответствии продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Регистрация деклараций о соответствии Росаккредитацией осуществляется в автоматизированном режиме посредством сервиса «Электронная регистрация деклараций», размещенного в открытом доступе на сайте Службы.

Разъяснения о регистрации деклараций о соответствии в электронной форме посредством сервиса электронной регистрации деклараций о соответствии также размещены на сайте в разделе «Государственные услуги».

Для наиболее корректной работы рекомендуется использовать Яндекс.Браузер или Google Chrome последних версий.

Просим заблаговременно настроить рабочие места пользователей ФГИС Росаккредитации в соответствии с инструкциями (Рабочая инструкция «Установка расширения ЭП для Яндекс.Браузера», Рабочая инструкция «Установка расширения ЭП для Google Chrome»).

Новость о полном переходе на работу с новым сервисом регистрации деклараций от 31.08.2019 размещена в разделе «Важная информация».

Декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, или действительного сертификата соответствия на продукцию, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.

Запреты и ограничения: сертификат соответствия или декларация?

В ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру является соблюдение запретов и ограничений. В частности, статьей 7 приведенного правового акта определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

При этом соблюдение мер нетарифного регулирования и мер технического регулирования подтверждается в порядке, определенном Евразийской экономической комиссией или законодательством государств — членов ЕАЭС (т. е. ТК ЕАЭС введены отсылочные нормы к решениям Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актам государств-членов ЕАЭС), а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, – в порядке, установленном в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Государствами-членами ЕАЭС при введении мер нетарифного регулирования могут быть определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение соответствующих товаров.

В свою очередь освобождение от обязанности по соблюдению запретов и ограничений заложено в ТК ЕАЭС исключительно для случаев помещения под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений, если они перевозятся:

  • от места прибытия до места совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях;
  • от места прибытия до места убытия.
  • Согласно положениям статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора). Экспортный контроль проводится в соответствии с национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС.

    Расширение практики межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и снятие с участников ВЭД обязанности по предоставлению одних и тех же документов в разные органы также нашло отражение в ТК ЕАЭС.

    Так, в статье 80 ТК ЕАЭС содержится право участников ВЭД не представлять таможенным органам при совершении таможенных операций документов и сведений, если сведения о таких документах могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. При декларировании достаточно указать сведения об этих документах в таможенной декларации.

    Как и прежде, наличие документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, является одним из условий выпуска товаров (статья 118 ТК ЕАЭС). Исключения, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров устанавливаются Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. В таком случае товары считаются условно выпущенными. Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, устанавливается законодательством государств-членов (статья 126 ТК ЕАЭС).

    В Проекте Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принятом 26 июля 2019 года Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении, заложена аналогичная действующему законодательству норма о представлении документов после выпуска товаров (статья 107 Закона). Так, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее 45 календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.

    Чаще всего в нашей практической деятельности мы сталкиваемся с вопросами, связанными с выдачей сертификатов соответствия и оформлением деклараций соответствия. Когда оформляется сертификат, а когда декларация? В чём разница между этими двумя документами? И, конечно, можно ли использовать сертификат соответствия, выданный другому лицу. Давайте разбираться.

    Итак, и сертификат соответствия, и декларация о соответствии – документы, подтверждающие соответствие продукции установленным (обычно ГОСТом или техническим регламентом) требованиям по безопасности (а по ряду продукции – и по функциональным свойствам и качеству). Первоначально выдавались в рамках системы сертификации ГОСТ Р и других систем. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», на различные виды продукции вводятся Технические регламенты (ТР). С их введением обязательная сертификация и декларирование соответствия этих видов продукции исключается из существующих систем и проводится по требованиям, правилам и схемам, установленным принятыми техническими регламентами.

    Читайте так же:  Индексация пособий с 1 февраля. Социальные пособия в российской федерации

    Сертификат соответствия – это основная форма подтверждения соответствия продукции, декларация о соответствии в настоящее время оформляется на более узкий перечень продукции. Перечни продукции, на которую оформляются сертификаты соответствия и декларации о соответствии утверждены Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Если в данном перечне продукция отсутствует, она может попадать под действие одного или нескольких технических регламентов Таможенного союза.

    В системе технических регламентов ЕАЭС форма оценки определяется регламентом, которому продукт должен соответствовать. При этом существует несколько принципов используемых регламентом для регулирования этого вопроса:

    1. Прописано, на какую категорию продукции нужен сертификат, а на какую декларация.
    2. Приведен перечень видов продукции, которая подлежит сертификации, а на остальное, все, что в него не входит, оформляется декларация.
    3. Регламент вообще не предлагает выбор между сертификатом или декларацией соответствия, предписывая использовать декларирование, а в качестве формы усиленного надзора может применяться государственная регистрация.
    4. Регламент не прописывает процедуру оценки формы соответствия, а ссылается в этой части на другой регламент.
    5. В этой связи в вопросе определения формы оценки соответствия далеко не последнее значение играет описание продукции, и её грамотная идентификация. Например, обычное кресло можно идентифицировать как предмет для бытового применения и в этом случае на него оформляется декларация, а можно заявить, что это мебель для школьных и дошкольных учреждений, тогда нужен сертификат.

      Как известно, подтверждение соответствия является достаточно затратной в финансовом плане процедурой. Поэтому, зачастую импортеров волнует вопрос, связанный с возможностью предъявления при декларировании товара, подлежащего обязательной сертификации, документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, полученных иным лицом, не являющимся производителем импортируемого товара. Ответ на данный вопрос содержится в статье 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которой для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия. То есть согласно приведенной норме предъявить таможенному органу сертификат соответствия на продукцию имеет право лишь лицо, получившее данный документ. В свою очередь, существующая в некоторых таможенных органах практика предъявления сертификата на основании доверенности, полученной от заявителя, по нашему мнению, является не правомерной, так как в силу Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (в нашем случае лица, получившего сертификат соответствия), что не приемлемо при таможенном декларировании.

      Немного другим образом обстоит дело с сертификатом соответствия, полученным производителем товара. Позиция, связанная с возможностью использования данного документа иными лицами содержится в письме ГТК России от 4 мая 2001 г. № 07-21/17494, согласно которому действие сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск) распространяется на весь объем продукции, произведенный определенным изготовителем в течение срока, указанного в сертификате, независимо от тех контрактов, при исполнении которых осуществляется поставка сертифицированного товара, или участников торговых договоров.

      К сожалению, формат данной статьи не позволяет вместить большее количество информации, касающейся поднятой темы. Но, в качестве практического совета хотелось бы порекомендовать всегда проверять документы, подтверждающие обязательную сертификацию товаров, на сайте Федеральной службы по аккредитации. Это позволит сэкономить вам не только время и финансы, но и избежать длительных разбирательств с таможенными органами.

      Декларация соответствия — что это такое?

      Декларация соответствия — это официальный документ в системе технического регулирования, подтверждающий соответствие объекта (товара, оборудования) требованиям действующих стандартов безопасности, которые отражены в технических регламентах и иных нормативных документах.

      Декларирование соответствия – это процедура подтверждения качества, которая проводится при четком соблюдении действующего законодательства о технического регулировании.

      В системе технического регулирования России и стран Евразийского Экономического Союза определены две формы подтверждения качества – это декларирование, а также обязательная сертификация.

      Виды деклараций соответствия

      В каждой из указанных систем предусмотрены свои схемы оформления, которые могут применяться в зависимости от вида товара.

    6. Декларация соответствия ГОСТ Р — это документ, который оформляется в национальной российской системе декларированияи действует только на территории РФ. Данный вид разрешительной документации оформляется по требованиям постановления Правительства РФ №982. Данным нормативным актом определен перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию. Следовательно, если продукт отражен в данном перечне, необходима процедура подтверждения качества. Маркировка товаров, прошедших процедуру декларирования ГОСТ Р предполагает нанесение на упаковку продукции знака РСТ.
    7. Декларация о соответствии техническим регламентам Таможенного Союза оформляется по правилам технического регулирования Таможенного Союза. Действует в РФ и в остальных странах Евразийского Экономического Союза без дополнительных разрешений. То есть, оформив декларацию на определенный товар, производитель либо импортер может беспрепятственно реализовывать задекларированную продукцию на территории любого государства ТС. Необходимость получения определяется техническими регламентами. Если определенная продукция попадает под действие одного из действующих регламентов, то необходимо получить декларацию о соответствии. На упаковку наносится знак ЕАС. Правила маркировки отражены в профильных технических регламентах.
      Данные виды документов отличаются формой бланка и знаками обращения, которые предусмотрены каждой из систем.

      Для чего оформляются декларации о соответствии?

      Необходимость оформления диктуется действующим законодательством, как указывалось ранее. Получая декларацию соответствия на продукцию, подлежащую обязательному декларированию – Вы выполняете требование закона. Наряду с этим, имея необходимую разрешительную документацию, перед Вам открываются все двери для легального ведения бизнеса.

      Обратившись в любой магазин или торговую сеть с предложением о поставках того или иного товара, представители торговых сетей захотят ознакомиться с сопроводительной документаций. Это логично, так как, реализуя товар без надлежащей разрешительной и сопроводительной документации, магазин рискует получить некий бонус в виде не малого штрафа. То есть, выгоднее работать с поставщиками, которые могут представить надлежащие документы.

      Также процедура декларирования требуется для целей таможенного оформления. Таможенные органы обязательно запрашивают данную документацию при пересечении границы, если импортируемый груз подлежит обязательному декларированию.

      Кто имеет право быть получателем декларации?

      Необходимо сказать, что получателем могут быть юридические лица (ООО, ОАО и т.д. ) и индивидуальные предприниматели (ИП). Физическому лицу данный документ не может быть выдан. Собственно говоря, согласно законодательству, без организационно-правовой формы коммерческая деятельность является не законной. Но это небольшое отступление от темы.

      Важной особенностью является тот факт, что получателем не может быть заявлено иностранное юридическое лицо, не имеющее постоянную регистрацию в РФ или странах ТС. То есть, при импорте из-за рубежа, оформить декларацию о соответствии должна будет российская компания. Иностранный производитель оформить этот документ не может.

      Порядок проведения декларирования соответствия

      Процедура состоит из двух этапов – это проведение лабораторных испытаний и процедура декларирования продукции. Сначала проводятся испытания, затем, оформляется протокол исследований. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо предоставить электронные копии документации и образцы декларируемых изделий.

      Для оформления на отечественного производителя

      • Копии свидетельств ИНН и ОГРН, заверенные печатью и подписью заявителя;
      • Технические условия (ТУ) – если есть;
      • Реквизиты заявителя;
      • Для оформления на отечественные товары

        • Заявка;
        • Заверенные копии свидетельств ИНН и ОГРН;
        • Копия договора уполномоченного лица;
        • Реквизиты российской компании.
        • Срок проведения процедуры декларирования занимает от двух до пяти рабочих дней, все зависит от объема товаров и цикла испытаний, предусмотренного критериями профильных стандартов. Декларации соответствия можно оформить на серийный выпуск со сроком действия от 1 года до 5 лет. Либо на разовую партию, но тогда обязательно отражается точное количество единиц товара, а это не всегда выгодно для предпринимателей.

          Все выданные документы обязательно регистрируются в едином электронном реестре. Проверить данные можно на официальном сайте Росаккредитации. Обычно реестр обновляется ежедневно и отображает актуальную информацию. К примеру, сегодня Вы получили документ и через день день информация о нем должна появиться в реестре. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы.

          Договор уполномоченного лица

          Решения ЕЭК :
          № 526 • № 293 • № 294 • № 299 • № 41 • № 44

          Техническое регулирование
          Основные НПА
          Услуги IFCG
          — Сертификат соответствия ТР ЕАЭС
          — Декларация о соответствии ТР ЕАЭС
          — Сертификат и Декларация ГОСТ Р
          — Свидетельство о государственной регистрации
          — Разработка маркировки продукции

          Согласно законодательству Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) при оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена ЕАЭС в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем лицом.

          Законодательство ЕАЭС содержит определения понятий «Изготовитель», «Импортер», «Продавец» и «Уполномоченное изготовителем лицо» [1] , при этом на практике именно последнее вызывает наибольшее недопонимание у потенциальных заявителей.

          Уполномоченное изготовителем лицо

          Согласно Приложению № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе Уполномоченное изготовителем лицо — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории ЕАЭС, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза/Евразийского экономического союза (далее — Союза).

          Исходя из этого определения, уполномоченное изготовителем лицо:

        • должно быть резидентом ЕАЭС (организацией или индивидуальным предпринимателем);
        • должно иметь заключенный договор с изготовителем продукции, подлежащей подтверждению соответствия;
        • договор должен предоставлять такому лицу полномочия производить оценку соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза;
        • договор должен предусматривать (оговаривать) ответственность такого лица за несоответствие (выпущенной в обращение) продукции требованиям технических регламентов Союза.

        Других требований к уполномоченному лицу или договору законодательство ЕАЭС не предъявляет.

        Следует отметить, что договор с дистрибьютором (коммерческим представителем), как правило, не дает право считать такой документ «договором уполномоченного лица», так как дистрибьютор является официальным представителем изготовителя только в части реализации товара. То есть, подобный договор не дает дистрибьютору полномочий по оценке соответствия и не определяет ответственность за несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов Союза.

        В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Союза, а также за нарушение процедур проведения оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов. Таким образом, при составлении договора между уполномоченным лицом и изготовителем следует также принимать во внимание национальное законодательство в сфере технического регулирования.

        В Российской Федерации вопросы оценки соответствия регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (далее — 184-ФЗ).

        Информация ниже приводится с учетом законодательства и правоприменительной практики именно Российской Федерации.

        Необходимо отметить, что в 184-ФЗ отсутствует понятие уполномоченного изготовителем лица. Вместо него используется термин «лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя». Исходя из имеющегося в данном законе определения [2] и возлагаемых им на такое лицо обязанностей и ответственности, понятия следует считать эквивалентными.

        В каких случаях требуется предоставление договора уполномоченного лица?

        Договор уполномоченного лица с изготовителем входит в основной требуемый пакет документов при регистрации документов о подтверждении соответствия (сертификатов и деклараций о соответствии) на серийный выпуск продукции (схемы сертификации 1с, 2с, 5с, 6с, 7с, 8с и схемы декларирования 1д, 3д, 5д, 6д).

        Обязательное предоставление такого документа при оформлении сертификата соответствия установлено пунктом 14 раздела III и при декларировании пунктом 26 раздела IV Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2019 г. № 44 «О типовых схемах оценки соответствия»:

        14.К заявке прилагаются следующие документы:

        копия договора с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающего обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технического регламента и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица)

        26. Комплект документов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии (если иное не установлено техническим регламентом), включает в себя:

        договор с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающий обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технического регламента и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица) (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия);

        Форма договора уполномоченного лица

        Как было отмечено выше, прежде всего договор уполномоченного лица должен наделять такое лицо правом совершать действия по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза. Помимо взаимодействия с органами по сертификации, такие действия могут включать в себя взаимодействие с органами по аккредитации (например, действия по регистрации или отзыву декларации о соответствии, подача жалоб), ввоз и таможенное оформление образцов продукции и т.д. — все это следует предусмотреть в договоре, исходя из конкретной ситуации.

        Обязанности и ответственность уполномоченного лица рекомендуется перечислять подробно с максимальной степенью соответствия национальному законодательству в сфере технического регулирования (в России — 184-ФЗ). Это позволит избежать недопонимания и лишних согласований со стороны органов по сертификации и лабораторий, а также вопросов со стороны контролирующих органов.

        При этом, однако, следует учитывать следующие обстоятельства: в соответствии с главой 7 184-ФЗ заявитель (в т.ч. уполномоченное лицо) обязан:

        • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
        • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено (либо истек срок их действия);
        • приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов (на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов).
        • Очевидно, что заявитель-уполномоченное лицо в большинстве случаев не имеет возможности приостановить реализацию продукции (в том числе, ее импорт) и, тем более, приостановить производство, т.к. он не является производителем или импортером. В связи с этим рекомендуется предусмотреть в договоре обязанность изготовителя выполнить такие действия после получения соответствующей информации от заявителя.

          Кроме того, 184-ФЗ обязывает заявителя возместить причиненный в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов вред [3] . При этом согласно п.4 статьи 36 закона: «Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны».

          Таким образом, законодательство РФ запрещает перенос обязанности по возмещению вреда на изготовителя. Чтобы в какой-то степени застраховать заявителя от подобных рисков, рекомендуется внести в договор оговорки о компенсации производителем расходов заявителя в этом случае.

          Ниже Вы можете ознакомиться с типовой формой договора, в которой учтены все перечисленные выше особенности:

        • ^ В соответствии с пунктом 2 Приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе:

        • Изготовитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие от своего имени только производство или производство и реализацию продукции, и ответственные за их соответствие требованиям Технических регламентов ТС/ЕАЭС.

          Импортер — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые заключили с иностранным изготовителем (продавцом) внешнеторговый договор на передачу продукции, осуществляют выпуск этой продукции в обращение и (или) ее реализацию на таможенной территории Союза и несут ответственность за ее соответствие требованиям технических регламентов.

          Продавец — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, реализующие продукцию по договорам и не являющиеся изготовителями.

          Уполномоченное изготовителем лицо — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза.

        • ^ Понятие вводится в статье 24 закона: «. заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя)»
        • ^ Пункт 3 статьи 36 184-ФЗ: «В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерациии принять меры в целях недопущения причинения.»
        • Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

          Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

          В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:

          Публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанность компании по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица.

          Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении заключения публичного договора и условий публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

          Публичный договор не требует нотариального заверения.

          Сущность публичных договоров

          При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.

          Публичный договор имеет ряд характерных признаков.

          Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.

          Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.

          В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:

          вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);

          брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

          Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

          Субъекты публичного договора

          В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).

          Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

          Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

          Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

          Условия публичного договора

          Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.

          Такими признаками являются:

          состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;

          коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;

          установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

          Преимущества публичного договора для потребителя

          Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.

          Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.

          Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

          Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

          Примеры публичных договоров

          Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.

          Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.

          К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

          На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:

          Договор купли-продажи (розничной);

          Договор оказания медицинских услуг;

          Договор подряда, в том числе бытового;

          Договор хранения на складе;

          Договор банковского вклада для граждан в кредитных организациях;

          Договор хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде;

          Договор перевозки пассажиров общественным транспортом;

          Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

          Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.

          Порядок заключения публичных договоров

          Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

          Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

          В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

          Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

          Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

          В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

          После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

          В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

          Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

          Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

          Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

          С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

          Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.

          Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

          Читайте так же:  Генералова театр пособия. Генералова театр пособия

    admin