Совет Безопасности ООН: инструмент большой политики или пережиток прошлого. Функции и полномочия совета безопасности

Содержание:

Совет Безопасности ООН: инструмент большой политики или пережиток прошлого

Мы регулярно слышим в новостях: «Совет Безопасности ООН начал рассмотрение такого-то вопроса» или «Россия наложила вето на резолюцию Совбеза ООН». Все сложные международные проблемы непременно выносятся на обсуждение этого органа. Так было с Украиной, Сирией, теперь в Совете Безопасности ведут дебаты о дальнейшей судьбе Венесуэлы.

Чем же занимается данная организация? Из чего она состоит и какова ее структура? И что такое право вето, которое периодически используют дипломаты. Ответы на эти вопросы вы узнаете из нашей статьи.

Совбез ООН: состав и полномочия

Совет Безопасности – постоянно действующая структура ООН. Согласно уставу организации, ее приоритетной задачей является поддержание мира и международной безопасности. Совбез (СБ) относится к шести «основным» органам ООН, хотя, конечно, такое определение нельзя назвать официальным.

Все государства, имеющие членство в ООН, должны подчиняться решениям, принятым на Совбезе, и выполнять их. Так, по крайней мере, записано в уставе. Это главное отличие Совета от других органов и структур ООН, которые могут всего лишь выносить рекомендации государствам-членам данной организации.

Сегодня в состав Совета входит пятнадцать государств: пять на постоянной основе, десять – избираются каждые два года на Генассамблее ООН. Такой порядок был окончательно закреплен резолюцией от 1963 года. До этого момента в Совбез входили всего лишь шесть непостоянных членов. Комплектация происходит по географическому положению:

  • пять мест получают государства Африки и Азии;
  • одно – для стран Восточной Европы;
  • два места – государства Латинской Америки;
  • два закреплены за Западной Европой.
  • Избрание председателя Совбеза происходит ежемесячно. Он назначается по списку стран-членов этого органа, расположенных в соответствии с их английскими названиями.

    Постоянные члены Совбеза:

  • Россия (Советский Союз до 1991 года);
  • США;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Китай.
  • Постоянные члены Совбеза ООН имеют важнейшую привилегию – право вето, благодаря которому они могут остановить принятие любого решения. К сожалению, нередко происходит злоупотребление этим правом.

    Непостоянными членами чаще других избирали Бразилию и Японию – каждая из этих стран находилась в СБ по двадцать лет. «Стаж» Аргентины составляет 18 лет, Пакистана, Индии и Колумбии – 14. Около 60 государств мира вообще никогда не заседали в Совете Безопасности.

    Информация о работе СБ есть на официальном сайте ООН (существует русская версия), там же можно смотреть заседания онлайн.

    Какие функции должен выполнять Совбез

    Согласно Устава ООН, СБ имеет полномочия расследовать любую ситуацию, которая потенциально может угрожать глобальной безопасности, а также определять степень серьёзности положения и давать рекомендации относительно восстановления «статус-кво». При необходимости Совет может применять к государствам-нарушителям различного рода санкции, и даже инициировать использование военной силы.

    На практике все происходит немного иначе. Приступая к решению того или иного конфликта, Совбез сначала использует «мягкие» способы. Стороны приглашаются к переговорам, с ними проводятся консультации.

    Для решения проблемы СБ может:

  • отправлять особые миссии в зоны конфликтов;
  • инициировать расследования;
  • назначать специальных посланников;
  • формулировать общие принципы достижения мира;
  • привлекать Генсека ООН для участия в переговорном процессе.
  • Если военные действия все-таки начинаются, то Совет прилагает все усилия для их прекращения. Он может делать заявления, опираясь на авторитет Организации Объединенных Наций, осуждать агрессоров, давать указания о прекращении огня, отправлять в зону конфликта наблюдателей или же специальные военные силы. Обычно в их задачи входит разъединение противоборствующих сторон и снижение общего накала напряженности, после чего можно снова вернуться к мирным переговорам.

    Совбез ООН имеет полномочия выносить решения о введении экономических санкций против той или иной страны, о разрыве с ней дипломатических отношений или о торговой блокаде. В компетенции Совета даже инициация коллективных военных действий против агрессора.

    СБ всегда стремится уменьшить негативные последствия своих действий для мирного населения и наказать сторону, виновную в разжигании конфликта.

    Для принятия любого решения Совбеза, кроме процедурных, необходимо 9 голосов из 15, но здесь есть важный нюанс. Его должны поддержать все пять постоянных членов СБ, причем даже воздержание любого из них может быть рассмотрено как попытка ветирования. Правда, государство может поставить Совет в известность, что его голосование не является препятствием для принятия решения. В таком случае резолюция может быть одобрена СБ ООН, если, конечно, наберёт нужное количество голосов. Сторона-участник конфликта не имеет право участвовать в голосовании.

    Каждый из членов СБ обязан иметь своего представителя в штаб-квартире ООН, чтобы орган, в случае острой необходимости, мог начать заседание в кратчайшие сроки.

    История Совета Безопасности

    Сама идея создания ООН появилась еще в начале Второй мировой войны. Уже в августе 1941 года между Англией и США была подписана Атлантическая хартия, в которой излагалось общее видение мира после разгрома нацисткой Германии. Через несколько месяцев подпись под данным документом поставил и СССР.

    В начале 1942 года к Хартии присоединились 26 государств-участников антигитлеровской коалиции. Именно тогда впервые появилось название «Объединенные нации», придуманное президентом США Рузвельтом. Также он предложил новую систему международной безопасности, которая получила неофициальное название план «четырех полицейских».

    Согласно этой доктрине, в будущем, уже после окончания войны, мир на планете должен поддерживаться усилиями четырех мощнейших государств: США, Советского Союза, Великобритании и Китая. По замыслу президента, каждая страна прямо получала свою зону ответственности: Америка следила бы за порядком в Западном полушарии, СССР – в Центральной Азии и Восточной Европе, Китай – на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе, а за британцами оставались земли ее империи и Западная Европа.

    Планы послевоенного устройства уточнялись на нескольких конференциях и встречах глав великих держав, а финальное решение о создании ООН появилось только в 1945 году. Концепция «четырех полицейских» нашла свое отображение в Совете Безопасности – центральной структуре организации. В основу ее деятельности был положен принцип единогласия сильнейших государств мира, каждое из которых могло воспользоваться правом вето относительно любого решения.

    Первое заседание Генассамблеи состоялось в Вестминстерском дворце 10 января 1946 года. Через неделю в том же месте была принята первая резолюция Совбеза. Она касалась создания нового комитета, который бы планировал будущие военные операции, инициированные Совбезом.

    В 1952 году ООН окончательно переехала в Нью-Йорк, и с тех пор этот город – место его постоянного пребывания. Там же проходят и заседания Совбеза. За прошедшие десятилетия было организовано несколько выездных заседаний СБ.

    С момента основания ООН пост Генерального секретаря организации занимали девять человек. Сейчас на этой должности находится португалец Антониу Гутерреш – он был избран в начале 2017 года.

    В 1965 году была проведена важная реформа Совбеза – с 11 до 15 увеличилось число непостоянных членов СБ.

    С момента своего основания Совбез инициировал режим санкций против 23 государств, причем в период с 1946 по 1990 годы эта мера применялась только два раза: в отношении ЮАР и Южной Родезии. За тот же период в Совете было согласовано более 70 миротворческих миссий, в которых приняли участие около миллиона «голубых касок».

    Право вето или почему ООН иногда бессильна

    С 1946 по 2015 год постоянные члены Совбеза ООН 237 раз применяли право вето. Наибольшее количество раз эту процедуру использовал СССР и Россия (103). На втором месте находятся американцы — они ветировали 79 резолюций Совета, третье место за Великобританией – 29 вето, четвертое занимает Франция —16 вето. Китай использовал свое право только в девяти случаях.

    Советский Союз особенно активно ветировал резолюции СБ до 1970 года: на этот период пришлось 80 вето. В разгар Холодной войны блокирование решений в Совбезе ООН вообще стало рутинной процедурой: не проходило и недели без советского или американского вето по тому или иному вопросу. К сожалению, в последние годы мы видим стремительное скатывание к тем же позициям: вместо поиска компромиссов по сложным вопросам, постоянные члены СБ все чаще блокируют не устраивающие их решения.

    С 1991 по 2015 год Российская Федерация воспользовалась своим правом тринадцать раз, причем десять из них пришлись на последние годы.

    Совбез ООН: пережиток прошлого

    Несмотря на очевидные успехи и достижения, с каждым годом все громче раздаются голоса о необходимости реформирования Совета Безопасности. Одним из главных объектов критики является право вето и явное злоупотребление им со стороны постоянных членов СБ. Любое важное и необходимое решение, которое так или иначе затрагивает интересы кого-нибудь из «большой пятерки», практически не имеет шансов на принятие, независимо от того, кто прав или виноват в конкретной ситуации. Из-за этого Совбез все больше превращается в бессмысленный дискуссионный клуб, неспособный выполнять свои функции.

    Однако главное даже не это. Нынешний состав и структура Совбеза абсолютно не соответствует современным международным реалиям. Тема реформы Совбеза на слуху уже несколько десятилетий, но никаких практических подвижек в этом вопросе так и не происходит. В СБ хотят попасть Германия, Бразилия, Япония, Индия и даже Индонезия. Италия предложила выделить в Совете место для Евросоюза, а несколько африканских государств настаивают на отдельном представительстве континента в СБ.

    Естественно, что против любых изменений выступают все без исключения постоянные члены данного органа. Этот вопрос несколько раз рассматривался на встречах «большой восьмерки», но никаких решений принято так и не было. Реформа Совбеза и ООН в целом назрела давно, ибо структура организации создавалась в совершенно другом мире, который создавали победители Второй мировой войны. С того момента на планете появились новые «центры силы», которые желают быть представленными в Совбезе. Остается только надеется, что ООН не постигнет судьба Лиги Наций, а для реформы Совбеза не потребуется новая большая война.

    Совет Безопасности Российской Федерации: правовые основы деятельности Текст научной статьи по специальности « Военное дело»

    Аннотация научной статьи по военному делу, автор научной работы — Толстых Владимир Владимирович

    В статье раскрываются нормативно-правовые основы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, его конституционно-правовой статус в рамках российского законодательства, анализируются мероприятия, рассмотренные Советом Безопасности Российской Федерации за последние 5 лет и рассматривается роль Совета Безопасности в системе обеспечения национальной безопасности России.

    Похожие темы научных работ по военному делу , автор научной работы — Толстых Владимир Владимирович,

    Текст научной работы на тему «Совет Безопасности Российской Федерации: правовые основы деятельности»

    ?СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толстых В.В.

    Толстых Владимир Владимирович — кандидат военных наук, начальник лаборатории, научно-исследовательская лаборатория, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва

    Аннотация: в статье раскрываются нормативно-правовые основы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, его конституционно-правовой статус в рамках российского законодательства, анализируются мероприятия, рассмотренные Советом Безопасности Российской Федерации за последние 5 лет и рассматривается роль Совета Безопасности в системе обеспечения национальной безопасности России.

    Ключевые слова: вызовы и угрозы безопасности, конституционный орган, межведомственная комиссия, национальная безопасность, национальные интересы, Совет Безопасности, стратегическое планирование.

    Российская Федерация, как и любое другое государство, является сложным, многогранным, исторически развивающимся цивилизационным явлением. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных и иных закономерностей, государство стало его основной организующей и управляющей системой.

    В целях упорядочения отношений в обществе, управления общественными делами, процессами, разрешения различного рода конфликтов, поддержания правопорядка, стабильности и достижения определенных целей общества в государстве создаются различного рода институты (органы государства) -институт главы государства, институт конституционного контроля, институт судебной власти и др.

    Данные институты образуют механизм (аппарат) государства и представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов.

    Основными элементами механизма государства являются государственные органы, являющиеся составными частями государственного механизма, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие в соответствии с законом структурой, наделенные законом властными полномочиями (компетенцией) и органически взаимодействующие с другими частями механизма государства [1].

    По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные (исполнительно-распорядительные) и судебные.

    В особую группу выделяются органы надзора, контроля, силы обеспечения национальной безопасности, некоторые иные государственные органы. Таким особым государственным органом в России является и Совет Безопасности Российской Федерации.

    Совет Безопасности Российской Федерации существует более двадцати пяти лет. Впервые в нашей стране образование такого органа, как Совет Безопасности, было предусмотрено Законом СССР от 26 декабря 1990 года № 1861-1 [2], внесшим изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик в связи с совершенствованием системы государственного управления.

    На Совет Безопасности СССР была возложена разработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны,

    поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правопорядка в обществе.

    Таким образом, уже изначально в СССР Совет Безопасности являлся конституционным органом при Президенте государства, чьи решения носили рекомендательный характер.

    В связи с этим нельзя не признать справедливым мнение бывшего первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации М.А. Митюкова о том, что именно Совет Безопасности СССР явился прообразом российского Совета Безопасности [3].

    В соответствии с Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» и принятыми, в соответствии Законом РСФСР от 24 мая 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)», поправками в Основной закон страны было установлено, что Президент РСФСР возглавляет Совет Безопасности РСФСР [4].

    19 июля 1991 года Президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ № 9 «О Совете безопасности РСФСР», который не был официально опубликован, однако ряд положений изданного Указа были опубликованы в «Российской газете» 25 июля 1991 года. Так. В соответствии с данным Указом была сформирована комиссия при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности РСФСР.

    5 марта 1992 года, в результате совместной работы комиссии при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству, был разработан и принят Закон Российской Федерации «О безопасности», где был определен статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.

    3 июня 1992 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 547 «Об образовании Совета безопасности Российской Федерации» и утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета безопасности Российской Федерации» утверждена структура Аппарата Совета Безопасности, который в соответствии с Положением вошел в состав Администрации Президента.

    В связи с принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», Указом Президента от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими и не подлежащими применению многие законы и отдельные статьи законов — в том числе статьи Закона РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности», содержащие упоминание о полномочиях и устанавливающие принципы формирования состава Совета Безопасности. В результате определение состава Совета Безопасности, в том числе его постоянных членов с правом решающего голоса, полностью перешло в руки Президента и из органа, формируемого по должностному принципу из руководителей ветвей власти, Совет Безопасности превратился фактически в орган при Президенте.

    В период с 1992 по 2011 год основным источником правового регулирования деятельности Совета Безопасности выступали специальные указы Президента Российской Федерации, такие как:

    Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года № 747 «О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации»;

    Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 1996 года № 1128 «Об утверждении Положения об аппарате Совета безопасности Российской Федерации»;

    Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 2005 года № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации»;

    Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 года № 1871 «Вопросы научного совета при Совете безопасности Российской Федерации».

    Однако, в связи с подписанием 6 мая 2011 года Указа Президента Российской Федерации № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» многие правовые акты утратили силу.

    В настоящее время конституционно-правовое положение Совета Безопасности Российской Федерации определяется пунктом «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации; Федеральными законами от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», в соответствии с которыми утверждены положения о Совете Безопасности Российской Федерации, об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации», о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности, о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 года № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации».

    Кроме этого, различные аспекты деятельности Совета Безопасности регулируются Указами Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации», от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации», от 12 июня 2006 года № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации», от 6 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» и др.

    В соответствии с действующей Конституцией, Президент Российской Федерации осуществляет ряд важных полномочий в сфере обеспечения безопасности страны -формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

    Так как безопасность выступает одним из ключевых направлений деятельности государства, то главным предназначением Совета Безопасности Российской Федерации является обеспечение условий для реализации главой государства своих конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной

    целостности, то есть полномочий, предусмотренных соответствующими статьями Конституции Российской Федерации.

    Таким образом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности.

    Кроме этого, на основании Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Положения о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590, организуется стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности и осуществляется подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации национальной обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, а также иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

    Учитывая тот факт, что Президент Российской Федерации является верховным главнокомандующим, то он определяет основные направления развития оборонной промышленности, повышение уровня безопасности и обороноспособности государства. Для принятия обоснованного и необходимого решения, которое позволит достичь желаемых практических результатов, у Президента Российской Федерации возникает необходимость привлечения к решению данного вопроса специалистов в области обороны и безопасности государства, из числа которых и формируется состав Совета Безопасности Российской Федерации. В настоящее время состав Совета Безопасности определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 года № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

    Поскольку большинство решений Совета Безопасности Российской Федерации оформляется протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний, которые юридической силы не имеют, то их практическая реализация осуществляется в виде изданий указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации.

    Принятые решения Совета выступают в качестве квалифицированного коллегиального мнения специалистов в той или иной области, позволяющие Президенту Российской Федерации выбрать наиболее эффективное и целесообразное решение. Не случайно Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» указывает на то, что решения Совета выступают в качестве оснований для последующих действий главы государства и принятия им решений в пределах компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации.

    Вступившие в силу решения Совета Безопасности Российской Федерации обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

    В целях подготовки решений Президента Российской Федерации по стратегическим направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации проводит с постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации и членами Совета Безопасности Российской Федерации совещания по стратегическому планированию.

    Кроме того, в целях подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, совещаний по стратегическому планированию, а также в целях рассмотрения отдельных проблем обеспечения национальной безопасности и совершенствования координации деятельности в данной области Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации проводит совместные с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах выездные совещания в субъектах Российской Федерации с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и иных должностных лиц.

    Организационно-техническое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации, информационно-аналитическое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, а также организационно-техническое обеспечение деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации осуществляет аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав этих комиссий, и аппарат Совета Безопасности Российской Федерации.

    За последние 5 лет предметом рассмотрения Совета Безопасности Российской Федерации были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Так, под непосредственным руководством Совета Безопасности Российской Федерации разработаны Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности», Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ряд других основополагающих документов, направленных на совершенствование системы обеспечения национальной безопасности и ее функционирования.

    Так же, Советом Безопасности Российской Федерации были выработаны решения по экономическому обеспечению национальной безопасности, усилению роли России в обеспечении энергетической безопасности, технологической модернизации экономики и повышению ее конкурентоспособности, реализации программы импортозамещения, обеспечению экологической и продовольственной безопасности, улучшению демографической ситуации в стране, освоению континентального шельфа, совершенствованию системы государственного управления, контроля и надзора в недропользовании и ряд других.

    Решениями Совета Безопасности Российской Федерации определены основные направления развития военной организации государства на среднесрочную перспективу, предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил Российской Федерации, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Были одобрены основы военно-технической политики, иные концептуальные документы, определяющие политику в области

    развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов, в стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и электронной компонентной базе.

    На заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации рассмотрены первоочередные задачи в области военно-технического сотрудничества, выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

    Разработаны меры по защите национальных интересов Российской Федерации на государственной границе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как противодействие экстремистским проявлениям, борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, противодействие транснациональным рискам и угрозам, выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций, борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации, противодействие финансированию терроризма. Это позволило скорректировать государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.

    В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры и развитию информационного общества, а также по конструктивному участию России в формировании системы международной информационной безопасности.

    В области обеспечения международной безопасности одним из основных приоритетов была выработка внешней политики России в отношении государств-участников Содружества Независимых Государств, как в многостороннем, так и в двустороннем формате, большое внимание уделялось становлению и развитию Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза, как центров интеграции на постсоветском пространстве в военно-политической и экономической сферах. Образован и действует Комитет секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности.

    Важную роль Совет Безопасности Российской Федерации сыграл в разработке мер по защите российских граждан и пресечению военной агрессии Грузии против Южной Осетии, а также по предотвращению подобного развития событий в отношении Абхазии в августе 2008 года. В результате принятых мер был восстановлен мир в этом регионе, ликвидирована угроза геноцида населения Южной Осетии и Абхазии, а сами они обрели суверенитет и стали полноценными субъектами международного права.

    Большой вклад внес Совет Безопасности Российской Федерации в предотвращение в 2014 году развития конфликта на территории Крыма. В результате своевременно принятых мер, Республика Крым и город Севастополь стали полноценными субъектами Российской Федерации, в которых легитимно и успешно функционируют государственные и общественные институты, решаются задачи восстановления социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Существенную роль Совет Безопасности Российской Федерации играет в выработке мер по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, оказанию гуманитарной помощи мирному населению Донбасса.

    Совет Безопасности Российской Федерации разрабатывал предложения по урегулированию кризисных ситуаций в различных регионах мира, затрагивающих интересы России, по проблемам международных отношений. На его заседаниях рассматривались вопросы о перспективах отношений России с НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, вырабатывались подходы по противодействию международному терроризму и тесно связанному с ним незаконному обороту наркотиков.

    Зашита национальных интересов в международной сфере предполагает противодействие наиболее опасным вызовам безопасности всего мирового сообщества. Речь идет об опасности возобновления гонки вооружений на новом технологическом уровне, попытках разрушить существующие системы разоружения и контроля над вооружениями.

    В настоящее время осуществляются прогнозирование и выработка мер по нейтрализации новых вызовов и угроз безопасности в условиях трансформации международной системы, некогда основанной на идее так называемого однополярного мира.

    Подводя итог, следует подчеркнуть, что Совет Безопасности Российской Федерации за прошедшие годы доказал свою значимость, внес существенный вклад в выработку стратегии развития России, создание условий для реализации функции Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней и внешней политики, сохранению суверенитета и территориальной целостности страны, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. Все это говорит о том, что та правовая основа деятельности, которая была заложена в начале 90-х годов, сегодня позволила Совету Безопасности Российской Федерации стать тем важным инструментом реализации долгосрочной стратегической линии развития страны и обеспечения ее национальных интересов в общей системе институтов национальной безопасности страны.

    1. Карпов В.И., Павлов Д.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1999. С. 127-129; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / под ред. А. В. Опалева. М., 2004. С. 85-87.

    2. Закон СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861 -I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 1. Ст. 3.

    3. Митюков М.А. Правовой статус Совета Безопасности // Президент. Парламент. Правительство. 1997. № 4. С. 6.

    4. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.

    Функции, формы и методы обеспечения национальной безопасности

    Функции системы обеспечения национальной безопасности в функциональной структуре государства

    Функция (от лат. functio) — исполнение, обязанность, круг деятельности. Функция — это основные направления деятельности какого-либо объекта (предмета). Природу функций изучали многие ученые, в том числе философы, определяющие их как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, а также социологи, рассматривающие их роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации.

    Существуют два подхода к рассмотрению сущности и назначения государства как социального института:

  • 1) государство в статике как системное единство постоянного организованного общества, характеризующегося определенными качественными характеристиками (территориальной, политической, структурной организацией общества; формой правления; национальным устройством и др.);
  • 2) государство в динамике как развивающаяся система, осуществляющая управление обществом в условиях внутренней и внешней среды.
  • В теории права и государства, рассматривающей государство в динамике, выделяют процесс функционирования государства и функции государства. В процессе исторического развития государства функции изменяются, одни возникают, другие исчезают. Л. А. Морозова понимает под функциями государства основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах [1] . Такой двойственный характер функций, заключающийся не только в действиях, задачах государства, но и в определенных формах и методах решения этих задач, важно учитывать при обеспечении национальной безопасности. Системообразующей составляющей функционирования государства выступают «цели». Цели и функции обеспечения национальной безопасности взаимообусловлены. Если первые отвечают на вопрос «что делать?», то вторые — «как делать?»

    С позиций теории бюрократической организации М. Вебера, СОНБ представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует для достижения основной цели — должного уровня защиты национальных интересов. СОНБ — это не только наличие структурных компонентов системы (государственных органов, общественных объединений, граждан), но и определенных функций этих структур (функциональные компоненты системы). Структура СОНБ зависит от особенностей функционирования ее составных частей, а именно взаимодействующих между собой субъектов, осуществляющих специфические функции в рамках установленной законодательством компетенции по защите интересов личности, общества и государства.

    При этом следует отчетливо понимать, что не все общественные отношения охватываются сферой национальной безопасности, а только те, которые в конкретный исторический момент затрагивают национальные интересы Российской Федерации, для которых существуют опасности и угрозы.

    В ст. 3 Федерального закона «О безопасности» представлены не функции обеспечения национальной безопасности, а содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности, которое уже было рассмотрено в подпараграфе 2.2.3. Напомним, что основными направлениями этой деятельности являются:

  • 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;
  • 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • 4) разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • 6) разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • 7) организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • 8) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ.
  • Рассмотрим функцию координации как согласование деятельности субъектов, установление взаимосвязи, мобилизацию их усилий для успешного решения общих задач по обеспечению национальной безопасности. Основную координирующую роль в области обеспечения национальной безопасности играет Президент РФ, которому подчинены федеральные органы исполнительной власти, реализующие наибольший объем правоприменительных полномочий в этой сфере, а также формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности РФ и в пределах своей компетенции Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Совет Безопасности РФ наделен функцией координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности.

    Специфика осуществления деятельности раскрывается подробнее в положениях Федерального закона «О безопасности»: в гл. 2 «Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности» и в гл. 3 «Статус Совета Безопасности». В ст. 11 обозначены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности, которые осуществляют управленческие функции в этой сфере в соответствии со своим правовым статусом.

    Органы исполнительной власти осуществляют следующие функции:

  • 1) правотворческую;
  • 2) регулятивно-управленческую;
  • 3) правоприменительную;
  • 4) юрисдикционную;
  • 5) правоохранительную.
  • Правотворческая функция — деятельность, связанная с подготовкой проектов законодательных актов и изданием правовых актов управления.

    Регулятивно-управленческая функция — деятельность органов исполнительной власти, связанная с организацией и упорядочением общественных отношений и поведения их участников в сфере национальной безопасности.

    Правоприменительная функция — деятельность, связанная с юридически властным волеизъявлением субъектов обеспечения национальной безопасности и изданием индивидуальных актов управления.

    Юрисдикционная функция — деятельность органов исполнительной власти, связанная с применением мер юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной).

    Правоохранительная функция — деятельность органов исполнительной власти, связанная с обеспечением законности, прав и свобод граждан, противодействия правонарушениям.

    Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими различные функции, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», являются:

  • 1) федеральные министерства, выполняющие нормотворческую функцию и реализацию основных направлений государственной политики;
  • 2) федеральные службы — функции по контролю и надзору;
  • 3) федеральные агентства — организационно-хозяйственные функции.
  • В ст. 12 Федерального закона «О безопасности» представлены функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения национальной безопасности, которые «в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности». В ст. 14 этого федерального закона определены основные функции Совета Безопасности РФ.

    В теории государственного управления принято различать функции государственного управления и управленческие функции государственных органов. Г. В Атаманчук функциями государственного управления называет реальные целенаправленные организующие и регулирующие влияния на управляемые явления, тесно связанные с общественными функциями государства, с поддержанием свободы, суверенитета и исторического существования народов страны в рамках мирового сообщества [2] . Управленческие функции государственных органов — это юридически выраженные управляющие воздействия определенных государственных органов в отношении управляемых объектов.

    Общее между функциями государственного управления и управленческими функциями заключается в том, что они являются управляющими воздействиями государства, оказывающими влияние на сохранение и развитие общественной системы в целом. Поэтому в совокупности эти функции образуют сложную функциональную структуру государственного управления.

    Различие между функциями государственного управления и управленческими функциями прослеживается по следующим критериям:

  • 1) по субъекту воздействия (всей структурой государственного управления или конкретным государственным органом);
  • 2) по объему влияния (на всю общественную систему или на отдельные компоненты общественной системы);
  • 3) по средствам реализации (всей силой государства или полномочиями конкретного органа);
  • 4) по характеру (связь государства со всей общественной системой или юридическая констатация правового статуса конкретного органа).
Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение ребенка. Возврат налога за обучение на водительские права

В связи с многогранным и динамичным характером деятельности СОНБ нет единой классификации ее функций. Пониманию функций обеспечения национальной безопасности помогает закон эмерджент- ности («системный эффект»). Функции целостной СОНБ являются функциями государственного управления. Они осуществляются всей СОНБ, оказывают влияние на всю область обеспечения национальной безопасности, реализуются всеми субъектами обеспечения национальной безопасности, отражают объективные взаимосвязи государства и общественной системы. Управленческие функции субъектов обеспечения национальной безопасности обусловлены их правовым статусом, закрепленным в нормативных правовых актах, определяющим место и роль в СОНБ.

Полномочия и функции

II. Задачи Министерства

6. Основными задачами Министерства являются:

6.1. разработка и реализация государственной политики в сфере регулирования экономики Республики Дагестан;

6.2. разработка и реализация государственной политики регионального развития на основе единой схемы территориального развития республики в целях обеспечения оптимального и эффективного размещения производительных сил на территории республики;

6.3. участие в организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий;

6.4. формирование приоритетов единой государственной инвестиционной политики и предоставление государственной поддержки;

6.5. формирование и реализация государственной конкурентной политики.

III. Функции Министерства

7. Министерство несет ответственность за осуществление следующих основных функций:

7.1. стратегическое планирование и прогнозирование социально-экономического развития Республики Дагестан (01.01);

7.2. лицензирование видов деятельности, закрепленных за Министерством (01.08);

7.3. управление международной и внешнеэкономической деятельностью Республики Дагестан (01.03);

7.4. регулирование в установленном порядке цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на Министерство (01.09).

8. Министерство взаимодействует с:

8.1. Министерством финансов Республики Дагестан при осуществлении функции управления государственными финансами (01.02);

8.2. Министерством информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан при осуществлении функции управления информатизацией (01.15);

Читайте так же:  Ликвидация расшифровка. Ликвидация расшифровка

8.3. Министерством промышленности и энергетики Республики Дагестан при осуществлении следующих функций:

управление развитием инновационной деятельности (01.11);

управление энерго- и ресурсосбережением (01.14);

управление промышленностью (03.01);

8.4. Министерством по национальной политике и делам религий Республики Дагестан в области отношений с соотечественниками (01.03.2);

8.5. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан при осуществлении следующих функций:

территориальное планирование (01.05.01);

управление в установленном порядке обеспечением прав граждан на жилище и предоставлением потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг (04.01);

8.6. Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан при осуществлении функции управления в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды (01.06);

8.7. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан при осуществлении функции управления сельским хозяйством (03.2);

8.8. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан при осуществлении функции управления транспортным комплексом;

8.9. Министерством здравоохранения Республики Дагестан при осуществлении функции управления здравоохранением (04.02);

8.10. Министерством культуры Республики Дагестан при осуществлении следующих функций:

регулирование отношений в области культуры (в том числе в области искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия);

содействие развитию религиозных объединений различных вероисповеданий и укреплению взаимопонимания между ними (04.03);

8.11. Министерством по физической культуре и спорту Республики Дагестан при осуществлении функции правления в области физкультуры и спорта (04.04);

8.12. Министерством труда и социального развития Республики Дагестан при осуществлении следующих функций:

управление трудовыми отношениями и развитием трудовых ресурсов (01.13);

управление социальной сферой (04);

управление социальной защитой (04.06);

8.13. Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан при осуществлении следующих функций:

управление использованием недвижимого имущества (зданий, сооружений), транспорта, оборудования, объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Дагестан (01.07.01);

управление в установленном порядке приватизацией имущества, находящегося в собственности Республики Дагестан (01.07.03);

8.14. Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан при осуществлении функции управления в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности (02.01);

8.15. Министерством образования и науки Республики Дагестан при осуществлении функции управления образованием (04.05);

8.16. Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан при осуществлении функции управления в сфере туризма (04.09);

8.17. Агентством по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан при осуществлении следующих функций:

государственное регулирование инвестиционной деятельностью (01.10);

управление развитием инвестиционной деятельности в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций (01.18).

IV. Полномочия Министерства

9. Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

9.1. организует разработку стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан, систему мер государственного воздействия на развитие экономики, в том числе по эффективному использованию производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов Республики Дагестан;

9.2. проводит анализ социально-экономического положения Республики Дагестан;

9.3. разрабатывает совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан меры по обеспечению экономической безопасности и реализации стратегии устойчивого развития Республики Дагестан;

9.4. подготавливает предложения о приоритетных направлениях развития экономики Республики Дагестан;

9.5. разрабатывает с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления прогнозы социально-экономического развития Республики Дагестан, муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, отраслей и секторов экономики;

9.6. разрабатывает и вносит в Правительство Республики Дагестан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также предложения по совершенствованию законодательства Республики Дагестан по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и сфере ведения подведомственных ему учреждений, а также принимает участие в разработке предложений по совершенствованию федеральной, республиканской и муниципальной нормативно-правовой базы;

9.7. разрабатывает совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан и вносит в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан проекты программ социально-экономического развития Республики Дагестан, участвует в разработке государственных программ Республики Дагестан, программ и планов деятельности Правительства Республики Дагестан;

9.8. разрабатывает сводный финансовый баланс по Республике Дагестан, предложения об основных показателях республиканского и консолидированного бюджетов Республики Дагестан; проводит анализ доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований и подготавливает предложения по снижению уровня их дотационности, по увеличению доходов республиканского бюджета Республики Дагестан за счет внешних и внутренних источников;

Читайте так же:  Наследство с алиментами. Гражданское право алименты

9.9. проводит анализ и проверку представленных проектов на соответствие условиям конкурса на присуждение грантов Главы Республики Дагестан в области экономики; осуществляет подготовку и представление в Совет по грантам Главы Республики Дагестан материалов по проектам, соответствующим условиям конкурса;

9.10. участвует в разработке и реализации единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Дагестан;

9.11. взаимодействует в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет Республики Дагестан;

9.12. координирует деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по:

размещению и развитию производительных сил на территории Республики Дагестан;

созданию и развитию информационной базы для разработки экономико-картографических материалов схемы развития и размещения производительных сил Республики Дагестан;

9.13. проводит работу по мобилизационной подготовке экономики республики;

9.14. осуществляет координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти Республики Дагестан и организаций по созданию страхового фонда документации, включенной в мобилизационный план экономики Республики Дагестан;

9.15. принимает участие в реализации государственной политики в области развития агропромышленного комплекса, промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства;

9.16. участвует в формировании государственной политики управления республиканской собственностью;

9.17. подготавливает с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Дагестан предложения по участию Республики Дагестан в государственных программах Российской Федерации и осуществляет методическое руководство работой по их реализации;

9.18. представляет в федеральные органы исполнительной власти информацию о финансировании и выполнении на территории Республики Дагестан мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в разрезе источников финансирования и об использовании государственных инвестиций, выделенных из федерального бюджета;

9.19. исполняет функции организатора по подготовке органами исполнительной власти Республики Дагестан, заказчиками-застройщиками, определенными Правительством Республики Дагестан, бюджетных заявок на ассигнования за счет средств федерального бюджета для финансирования государственных программ Российской Федерации и непрограммных мероприятий на территории Республики Дагестан в очередном финансовом году и плановом периоде;

9.20. реализует от имени Правительства Республики Дагестан функции координатора и главного распорядителя средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственных программ Российской Федерации и непрограммных мероприятий, реализуемых на территории республики, а также из республиканского бюджета Республики Дагестан — на реализацию государственных программ Республики Дагестан и республиканской инвестиционной программы;

9.21. участвует в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки развития отраслей социальной сферы, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, политики в области доходов и потребления населения, пенсионного и других видов социального страхования, демографии, миграции, трудовых ресурсов, занятости населения, создания рабочих мест, организации подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Республики Дагестан и социальной поддержки отдельных групп населения с учетом экономических возможностей республики;

9.22. готовит предложения по формированию механизмов, стимулирующих органы исполнительной власти Республики Дагестан к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;

9.23. осуществляет подготовку предложений по формированию организационной структуры и оптимизации численности органов исполнительной власти Республики Дагестан;

9.24. подготавливает предложения по организации статистического наблюдения, участвует в разработке форм республиканского государственного статистического наблюдения;

9.25. осуществляет мониторинг социально-экономических процессов в Республике Дагестан, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

9.26. осуществляет совместно с органами исполнительной власти Республики Дагестан подготовку проекта доклада Главы Республики Дагестан о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период;

9.27. подготавливает сводный отчет о степени достижения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности Главы Республики Дагестан по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;

9.28. разрабатывает совместно с органами исполнительной власти Республики Дагестан и вносит в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан планы мероприятий по реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, обобщает, анализирует информацию о ходе их выполнения для представления в Правительство Республики Дагестан;

9.29. осуществляет мониторинг и проводит оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Дагестан; оказывает содействие в разработке муниципальных программ развития;

9.30. в целях обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований Республики Дагестан принимает участие в подготовке схем территориального планирования;

8.31. принимает участие в подготовке заключений по проектам схем территориального планирования;

9.32. разрабатывает мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения горных территорий на основе повышения уровня развития инфраструктуры инженерного обустройства сельских населенных пунктов,

9.33. осуществляет работу по созданию правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий;

9.34. подготавливает совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан предложения об учете региональных особенностей при проведении экономической реформы, разрабатывает меры государственной поддержки муниципальных образований со сложными социально-экономическими, природно-климатическими, демографическими и экологическими условиями, формирует с участием Министерства финансов Республики Дагестан лимиты средств, финансируемых из республиканского фонда муниципального развития;

9.35. взаимодействует с органами местного самоуправления при разработке схем и программ социально-экономического развития на территории Республики Дагестан;

9.36. формирует рейтинг муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и уровню инвестиционной привлекательности;

9.37. в пределах своей компетенции координирует работу по развитию моногородов Республики Дагестан;

9.38. осуществляет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» функции уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации в ведении реестра резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых в моногородах Республики Дагестан;

9.39. участвует в разработке и осуществлении инвестиционной политики, регулирует эту деятельность;

9.40. участвует в формировании государственной инновационной и научно-технической политики;

9.41. разрабатывает совместно с другими органами исполнительной власти Республики Дагестан и представляет в Правительство Республики Дагестан проект республиканской инвестиционной программы Республики Дагестан;

9.42. координирует создание и развитие инвестиционной инфраструктуры, в том числе особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;

9.43. является центром ответственности за разработку и реализацию положений Инвестиционного меморандума Республики Дагестан;

9.44. заключает договоры о реализации инвестиционных проектов, предусматривающие предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности;

9.45. разрабатывает в пределах своей компетенции предложения и координирует работу по устранению правовых, административных, экономических и организационных барьеров в сфере инвестиционной деятельности;

9.46. в пределах полномочий осуществляет выдачу лицензий — на территории Республики Дагестан по видам деятельности, закрепленным за Министерством, ведет реестр выданных лицензий;

9.47. составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

9.48. рассматривает дела о нарушениях установленного порядка ценообразования по перечню услуг, на которые государственное регулирование тарифов на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Министерство, и принимает по ним решения;

9.49. осуществляет региональный государственный контроль в области установленных Министерством цен (тарифов), регулируемых государством;

9.50. участвует в разработке предложений по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат и льгот, условий для формирования рынка потребительских и социальных услуг, увеличения их объема и повышения качества;

9.51. координирует деятельность органов исполнительной власти Республики Дагестан по предоставлению государственных услуг;

9.52. координирует работу по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Дагестан;

9.53. организует работу по строительству, реконструкции и оснащению помещений многофункциональных центров в муниципальных районах и городских округах Республики Дагестан;

9.54. составляет протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.8 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях;

9.55. осуществляет мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на территории Республики Дагестан;

9.56. осуществляет контроль в пределах своих полномочий за соблюдением порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данных услуг, осуществляется нормативными правовыми актами Республики Дагестан;

9.57. является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в сфере организации предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна»;

9.58. осуществляет функции методолога и эксперта по обеспечению перехода органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан к предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе межведомственного и (или) межуровневого информационного взаимодействия;

9.59. предоставляет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9.60. осуществляет контроль за правильностью предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9.61. осуществляет контроль за использованием субсидий находящимися в ведении Министерства учреждениями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из республиканского бюджета Республики Дагестан;

9.62. проводит экспертизу проектов административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Дагестан;

9.63. согласовывает проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Дагестан об утверждении размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг;

9.64. является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по развитию института оценки регулирующего воздействия в Республике Дагестан;

9.65. реализует государственную политику, направленную на повышение конкурентоспособности продукции дагестанских товаропроизводителей;

9.66. анализирует ценовую ситуацию в республике;

9.67. принимает совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Дагестан и организациями меры по формированию и насыщению внутреннего потребительского рынка товарами, повышению конкурентоспособности отечественных товаров, поддержке отечественных товаропроизводителей, а также разрабатывает и проводит мероприятия, способствующие развитию конкуренции в Республике Дагестан, путем создания необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики;

9.68. участвует в пределах своей компетенции в организации приемов зарубежных делегаций, делегаций субъектов Российской Федерации, а также в организации визитов делегаций Республики Дагестан в субъекты Российской Федерации и за рубеж;

9.69. участвует в пределах своей компетенции в подготовке и реализации соглашений между Правительством Республики Дагестан и федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, предприятиями федерального значения и зарубежными партнерами;

9.70. содействует установлению и развитию приграничных связей Республики Дагестан с иностранными государствами;

9.71. осуществляет общее руководство, организует и координирует деятельность представителей Республики Дагестан в субъектах (административно-территориальных образованиях) иностранных государств и представителей Правительства Республики Дагестан при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах;

9.72. вносит в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан предложения о направлении представителей Правительства Республики Дагестан для работы при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах;

9.73. в пределах своей компетенции принимает участие в реализации государственной политики в области внешнеэкономических связей;

9.74. разрабатывает предложения по поддержке экспорта республиканской продукции, обеспечению доступа продукции республиканских производителей на внешние рынки и рынки регионов Российской Федерации;

9.75. готовит аналитические материалы, доклады, отчеты о состоянии, проблемах и перспективах развития внешнеэкономической деятельности в Республике Дагестан;

9.76. готовит предложения об использовании финансовых средств, направленных на развитие внешнеэкономической деятельности;

9.77. осуществляет иные полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном законодательством;

9.78. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

9.79. координирует работу по совершенствованию и развитию международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан, улучшению их количественных и качественных параметров, обеспечению условий для эффективного вовлечения экономического комплекса республики в систему мирового разделения труда, оптимизации структуры внешнеторгового оборота;

9.80. создает условия и реализует в пределах своей компетенции государственную политику в области международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан;

9.81. разрабатывает предложения по эффективному использованию экспортного и инвестиционного потенциала республики;

9.82. в порядке и пределах, определенных законодательством, актами Главы Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан, осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Республики Дагестан, необходимого для обеспечения исполнения функций органа государственной власти Республики Дагестан в установленных настоящим Положением сферах деятельности, в том числе имущества, переданного государственным организациям Республики Дагестан, подведомственным Министерству;

9.83. в порядке и пределах, определенных законодательством, актами Главы Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан, осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении учреждений, находящихся в ведении Министерства;

9.84. утверждает уставы находящихся в ведении Министерства учреждений, вносит в них изменения по согласованию с органом исполнительной власти Республики Дагестан, на который возложено управление государственной собственностью Республики Дагестан;

9.85. назначает в установленном порядке на должность руководителей подведомственных учреждений, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, а также организует и проводит аттестацию руководителя учреждения;

9.86. согласовывает структуру и штатное расписание учреждений, находящихся в ведении Министерства;

9.87. обеспечивает реализацию антикоррупционной политики в пределах своей компетенции;

9.88. участвует в разработке и реализации мер, а также государственных программ Республики Дагестан в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

9.89. участвует в разработке мер по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма;

9.90. участвует в организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства;

9.91. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

9.92. реализует меры по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.

10. Министерство в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

10.1. запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и иных органов и организаций необходимую информацию;

10.2. издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;

10.3. привлекать в установленном порядке экспертов, заключать договоры с организациями и гражданами для выполнения работ;

10.4. осуществлять методическое руководство и координировать работу органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления по прогнозной оценке развития видов экономической деятельности, разработке и выполнению государственных программ, осуществлению экономической реформы, расширению финансовой и налоговой базы, определению форм и методов управления;

10.5. в установленном порядке документарные и иные проверки организаций;

10.6. издавать в установленном порядке в целях выполнения возложенных на Министерство задач печатные издания;

10.7. осуществлять в пределах своих полномочий контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, приостанавливать и аннулировать действие лицензий;

10.8. осуществлять в пределах своих полномочий контроль за правильностью предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

11. Министерство осуществляет меры по социальной защите, улучшению условий труда, жилищных, культурно-бытовых условий и по медицинскому обслуживанию работников Министерства.

admin