Статья 31. Федеральный закон об санитарно защитной зоне

Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом

Статья 31 изменена с 4 августа 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2019 г. N 342-ФЗ

Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий — санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Положение о таких санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.

Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.

Часть шестая утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Положение о зоне наблюдения утверждается Правительством Российской Федерации.

В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.

В целях повышения уровня антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, устанавливается зона с особыми условиями использования территорий — зона безопасности с особым правовым режимом (далее — зона безопасности).

См. Правила определения зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. N 749

Особый правовой режим зоны безопасности включает в себя:

ограничения на въезд на территорию зоны безопасности и (или) пребывание на ней граждан с установлением перечня оснований для отказа во въезде на территорию зоны безопасности или в пребывании на ней граждан;

ограничения на полеты летательных аппаратов (включая воздушные суда) над территорией зоны безопасности;

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, связанные с ограничениями на въезд на территорию зоны безопасности и (или) пребывание на ней граждан;

ограничения, установленные федеральными законами.

См. Правила обеспечения особого правового режима зоны безопасности с особым правовым режимом объекта использования атомной энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. N 749

Размеры и границы зоны безопасности устанавливаются с учетом паспорта безопасности объекта использования атомной энергии. Под паспортом безопасности объекта использования атомной энергии в целях настоящей статьи понимается документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта использования атомной энергии (территории) и перечень мероприятий по предупреждению, пресечению совершения террористического акта на объекте использования атомной энергии (территории) и минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта на объекте использования атомной энергии (территории). Порядок разработки и форма паспорта безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Положение о зоне безопасности утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии. Решение об установлении зоны безопасности принимается Правительством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение особого правового режима зоны безопасности устанавливается законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные установлением зоны безопасности, возмещаются эксплуатирующей организацией в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

Санитарно-защитная зона: закон диктует — быть!

14 янв. 2019 г., 8:00

Все действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капстроительства, являющиеся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, до 15 марта этого года обязаны иметь установленную санитарно-защитную зону или установить её.

РЕЖИМ — ОСОБЫЙ

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это специальная территория с особым режимом использования. Устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду проживания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение химического, биологического, физического воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных на её границе гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

(ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на её внешней границе предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух (как правило, это шум).

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ланд­шафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

А КАК В НАШЕМ ОКРУГЕ?

В связи с тем, что многие предприятия были введены в эксплуатацию до вступления с силу первых нормативно-правовых актов, регламентирующих необходимость создания санитарно-защитных зон, сейчас складывается ситуация, когда у них такая зона не выдержана, то есть фактическая СЗЗ меньше ориентировочной по СанПиН.

На сегодняшний день на территории Коломенского городского округа установленную санитарно-защитную зону имеет одно предприятие — муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство» (Полигон ТКО «Воловичи»). Расчётную, но неустановленную санитарно-защитную зону имеют 17 промышленных предприятий, 11 коммунальных объектов, из которых — четыре АЗС.

Первые требования к санитарно-защитным зонам предприятий были прописаны в 1971 году в СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий». Сейчас все вопросы, связанные с санитарно-защитными зонами объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, регулируются требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и Постановлением Правительства РФ № 222 от 03.03.2019 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

ЧАС «ИКС»

До вступления в силу Постановления Правительства РФ № 222 все предприятия, являющиеся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека, размещались с учётом ориентировочных размеров СЗЗ в соответствии с имеющейся санитарной классификацией предприятий (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). На сегодня же по постановлению № 222 все действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капитального строительства, являющиеся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, до 15 марта обязаны иметь установленную СЗЗ или установить её.

Коломенский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области при проведении контрольно-надзорных мероприятий неоднократно привлекал предприятия к административной ответственности за нарушение требований, предъявляемых к организации санитарно-защитной зоны (такие нарушения влекут за собой ответственность по ст. 6.3. КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 тыс. рублей). Но в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2019 № 222, которым предусмотрены конкретные сроки исполнения норм действующего законодательства в части организации СЗЗ (до 15.03.2019 г.), Коломенский территориальный отдел при проведении проверок в 2019 году к административной ответственности никого не привлекал. После наступления искомой даты — 15.03.2019 г. — выявленные нарушения уже будут иметь соответствующие последствия.

Читайте так же:  Требования есе. Требования есе

САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА БЫВАЕТ:

— ориентировочная — нормируется по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

— расчётная — определяется на основании расчётов выбросов загрязняющих веществ и уровней шума на её границе (в рамках проекта расчётной СЗЗ)

— установленная — расчётная СЗЗ, подтверждённая исследованиями качества атмосферного воздуха и уровней шума на её границе.

ГЛАВНОЕ:

По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Роман ВОРОПАЕВ, ведущий специалист-эксперт Коломенского территориального отдела Роспотребнадзора

Истекают сроки на установление санитарно-защитных зон

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

Моторин_Промбез_Истекают сроки на установление СЗЗ_03.2019

Скачать файл

Файл добавлен 01.04.2019
Презентация .pdf (307 Кб)

По итогам обсуждения вопросов оптимизации процедур установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ), в 2016 году было принято решение о передаче полномочий по регулированию общего порядка установления таких зон непосредственно Правительству РФ. При этом Роспотребнадзору также было поручено актуализировать требования санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В 2017 году соответствующие изменения[1] были внесены в часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и уже в прошлом году Правительство РФ утвердило Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон[2] (далее – Правила).

Поскольку в скором времени истекает переходный период, в течение которого хозяйствующие субъекты были обязаны провести соответствующие исследования (измерения) и обратиться с заявлением об установлении СЗЗ, необходимо еще раз напомнить об общих положениях Правил.

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2019, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15.03.2019.

Требование о подаче заявления об установлении СЗЗ в указанный срок также распространяется на застройщиков, получивших до 15.03.2019 разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ.З.

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Указанное коррелирует с положениями пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который, помимо прочего, устанавливает, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.

Первоначальная редакция Правил предусматривала сохранение СЗЗ аэродромов как самостоятельной зоны с особыми условиями использования территории даже при наличии установленных приаэродромных территорий. Поскольку это приводило к избыточному регулированию и увеличению расходов правообладателей аэродромов на подготовку документов, необходимых для установления приаэродромных территорий и СЗЗ аэродромов, было принято решение об исключении[3] таких объектов из области применения Правил.

Пункт 5 Правил устанавливает ограничения для земельных участков в границах СЗЗ, запрещая их использование в целях:

a) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводств;

b) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

При этом указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил ограничения могут не устанавливаться, в случае если проект СЗЗ будет содержать обоснование возможности такого использования, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (подпункт «д» пункта 16 Правил).

Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Стоит отметить, что, поскольку режим территории санитарно-защитных зон более детально регулируется разделом V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, частичное заимствование его положений и инкорпорация их в регулирующий процедуру документ является излишней и нецелесообразной.

Более того, это создает правовую неопределенность, поскольку пункт 5 Правил и раздел V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не идентичны в своих формулировках и размерах ограничений. Например, из пункта 5 Правил был исключен запрет на возможность размещения объектов дачного хозяйства[4], однако пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все еще запрещает размещать в границах СЗЗ индивидуальные дачные участки.

Установление, изменение и прекращение существования СЗЗ

Одним из ключевых моментов Правил является положение о том, что сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Требование о необходимости фиксации в соответствующем реестре сведений об ограничениях использования земельного участка в связи с установлением СЗЗ назрело давно, и оно безусловно облегчает жизнь участникам хозяйственного оборота.

Решение об установлении, изменении и прекращении существования СЗЗ принимается на основании заявления правообладателя объекта или застройщика.

Правила устанавливают основания, при наличии которых данные лица обязаны обратиться с заявлением.

Так, застройщик обязан подать заявление об установлении или изменении при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство.

Правообладатель обязан подать заявление:

об изменении СЗЗ в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта;

об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного года со дня технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта накопленного вреда окружающей среде (при условии изменения уровня воздействия на среду обитания человека в результате таких действий);

о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;

о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня принятия решения об установлении приаэродромной территории.

Важным является установление права для заинтересованных физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которые не являются правообладателями объектов, на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением за уклоняющегося от обязанности правообладателя. Заинтересованное лицо может подать заявление только в целях (i) изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков (ii) прекращения существования санитарно-защитной зоны. В обоснование такого заявления необходимо предоставить результаты исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

Как указывалось выше, для правообладателей объектов капитального строительства, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу Правил, и застройщиков, получивших разрешение до вступления в силу Правил, предусмотрен переходный период в один год для подачи заявления на установление (изменение) СЗЗ. Для владельцев земельных участков, расположенных в границах СЗЗ таких объектов, также установлен льготный период в два года на приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом СЗЗ.

Читайте так же:  Дают ли материнский капитал на 3 его ребенка. Дают ли материнский капитал на 3 его ребенка

Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ утверждены Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2019 № 1000.

К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются проект СЗЗ и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта.

Сам проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах и границах СЗЗ с их обоснованием, перечень ограничений использования земельных участков, а также, в случае отказа от установления ограничений использования земельных участков в целях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Правил – обоснование возможности использования участков в таких целях.

Срок на принятие уполномоченным органом решения относительно СЗЗ составляет 15 дней со дня поступления заявления.

В случае отказа в принятии решения об установлении или изменении СЗЗ, основания для которого установлены в пункте 27 Правил, заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе обязан устранить основания и направить заявление повторно.

При этом, несмотря на возможность получения отказа в принятии решения о прекращении существования СЗЗ, аналогичных требований к срокам для повторной подачи заявления не установлено.

Перехода прав на объект, в отношении которого установлена СЗЗ, принятие нового решения или внесение изменений в ранее принятые решения не требует.

Утвержденные Правительством РФ Правила в рамках работ по совершенствованию Земельного и Градостроительного законодательства в части установления зон с особыми условиями использования территорий служат целям улучшения механизма установления санитарно-защитных зон, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий защиты прав заинтересованных лиц путем внесения сведений о таких зонах в ЕГРН.

В тоже время Правила представляются достаточно сырыми, поскольку по прошествии менее года с момента их утверждения в правоприменительной практике уже возникло много вопросов относительно реализации предусмотренного ими порядка установления, изменения или прекращения существования СЗЗ (особенно в части сроков принятия решений, требований к проектам СЗЗ и режиму использования земельных участков в границах СЗЗ). В связи с этим, а также с учетом вопросов, возникших в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2019 № 342-ФЗ[5], в настоящее время ведется разработка нового Положения о санитарно-защитных зонах[6], с момента принятия которого Правила утратят силу.

[1] Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»

[2] Постановление Правительства РФ от 03.03.2019 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»

[3] Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 N 635 «О внесении изменений в Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»

[4] Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 N 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

[5] Федерального закона от 03.08.2019 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Санитарно-защитные зоны

Изменения в Градостроительный кодекс 2019

Ранее в статье были рассмотрены изменения вследствие введения Постановления Правительства РФ от 3 марта 2019 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Теперь предлагаем рассмотреть нововведения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные новыми Федеральными законами 340-ФЗ и 342-ФЗ.

Итак, последовательность принятия нормативно-правовых документов в сфере СЗЗ следующая:

    1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», определяющие СЗЗ и классифицирующие предприятия, постройки и другие объекты с учетом санитарных норм.
    2. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2019 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вышедшее относительно недавно.
    3. Федеральные законы под номерами 340-ФЗ и 342-ФЗ от 03.08.2019 года, на основе которых и будут внесены правки в Градостроительный кодекс.

    Из-за того, что сначала был принят закон низшей иерархии, а затем последовали изменения в высших по званию нормативных документах, наблюдались различные юридические неувязки, т.к. нормы документов более низкого звена не соответствовали самым значимым нормативным актам.

    На данный момент Постановление под номером 222 предполагает переход к санитарно-эпидемиологическим нормам, которые в скором времени должны претерпеть изменения. На официальном ресурсе regulation.gov.ru уже присутствует проект новых СанПин по СЗЗ. ФЗ №342 предполагает прием нового Положения о СЗЗ, а Постановление №222 отсылает нас к еще действующим Правилам. Возникает вполне закономерный вопрос: «Приравниваются ли Правила к Положению или все-таки нужно дождаться Положения, которое будет иметь высшую силу в связи более поздним принятием и прямым поручением?». В данном случае целесообразным будет коррекция Постановления №222 с заменой «правила» на «положение» и внесение параллельных изменений в нормы ФЗ №342.

    Вот ссылка на статью с разбором нового проекта СанПина по СЗЗ.

    СЗЗ пока еще не сформирована

    Давайте разберемся, каким образом может быть подтверждено несоответствие показателей сантребованиям за периметром объекта. Проекты нормативных актов не предполагают доказательство того, что за пределами зоны отсутствуют превышения — вполне логично, поскольку Постановление №222 охватывает лишь конкретные объекты.

    В данной ситуации нужно опасаться доказательств, исходящих от надзорного органа. Следует заметить, что в гражданском праве доказывать этот момент будет заявитель, в административном – уполномоченный орган. Таким образом, вы вправе настаивать на том, что превышения за периметром отсутствуют (вы так полагаете!). Доказывать обратное будут сторонние лица. Степень серьезности проблемы напрямую зависит от того, кто именно выступит в роли заявителя и какие материалы будут подготовлены для подтверждения предположений.

    Давайте рассмотрим простой пример. Жители близлежащих территорий полагают, что имеются превышения норм. Они могут заявить об этом устно или написать вам письмо. Вы можете не услышать их жалоб или просто проигнорировать замечания. Граждане вправе собраться и написать жалобу в Роспотребнадзор. Инспекция обязана принять какие-либо меры. В случае, если Роспотребнадзор станет на сторону общественности, выдав предписание о превышении норм, вы можете его оспорить. Контролирующему органу придется доказывать свою правоту. Общественность вправе пойти другим путем, подав иск в Суд. В таком случае гражданам нужно будет приводить доводы о нарушениях и предоставить доказательную базу в судебную инстанцию.

    При уверенности, что правда находится на вашей стороне, никому ничего не нужно доказывать. Вы вправе только оспорить доказательства других лиц. Если все-таки превышение будет обнаружено, рекомендуем подать заявление до 15 марта 2019 года, ссылаясь на Постановление №222. Возможно, Положение о СЗЗ будет принято, и в нем появится совершенно новая информация.

    С правовой точки зрения Федеральный Закон обладает большей юридической силой. Чтобы не вступать в конфликт с госорганом, рекомендуется учитывать сроки, прописанные в Постановлении №222, ведь речь идет о человеческом здоровье. Если затягивать время, в вашей СЗЗ может оказаться еще больше построек, что чревато увеличением компенсационных выплат.

    Ранее предпринимателям выгодно было расширять СЗЗ, чтобы не иметь «жителей у забора». В нынешней ситуации при новых ФЗ не всем собственникам целесообразно так поступать. Ущемлять землепользователей в их правах нет смысла, поскольку каждый из них теперь знает о возмещении убытков. В Федеральном законе под номером 342 как раз подробно расписано, кто может претендовать на компенсацию, в каких случаях и когда должно быть получено возмещение.

    До недавнего времени осуществлять разработку проекта СЗЗ нужно было всем, у кого фиксировалось превышение в 0,1 ПКД. Территориальные органы устанавливали запрет на минимизацию СЗЗ по периметру промышленной площадки. Именно поэтому у тех субъектов хозяйствования, которые сформировали ориентировочную СЗЗ, чаще всего не наблюдаются превышения за контуром. Дальнейшие действия руководителей должны основываться на том, кому принадлежит земля под зоной и каков риск убытков. Следует заметить, что законодатель прописал процедуру ликвидации СЗЗ, которая возможна при отсутствии превышений.

    Проекты расчетных СЗЗ с 1 января 2020 года утратят свою силу, поскольку правообладатели до 01.10.2019 года должны будут подать заявку на ликвидацию Зоны или ее установку. Таким образом, получившие санитарно-эпидемиологическое заключение на СЗЗ не могут просто ждать наступления 2020 года, когда их проекты потеряют юридическую силу. Они будут вынуждены составить заявление о намерении ликвидировать СЗЗ.

    Имеется решение об установлении СЗЗ, но сведения не зафиксированы в ЕГРН

    До 1 января 2022 года правообладатель должен зафиксировать информацию о СЗЗ в ЕГРН (об этом говорится в ст. 26 п.12 ФЗ №342). Тем, у кого отсутствуют превышения за контуром и нет потребности в формировании СЗЗ из-за высокого риска взысканий, необходимо подать заявку на ликвидацию.

    Сведения о СЗЗ уже внесены в ЕГРН

    Определение нормативных показателей, связанных с установлением СЗЗ, пока что не прописано в законодательстве. Нововведения могут появиться только после выхода Положения о СЗЗ. Как и раньше, занимайтесь ведением производственного контроля за соблюдением программы, установленной во время проектирования. Желаете сократить или ликвидировать Зону? В правовом поле обозначились варианты процедур.

    Примерно такая логика возникает при общей трактовке действующих правовых норм и отдельных пунктов проектов нормативно-правовых актов.

    Какие еще изменения привнесли ФЗ №340 и №342?

    Наблюдается реакция законодательного органа власти на проблемы различных зон, присоединенных к земельным участкам. Проблема зонирования распространяется не только на СЗЗ, но и все остальные Зоны. Она связана с плохой дисциплиной присвоения кадастрового номера, которая уходит корнями во времена Советского Союза. Владельцы земельных участков годами не задумывались об имеющихся обременениях и при совершении купли-продажи земли даже не подозревали о действующих ограничениях.

    К примеру, граждане приобрели дом, расположенный возле заброшенной железной дорогой. При осмотре ими не были замечены рельсы, поскольку они поросли травой. Прожив с десяток лет выясняется, что участок находится на железной дороге, полотно которой новый владелец предприятия планирует скорым временем реанимировать.

    Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом. В СЗЗ (и не только) могут находиться постройки, о существовании которых правообладатели не знали. Встречаются лица, законно получившие разрешительную документацию, и те, кто стал собственником ненадлежащим путем. Одним словом, случаи того, что дом находится в СЗЗ и у его владельца с документами все в порядке, не являются редкими.

    Как раз в таком хаосе законодательные органы решили немного прибраться. Благодаря ФЗ №340 в Градостроительном кодексе и образовалась новая глава, посвященная физической ликвидации объектов капитального строительства. Статья 55.33 рассматривает особенности сноса построек на территориях с определенными условиями.

    В Земельный Кодекс закон №342-ФЗ ввел отдельную главу «Зоны с особыми условиями использования территорий», в которой определено обозначение 28 типов территорий и установлен порядок их формирования (нормы отсылают читателя к положениям о таких зонах). Прописано, кто и за какие средства может снести объект на территории, а также кто и каким способом возместит убытки собственнику земельного участка, который попал в Зону. К примеру, если объект имел всю необходимую разрешительную документацию, правообладатель получит компенсацию со стороны разрешившего органа.

    Рассматриваются ситуации, когда Зоны с особыми условиями не вовремя были внесены в Реестр.

    Законодатель позаботился и о других юридических моментах. В новых нормативно-правовых актах подробно описаны многочисленные ситуации, связанные с существованием и ликвидацией Зон.

    Роспотребнадзор (стенд)

    Роспотребнадзор (стенд)

    Когда санитарно-защитная зона считается установленной — Надзор по коммунальной гигиене

    Когда санитарно-защитная зона считается установленной

    Когда санитарно-защитная зона считается установленной

    В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N
    52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
    (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

    По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
    Постановлением Правительства РФот 3 марта 2019 г. N 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков. Настоящим Постановлением определены, в частности: перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться санитарно-защитные зоны (СЗЗ); порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ; требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении СЗЗ, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением; требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении СЗЗ; основания отказа в установлении СЗЗ
    Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается в зависимости от санитарной классификации объекта Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором-для объектов I класса с СЗЗ- 1000 метров и IIкласса, с СЗЗ -500 метров)и ее территориальными органами (для объектов III класс с СЗЗ — 300 метров IV класса с СЗЗ — 100 метров V класса с СЗЗ — 50 метров).Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливают класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству. Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны.. Санитарная классификация производств и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», Возможность размещения объекта на той или иной территории, а также возможность организации его санитарно-защитной зоны, с учетом существующих объектов, определяется предпроектными и проектными расчетами, специализированными организациями по данному виду деятельности. В соответствии с пунктом 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.

    Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, ПостановлениемПравительства РФот 3 марта 2019 г. N 222 Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.

    Так, в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

    В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны,допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

    Читайте так же:  Клиент всегда прав? Верховный суд обобщил практику применения закона о защите прав потребителей. Судебная практика по защите прав потребителей 2012

admin