Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Требования к организации безопасной среды в доу

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС).

    Оксана Телепнева 1 лет назад Просмотров:

    1 Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, уч?та особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; уч?т национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентар?м (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей.

    2 2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих ж?стко закрепл?нным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех е? элементов требованиям по обеспечению над?жности и безопасности их использования. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого реб?нка с уч?том его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,

    3 предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды: Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и

    4 действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: — показ предмета и его называние; — показ действий с предметами и их называние; -предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и

    5 эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    психологически безопасная среда в ДОУ
    материал

    психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

    Вложение Размер
    psihologicheski_besopasnaya_obrazovatelnaya_sreda_v_dou.docx 14.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

    Психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. В федеральном законе «Об образовании» «Дошкольное образование» в пунктах 1, 2 статьи 64 прописаны пункты, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников: ? формирование общей культуры; ? развитие нравственных, эстетических и личностных качеств; ? разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; ? организация деятельности на основе индивидуального подхода; ? применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; ? сохранение и укрепление здоровья. В пункте 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании» прописаны обязанности педагогов, выполнение которых способствует созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО: ? соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; ? уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; ? развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; ? применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; ? учитывать особенности психофизического развития обучающихся. Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов. Важной составляющей этого является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Психологическая компетентность — это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей, оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию. Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения. Признаки благоприятного климата в группе: ? в течение всего дня хорошее настроение детей; ? свободное отправление детьми всех естественных потребностей; ? доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам; ? умение детей занять себя делом; ? возможность уединиться; ? со стороны взрослых отсутствие давления; ? знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного; ? высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи; ? желание участвовать в деятельности коллектива; ? удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников (5). Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького челов
    ека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.

    Список используемой литературы
    Галашева О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 01.03.2019).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по психологической безопасности в детском саду с ипользованием сенсорной комнаты.

    В современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытов.

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ДОУ.

    работаем по ФГОС ДО.

    в помощь педагогам.

    Создание психологической безопасной среды.

    Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Родителям и педаг.

    Проект «Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ»

    Ольга Чугунова
    Проект «Безопасная и комфортная образовательная среда ДОУ»

    1. Содержание ….….…. … 2

    2. Аннотация проекта ….…. …. 3 3. Структурные компоненты психологической безопасности : …. …. 3-4

    3.1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников…. 4

    3.2. Система организации межличностных отношений в ДОО… 4

    3.3. Система преемственности ДОО и СОШ…. 4

    4. Пояснительная записка …. …. 5

    5. Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически

    комфортной образовательной среды…5- 8

    6. Организация безопасного, психологически комфортного пространства. 8-11

    7. Результаты работы… ….. 11-12

    8. Список литературы …. 12

    Какой он счастливый и здоровый ребенок? Как воспитать его таковым? Как помочь ему в этом в условиях дошкольной организации? Вот ряд проблем, ответы на которые вы найдете познакомившись с проектом организации безопасной и комфортной образовательной среды детского сада. Автор проекта представляет механизм обеспечения психологической безопасности и формирования здоровой личности.

    Я полагаю, что применение на практике проект формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды сократит имеющиеся проблемы современного общества в области сохранения психологически здоровой нации.

    Практическая значимость проекта формирования и сохранения безопасной и комфортной образовательной среды состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.

    В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно- образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС. Работая в МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» педагогом психологом, я неоднократно убеждалась, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Ориентируясь на это основной задачей нашего дошкольного учреждения является: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Моя деятельность по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

    При постановке задач такого рода я выступаю механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. Под психологической безопасностью понимаю защищенность воспитанников и педагогов от угроз психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

    Исходя из изложенного, мною выделены структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности я разделила на три системы:

    • система организации режима жизнедеятельности воспитанников;

    • система организации межличностных отношений в ДОУ.

    Система организации режима жизнедеятельности воспитанников

    • установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузок;

    организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

    • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д. ;

    • организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

    Система организации межличностных отношений в ДОО:

    • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);

    • психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

    Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.

    1) создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО;

    2) создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

    3) работа по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе, всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

    Содержание этапов работы по обеспечению безопасной и

    психологически комфортной образовательной среды.

    1. Диагностический этап.

    На данном этапе анализируются:

    • отношение детей к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;

    • психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;

    • степень подготовки воспитанников ДОО к школе;

    • специфика организации воспитательно-образовательного процесса;

    • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;

    • психологический климат педагогического коллектива.

    2. Организационно-практический этап.

    В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды через различные формы и методы:

    • Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОО безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.

    • Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).

    • Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.

    В течение учебного года с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим программам:

    Название программы / автор (составитель)/ целевая аудитория

    Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

    Автор-составитель – А. С. Роньжина. Целевая аудитория: воспитанники первых и вторых младших групп

    Создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия

    • Вызвать у ребенка интерес к сверстникам — партнерам по взаимодействию;

    • облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;

    • сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

    • научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;

    • сформировать благоприятный климат в группе;

    • стимулировать подражание взрослым в выражении эмоциональной отзывчивости;

    • научить слушать взрослого и действовать по его инструкции;

    • сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;

    • сформировать доверительные отношения;

    • снизить психофизическую и эмоциональную напряженность;

    • развивать познавательную активность и речь;

    • развивать сенсомоторные навыки

    Программа психолого-педагогических занятий по эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Мир эмоций». Составитель: Ю. Е. Веприцкая

    Целевая аудитория: воспитанники второй младшей и средней групп

    Создание условий для естественного психологического развития ребенка

    • Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мирчеловеческих эмоций;

    • развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения;

    • развить волевую сферу — произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе

    • развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;

    • развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;

    • сформировать позитивную мотивацию на обучение;

    • развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение

    Программа психологической подготовки детей к школе «Психологический тренинг для будущих первоклассников». Автор: И. Л. Арцишевская.

    Целевая аудитория: воспитанники старшей группы

    Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет

    • Определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);

    • оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;

    • сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;

    • развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;

    • развить навык произвольной регуляции поведения;

    • развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;

    • снять эмоциональное и мышечное напряжение

    • Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д.

    Организация безопасного, психологически комфортного пространства

    Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.

    В группах МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта:

    1. Зона приветствия.

    Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

    • стенд «Доброе утро, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;

    • стенд «Мое настроение», на котором дети старших групп в течение дня с помощью заготовок- пиктограмм отмечают свое настроение, а дети младших групп с родителями отмечают свое настроение в начале дня с приходом в ДОО.

    2. Уголок достижений.

    Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

    «Карманчик успехов»средней и старшей группе на шкафчике каждого ребенка размещены индивидуальные кармашки, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);

    «Книга добрых дел» (папка раскладушка с индивидуальными файлами для каждой семьи, куда вкладываются фишки за каждый внесенный добрый и полезный вклад на благо группы и детского сада). Два раза в год семьям вручаются благодарственные письма.

    Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства эмоций, напряженности; развитие положительных эмоциональных чувств; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

    «коврик для снятия эмоционального напряжения» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);

    «коробочка раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

    С помощью кукол бибабо и настольного театра дети выстраивают различные ситуации, используя коммуникативные навыки общения, приобретённые на занятиях, внеклассных мероприятиях, чтении художественной литературы, несущие положительные и доброжелательные отношения в детском коллективе.

    4. Уголок поздравлений.

    Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

    В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.

    5. Зона воды и песка.

    Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

    Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

    Зона оснащена пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

    6. Зона уединения.

    Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

    В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

    Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка — все равно что строить самого себя.

    Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный) в младших группах. Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

    7. Уголок сенсорного развития

    Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

    В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

    Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом.

    Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.

    Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДОО, дает положительные результаты:

    • соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;

    • направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;

    • сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;

    • создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;

    • уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;

    • успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;

    • сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.

    Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной воспитательно — образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДОО.

    1. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.

    2. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. – 2010. – С. 5-12.

    3. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

    4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

    5. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. -/ Сост. Башинова С. Н. ,Захарова О. К. —Казань:РИЦ «Школа»,2005.-264 с.

    6. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в помощь педагогам – психологам образовательных учреждений. — Казань: РИЦ «Школа»,2003.-188 с.

    Образовательная среда в ДОУ «Спортивный уголок» Спортивный уголок в детском саду один из самых важных. Каждый из нас знает, что заниматься физкультурой очень полезно. Особенно полезно.

    Образовательная среда для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ Воспитатели Захарова У. В., Фомина Т. В. МДОУ детский сад «Золотые зернышки» с. Детчино[/i] Дети.

    Образовательная среда в ДОУ в рамках исследовательского проекта «Мы посадили необычный огород, посмотрите, что растет!» Познавательно – исследовательский проект «Мы посадили необычный огород, посмотрите, что растет!» У нашей группы собрался народ Где тут.

    Познавательно-исследовательский проект «Безопасная дорога» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Целевые группы: дети в возрасте от 3 до 7 лет. Форма организации детей: групповая. Форма.

    Проект по ПДД «Безопасная дорога» Проект «Безопасная дорога» Актуальность проекта: Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения.

    Проект «Безопасная дорога — детям» Проект «Безопасная дорога — детям» Карелина Елена (старшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина.

    Проект «Безопасная дорога» в старшей группе ПРОЕКТ «Безопасная дорога» в старшей группе №8 «Бельчата» Воспитатель: Штрынева Александра Александровна Москва 2017г. Тема педагогического.

    Проект по ПДД «Безопасная дорога» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Целевые группы: дети в возрасте от 3 до 7 лет. Форма организации детей: групповая. Форма работы:.

    Проект по ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога!» Автор проекта: Спирина Татьяна Евгеньевна. Участники проекта: Дети подготовительной группы; Тип проекта: информационно-познавательно-игровой.

    Охрана труда и техника безопасности в школе

    УТВЕРЖДЕНО:
    Заведующий______________
    _________________________
    __________/______________/

    Приказ №___ от «__»___ 2019 г.

    Положение
    об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности воспитательно-образовательного процесса

    2. Основные задачи работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности в ДОУ
    2.1. Обеспечение выполнения требований правовых локальных актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.
    2.2. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
    2.3. Организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма среди воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
    2.4. Предотвращение несчастных случаев с воспитанниками и работниками во время организации образовательного процесса, дорожно-транспортного и бытового травматизма.
    2.5. Соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях.
    2.6. Обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения.
    2.7. Охрана и укрепление здоровья воспитанников и работников, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения и отдыха.
    2.8. Контроль соблюдения работниками и заведующим ДОУ законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, Коллективного договора, соглашения по охране труда.
    2.9. Оперативный контроль состояния охраны труда и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
    2.10. Планирование и организация мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение обязательной документации.
    2.11. Организация пропаганды по охране труда и безопасности жизнедеятельности в ДОУ. Изучение и распространение передового опыта по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
    2.12. Информирование и консультирование работников дошкольного образовательного учреждения по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности.
    2.13. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда и безопасности жизнедеятельности работников дошкольного образовательного учреждения.

  • рассматривает перспективные вопросы охраны труда и обеспечения жизнедеятельности работников и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий организации образовательного процесса;
  • заслушивает заведующего дошкольным образовательным учреждением, ответственного по охране труда, председателя профсоюзного комитета о выполнении соглашений, плана работы по охране труда.
  • организует работу по созданию и обеспечению условий организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, иными локальными актами по охране труда, Уставом дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций, оборудования, принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда, своевременно организует осмотры и ремонт здания детского сада;
  • назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в помещениях групп, спальнях, физкультурном зале и т. п., а также во всех подсобных помещениях дошкольного образовательного учреждения;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогических работников и инструкции по охране труда для всех работников дошкольного образовательного учреждения (по профессиям и видам работ);
  • принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий организации воспитательно-образовательного процесса;
  • выносит на обсуждение Совета педагогов, Общего собрания коллектива вопросы организации работы по охране труда в ДОУ;
  • отчитывается на Общем собрании коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работников и воспитанников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • организует обеспечение работников детского сада спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями;
  • поощряет работников ДОУ за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса, а также привлекает к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников и воспитанников;
  • оформляет прием новых работников на работу только при наличии положительного заключении медицинского учреждения по медосмотру, контролирует своевременное проведение диспансеризации работников и детей;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно начальнику Управления образования, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
  • обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим Положениям;
  • заключает и организует совместно с профсоюзным комитетом дошкольного образовательного учреждения выполнение ежегодных соглашений по охране труда;
  • совместно с комиссией по охране труда подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие.
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников ДОУ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;
  • принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;
  • обеспечивает обучающую и трудовую нагрузку работников и воспитанников с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение воспитательно-образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья воспитанников или работников детского сада;
  • определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, производит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим с неблагоприятными условиями труда.
  • организует работу по соблюдению в воспитательно-образовательном процессе норм и правил охраны труда, выявлению опасных и вредных производственных факторов;
  • обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, технических и наглядных средств обучения;
  • информирует работников от лица заведующего дошкольным образовательным учреждением о состоянии условий охраны труда, принятых мерах по защите от воздействия опасных и вредных факторов на рабочих местах;
  • разрешает проведение образовательного процесса с воспитанниками при наличии оборудованных для этих целей помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности;
  • организует разработку и периодический пересмотр не реже одного раза в пять лет инструкций по охране труда (по профессиям и видам работ);
  • проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками, оформляет проведение инструктажа в журнале;
  • выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работниками, воспитанниками;
  • обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек дошкольного образовательного учреждения, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр;
  • обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах на территории ДОУ;
  • организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;
  • обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, физкультурного зала и других помещений в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;
  • обеспечивает групповые помещения, кабинеты, бытовые, хозяйственные и другие помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда;
  • организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных котлов, работающих под давлением, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличии радиации, шума в помещениях ДОУ в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
  • оборудует кабинет охраны труда, оснащает его всем необходимым методическим и демонстрационным оборудованием, документацией. В установленном порядке ведет обязательную документацию по охране труда;
  • приобретает согласно заявке спецодежду и другие средства индивидуальной защиты для работников дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ремонт спецодежды и индивидуальных средств защиты;
  • — за выполнением мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, и других мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда;
    — за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
    — за доведением до сведения работников ДОУ вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
    за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
    — за эффективностью работы вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений защитных устройств на рабочем оборудовании;
    — за проведением ежегодных проверок заземления электроустановок и изоляции электропроводки в соответствии с действующими правилами и нормами;
    — за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда работников дошкольного образовательного учреждения;
    — за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев, организацией хранения актов формы Н-1, других материалов расследования несчастных случаев с работниками и воспитанниками;
    — за правильным расходованием средств, выделяемых на выполнение мероприятий по охране труда;
    — за соблюдением установленного порядка предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда;
    — за выполнением заведующего дошкольным образовательным учреждением предписаний органов государственного надзора, ведомственного контроля.
  • создается в ДОУ в начале календарного года; в ее состав входят на паритетной основе представители заведующего, профсоюзного комитета дошкольного образовательного учреждения;
  • члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, без освобождения от основной работы;
  • организует совместные действия аведующего и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний;
  • проводит проверки условий охраны труда на рабочих местах, организации охраны жизни и здоровья воспитанников и работников во время воспитательно-образовательного процесса;
  • контролирует выполнение соглашения по охране труда, комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • информирует работников дошкольной образовательной организации на общем собрании коллектива о результатах проведенных проверок;
  • собирает, разрабатывает и выносит на рассмотрение общим собранием коллектива предложения и рекомендации по улучшению условий труда для внесения изменений и дополнений в коллективный договор, соглашение по охране труда и пр.
  • создается в дошкольном образовательном учреждении в начале календарного года. В ее состав входит ответственный по охране труда, представители работодателя и профсоюзного комитета учреждения. Председателем комиссии по расследованию несчастных случаев является лицо, ответственное по охране труда в дошкольном образовательном учреждении;
  • выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, жизни и здоровья детей, получает необходимую информацию от заведующего и по возможности — объяснения от пострадавшего;
  • устанавливает на основании собранных документов и материалов обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей;
  • квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
  • определяет лиц, допустивших нарушения охраны труда, охраны жизни и здоровья детей, законов и иных нормативно-правовых актов;
  • определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев в дошкольном образовательном учреждении.
  • организует общественный контроль состояния безопасности жизнедеятельности в детском саду, за деятельностью администрации по созданию и обеспечению здоровых условий, быта и отдыха работников и воспитанников;
  • принимает участие в разработке перспективных и текущих планов работы по охране труда, инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и работников, подписывает их и способствует их реализации;
  • контролирует выполнение коллективных договоров, соглашений по улучшению условий и охраны труда;
  • осуществляет защиту социальных прав работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • проводит анализ травматизма и заболеваемости в ДОУ, участвует в разработке и реализации мероприятий по их предупреждению и снижению;
  • представляет интересы членов профсоюза в совместной с администрацией комиссии по охране труда, включая и участие в расследовании несчастных случаев;
  • участвует в проведении совместно с уполномоченными лицами по охране труда профсоюзов или трудового коллектива проверок, обследований технического состояния здания, сооружений, оборудования на соответствие требованиям, правилам и нормам охраны труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств, средств коллективной и индивидуальной защиты и прочее.
  • контролирует выполнение воспитателями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
  • участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в детском саду, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками или воспитанниками;
  • определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на улице, в быту, пожарной безопасности; осуществляет проверку знаний воспитанников;
  • несет ответственность за организацию воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда, нормами СанПиН;
  • оказывает методическую помощь воспитателям по вопросам обеспечения охраны жизни и здоровья детей, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж;
  • контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм и требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками вне детского сада;
  • организует с воспитанниками и их родителями (законными представителями) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, в быту и т. д.;
  • осуществляет организацию безопасности и контроль оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря, технических средств обучения;
  • не допускает проведение занятий, работы кружков в не оборудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях, а работников — к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды и других средств индивидуальной защиты;
  • контролирует оснащение помещений противопожарным оборудованием, индивидуальными средствами защиты;
  • вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий организации воспитательно-образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до сведения заведующего обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работников, воспитанников (заниженность освещения, шум аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);
  • немедленно сообщает заведующему ДОУ, профсоюзному комитету о каждом несчастном случае, происшедшем с детьми;
  • несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с воспитанниками во время воспитательно-образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.
  • обеспечивают безопасное проведение воспитательно-образовательного процесса;
  • организуют обучение воспитанников правилам безопасного поведения на улице, дороге, в быту и пр. в рамках образовательной программы;
  • принимают меры по устранению причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников в помещениях и на территории дошкольного образовательного учреждения;
  • оперативно извещают заведующего о каждом несчастном случае с воспитанником, работником, принимают меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • вносят предложения по улучшению и оздоровлению условий организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, доводят до сведения заведующего, ответственного по охране труда о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей;
  • несут ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса;
  • осуществляют постоянный контроль соблюдения правил охраны труда и пожарной безопасности на рабочем месте.
  • 3.9. Данное Положение об организации охраны труда в ДОУ распространяется в целях руководства и исполнения на заведующего детским садом, лица, ответственного по охране труда, а также на педагогических работников и обслуживающий персонал дошкольного образовательного учреждения.

  • введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда и их изучение;
  • разработка, принятие и утверждение локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения по охране труда;
  • разработка и утверждение должностных обязанностей и инструкций по охране труда, а также продление или прекращение срока их действия;
  • издание приказов заведующего дошкольным образовательным учреждением по вопросам охраны труда;
  • разработка и подписание Соглашения по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом дошкольного образовательного учреждения;
  • разработка и утверждение по согласованию с профсоюзным комитетом плана организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;
  • проведение инструктажей работников и воспитанников;
  • проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности неэлектротехнического персонала;
  • проведение проверок состояния охраны труда в соответствии с Положением о контроле состояния охраны труда в ДОУ;
  • проведение испытаний спортивных снарядов, спортивного оборудования и инвентаря;
  • направление должностных лиц дошкольного образовательного учреждения на обучение по вопросам охраны труда.
  • 4.2. Введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда осуществляется после получения документов от органов управления образования и органов управления охраной труда.
    4.3. Локальные нормативные акты по вопросам охраны труда разрабатываются членами Комиссии по охране труда и (или) администрацией дошкольного образовательного учреждения.
    4.4. Принятие локальных нормативных актов по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности относится к компетенции Общего собрания работников или Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения.
    4.5. Локальные нормативные акты, также как данное положение об организации работы по охране труда согласуются с профсоюзным комитетом ДОУ. Утверждение локальных нормативных актов осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением.
    4.6. Должностные обязанности по охране труда согласуются с профсоюзным комитетом и утверждаются заведующим детским садом.
    4.7. Инструкции по охране труда согласуются с профсоюзным комитетом и утверждаются заведующим дошкольным образовательным учреждением.
    4.8. Проверка инструкций проводится не реже 1 раза в 5 лет, а инструкций для профессий и работ с повышенной опасностью – не реже 1 раза в 3 года.
    4.9.

  • О введении в действие нормативных документов по охране труда (после получения новых нормативных документов);
  • О назначении ответственного за охрану труда;
  • Об утверждении состава Комиссии по охране труда;
  • Об организации административно-общественного контроля за состоянием охраны труда;
  • О создании Комиссии по расследованию несчастных случаев;
  • О назначении Комиссии по проверке знаний по охране труда (на год);
  • О введении в действие должностных обязанностей по охране труда и инструкций по охране труда или о продлении срока их действия (на год);
  • О назначении ответственного за безопасную эксплуатацию электрохозяйства (на год);
  • О назначении ответственного за пожарную безопасность (на год);
  • О возложении ответственности за охрану труда и безопасность жизнедеятельности детей при проведении мероприятий, связанных с выходом (выездом) за пределы дошкольного образовательного учреждения, города (перед проводимым мероприятием);
  • О расследовании несчастных случаев с работниками или воспитанниками (при необходимости);
  • При приеме спортивного зала (на год);
  • При проведении испытания спортивных снарядов, площадок и оборудования;
  • О доплате работникам за работу во вредных условиях труда.
  • вводный инструктаж при приеме на работу. Инструктаж проводится заведующим образовательным учреждением с соответствующей записью в журнале;
  • инструктаж на рабочем месте. Инструктаж проводится в плановом порядке непосредственным руководителем сотрудника учреждения с соответствующей записью в журнале в первую декаду сентября текущего года. Повторный инструктаж проводится в первую декаду января следующего года (по программам, разработанным для первичного инструктажа на рабочем месте);
  • внеплановый инструктаж. Проводится заведующим образовательным учреждением перед проведением отдельных мероприятий, при изменении существенных условий труда или после несчастного случая или возникновения чрезвычайной ситуации с соответствующей записью в журнале.
  • 4.11. Проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности неэлектротехнического персонала осуществляется 1 раз в год Комиссией в составе лиц, имеющих удостоверение о допуске к работе на установках до 1000. Лица, относящиеся к неэлектротехническому персоналу, не прошедшие проверку знаний по электробезопасности, до работы не допускаются.
    4.12. Проведение испытаний спортивных снарядов и оборудования спортивных площадок осуществляется в августе текущего года перед началом нового учебного года на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением. Результаты проверки оформляются актом.

    5. Права работников, осуществляющих работу по охране труда и безопасности жизнедеятельности в ДОУ
    5.1.

  • проверять состояние условий и охраны труда в дошкольном образовательном учреждении, предъявлять заведующему обязательные для исполнения предписания установленной формы. При необходимости по согласованию с заведующим привлекать к проверкам специалистов из структурных подразделений;
  • запрещать эксплуатацию оборудования, проведение работ и воспитательно-образовательного процесса на местах, где выявлены нарушения нормативных правовых актов по охране труда, создающие угрозу жизни и здоровью работников или воспитанников с последующим уведомлением заведующего учреждением;
  • запрашивать и получать от заведующего дошкольным образовательным учреждением материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда;
  • вносить предложения заведующего ДОУ об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, медосмотр или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;
  • принимать участие в рассмотрении и обсуждении состояния охраны труда в ДОУ на заседаниях профсоюзного комитета, общих собраниях трудового коллектива;
  • вносить заведующим дошкольным образовательным учреждением предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию безопасных условий труда и образовательного процесса, а также о привлечении в установленном порядке к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • представительствовать по поручению заведующим дошкольным образовательным учреждением в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов по охране труда.
  • контролировать соблюдение заведующим ДОУ законодательства по охране труда;
  • проводить экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, воспитанников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев в дошкольном образовательном учреждении и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от заведующего детским садом об условиях охраны труда, а также о всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в дошкольном образовательном учреждении;
  • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
  • осуществлять выдачу заведующим обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • осуществлять проверку условий охраны труда, выполнение обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашениями по охране труда;
  • принимать участие в рассмотрение трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по охране труда, обязательств, предусмотренных коллективным договором и соглашениями по охране труда.
  • получать всю необходимую для расследования несчастного случая информацию от работодателя, очевидцев происшествия и по возможности объяснения пострадавшего в результате несчастного случая;
  • привлекать при необходимости к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится исследование причин случившегося;
  • оказывать правовую помощь пострадавшим, их доверенным лицам и членам семей по вопросам порядка возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших;
  • выносить независимое решение по результатам расследования.
  • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
  • на получение достоверной информации от заведующего ДОУ, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля соблюдения законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
  • на обращение в органы государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к заведующему ДОУ, учредителю, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • на личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

admin