Требования, предъявляемые к современному уроку в начальной школе. Требования к урокам информатики в начальной школе

Требования, предъявляемые к современному уроку в начальной школе

В современной дидактике достаточно обсуждаемой темой представляется организация и проведение современного урока. В соответствии с введением в практику образования Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования привело к появлению новых средств и технологий обучения? но при этом урок представляет собой главную форму организации образовательно-воспитательного процесса. Для реализации требований, предъявляемых ФГОС, урок должен обладать интересностью для ученика, а также современностью.

Ключевые слова: современный урок, начальная школа, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебный процесс, поисковая деятельность учащихся.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с темой исследования.

Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:

Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.

Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.

Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый.

Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:

  1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
  2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил подойти к определению основных требований современного урока, который быть:

— актуальным и интересным: учителем в данном случае используются комплекс новых технологий, компьютера, при этом важным также является реализация в процессе обучения здоровьесберегающих технологий;

— творческим, оказывать влияние на самореализацию школьников – на уроке предполагается осмысленное действие учеников в ситуациях выбора, принятие ими решений в различных нестандартных ситуациях;

— демократичным, в процессе данных уроков школьниками высказывается собственное мнение, они не испытывают страх перед новшествами, ученики и учитель чувствуют себя комфортно;

— проблемным, в процессе которых учителем преднамеренным образом создаются различные проблемные ситуации, организуется поисковая деятельность учащихся, в ходе которой они самостоятельно ставят учебные проблемы и решают их, либо учителем ставятся проблемы и обеспечивается их решение с целью осуществления показа учащимся логики мысли в поисковых ситуациях;

— действенным, направленным на формирование и развитие комплекса универсальных учебных действий.

Рассматривая особенности современного урока, важным является понимание отличий традиционных и современных уроков. Современный урок, в отличие от традиционного урока, направлен на более широкое развитие познавательных возможностей школьников.

Далее более подробно остановимся на характеристике основных моделей современного урока.

Первая модель современного урока в литературных источниках представляется как традиционная, классно-урочная, которая реализуется в отечественном образовании на протяжении многих десятилетий. Для данной модели характерно наличие собственного понятийного аппарата, культуры отношений педагогов и учащихся, широко использование таких терминов и понятий, как:

— триединая цель урока;

— методы, приёмы обучения;

— типы уроков и т.д.

Во второй модели урока реализуется технологизация образования. Разработка и апробация педагогических технологий как нового феномена в начале 90-х гг. ХХ века привело к формулированию своего понятийного аппарата. Широко стали употребляться понятия:

— технологической карты тематического и поурочного планирования;

— задач этапов и диагностики эффективности технологии.

В соответствии с данной моделью подверглись изменениям формы и методы обучения школьников, они стали характеризоваться большей активностью, взаимосвязанностью, кроме того, отмечается: [1]

— появление культуры проектирования урока, учитывая его этапы, постановку задач внутри данных этапов, отслеживаются промежуточные результаты;

— изменение системы оценивания учебных достижений учащихся, разработка новых способов измерения;

— тиражирование успешного опыта проведения уроков в виде методических описаний и универсальных моделей, к примеру, широко представлены технологические карты уроков.

На современном этапе развития образования возможно вести разговор о третьей модели – реализации в процессе урока компетентностного подхода, который актуален в современных условиях, когда модернизируется образование. Данная модель обладает своей проектировочной культурой и собственным понятийным аппаратом, в который включены описания:

— ключевых и базовых компетентностей;

— умений, способствующих решению жизненных ситуаций;

— различных психолого-педагогических ситуаций и др.

Далее считаем необходимым остановиться на факторах, оказывающих влияние на успешность проведения современного урока. С данных позиций изначально необходима реализация следующих принципов организации урока: [2]

— принципа свободы, в ходе реализации которого для каждого учащегося обеспечивается возможность открытия себя в разнообразных видах деятельности;

— принципа сотрудничества, базой которого является взаимопонимание и взаимодействие педагога и школьников;

— принципа толерантности, в ходе которого понимаются и принимаются особенности обучающихся, создаётся благоприятная атмосфера для дальнейшего саморазвития ученика;

— принципа терпимости, основой которого представляется снижение уровня эмоционального реагирования на ряд неблагоприятных факторов при межличностном взаимодействии.

Современный урок активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их инициативу и творчество, формирует в единстве знания, умения и навыки школьников (практические, умственные, специальные, общие) в соответствии с тремя уровнями, а также характеризуется наличием благоприятного психологического микроклимата. Для эффективности достижения представленных выше целей, необходима реализация на уроке следующих ситуаций: [3]

— ситуации открытости, в ходе которой ученику представляется возможность быть успешным;

— ситуации успеха, в ходе которой осуществляется создание атмосферы, мотивирующей учащихся к успешному обучению;

— ситуации поддержки – создавая для ученика благоприятный микроклимат, учитель поддерживает учеников в различных аспектах (эмоциональный, волевой, интеллектуальный, деятельностный);

— ситуации коммуникации, в ходе которой осуществляется создание на уроке продуктивного общения, направленного на эффективность взаимодействий учителя и учащихся.

Наличие представленных выше факторов оказывает непосредственное влияние на успешность проведения современного урока, создаёт продуктивный образовательный процесс.

Резюмируя вышесказанное, под современным уроком будем понимать такой урок, в ходе которого: [4]

— используется широко разнообразная техника (компьютеры, интерактивные доски и т.д.);

— осуществляется реализация индивидуального подхода к каждому школьнику;

— на уроке планируются различные виды деятельности школьников;

— обеспечивается комфорт учащихся;

— организуется деятельность, оказывающая влияние на стимулирование познавательной активности школьников;

— урок, который способствует развитию у учащихся креативного мышления, воспитанию думающих учеников;

— на уроках предполагается осуществление сотрудничества, взаимопонимания, создаётся атмосфера радости, увлечённости.

Таким образом, урок представляет собой важную часть педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

«Современный урок информатики. Особенности конструирования урока информатики в основной школе на основе системно-деятельностного подхода»

    Леонид Иволгин 2 лет назад Просмотров:

    1 МБОУ «Большебыковская СОШ» Доклад на тему: «Современный урок информатики. Особенности конструирования урока информатики в основной школе на основе системно-деятельностного подхода» Подготовила: Косинова Т.И., учитель информатики и ИКТ уч.год

    2 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» Адольф Дистервег Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Современный урок это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это

    3 значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно — деятельностный, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Понятие системно деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Огромную роль в реализации системно деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения». Системно деятельностный подход предполагает: — воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; — переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий

    4 образования; — ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности); — признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; — учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; — обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; — разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. На уроках информатики также можно использовать различные приемы для мотивации обучения. Например, при изучении темы «Кодирование текстовой информации» в 8 классе, обучающимся предлагается способ кодирования информации, предложенный Юлием Цезарем (I век до н.э.).

    5 Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, т.е. после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс расшифровки данного слова необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от нее. Обучающимся предлагается применить этот метод кодирования на практике. Придумать свой способ кодирования. Привести примеры двоичного кодирования (например, азбука Морзе). Рассмотреть принцип двоичного кодирования, вывести формулу: 2i = N. Подвести к понятию байт. Можно применять много других приемов на уроках и во внеурочной деятельности. В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу так я буду сыт до конца жизни». Урок, основанный на принципах системно деятельностного подхода прививает такие навыки обучающимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Новые требования к уроку Сегодня мы рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и обучающихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам. Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля): планирование; организация; реализация и контроль; коррекция; анализ.

    6 Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Как известно, самый распространённый тип урока комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урокаучитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся Учитель формулирует и Формулируют сами Сообщение целей и сообщает обучающимся, чему обучающиеся, определив задач должны научиться границы знания и незнания Учитель сообщает обучающимся, Планирование обучающимися Планирование Практическая деятельность обучающихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание обучающихся какую работу они должны способов достижения выполнить, чтобы достичь цели намеченной цели Под руководством учителя Обучающиеся осуществляют обучающиеся выполняют ряд учебные действия по практических задач (чаще намеченному плану (применяется применяется фронтальный метод групповой, индивидуальный организации деятельности) методы) Учитель осуществляет контроль Обучающиеся осуществляют за выполнением обучающимися контроль (применяются формы практической работы самоконтроля, взаимоконтроля) Учитель в ходе выполнения и по Обучающиеся формулируют итогам выполненной работы затруднения и осуществляют обучающимися осуществляет коррекцию самостоятельно коррекцию Обучающиеся дают оценку Учитель осуществляет деятельности по её результатам оценивание обучающихся за (самооценивание, оценивание работу на уроке результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у Проводится рефлексия

    7 обучающихся, что они запомнили Обучающиеся могут выбирать Учитель объявляет и задание из предложенных Домашнее задание комментирует (чаще задание учителем с учётом одно для всех) индивидуальных возможностей При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системнодеятельностного подхода. Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки? Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы обучающихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически

    8 относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Как подготовить современный урок В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку. Рациональную структуру урока обеспечивают: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; выделение в содержании урока и темы главного, существенного; определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам; создание необходимых учебно-материальных условий обучения. Большая часть времени (20 30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую обучающихся к цели.

    9 Подготовка учителя к уроку Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом. 1-й этап изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с обучающимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала. 2-й этап изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям). 3-й этап изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет

    10 доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить обучающимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для обучающихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке. 4-й этап изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента. Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях. 5-й этап разработка плана урока. План урока это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают: тему и номер урока в теме; базовый учебник; цель; Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов

    11 «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов — «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр. тип урока; формы работы обучающихся (групповая, индивидуальная и т.д.) перечень и место учебных демонстраций; время на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; структуру урока последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы обучающихся. Сегодня мы более подробно остановимся на последнем пункте и попытаемся понять, как правильно оформить в конспекте урока структуру урока. Основная дидактическая структура урока отображается в планеконспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура: Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

    12 Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. Сообщение нового материала. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). Закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические

    13 задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Какие требования предъявляются к современному уроку В чем же новизна современного урока информатики в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. К современному уроку предъявляются следующие требования: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам должен быть нацелен на сотрудничество с учениками и уметь управлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; вывод делают сами обучающиеся. Учителя информатики смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к интернету. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и

    14 сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии. Информатика наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и межпредметные знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какойнибудь области. На уроках информатики ребенок учится основам: информация и ее обработка, логике, алгоритмическому мышлению, умению создать алгоритм решения той или иной задачи, основам моделирования процессов, практическому применению «абстрактной теории» в практике и т. д. Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения. ВЫВОДЫ: Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

    15 Урок строится в рамках системно — деятельностного подхода: необходимо развивать у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения. Список используемой литературы 1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // А.. 2. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки» ИTO-Ростов-2012″ [режим доступа: 3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // 4. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // 5. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // 6. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] //

    Уроки в начальной школе

    Презентации для начальной школы [1752]
    Печатные тесты для начальных классов [160]
    Контрольные работы для начальной школы [119]
    Компьютерные программы для начальной школы [31]

    Урок предназначен для 2 класса по УМК «Перспективная начальная школа». Урок состоит из плана конспекта и презентации. Это обобщение по данному разделу.

    Целевая аудитория: для 2 класса

    Урок литературного чтения организован в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный урок является пятым уроком в теме « Я и мои друзья».
    Учащиеся знакомятся с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово», учатся прогнозировать содержание произведения, находят главную мысль рассказа, дают характеристику персонажам, объяснять нравственный смысл рассказа. Большое внимание уделяется воспитанию коммуникативных качеств личности.
    Используются проблемный метод обучения, фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности.
    В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

    Предмет: Литературное чтение

    Тема: Мини – сочинение « Что такое счастье»
    Цели:
    1. Подготовить к написанию мини сочинения – рассуждения на тему «Что такое счастье?» на основе личного опыта и личных наблюдений.
    2. Заставить задуматься над проблемой счастья человека, помочь прийти к пониманию того, что счастливыми людей делают общение, сочувствие, помощь другим людям.
    3.Расширить словарный запас детей в представлении о значении слова «счастье».

    Предмет: Русский язык

    Урок по теме «Низкие и высокие звуки» разработан для учащихся 4-х классов со сложной структурой нарушений. В содержание включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Использовался музыкальный материал, который интересен ученикам и близок их жизненному опыту. Для изучения нового учебного материала по музыке привлекались знания обучающихся по предмету «Живой мир». На всех этапах урока применялись различные наглядные средства. Музыкальные упражнения, песенки, упражнения с разными видами ходьбы можно использовать на других уроках, во внеклассной деятельности.

    УМК «Гармония» .Конспект современного урока, который соответствует требованиям ФГОС. На уроке используется деятельностный подход. Формируются универсальные учебные действия. Важное место занимает анализ лирического текста, обучение выразительному чтению.
    Образовательная цель:
    — расширять литературный кругозор школьников за счёт образцовых произведений русской классической поэзии 19 века;
    — формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном произведении.
    Развивающая цель: развивать речь, образное мышление, творческое воображение.
    Воспитательная цель: прививать любовь к поэзии и природе.
    Задачи:
    1. Развивать умение анализировать лирический текст: соотносить картины природы с настроением лирического стихотворения.
    Учить выразительному чтению лирического стихотворения.
    2. Развивать грамотную, связную речь учащихся.
    Продолжить учить рассуждать, доказывать, делать выводы.
    3. Развивать познавательный интерес к литературе и природе через слово.

    Видео слайд-шоу к «Сказке о потерянном времени» создано в программе ФотоШОУ PRO на основе аудиозаписи в исполнении Любови Кантаржи и слайдов диафильма. Ресурс предназначен для просмотра младшими школьниками на уроках литературного и внеклассного чтения по одноимённой теме. Продолжительность видео – 00:21:48.

    Цель: создание условий для более глубокого, осмысленного и эмоционального восприятия произведения.

    Урок литературного чтения во 2 классе разработан по УМК Школа России в соответствии с ФГОС.
    Тема урока: В.В. Бианки «Музыкант»
    Задачи: Познакомить с творчеством В.В. Бианки. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
    На уроке используются фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы. Презентация дополняет материал урока, содержит большое количество иллюстраций.

    В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. Поэтому использование компьютера и компьютерных технологий, а также мультимедийного проектора и интерактивной доски может сделать урок неординарным, динамичным и весьма запоминающимся.
    Мною представлен урок для 2 класса по теме: «Есть в осени первоначальной. ». Основная задача урока –познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

    Целью урока является закрепление умения делить на трёхзначное число.
    По ходу урока учащиеся формируют вычислительные навыки и навыки арифметических действий с многозначными числами. Данный урок способствует развитию навыков самостоятельной работы, творческой деятельности учащихся. Данная презентация делает урок более наглядным, интересным. Помогает учителю проверить вычислительные навыки всего класса. Учащиеся учатся оценивать свою работу и работу своих одноклассников (т.е. проводить самооценку). Данный урок был приурочен к знаменательной дате — 12 апреля.

    Целевая аудитория: для 4 класса

    Коллеги! Представляю Вашему вниманию конспект урока и презентацию к нему. В ходе урока используются разнообразные педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии и игровые.
    На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

    Информатика в начальных классах

    Задачи информатики как учебного предмета для начальной школы

    В начальных школах России информатика представлена с 2002 года как обособленный предмет, со специальной методикой изучения, структурой и содержанием. Обучение информатике в младших классах (начиная со 2-го) могут проводить как учителя начальной школы без привлечения компьютерного оборудования, так и педагоги-информатики в специализированных классах.

    Рисунок 1. Задание по информатике для младших школьников по теме «Алгоритмы», для выполнения которого не нужен компьютер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Задачами обучения информатике в 2-4 классах являются:

  • познакомить учащихся с основными свойствами информации, приемами ее восприятия и обработки;
  • преподать начальные навыки работы на компьютере;
  • рассказать об информационном обществе и информационной безопасности.
  • Поскольку информатика оперирует довольно абстрактными категориями, которые ученикам младших классов усваивать трудно, акцент следует делать на межпредметных связях, чтобы учащиеся опирались на уже знакомый им материал.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Информатика в начальной школе в контексте межпредметных связей

    Одним из вариантов изучения информатики в младших классах является сочетание ее с курсами математики, технологии, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, русского, иностранного языков и т.д.

    Наиболее тесно информатика связана с курсом математики. Для интеграции между этими предметами можно задействовать такие темы, как:

  • Сравнение предметов: по размеру, по весу, по возрасту. Поиск объекта по признакам. Упорядочение объектов по параметру. Установление взаимнооднозначного соответствия. Сравнение рядов по длине и количеству объектов.
  • Ориентация в пространстве (в рамках подготовки к курсу геометрии). Изучение направлений движения (вправо, влево, вверх, вниз, стороны света, движение по часовой и против часовой стрелки). Сопоставление фигур и их проекций на плоскости.
  • Развитие формальной логики. Анализ истинных и ложных высказываний, построение отрицаний, освоение метода исключения.
  • Числа и операции над ними. Освоение натурального ряда. Построение последовательностей из предметов, событий, дат, составление маршрутов и планов. Цепочки символов, кодирование путем замены одних знаков на другие. Одинаковые и разные множества, формирование множества по описанию. Объединения и пересечения множеств.
  • Нумерация. Понимание десятичной системы исчисления. Нумерация в разных странах и в разные эпохи. Решение сюжетных арифметических задач. Представление числовых данных с помощью таблиц, диаграмм.
  • Величины и их измерение. Измерение времени. Денежные единицы. Единицы вместимости и массы. Сложение и вычитание именованных чисел. Единицы измерения информации.
  • Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    В начальной школе изучают предмет «Технология», в рамках которого несколько часов отводится на раздел «Работа на компьютере». В ходе ее изучения рассматриваются такие темы, как «Назначение узлов компьютера», «Включение и выключение компьютера и подключаемых устройств», «Клавиатура», «Пользование мышью», «Использование текстового редактора», «Поиск информации», «Соблюдение правил безопасности».

    Рисунок 2. Правила поведения в кабинете информатики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    В рамках предмета «Окружающий мир» целесообразно дополнять излагаемый на уроках материал электронными документами, найденными в Интернете (энциклопедиях, словарях и др.) как учителем, так и учениками. Изучение таких предметов, как ИЗО и музыка, может быть дополнено освоением графического редактора, компьютерных средств воспроизведения аудио- и видеоинформации. Изучение языков в начальной школе также может быть более эффективным с привлечением средств информатики: текстового редактора, электронных книг, интерактивных презентаций.

    Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе

    Поскольку компьютер является сложным техническим устройством, содержащим высоковольтные узлы, и генерирующим электромагнитное излучение, в начальной школе следует уделять повышенное внимание технике безопасности и охране здоровья учащихся. Соответствующие требования изложены в СанПиН 2.2.2.542-96. Вся используемая техника должна иметь санитарно-эпидемиологические заключения о безопасности для здоровья детей.

    Помещения, где размещены компьютеры, должны быть хорошо освещены. Для компьютерных классов рекомендуется выбирать помещения, ориентированные на север и северо-восток с окнами, оборудованными жалюзи или другими светорегулирующими устройствами.

    Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Следует учитывать, что каждый компьютер создает электромагнитное поле радиусом около 1,5 м. Расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м.

    Трудности представляет подбор мебели для младших школьников. Для них рабочие места следует оснащать подставками для ног. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Ноги, спина и предплечья должны иметь опору, линия взора приходится немного выше центра монитора.

    Освещенность рабочих поверхностей стола должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Изображение на экране монитора должно быть четким и контрастным. При работе с текстовой информацией следует настраивать вид документа как темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

    Продолжительность занятий за компьютером для учащихся II-IV классов — не дольше 15 минут. Рекомендуется проводить с детьми в игровой форме «зарядку для глаз»: сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.

    Рисунок 3. Зарядка для глаз. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Гигиенические требования к организации урока

    Успешность организации учебного процесса зависит от множества факторов, к числу которых следует отнести и создание оптимального микроклимата в помещении. Актуальными законодательными нормами закреплены гигиенические требования к уроку, обусловленные:

  • важностью обеспечения здоровьесберегающих условий в ходе ведения ежедневной образовательной деятельности;
  • доказанными фактами повышения интеллектуальной активности в условиях удовлетворения базовых физиологических процессов;
  • заботой о психоэмоциональной стабильности учащихся, достижение которой возможно только при условии достаточного комфорта.
  • Гигиенические требования к организации занятий: воздушно-тепловой режим

    Ввиду физиологических особенностей функционирования организма показатели интеллектуальной деятельности и общего самочувствия напрямую зависят от характеристик вдыхаемого воздуха, поэтому действующие гигиенические требования к организации занятий закрепляют нормы воздушно-теплового режима для всех школьных помещений, в стенах которых ученики и педагоги проводят значительное количество времени.

    Сохраните это себе, чтобы не потерять:

    Важная информацию о гигиенических требованиях в школе представлена в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

    (с рекомендациями по созданию доступной среды)

    Главным условием обеспечения оптимального воздушно-теплового режима в учебных комнатах является систематическое проветривание:

  • сквозное — до начала и после уроков;
  • через форточку или фрамугу, площадь которой должна составлять не менее 1/50 площади пола — во время перемен.
  • Длительность сквозного проветривания классов определяется в зависимости от температуры наружного воздуха.

    Рекреационные помещения проветривают во время урочной деятельности, чтобы обеспечить участникам образовательного процесса оптимальные условия для отдыха на переменах. В теплое время года целесообразно проводить уроки при открытой форточке, не допуская возникновения сквозняков.

    В актуальных гигиенических требованиях к проведению занятий закреплена необходимость обеспечения влажности воздуха в пределах 40-60 % и температурного режима на уровне, установленном для разных типов классных комнат:

    • учебных кабинетов, лабораторий — +18-21 градус;
    • учебных мастерских, спортивном зале — +15-17 градусов;
    • в классе музыки, актовом зале — +18-20 градусов;
    • в кабинете информатики — +19-21 градус (допустимые значения — +18-22 градуса).
    • Проведение уроков физкультуры допускается исключительно в хорошо проветриваемом зале. Для обеспечения должного уровня аэрации рекомендовано открытие одной-двух форточек с подветренной стороны в процессе активной фазе занятия, при условии, что температурные показатели наружного воздуха превышают +5 градусов и наблюдается слабая ветреность. Если температура наружного воздуха ниже +5 градусов или наблюдается сильный ветер, разрешается аэрация посредством открытия фрамуг. При установлении в спортивном зале температуры +14-15 градусов проветривание немедленно прекращают.

      Отвечает Светлана Котова, завкафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доцент, к. психол. н.

      Организация урочной деятельности в школьной мастерской связана с повышенным тепловыделением, сопровождающимся загрязнением воздуха плевыми компонентами. Чтобы обеспечить соблюдение установленных гигиенических требований к уроку в таких условиях, необходимо обустройство механической вытяжной вентиляции с показателями мощности не менее 20 куб. м в час на одного человека. Используемые станки следует оборудовать дополнительными защитными приспособлениями, соответствующими санитарным требованиям, при необходимости — систематически проводить дополнительные сеансы проветривания посредством открытия форточек или фрамуг.

      Дополнительные гигиенические требования предъявляются и к порядку проветривания классных комнат, оснащенных лабораторными мощностями. С целью снижения рисков для учащихся в кабинетах физики, химии устанавливаются вытяжные шкафы, а в учебных мастерских и спортивном зале организуется дополнительная влажная уборка, помогающая снизить уровень запыленности воздуха и обеспечить должный уровень влажности.

      Соблюдение норм воздушно-теплового режима в помещениях школы традиционно вызывает сложности в холодную пору года из-за интенсивной работы отопительных приборов, провоцирующих сухость воздуха. Для нормализации показателей реализуется опрыскивание классных комнат свежей водой на переменах (используется бутылка с пульверизатором), но оптимальным решением является установка бытового увлажнителя, систематическое использование которого позволяет снизить риски массовой заболеваемости ОРВИ, создать оптимальные условия для продуктивного обучения.

      Гигиенические требования к организации урока: уровень освещенности

      Интенсивная образовательная деятельность неизменно провоцирует высокие нагрузки на зрительную систему, поэтому с целью реализации здоровьесберегающего комплекса в гигиенических требованиях к организации урока предусмотрен контроль уровня освещенности в классных комнатах и других учебных помещениях. Оптимальные условия для урочной активности складываются при условии формирования достаточного естественного освещения, которое во многом зависит от расположения кабинета и размеров окон.

      Чтобы не препятствовать попаданию солнечных лучей в класс, рекомендуется занавешивать окна тюлем, отсеивающем блики, или легкими шторами. В то же время кабинеты, расположенные на солнечной стороне, должны быть оснащены плотными занавесями или жалюзи, позволяющими снизить интенсивность освещения в условиях повышенной солнечной активности. Традиционно в школах наиболее светлые комнаты используются как учебные кабинеты для младших школьников, а также проведения уроков по дисциплинам, требующим повышенной зрительной активности (русский язык, литература, математика, изобразительное искусство).

      Если естественные источники света не обеспечивают должного уровня освещенности, во время уроков необходимо своевременно включать источники искусственного света, к которым предъявляются особые требования. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, осветительная система, используемая в классных комнатах и состоящая из нескольких ламп, должна обеспечивать освещенность классной доски учащихся на уровне 500 люксов. При условии, что стандартная лампа накаливания мощностью 40 Вт обеспечивает световой поток в 415 люменов, а 1 люкс соответствует 1 люмену на квадратный метр, несложно подсчитать, что в классном кабинете следует использовать три осветительных прибора такого типа. При условии обучения в классе детей, страдающих от патологий зрения, показатели освещенности могут быть увеличены по согласованию с медицинским работником в пределах, не создающих рисков для самочувствия других участников образовательного процесса.

      Дополнительные гигиенические требования к проведению уроков: соответствие мебели

      Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10, регламентирующим порядок оснащения образовательных организаций, школа обязана обеспечить учащихся рабочими местами, соответствующим индивидуальным параметрам. В свою очередь гигиенические требования к проведению уроков предусматривают использование различных типов мебели с учетом возрастного фактора и особенностей образовательной деятельности, а именно:

    • парт (в начальной школе);
    • одноместных и двухместных ученических столов;
    • чертежных, лабораторных столов.

    Ученические столы могут комплектоваться только стульями — использование скамеек и табуретов претит нормам. Во время ведения урочной деятельности допускается использование мебели, созданной из безопасных материалов, обладающей должными эргономическими характеристиками и подобранной с учетом росто-возрастных особенностей ученического контингента.

    Во время уроков в начальной школе дети должны работать за партами, укомплектованными регуляторами наклона рабочей поверхности. Длительность интенсивной работы над конторкой не должна превышать 7-10 минут у младших школьников и 15 минут у старших. Чтобы обеспечить оптимальные условия для активной образовательной работы, рассадка учащихся в классе осуществляется следующим образом:

  • ученикам с нарушениями зрения предлагают занять парты, стоящие наиболее близко к доске;
  • детям, имеющим патологии слуха, рекомендуют занять аналогичные места;
  • школьников с ослабленными показателями здоровья, страдающих от частых ОРВИ, хронических патологий, запрещено рассаживать в непосредственной близости от окон и наружных стен здания.
  • Получите диплом установленного образца

    Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

    Гигиенические требования к уроку в школе закрепляют за учителями необходимость напоминать детям о рисках нарушения осанки, систематически вырабатывать у учащихся правильную рабочую позу, гарантирующую сохранение высокой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении многих учебных часов.

    В обеспечении учебно-воспитательного процесса предусмотрено использование классных досок темно-зеленого цвета, характеризующихся высоким уровнем адгезии по отношению к мелу, легко очищаемых влажной губкой и имеющих антибликовое покрытие. Используемые доски стандартного типа должны быть оборудованы специальными лотками, предназначенными для хранения губок и мела, стендами-держателями для чертежных инструментов.

    Во время проведения уроков также допускается использование маркерных досок белого цвета при условии, что нанесение информации на них осуществляется инструментами контрастных оттенков — черного, темно-синего, темно-зеленого, ярко-красного.

    Отдельного внимания заслуживают интерактивные доски, правила эксплуатации которых остаются сформированными не до конца. В условиях отсутствия целевых санитарно-эпидемиологических норм эксперты отрасли ссылаются на содержание СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, приравнивая интерактивные доски к видеодисплейным устройствам отображения информации, использование которых в учебных классах может осуществляться на протяжении 15-50 минут в день (длительность эксплуатации определяется с учетом возраста учеников). Данный момент провоцирует многочисленные разногласия между участниками учебного процесса ввиду желания одних использовать интерактивную доску, упрощающую работу с большими объемами информации, более интенсивно, и переживаний вторых о губительном воздействии средств ИКТ на неокрепшее здоровье детей. Пока законодатель не дал разъяснения по данному пункту, школа и педагоги могут устанавливать длительность использования интерактивной доски во время урочной деятельности по собственному усмотрению, получив соответствующее соглашение родителей. Главное — отрегулировать оборудование по показателям яркости и обеспечить равномерное освещение экрана для простого визуального восприятия данных.

    Гигиенические требования к организации занятий в кабинетах физики, химии предписывают использование специальных демонстрационных столов, которые устанавливаются на подиуме для наглядности. Техническое оборудование, инвентарь, реактивы, используемые в ходе урочной деятельности, должны быть сертифицированы, безопасны и соответствовать психо-возрастным особенностям школьников, а также обладать высоким уровнем стойкости к воздействию агрессивных веществ и иметь защитные приспособления (бортики, панели) по наружному краю.

    В столярных, слесарных мастерских, используемых для проведения уроков трудового обучения, расположение учеников за рабочими столами осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной и производственной активности. Для этого в столярных мастерских верстаки размещаются под углом 45 градусов к окну или вдоль светонесущей стены таким образом, чтобы источник освещения находился слева, при этом расстояние между учебным оборудованием должно составлять не менее 80 см. В школьных слесарных мастерских в ходе уроков может использоваться как левостороннее, так и правостороннее освещение, а минимальное расстояние между верстаками составляет 1 м (между двухместными — не менее 1,5 м). На занятиях допускается применение светильных, точильных и других станков, установленных на специальных постаментах и укомплектованных предохранительными аксессуарами. Перед началом учебной работы с оборудованием его высоту следует скорректировать с учетом роста учащегося, если конструкция предусматривает такую возможность. Обязанностью учителя является систематическое напоминание школьникам о важности сохранения правильной рабочей позы. Чтобы обеспечить ученическому контингенту и педагогам возможность строго соблюдать санитарные предписания, слесарные и столярные мастерские в школе оборудуются раковинами с подводкой холодной и горячей воды, рядом с которыми устанавливается электросушилка или держатель бумажных полотенец.

    Гигиенические требования к организации обучения на уроках

    Отечественная педагогическая практика не подвергает сомнению целесообразность чередования видов учебной деятельности, которое также причислено к ключевым гигиеническим требованиям к организации обучения на уроках. Однообразие урочной активности (за исключением контрольных занятий) приводит к быстрой утомляемости школьников, снижению интереса, что негативно сказывается на общей продуктивности. Практика показывает, что достижение оптимальных результатов образовательной работы возможно при условии смены за урок 5-7 видов учебной деятельности, каждый сеанс которой не должен превышать десяти минут.

    При планировании уроков разного типа учителям важно учитывать и способность активного восприятия детьми разных возрастных групп учебного материала, которая установлена в границах:

  • 12-15 минут — для младшей школы;
  • 20 минут — для учащихся 5-8 классов;
  • не более 30 минут — для старшеклассников.
  • В условиях изменения образовательной парадигмы, когда учебная нагрузка становится все более интенсивной ввиду важности охвата большого объема материала, постоянно дополняемого новыми фактами, оправданным желанием многих педагогов становится повышение информационной плотности урока до 85-90 %. Эксперты образовательной сферы рекомендуют сохранять показатель плотности урочного занятия на уровне рекомендуемых 65-80 %, чтобы обеспечить положительный психологический настрой учащихся и помочь им быстро усвоить образовательный минимум.

    Действующими СанПиН 2.4.2.2821-10 и гигиеническими требованиями к организации обучения на уроках закреплена обязанность учителей проводить во время занятий физкультминутки, которые могут включать до трех упражнений с незначительным количеством повторений (4-5). Систематическое выполнение простой разминки способствует эффективному расслаблению напряженных мышц и обеспечивает своеобразную перезагрузку, способствующую сохранению высокой концентрации. Не менее важным компонентом урока являются эмоциональные паузы — короткие игры-разминки, позволяющий снизить градус напряжения и создать атмосферу продуктивного взаимодействия. Если данные требования соблюдены в полной мере, ощущение усталости от урочной активности наступает не ранее, чем через 40-45 минут образовательной работы, что является оптимальным показателем. В случаях, когда педагог не следить за обеспечением гигиенических требований, ученики могут проявлять признаки усталости, низкой заинтересованности, апатичности уже на 20-30 минуте занятия.

    Читайте так же:  Бракоразводный центр № 1. Подать на развод в омске

    admin

    © 2019 Sovet-Deputatov.ru. Все права защищены.
    Fashionista от aThemes