УФАС приостановило заключение контракта на отлов бездомных животных в Челябинске. Лицензия на отлов собак

УФАС приостановило заключение контракта на отлов бездомных животных в Челябинске

На тендер по отлову бездомных животных в Челябинске в 2019 году заявилась только одна компания, и это не ООО «Центр коммунального сервиса», которому в конце прошлого года разные источники предрекали победу на торгах. Заявку подало некое ООО «Ремком», и теперь управление экологии и природопользования города должно заключить с ним договор как с единственным участником. Однако процесс приостановлен по требованию Челябинского Управления ФАС, куда поступила жалоба от гражданина, усмотревшего в аукционной документации нарушения сразу нескольких федеральных законов.

Извещение о проведении электронного аукциона по определению поставщика для «организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на территории города Челябинска» было размещено на сайте госзакупок 25 декабря 2019 года. Заявки можно было подать до 11 января 2019 года, то есть у потенциальных участников было на раздумья восемь рабочих дней. 14 января планировалось провести аукцион и назвать победителя.

Согласно размещенной документации, начальная цена была установлена в размере 19 млн 643,1 тыс. рублей. За эти деньги исполнителю предлагалось отловить и привезти в пункт временного содержания 3,3 тыс. животных. При этом содержать в пункте, обрабатывать и прививать, а также искать хозяев предлагается для не менее 2,5 тыс. животных, 500 из них стерилизовать и до 800 подвергнуть эвтаназии и утилизации. Работы должны начаться не позднее двух дней с даты заключения контракта и закончиться 26 декабря 2019 года.

МУП «ГорЭкоЦентр» остановил отлов бездомных животных в Челябинске

Что важно, на момент начала выполнения работ исполнитель должен подтвердить, что у него есть специально отведенное помещение для содержания отловленных животных, отвечающее по размеру и состоянию требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, ветеринарных норм, правил пожарной безопасности, безопасности труда, а также оборудование для отлова животных (свое или в аренде), специальный транспорт и считыватель микрочипов. Кроме того, компания должна нанять работников с соответствующей квалификацией и заключить договоры на выполнение работ по лечению и ветеринарной обработке (в том числе вакцинации и иммунизации), стерилизации (кастрации), умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных, захоронению трупов безнадзорных животных.

На аукцион заявилась только одна компания — некое ООО «Ремком». В итоге аукцион признан несостоявшимся. Тем не менее члены конкурсной комиссии 11 января пришли к выводу о соответствии компании требованиям документации. А значит, с этой компанией должен быть заключен договор по начальной (максимальной) цене контракта.

Что интересно, источники Znak.com в администрации города утверждают, что ООО «Ремком» не имеет отношения к ООО «Центр коммунального сервиса». Изначально именно ЦКС считали преемником МУП «ГорЭкоЦентр» не только в вопросах вывоза мусора, но и в качестве отловщиков бродячих животных. Тем не менее ЦКС даже не попытался поучаствовать в торгах.

«ЦКС не заинтересован в получении этого контракта, — утверждает один из собеседников в мэрии. — Там не та цена вопроса, а проблем и мороки масса. Что такое ООО „Ремком“ — для нас всех пока тоже загадка».

В базе данных СПАРК нам удалось найти несколько ООО «Ремком», однако только одно имеет среди видов деятельности подходящие. Оно зарегистрировано в августе 2014 года в Челябинске, имеет уставный капитал 10 тыс. рублей, директор и учредитель — Рафаил Абдрахманов. В списке контрагентов — только МУП «ГорЭкоЦентр». В 2019 году компания получила у МУПа контракт на 600 тыс. рублей.

По информации другого собеседника нашего агентства, ООО «Ремком» аффилировано с бывшими работниками МУП «ГорЭкоЦентр» (данное предприятие сейчас находится в стадии ликвидации).

В любом случае в ближайшее время контракт на отлов заключен не будет из-за жалобы, поданной в УФАС. Определение поставщика приостановлено по требованию антимонопольного ведомства.

«Жалоба поступила от гражданина, рассмотрение обоснованности его доводов состоится 16 января, — рассказала Znak.com пресс-секретарь Челябинского УФАС Наталья Мартынюк. — В частности, автор жалобы обращает внимание на то, что часть безнадзорных животных, согласно документации закупки, подлежит эвтаназии и утилизации, что является нарушением требований Гражданского кодекса РФ. Ведь собственники животных лишаются права в случае утери вернуть их в течение шести месяцев. Кроме того, в документации отсутствует информация о требовании содержания отловленных животных в течение 180 дней, как предписывает ГК РФ. Также заказчик нарушает законодательство о контрактной системе, прописывая требования об убийстве определенного числа животных. Тем самым он ограничивает количество участников торгов, поскольку не все готовы нарушать закон и беспричинно убивать кошек и собак».

Отловом животных в Челябинске могут заняться магнитогорская компания или зоозащитники

Если же речь идет об эвтаназии по медицинским показаниям, то, по мнению автора жалобы, в документации должно быть прописано требование о предоставлении документов о показаниях к усыплению. В противном случае, считает автор, может начаться безосновательное истребление четвероногих. Также неясно, что означает фраза «признаки принадлежности человеку» (при этом победитель торгов обязан предпринять меры для поиска хозяина). Теоретически любое животное (не только породистое, с ошейником), найденное на улице, а также его потомство, может иметь владельца.

«Еще одно нарушение, по мнению автора обращения, в том, что отсутствует информация о действиях исполнителя после окончания периода содержания безнадзорных животных. В результате качество и полноту предоставленной исполнителем услуги проверить невозможно.

Кроме того, обратившийся к нам гражданин считает, что все техническое задание противоречит федеральному закону „Об ответственном обращении с животными“, который запрещает умерщвление животных, а также предписывает после отлова передавать их в приюты, а не в пункты временного содержания», — добавила Наталья Мартынюк.

Закон «Об ответственном обращении с животными» был принят Госдумой РФ, одобрен Советом Федерации и подписан президентом Владимиром Путиным перед самым Новым годом. Не исключено, что документацию к тендеру на отлов бездомных животных в Челябинске писали раньше и не откорректировали в связи с изменениями.

Напомним, сегодня отлов бездомных животных в Челябинске не ведется. Однако в ветеринарном приемнике находящегося в стадии ликвидации МУП «ГорЭкоЦентр» содержатся более 60 щенков, а также несколько десятков взрослых собак, выловленных в прошлом году. До конца февраля их будут кормить сотрудники МУПа, однако затем предприятия не станет, и судьба оставшихся четвероногих неизвестна. Да и сегодня животные могут в любой момент умереть от холода и инфекций. Для того чтобы забрать животное из ветприемника, достаточно приехать туда с паспортом. Актуальная информация о подопечных пункта временного содержания есть в группе «Помощь животным с ветприемника (ГЭЦ) г. Челябинск» в соцсети «Вконтакте».

Федеральный закон об обращении с животными – основные положения и запреты

С 1 января 2019 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными, принятия которого в России ждали 8 лет. Новый закон предусматривает меры по защите животных от жестокого обращения и обеспечению безопасности граждан при взаимодействии с ними. Он фактически запрещает организацию контактных зоопарков, а также опыты над животными и содержание дома диких животных. О том, какие требования к содержанию домашних и бездомных животных вступили в силу, как должен осуществляться отлов последних и их помещение в приют и других положениях закона, читайте в материале портала mosreg.ru.

Какие положения вступят в силу в 2020 году

Источник: РИАМО

Федеральный закон о защите животных вступил в силу с момента его опубликования — 29 декабря 2019 года. Кроме отдельных частей, которые вступают в силу с 1 января 2020 года:

— часть 6 статьи 13 о запрете на выгул потенциально опасных собак,

— статья 15 о требованиях к использованию животных в культурно-зрелищных целях;

— статья 16 о приютах для животных;

— статья 18, которая касается организации мероприятий по обращению с животными без владельцев;

— статьи 19-20 о государственном надзоре и общественном контроле в области обращения с животными;

— статья 22 о конфискации диких животных в условиях неволи.

За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в установленном порядке.

Жестокое обращение с животными

Источник: Фотобанк Московской области, Ирина Артемова
В соответствии с требованиями нового закона относиться к животным нужно как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания».

При обращении с животными не допускаются:

— проведение на животных без применения обезболивающих лекарств ветеринарных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

— натравливание животных (кроме служебных животных) на других животных;

— отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных;

— торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

— организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных.

Также вводится запрет на производство, показ и распространение аудио-, фото- и видеоматериалов с демонстрацией жестокого обращения с животными везде, в том числе в Интернете.

Потенциально опасные животные

Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

В законе содержится понятие потенциально опасных собак — «определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека». Окончательный их список будет утвержден федеральным правительством.

Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается. Если такая собака содержится на огороженной территории собственника, об должна быть сделана предупреждающая надпись при входе. Предусматривается, что животные, включенные в перечень запрещенных для содержания животных и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления их естественной смерти.

Уход за домашними животными

Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Владельцы должны добросовестно ухаживать за животными и своевременное оказывать им ветеринарную помощь. Также владельцы питомцев должны контролировать передвижение животных при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.

По новому закону владельцы домашних животных должны убирать за ними продукты жизнедеятельности на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.

Приюты для бездомных животных

Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров

Закон категорически запрещает убийство животных под любым предлогом
и предусматривает создание специальных приютов. Кроме того, запрещены бои с участием животных, установлен запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют.

Закон содержит требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами частных приютов могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Приюты не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного обязаны размещать в Интернете информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных.

В приютах животные могут содержаться до естественной смерти либо возврата таких животных на прежние места обитания или передачи таких животных новым владельцам. Животных запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а при необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам.

Отлов животных

Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров

Не подлежат отлову животные, имеющие ошейник и контакты хозяина, а также животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, за исключением агрессивных.

При этом собственники объектов обязаны сообщать о нахождении на их территории животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, а также обеспечивать доступ на указанные объекты представителям организации отлова.

Запрет на содержание диких животных в квартирах

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Специалисты отмечают, что некоторые положения нового закона нуждаются в доработке. Например, правительством пока не утвержден список диких животных, которых полностью запретят содержать в квартирах. Исключением станет использование таких животных в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных.
Запрет будет распространяться на животных, приобретенных владельцами после 1 января 2020 года. Закон также легализует существование центров, где животные содержатся в полувольной или искусственно воссозданной среде обитания, подразумевающей их дальнейший выпуск на волю.

Лицензирование деятельности цирков и зоопарков

Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев

Закон запрещает использовать животных в культурно-зрелищных целях, когда возможен физический контакт посетителей с животными.

Нельзя содержать животных в торговых центрах, барах, кафе и ресторанах и кормить хищников другими живыми существами в публичных местах.

До наступления 2022 года все российские цирки, зоопарки, дельфинарии и океанариумы должны будут получить лицензию на осуществление своей деятельности.

Кто будет ловить бездомных животных в Краснодаре и почему переживают общественники?

  • В Краснодаре прошли электронные торги на оказание услуг по отлову безнадзорных животных в городе. Контракт выиграла фирма «Бастилия», и это вызвало беспокойство зоозащитников.

    Юга.ру рассказывают о подробностях ситуации.

    Извещение о проведении аукциона разместили 6 июня, поставщика определили 5 июля. Контракт на отлов бездомных животных рассчитан на 7,7 млн рублей. Торги выиграло общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-производственная фирма «Бастилия»», которое предложило свои услуги за 6 млн 391 тыс. рублей. Также в аукционе участвовал индивидуальный предприниматель Колосов М.А., предлагавший 6,4 млн рублей.

  • Подробности контракта

    В техзадании говорится, что контракт заключается на 3 тыс. 850 условных единиц — под единицей понимается весь комплекс услуг за одно животное. Услуги по отлову безнадзорных животных оказывают по заявкам заказчика или Единой дежурно-диспетчерской службы. Отловленные животные в тот же день должны доставляться в пункт временного содержания (место содержания найденных, отловленных, изъятых домашних животных, где они находятся до принятия решения о дальнейшем их использовании). Что с животными будет происходить дальше — в техзадании не указано.

    Погибших при отлове должны доставить в государственное бюджетное учреждение ветеринарии для освидетельствования (проверят, нет ли у животных заразных болезней, а также укажут, как давно они находятся на территории РФ, — полная форма ветеринарного свидетельства указана в техзадании). Отлову подлежат особи размером более 30 см в длину (без учета хвоста).

    Животных можно убивать. Для этого есть исчерпывающий список причин:

    1. В целях недопущения возникновения и распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного;
    2. Для прекращения страданий безнадзорного животного при наличии у него подтвержденного специалистом в области ветеринарии неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы, если они не могут быть прекращены иным способом;
    3. При проявлении повышенной агрессии животного, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.

    Контракт истекает 29 декабря 2019 года.

    У зоозащитников есть вопросы к участникам аукциона. По данным издания «Голос Кубани», ИП Колосов связан с убийством более 40 собак возле Карасунских озер на Дмитриевской Дамбе в феврале 2016 года. Догхантеры расстреляли животных на глазах у прохожих. Было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 245 УК РФ (Жестокое обращение с животными). После рассмотрения дела в суде его направили на доследование из-за нарушения в ходе дознания.

  • Ассоциация специалистов и юристов по правам и защите животных «ЗООПРАВО» подавала жалобу на аукцион в управление ФАС по Краснодарсому краю.

    «Жалобу незаконно возвратили, не рассмотрев по существу доводы, которые в ней содержались. Узнав это, «ЗООПРАВО» обратилось в УФАС с требованием провести внеплановую проверку. Между тем, УФАС назначило дату и время проверки таким образом, что заказчик успел заключить контракт. «ЗООПРАВО» готовит иск в суд к УФАС на незаконный возврат жалобы, и по результатам общественного контроля также будет направлен иск к администрации Краснодара о расторжении заключенного контракта. Судебная практика показывает, что основания, которые УФАС указало для возврата жалобы, являются незаконными — жалобу можно подавать до окончания срока подачи заявок на аукцион, что «ЗООПРАВО» и сделало, и не важно, когда УФАС ее зарегистрировало у себя в управлении», — рассказала Юга.ру руководитель ассоциации Анастасия Федюнина.

    Читайте так же:  Единый налог программистов. Единый налог программистов

    В начале июля краснодарские СМИ «Регион Онлайн», «Блокнот Краснодар», «Живая Кубань» и «Голос Кубани» обвинили победителя тендера администрации в том, что вместо обещанного отлова животных убивают прямо на улицах города. Однако они пишут об ООО «Бастилия», а не об ООО РПФ «Бастилия». Прямых доказательств того, что эти предприятия связаны, найти не удалось.

    ООО «Бастилия» действительно было замечено в нарушениях пунктов контракта с мэрией. 3 июня 2011 года Первомайский районный суд Краснодара вынес решение о запрете деятельности этого предприятия. В 2010 году департамент городского хозяйства Краснодара неоднократно заключал с «Бастилией» контракты на отлов, иммобилизацию и подбор трупов безнадзорных домашних животных. В нарушение контракта специалисты на месте убивали животных препаратом «Адилин-Супер» (вызывает смерть от удушья без потери сознания). Например, в 2016 году суд в Анапе запретил использовать этот препарат и его аналоги при отлове безнадзорных животных на территории курорта. Из Краснодара трупы вывозили в Тимашевск на утилизацию. Приюта для временного содержания животных у «Бастилии» не было, что исключало возможность возврата отловленных питомцев хозяевам.

    Суд ссылается на ст. 230-232 ГК РФ — тот, кто задержал безнадзорное домашнее животное, должен вернуть его собственнику, если он есть. Если неизвестно, где хозяин, не позже чем через три дня необходимо сообщить в полицию или в орган местного самоуправления, которые найдут собственника. Животное может находиться на передержке в течение шести месяцев — если хозяин не найдется, то оно переходит в собственность к тому, у кого все это время находилось на содержании.

    «При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления», — говорится в судебном решении.

    В соответствии со ст. 10, 11 закона Краснодарского края от 02.12.2004 № 800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности.

    Убивать животных должны специально уполномоченные органы в соответствии с действующим законодательством — их усыпляют или используют другие способы, гарантирующие быструю и безболезненную смерть.

    Суд нашел и другие нарушения в работе ООО «Бастилия» — у компании не было лицензии на сбор и транспортировку отходов 1-4 классов, ее работники не имели ветеринарного образования, они убивали животных на месте обнаружения и т.д. Решение суда не вступило в силу, потому что была подана кассационная жалоба. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда рассмотрела ее и оставила приговор без изменения, а жалобу — без удовлетворения.

    ООО «Бастилия» было внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 4 марта 2003 года. Дата прекращения деятельности предприятия — 24 апреля 2017 года. Также по данным ЕГРЮЛ, ООО РПФ «Бастилия» было зарегистрировано 9 декабря 2010 года. У предприятий разные директора — Петр Елисеев и Сергей Чуриков соответственно, они зарегистрированы по разным адресам, но оба в Краснодаре.

    Юга.ру удалось связаться с ООО РПФ «Бастилия». Собеседник подтвердил, что фирма выиграла тендер. Он сказал, что ООО «Бастилия» — другая фирма и с РПФ «Бастилия» она никак не связана. По его словам, специалисты не будут уничтожать животных — их будут свозить в приют. Он не сказал в какой, сославшись на то, что это будет решать администрация.

  • Заместитель директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Краснодара Максим Онищенко ответил на запрос Юга.ру о тендере на отлов бездомных животных. Он рассказал, что контракт с ООО РПФ «Бастилия» заключили 16 июля на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 3 июля. Подрядчик будет оказывать услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных.

    Читайте также:

    «В соответствии с техническим заданием, услуги по отлову безнадзорных животных оказываются по заявкам учреждения на основании поступивших заявок администраций внутригородских округов, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, граждан, а также заявок, поступивших через МКУ муниципального образования «Город Краснодар» «Единая дежурно-диспетчерская служба»», — говорится в ответе.

    Бригада по отлову животных должна состоять не менее чем из двух человек, прошедших вакцинацию от бешенства и комплексное обучение гуманному отлову животных, «в т.ч. технике безопасности при оказании данных видов услуг, по хранению и применению ветеринарных препаратов». Животных ловят с помощью «метательных устройств с сертифицированным ветеринарным препаратом» (каким именно препаратом, в заявлении мэрии не сказано). Перевозить отловленных животных надо на специальном автотранспорте.

    «Для улучшения качества выполнения работ, в том числе контроля за гуманностью действий подрядчика при выполнении контракта, предусмотрены объезды сотрудников управления коммунального хозяйства и благоустройства», — сказано в ответе Онищенко.

    Мэрия подготовила запросы коммерческих предложений на оказание услуг по содержанию животных (с оказанием услуг по транспортировке, осмотру и оказанию первой ветеринарной помощи (при необходимости), дегельминтизации и вакцинации, стерилизации (кастрации) и послеоперационной реабилитации, маркировке и временному содержанию отловленных животных в приюте) на территории Краснодара. После ответа на запросы планируется заключить второй контракт на эти услуги. Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Краснодара будет продолжать мониторинг на оказание услуг по содержанию безнадзорных животных, чтобы заключить муниципальный контракт.

    • Бесприютные животные

      Зоозащитница Елена Наседкина утверждает, что в городе нет приюта, способного принять столько животных.

      «Когда тендер еще висел, зоозащитники подавали запрос на разъяснение некоторых положений техзадания. Администрация города дала совершенно феерические ответы. Они либо не отвечают, либо уходят от ответа, либо врут. Например, название приюта, куда будут отправляться животные, будет сообщено позже. Для начала, приют должен уже существовать. У нас есть только один официально зарегистрированный приют, который может стать субподрядчиком — это «Краснодог»», — сказала зоозащитница.

      Она упомянула, что в окрестностях Краснодара работает благотворительный фонд для пострадавших бездомных животных Give Us Life, но он тоже не рассчитан на такое количество животных и не собирается участвовать в тендерах в качестве субподрядчика.

      «На всякий случай мы отправили запрос в администрацию города, чтобы они ответили, какие приюты есть в Краснодаре и пригородах и какая в них пропускная способность. Ответ еще не пришел, но я уверена. Судя по предыдущим ответам, нам говорили, что есть только «Краснодог»», — заключила зоозащитница.

    • Онищенко отметил, что ранее ООО РПФ «Бастилия» заключало муниципальные контракты со структурными подразделениями администрации Краснодара. По его данным, ООО РПФ «Бастилия» и ООО «Бастилия» — разные юридические лица и не связаны между собой.

      Что делать с бездомными животными, если не убивать?

      Предприниматель и учредитель проекта центра массовой стерилизации и вакцинации бездомных животных «Собачий патруль» Сергей Меньшиков рассказывал в интервью Юга.ру, что стерилизация бездомных животных эффективнее, чем их убийство, потому что это позволяет работать с первопричиной появления бездомных животных.

      «Важно выпускать собак обратно в среду обитания — здоровых, неагрессивных и неспособных размножаться. Они будут защищать кормовую базу и медленно уходить, а в это время такие организации, как «Собачий патруль», продолжат стерилизовать животных, и мы сможем разорвать этот замкнутый круг», — уверен Меньшиков.

      Юга.ру подробно писали, как власти решают проблему с убийством и отловом бездомных собак. В 2017 году департамент городского хозяйства и ТЭК неоднократно размещал запрос цены на оказание услуг по отлову, стерилизации и временному содержанию безнадзорных животных. По запросу не поступило ни одной заявки.

      Закон о защите животных, принятый в прошлом году, не облегчил жизнь бездомным собакам и кошкам. Отлов животных в нашей стране остается крайне дикой сферой. От этого страдают не только бродячие, но и домашние животные. «Такие дела» выясняли, как в нашей стране обстоят дела с отловом, и на примере пса Фреда пытались понять, что делать, если вашу собаку поймали отловщики

      Большой лохматый кобель по кличке Фред жил на одном из участков в СНТ «Горки» в Наро-Фоминском районе Московской области. После смерти хозяина за ним стали присматривать соседи. Кормили и считали своим питомцем. Ночевал Фред у них на участке, а весь день бегал по поселку, как в деревне. Ни для кого это проблемой не было, жители поселка его любили, возле пункта охраны на въезде даже сделали будку с надписью «Дом Фреда». Со временем появились две суки, которых Фред взял под свое крыло. Вместе гуляли, вместе ночевали под домом приютивших его людей.

      Но 14 февраля 2019 года в «Горки» приехал белый фургон Peugeot. Председатель СНТ вызвала отлов, чтобы убрать собак из дачного поселка. Собаки были социализированные, поэтому отловить их не составило труда. Три выстрела транквилизатором, и мохнатые оказались в кузове, включая беременную суку, которая была уже на сносях и почти не выходила с участка, отлеживаясь в беседке. Но в этот день все же вышла.

      «Я приехала на дачу, как всегда пошла их покормить, — говорит Инга, жительница дачного поселка. — Зову их, зову, они обычно на мой свист выбегали. И выходит женщина, практически в слезах. Говорит, что отловили их. Кто, чего — не понятно. Звоню председателю, она не берет трубку. Я бегом в правление, они там два раза в неделю по три часа сидят. Прибегаю, спрашиваю, где наши собаки? Председатель говорит, что она вызвала отлов. Спрашиваю, на каком основании, а она делает вид, что не понимает. Говорит: “В смысле?” Я ей: “Собаки не агрессивные. Кобель ласковый, добрый, а сучки сами шуганные, людей сторонятся”. Прошу показать хоть одну жалобу на них, а она говорит, что все документы не здесь. В итоге я написала заявление с просьбой предоставить копию договора на отлов, на что получила ответ, что получу его, только если предоставлю документы на собак со всеми прививками».

      После общения с председателем Инга пошла к охраннику на въезде в поселок. Туда, где стояла будка с надписью «Дом Фреда». Охранник рассказал, что приезжали отловщики из ООО «Айболит». В его задачу входило отдать им деньги при условии, что в кузове будет лежать три собаки. Он передал деньги и получил расписку. Отловщик Юрий потом подтвердил, что получил девять тысяч рублей налом без договора. Для него это была простая подработка. В основном он работает по государственным контрактам ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск), но в свободное время может подкалымить. Телефон Юрия мне дали в клинике «Айболит». Он от общения не отказался и даже согласился показать место в районе Домодедово, где выпустил бедолаг.

      Сотрудник пункта временного содержания собак осуществляет отлов бездомных животных Фото: Сергей Ермохин/РИА Новости

      — Вот это место, — говорит Юрий, отловщик животных. — Вот племзавод «Ямской» в промзоне Житнево, тут, прямо перед КПП, я их и выпустил. Здесь есть полуразрушенные коровники, есть действующие. У меня три критерия по месту выпуска животных: доступ к воде, еде, к людям и укрытию. Здесь укрытие есть, доступ к еде есть — тут скотобойня. Копыт и прочего навалом. Конторы, которые я называю «убивашками», приезжают на такие частные заказы и собак в мешки складывают. Я всегда собак выпускаю.

      — Это ваши клиенты? — показываю я на четырех собак, которые подошли к нашей машине.

      — Эти трое нет, а эта точно моя, — Юрий показывает на небольшого черного пса. — Причем где-то полгода назад.

      — А почему именно сюда отвезли? От места отлова до сюда 130 километров.

      — В прошлом году этот племзавод заказывал нам отлов семи собак на территории, мы приехали, отловили, а они нам не заплатили, — говорит Юрий. — Так что мы решили им таким образом вернуть бобиков. Это такая мстя. Я животных не убиваю, они выходят из моей машины на своих ногах. Вот, смотрите, — Юрий показывает на телефоне видео, где из его машины выбегают шесть или семь собак. — Видите? Такого видео у меня много. Машина узнаваемая? Ваших собак я сначала отвез в клинику «Пантера» в Белоозерском, там им сделали прививки, продержали десять дней на карантине, и я их отвез сюда.

      «“Айболит” — это очень известные черные отловщики, — говорит мне Екатерина Дмитриева, руководитель фонда защиты городских животных. — Их в Питере пытаются прижать, но они и в Москве работают. У них куча сайтов, найти их практически невозможно. Я в прошлом году писала на них заявления, но это ни к чему не привело. Черный отлов — это огромная проблема».

      Для людей из дачного поселка «Горки», которые считали собак своими, происшествие стало настоящим шоком. Никто не мог представить, что среди бела дня можно просто приехать и забрать животных. Но зоозащитники сталкиваются с подобными ситуациями постоянно.

      «Черным отловом пользуются недобросовестные владельцы всяких территорий, заводов, дачных поселков и так далее, — продолжает Дмитриева. — У них часто нет злых намерений, ведь никто из отловщиков не говорит, что убивает животных. Все клянутся, что отдают в приют, а это в принципе невозможно. Содержать пожизненно собак или кошек никто не будет. Все приюты в Москве забиты под завязку. И такие дельцы либо вывозят их в другой район и выпускают, тогда у животных остается шанс, либо просто убивают. Естественно, ни о какой премедикации, эвтаназии, когда у животного отключается сознание, речи не идет».

      Существует официальный путь решения вопроса. Регулирование численности безнадзорных животных отнесено к полномочиям муниципалитетов. В районном бюджете заложены деньги на отлов животных по программе ОСВВ. Соответственно, после обращения в муниципалитет животных должны отловить, стерилизовать, вакцинировать и выпустить на прежнее место. С последним пунктом как раз владельцы территорий и не согласны. Им проще обратиться к черным ловцам, которые гарантируют, что животные назад не вернутся. Чтобы это ни значило.

      Даже официальные отловщики, чтобы получить госконтракт, порой соглашаются с условием выпускать собак не в прежнюю среду обитания, а куда-нибудь в другое место. Иначе они просто не получат подряд. Естественно, этот пункт оговаривается устно, в договоре все прописывается как надо. Нередко можно встретить собак с бирками на ухе, при сканировании которых выясняется, что они находятся далеко от своего «дома». Их просто вывезли в другой район, чтобы не раздражать заказчиков.

      Сотрудник пункта временного содержания безнадзорных животных транспортирует временно обездвиженную собаку в операционную для вакцинации Фото: Сергей Ермохин/РИА Новости

      «Законы сейчас оставляют широкое поле для деятельности черных отловщиков, и привлечь их к ответственности почти нереально, — говорит Юлия Пронина, руководитель общественного движения защиты животных “Кошки Санкт-Петербурга и Ленобласти”, член общественного совета при комитете по ЖКХ Ленинградской области по вопросам отношения к домашним безнадзорным и диким животным. — Как говорят некоторые сотрудники правоохранительных органов, “Нет тела — нет дела”. Чтобы этих отловщиков поймали на месте преступления, нужны, извините, трупы. Мы пытаемся внедрить в Петербурге инструкцию по отлову, чтобы ограничить деятельность черных отловщиков и иметь возможность привлекать их хотя бы к административной ответственности. Но городские власти пока такую инициативу игнорируют. К услугам черных отловщиков в Петербурге прибегают и государственные учреждения. У нас есть прямые факты, которые это подтверждают».

      Несмотря на принятый в 2019 году закон о защите животных, которого почти двадцать лет добивались зоозащитники, регулирование численности безнадзорных животных в населенных пунктах до сих пор происходит на основании постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР». В него вносили поправки в 1985 и 1992 годах, но все равно оно выглядит крайне архаично и написано очень общими формулировками.

      Оплата отловщикам по госконтрактам идет по количеству голов. Если заключили договор на четыре тысячи голов, то подрядчик заинтересован во что бы то ни стало набрать это количество. Именно поэтому в отлов попадают домашние животные. Особо циничные даже снимают ошейники с пойманных собак. Так домашний питомец становится безнадзорным животным.

      «Минприроды сейчас готовит подзаконные акты, регулирующие процесс отлова и стерилизации безнадзорных животных, — говорит Владимир Бурматов, председатель Госдумы по экологии и охране окружающей среды. — Потому что черные отловщики либо никого не ловят, а просто разворовывают деньги, либо еще и убивают животных. Я считаю, что отлов должен проходить под видеофиксацию. Количество приютов должно быть рассчитано так, чтобы время доставки животного не превышало трех часов. На сайте приюта должна появляться информация обо всех помещенных в него животных. И приюты должны быть открыты для общественных инспекторов, чтобы в любой момент можно было сверить фактическое количество животных с заявленным в документах и отследить их судьбу. И если эти цифры различаются, то уже потом разбираться. Животные, которых ветеринары признали социализированными, должны выпускаться потом в естественную среду».

      Сотрудник пункта временного содержания безнадзорных животных транспортирует временно обездвиженную собаку в операционную для вакцинации Фото: Сергей Ермохин/РИА Новости

      По словам Бурматова, убийство бездомных животных — широкое поле для коррупции. За прошлый год общий объем контрактов на умерщвление животных составил 1,9 миллиарда рублей. Уже в этом году в сорока муниципалитетах было заключено контрактов на 60 миллионов рублей, хотя это прямо противоречит Закону о защите животных. Убивать бездомных животных больше нельзя.

      «Динамика численности безнадзорных животных в регионах, где ее регулируют путем умерщвления, растет с каждым годом, — продолжает Владимир Бурматов. — Это наводит на две мысли. Либо животных на самом деле никто не считает и цифры берут с потолка, чтобы получать побольше денег из бюджета. Либо методика неэффективна и популяция бездомных животных действительно растет. А если взять отчетность регионов, где этот вопрос регулируется гуманными методами, то там ежегодно фиксируется сокращение численности».

      Сейчас в государственных тендерах на отлов по программе ОСВВ могут участвовать любые компании. Система такова, что участники тендера проходят под номерами и заказчик видит только сумму. То есть выиграть конкурс может химчистка или строительная компания, которая уже потом будет искать подрядчика. В Ленинградской области был случай, когда тендер выиграла краснодарская компания, которая занимается организацией праздников. Она выставила настолько низкую цену, что не смогла найти за эти деньги даже черного отловщика, не говоря уже об официальном.

      Расходятся в показаниях

      «Я очень люблю животных, — говорит Оксана Михайловна Соловова, председатель СНТ “Горки”, которая вызвала отлов для Фреда, — но если вы берете на себя ответственность за каких-то животных, то ухаживайте за ними, стерилизуйте, делайте прививки. И держите у себя на территории. А так, когда они бегают по всему дачному поселку и бегут за машинами… Скоро приедут дети на весенние каникулы, и непонятно, чего ждать. Это же собака. А если что-то случится, кто будет отвечать? Заявление вы кому несете? Председателю. Кричите, орете, почему собаки на территории СНТ без намордника. Тут палка о двух концах. Одни любят животных, другие не любят, и кому как угодить, непонятно. А собаки задрали двух кошек, кровища текла по улице. Это страшно. Приходится вызывать отлов. За собак не волнуйтесь, они находятся в приюте в городе Белоозерском под Бронницами, и одну собаку куда-то уже пристроили».

      В клинике «Пантера» в Белоозерском, на которую сослалась Оксана Михайловна, сказали, что собаки из дачного поселка «Горки» у них содержались с 14 по 25 февраля, после чего Юрий их отвез и выпустил. Содержание собак оплачивалось в частном порядке, по 350 рублей за собаку в сутки. Это вместе с кормлением. То есть содержание трех собак в течение десяти дней стоило 10 500 рублей. Плюс, еще сколько-то стоили вакцины. С учетом того, что Юрий получил за отлов трех собак девять тысяч рублей, бизнес-схема получается дорогостоящая. Еще же «Айболит», как посредник, должен что-то получить. Не сходятся и даты. Первый контакт с Юрием был 19 февраля, и он говорил, что выпустил собак уже несколько дней назад. Оставим за скобками то, что одна сучка была глубоко беременна, и за эти десять дней могла уже родить. История председателя СНТ про одну пристроенную собаку вообще никак не укладывается в схему. После этого телефонного разговора Соловова перестала брать трубку, и дополнительных сведений от нее получить не удалось.

      Бездомная собака в пункте временного содержания Фото: Сергей Ермохин/РИА Новости

      «Скорее всего дату в актах они поставили ту, которую нужно ставить по правилам карантина, — говорит отловщик Юрий. — Возможно, они были там меньше дней. Вообще регламент составляли дебильные люди. Там написано, что животных надо отлавливать такими медикаментами, как тиопентал, кетамин и калипсол. Все они являются списочными, закрытыми, и наличие таких препаратов у меня — это прямой путь в бывший Госнаркоконтроль и в полицию. Ловят собак с помощью ветеринарного наркоза, который продается в открытом доступе. Золетил, телазол, плюс второй компонент ксилозин, получается двухкомпонентный наркоз. На эти препараты не требуется никаких лицензий, они продаются в открытом доступе. Собак, которых я отлавливаю в частном порядке, я все равно помещаю в карантин на некоторое время, и всем там делают вакцину “Вангард 7” и “Рабиес”. Я могу поклясться на чем угодно буквально, что эти бобики живые и здоровые пошли гулять именно в том месте, которое я показал».

      «Если ваше животное увезли отловщики, пишите заявление в полицию, прокуратуру, администрацию города, можно параллельно направить заявление депутату законодательного собрания с просьбой взять на контроль и отправить запросы в профильные структуры, — говорит Юлия Пронина. — Необходимо сразу попытаться выяснить, кто заказчик и исполнитель отлова, узнать все подробности и указать это в заявлении. Ссылайтесь на 245 статью Уголовного кодекса РФ “Жестокое обращение с животными”. Попытайтесь сразу выйти на исполнителя отлова и сообщите им, что они отловили ваше домашнее животное. Питомца, правда, вы уже скорее всего не вернете, но проблем отловщикам добавите».

      Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

      Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

      Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

      Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

      Обзор мирового опыта в решении проблемы бездомных животных

      Обзор мирового опыта в решении проблемы бездомных животных
      автор Владимир Рыбалко
      Опубл.: 2006. Источник: «Ветеринарная патология» №2(17), 2006 г., редакция с сайта сайт автора

      Перед разработкой программ по уменьшению численности городских безнадзорных и бездомных животных представляется необходимым изучение мирового опыта в этой области с учетом комплекса факторов, связанных с конкретными условиями городской среды и социально-культурными особенностями.

      Наиболее успешно проблемы, связанные с безнадзорными животными, решаются в промышленно развитых странах. В них на протяжении десятилетий сформировались системы контроля численности и содержания домашних животных, объединяющие муниципальные службы контроля (В США — Local governmental animal care and control agencies, Animal Control) и общественные организации. Подавляющее большинство стран Европейского Союза, США, Канада, наиболее развитые страны Латинской Америки характеризуются значительным количеством животных-компаньонов (собак и кошек), содержащихся в домах или квартирах владельцев. Так, по оценкам, население США в 2000 году содержало около 60 млн. собак. Западные специалисты считают, что «перепроизводство и избыток владельческих животных» (pet overpopulation), обусловленные потенциально очень высокими темпами размножения собак и кошек, являются основной причиной появления бездомных животных. Перепроизводство животных вызывает несоответствие между «спросом» и «предложением», то есть количество потенциальных ответственных владельцев меньше количества появляющихся щенков и котят. Излишние, не имеющие хозяев, животные зачастую оказываются на улице. Бездомные животные являются либо выброшенными владельческими, либо их потомками. Бездомность домашних собак и кошек справедливо рассматривается как негативное явление (в том числе в аспекте гуманности), оптимальными представляются ситуации минимума численности или полного отсутствия бездомных кошек и собак.

      Основной формой работы с безнадзорными владельческими и бездомными животными в западных странах является безвозвратный отлов (то есть изъятие из городской среды без последующего возвращения животных на место отлова) и помещение отловленных животных в приюты. Приюты также активно действуют как центры сбора отказных, в том числе «лишних» животных у владельцев, и как центры передачи животных новым владельцам. Так, по информации на 1990-е годы, в США немногим более половины попадавших в приюты собак были отловлены на улицах, остальные — сданы людьми, прежде всего владельцами. Сеть приютов – как муниципальных, так общественных и частных – действует совместно с муниципальными службами отлова. После обязательного срока передержки – обычно от 5 дней до двух недель (в Англии этот срок – неделя), в течение которого отловленные собаки и кошки возвращаются владельцам (если они являются потерянными или беглыми), животные могут быть переданы новым владельцам или общественным приютам для дальнейшего содержания. Невостребованные животные усыпляются. В реальности длительность содержания животного до усыпления зависит от разных условий, но не может быть меньше обязательного срока передержки. Усыпление (эвтаназия) рассматривается как неизбежная мера, так как приюты, выполняющие муниципальные программы – так называемые «приюты неограниченного приема» (open-admission shelters) — должны обеспечивать достаточную пропускную способность и быть всегда готовыми к поступлению новых животных. Переполнение приютов повело бы к параличу их деятельности. Крупнейшие национальные зоозащитные организации (например, американские The Humane Society of the United States — HSUS и People for Ethical Treatment of Animals — PETA) полагают, что эвтаназия должна применяться до тех пор, пока в ней сохраняется необходимость. Считается, что в большинстве случаев подвергнуть животных усыплению более гуманно, чем бросить на произвол судьбы на улицах города и обречь их на раннюю и обычно жестокую смерть или позволить отдельным выжившим размножаться на улицах, усугубляя тем самым проблему бездомности. Впрочем, наряду с крупными приютами «неограниченного приема», существуют приюты, частные или принадлежащие зоозащитным организациям, которые по этическим причинам не считают для себя возможным усыплять здоровых животных. Эти приюты прекращают прием животных, как только заканчиваются свободные места, для них принято название «приюты ограниченного приема» (limited-admission shelters). Они содержат животных до тех пор, пока найдется новый владелец или на протяжении всей жизни животного, если никто не захочет его взять. Если сохраняется перепроизводство, имеются выбрасываемые и бездомные животных, такие приюты выполняют важную, но только дополнительную роль в мероприятиях по контролю численности животных. Все приюты проводят активную работу по нахождению новых владельцев для содержащихся животных.

      Для снижения численности бездомных животных и, следовательно, уменьшения количества усыплений в приютах важнейшей профилактической мерой является стимулирование и пропаганда предотвращения размножения владельческих животных и повышение культуры содержания владельческих животных. Это достигается введением сниженных сумм лицензионных или регистрационных сборов (налогов) с владельцев стерилизованных животных, массовыми просветительскими кампаниями зоозащитников и проведением мероприятий по бесплатной стерилизации животных малоимущих владельцев. Животные в приютах, передаваемые новым владельцам, также стерилизуются. Нестерилизованные животные обычно остаются только у лицензированных заводчиков. Наряду с этим также вводятся меры по противодействию бесконтрольному выгуливанию владельческих собак (иногда и кошек), по их регистрации и идентификации (жетоны, татуировка, микрочипы). При достижении доли стерилизованных владельческих животных 70 – 80 процентов от общего количества, число выбрасываемых и бездомных животных, попадающих в приюты, начинает значительно сокращаться. Это позволило некоторым городам (ряд городов в Англии, Швеции и других европейских странах, некоторые города в США) уменьшить число усыплений до минимума, так как предложение практически сравнялось со спросом, а бездомные животные встречаются крайне редко. В таких случаях усыплять приходится только смертельно больных, очень агрессивных или неспособных к самостоятельному существованию животных. Положительная динамика, связанная с массовой стерилизацией владельческих животных, прослеживается и в масштабах целых стран, несмотря на некоторое увеличение количества владельческих животных. Так, по оценкам, в США количество усыплений в приютах снизилось, по крайней мере, в 4 раза за последние 30 лет – с 23 млн. животных в год в начале 1970-х до около 5 млн. в 2004 г. (Среди усыпленных животных за последние годы примерно равная доля собак и кошек.) В Великобритании, где борьба с бездомностью продвинулась еще дальше, около половины отловленных собак являются потерянными владельческими и возвращаются в течение недели хозяевам. Большая часть остальных передается новым владельцам, и усыпляются только 10 – 15 процентов от отловленных собак (на всю страну в год примерно 10 – 12 тыс.), в основном и представляющие собственно бездомных (помимо травмированных и тяжело больных).

      В то время как практически единственной формой работы с бездомными собаками в развитых странах является безвозвратный отлов, в отношении бездомных кошек иногда применяют иной подход. В некоторых городах США (как правило, в южных и части восточных и западных штатов), а также в отдельных населённых пунктах Великобритании, Канады, Австралии и ряда других стран используется стратегия trap/neuter/release (сокращенно TNR, иногда называется trap/alter/return, ТAR) – «отлов/стерилизация/возврат» (ОСВ). Она является дополнительной к обычному муниципальному отлову и применяется только по отношению к некоторым изолированным «колониям» (семейным группам) бездомных кошек, обитающих на окраинах городов, на территории предприятий, в студенческих городках и т.п. и не вызывающих своим присутствием серьезных проблем. (Возникновение «колоний» бездомных кошек в части штатов США и некоторых других странах объясняется, прежде всего, относительно мягким климатом с бесснежной зимой, позволяющей кошкам выживать и размножаться за пределами человеческого жилья.) «Колонии», в отношении которых применяется ОСВ, должны иметь ответственных опекунов, обеспечивающих наблюдение за кошками и необходимую ветеринарную помощь. Зоозащитные организации на благотворительные средства обеспечивают одновременную стерилизацию всех самок (иногда и кастрацию котов) в «колонии», после чего можно ожидать постепенного снижения численности животных при соблюдении условия предотвращения поступления новых кошек. Применение данной практики иногда вызывает споры из-за ее неэффективности в случаях, когда невозможно обеспечить выполнения ряда условий. Успех любого применения стратегии ОСВ, то есть устойчивого процесса уменьшения количества животных в группе (популяции), может быть достигнут только в случае: а) одновременной стерилизации как можно большего количества самок — обычно при превышении 70 – 80% от их общего числа и б) изоляции, то есть препятствования миграции на территорию и присоединения к группе новых животных. В этом случае убыль животных за счет смертности не будет восполняться поступлением новых — рождающихся в группе и появляющихся извне). По отношению к собакам эта практика не применяется, так как они являются более «проблемными» животными, кроме того, не образующими компактных изолированных «колоний», склонными к миграциям. Отлов бездомных собак обычно действует достаточно эффективно, выброшенные, беглые, бездомные собаки обычно изымаются из городской среды до того, как успевают одичать и (или) начнут размножаться.

      Полагают, что уменьшение количества бездомных собак и кошек в развитых странах иногда приводит к проникновению в периферийные районы городов диких животных, претендующих на тот же кормовой ресурс (т.е. пищевые отбросы). Так, в некоторых штатах США это койоты и еноты-полоскуны, в Великобритании – лисицы, в некоторых районах Германии – также еноты. Однако и количество этих животных, и масштаб проблем, вызываемых ими, намного меньше, чем в случае с неконтролируемыми популяциями бездомных собак и кошек. Кроме того, обычно к появлению в городах этих животных приводят только особые условия городской среды. Например, в Великобритании типичная для окраин городов неплотная малоэтажная (коттеджная) застройка с большим количеством живых изгородей, лужаек, зарослей кустов, а также доступный бытовой мусор, размещавшийся в непрочных пластиковых мешках, создали относительно благоприятные условия для лисиц. Зачастую необдуманные действия человека также стимулируют проникновение диких животных — подкормка лисиц некоторыми горожанами в Великобритании или искусственное вселение нетипичного для данной страны вида, не имеющего естественных врагов (американские еноты в Германии). К диким животным применимы обычные охотничьи методы регулирования численности, уменьшение доступа к корму, а также отпугивание и другие, так называемые нелетальные методы.

      Частичное использование стратегии ОСВ для бездомных собак в Европе существует только на её юго-восточной периферии: в некоторых городах Южной Италии, как локальные опыты – в Болгарии и Греции. Но, во-первых, эти субтропические регионы и страны находятся на границе исторически сложившегося ареала так называемых собак-парий (см. ниже), во-вторых, там параллельно с ОСВ обычно продолжает применяться отлов (безвозвратное изъятие особей из среды), имеются приюты. При этом значительного сокращения численности собак в городах при отдельных попытках применении только стратегии ОСВ не достигнуто, за исключением относительно небольших изолированных скоплений (например, в промзонах Южной Италии).

      ОСВ как основной метод работы с бездомными собаками в последние 10 лет применяется в ряде городов Индии. Проводятся такие работы в Турции. В этих странах стратегия ОСВ для собак рекомендована на правительственном уровне (при параллельном сохранении безусловного изъятия «проблемных» особей). По имеющимся данным, частично подобную практику проводят Таиланд, Шри-Ланка, проявляет интерес Египет и некоторые районы Индонезии. Существуют отдельные эксперименты в некоторых регионах Латинской Америки. При анализе такого выбора следует учитывать, во-первых, уникальные исторически сложившиеся особенности городской среды Южной Азии и Африки, во-вторых, цели, для достижения которых применяется стратегия ОСВ в этих регионах.

      Города Юго-Восточной Европы, Малой Азии, Ближнего Востока, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии исторически входят в область географического распространения городских уличных собак, обычно известных как городские собаки-парии. Это своеобразная экологическая форма бездомных, в определенной степени одичавших собак, обитающих по соседству с человеком на улицах южных городов и поселков, зачастую в огромных количествах (до нескольких сотен тысяч в крупных поселениях). Причем, это явление прослеживается на протяжении всей истории городов. Хотя парии – это, прежде всего, исторически сложившаяся группа собак, занимающая особую социально-экологическую нишу в специфической среде южных городов, иногда считается, что наряду с экологическими особенностями, типичные парии имеют ряд характерных наследственных морфологических черт. Впрочем, их облик не всегда однообразен и может иметь региональные черты. О существовании парий известно со времен античности. Скорее всего, собаки-парии появились как компонент городского животного мира тысячи лет назад одновременно с возникновением городской цивилизации в вышеназванных регионах и всегда были весьма многочисленны. В Константинополе и Египте их описывал еще А. Брем как характерную южную экзотику. В схожих городских условиях некоторых бедных районов Латинской Америки также имеются собаки, экологически схожие с париями Старого Света.

      Относительно благоприятные условия для поддержания большой численности собак-парий обеспечиваются за счет сочетания ряда условии, включая и социально-культурный фактор: очень теплый климат; большое количество неутилизированных отбросов и подкормка местным населением, веками делящим с собаками свои кварталы; гетерогенность (мозаичность, разнообразие) городской среды, зачастую имеющей вид запутанной малоэтажной застройки (с уличными базарами, иногда обширными трущобами, обилием заборов, внутренних двориков и т.п.), перемежающейся пустырями и зарослями. Интересно, что при этом в такой крайне неоднородной среде сохраняются условия («экологические ниши») для существования и других видов животных, например, бездомных кошек, разнообразных грызунов, иногда обезьян, виверровых и других мелких млекопитающих. Так, по данным некоторых зоозащитных организаций, в Бангкоке более 100 000 уличных собак (по другим данным, их до 300 000), и более 25 000 (по другим данным, не менее 100 000) уличных кошек. Стоит подчеркнуть, что статус некоторых собак-парий (а также уличных кошек) в некоторых странах не совсем соответствует российскому понятию «бездомный», так как некоторые из них являются так называемыми «животными общин» (community-owned animals), их группы в определенной степени зависимы от конкретных человеческих общин — населения бедных кварталов. Также некоторые парии имеют номинального хозяина и могут быть уподоблены европейским владельческим животным на бесконтрольном «свободном выгуле», однако с той разницей, что тропические собаки обычно находятся на подобном «выгуле» практически круглые сутки, и значительную часть рациона добывают сами, что соответствует местной исторической культуре «содержания» животных. Но настоящих владельческих домашних собак и кошек в европейском и российском понимании (в основном, pet animals, животные-компаньоны) там практически нет или их относительно мало. Они концентрируются в основном в европеизированных районах. Следовательно, вся проблема «перепроизводства» животных «вынесена на улицу», их численность зависит от лимитирующего фактора — имеющейся кормовой базы при наличии внутри- и межвидовой конкуренции (последняя ослаблена наличием разных по характеру мест обитаний для кошек и собак). Общая численность собак-парий во многих странах, видимо, испытывает кратковременные колебания на фоне общего роста за счет увеличения человеческого населения и площади городов в странах «третьего мира». Продолжительность жизни собак очень невелика – в среднем не более двух лет.

      Преобладающей опасностью, исходящей от бездомных собак в этом регионе мира считается эпидемиологическая: распространение бешенства, реже – других болезней. На остальные неудобства, в том числе покусы, традиционно обращается относительно мало внимания, за исключением европеизированных богатых районов, откуда собак удаляют путем отлова.

      Для подавления или профилактики вспышек бешенства, нередких в этом регионе, преобладающим методом являются периодические массовые отстрелы и потравы собак, иногда массовый отлов с последующим немедленным усыплением. Так, только на одном из островов Индонезии за два года было уничтожено несколько сотен тысяч собак. При этом численность собак довольно быстро восстанавливается – до следующего отстрела или потравы. Впрочем, организаторы мероприятий обычно не ставят себе целью устранение уличных собак как таковых, имеется только определенная задача – подавление локальной вспышки заболевания.

      В качестве альтернативной формы борьбы с бешенством зоозащитники Индии предложили использовать стратегию ОСВ для собак. При этом целью является не ликвидация бездомности собак как таковой – для больших и слабо изолированных городских популяций радикальное сокращение численности методом ОСВ практически невозможно; кроме того, в условиях Индии это бы означало почти полное исчезновение собак как вида во многих районах, поскольку иных собак, помимо уличных парий, там крайне мало. Целью мероприятий является лишь стабилизация численности и вакцинация от бешенства. В конце 90-х – начале 2000-х годов работы развернулись в некоторых индийских городах при использовании быстрых и дешевых технологий при отсутствии длительного послеоперационного контроля. Собаки оставляются на улицах при сохранении их высокой смертности за счет «естественных» причин. Финансируются мероприятия за счет западных благотворительных средств, частично – за счет государственных при общем благоприятном отношении правительства. Информация о результатах довольно противоречива. В городе Джайпуре, как сообщалось, удалось стабилизировать популяцию, возможно с небольшим снижением численности. Это произошло, когда количество стерилизованных уличных собак по неподтвержденным данным достигло около 70% от общей численности. В других, более крупных городах окончательная стабилизация, видимо, не достигнута, так как огромные популяции не позволяют достичь необходимой доли стерилизованных животных. Число случаев бешенства сократилось.

      В регионах применения ОСВ для собак, как правило, сохраняется безвозвратное изъятие и усыпление «проблемных» (агрессивных и т.п.) животных за счет муниципалитетов. И, по-прежнему, если в определенном районе города происходит вспышка бешенства, собаки в этом районе обычно отлавливаются и уничтожаются.

      В некоторых странах Южной Европы и Азии (Испания, Израиль, Малайзия, Сингапур и др.), несмотря на историческое присутствие собак-парий или экологически подобных им собак, исходя из локальных особенностей властями и зоозащитниками сделан выбор в пользу европейского пути решения проблемы (изъятие, приюты с допущением эвтаназии и упор на работу с владельческими собаками). В этих странах ОСВ для бездомных собак не используется или используется крайне ограниченно. (Применимо ОСВ для кошек).

      Для России настоящие городские собаки-парии не характерны. В России иные природно-климатические условия, иная структура городской среды и иная исторически сложившаяся культура содержания домашних животных. Как и в Европе и Северной Америке, большую (подавляющую) часть собак и кошек в наших городах составляют и составляли владельческие животные (сейчас это домашние питомцы, животные-компаньоны, англ. pets). Если в Южной Азии основная часть городской популяции собак находится на улицах, то в России – в домах. Бездомные собаки в российских городах – это вторично дичающие выброшенные домашние животные или потомки выброшенных домашних животных. В России не существует «чистых линий бездомных собак», прослеживаемых на протяжении веков; их популяция в значительной мере поддерживается и постоянно обновляется за счет «перепроизводства» владельческих собак. Относительно долговременное (до 20 – 30 лет) присутствие относительно изолированных групп условно-надзорных бездомных собак характерно только для огороженных территорий некоторых предприятий и организаций. Большое количество бездомных собак – это экологическая и социальная «болезнь» города, показатель падения ответственности владельцев и некомпетентности городских властей. Если в Южной Азии огромные, плотные популяции собак-парий существуют, видимо, на протяжении тысячелетий, то в России последний резкий рост численности бездомных собак наблюдается только в последние 10 – 15 лет. Российские города не приспособлены для бесконфликтного присутствия множества безнадзорных собак, в том числе и в аспекте межвидовых отношений и в аспекте социально-культурном.

      Городская и окологородская среда в России, как правило, носит намного менее мозаичный и более однообразный (более «гомогенный») характер, чем в южных странах. Собаки могут проникать почти всюду. Относительно мало укрытий для видов животных, которые являются потенциальными конкурентами или жертвами бездомных собак (кроме синантропных грызунов). При высокой плотности популяции бездомных собак происходит массовое истребление ими домашних и бездомных кошек в районах жилой застройки и диких животных в лесопарках и окрестностях городов.

      Явление бездомности домашних животных также не соответствует культурным традициям и в целом негативно оценивается с точки зрения массового сознания российских городских жителей. Выбрасывание домашнего животного на улицу однозначно определяется как морально недопустимый поступок, а бездомные собаки и кошки у части населения вызывают чувство жалости, у части — недовольство их присутствием. Имеется огромное количество конфликтных ситуаций, связанных с присутствие бездомных животных, в которых страдают и животные (бездомные и владельческие), и люди.

      Ныне действующая в большинстве городов России система бессистемного отлова/уничтожения собак, иногда кошек, приблизительно соответствует ситуации в западных странах 70 – 100 лет назад. Такой отлов при его интенсификации способен сдерживать численность бездомных собак в определенных районах. Но такой односторонний подход при практически полном отсутствии контроля содержания и разведения владельческих животных не отвечает сложившимся в последнее время условиям, когда увеличившаяся кормовая база и уменьшение ответственности владельцев способствуют росту численности «лишних» животных. Кроме того, некоторые методы уничтожения собак на месте отлова нельзя признать цивилизованным. Исходя из анализа комплекса факторов, для России оптимальным представляется вариант подхода, принятого в развитых странах, предусматривающий активное воздействие на популяции, и имеющий целью в перспективе полное или почти полное искоренение явления бездомности. Следует учитывать также ряд российских особенностей.

      Стратегия решения проблемы бездомных животных должна быть долгосрочной, комплексной и включать два направления: а) создание и функционирование специализированных профессиональных структур; б) активная вовлеченность владельцев животных, повышение ответственности и информированности населения.

      Необходимо создание профессиональных муниципальных служб контроля численности и содержания городских животных, которые бы принимали бы соответствующие меры исходя из складывающихся условий и координировали в масштабах города всю деятельность, связанную с домашними животными. Как правило, основным методом работы по имеющимся бездомным собакам должен оставаться безвозвратный отлов, для чего необходима сеть относительно небольших пунктов передержки (и более крупных приютов «неограниченного приема»), которые, кроме того, служили бы центрами для сбора «лишних» и отказных животных у владельцев и для передачи части отловленных животных новым владельцам. Рекомендуется стерилизовать животных перед передачей. Отлову также подлежат потенциально «проблемные» безнадзорные владельческие собаки, при возврате их владельцу следует предусмотреть компенсацию им содержания животного. В приютах усыпление невостребованных животных (проводимое гуманными методами) должно применяться после определенного срока передержки. Тем не менее, усыпление (эвтаназия) должно сохраняться до тех пор, пока в нем будет иметься необходимость для обеспечения ротации животных в приюте.

      Учитывая современный западный опыт, необходимо всемерно стимулировать и пропагандировать недопущение бесконтрольного разведения животных владельцами, то есть осуществлять борьбу с перепроизводством домашних животных – это должно быть основой городских программ по снижению численности бездомных животных и уменьшения необходимости в усыплениях. Стерилизация владельческих животных должна быть всемерно поощряема. По примеру развитых стран рекомендуется вводить регистрацию владельческих собак и экономически стимулировать стерилизацию. Должен быть налажен контроль выполнения владельцами правил содержания собак и кошек – в том числе и на территориях предприятий и организаций, где сейчас базируется значительная доля дичающих собак. Необходимо создавать систему идентификации всех владельческих собак и, желательно, кошек (жетоны, татуировки, микрочипы) для облегчения поиска владельца безнадзорно выгуливаемых и выброшенных животных. Для небольших поселений (отдаленных районов городов) с большой долей традиционно свободно выгуливаемых владельческих животных помимо прочего полезно использовать мобильные ветеринарные клиники для стерилизации (опыт некоторых развивающихся стран). Крайне необходимо соответствующая законодательная база для всей деятельности.

      Следует также всемерно поощрять уже имеющиеся благотворительные инициативы — создание общественных и частных приютов «ограниченного приема» и помощь хозяевам стихийно возникших «приютов на квартире»; наладить информационное обеспечение для поиска новых хозяев (общественные «службы поиска»). Необходимы кампании по содействию стерилизации собак и кошек у малоимущих владельцев. Нужно правильно формировать общественное мнение о причинах и пагубности для людей и животных состояния бездомности, предотвращая выкидывание животных или полуосознанное разведение бездомных животных на улицах, во дворах, на территории предприятий и т.д. Необходимо призывать горожан забирать бездомных животных с улиц, а не разводить их на улицах; проводить соответствующую этому принципу работу с людьми, подкармлимавающими бездомных животных.

      В условиях России, так же как на Западе, метод ОСВ как основной способ уменьшения количества бездомных собак в масштабах всего города малоэффективен, так как не позволяет заметно снизить численность животных. Он не учитывает многообразия безнадзорных собак и источников восполнения их численности, и никак не затрагивает основную массу владельческих животных, выбрасывание части которых на улицу в условиях перепроизводства сведет на нет все попытки сократить размеры популяции бездомных за счет «естественной убыли». Метод ОСВ можно рассматривать только как вариант действий, как временную меру для кошек. Необходимость и характер применения ОСВ определяется в зависимости от сложившихся в конкретном населенном пункте условий. Метод ОСВ нельзя применять при возражении со стороны населения, заведомой неэффективности и противоречии законодательству.

      Так же как и в развитых странах, метод ОСВ не может быть узаконен — т.е. юридически должна быть закреплена оптимальная стратегия минимизации численности бездомных животных, а не ОСВ. Но одновременно ОСВ допустим, как неофициальный метод на частные и благотворительные средства для «непроблемных» кошек, находящихся под наблюдением лиц, несущих полную ответственность за их поведение при наличии убежищ. Если же частные лица или организации, возражающие против безвозвратного отлова, хотят провести стерилизацию условно-надзорных собак, обитающих на территории их предприятия, то они должны юридически закрепить статус этих собак как владельческих, с вытекающим из этого выполнением правил содержания: цепь, вольер или загон, строго огороженная территория.

      Для недопущения появления в районах жилой и промышленно-складской застроек и вблизи городов новых стай собак на месте отловленных, следует проводить постоянный мониторинг (в том числе с привлечением местных жителей) и применять заблаговременный профилактический отлов вновь прибывающих животных (а также молодняка) до того, как они одичали и (или) начали размножаться. Такой профессиональный профилактический отлов (а не привычный для России отлов уже «по факту» существования большой стаи) достаточно успешно применяется на Западе. Он позволяет значительно уменьшить количество отлавливаемых бездомных собак и предотвращает негативные последствия нахождения их в жилых кварталах и лесопарках (в том числе и нападения на кошек и диких животных).

      Очень важной дополнительной мерой является уменьшение кормовой базы – отбросов, доступных для самостоятельного потребления животными. Для предотвращения доступа бездомных животных, грызунов, ворон и, потенциально, лисиц к пищевым отходам следует принимать меры по техническому недопущению их проникновения к мусорным контейнерам (огораживание, надежные крышки и т.п.), улучшать работу соответствующих служб и повышать у населения культуру обращения с отходами. Для уменьшения числа одичавших собак за пределами населенных пунктов следует сокращать число загородных свалок. Также для предотвращения одичания собак вне городов следует рассмотреть вопрос о сохранении популяций волков (безусловно, регулируемых, и только в тех районах, где присутствие волков не повлечет негативных последствий).

      Читайте так же:  Прогулки по неве развод мостов цена. Прогулки по неве развод мостов цена

    admin