За ограничение доступа инвалидов к товарам и услугам вводится административная ответственность. Административная ответственность за обман потребителя

Содержание:

За ограничение доступа инвалидов к товарам и услугам вводится административная ответственность

26 марта Правительство РФ внесло в Думу законопроект № 674572-7 об изменении ст. 14.8 КоАП РФ в целях защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, несовершеннолетних). На сайте российского правительства сообщается, что поправки подготовлены во исполнение соответствующего поручения Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета 18 апреля 2017 г. «По данным Роспотребнадзора, в его территориальные органы ежегодно поступает более 20 тыс. обращений от представителей социально уязвимых групп населения в связи с нарушением их потребительских прав», – указано в пояснительной записке к законопроекту. Также отмечено, что в отдельных субъектах РФ доля обращений таких граждан в общем количестве обращений по таким нарушениям превышает 20%.

Как ранее сообщала «АГ», проект поправок был разработан Минтрудом еще в 2017 г., при этом подготовлены были сразу два законопроекта.

Первым документом предусматривались изменения порядка доведения до указанных категорий потребителей информации при заключении договоров купли-продажи, договоров выполнения работ или оказания услуг в доступной для них форме. Предлагалось ввести запрет на отказ или иное воспрепятствование потребителю в доступе к товарам, работам и услугам по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности возрастом. Кроме того, на продавца товаров, исполнителя услуг или работ хотели возложить обязанность учитывать особые потребности таких потребителей, если об этих потребностях было известно заранее.

Вторым законопроектом планировали усилить административную ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей в отношении инвалидов, пожилых людей и несовершеннолетних. За обман таких потребителей граждан хотели штрафовать на сумму от 5 до 10 тыс. руб., должностных лиц на сумму от 20 до 40 тыс. руб., а юрлиц – от 150 до 600 тыс. руб. Также предлагалось ввести ответственность за заведомое нарушение прав указанных категорий граждан на получение сведений о товаре или услуге, включение в договор условий, ущемляющих их права, непредоставление льгот, а также за отказ в доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием здоровья и возрастом.

С начала общественного обсуждения до внесения в Госдуму поправки претерпели существенные изменения. Вместо двух законопроектов остался только один, и то в усеченном виде. Согласно текущей версии поправок ст. 14.8 КоАП дополняется новым составом правонарушения, запрещающим отказ потребителю в доступе к товарам, работам или услугам по причинам, связанным с его состоянием здоровья, возрастом, ограничением жизнедеятельности. Штраф за такие правонарушения для должностных лиц составит от 15 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Предложенные поправки обоснованы разработчиками участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, потребительской сферы и сферы отдыха по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного возраста и иным подобным основаниям. По их мнению, зачастую за таким отказом стоят причины «формального, ментального, маркетингового, имиджевого и иного характера».

В комментарии «АГ» управляющий партнер BSG Иван Сустин отметил, что данный законопроект демонстрирует четкое желание законодателя повысить степень социальной защиты наиболее уязвимых членов общества. «Поправки явно свидетельствуют об их эффективном общественном обсуждении: слабые, допускающие возможность злоупотреблений моменты были нивелированы, редакция диспозиции статьи изменена таким образом, чтобы исключить неопределенность и повысить эффективность применения», – отметил он. По его мнению, прежняя редакция законопроекта, вынесенного на общественное обсуждение, скорее предусматривала приоритет прав инвалида, пожилого человека перед человеком молодым и здоровым, таким образом, допуская дискриминацию последнего.

Иван Сустин полагает, что поправки фундаментальны, направлены на защиту прав человека в свете недопущения дискриминации по здоровью и возрасту. «Смягчение ответственности должностных и юридических лиц за такие нарушения, вероятно, произошло по причине необходимости предоставить обществу срок на психолого-социальную адаптацию к данным изменениям, так как в России тема инвалидов длительное время была практически табуирована», – считает он. Эксперт также предположил, что по мере «взросления» общества и в связи с совершенствованием правоприменительной практики санкции за подобные правонарушения будут ужесточаться.

Ранее комментируя разработанные Минтрудом поправки на стадии их общественного обсуждения, адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолий Кузнецов отмечал, что необходимость совершенствования законодательства о защите прав потребителей обусловлена в том числе Конвенцией ООН о правах инвалидов. «Предложенные изменения позволят повысить степень социальной защиты инвалидов, лиц пожилого возраста и детей», – пояснил он.

Что такое обман потребителя?

Рыночные отношения не всегда складываются гладко, и, наверное, многие сталкивались с обманом. Но что такое обман потребителя? В первую очередь это противоправные действия, которые нарушают права покупателя. Какими бывают варианты мошенничества и какая за это ответственность? Как отстоять свои права и куда обращаться, чтобы добиться справедливости? Каждый человек должен знать закон «О защите прав потребителя». Кроме этого необходимо изучить и прочую законодательную базу.

Законодательная база и формы обмана

Самое главное, что должен знать потребитель, — это законодательная база, опираясь на которую можно доказать свою правоту, а также привлечь виновного к административной и гражданско-правовой ответственности.

Российская законодательная база, регулирующая взаимоотношения продавцов и покупателей, включает:

  • Закон №2300-1 ст.43 от 7.02.1992 г.
  • Статья 14.7 КоАП РФ.
  • Статья 14.8 КоАП РФ.
  • Статья 15 ГК РФ.
  • Также стоит знать, что ранее была статья 200 УК (уголовный кодекс) РФ. То есть обман потребителя рассматривали не только со стороны административной ответственности, но и со стороны уголовной. Однако ФЗ (федеральным законом) № 162-Ф3 от 8.12.2003 эта статья переформирована и теперь относится только к административным нарушениям.

    Закон выделяет пять форм обмана потребителя:

  • Обвешивание. Продавец намеренно отпускает меньшее количество товара, чем было запрошено покупателем.
  • Обсчет. Продавец взимает большее количество денег за товар, чем указано на ценнике. То же самое касается и оказания услуг или выполнения работы. Обсчетом считается и невозврат лишних денежных средств.
  • Введение в заблуждение относительно качества товара, работы или услуги, а также передача товара, который не соответствует нормам. При этом продавец не сообщает о дефектах или других изъянах потребителю.
  • Другой обман потребителя. В эту категорию можно отнести такие нарушения, как продажа фальсифицированного товара или продажа товара неизвестного происхождения.
  • Каждый продавец должен знать, что, делая обвес, обмер, обсчет или другие противоправные действия, он может понести административное наказание.

    Согласно ст. 14.7 КоАП РФ предусмотрены и штрафы:

  • для физических лиц размер штрафа может варьироваться в пределах от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.
  • Материальную компенсацию выплачивает магазин или фирма лично из своих средств.

    Поведение потребителя в случае обмана

    Каждый должен знать, как вести себя в случае обмана. Первое, что может сделать покупатель, — это прийти в магазин и сказать продавцу о выявленной проблеме. Возможно, сотрудники магазина признают ошибку и решат вопрос мирно, вернув деньги или обменяв товар.

    Второй вариант — это прийти сразу с заявлением (претензионным). Его можно составить в свободной форме. Главное — указать следующее:

  • дату и время покупки;
  • ФИО заявителя;
  • контактные данные (мобильный или стационарный номер телефона);
  • описание сути проблемы.
  • Также необходимо приобщить к заявлению чек, накладную или другой документ, который подтверждает факт купли-продажи. Только не стоит отдавать оригинал, лучше сделать ксерокопию. Не будет лишним и указать законодательную базу, на которую ссылается потребитель.

    Если магазин или фирма не хочет идти на компромисс, а точнее, игнорирует претензию покупателя, целесообразно направить жалобу в Роспотребнадзор. Организация обязана провести независимую экспертизу, вследствие которой на виновных будет наложен штраф согласно административному кодексу. Если магазин никак не реагирует на претензию, то потребителю нужно обращаться в органы внутренних дел или прокуратуру.

    Когда магазин или организация не хотят решать проблему в досубедном порядке, остается только один выход — составить исковое заявление. По сути это письменная претензия пострадавшего (истца) к ответчику.

    Оформить иск можно:

  • по месту пребывания продавца;
  • по месту жительства покупателя.
  • Если стоимость исковых требований (то есть сумма, которую требует истец в качестве компенсации) не больше 5000 рублей, то заявление подается мировому судье, а если больше, то в районный суд.

    Важно понимать, что существуют сроки исковой давности, и каждый юрист при определении этого срока будет опираться на такие основания:

  • На обычные непродовольственные товары можно подавать иск в течение года со дня покупки. А на некоторые товары срок давности достигает и двух лет (например, некоторые строительные материалы).
  • Также играет важную роль, есть ли гарантия на товар. То есть, если гарантийный срок составляет три года, а срок исковой давности — два, потребитель может подать заявление в суд, отталкиваясь от гарантийного срока.
  • В случае покупки недвижимости сроки исковой давности достигают пяти лет.
  • Но потребитель имеет право подать иск, не только если его обманули. Также можно обратиться в суд, если:

  • Сотрудник магазина плохо обслужил покупателя, не предоставил необходимую информацию или не уведомил о недостатках товара.
  • Не исполнены обязанности по оказанию гарантийного ремонта: некачественный ремонт или отказ в услуге.
  • Читайте так же:  Эскизный проект. Проэкт как оформить

    Государство старается контролировать торговлю, но не всегда это удается. Поэтому потребителя защищает конституция, уголовно-процессуальный и административный кодекс. Также не стоит забывать о законе «О защите прав потребителей». Но важно не злоупотреблять своими правами, так как с законодательной точки зрения обе стороны (и покупатель, и продавец) защищены одинаково.

    С мошенничеством сталкивается каждый, и важно знать, как действовать потребителю и на какую компенсацию можно рассчитывать. Осуществляя покупки, необходимо следить за тем, какой товар покупается, а также контролировать расчет.

    Куда обратиться при нарушении прав потребителя

    Защита прав потребителей не ограничивается случаями, когда покупателю продали булочку, которой можно забить гвоздь, а он пожаловался, и ему вернули деньги. Это целый комплекс мер, которые направлены на регулирование отношений между потребителем и продавцом. И касается это всех товаров и услуг — от булочек до объектов недвижимости. С правовой точки зрения, все эти меры обеспечены Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей».

    Топ 4 наиболее распространенных сфер и нарушений

    Существуют категории таких покупок, где цена ошибки высока, а нарушения многочисленны. И чаще всего эти покупки далеки от просроченных булочек.

    Недобросовестное отношение к потребителю, случаи обмана и нарушений чаще всего, по нашему опыту, встречаются:

  • при покупке, ремонте автомобилей. Именно здесь вам могут продать Ладу вместо BMW, пользуясь вашей невнимательностью при прочтении договора. Здесь же — «развести» на дорогой ремонт, когда вам всего-то нужно снять фару, которая держится на трех болтах;
  • при покупке и установке кухни. Например, вам привозят только каркас (недорогую деталь), а остальные детали «везут» еще многие месяцы.
  • Отсрочки и затягивания процесса встречаются в следующих сферах:

  • при покупке недвижимости. Здесь все примерно то же самое — застройщики затягивают со сдачей объекта, работу выполняют некачественно, обязательства не соблюдают. Риелторы разводят руками;
  • при покупке туристических путевок. Вам не дают ознакомиться с реальной информацией о путешествии, резко меняют отели и маршруты (конечно же, в одностороннем порядке). В общем, всячески ущемляют ваши права туриста.
  • С законодательной точки зрения, все логично: если продавец совершил недобросовестное действие по отношению к покупателю, то должен быть наказан. Законом предусмотрены три вида ответственности:

  • Административная ответственность.
  • Уголовная ответственность.
  • Гражданско-правовая ответственность.
  • Статья 14.8 КоАП РФ определяет, какова административная ответственность за нарушение прав потребителей: в некоторых случаях штрафы достигают 50 000 рублей. Наказание зависит от конкретного проступка продавца и ваших с ним договоренностей. Именно поэтому все юристы до сих пор кричат: «Читайте договор внимательно!». Может, приелось, но это правда. Вы должны понимать: договор может оказаться вашим козырем в рукаве, если дело дойдет до суда. Поэтому знать, что подписываете, критически важно.

    Представим, что ваши права потребителя уже нарушили. Сделать это могут по-разному, но от этого зависит, что делать и куда обратиться по защите прав потребителя. Например, права компания нарушила, но возмещение ущерба вам не нужно. Вы хотите «проучить» недобросовестного продавца, устроить ему проверку или наказать штрафом.

    Куда идти потребителю

    Вариант № 1. Роспотребнадзор

    Это действующая организация, которая действительно разбирается в ситуациях, после чего сообщает вам об этом. Как правило, Роспотребнадзор реагирует на ваше обращение, приходит в компанию, выявляет нарушения и штрафует. Отличный вариант, если компания вас сильно рассердила. Лично вам никаких возмещений Роспотребнадзор не организует — нет полномочий. Для обращения в ведомство нужно написать письмо в Роспотребнадзор о нарушении прав потребителей.

    Образец письма-жалобы

    Организация оперативно реагирует на электронные обращения потребителей, которые можно оставить на официальном сайте.

    Вариант № 2. Государственная жилищная инспекция

    Организация, которая охраняет права потребителей в области ЖКХ. Например, из крана у вас идет еле теплая вода, а платите как за горячую. Работают точно так же — разбираются с поставщиком услуг, вам же ничего не возмещают.

    Вариант № 3. Департамент здравоохранения

    Организация с такими же функциями в области здравоохранения. Некачественная работа поликлиник, больниц — это к ним. Также могут выписать и акт об административном правонарушении, и штраф.

    Есть и другие ведомства, занимающиеся защитой прав потребителей в конкретных областях.

    Вариант № 4. Общество по защите прав потребителей

    Если ситуация сложней или вам нужно понять, как действовать, можно обратиться в Общество по защите прав потребителей. Его выделяем особенно, потому что никаких действий в отношении компаний оно не предпринимает — не уполномочено. Это общественная организация, в которой граждане могут проконсультироваться. Кстати, решив обратиться, обязательно проверьте, та ли это организация, за которую себя выдает, а не ООО. Иначе можно искать помощь, а попасть в руки мошенников.

    К слову о мошенниках — вопросы с ними решают правоохранительные органы. Важно помнить, что правоохранители не будут разбираться, если у вас на руках есть гражданско-правовой договор с компанией-обидчиком. Есть договор — нет мошенничества (в юридическом смысле слова), и в полиции вас просто отправят в суд. Если же вы и правда оказались жертвой мошенников — договора нет, а деньги выудили обманным способом — то дорога лежит прямо в полицию.

    Получается, что восстановить справедливость и при этом получить с нерадивого продавца возмещение ущерба можно только (!) через суд. Остальные организации этим просто не занимаются. Можно выбрать такой алгоритм защиты:

    1. Написать претензию и передать ее нарушителю. Возможно, на этом шаге ваш вопрос и будет закрыт — компания придет в себя и выполнит все свои обязательства перед вами. Часто так и бывает — на компанию это действует отрезвляющим образом.
    2. Если первый шаг вопроса не решил, можно переходить ко второму. Готовим все необходимые для доказывания документы! Как раз сюда мы относим и договор, который вы заключали с продавцом, и чеки об оплате. Все, что фиксирует ваше взаимодействие с продавцом и ваши договоренности.
    3. После этого подаем исковое заявление в суд. Сложностей здесь никаких, оно выглядит приблизительно так:
    4. Последним пунктом алгоритма должна быть строчка о победе и получении своей компенсации. Здорово, если так действительно получится.

      Однако у обращения в суд есть подводные камни:

    5. Если компания крупная, судиться в одиночестве легко не будет.
    6. Затраты на юристов иногда удивляют даже самих юристов. Очень часто это очень большие деньги.
    7. Можно выиграть дело и не добиться фактического возмещения ущерба. Как? Например, продавец может быть увешан подобными исками, словно елка. С чего бы ему платить? Компания может скрываться, закрываться и открываться под другими именами. Была ООО «Злостный нарушитель», стала ООО «Нарушитель злостный». Так может продолжаться годами.

    Обращайтесь к профессионалам

    В Москве существуют варианты, куда можно обратиться при нарушении прав потребителя. Эти варианты не создают подобных неудобств. Например, начал работать сервис «Право требования» — инвесторы сами финансируют ваш иск (полностью закрывая все расходы) и привлекают к делам лучших юристов. Кроме того, выплачивают вам 10% от суммы требования еще до начала разбирательства — эти 10% остаются у вас при любом исходе дела. Работают за успех: выиграли — бОльшую часть суммы забираете вы, проиграли — ничем не рискуете, сервис несет все расходы. Фишка в том, что сумма, получаемая по факту, обычно больше суммы требования. Выходит так, что вы либо при своих, либо в плюсе.

    Конечно, сервис — это не собрание меценатов. С выигрышных дел команда точно так же зарабатывает деньги. Поэтому и у них к вам будут определенные требования:

    • локация ответчика — Москва. И вы можете приехать в столицу хотя бы раз (суд должен проходить именно в этом городе);
    • вы — физическое лицо и гражданин РФ;
    • нарушены именно права потребителя;
    • сумма требования — не менее 100 000 рублей.

    Если вы сойдетесь с сервисом, есть неплохие варианты не сидеть в пыльных залах суда и не тратить безумных денег на юристов.

    Напоследок: берегите себя, свои права и будьте внимательны. И нерадивых продавцов, и мошенников меньше не стало. И главное — если уже попали в неприятную ситуацию, обращайтесь только к профессионалам. Не дайте нажиться на вас дважды.

    Банкам готовят санкции: их накажут за обман россиян

    За продажу одних финансовых инструментов под видом других банкам установят санкции. Соответствующий законопроект разрабатывает комитет Госдумы по финрынку, рассказал «Известиям» его председатель Анатолий Аксаков. Сначала на кредитную организацию и сотрудника, которые будут уличены в нарушениях, наложат штраф. За регулярные случаи обмана потребителей банку может грозить отзыв лицензии, а работнику — дисквалификация, то есть запрет на работу с частными лицами. По словам экспертов, от недобросовестного поведения кредитных организаций страдает каждый десятый россиянин.

    Над законопроектом по борьбе с мисселингом (действия продавца, вследствие которых производится некорректная продажа продукта или услуги) Госдума работает вместе с Центральным банком, отметил Анатолий Аксаков. Поправки будут внесены в нижнюю палату парламента в осеннюю сессию в два закона — «О банках и банковской деятельности» и «О рынке ценных бумаг».

    Сначала за нарушения будет установлена административная ответственность, пояснил Анатолий Аксаков.

    — Оштрафованы будут и банк, и сотрудник кредитной организации, который занимается недобросовестной практикой. Размер ответственности сейчас обсуждается. Если банк будет уличен в регулярных нарушениях и не будет исполнять предписания ЦБ об их устранении, санкции могут быть вплоть до отзыва лицензии. Сотрудник же будет дисквалифицирован, — заявил «Известиям» председатель комитета по финрынку.

    Центробанк сейчас работает над системой стимулирования и дестимулирования нечестных продавцов в кредитных организациях, рассказал «Известиям» руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута. Он отметил, что мисселинг сильно распространен в Европе, но набирает обороты и в России. Задача регулятора в том, чтобы разработать модель, при которой финансовым организациям будет невыгодно обманывать потребителей, отметил Михаил Мамута. В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос «Известий» о том, насколько часто регулятор выявляет случаи введения потребителей в заблуждение при продаже финансовых инструментов.

    Каждый десятый клиент банка страдает от мисселинга, констатировал зампред Локо-банка Андрей Люшин. Такую же оценку дала управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова. Например, под видом вкладов гражданам продают полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), паи ПИФов, предлагают вложения в ценные бумаги, в том числе в облигации и векселя самого банка или «дружественных» организаций, указали эксперты. Инвестиции в эти инструменты в отличие от вкладов не застрахованы государством. Но сотрудник банка, предлагающий клиенту такую альтернативу, умалчивает об этом, подчеркнул Андрей Люшин. Кроме того, часто не сообщают об особенностях продукта и связанных с ним рисков.

    Читайте так же:  Час оплаты. Договор на реструктуризацию долга за коммунальные услуги

    Еще один пример мисселинга — при получении уже одобренного кредита в банке перед клиентом кладут на подпись договор страхования заемщика, о котором до этого не предупреждали, добавил Андрей Люшин. И «мягко намекают», что отказ от страховки может не лучшим образом сказаться на кредитной истории заемщика, указал он. Также иногда при оформлении карты заявляют о ее бесплатном обслуживании, но «забывают» упомянуть, что это условие распространяется, например, только на год, а потом ежегодно будет взиматься плата, подчеркнул банкир. Из-за таких недобросовестных приемов граждане не могут выбрать для себя действительно подходящий в их ситуации финансовый продукт и теряют доверие к кредитным организациям, резюмировал эксперт.

    При мисселинге с потребителем заключают договор, выгодный организации, навязывая ненужные гражданину услуги и вводя его в заблуждение, согласен адвокат Матвей Левант. Он считает, что с подобными нарушениями, в частности, закона «О защите прав потребителей», несомненно, стоит бороться. И хотя доказать факт недобросовестных продаж достаточно сложно, готовящийся законопроект должен помочь сократить количество правонарушений, так как появится ответственность за это, резюмировал Матвей Левант.

    Штраф должен покрывать моральный ущерб за введение в заблуждение и содержать обязательную часть за намеренность действий, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Для сотрудников, занимающихся мисселингом, логично установить штраф в размере 150–200 тыс. рублей, для банков — 500 тыс. Отзыв лицензии и дисквалификация за регулярные нарушения представляются адекватным наказанием, уверена Тамара Касьянова. Желательно, чтобы решения о выявленных нарушениях публиковались на сайте ЦБ, считает Анна Бодрова.

    ЦБ последовательно борется с нарушениями на финансовом рынке. Так, недавно регулятор расширил функционал «тайных покупателей». Теперь они выявляют обман не только при выдаче вкладов, но и при продаже страховых и инвестиционных продуктов. Серьезные санкции за мисселинг помогут бороться с недобросовестными продавцами финансовых услуг: неотвратимость наказания за обман потребителей будет способствовать сокращению числа нарушений.

    ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Дадашева Рената Андреевна

    В современном мире информационных технологий защита интеллектуальных прав является одним из приоритетных направлений развития во многих странах, в том числе в России. Действующее отечественное законодательство наряду с гражданско-правовой и уголовно-правовой защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности предусматривает административный механизм их защиты, частью которого является административная ответственность . В статье исследована административная ответственность как способ защиты прав на объекты интеллектуальной собственности ; предложены определения понятий « административное правонарушение » и « административная ответственность » применительно к сфере защиты интеллектуальных прав; выделены специфические черты административной ответственности за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности; обозначены виды административных наказаний за нарушение интеллектуальных прав; освещен также ряд проблемных вопросов административно-правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности , предложены методы их решения.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Дадашева Рената Андреевна,

    CONCEPT AND ESSENCE OF THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS TO OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

    In the modern world of information technologies protection of the intellectual rights is one of the priority directions of development in many countries, including in Russia. The existing domestic legislation along with civil and criminal legal protection of the rights to results of intellectual activities provides the administrative mechanism of their protection which part is the administrative responsibility. As method of protection of the rights to objects of intellectual property this article is devoted to research of the administrative responsibility.In work determinations of the concepts «administrative offence» and «administrative responsibility» in relation to the sphere of protection of the intellectual rights are offered; peculiar features of the administrative responsibility for violation of the rights to results of intellectual activities are allocated; types of administrative punishments for violation of the intellectual rights are designated. The author has also lit a number of problematic issues of administrative legal protection of the rights to objects of intellectual property, methods of their solution are proposed.

    Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

    РЕНАТА АНДРЕЕВНА ДАДАШЕВА,

    преподаватель кафедры административного и финансового права

    (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

    ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    Реферат: в современном мире информационных технологий защита интеллектуальных прав является одним из приоритетных направлений развития во многих странах, в том числе в России. Действующее отечественное законодательство наряду с гражданско-правовой и уголовно-правовой защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности предусматривает административный механизм их защиты, частью которого является административная ответственность. В статье исследована административная ответственность как способ защиты прав на объекты интеллектуальной собственности; предложены определения понятий «административное правонарушение» и «административная ответственность» применительно к сфере защиты интеллектуальных прав; выделены специфические черты административной ответственности за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности; обозначены виды административных наказаний за нарушение интеллектуальных прав; освещен также ряд проблемных вопросов административно-правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, предложены методы их решения.

    Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, административная защита, интеллектуальная собственность, право интеллектуальной собственности, авторское право и смежные права, патентное право, товарный знак, средства индивидуализации, контрафактная продукция.

    В современном мире информационных технологий защита прав на объекты интеллектуальной собственности становится все более актуальной проблемой. Правонарушения в данной сфере общественных отношений не только нарушают права и законные интересы авторов произведений науки, культуры, искусства и иных правообладателей, но и негативно сказываются на общем уровне нравственной культуры и правосознания граждан, выступают одним из дестабилизирующих факторов, оказывающих влияние на снижение экономической безопасности государства. Последнее проявляется в инвестиционной непривлекательности рынков, переполненных товарами, введение которых в оборот сопровождается незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (далее — контрафактные товары). Кроме того, в государственный бюджет не поступают налоговые и иные платежи с доходов, полученных в результате нарушения исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

    Таким образом, защита прав на объекты интеллектуальной собственности на сегодняшний день

    © Дадашева Р. А., 2016

    является одним из приоритетных направлений развития во многих странах, в том числе в Российской Федерации. Формирование современного, цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, обеспечение эффективной и надежной защиты прав и законных интересов всех его участников -одно из ключевых условий инновационного развития и комплексной модернизации экономической, социально-культурной и правовой сфер жизнедеятельности общества.

    Действующее российское законодательство наряду с гражданской и уголовно-правовой защитой интеллектуальных прав предусматривает административно-правовой механизм их защиты, частью которого является административная ответственность. Цель административной ответственности в области интеллектуальной собственности состоит в защите не только административно-правовых отношений, но и отношений, регулируемых нормами иных отраслей права: конституционного и гражданского.

    В сущности, административная ответственность за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности — это ответная реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением в области интеллектуальной собственности обществу и отдельным индивидам,

    а равно государственная оценка нарушения соответствующих юридических норм, защищаемых административно-правовыми санкциями. Свое внешнее проявление она отыскивает в административном правоотношении, возникающем между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности, и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть те или иные лишения и ограничения, определенные нормами административного права за нарушение защищаемых данными нормами правил.

    Административная ответственность, в том числе за нарушение интеллектуальных прав, обладает всеми основными признаками, присущими юридической ответственности как таковой, но в то же время имеет свои специфические черты, позволяющие отграничить ее от других видов ответственности:

    1. По смыслу норм п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административная ответственность за нарушение прав в области интеллектуальной собственности может быть установлена только федеральным законодательством, а именно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное обстоятельство имеет серьезное практическое значение, так как исключает возможность принимать на уровне субъектов РФ региональные законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение интеллектуальных прав, что, в свою очередь, обеспечивает единство законодательства в этой сфере и единообразие его применения на всей территории страны [1, с. 46].

    2. Основанием для привлечения к административной ответственности в области интеллектуальной собственности выступает административный проступок, влекущий за собой нарушение юридических норм, прав и законных интересов неограниченного круга лиц (авторов и иных правообладателей, потребителей и т. д.), а также способный нанести существенный вред экономике государства и иным сферам общественной жизни. В связи с этим под таким административным правонарушением мы предлагаем понимать противоправное, виновно совершенное и общественно опасное деяние физического или юридического лица в области интеллектуальной собственности, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    3. Административной ответственности подлежат не только физические, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом в соответствии ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение ад-

    министративного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Например, за производство в целях сбыта либо реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ), к административной ответственности могут быть привлечены как юридическое лицо и его законный представитель, так и непосредственно гражданин, являющийся работником данной организации (предприятия) и осуществивший продажу такого товара конечному потребителю.

    Читайте так же:  Объяснительная записка студента образец. Объяснительная за прогул в колледж

    4. Привлечение к административной ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности выражается в применении к виновному лицу мер административного наказания, предусмотренных санкциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: административного штрафа с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения (ч. 1 ст. 7.12; ст. 14.10 КоАП РФ и др.) либо без их конфискации (ч. 2 ст. 7.12 КоАП и др.).

    По нашему мнению, наложение на правонарушителя санкций в виде штрафа на сегодняшний день является малоэффективным средством правового воздействия, поскольку нередко прибыль от незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг многократно превышает размер самого штрафа. В связи с этим возникает необходимость в ужесточении мер административного наказания за нарушение интеллектуальных прав, в частности, путем увеличения штрафных санкций.

    5. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности рассматриваются только в судебном порядке. При этом дела об административных правонарушениях по ст. 7.12 и 7.28 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. Дела же о незаконном использовании средств индивидуализации товаров (работ, услуг), ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов, но при условии, что правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

    Предложенный перечень отличительных признаков административной ответственности за нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим. В зависимости от конкретных исследовательских задач он может быть дополнен и иными критериями, тем самым более детально раскрывая сущность данного вида административной ответственности.

    В настоящее время в КоАП РФ содержится 3 статьи, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение интеллектуальных прав: ст. 7.12 — нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; ст. 7.28 — нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах; ст. 14.10 — незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг). Кроме перечисленных норм, следует выделить ряд статей КоАП РФ, положения которых оказывают косвенное влияние на механизм административно-правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: ст. 13.14 — разглашение информации с ограниченным доступом; ст. 14.20 — нарушение законодательства об экспортном контроле, ст. 14.3 — нарушение законодательства о рекламе, ст. 14.33 — недобросовестная конкуренция, ст. 14.7 — обман потребителей, ст. 14.8 -нарушение иных прав потребителей.

    Правоприменительная практика показывает наличие ряда проблем по вопросам квалификации соответствующих административных правонарушений и привлечения виновных лиц к ответственности, что требует детального исследования и разработки научно обоснованных предложений по их разрешению. Например, в судебной практике встречались случаи, когда правонарушители, в особенности в сфере авторских прав на программы для ЭВМ, привлекались к административной ответственности за что угодно — за нарушение налогового законодательства, нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности, — только не за нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности [2, с. 48].

    Не менее распространены ситуации, когда за совершение тождественных противоправных деяний в сфере интеллектуальных прав уполномоченные органы (должностные лица) применяют к правонарушителям различные меры административной ответственности. Подобное проистекает из того, что составы ряда статей КоАП РФ (ст. 7.12 и ч. 2 ст. 14.33; ч. 2 ст. 14.10 и ч. 2 ст. 14.33 и др.), оказывающих прямое или косвенное влияние на механизм административной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, содержат схожие объективные признаки административных проступков и применительно к конкретным случа-

    ям могут быть расценены как частное и общее, но при этом предусматривают существенно дифференцированные санкции.

    Подобные изъяны правоприменительного механизма нередко приводят к тому, что авторы и иные правообладатели сталкиваются с серьезными трудностями в процессе реализации своих прав и законных интересов, а общий превентивный результат фактически отсутствует. По нашему мнению, в целях обеспечения однообразного и наиболее эффективного правоприменения в рассматриваемой сфере необходимо выработать и законодательно закрепить единый подход к видам и размерам административных наказаний за нарушение интеллектуальных прав.

    Следует обратить внимание на то, что в проблеме незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности, помимо правообладателей и правонарушителей, есть и третья сторона — конечный покупатель. В связи с этим рынок поддельных товаров условно можно разделить на два сектора: 1) контрафактная продукция, максимально приближенная к оригиналу, выпуск и производство которой направлены на целевой обман потребителей, 2) явные подделки, приобретаемые покупателями осознанно. В последнем случае мотивы покупателя могут быть обусловлены ценовым фактором, когда индивид не желает переплачивать за оригинальный бренд и отдает предпочтение более дешевому аналогу; статусным фактором, когда, например, торговая марка символизирует принадлежность человека к той или иной социальной группе, и т. п.

    Действующее российское законодательство в отличие от законодательств ряда европейских стран (Итальянской Республики, Французской Республики [3, с. 21]), не предусматривает административной ответственности за покупку заведомо контрафактного товара, а также его хранение и перевозку без цели сбыта и извлечения прибыли. Однако аналогичные предложения неоднократно высказывались в научной литературе и других источниках. Например, предлагалось внести ряд изменений в КоАП РФ, согласно которым приобретение физическим лицом заведомо контрафактной продукции без цели сбыта и извлечения прибыли влекло бы за собой наложение на такого гражданина административного штрафа с конфискацией соответствующего предмета административного правонарушения [4, с. 12]. По нашему мнению, подобная мера административно-правового воздействия вряд ли сможет решить проблему купли-продажи контрафактной продукции и тем самым снизить число правонарушений в сфере интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации, по крайней мере, в настоящее время.

    Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что посредством административной ответственности осуществляется как защита общественных отношений в области интеллектуальной собственности, заключающаяся в применении административных мер наказания к виновным лицам, так и охрана данных прав, состоящая в предупреждении правонарушений посредством правовых норм, запрещающих совершение противоправных деяний. Кроме того, элемент охраны присутствует и при применении мер административной ответственности, поскольку назначение административного наказания предполагает отказ от повторного совершения правонарушения, а также воздержание от совершения противоправных деяний иными лицами.

    Отсутствие легального определения понятия административной ответственности, в том числе за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности, фактически не отражается на правильном понимании данной правовой категории.

    По нашему мнению, административную ответственность за правонарушения в области интеллектуальной собственности можно определить как средство юридической защиты и охраны прав авторов произведений науки, литературы, искусства или иных граждан или юридических лиц, обладающих исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, а также потребителей, которое выражается в назначении органом (должностным лицом), наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение в области интеллектуальной собственности, а также способствует предупреждению административных правонарушений, преступлений и гражданско-правовых деликтов в данной сфере общественных отношений на основе норм, установленных действующим законодательством об административных правонарушениях.

    1. Филимонов А. Е. Административная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности : дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. 187 с.

    2. Азизян В. Г., Журавленко Н. И. Защита прав авторов компьютерных программ и изготовителей баз данных в судебном порядке // Евразийская адвокатура. 2014. № 1. С. 46-49.

    3. Пермякова Н. А. Совершенствование законодательства об административной ответственности за незаконное использование товарных знаков и практики его применения // Вестник Омской юридической академии. 2012. № 2. С. 20-23.

    4. Нистратов Г. А. К вопросу об административной ответственности за приобретение контрафакта // Культура: управление, экономика, право. 2009. № 1. С. 10-12.

    RENATA ANDREEVNA DADASHEVA,

    lecturer, administrative and financial law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

    CONCEPT AND ESSENCE OF THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS TO OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

    Abstract: in the modern world of information technologies protection of the intellectual rights is one of the priority directions of development in many countries, including in Russia. The existing domestic legislation along with civil and criminal legal protection of the rights to results of intellectual activities provides the administrative mechanism of their protection which part is the administrative responsibility. As method of protection of the rights to objects of intellectual property this article is devoted to research of the administrative responsibility.

    In work determinations of the concepts «administrative offence» and «administrative responsibility» in relation to the sphere of protection of the intellectual rights are offered; peculiar features of the administrative responsibility for violation of the rights to results of intellectual activities are allocated; types of administrative punishments for violation of the intellectual rights are designated. The author has also lit a number of problematic issues of administrative legal protection of the rights to objects of intellectual property, methods of their solution are proposed.

    Key words: administrative responsibility, administrative offenses, administrative protection, intellectual property, intellectual property right, author’s right and allied rights, patent law, wademark means of individualization, counterfeit products.

    © Dadasheva R. A., 2016

    1. Filimonov A. E. Administrativnaja otvetstvennost’ za narushenija prav intellektual’noj sobstvennosti. Dis. kand. jur. nauk [The administrative responsibility for violations of intellectual property rights. Cand. legal sci. diss.]. Moscow, 2006. 187 p.

    2. Azizjan V. G., Zhuravlenko N. I. Zashhita prav avtorov komp’juternyh programm i izgotovitelej baz dannyh v sudebnom porjadke [Protection of the rights of authors of computer programs and manufacturers of databases judicially]. Evrazijskaja advokatura — Euroasian legal profession, 2014, no. 1, pp. 46-49.

    3. Permjakova N. A. Sovershenstvovanie zakonodatel’stva ob administrativnoj otvetstvennosti za nezakon-noe ispol’zovanie tovarnyh znakov i praktiki ego primenenija [Enhancement of the legislation on the administrative responsibility for illegal use of trademarks and practice of its application]. Vestnik Omskoj juridicheskoj akademii — Bulletin of Omsk legal academy, 2012, no. 2, pp. 20-23.

    4. Nistratov G. A. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti za priobretenie kontrafakta [To a question of the administrative responsibility for acquisition of a counterfeit]. Kul’tura: upravlenie, jekonomika, pravo -Culture: management, economy, law, 2009, no. 1, pp. 10-12.

    admin