Закон о такси стаж. Закон о такси стаж

Новые правила: что Госдума придумала для таксистов

Таксистам могут запретить работать сверх нормы

В Госдуме рассмотрели во втором чтении законопроект, направленный на урегулирование работы такси. Так, если документ вступит в силу, водителям будет запрещено работать сверх нормы. Кроме того, новые требования депутаты предъявили и к перевозчикам: нельзя использовать машины старше 7 лет, а также брать на работу водителя такси иностранных граждан.

Согласно поправкам в законопроекте об агрегаторах такси, теперь таксисты перестанут работать сверх нормы. Контролировать их режим труда и отдыха будет система ГЛОНАСС, которую установят во всех автомобилях такси в России. Об этом сообщил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев РИА «Новости».

«Каждая машина такси будет контролироваться системой ГЛОНАСС, чтобы можно было контролировать ее маршрут от пункта А до пункта Б.
В транспорте также будет вестись контроль за режимом труда и отдыха водителя», — рассказал Москвичев. Он пояснил, что это означает, что каждый оператор будет отправлять в единую систему субъекта «месячный режим труда и отдыха своих водителей».

«Как только он вырабатывает норму часов, он уже больше не поедет», — обратил внимание депутат.

После вступления законопроекта в силу фиксировать работу водителя за рулем будет его персональная карта, которой будет обладать каждый водитель.

«То есть теперь от одного перевозчика к другому с разными карточками бегать водитель не сможет. Сейчас это возможно, но мы это прекратим, карта все будет блокировать такие вещи», — пояснил глава комитета. Он отметил, что эта система похожа на ту, которая сейчас работает в городском пассажирском транспорте.

Москвичев отметил, что по сравнению с первым чтением законопроекта, который приняли в Госдуме в декабре прошлого года, новый отличается «совершенно другими понятиями о легковом такси». Кроме того, депутаты добавили «новые требования и новые правила». По словам Москвичева, это «очень обновлённый закон».

По информации ТАСС, также меняется и требования к оформлению автомобилей.

Чтобы пассажиры могли сразу увидеть информацию о компании-перевозчике, предприятия должны будут указывать все данные, в том числе лицензию, на левом и правом бортах передней части машины.

Кроме того, согласно документу, разрешение на работу водителем такси определенного транспортного средства будет выдаваться на срок не менее пяти лет. Законопроект также обяжет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать только допущенные к участию в дорожном движении машины.

Помимо этого, владельцы компаний должны обеспечивать техобслуживание, ремонт и предрейсовый контроль технического состояния такси, а также проводить регулярные медосмотры водителей. При этом работать таксистом смогут только те, у кого общий водительский стаж не менее трех лет.

«Мы прописываем, чтобы во всех городах была служба заказа такси, но не только вот такие магнат, как Яндекс, а любой перевозчик сможет создать свою службу заказа такси и выполнять все заказы в любом субъекте», — цитирует слова Москвичева РИА «Новости».

Он отметил, что в законопроекте депутаты прописали новые правила – службой такси может владеть только юридическое лицо, которое не является филиалом какой-то иностранной компании. «Это должны быть только российские компании с российским капиталом», — заявил депутат.

При этом за службы такси будет отвечать каждый субъект в отдельности. «Нужно в начале порядок внутри каждого маленького города, посёлка и областного центра навести», — отметил глава комитета.

Тем временем в Совете Федерации считают, что этот законопроект негативно скажется на развитие отрасли. Такое мнение выразил в разговоре с РИА «Новости» первый замглавы экономического комитета Совфеда Сергей Калашников.

«Я считаю, что многие предложения мало жизнеспособны», — отметил сенатор.

Он считает, что из-за «надуманных ограничений» могут свестись на нет «цивилизованные меры по регулированию рынка такси».

Среди таких «надуманных» предложений он отметил систему ГЛОНАСС, отметив, что многие таксисты работают по принципу франчайзинга, то есть приобретая франшизу.

При этом, сенатор отметил, что из-за того, что такие крупные игроки, как Uber будут убраны, может снизиться отраслевая конкуренция. Помимо этого, по словам парламентария, некоторые из российских компаний имеют солидный иностранный капитал.

Тем не менее, сенатор поддержал нововведение, которое запрещает работать в этой сфере иностранцам, а также использовать компаниям машины старше 7 лет, передает агентство.

«Нельзя человеку с правами другого государства, плохо знающему наши правила, позволять заниматься пассажироперевозками», — отметил Калашников.

Отметим, что данный законопроект по прогнозам Евгения Москвичева, должен вступить в силу уже летом этого года после проведения 3-4 рабочих групп и дальнейшего рассмотрения в Правовом управлении Госдумы.

«Если быстро все пройдёт, примем до конца сессии в июле. Не получится — рассмотрим в окончательном в сентябре. Одним словом, в долгий ящик он точно не уйдёт, скажу даже больше: новый закон о такси вступит в силу уже в этом году», — сказал депутат.

Закон о такси: самые важные пункты и изменения

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.

Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

По договору служба должна зафиксировать:

дату принятия заказа;

дата выполнения заказа;

место подачи машины;

марку машины, если клиент её выбрал;

планируемое время подачи машины.

Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:

где ожидает машина;

госномер, цвет и марку машины;

фамилию, имя и отчество водителя;

фактическое время подачи.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.


Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

По бокам на машине должны быть «шашечки».

В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

50 000 ? для отдельного водителя.

100 000 ? для водителя, который оформлен как ИП.

400 000 ? для юридических лиц.

Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ?, должностное и ответственное лица 20 000 ?, юридическое лицо 500 000 ?.

Читайте так же:  Материнский капитал 20 000 последние новости. Материнский капитал 20 000 последние новости


Пример разрешения на работу в такси Ростовской области

Штраф за отсутствие кассы

От 2 000 до 10 000 ?, если пассажир не получит чек.

От 30 000 ?, если в службе вообще не применяется касса.

За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ?, должностное лицо — 10 000 ?, юридическое лицо — 30 000 ?.

Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ? с водителя, 10 000 ? с должностного лица, 50 000 ? с юридического лица.

69 закон о такси: что он изменил

69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.

Что изменил федеральный закон 69 о такси

Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.

Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.

Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

Деятельность такси контролируют региональные власти.

Закон о такси с 2019 года: последние новости

Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2019 года, если будет принят

Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Новый закон для таксистов 2019 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.

Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия

Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.

Стадии принятия закона

Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.

Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.

Закон о такси 2019 Чего ждать на что надеяться

Закон о такси 2019

Что нового и полезного в Закон о такси 2019 внесли наши законодатели.

Новый закон о такси 2019 принят в первом чтении

Наши законодатели трудятся в поте лица, не жалея живота своего и не покладая рук над очередным законопроектом регулирующим деятельность компаний такси и всевозможных агрегаторов. То, что закон пройдёт все чтения и будет принят до середины наступившего года, ни у кого не вызывает сомнений. Каким же будет такси в 2019 м году и какие сюрпризы ждать от депутатов Государственной Думы?

Количество мест в такси 2019 сильно ограничено Гастарбайтеры идут пешком

Прежде всего обращает на себя внимание эта часть законопроекта. Которой, кстати, не было в первоначальной редакции, но во время прохождения первого чтения данная поправка была внесена кем-то из депутатов. Похоже всё идёт к тому, что она доживёт до окончательной редакции и станет частью нового Закона о такси.

“Депутаты пришли к выводу, что наличие российского водительского удостоверения для таксиста — недостаточно. Управлять такси смогут только граждане РФ.”

Депутаты решили избавиться от таксистов мигрантов. Похоже это у них чисто личное или свою лепту в законопроект внесли защитники навигаторов. Тем не менее, гастарбайтеры продолжат работу в других видах перевозок, где в отличии от такси, необходимый контроль соблюдается на должном уровне. Что в свою очередь обеспечивает необходимую безопасность перевозок..

Станет ли после этого безопасней пользоваться такси, судить сложно. Но то, что борьба агрегаторов за водителей заметно усилится – это можно гарантировать. Воспользуются таксисты этим дефицитом в свою пользу для поднятия тарифов и снижения поборов агрегаторов? Боюсь, что нет. В очередной раз весь пар уйдёт в свисток. Хотя, буду рад ошибиться.

Закон о такси 2019 – новая модель или очередной рестайлинг

Было бы наивно надеяться, что законотворцы ограничатся одними иностранцами. Давайте посмотрим, какие сюрпризы нас ждут в обсуждаемом законопроекте.

Самые важные аспекты Закона о такси 2019:

  • водительский стаж таксиста – не менее 3 лет,
  • автомобиль – не старше 7 лет, оборудованный системой ГЛОНАСС,
  • разрешение работать таксистом на конкретном автомобиле – на 5 лет
  • персональная карта водителя, в которой будет фиксироваться история его работы в такси
  • обязательное наличие удостоверения во время работы в такси
  • обязательные ТО и предрейсовые осмотры транспортных средств силами владельца ТС,
  • обязательное наличие цветографической схемы “шашечки” по бортам, оранжевый фонарь на крыше, таксометр в салоне; цвет автомобиля не регламентируется,
  • иностранные и иногородние агрегаторы такси, должны будут зарегистрироваться в региональных реестрах служб вызова такси, для чего иностранцам придётся открыть дочернюю компанию в РФ,
  • агрегаторы обязаны сообщать пассажиру информацию о номере заказа, госномере самого такси, марке автомобиля, его цвете и фактическом времени подачи,
  • агрегатор не сможет передавать заказы перевозчику, у которого нет разрешения на таксомоторные перевозки, вся ответственность за ДТП в таких случаях также ляжет именно на агрегатора.

Немного о штрафах – куда же без них:

За передачу заказа агрегатором лицу не обладающим разрешением на оказание услуг такси, в случае ДТП, агрегатор несёт полную ответственность и все расходы связанные с ДТП. А так же штраф, в размере 500 000 руб. и приостановку деятельности на 3 месяца.

Водителю оказывающему услугу такси не имея соответствующего разрешения, штраф повышается с пяти тысяч до тридцати тысяч рублей с лишением прав на срок до 6 месяцев.

На этом всё. Что будет на выходе, по окончании третьего чтения, пока не понятно. Сжимаем кулачки и надеемся на лучшее.

Результаты рассмотрения нового законопроекта о такси в Общественной палате Российской Федерации

09.04.2019. В Общественной палате Российской Федерации прошло обсуждение федерального законопроекта «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси». По его итогам палата приняла решение отправить проект на доработку.

Общественная палата указала на недоработки в законопроекте, призванном урегулировать предоставление услуг такси в России. При этом участники дискуссии сошлись на том, что законодательное регулирование такси сегодня является необходимым.

Читайте так же:  Как распознать обман при съеме квартиры. Агентства недвижимости развод

Пытаясь объяснить аварийность на дорогах, гендиректор транспортной компании «Таксити» сказал, что это связано с переработками, которые, в свою очередь, вызваны слишком низкими тарифами у агрегаторов.

«У нас сегодня водителей нет, люди не идут, потому что это неблагодарный труд. За нас сегодня расценки устанавливают агрегаторы, они нам навязывают расценки. С другой стороны, если мы сегодня откажемся от агрегаторов, закроемся и водители окажутся на улицах», – посетовал он.

Его коллега также заявил, что в данный момент «существует пропасть между себестоимостью поездки и реальной стоимостью, которую предлагает агрегатор». В связи с этим они предложили установить тарифы, приемлемые и для перевозчиков, и для агрегаторов.

«Мы за то, чтобы тарифы регулировались государством. Сейчас такси стоят беспрецедентно дешево, и, если мы хотим предоставлять пассажирам сервис высокого класса, то он может быть немного дороже», – поддержала их Ольга Дашевская, выступившая от имени агрегаторов

Пытаясь подвести черту под двухчасовой дискуссией, обещавшей затянуться еще на несколько часов, председатель комиссии ОП РФ Борис Алешин, модерировавший заседание, заявил, что Общественная палата приняла решение отправить законопроект на переработку с повторным внесением на первое чтение в Госдуму. «Нечего с этим спешить», – заключил он.

Дополнительная информация:

Как обсуждаемый законопроект повлияет на Яндекс Такси и других агрегаторов

Что характерно, информация о внесении дополнений в законопроект была известна ещё в начале 2019 года. В том числе и о запрете работы в такси для мигрантов. Но реакция на эту информацию последовала только к концу мая. В частности – на американской бирже Nasdaq, акции крупнейшего российского агрегатора “Яндекс. Такси” упали в цене на 7%.

Делайте выводы. Или до американских инвесторов так долго доходит информация, или кто-то решил нагреть ручёнки на спровоцированной панике.

Когда наконец то примут новый закон о такси

По последним сведениям, принять новый закон о такси смогут не раньше осени текущего года, после этого решение о вступлении его в силу будет принимать Совет Федерации.

Страховщики предлагают усилить законодательную защиту пассажиров легковых такси в РФ

Страховщики готовят предложения ко второму чтению в Госдуме РФ законопроекта, который распространяет обязательное страхование ответственности пассажиров на пассажиров легкового такси (в настоящее время таких пассажиров защищает закон ОСАГО). Документ был принят в первом чтении депутатами Госдумы в октябре этого года. Второе чтение отложено до принятия базового закона о такси.

В середине декабря депутаты приняли в первом чтении важный для отрасли законопроект с поправками в базовый закон о такси — «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Таким образом, законодателям предстоит синхронизация работы в рамках рассмотрения двух связанных законопроектов.

Если первый законопроект с поправками в закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) имеет непосредственное отношение к страхованию, то второй не содержит каких-либо положений на эту тему. Однако именно базовый законопроект о такси включает требования к допуску водителей, их проверке, определяет характер договора о перевозке людей, требования к базе сертифицированных водителей, а также включает положения об ответственности агрегаторов за организацию перевозки пассажиров. Прозрачность процедур и соблюдение правил безопасности перевозчиком прямо влияет на безопасность пассажира во время поездки. В конечном итоге совокупность факторов, обеспечивающих безопасность пассажира и ответственное отношение перевозчика, отражается и на страховых выплатах, убеждены страховщики. Поэтому Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) готовят свои предложения в оба законопроекта в рамках подготовки ко второму чтению.

Согласно действующему закону об ОСГОП, его положения не распространяются на перевозки такси и метрополитенами. При этом метрополитены обязаны сами осуществлять выплаты пассажирам при наступлении страховых событий на тех же условиях, что и страховщики, имеющие лицензии страхования ответственности пассажирских перевозчиков. «Страховые выплаты пассажирам такси по действующему законодательству производятся по закону об ОСАГО, но там лимиты страховой защиты жизни и здоровья пострадавших в 4 раза ниже, чем в законе об ОСГОП, и составляют 500 тыс. рублей», — отметила в интервью «Интерфаксу» вице-президент НССО Светлана Гусар.

Она считает несправедливым и нелогичным исключение перевозок такси из общих пассажирских перевозок с точки зрения подходов к страховой защите. «Пассажир трамвая, защищенный выплатой в размере 2 млн рублей по ущербу жизни и здоровью, пересаживаясь на более дорогостоящий вид транспорта — такси, оказывается защищен гораздо слабее, это нелогично», — полагает она.

ОРАНЖЕВЫЙ ФОНАРЬ И ШАШЕЧКИ

Принятые в первом чтении поправки в базовый закон о такси, подготовленные депутатами, предполагают, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым такси выдается уполномоченной организацией в субъектах РФ, законом же должны определяться «основания для аннулирования такого разрешения по решению уполномоченного органа и на основании решения суда».

Перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования. Согласно законопроекту, транспортное средство должно быть зарегистрировано на территории РФ.

Право, подтвержденное разрешением, «не может быть передано (отчуждено) третьим лицам, разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника полиции», говорится в законопроекте о такси. На боковых поверхностях кузова такси «должны быть нанесены «шашечки», на крыше должен быть расположен опознавательный фонарь оранжевого цвета, в такси предполагается наличие таксометра (если плата за пользование такси определяется в соответствии с ним)». Документ также предполагает создание региональных реестров легкового такси, которые будут вести уполномоченные органы субъектов РФ, «реестры должны размещаться на официальных сайтах уполномоченных органов».

Разработчики законопроекта предусмотрели требования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по перевозке такси. Они должны использовать в качестве такси только транспортные средства, допущенные к участию в дорожном движении. В документе есть требование по обеспечению техобслуживания, ремонта и предрейсового контроля технического состояния такси, по организации проведения обязательных медосмотров для водителей такси. Также для последних вводится требование о наличии общего водительского стажа не менее трех лет.

НЕТ ТАКСИ БЕЗ ПОЛИСА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Принятый в первом чтении законопроект о страховании пассажиров такси предполагает, что «выдача разрешений на такую деятельность будет осуществляться только при наличии договора страхования, предусмотрены санкции за отсутствие полиса», пояснила «Интерфаксу» С.Гусар.

«Согласно положениям законопроекта, для уже действующих такси после вступления в силу закона остается 60 дней на заключение договора страхования ответственности перевозчика. Для юридических лиц в настоящее время заключается один договор ОСГОП на весь подвижной состав. В случае со страхованием ответственности таксопарка такой договор будет заключаться на каждый автомобиль», — пояснила вице-президент НССО.

«Таким образом, в случае принятия этих поправок страховщики будут не только плательщиками убытков по имущественному вреду и по ущербу водителям при наступлении ДТП — по закону об ОСАГО. Им придется платить за вред, причиненный пассажирам такси, по закону об ОСГОП. И это означает, что страховое сообщество не может не волновать тема безопасности пассажирских перевозок, положения основного закона о такси, направленные на это», — подчеркнула С.Гусар.

ОПАСНОСТЬ СЕРОЙ ЗОНЫ

На сегодняшний день тот факт, что часть перевозок легковым такси может оставаться в «серой зоне», что они недоступны надлежащему контролю, не гарантируют безопасности перевозок, сам по себе вызывает тревогу, считают в НССО. Организации, предоставляющие автомобили водителям, зачастую не связаны с ними договорными отношениями, не могут на них влиять. Для изменения ситуации, создания прозрачности в сегменте разрабатываются изменения в законодательство. При этом принятые в первом чтении поправки нуждаются в серьезной доработке на этапе подготовки ко второму чтению законопроекта о деятельности такси, убеждены в НССО.

В частности, С.Гусар напомнила, что «в РФ отсутствует единый реестр разрешений, выданных на перевозку пассажиров такси, а собственные реестры ведутся субъектами РФ, это положение законопроектом не меняется. По данным статистики отрасли, разрешений на перевозку такси выдано от 850 тыс. до 1,1 млн. В то же время, по данным страховщиков ОСАГО, всего 70 тыс. транспортных средств, согласно заявлениям автовладельцев, эксплуатируются в режиме такси». «Таким образом, до 90% транспортных средств, работающих в качестве такси, как-то выпали из общей страховой статистики», — уточнила она, подчеркнув, что такая ситуация не обеспечивает прозрачности сегмента и не дает адекватных возможностей для его анализа.

«В принятом в первом чтении законопроекте для получения разрешения на перевозку пассажиров такси требуется водительский стаж не менее трех лет. И это все. Мы полагаем, что для такой деятельности подобных ограничений недостаточно. Страховщики предлагают представителям отрасли ввести в перечень требований к водителям такси отсутствие критических диагнозов, которые могут влиять на способность водителя управлять транспортным средством. Вероятно, в числе ограничений может быть отсутствие неснятых судимостей по тяжким и особо тяжким преступлениям. Все чаще возникают ситуации, при которых водители избивают пассажиров и не несут за это ответственности, они могут продолжать свою деятельность, это недопустимо. Законодательно должен быть определен механизм блокировки возвращения к деятельности для лиц, демонстрирующих неадекватное поведение и серьезные правонарушения при исполнении пассажирских перевозок», — заявила вице-президент ВСС.

Однако, по ее мнению, законопроект не должен быть «однобоким», он может содержать положения, ограждающие водителей от неадекватного поведения пассажиров, что также бывает. Документ должен защищать и права водителей. Нужна система патентов (или других разрешений), которая позволит водителям такси в упрощенном порядке осуществлять налоговые платежи. Важной новацией принятого в первом чтении законопроекта о такси следует считать впервые включенные статьи о службах заказа такси (агрегаторах), убеждена представитель НССО. «Вместе с тем в документе нет положений о солидарной ответственности службы заказа такси, это вызывает обеспокоенность страховщиков», — отметила она.

«Как показывает анализ практики, агрегаторы нередко завышают вознаграждения за свои услуги. Это приводит к переработкам водителей, они устают, теряют внимание, возникают ДТП, в которых в том числе страдают другие водители и пассажиры. Созданная для заказа машин IT-платформа должна быть обеспечена программными средствами, которые блокируют сверхнормативную работу водителя такси. Сегодня их нагрузка в системе агрегаторов может доходить до 14-18 часов в сутки, что угрожает безопасности других участников дорожного движения и пассажиров. Кроме того, эксперты НССО считают, что вознаграждение агрегаторов не может устанавливаться в процентном отношении от цены поездки, километраж поездки не влияет на цену услуги заказа, она должна быть фиксированной. При этом конкретное название службы заказа такси также не имеет значения. Это может быть диспетчерская, агрегатор, бюро — неважно, правила для всех организаторов таких услуг должны быть едины», — заявила вице-президент НССО.

Читайте так же:  Виды пенсий, выбор пенсии. Виды пенсия в россии

Свои предложения ВСС и НССО рассчитывают направить заинтересованным ведомствам и депутатам, страховое сообщество готово участвовать в дискуссии. При этом страховщики рассчитывают акцентировать внимание на вопросах законодательного обеспечения безопасности пассажиров, на снижении аварийности в перевозках легковым такси.

Эксперты считают, что федеральный закон о такси будет принят не ранее чем через год

ivosar / Depositphotos.com

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находятся несколько законопроектов, направленных на регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Один из них – проект отдельного федерального закона о такси 1 (далее – законопроект о такси), призванный установить понятийный аппарат и правой статус всех участников отношений, которые возникают при осуществлении таких перевозок. Как неоднократно подчеркивали эксперты, действующих законодательных норм – на федеральном уровне это фактически одна статья: ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) – недостаточно для обеспечения надлежащего качества услуг по перевозке легковым такси, в том числе по причине охвата далеко нет всех участников соответствующего рынка. Так, например, до сих пор не определен статус таких субъектов, как агрегаторы заказов, и поэтому они, несмотря на то что аккумулируют значительную долю заказов такси и определяют стоимость поездок, не несут ответственности перед пассажирами.

В связи в этим особое внимание разработчики законопроекта о такси уделяют нормам о службах заказа легкового такси, к которым относятся и интернет-агрегаторы. Согласно текущей версии проекта служба заказа должна осуществлять свою деятельность на основании договоров об обработке информации о заказе такси, заключать которые она вправе только с имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ч. 1 ст. 9 Закона № 69-ФЗ) фрахтовщиками. Предполагается, что ответственность такие службы заказа будут нести по двум основаниям: за несоблюдение законодательно установленного порядка обработки информации (административная ответственность) и за передачу заказа лицу, не имеющему разрешения на осуществление перевозок легковым такси (ответственность, предусмотренная нормами законодательства о защите прав потребителей). За вред же, причиненный при перевозке пассажиру или его багажу, в любом случае будет отвечать фрахтовщик. Однако, как подчеркнул в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ общественного обсуждения мер по развитию сферы легкового такси член профильной рабочей группы Комитета Госдумы по транспорту и строительству Юрий Нагерняк, основания и пределы ответственности служб заказа такси – один из наиболее спорных вопросов, и окончательная позиция по нему будет сформирована только после определения их статуса. «Если агрегатор определяет стоимость перевозки, то он является не просто службой информации, а непосредственным участником процесса перевозки. Это подтверждается практикой Евросоюза, в частности решением Суда Европейского Союза в отношении компании Uber 2 , которым агрегатор был признан участником перевозки, ответственным за ее осуществление», – отметил эксперт. Поэтому, по его словам, возможны два варианта: либо агрегаторы не участвуют в определении стоимости поездки и считаются лицами, оказывающими информационные услуги, либо определяют цену, основываясь на себестоимости конкретной перевозки и оказания услуги по обработке этого заказа, то есть действующая на сегодняшний день практика получения агрегаторами до 30% от стоимости каждой поездки будет невозможной в любом случае. Кроме того, не исключается вероятность появления в законопроекте о такси параметров определения региональными властями конкретных тарифов на услуги такси, добавил представитель профильного комитета Госдумы. Но данное предложение – в отличие от идеи законодательного ограничения возможности агрегаторов по регулированию тарифов – не поддерживают представители профессионального сообщества. Выступая от имени всей московской транспортной агломерации, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин подчеркнул, что тарифное меню должно формироваться непосредственно таксомоторными компаниями или ИП и передаваться агрегаторам, чтобы пассажир сам мог выбрать, с кем и по какому тарифу поедет. Стоит отметить, что в конце прошлой недели ряд сервисов заказа такси обнародовали заявление о том, что законодательный запрет на участие онлайн-сервисов в определении тарифов на услуги такси приведет к тому, что заказы будут получать не ближайшие свободные водители, а те, кто предложит самую низкую цену, что увеличит и время подачи машин, и среднюю стоимость поездок (текст совместного заявления имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Как учитываются в целях налогообложения затраты организации на оплату проезда работников на такси в служебных целях, узнайте из материала «Расходы на содержание служебного транспорта» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, по словам Юрия Нагерняка, законопроект о такси будет дополнен положениями, устанавливающими четкие критерии допуска на рынок всех участников: компаний и ИП, осуществляющих перевозки легковым такси, агрегаторов и непосредственно самих водителей. Так, например, среди обсуждаемых возможных требований к последним – сейчас, напомним, в ст. 9 Закона № 69-ФЗ говорится лишь о наличии у водителя такси не менее чем трехлетнего общего водительского стажа – наличие гражданства РФ (но, скорее всего, правом на установление такого требования в качестве обязательного будут наделены регионы, так как в некоторых субъектах РФ его исполнение будет проблематично в связи с недостаточным количеством профессиональных водителей), необходимость получения профессионального водительского удостоверения при условии введения соответствующего вида прав в России, обязательное повышение квалификации, например прохождение дополнительного обучения не реже чем раз в пять лет.

Более того, поскольку предполагается, что рассматриваемый законопроект о такси в отличие от ранее вносимых в Госдуму аналогичных проектов должен не стать рамочным законом, а конкретно определить функции всех участников процесса оказания услуг легкового такси, в нем могут быть установлены основания для разграничения этих услуг и, в частности, так называемого райдшеринга – чтобы отделить случаи реального подвоза попутчиков от использования этой схемы для осуществления перевозок фактически в качестве такси, но без соблюдения законодательно установленных требований. Таким образом, уже на данном этапе – а законопроект пока не рассматривался даже в первом чтении, он включен в примерную программу Госдумы на ноябрь – можно говорить о том, что нынешняя версия документа будет переработана более чем существенно. Профильный комитет Госдумы, учитывая количество требующих обсуждения вопросов, прогнозирует, что процесс доработки и рассмотрения законопроекта займет не менее года, сообщил Юрий Нагерняк. При этом он отметил, что до принятия федерального закона о такси регионам не стоит забывать о реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий в сфере регулирования перевозок легковым такси.

Стоит отметить, что ряд предложений, направленных на повышение эффективности реализации региональных полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси (подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») и осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ч. 18 ст. 9 Закона № 69-ФЗ), были сформулированы по итогам VI Международного Евразийского форума «ТАКСИ», прошедшего в августе текущего года. Как отметил вчера в ходе обсуждения исполнительный директор АНО «МЕФТ» Алексей Худяков, данные предложения будут включены в ежегодный доклад общественного совета МЕФТ председателю Правительства РФ. Одно из наиболее важных – утвердить региональные целевые программы развития такси, предполагающие формирование нормативно-правовой базы, поддержку предпринимательства в сфере такси, совершенствование порядка осуществления контроля в этой области и непосредственно развитие инфраструктуры. Финансирование данных программ, по мнению АНО «МЕФТ», должно осуществляться за счет средств региональных бюджетов, субвенций из федерального бюджета, частных инвестиционных проектов и внебюджетного финансирования со стороны участников рынка. Организация уже разработала типовую структуру такой региональной целевой программы и планирует разместить ее на своем официальном сайте 2 ноября.

Еще одно предложение касается необходимости разработки единого стандарта ведения реестров выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В настоящее время порядок ведения соответствующего реестра каждый регион устанавливает самостоятельно (ч. 8 ст. 9 Закона № 69-ФЗ), что приводит к формированию совершенно разных подходов к наполнению реестров и обновлению содержащихся в них данных. В результате, как отметил Алексей Худяков, в некоторых реестрах отсутствует даже необходимый минимум сведений: о дате выдачи и сроке действия разрешений или о государственном регистрационном знаке транспортного средства, а имеющаяся информация обновляется в действительности гораздо реже установленных, немаленьких причем: раз в квартал, раз в два месяца, сроков. Поэтому все участники обсуждения принципиально поддержали разработку и утверждение единого стандарта ведения реестров выданных разрешений.

Помимо законопроекта о такси, на рассмотрении Госдумы находится законопроект 3 , предполагающий распространение требования об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров на лиц, осуществляющих перевозку граждан легковым такси, – соответствующие поправки планируется внести в Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ. Его принятие позволит обеспечить пассажирам равный объем гарантий по возмещению вреда, причиненного разными перевозчиками, – сейчас, напомним, клиенты такси в случае причинения вреда их жизни и здоровью во время поездки могут рассчитывать не более чем на 500 тыс. руб. в рамках страхового возмещения по договору ОСАГО (ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), тогда как для случаев причинения вреда при перевозке автобусом, например, страховые суммы в четыре раза больше (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ). Законопроект был принят в первом чтении 17 октября, но есть вероятность, что дальнейшее его рассмотрение будет отложено, так как Комитет Госдумы по транспорту и строительству считает, что он не должен рассматриваться в отрыве от законопроекта о такси.

В любом случае ОП РФ организует общественное обсуждение обоих проектов, отметила в заключение председатель Комиссии палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина. Скорее всего, оно состоится в декабре, но точная дата мероприятия пока не определена.

admin