Земельные новости. Исковое заявление земельный спор

Исковое заявление об устранении наложения границ

В Арбитражный суд __________

Истец: _______________________________________
(наименование организации)
Адрес:________________________________________

Ответчики: 1. ФГБУ «ФКП Росреестра».
Адрес: _______________________________

2._________________________________________
(наименование организации, органа государственной
власти (органа местного самоуправления)
Адрес:_________________________________________

Третьи лица: 1.____________________________________
(наименование организации, органа государственной
власти (органа местного самоуправления)
Адрес:____________________________________________

2.________________________________________________
(наименование организации, органа государственной
власти (органа местного самоуправления)
Адрес:___________________________________________

3._______________________________________________
(наименование организации, органа государственной
власти (органа местного самоуправления)
Адрес:___________________________________________

Истец обращается в суд в связи со следующим:
1. Истец просит истребовать часть земельного участка с кадастровым №_______________________, расположенного по адресу: __________________, из чужого незаконного владения у Ответчика-2.
1) В результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №______________________, расположенного по адресу: ___________________, произошло наложение границ этого земельного участка на выделенные Истцу земельные участки. В этой связи часть земельного участка, выделенного Истцу, оказалась в чужом незаконном владении Ответчика-2. Право постоянного бессрочного пользования Истца на земельный участок площадью ______ Га и земельный участок площадью ______ Га было оформлено в установленном законом порядке, что подтверждается ______________________ (указать документ органа государственной власти (органа местного самоуправления) от____.____._____г. №_____ и Свидетельством №_____ на право бессрочного (постоянного) пользования землей от___.___.______г., а также ______________________ (указать документ органа государственной власти (местного самоуправления) от ___.____.______г. №___ о предоставлении Истцу дополнительного земельного участка площадью ____ Га и Свидетельством №_____ на право бессрочного (постоянного) пользования землей от __.___.______г.
Указанные Свидетельство №_____ от ____.____.______г. и Свидетельство №_______ от ____.___.______г. в соответствии с пп.9 п.3 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Закон «О введении в действие ЗК РФ») имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. являются надлежащими документами, подтверждающими право постоянного (бессрочного) пользования Истца на земельные участки.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 — 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, Истец как обладатель земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет право на защиту своего нарушенного права путем истребования части земельного участка из чужого незаконного владения.
В соответствии с п.39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту – Постановление от 29 апреля 2010г.) по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ___________________________не производилось согласование границ данного земельного со смежным землепользователем, т.е. Истцом. Таким образом, Истец не знал о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером______________________.
Это доказывает, что часть земельного участка выбыла из владения Истца помимо его воли. В этой связи Истец вправе истребовать из чужого незаконного владения как земельный участок в целом, так и его часть.
Право Истца на фактически используемый земельный участок подтверждается следующими документами: (указать документы).
Более того, право постоянного (бессрочного) пользования Истцом на земельный участок, входящий в состав земельного участка кадастровый №____________________, прекращено не было; Истец не давал своего согласия на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на названный земельный участок.
Таким образом, Ответчик-2 является недобросовестным владельцем земельного участка с кадастровым №____________________.

2) Истребуемая у Ответчика-2 часть земельного участка имеет индивидуально-определенные признаки.
Часть земельного участка, находящаяся в чужом незаконном владении Ответчика-2 индивидуализирована.
В соответствии с п.7 ст.38 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту – Закон «О ГКН») местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Наличие координат поворотных точек подтверждает, что истребуемая у Ответчика часть земельного участка индивидуализирована.

2. Истец просит обязать Ответчика-1 исключить из государственного кадастра объектов недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми № ________________________и №_________________________, расположенных по адресу: _______________.
1) Экспертное заключение___________. подтвердило наложение границ земельных участков с кадастровыми № и № , расположенных по адресу: ____________, на границы земельных участков Истца, предоставленных на основании (указать наименование документа органа государственной власти (местного самоуправления), а также на фактически используемые границы земельных участков Истца.
На основании ______________________________ (указать наименование документа органа государственной власти ) местного самоуправления) №____ от ___.___._____г. Истцу был отведен земельный участок. В соответствии с _________________________(указать наименование документа органа государственной власти (местного самоуправления) был составлен план на участок земли, отведенный Истцу.
Согласно _______________________ (указать наименование документа органа государственной власти) местного самоуправления) №____ от ___.___.______г. Истцу был предоставлен дополнительно земельный участок площадью ____ Га. Во исполнение указанного постановления был составлен план на участок земли, отведенный дополнительно Истцу.
___.___._____г. в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым №_______________________.
___.___._______г. в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым №_______________________.
В результате постановки земельных участков с кадастровыми номерами________________________, ________________________ на кадастровый учет произошло наложение границ указанных земельных участков на границы земельных участков, выделенных Истцу на основании ________________________ (указать наименования документов органов государственной власти (местного самоуправления). В этой связи Истец не имеет возможности осуществить постановку на кадастровый учет фактически используемого земельного участка.
Факт наложения границ земельных участков с кадастровыми № и № на границы земельных участков Истца является нарушением прав Истца , а именно:
Фактически используемые Истцом земельные участки в настоящее время принадлежат Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается (указать наименование документа органа государственной власти (местного самоуправления) от ___.____.______г. №_____ о выделении Истцу земельного участка для строительства гаражей общей площадью _____ Га и Свидетельством №_____ на право бессрочного (постоянного) пользования землей от ___.____._____г., а также _______________________ (указать наименование документа органа государственной власти (местного самоуправления) от ¬¬¬____.____._____г. №____ о предоставлении Истцу дополнительного земельного участка площадью ____ Га и Свидетельством №_____ на право бессрочного (постоянного) пользования землей от ___.____._____г.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона «О введении в действие ЗК РФ» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеназванной нормы факт наложения границ земельных участков с кадастровыми № _____________________и № _______________________на границы земельных участков Истца препятствует Истцу осуществить предусмотренную законом обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности.

2) При постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми № _________________________ и № ___________________были нарушены нормы Закона «О ГКН».
В соответствии с п.2 ст.16 Закона «О ГКН» постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
На основании ч.2 п.1 ст.22 Закона «О ГКН» заявителем вместе с заявлением предоставляется межевой план (при постановке на учет земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ч.3 п.3 ст.39 Закона «О ГКН» согласование местоположения границ проводится в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п.1,2 ст.40 Закона «О ГКН» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В актах согласования границ земельных участков с кадастровыми №_____________________, ____________________отсутствует подпись уполномоченного представителя Истца как обладателя смежного земельного участка, предоставленного Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из вышеуказанного следует, что постановка на кадастровый учет названных земельных участков без согласования границ земельных участков с Истцом нарушает права Истца как смежного землепользователя.

3) Сведения о земельных участках с кадастровыми №_________________________, ____________________ носят временный характер, и в связи с этим должны быть исключены из государственного кадастра объектов недвижимости в соответствии с Законом «О ГКН».
В соответствии с п.4 ст.24 Закона «О ГКН» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В кадастровой выписке от ___.____._______г. на земельный участок № ___________________ указано, что сведения о земельном участке носят временный характер. В выписке из ЕГРП от ____.____.______г. указано, что информация о правах на данный объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Таким образом, в связи с тем, что в настоящее время право на данный земельный участок не зарегистрировано, а сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости ___.____._____г., то сведения о земельном участке с кадастровым № ___________________подлежат исключению из государственного кадастра объектов недвижимости.

3. Истец просит взыскать с Ответчиков судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела.
В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При рассмотрении дела Истцом были понесены расходы по оплате госпошлины в размере ______________(______________) рублей и расходы по оплате землеустроительной экспертизы в размере ________________(_____________________) рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.1 ст.49, п.1 ст.110 АПК РФ, ч.4 п.2 ст.60 ЗК РФ, п.2 ст.16, ч.2 п.2 ст.27, ч.3 п.3 ст.39, п.1, 2 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

ПРОШУ:
1. Истребовать из чужого незаконного владения у Ответчика-2 часть земельного участка с кадастровым №________________________, расположенного по адресу: _______________, в координатах поворотных точек:____________________________________________________________________

2. Признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования Ответчика-2 на часть земельного участка с кадастровым №__________________________, расположенного по адресу: _____________в координатах поворотных точек:_______________________________________________

3. Признать за Истцом право постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка с кадастровым №____________________, расположенного по адресу: __________________в координатах поворотных точек: _____________________________________________________________________________

4. Обязать Ответчика-1 немедленно исключить из государственного кадастра объектов недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми № _________________и №_____________________, расположенных по адресу: ____________________.
5. Взыскать с Ответчика-1 и Ответчика-2 в пользу Истца денежные средства в размере _____________ (_____________) рублей в качестве расходов на оплату госпошлины.

Приложения:
1. Документы, подтверждающие право Истца на земельные участки (перечислить).
2. Квитанция об оплате госпошлины;
3. Копии чеков об отправке участникам дела копий искового заявления с приложениями;
4. Копия описи вложений;
5. Копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица;
6. Доверенность;
7. Выписка из ЕГРЮЛ.

Представитель Истца по доверенности _____________

Как решить земельный спор по границе участка?

Для того, чтобы беспрекословно владеть участком, необходимо с точностью знать, где пролегают его границы. Участок может быть зарегистрирован и поставлен на кадастр, но при этом сведений о его точных границах в Росреестре может и не быть. На сегодняшний день в России огромное количество участков не имеют точно установленных границ.

Либо они определены схематично, без определения точных координат на местности. Все это неизменно приводит к проблемам. Одна из самых распространенных проблем – споры и судебные разбирательства с соседями из-за не верно установленных границ участков.

Почему важно уточнить границы участка?

Владельцы земельных участков, границы которых не установлены, часто сталкиваются с проблемами захвата их территории, и как следствие к земельным спорам и судебным разбирательствам. Кроме того, к собственникам таких участков могут быть применены административные штрафы, так как документально не подтверждено их право пользоваться определенной территорией.
Если границы вашего участка не уточнены, Вам необходимо провести процедуру по определению на местности границ земельного участка. Простыми словами эту процедуру называют межевание.
Работы по межеванию позволяют официально закрепить, где заканчиваются границы конкретного земельного надела. Местоположение и границы земельного участка отображается и фиксируется в специальном документе — межевом плане. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Полученные данные необходимо передать в Росреестр для внесения и закрепления полученной информации, при этом госпошлину оплачивать не требуется.

Вовремя проведенное межевание, а также внесение в ЕГРН сведений о границах земельного участка является гарантией прав собственников, минимизирует возникновение земельных споров, а также, позволяет полноценно распоряжаться своим имуществом.

Причины появления споров по границе участка

Часто встречающимися причинами, которые вынуждают прибегать к обжалованию и повторному уточнению границ между территориями, являются:

Читайте так же:  За какие манипуляции с номерными знаками автомобиля можно остаться без прав. Штраф за закрытие номера
  • неточности, которые были допущены кадастровыми инженерами и неверные расчеты при выполнении работ по межеванию участков;
  • противоречивые задокументированные сведения (речь может идти о неточных методах землеустройства, применяемых ранее);
  • присвоение соседом участка, границы которого требуется установить (самозахват чужой земли).
  • Чтобы миновать судебные разбирательства, закон предписывает в обязательном порядке согласовывать результаты межевания с гражданами, владеющими смежными с конкретным участком землями.

    Однако, споры с соседями зачастую возникают как раз при подписании актов о согласовании границ или выносе границ на местности. Если спор с владельцами смежных территорий не удается разрешить самостоятельно, требуется вмешательство в дело суда, который решит спор, основываясь на положениях Земельного кодекса.
    Если соседу удастся доказать факт нарушения границ, он может оспорить результат этой процедуры даже при условии внесения данных в Кадастр.

    Разрешение спора по границе участка

    Людям, которые не желают втягивать в конфликт представителей суда, можно предпринять попытки договориться между собой. Но если уладить дело самостоятельно не получается, есть смысл прибегнуть к помощи специалистов. Что делать, если договориться не получается?

    Порядок действий:

    1. Устранение ошибок
    Если в реестре обнаружена кадастровая ошибка технического характера, следует обратиться в Росреестр с заявкой, в которой сослаться на №218-ФЗ с требованием исправить недочет. Можно приложить необходимую документацию в качестве доказательства своей правоты. У регистрирующего органа в этом случае в распоряжении есть всего 3 дня с момента поступления документов для исправления ошибок или объяснения причин отказа.

    2. Уточнение границ участка
    Необходимо уточнить фактические границы спорной территории, ее положение на местности относительно смежных участков. Прибегнуть к этим работам придется в любом случае для отстаивания своей позиции в суде или предоставления доводов владельцам соседних наделов. Для проведения повторного межевания предстоит оплатить работу кадастрового инженера, который будет действовать в рамках договора. Полную процедуру по определению границ участка мы описали в нашей статье Зачем уточнять границы и площадь земельного участка.
    В том случае, если уведомление отправлено/получено всеми владельцами участков, границы которых требуется уточнить, но во время межевания присутствовали не все, их уведомят о том, где и когда можно пройти процедуру согласования акта. Последующая неявка свидетельствует о согласии со всеми условиями, поэтому утверждение бумаги может состояться без их присутствия.

    3. Составление искового заявление и экспертиза
    В некоторых случаях сложность может возникнуть из-за нежелания соседей подтверждать процедуру согласования границы прилегающей территории. Такие вопросы рекомендуется решать исключительно через суд. Для этого следует обратиться туда с исковым заявлением. Его должны подписать владельцы участков, которые заинтересованы в решении спора. В качестве ответчика будет привлекаться хозяин прилегающей территории, чинящий препятствия для проведения необходимых проверок, включая землемерие.
    Назначение экспертизы производится по ходатайству любого лица (одного из участников конфликта). Инициатива может исходить и от судебных органов. Главным недостатком экспертизы считается ее стоимость. При обычном процессе межевания требуется привлечение порядка 15000 руб и выше. В случае проведения экспертного исследования потребуется сумма, почти втрое превышающая предыдущую (около 40000 руб.)
    Сбор спецкомиссии и проведение госэкспертизы во время ведения дел, связанных с землемерием, не относятся к обязательным процедурам. Установлено, что земельную экспертизу назначают в 90% случаев по решению членов суда и лишь при условии, если она не была проведена до обращения несогласных сторон к представителям правоохранительных органов.
    Экспертиза необходима, если имеют место быть конфликтные моменты во время изучения в суде иска от стороны, имеющей в собственности один из наделов.

    «Dura lex, sed lex»

    Процесс может идти по 2-м направлениям:

    1) Если документация, предоставленная членам судовой инстанции, несет мало информации для вынесения решения по спорной земле, назначают практическую экспертизу. Все работы курирует Роскомзем. Экспертиза аналогична той, которая проводится во время обычного процесса землемерия. Для его проведение требуется участие кадастрового инженера, который обладает официальным разрешением, дающим право заниматься кадастровыми и геодезическими работами. Этот человек обязан поставить подпись в экспертном заключении, где подробно описываются итоги процесса. По поводу сроков, в течение которых необходимо выявить объективные границы наделов, в законодательстве России ничего не сказано, но следует обращать внимание на соглашение, заключенное с экспертом, в котором должны определяться эти сроки.

    2) Необходимо выполнить госпроверку документации, включая кадастровую, руководствуясь №78-ФЗ (ст. 6). Требуется проверить документы по частным участкам, чтобы определить, совпадает ли план участка с исходными границами. Кроме того, предстоит выполнить проверку техусловий и требований, отраженных в действующих нормативных актах страны. Инициаторами этих работ могут стать третьи лица и представители муниципалитета, которые заинтересованы в ее проведении. Ответственными за ход работ являются члены Росреестра, которые работают в регионах. Максимальный срок данной процедуры может достигать 3-х месяцев со дня поступления документов, подлежащих исследованию.
    Отсутствие результата по поводу решения споров с соседями должно сигнализировать о том, что без привлечения суда и написания иска не обойтись. Для грамотного составления документа целесообразно проконсультироваться с юристом по земельным вопросам, который подскажет, как сделать все правильно, учитывая особенности дела.

    Куда гражданам подавать исковые заявления

    Подача исков осуществляется в территориальные суды, то есть в места, на которых находится природный объект – земля. Мировой судья заинтересован в том, чтобы как можно быстрее разрешить конфликт, причина которого заключается в невозможности установления истцом порядка использования имущества/земли.
    Представители районных судов могут разрешить конфликты, связанные с землемерием и установлением территориальных периметров спорных земель.

    Исковая давность и ее сроки

    Все конфликтные ситуации, которые имеют отношение к земле, разрешаются при условии соблюдения срока исковой давности, который не должен превышать 3-х лет. Отсчет следует вести с момента, когда заявителю становится известно о наступлении обстоятельств, по которым происходит нарушение его прав.

    Иногда, рассматривая дела, представители судовых инстанций сталкиваются с трудностями при определении точной даты, свидетельствующей о нарушении прав граждан, обращающихся с иском. В связи с этим суд может оставить за собой право продлить время, которое требуется для изучения иска.

    Судебная практика: случаи из жизни

    Даже в суде иногда могут возникать накладки. В основном речь идет о нарушении порядка, который определен действующим законодательством.

    Например, судебная коллегия пензенского облсуда посчитала правильным отменить решение, принятое 22.10.2013 года Ленинградским судом этого же города. Причиной явился отказ лиц, которые владеют смежными территориями, участвовать в рассмотрении дела и работ, связанных с изменением границ.

    Чтобы воспользоваться доказательной базой, необходимо учесть показания свидетелей, разницу грунтов, обратиться к архивным материалам и обратить внимание на постройки, находящиеся на землях. Без проведения исследования решить возникший спор не представляется возможным.
    Если документы не содержат четких указаний, касающихся границ участка, границами принято считать линии, которые сложились 15 лет назад и более, закрепленные с применением искусственных или природных объектов. Данным правилом необходимо руководствоваться и в том случае, если речь идет о проведении в отношении этих земель процедуры землемерия 10-летней давности.

    В любом случае спор, даже при его рассмотрении в суде, всегда подлежит разрешению. Однако, лучше не доводить до судебных разбирательств и решать земельные вопросы вовремя. Для этого нужно провести межевание своих участков и внести достоверные и узаконенные данные в Кадастр.

    Точные границы раз и навсегда решают все споры с соседями и не приведут к суду в случае их возникновения.

    Заказать уточнение границ земельного участка вы можете здесь.
    Получить консультацию по любому земельному вопросу Вы можете, оставив заявку ниже или по телефону +7 (499) 350-80-89

    Исковое заявление о выделе доли в натуре на земельный участок

    Земельные споры по поводу выдела доли в натуре могут длиться бесконечно. Но в один прекрасный момент один из совладельцев обращается в суд с иском о принудительном выделе своей части. Остальным собственникам остается лишь выступить в роли оппонентов истца – ответчиков.

    Основная сложность – составить грамотный иск о выделе натуральной доли и аргументировать свои притязания. Как показывает практика, с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Особенно если участники долевой собственности не проводили межевание или нарушили границы участка. Потребуется заказать земельную экспертизу.

    Давайте разберемся, в каких случаях уместно подать иск о выделе натуральной доли, в какой суд обращаться и на какие нюансы обратить особо пристальное внимание.

    Как правильно составить иск о выделе доли в натуре на землю

    Законные собственники земельного участка имеют право претендовать на выдел долей из общей массы (ст. 11.5 Земельного кодекса РФ). Остальная часть территории останется в руках не выделившихся совладельцев. Однако им придется зарегистрировать изменения в органе Росреестра.

    Рекомендуем ознакомиться с порядком и особенностями процедуры в статье «Выдел доли в натуре земельного участка из общей долевой собственности«.

    Однако, если соглашение составить невозможно, придется готовиться к судебному процессу. Один из первых этапов – подготовка и заполнение иска о выделе натуральной доли.

    Общие рекомендации:

  • Исковое заявление имеет строгую форму – формат белого листа А4 без полей, границ и лишних символов.
  • Название иска должно быть идентично положению статьи. Например, формулировка «выдел в натуре своей доли из общего имущества» соответствует п. 3 ст. 252 ГК РФ и проч.
  • Старайтесь ссылаться на правовые нормы целиком, а не указывать ссылки на отдельные положения – тем самым, вы показываете свою компетентность и заявляете о решительной позиции по земельному спору.
  • Уместно привести ссылки на судебную практику по схожим делам, что повысит шансы на успешное разрешение вопроса.
  • Соблюдайте логическую структуру документа: начните с изложения факта, а затем приводите ссылки на нормы права. Возьмите за правило – приводить обоснованность!
  • Ходатайствуйте перед судом о проведении земельной экспертизы, если требуется провести межевание и раздел границ участка.
  • Используйте нормы права, которые подходят под рассматриваемый случай, не злоупотребляя ссылками Земельного и Гражданского кодекса.
  • Не стесняйтесь обращаться к юридической терминологии – уместно применять «клише», которые позволят изложить обычные факты юридически грамотным языком.
  • Образец искового заявления о выделении доли в натуре на земельный участок

    Предлагаем рассмотреть структуру иска о выделе реальной доли на землю:

  • наименование мирового или городского (районного) суда;
  • ФИО истца, место жительства, а также данные о представителе – если имеется доверенность;
  • ФИО ответчика, паспортные данные, а если ответчиком выступает организация – наименование и юридический адрес;
  • название документа (по центру);
  • суть обращения – особенность нарушения прав и интересов истца;
  • информация о земельном участке: адрес, площадь, размер долей, кадастровые данные, сведения об обременении (при наличии);
  • обстоятельства, которые приводит истец – ссылка на конкретные положения законодательства, а в ряде случаев на судебную практику вышестоящих судов;
  • цена иска – расчет суммы за подачу искового заявления либо размера компенсации за выдел доли в натуре;
  • информация о досудебном этапе – как и когда ответчику было предложено решить вопрос мирным путем;
  • требование к суду;
  • список приложений (документов);
  • дата и подпись истца.
  • Прилагаемые к иску документы

    Положение ст. 132 ГПК определяет список документов, которые нужно подать вместе с иском о выделе доли земли в реальном эквиваленте:

    • копии уведомлений совладельцев о желании выделиться из общей массы на земельный участок;
    • подлинник квитанции об оплате госпошлины;
    • ходатайство перед судом об отсрочке или рассрочке оплаты госпошлины – в случае финансовых трудностей или иных обстоятельств;
    • копия кадастрового паспорта (выписки из ЕГРН) на земельный участок;
    • документы правоустанавливающего характера;
    • акт кадастрового инженера – если межевание уже проводилось;
    • паспорт истца;
    • иная документация.
    • Одним из дополнительных документов может быть ходатайство к суду о назначении экспертизы земельного участка. Чуть ниже разберем, что она из себя представляет и как ее запросить?

      Ходатайство о проведении земельной экспертизы

      Истец вправе ходатайствовать перед судом о назначении земельно-строительной экспертизы. Ситуации, когда можно запросить экспертную оценку, связаны с разделом участка или выделом доли из общей долевой собственности.

      Ходатайство можно подать не только в письменной форме, но и устно – во время судебного заседания. Однако по мнению юристов, желательно подавать ходатайство в письменной форме, поскольку оно послужит доказательством реального проведения экспертизы.

    • «шапка» или вводная часть – наименование суда, ФИО заявителя, особенности земельного спора;
    • основная часть – указывают прошение на проведение землеустроительных работ в рамках выдела доли в реальном размере, приводят доводы в пользу назначения экспертизы, вопросы спорного характера, объект экспертизы и конкретное указание на кандидата (например, кадастровый инженер Росреестра);
    • заключительная часть – просьба удовлетворить ходатайство и назначить экспертизу, список документов, дата и подпись заявителя (истца).
    • Городской или районный суд рассматривает ходатайство в рамках текущего производства. Спустя 7 дней истец подписывает договор о проведении земельной экспертизы. Готовность результатов зависит от загруженности органа Росреестра или частной оценочной фирмы. Обычно на выдачу акта уходит порядка 30-40 дней.

      Судебное рассмотрение дела о выделе натуральной доли считается платным. Сумма госпошлины зависит от кадастровой стоимости земельного участка, вернее выделяемой истцом доли.

      Подробнее о госпошлине за иск имущественного характера, подлежащего оценке можно узнать из пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, а мы лишь скажем, что минимальный размер госпошлины – 400 рублей, а предельно допустимый – 60 000 рублей.

      Оплату можно произвести любым удобным способом: в кассе банка, через электронный терминал или онлайн-банкинг. Последний вариант потребует заверки квитанции в банковском учреждении.

      Имущественные и неимущественные споры о правах на земельные участки отнесены к исключительным случаям – иск о выделе доли подается в суд по месту нахождения объекта недвижимости (п. 1 ст. 30 ГПК РФ).

      Нюансы судебного порядка:

    • Истец подает полный комплект документов, иски и квитанцию об оплате – секретарь выбранного суда регистрирует обращение гражданина. Если пакет отвечает требованиям ст. 131-132 ГПК РФ, суд выносит определение о запуске судебного производства. Секретарь суда рассылает уведомления всем участникам процесса, называет дату предварительных слушаний и разъясняет сторонам их права.
    • Слушания по делу о выделе доли в натуре могут длиться от 2 месяцев до нескольких лет, в зависимости от характера спора. Не исключено, что суд назначит земельную экспертизу, которая занимает в меньшем случае 2 недели, но чаще растягивается на месяц.
    • Итоговое решение издается в форме постановления. Стороны могут подать апелляционную жалобу в течение 10 дней, а если этого не происходит – решение вступает в законную силу и обязательно для исполнения. Истец получает исполнительный лист и обращается за регистрацией права собственности в орган Росреестра.
    • ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
    • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

      1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
      2. Позвоните на горячую линию:
        • Москва и Область — +7(499)648-11-59
        • Санкт-Петербург и область — +7(812)655-72-96
      3. Практика по спорам о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ

        Примечание. С 01.03.2015 ряд норм Земельного кодекса РФ, регулирующих приватизацию земельных участков, утратил силу. Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ЗК РФ был дополнен новой гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая содержит новые правила предоставления, в том числе, в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В частности, действующая редакция ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства. Если указанные земельные участки использовались в соответствии с разрешенным использованием более пяти лет, граждане вправе получить их в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

        Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков информация об оспаривании отказа в приватизации, приведенная в данном материале, применима к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015.

        Федеральные нормативные правовые акты

        Гражданский кодекс РФ

        — ст. 166 «Оспоримые и ничтожные сделки»

        — ст. 218 «Основания приобретения права собственности»

        — ст. 247 «Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности»

        — ст. 253 «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности»

        — ст. 260 «Общие положения о праве собственности на землю»

        — ст. 261 «Земельный участок как объект права собственности»

        — ст. 264 «Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков»

        — ст. 273 «Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений»

        — ст. 552 «Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости»

        Земельный кодекс РФ

        — ст. 10 «Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений»

        — ст. 25 «Основания возникновения прав на землю»

        — ст. 27 «Ограничение оборотоспособности земельных участков»

        — ст. 35 «Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение»

        — ст. 39.20 «Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение»

        — ст. 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий»

        Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

        — ст. 9 «Реестр прав на недвижимость»

        — ст. 13 «Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости»

        — ст. 28 «Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

        — ст. 34 «Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия»

        — ст. 42 «Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество»

        — ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

        — ст. 63 «Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

        Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

        Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

        — ст. 28 «Отчуждение земельных участков»

        Нормативные правовые акты г. Москвы

        Закон города Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы»

        Постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»

        Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

        Обратите внимание! Приведенные ниже позиции судов основаны в том числе на нормах Земельного кодекса РФ, утративших силу с 01.03.2015.

        Федеральная судебная практика

        К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

        По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

        (П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»)

        Передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в случае принятия соответствующего решения не означает разрешение на приватизацию земельных участков, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, которые в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждению не подлежат. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

        (Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2013 N АПЛ13-524)

        Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

        Приведенные нормы не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

        (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19)

        Никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этими зданием, строением, сооружением.

        (Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N 310-ЭС14-3089 по делу N А08-4584/2010)

        Практика Московского городского суда

        Поскольку спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет в том порядке, который требует действующее земельное законодательство, то в настоящее время он не может быть объектом спорных правоотношений и объектом права собственности.

        (Определение Московского городского суда от 27.12.2017 N 4г-17100/2017)

        Поскольку границы спорного земельного участка отсутствуют, то невозможно установить пересечение границ земельного участка с территориями с особыми условиями использования, запрещающими передачу земельного участка в собственность.

        (Определение Московского городского суда от 11.05.2017 N 4г-4901/2017)

        Поскольку истцом не доказаны основания приобретения спорного земельного участка на безвозмездной основе, как и не представлены доказательства предоставления земельного участка, не определены размеры и границы участка с учетом характера расположенного на нем объекта недвижимости, в приватизации земельного участка отказано.

        (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2019 по делу N 33-4724/2019)

        Отказ в приватизации земельного участка правомерен, если истец не представил достоверных доказательств того, что до введения в действие Земельного кодекса РФ был предоставлен земельный участок в размерах и границах, в которых он имеется в настоящее время, а также доказательств возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

        (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.04.2017 по делу N 33-14126/2017)

        ДГИ г. Москвы не допустил нарушения прав истца, указав на отсутствие в г. Москве очереди на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по причине отсутствия таковых участков.

        (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2017 по делу N 33-33736/2017)

        Коротко о важном

        В случае оспаривания отказа в приватизации земельного участка:

        Основное: о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации.

        В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001):

        Основное: о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

        Дополнительное: об обязании уполномоченного органа осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

        — Обратите внимание! Как показывает анализ судебной практики, несмотря на то, что одним из исковых требований является требование о признании незаконным отказа уполномоченного органа в заключении договора приватизации или в государственной регистрации права собственности на земельный участок, данная категория споров рассматривается в порядке гражданского судопроизводства согласно нормам ГПК РФ, а не КАС РФ. Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ споры о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, исполнение которых привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

        — Надлежащим ответчиком в спорах об оспаривании отказа в приватизации земельного участка является Департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы. Именно этот орган уполномочен принимать решения о передаче в собственность граждан земельных участков от имени Правительства Москвы.

        — В случае оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок надлежащим ответчиком является орган, осуществляющий государственную регистрацию, вынесший решение об отказе — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

        — Дела данной категории рассматриваются в качестве суда первой инстанции районным судом (ст. 24 ГПК РФ).

        Иск о признании права собственности на земельный участок нужно предъявлять по месту его нахождения по правилам исключительной подсудности (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). В противном случае судья возвращает исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

        — Перед подачей искового заявления о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в порядке приватизации рекомендуем ознакомиться с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП. Этот документ утвердил Перечень территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы для государственных нужд, который на текущий момент сохраняет свое действие. Если спорный земельный участок расположен в границах указанных в этом документе территорий, приватизировать его не представляется возможным.

        — Следует иметь в виду, что в силу прямого указания ряд земельных участков ограничен в обороте или изъят из оборота. Приватизация таких участков невозможна (ст. 27 Земельного кодекса РФ).

        — Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

        Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

        С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

        — Размер госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера составляет для физических лиц 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

        — Обязательный досудебный порядок урегулирования спора о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, законом не предусмотрен.

        — Исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ).

        — Если причиной отказа в приватизации стало то, что часть спорного земельного участка является земельным участком общего пользования, который не подлежит приватизации в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, следует обратить внимание суда на то, что данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, только если они уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N 11-В09-19).

        — Необходимо иметь в виду, что земельным законодательством не предусмотрена возможность трансформации права временного пользования земельным участком в право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения, несмотря на длительность пользования участком. Кроме того, законодательство не допускает предоставления временно выделенных земельных участков в собственность в порядке бесплатной приватизации, поскольку это означало бы изменение вида пользования земельным участком.

        — Несоответствие фактического вида использования земельного участка содержащемуся в государственном кадастре недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (после 01.01.2017) виду разрешенного использования этого участка не отнесено законодательством к числу оснований для отказа в приватизации земельного участка. Такой отказ не соответствует закону и подлежит отмене (например, Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 308-КГ16-4772 по делу N А53-7475/2015).

        — Что касается дел о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на предоставленный ранее земельный участок, то следует иметь в виду, что для участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30.10.2001) на основании документов, в которых не указано право, на котором представлен такой земельный участок, действует порядок государственной регистрации права собственности, определенный в ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

        Согласно ч. 1 этой статьи государственная регистрация права собственности гражданина на такой земельный участок осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

        — Государственная регистрация права собственности на участок, предоставленный до введения Земельного кодекса РФ, в пользу лица, к которому в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями той же статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности могут быть представлены: 1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение (предоставление таких документов не требуется, если право собственности гражданина зарегистрировано в ЕГРН) (ч. 3 ст. 49 Закона N 218-ФЗ); 2) один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 Закона N 218-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

        Подробнее о признании права собственности на земельный участок см. материал «Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского городского суда)».

        — При заявлении исковых требований, касающихся приватизации земельного участка, на котором расположены здания или сооружения, необходимо учитывать особенности предоставления таких участков в собственность, закрепленные в ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.

        Для принятия решения в пользу истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице.

        Обстоятельства, подлежащие доказыванию

        Доказательства, которыми можно подтвердить эти обстоятельства

        Примеры из судебной практики

        Для случаев оспаривания отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации

        Обратите внимание! На текущий момент достаточного количества судебной практики Московского городского суда по спорам о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков на основании ст. 39.5 ЗК РФ, действующей с 01.03.2015, не имеется. В связи с этим в таблице приведены в том числе примеры судебных решений об оспаривании отказа в предоставлении земельных участков на основании ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

        Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности

        Отсутствие документов, подтверждающих факт включения спорного земельного участка в состав земель с ограниченной оборотоспособностью

        Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2009 N 18-В-09-59

        Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд

        Нормативные акты органов исполнительной власти, подтверждающие, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд

        Истец является собственником здания, строения или сооружения, расположенного на спорном земельном участке, и поэтому обладает исключительным правом на приватизацию этого участка

        Свидетельство о праве собственности на здание, строение, сооружение (до 15.07.2016)

        Выписка из ЕГРП (с 15.07.2016)

        Выписка из ЕГРН (с 01.01.2017)

        Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение

        Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2014 N 305-КГ14-3895 по делу N А40-83380/2013

        Земельный участок был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения

        Распоряжение исполнительного органа государственной власти о предоставлении истцу земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование

        Границы приватизируемого земельного участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет

        Кадастровый паспорт земельного участка

        Для случаев оспаривания отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

        Земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

        Один из документов, перечисленных в п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

        К истцу в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на расположенное на земельном участке, предоставленном до введения в действие ЗК РФ (до 30.10.2001), здание или сооружение согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

        Один из документов, перечисленных в п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

        Исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации

        Обратите внимание! В связи с вступлением в силу с 01.03.2015 поправок, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и утратой силы ряда норм ЗК РФ о приватизации земельных участков данное заявление применимо к ситуациям, когда заявление о приватизации было подано до 01.03.2015. Приведенные в заявлении требования основаны в том числе на ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

        Представитель Истца: Петухов Олег Анатольевич

        о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в порядке приватизации

        «___» _____________ _____ г. Истец обратился в _______________________ с заявлением о передаче Земельного участка в собственность Истца в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.

        Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Истцу было отказано в приватизации по причине ____________________________________________________.

        По мнению Истца, данный отказ не соответствует законодательству, поскольку:

        — На указанном Земельном участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее Истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности (до 15.07.2016)/свидетельством о государственной регистрации права (до 15.07.2016)/выпиской из ЕГРП (с 15.07.2016)/выпиской из ЕГРН (с 01.01.2017)/свидетельством о праве на наследство/иным документом, подтверждающим право собственности Истца на здание (строение) или сооружение/документом, указанным в ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

        В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники расположенных на них зданий, строений, сооружений.

        — Земельный участок не имеет ограничений в оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ и препятствующих приватизации, что подтверждается: отсутствием каких-либо документов, указывающих на его принадлежность к землям с ограниченной оборотоспособностью.

        Согласно п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        — Земельный участок расположен вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд и не подлежащих приватизации, что подтверждается: нормативным актом органа исполнительной власти, подтверждающим, что приватизируемый участок не включен в границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

        Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

        — Земельный участок был предоставлен Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения, что подтверждается: распоряжением исполнительного органа государственной власти о предоставлении Земельного участка.

        Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

        Согласно п. 3 ст. 21 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

        Истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу «___» _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ___________________________________________________________________________________________.

        На основании ст. ст. 20, 21, 27, 36, 37 Земельного кодекса РФ, п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

        1. Признать отказ в предоставлении Земельного участка, расположенного по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, в порядке приватизации незаконным.

        2. Обязать _____________________________ осуществить государственную регистрацию права собственности Истца на Земельный участок общей площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: _______________________, кадастровый номер ________, в установленный законом срок.

        1. Доказательство наличия у Истца права собственности на строение/здание/сооружение, расположенное на спорном Земельном участке: копия свидетельства о праве собственности/копия свидетельства о государственной регистрации права/копия свидетельства о праве на наследство/копия иного документа, подтверждающего право собственности Истца на здание (строение) или сооружение/копия документа, указанного в ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

        2. Доказательство расположения Земельного участка вне границ земель, зарезервированных для государственных нужд: копия нормативного акта, устанавливающего границы земель, зарезервированных для государственных нужд.

        3. Доказательство предоставления Земельного участка Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения: копия распоряжения исполнительного органа государственной власти о предоставлении Земельного участка.

        4. Копия документа, содержащего оспариваемое решение об отказе в приватизации земельного участка.

        5. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом исковом заявлении).

        6. Копия искового заявления для Ответчика.

        7. Доверенность на представителя (если иск подается представителем Истца).

        8. Квитанция об уплате госпошлины.

        Представитель Истца: __________________ Петухов О.А.

        Исковое заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

        В ____________________________ районный суд

        Истец: ____________________________ (Ф.И.О.)

        эл. почта: _________________________________

        телефон: 8-929-527-81-33, 8-921-234-45-78,

        Ответчик: ___________________ (наименование)

        Госпошлина: _____ (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ)

        о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001)

        На основании _______________________ от «___» _____________ _____ г., выданного ___________________________________, Истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу ________________________, общей площадью _____________ кв. м, кадастровый номер _________________ (далее — Земельный участок).

        «___» _____________ _____ г. Истец обратился в _______________________ с заявлением о государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

        Письмом N _____ от «___» _____________ _____ г. Истцу было отказано в государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов на Земельный участок.

        По мнению Истца, данный отказ является незаконным, поскольку:

        — Истец имеет право на получение в собственность Земельного участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что подтверждается: актом органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка/актом (свидетельством) о праве Истца на земельный участок/выпиской из похозяйственной книги (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства)/иным документом, устанавливающим или удостоверяющим право Истца на земельный участок.

        В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

        Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ, осуществляется на основании: 1) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; 2) акта (свидетельства) о праве гражданина на указанный земельный участок; 3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.

        Истец обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу «___» _____ ___ г. В результате рассмотрения жалобы было принято решение ____________________________________________.

        Истец не обращался с жалобой по тому же предмету, который указан в настоящем исковом заявлении, в вышестоящий в порядке подчиненности орган/к вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

        На основании п. п. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

        1. Признать отказ в государственной регистрации права собственности на Земельный участок, расположенный по адресу: _____________________________, общей площадью _________ кв. м, кадастровый номер ______, незаконным.

        1. Документ, являющийся основанием для регистрации права собственности Истца согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка/копия акта (свидетельства) о праве Истца на земельный участок/копия выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у Истца права на земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства)/копия иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право Истца на земельный участок.

        2. Копия документа, содержащего оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Земельный участок.

        3. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица (если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом исковом заявлении).

        4. Копия искового заявления для Ответчика.

        5. Доверенность представителя (если исковое заявление подается представителем Истца).

        6. Квитанция об уплате госпошлины.

        «___» __________ ____ г.

        Читайте так же:  Пособие к снип противодымная защита. Пособие к снип противодымная защита

    admin